Карта ислама в мире

03.09.2018 0 Автор admin

Цель: Продолжить создание целостной картины многообразного мира, учение и повторение политической карты.

Задание 12 б Религии мира. Мусульманские страны на политической карте мира
Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют около 1 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10% в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии. Кроме того, имеется значительное количество мусульман в США, Китае, Европе, республиках бывшего СССР и Южной Америке.
Перечень государств, в которых большинство населения является мусульманами

  1. Азербайджан — Республика Азербайджан
  2. Албания — Республика Албания
  3. Алжир — Алжирская Народная Демократическая Республика
  4. Афганистан — Исламская Республика Афганистан
  5. Бангладеш — Народная Республика Бангладеш
  6. Бахрейн — Королевство Бахрейн
  7. Босния и Герцеговина — Босния и Герцеговина
  8. Бруней — Бруней Даруссалам
  9. Буркина Фасо — Демократическая Республика Буркина Фасо
  10. Гамбия — Республика Гамбия
  11. Гвинея — Республика Гвинея
  12. Джибути — Республика Джибути
  13. Египет — Арабская Республика Египет
  14. Индонезия — Республика Индонезия
  15. Иордания — Иорданское Хашемитское Королевство
  16. Ирак — Иракская Республика
  17. Иран — Исламская республика Иран
  18. Йемен — Йеменская Республика
  19. Казахстан — Республика Казахстан
  20. Катар — Государство Катар
  21. — Киргизская Республика
  22. Коморские острова — Федеративная Исламская Республика Коморы
  23. Кот-д’Ивуар — Республика Кот-д’Ивуар
  24. Кувейт — Государство Кувейт
  25. Ливан — Ливанская Республика
  26. Ливия — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия
  27. Мавритания — Исламская Республика Мавритания
  28. Малайзия — Малайская Федерация
  29. Мали — Республика Мали
  30. Мальдивы — Мальдивская Республика
  31. Марокко — Королевство Марокко
  32. Нигер — Республика Нигер
  33. Нигерия — Федеративная Республика Нигерия
  34. Объединённые Арабские Эмираты — Объединённые Арабские Эмираты
  35. Оман — Султанат Оман
  36. Пакистан — Исламская Республика Пакистан
  37. Палестина — Государство Палестина
  38. Саудовская Аравия — Королевство Саудовская Аравия
  39. Сейшельские острова — Республика Сейшелы
  40. Сенегал — Республика Сенегал
  41. Сьерра-Леоне — Республика Сьерра-Леоне
  42. Сирия — Сирийская Арабская Республика
  43. Сомали — Сомали
  44. Судан — Суданская Республика
  45. Таджикистан — Республика Таджикистан
  46. Тунис — Тунисская Республика
  47. Туркменистан — Туркменистан
  48. Турция — Турецкая Республика
  49. Узбекистан — Республика Узбекистан
  50. Чад — Республика Чад
  51. Эритрея — Государство Эритрея

Второе – официальное название.

Задание:

1. Посмотрите на карту «Мусульманские страны на карте мира. (На интерактивной доске) Для каких субрегионов характерно преобладание мусульманского населения?

2. Найдите на политической карте государства из списка.

5 государств по списку , 1 минута каждому ученику. Можно на интерактивной доске, на контурной карте из галереи (если ученик выберет такой вариант, не закрашивать, ставить жирную точку маркером или галочку пером.).

3. Выбрать из списка монархии. Больше монархий или республик? Почему?

Оценки:

За 2 вопрос накопление баллов.

При правильном ответе на 1,2 — «5»

При правильном ответе на 2,3 — «5»

По 1,3 вопросы можно спросить только одного ученика.

При работе с интерактивной доской или печатным носителем цели и оценивание не показывать. Я копирую это из пояснительной записки для семинара.

Смотрите также:
Цель: Продолжить создание целостной картины многообразного мира, учение и повторение политической карты.

Карта распространения ислама

Задание 12 б Религии мира. Мусульманские страны на политической карте мира
Политическая карта мира. История формирования политической карты
Билет 19 вопрос 1 Многообразие стран современного мира, их основные типы
Тест контроль: «Политическая карта мира»
Задание по карте «Страны мира»
Происхождение материков и океанов
Терморегуляция и закаливание организма
Курсовая подготовка педагогов 2010/2011 г. №
Комическая картина мира как фрагмент эмоциональной картины мира
Схема условных знаков к контурным картам стран мира Правила заполнения контурных карт
Промышленно развитые страны мира в начале XX века
Программа «Истоки» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Цифровая (электронная) карта мира — подробная электронная карта расселения мусульман суннитов и шиитов (карта распространения суннитской (sunni islam) и шиитской (shia islam) ветвей ислама) на территории Африки.

Ислам (мусульманство) (от араб. покорность). Монотеистическая религия, основа которой вера в единого Бога и необходимость поклонения только Ему. Ислам является самой многочисленной религией после христианства и численность его приверженцев растёт в арифметической прогрессии (в первую очередь за счёт роста населения стран, исповедующих ислам). На сегодняшний день, согласно www.adherents.com, насчитывается 1,3 миллиарда людей, исповедующих ислам (23% всего человечества). Только 18% мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30% — в Пакистане и Бангладеш, также существует огромное количество мусульман в Индонезии. Кроме того, имеются значительное количество мусульман в США, Китае, Европе, республиках бывшего СССР, Индии и Южной Америке.

Исламское знание

Сам Пророк делил исламское знание (ильм) на три ветви:

Иман, или вероучение.
Ислам, или культ. Делится на:
Шахада, свидетельство
Салят, молитва
Сыям, пост
Закят, милостыня
Хаддж, паломничество
Ихсан, искреность
Исламское право называется шариатом.

Священные книги

Коран — основная священная книга мусульман, как Тора для евреев и Евангелие для христиан.

Ислам по странам

Коран разделен на 114 глав (сур). При построении графика: справа налево: с одной стороны номер суры, с другой — число аятов (стихов) в этих сурах, получается на арабском слово «Аллах». Суры мекканские-ниспосланные в Мекке(более ранние) и мединские-ниспосланные в Медине (более поздние) перемешаны. Один и тот же текст может присутствовать в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами гееной (джаханама) в будущей жизни всем непослушным.

Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна, состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. В трактовке Сунны есть противоречия между двумя главными направлениями ислама: шииты признают не все хадисы, признаваемые суннитами. Но основная часть Священного Предания едина для всех направлений мусульманства. Различия в обрядах и догматике между направлениями ислама невелики.

Вероучение

Основными источниками мусульманского вероучения являются Коран, Сунна (совокупность общепризнанных хадисов) и общее согласие верующих (иджма). В качестве вспомогательных могут рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также иджтихад (собственное мнение образованного мусульманина).

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником — пророком; что до него Бог посылал людям и других пророков — Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус); что существуют ангелы и джинны; что в последний день мира мёртвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие Бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует Божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

В Коране подчёркивается принципиальная неописуемость Аллаха, который не подобен никакой другой вещи (сура 112). Людьми Аллах воспринимается через его имена и атрибуты. Известно 99 имен Аллаха. В исламе подчёркивается милосердие Бога по отношению к творению, каждая сура Корана начинается со слов «во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного», кроме суры "ат-Тауба"(Покаяние). Люди, ангелы, и джинны, созданы для того, чтобы служить Богу. Это является единственным смыслом их существования. Понятие служения Богу не должно трактоваться буквально — это и обретение себя в гармонии с окружающим миром, реализация и развитие заложенных добрых склонностей в течение жизни,а, главное, ислам является социальной религией,где вместо медитации предлагается искренние, добрые отношения с людьми.

Религиозные обряды

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

обязательная пятикратная молитва (намаз) каждый день в установленные часы, которой предшествует омовение (тахарат);
налог (закят) в пользу бедных;
ежегодный пост ( ураза, в десятом месяце — рамадане) в течение всего месяца;
паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае её отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям. Верующий по своему желанию может совершать дополнительные посты и молитвы, а также чтение вслух Корана, однако излишний аскетизм, причинение вреда здоровью религиозной практикой, не одобряется исламской традицией.

Джихад

Ислам критикует христианство за излишний аскетизм и невнимание к материальному миру. Вместо монашества и самоистязания правоверным предписан джихад — активная борьба со злом в окружающем обществе. Это слово переводится на русский как «усилие». Политик, военачальник, ученый, торговец, совершающие добрые дела в материальном мире, являются участниками джихада, муджахидами. Если человек прикладывает свои духовные, физические и материальные возможности для распространения веры в Бога, то этот человек совершает джихад. Вместе с остальными ежедневными обязанностями, которые мусульманин совершает по Предписанию Всевышнего Аллаха, джихад является для него отдельной обязанностью. Трактовка джихада как исключительно вооруженной борьбы является плодом западного восприятия ислама, и противоречит традиции, которая предписывает решать возникающие проблемы прежде всего мирным путем.

Этика ислама

Этика ислама носит практический характер. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло прощением либо наказанием через шариатский суд, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.

Ислам выступает против уравнивания (эмансипации) полов. Права и обязанности женщин в исламском обществе отличаются от прав и обязанностей мужчин. В частности, женщина не обязана работать и воевать. Родственники-мужчины должны обеспечивать женщину всем необходимым. Если родственники бедны, то эту обязанность берёт на себя Исламское государство. Осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Коран значительно облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов, которое позволяло мужчине безнаказано убивать своих маленьких дочерей.

Все мусульмане равны перед Богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2: 276). Таким образом, одалживание денег под проценты Кораном запрещено; все банки строгих исламских стран являются инвестиционными.

Различные течения в мусульманстве

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

Шиизм

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма («шия» по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были избраны религиозной общиной. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране, Ираке, Ливане и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата.

По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников.

Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы ещё в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, её основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается «мировая душа». Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов — демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово «assassin» — убийца).

От исмаилизма отделилась также секта алавитов, приверженцы которой проживают в северо-западной Сирии и южной Турции.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В настояшее время интерес к шиизму вообще, и к концепции создания арабского шиитского государства в особенности, резко возрос. Это вызвано тем, что арабы-шииты проживают главным образом по северному побережью Персидского залива, где находится 2/3 разведанных запасов нефти. Арбов-шиитов насчитывается примерно 30 миллионов человек и проживают они на юге Ирака, юго-западной иранской провинции Хузистан, а так же в Бахрейне, Кувейте, Саудовской Аравии и составляют цельную этно-религиозную общность. Историческая столица арабов-шиитов — расположенный в Ираке город Басра. Ни в одной из этих стран арабы-шииты не принадлежат к правящей элите.

Ортодоксальный ислам (Суннизм)

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX веках в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, считал Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) правоверное духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности и несотворенности Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX веках в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет. Различия между четырьмя школами шариата (мазхабами) очень мелкие, и всеми суннитами расцениваются как незначительные.

Суфизм и тарикат

В тех же VIII-X веках в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова «суфи» — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось, как ответ на нравственное падение и отход от исламской морали в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма.Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а занимались совершенствованием поклонения и поиском искренности (ихсан). Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (Бог — во всем мире, весь мир — проявление или эманация Бога) и тем самым удалялись от монотеизма, который дан в Коране. Суфии придавали особое значение медитациям на 99 имен Аллаха. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны салафитов, позднее у части суфиев наблюдается эволюция к ортодоксальному исламу. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с Богом (слово «тарикат» по-арабски путь). Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: «Ху!».

Салафизм

Суннитские богословы всегда боролись против нововведений в религии. Подобный последовательно ортодоксальный суннизм называется салафизмом, а последователи салафитами.

К числу известных салафитов относится Мухаммед ибн Абдул-Ваххаб, ученый ханбалитского мазхаба.

Его учение распространялось в в XVIII веке.

Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному Богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджаз с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, в настоящее время господствуют салафитские учения.

Бабизм и бехаизм

Развитие шиизма все дальше уводило его от исламской ортодоксии. Так, религиозную оболочку приняло массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище «Баб» («врата» в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя.

Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись либерализации по западному образцу. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

Сунниты, шииты, и тем более салафиты, конечно, не считают бахаистов мусульманами, да и самосознание последователей Бахауллы свидетельствует о том, что это другая религия, хотя и имеющая заимствования из ислама.

Махдизм

Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898 годах. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом. Он был признан лжемахдием, потому что по вероучению Ислама, Махди должен прийти перед концом света и бороться вместе с пророком Исой (Исусом) против Даджаля (Антихриста).

Страны, где больше 10% населения — мусульмане: Алжир, Албания, Афганистан, Бангладеш, Босния и Герцеговина, Египет, Индонезия, Иордания, Иран, Ирак, Йемен, Казахстан, Катар, Кувейт, Китай, Ливия, Ливан, Малайзия, Мавритания, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты, Судан, Сомали, Пакистан, Палестинская Автономия, Саудовская Аравия, Сирия, Таджикистан, Тунис, Турция, Узбекистан, Эритрея (список неполный).

Ислам в мировой политике

В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

Кто такие сунниты?

Суннизм — доминирующая ветвь ислама. Сунниты — в буквальном смысле этого слова — мусульмане, которые руководствуются "сунной" — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм — доминирующая ветвь ислама. "Сунна" объясняет священную книгу мусульман — Коран — и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование "сунне" главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями "сунны".

Кто такие шииты?

Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает "приверженцы" или "партия Али". Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников — Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

Суннитов больше, чем шиитов, но во время хаджа все разногласия забываются После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, — это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и "сунны", в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам "недозволенные" новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

Кого в мире больше — суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной "умме" — мусульманском населении мира — являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира — несмотря на призывы к мусульманскому братству — существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

Кто такие ваххабиты?

Ваххабизм — учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

Основа ваххабизма — идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам — например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты — и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем — официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов. Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне.

Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.