Казачество в ставропольском крае

08.04.2018 0 Автор admin

Становление казачества на Ставрополье началось в общем русле движения за возрождение казачества по всей территории СССР ещё в 1989г. Организационный комитет возглавил известный поэт Витислав Ходарев, туда же вошли: Юрий Хоменко, Николай Ляшенко, Владимир Козлитин, Геннадий Костин и др. Представительная делегация ставропольских казаков участвовала в I-м Учредительном Большом Круге Союза казаков России, который проходил 27-29 июня 1990 г в Москве.

Сергей Пальчиков: «Ставропольский округ должен консолидировать казаков»

Характерно, что делегация представляла интересы казаков практически всего Северного Кавказа.

Казачество Ставрополья

Становление казачества на Ставрополье началось в общем русле движения за возрождение казачества по всей территории СССР ещё в 1989 г. Организационный комитет возглавил известный поэт Витислав Ходарев, туда же вошли: Юрий Хоменко, Николай Ляшенко, Владимир Козлитин, Геннадий Костин и др.

Представительная делегация ставропольских казаков участвовала в I-м Учредительном Большом Круге Союза казаков России, который проходил 27-29 июня 1990 г в Москве. Характерно, что делегация представляла интересы казаков практически всего Северного Кавказа (исключая Краснодарский край), а кандидатуру донского казака Александра Гавриловича Мартынова на пост атамана Союза казаков России предлагал наш ставропольский делегат, атаман Сунженского отдела на территории тогдашней Чечено-Ингушетии Александр Подколзин.

28 сентября 1990 г. состоялся I-й Учредительный Круг Ставропольского краевого Союза казаков — с этой даты ведется официальный отсчет возрождения.

В ходе дальнейших трансформаций краевой Союз приобретал различные организационные формы и на 17-й год возрождения и становления казачество на Ставрополье вот как выглядит:

Ставропольское казачье войско: общественная организация, действующая на основе Закона РФ «Об общественных объединениях», правопреемник Ставропольского краевого Союза, образовано в ноябре 1994 г., бессменным его атаманом до своей безвременной кончины 3 октября 2003 г. был Виктор Федорович Шарков. Объединяет в основном казаков-кубанцев западных районов Ставрополья, потомков репрессированных кубанских казаков в восточных районах;

Терское казачье войско: действует на тех же основаниях, выделилось в конце 1991 г. из Став­рополь­ского краевого Союза, объединяет казаков, про­жива­ющих на став­ро­поль­ской части историчес­кой территории войска Терского (район Кавказских Минеральных Вод, юго-восточные районы края)

В 2001 г. эти две общественные организации объединились в движение «Союз казаков Ставрополья» для координации действий на территории края.

Особняком стоит Ставропольское окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества (так называемый «государственный реестр») — казаки, ушедшие под крыло власти в чаянии обещанной государственной службы, которую они ждут с 1998 г. и которой нет и не будет — в данном случае власть спаразитировала на достижениях общественной фазы возрождения казачества, не создав ничего своего.

Наша точка зрения на сакральный смысл возрождения казачества может быть спорной, но она напрямую вытекает из той роли, которую казаки играли в истории России.

Казачество- продукт исторического самообразования народов, издревле обитавших в нижнем течении Волги, Дона и Днепра, где никогда не было голода, куда стремились многие. В то же время, эти места, образно выражаясь, являлись «проходным двором» для многочисленных завоева­телей. И народ, обитавший здесь, должен был ответить на вызов истории — выработать свои методы боевой самозащиты, чтобы сохранить себя в потомках. Так что точка зрения, о казачестве, как образовании из беглых крестьян, бежавших от гнета бояр и помещиков не более чем примитив. Хотя таковые, безусловно, имелись, но приходили они не на пустое место — правило «С Дону выдачи нет» формировали не беглые.

Первые упоминания о службе казаков государству Российскому относятся к 1444 году (го-родовое казачество), хотя известно, что казаки в канун Куликовской битвы в сентябре 1380 г. преподнесли великому князю Московскому Дмитрию икону Донской Божьей Матери с пожеланиями одоления безбожных татар. В последующем, участвовали во всех войнах России, расширили ее пределы до берегов Тихого океана, Аляски и Калифорнии на востоке, до Кушки и Карса на юге — Ермак, Хабаров, Атласов, Дежнев, Платов, Иловайский, Бакланов, и далее, и далее, и далее… перечислением знаменитых казачьих фамилий в истории России можно занять не одну книгу.

Непростыми были отношения с государством: имелись моменты, когда казаки трясли его как грушу спелую (Разин, Булавин, Пугачев), но и власть в долгу не оставалась — тогда плыли вниз по Волге и Дону плоты с повешенными на них казаками, а их городки выжигались дотла. Что было — то было. Но установилось, в конце концов, то здоровое недоверие, при котором государство и казачество были взаимно обязательны — от казаков служба, от власти земельное обеспечение и освобождение от налогов. Так и образовалось казачество — самый свободный и самый демократичный народ России, «этнос, особо способный к самоорганизации», народ-воин, народ-первопроходец, народ-пограничник, духовной основой которого было Святое Православие, экономической — общинное землевладение, организационной — казачье самоуправление.

Революции, гражданская война, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное время вплоть до 1989 г. — отдельная большая тема, которую коротко можно охарактеризовать так: богоборческая власть топталась на трех поколениях казаков, что не могло не сказаться на качестве возрождения — грызня, склоки, многоатаманство, использование в политических интригах, затягивание в национальные разборки, а то и в прямой криминал.

Считаем — мы в Ставропольском казачьем войске подошли к той фазе становления, когд можно говорить о конструктивности и эффективности в соответствии с установившимися политическими, экономическими и социальными реалиями.

Итак: что возрождаем? А способность к самоорганизации в новых исторических условиях — казачество умело находить ответы на вызовы, потому и сохранилось. Уверены — так будет и сейчас.

Что делаем для этого? Восстанавливаем культурные и бытовые традиции, духовную основу Святое Православие (восстановление и стро­итель­ство Право­слав­ных Храмов, часовен, установка памятных Крестов, оборудование святых мест и источников, участие в церковных праздниках и Богослужениях). Ищем и находим лидеров на местах — селах, станицах, районах, хуторах и организуем казачьи общины с опорой на местных православных священников, но не форсируем при этом численности. Не упускаем случаев организации своих структур за пределами Ставрополья — есть отдел в Санкт-Петербурге, на годовщину образования столичной сотни войска в г. Москве 24 февраля с.г. вручили Знамя.

Поддерживаем теснейшие связи с нашей головной структурой — Союзом казаков России, ее Верховным атаманом А.Г. Мартыновым, нашими ближними соседями терцами, кубанцами, калмыками, донцами. Но и дальних тоже не забываем — от Приднестровья до Семиречья и Сахалина.

Поддерживаем связи и со структурами, не входящими в Союз казаков, ибо пришли к пониманию, что толку от взаимных обвинений немного, что любая русская, православная, казачья структура это благо и нужно лишь умение находить конструктивные моменты, иметь волю к сотрудничеству.

Тесно контактируем с другими общественными патриотическими организациями, имеем связи с этническими диаспорами, не стоим в стороне и от политической жизни — принципиально не поддерживаем ни одну из партий, но поддерживаем личности.

От власти держимся на почтительном расстоянии, ибо очень хорошо понимаем и чувствуем ее нынешнюю суть — подпускать близко к себе нельзя, придушит. Государство и Отечество — не одно и то же. Но уважаем и контактируем, от ее просьб не отказываемся, мероприятия в которых нам поручают участвовать организовываются толково, своеобразно, интересно, поучительно и запоминаются надолго (это не наша оценка).

Очень серьезно относимся к СМИ. Возобновили выпуск своей газеты «Ставропольский казачий вестник», о нас много пишет местная краевая и районная пресса, есть материалы в центральных изданиях, хороший контакт с телевидением (наша казачья свадьба в с. Рагули на всю Россию прогремела), а наш Интернет-сайт смотрят даже на Мадагаскаре (оказывается, там тоже казаки есть). Мы — организация общественная, делаем что можем, но, если делаем — то добротно и на совесть. Помощи не просим, но и не отказываемся от нее.

Главный вопрос: а для чего все это? Очень хорошо понимаем, что сейчас есть наше государство и наша власть — без духовности, без идеологии, узкий прагматизм и безудержное воровство. Нет гражданского общества, которое могло бы эту власть контролировать. И казачество в силу своей исторической ментальности может сказать здесь свое веское слово. Как и Союз Русского Народа тоже. Конечно, есть вопросы спорные. Говорят — казачество, это состояние русского народа в экстремальной ситуации. Можно согласиться или не согласиться. А есть еще — казачество, это этнический момент русского, православного и славянского населения. Для Северного Кавказа вопрос серьезный — казаки веками были здесь регулятором межэтнических отношений, пока этот баланс не уничтожили большевики. Именно в борьбе за право быть хозяевами на своей земле убиты атаман Александр Подколзин в 1991 г. и атаман Андрей Ханин в 2007 г. А власть, особенно в ее нынешнем состоянии, нам в этих делах не помощник, а так — огнетушитель.

Но, несмотря на нынешние печальные реалии, смотрим в будущее с оптимизмом, иначе — для чего мы все это делаем? Известно, что исторический прогресс повинуется управлению умного, тащит вперед глупого, а дурака — сминает в прах. Не хотим быть перемолотыми в пыль. И вспоминаем слова отечественного мыслителя Владимира Соловьева: «Народ- не то, что он думает о себе в истории, а то, что Бог думает о нем в вечности».

Атаман Ставропольского
казачьего войска,
Войсковой старшина
Д.В. Стригунов

Запись опубликована в рубрике Публикации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Почти весь мой род начал свое существование в станице Советской Ставропольского края. Сначала я хочу рассказать, что такое станица.

Станица — это поселение-крепость, жители которой защищали границы России. Называли жителей таких поселений казаками. Весь Ставропольский край, как и станица Советская был основан в 1777 году по указу императрицы Екатерины II. И называлась эта станица в то время станица Государственная. Казаки охраняли рубежи нашей Родины от горцев, народов, которые жили в горах и часто нападали на наши земли. За верную службу царица Екатерина II наградила казаков наделами земли, расположенными на границе России. Таким образом казаки были вынуждены защищать не только рубежи нашей Родины, но и в первую очередь свои жилища. В русских и польских летописях слово “казак”, или “козак”, появляется в XIV веке. Слово это тюркского, восточного происхождения, означает “вольный, независимый человек; свободный конный воин”.

Главный критерий при записи вольных людей в казаки был один — беспредельная смелость, отвага, отменное умение владеть оружием и конем. Казаки были свободны от всех повинностей, однако оружие, снаряжение и коней они приобретали за свой счет или добывали в бою.

Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом. Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: “Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят”. Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке “смирно”, не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только “на Вы”. В казачьих семьях, за столом, право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же “всыпали горячих” по числу прожитых годов виновника. “Ученый” вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку. Именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов. Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях.

Будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам. Интересно, что казакам разрешалось носить боевые награды своих отцов и дедов, в память о заслугах своих предков.

Казаков, которые проживали в нашей станице называли Терскими потому, что под горой рядом со станицей текла река Терек. Однажды в горах произошел обвал и река поменяла направление, русло реки пересохло. На месте пересохшего русла вырос лес, в котором даже водились волки. А сейчас на этом месте течет река Кура. С приходом советской власти нашу станицу переименовали в станицу Советскую. Во времена Советской власти казачество, как класс было уничтожено.

Глава II История моих предков.

Все мои родственники со стороны мамы были казаками. Все они охраняли рубежи Родины, у каждого из семьи были огромные наделы земли, которые они возделывали и следили за ними. У каждого из семьи было много детей. Например, у моей прапрапрабабушки Пелагеи было 17 детей. И при рождении тройни она умерла. Новорожденные тоже умерли. Не выдержав горя, через несколько дней умер и ее муж Василий. Рассказывают, что на похоронах за его гробом шел его конь и из лошадиных глаз катились крупные слезы. Всех детей, оставшихся сиротами забрали родственники.

Моя прабабушка Шура, которая сейчас живет в станице Советской, рассказывала такую историю. Во время Великой Отечественной Войны у нас в станице были немцы. У них дома размещалось несколько фашистов. Однажды по ноги одному немцу попался маленький щенок и немец поднял автомат, чтобы застрелить его. Бабушка Шура, тогда еще 10-летняя девочка, бросилась на немца и закрыла собой своего маленького друга. Немец засмеялся и направил на нее оружие. Шуре было очень страшно, но еще страшнее за собачку. Только набежавшие родители спасли девочку с собачкой.

Со стороны папы мои родственники живут в Кемеровской области, город Прокопьевск и в Курской области Солнцевском районе. В Кемеровской области мои предки в основном занимались охотничьим промыслом в тайге, а также собирали грибы, ягоды, орехи. Также среди них было много шахтеров и тех, кто связан с этой профессией. Мой прадед Николай Тимофеевич тоже работал шахтером до 1962 года, пока они не переехали в станицу Советскую. Бабушкины родители из Курской области занимались земледелием, ведь в Курской области очень плодородная земля — чернозем. Она действительно черная, особенно свежевскопанная. Папа рассказывает, что там такие огороды, что если встать в одном конце огорода — другой конец не видно. А моя прабабушка, Мария Семеновна была учительницей в сельской школе и считалась самой образованной в своей деревне.

Еще папа рассказывал мне такую историю про своего дедушку. Он воевал в артиллерии во время Великой Отечественной Войны, возил пушку. В то время он курил. Поспорил он с товарищами, кто первый бросит курить, но никто не мог бросить. Зажигалок тогда не было, прикуривали огнивом.

О казачестве в Ставропольском крае (с изменениями на 12 октября 2017 года)

Как-то Николай Тимофеевич (мой прадед) перевозил пушку на новое место. Погода была солнечная, весело пели птички, и молодой боец беспечно закурил. Проехав немного, он почувствовал легкое покусывание с боку. Не обращая внимания и почесав в боку — он думал, что это комар, или муха укусила, прадед продолжил свой путь, весело насвистывая. Вскоре запахло паленым, и в боку сильно запекло. Оказалось, что самодельное огниво продолжило тлеть в кармане и зажгло солдатскую гимнастерку. За ним ехал комбат, и когда солдат впереди резко упал на землю, командир подумал, что это нападение и скомандовал занимать оборону. Но когда выяснилось, что с мои прадедом ничего не случилось, кроме обожженного бока и испорченной гимнастерки все встали и начали дружно хохотать. Даже комбат, весь измазанный в пыли, не стал наказывать бойца, а приказал выдать ему новую форму, ведь в старой прогорела большая дыра. А спор со своими товарищами прадед выиграл — с тех пор он больше никогда не курил.

Заключение.

Изучая генеалогическое древо, я дошла только до 6го колена. Я узнала, кем были мои предки, чем занимались, где проживали. Но мое исследование было затруднено тем, что в сельской местности не было четкого учета населения. При рождении детей записывали в церковные книги, но не все церковные архивы были сохранены.

Вывод: изучать историю своих предков можно бесконечно долго. И чем больше я узнавала нового, тем большим уважением и гордостью я проникалась к своим истокам. Я узнала лишь малую часть истории своей семьи, и в дальнейшем изучение моих корней будет продолжено и всю накопленную информацию я хочу передать своим потомкам.

Ставрополье – казачий край?