Казахские национальные игры

05.11.2018 0 Автор admin

КГКП «Ясли-сад №40»

Казахские народные детские игры на свежем воздухе

Составила: учитель казахского языка и литературы

Галиева Алия Исимбаевна

с. Денисовка

2017 г.

Казахская детская игра — Ястребы и ласточки (Жапактар жане карлыгаш)

Это игра на скорость реакции и на быстроту бега. Участвовать в ней могут неограниченное число человек. Дети разделяются на две равные команды. Одна команда — ласточки, другая — ястребы. И определяется один ведущий. Обе команды стают в две шеренги спиной друг к другу. Ведущий проходя мимо шеренг громко выкрикивает либо «Лас», либо "Яс". Пока название команды не будет названо полностью двигаться нельзя. Как только одно из названий команды будет произнесено ведущим "Ласточки" или "Ястребы", то команда, чье название было произнесено начинает догонять участников другой команды, те в свою очередь бросаются врассыпную и стараются убежать за отмеченную территорию. Тех, кого поймали становится членом ловящей команды. И игру можно начинать снова. По результатам нескольких игр можно определить победителей.

Казахская игра для детей — Белая кость (Ак суек)

Белая кость или Ақ сүйек — это очень веселая казахская детская игра. Принимать участие в Ақ сүйек может неограниченное число участников. По условиям игры определяется один ведущий, который держит в руках белую кость (кость можно заменить и другим атрибутом, таким как кегля или мяч). Остальные дети встают в ряд лицом к ведущему. Ведущий кидает кость вперед, как можно дальше за шеренгу, приговаривая: "Белая кость — знак счастья, ключ, лети до луны, до белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, кто тебя в миг найдет!". Участники в это время не имеют права оборачиваться или оглядываться, чтобы не видеть в каком точно направлении полетела кость. По команде ведущего, которая звучит так:"Ищите кость — найдете счастье скорей! А найдет его тот, кто быстрей и ловчей!», — дети разбегаются в поисках кости. Победит тот, кто быстрее всего отыщет кость и принесет ее ведущему. Если в момент, когда нашедший кость бежит к ведущему, его настигает кто-нибудь из участников игры и успевает коснуться его, то догнанный игрок должен передать кость догнавшему его игроку. Хитрость игры заключается в том, что тот, кто нашел кость первым должен постараться не выдать себя, чтобы никто из участников не кинулся его догонять. Например, он может крикнуть, что кость найдена другим игроком и с разочарованным видом пойти к ведущему, а пока игроки, поймавшись на уловку кинутся за указанным игроком, кость будет незаметно передана ведущему. Победитель имеет право загадать желание, чтобы проигравшая группа или кто-нибудь из участников игры, например, спел для него песню.

Казахская детская игра — Платок с узелком (Орамал)

Платок с узелком (Орамал) — это замечательная казахская деткая игра на выносливость и быстроту реакции. Участвовать в этой игре может неограниченное число детей, но не менее 5-6 человек. Для начала определяется водящий, который выбирает одного из участников и передает ему завязанный в узел платок. Затем участники встают в круг, а водящий в центр этого круга. Участники начинают кружить хоровод вокруг водящего. После сигнала "Стоп" выкрикиваемого водящим, участники разбегаются в разные стороны. Задача водящего поймать участника с платком, причем участник с платком может на бегу передать платок другому участнику. Как только участник в чьих руках платок будет пойман, он должен исполнить для всех песню или рассказать стих, также он автоматически становится водящим и игра начинается заново.

Казахская игра для детей — Цыплята (Балапандар)

Цыплята (Балапандар) — это веселая казахская игра для детей, хорошо подходящая дл группы детей от 15 человек и больше. по условиям игры участники разбиваются на три группы и с помощью считалки определяют три коршуна и три квочки, остальные участники будут цыплятами. Три группы цыплят, возглавляемых квочками движутся, держась друг за друга и за квочек, которые возглавляют каждую из цепочек. при этом цыплята поют песню: "Дружно держимся за друга, здесь, в колонне: друг — подруга! Мы все смелые ребята. Развеселые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, чудеса повидать!" Квочки движутся по замысловатой траектории, а коршуны ждут, как только кто-нибудь из участников цепи случайно отцепится, в этот момент, если коршун успеет задеть его ладонью, значит цыпленок пойман. Разорвавшаяся цепочка стремится успеть соединиться, иначе пока она разъединена, всех кого успеет задеть коршун будут пойманы. При этом квочка может защищать цыплят. Если в момент нападения коршуна, квочка успеет задеть его ладонью, коршун считается выбывшим из игры.

Казахская детская игра — Есть идея! (Такия тастамак!)

Такия тастамак (есть идея) — это очень веселая казахская детская игра, подходящая как для не очень большого количества детей, так и для довольно большой группы. Для начала определяется один ведущий, который объявляет всем: "Есть идея!" (Такия тастамак!). "Присядем в кужок," — заговорщицким тонов говорит ведущий, а все при этом садтся в круг. Ведущий идет вокруг круга и говорит: "Неспеша, неторопливо обойду я круг. В это время незаметно тюбетейку подложу кому-нибудь. Если не заметишь ее, тебя я ею же и побью. И тебе придется начинать игру." При этом старается незаметно положить сзади кого-нибудь из сидящих тюбетейку.

Игровая деятельность «Народные подвижные игры»

Как только круг будет обойден и текст произнесен, дети начинают искать сзади себя тюбетейку, и тот кто ее найдет должен как можно скорее догнать ведущего и надеть ему на голову тюбетейку, а если не догонит, то ведущий должен тюбетейкой слегка шдепнуть игрока, догоняя его. Так они бегают один круг. Круг условно начинается и заканчивается на месте догоняющего.

Казахская игра для детей — Ауэ-таяк

Ауэ-таяк — это казахская игра для детей на меткость. В игре может участвовать как двое детей, так и небольшая группа, тогда игра превратится в настоящее соревнование меткости и ловкости. По условиям игры выходят двое, каждый берет по гладкой палке длиной около 80 сантиметров и шириной 2-3 сантиметра. Первый кидает палку вперед и вверх, а второй отойдя от первого на расстояние 3-4 метров пытается, кинув свою палку сбить летящую палку соперника. Так участники по очереди пытаются сбивать палки друг друга, и в итоге побеждает тот, кто сбил больше палок.

Казахская детская игра — Айгулек

Айгулек — это казахская детская игра, хорошо подходящая для небольшой группы детей. Для игры дети разделяются на две команды и расходятся в стороны на 10-15 метров. Каждая команда встает в шеренгу крепко взявшись за руки и лицом к команде противника. Первая команда кричит: "Цепи раскуйте!" А вторая команда отвечает: "Кого?" Тогда первая команда называет игрока, который должен попробовать порвать цепь. Тот, кого назвали, должен разбежаться и попробовать разорвать цепочку предыдущей команды. Если ему это удается, то он забирает любого игрока этой команды к себе в команду, если же не удается — остается в команде противника.

Казахская игра для детей — Алармаж

Алармаж — веселая казахская игра для детей, играть в которую можно как совсем небольшой группой около 5 человек, так и большой — до 20 человек. В некоторых источниках эта игра называется иначе — волки и овцы. Согласно условий игры, определяется водящий, который встает лицом к группе. Все члены группы тем времнем становятся в ряд друг за другом и держат друг друга за пояс. По сигналу или на счет "раз, два, три" игра начинается и водящий забегая то с одной, то с другой стороны группы пытается догнать игрока, стоящего последнего в цепи. Если ему это удается, то водящий становится первым в цепи, а пойманый игрок — водящим.

Казахская игра для детей — Кара-сиир

Кара-сиир — это казахская игра для детей, в которой может принимать участие как небольшое число детей, так и довольно большая группа. согласно условиям игры, намечается центр игры из которого водящий убегает и пытается скрыться, положив рядом с местом своего укрытия шапку или какой-нибудь другой личный предмет, а другие участники игры должны попытаться его найти, схватить шапку и успеть принести ее условному руководителю. Водящий при этом должен всячески защитить шапку от захвата.

Казахская детская игра — Соккуртеке

Соккуртеке — казахская детская игра, в которой может принимать участие, как небольшая группа детей (окло 10 человек), так и довольно большая (до 40 человек). Согласно правилам игры участники становятся в круг, взявшись за руки, три — четыре человека при этом находятся внутри круга, одному из них завязывают глаза. Трое находящиеся в кругу поочередно прикасаются к игроку с завязанными глазами, подходя к нему с разных сторон, а он при этом пытается угадать кто к нему прикоснулся. Если угадывает, то опознанному завязывают глаза и игра продолжается. Если же игрок с завязанными глазами ловит кого-нибудь из игроков, стоящих в кругу, то не отгадывая, кого поймал, он снимает с себя повязку и завязывает глаза пойманому.

Казахская детская игра — Балтам тап

Балтам тап — это очень веселая казахская детская игра. Для игры необходимо около 20-30 человек. Все участники встают в круг в плотное кольцо. Определяют одного водящего, который находится внутри круга. Участники стоящие в кругу держат руки за спиной и передают друг другу какой нибудь небольшой предмет, например мячик или кеглю. Игрок находящийся внутри круга пытается угадать, у кого из участников находится предмет, как только он угадывает, тот у кого оказался предмет встает в круг и игра продолжается.

Казахская игра для детей — Тумалак-Агаш (Деревянный шар)

Для такой казахской игры для детей, как Тумалак -Агаш достаточно двух человек. В земле выкапывается небольшая ямка лунка. Двое участников берут по небольшой палке и шарик для игры. Один участник пытается палкой загнать шар в лунку, а второй участник пытается палкой преградить путь и помешать этому. После того, как шар оказывается в лунке роли меняются местами.

Те?ге алу. С?ра?тарыма жауап берсе?, сыйлы??ы 50 ?пай берем. Ж?шік ішіне жасырыл?ан затты? о?ушылар?а сипаттамасы беріледі, сол ар?ылы оны? ішінде не бар екенін табу керек. 3 к?мек болады, ?рбір к?мек ал?ан сайын 1 ?пай шегеріліп отырады Ойлану?а 1 минут, д?рыс жауап 10 ?пай,

Слайд 6 из презентации «Халыаралы туризм»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Халыаралы туризм.ppt» можно в zip-архиве размером 2351 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Системно-деятельностный подход в обучении» — Реализация построенного проекта. Причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности. Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода. Самоопределение. Работа с самопроверкой. Новая технология. Построения выхода из затруднения. Свойство умножения. Формирование мышления. Развитие личности ребенка.

«К.Д.Ушинский» — Пребывание за границей. Преподавательская работа в Ярославском юридическом лицее. К. Д. Ушинского в Ленинграде. К. Д. Ушинский — инспектор классов Смольного института. К. Д. Ушинский студент Московского университета. Но стонет и ноет степная душа! Илье Федоровиче Тимковском». В. Е. ЕРМИЛОВ «Народный учитель».

«Измерение скорости света» — Где — новое расстояние, которое свет проходит до Земли. Промежуток времени между двумя вспышками оказался равным 42часа 28 минут. Рёмер наблюдал затмения спутника Юпитера Ио. С=313000 км/с. Скорость света. Скорость света после двух последовательных измерений времени выхода Ио из тени. Величины и находятся из астрономических вычислений.

«Состав числа до 10» — Образ числового ряда служит опорой при вычислениях вида +/? 1, +/? 2, +/? 3, +/? 4. Приемы запоминания случаев вычитания. Отработка состава чисел — конец 1-го полугодия и начало 2-го. Вычисления в пределах 10. Образ числового ряда. Приоритеты наглядность. Приемы запоминания таблицы сложения. Переход к предыдущему четному или к предыдущему нечетному числу.

«Октябрьская революция 1917» — Был ослаблен и политический центр. Носила ли Октябрьская революция общенародный характер? Борьба политических сил страны за различные пути общественно-политического развития. Кризис переживали партии октябристов и прогрессистов. Следует рассказать о ходе подготовки вооруженного восстания. Основные проблемы изучаемой темы.

«Программа по иностранному языку» — Расширение знаний и эрудиции (лингвистические, филологические, общие.). Образование. Языковые способности. День рождения. 9) Праздники в России (День матери, День Победы). Б) содержательных знаний. 2.2. Основная школа (5-9 классы).

Внеклассное мероприятие «Казахские национальные игры» в 1-4 классах

Сравнение за 3 года(после (11 классов)). 2 класс. 1) формирование у обучаемых специальных умений и навыков в составе :

Без темы

23701 презентация

Казахские детские игры.

Игра «ҰШТЫ-ҰШТЫ». ( «Летит-летит»)

Ведущий произносит название той или иной птицы, прибавляя «ұшты-ұшты» (т.е. «летит-летит»), и одновременно машет руками. Все играющие повторяют его движения. Один раз, другой, третий… но ведущий вдруг произносит, к примеру, «баран» Если кто-то, поддавшись на его уловку, опять замахал руками, придется ему нести какое-нибудь шутливое «наказание», например, спеть песню.

Казахские детские игры.

Игра «Үкі» «Сова»

Возраст: для детей 4 – 5 лет.

Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит, В. это время дети начинают бегать и. прыгать. Затем ведущий говорит: «Тү»

«Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. Игра сопровождается музыкой О.Гейльфуса «Балалар».

Казахские детские игры.

Игра «Өз атыңды тап?»

«Кто назван твоим именем?»

Насколько ты наблюдателен и догадлив? Это можно испытать с помощью игры «Оз атынды тап?»

Участники делятся на две группы. Первая остается в комнате, вторая — выходит. После этого каждый игрок выбирает себе имя кого-либо из ушедших.

И вот начинается самое интересное. Игроков из другой комнаты по одному приглашают войти. Каждый из них, основываясь на малейших признаках — к примеру выражении лица, невольном движении бровей, взгляде, жесте и т. п.,— должен попытаться угадать, кто же назван его именем?

При ошибке он после окончания игры будет «наказан» в шутливой форме — при всех прочтет стихотворение или споет песню. В случае же удачи — будет слушать, как поют другие. Группы затем меняются местами.

Казахские детские игры.

Игра «Қазан мен доп» («Лунка и мяч») .

Вначале с помощью считалки выберите водящего. Затем все игроки, кроме водящего, становятся широким кругом, примерно в метре друг от друга. Каждый перед собой выкапывает лунку. Еще одну лунку, но больших размеров, надо выкопать в центре круга. Эта большая глубокая лунка и называется «казан». Условия игры таковы.

Водящий, который находится вне круга, пытается провести клюшкой мяч между игроками и забросить его в «казан». Другие игроки, отбивая мяч, препятствуют этому, но одновременно оберегают и свою лунку, которая считается защищенной, если конец клюшки находится в ней.

Водящий пытается провести мяч на одном участке круга, на другом, третьем… Вот наконец это ему удается. Мяч в «казане»! Участники игры быстро меняются местами! Водящий, как и все остальные, старается занять свободную лунку, опустив в нее конец клюшки. Тот, кто остался без лунки,— новый водящий.

Кстати сказать, у водящего есть и еще одна возможность изменить ход игры в свою пользу: в то время, как тот или иной игрок отбивает мяч, занять его незащищенную лунку концом своей клюшки

Казахские детские игры.

Игра «Доп ұру»(«Попади в мяч» ).

Хотя правила этой игры очень просты, но участвовать в ней крайне интересно.

Разделитесь на две команды. Первая команда строится в линию, в затылок друг другу. Между игроками в команде расстояние примерно в два шага. Вторая команда строится точно так же, параллельно первой.

Для игры необходимо столько мячей, сколько игроков в обеих командах. Если вам не удастся найти одинаковые мячи, допустим, десять волейбольных или десять футбольных,— ничего страшного — играйте теми, которые есть. Только тяжелые баскетбольные мячи должны взять игроки повыше и посильнее, а, например, легкие волейбольные — ребята помладше.

« Внимание, начали!»

Задача игроков одной команды — поочередно бросать мячи вверх и немного вперед. Вторая команда также поочередно должна поразить своими мячами все «цели». Потом наоборот.

Здесь-то и пригодятся ваша меткость и сила рук. Если же кому-то так и не удалось ни разу попасть по мячу, пусть попробует потренировать свой глазомер с

помощью следующей игры.

Казахские детские игры.

Игра «Сақина» («Колечко»).

Сядьте широким кругом, вытянете руки со сложенными вместе ладонями. Водящий (он в центре круга) с «колечком» обходит игроков, делая вид, что опускает кольцо в ладонь.

Водящий тем временем продолжает обходить круг. «Кольцо» остается у кого-то в ладонях — но ни водящий, ни тот, кому оставлено «кольцо», не должны ничем выдать себя.

Вот наконец круг обойден, и по команде водящего игрок с «колечком» вскакивает и пытается бежать к центру круга. Но не тут-то было!

По условиям, каждый игрок в ответе за своего соседа слева и задерживает его, не давая вскочить и убежать.

Если ж, однако, обладателю «кольца» удастся беспрепятственно достичь центра круга — придется его нерасторопному соседу быть водящим.

Казахские детские игры.

Игра «Арқан ойын»

«Перепрыгни через веревку»

Для этой игры вам будет нужна длинная толстая веревка. На конце ее сделайте узел. Если же веревку вы не найдете, то можно обойтись двумя скакалками, связанными между собой.

На ровной площадке, где вы будете играть, очертите круг, с радиусом, равным длине веревки или двух скакалок. А затем с помощью считалки выберите водящего.

Игра началась!

Водящий, стоя в центре круга, вращает веревку – примерно на уровне колен и при этом то замедляет, то убыстряет скорость ее вращения, стараясь задеть кого-либо из играющих.

Задача остальных – вовремя перешагнуть или перепрыгнуть через веревку, не поддавшись на уловки водящего. Если же кто-нибудь зазевается… Что ж, ему и быть водящим в следующем туре.

Казахские детские игры.

Игра «Түйілген омарал» («Платочек»).

Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.

Правила игры. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу

Казахские детские игры.

Игра «Бес тас» («Пять камешков» ) .

Обычно играют девочки. У каждой играющей должно быть по 5 небольших круглых камешков, при помощи которых они демонстрируют разнообразные способы жонглирования

Первое упражнение.

1. На земле 4 камешка. 5-й подкинуть вверх, успеть этой же рукой поднять с земли один камешек и поймать подброшенный. Теперь в руке 2 камешка.

2. Подбросить 2 камешка, поднять с земли еще 1 и поймать подброшенные. В руке — 3 камешка.

3. Подбросить 3 камешка, поднять еще 1 и присоединить к трем, поймав их в воздухе.

4. Подбросить 4 камешка, поднять с земли 5-й и присоединить его к четырем.

5. Подбросить все 5, успеть ладонью хлопнуть о землю и поймать все камешки.

Во всех случаях играют только одной рукой. Помогать второй рукой нельзя.

Второе упражнение.

1. Рассыпать камешки перед собой так, чтобы каждый упал отдельно.

2. Подбрасывая один камешек, поднимать каждый раз по одному (за 4 раза — четыре).

3. Подбрасывая 1 камешек, поднимать каждый раз по 2.

4. То же и поднять за 1 раз 3 камешка.

5. То же и поднять 4 лежащих раздельно камешка за 1 раз.

Причем, поднимая нужные камешки рукой, не задевать остальные.

Третье упражнение.

1. Камешки разбросать. Большой и указательный пальцы левой руки упереть в землю, изобразив "арку" (ворота).

2. Правой рукой подбросить камешек и пока он в воздухе, пропустить через "арку" один из лежащих камешков. После этого успеть поймать подброшенный камешек.

3. То же по 2 камешка.

4. Проделать то же с тремя камешками. И, наконец, пропустить через "арку" сразу 4 камешка. В целом количество упражнений может доходить до 20. Играющий, нарушивший условие игры, теряет ход и ждет своей следующей очереди. Игру он продолжает с того приема, который не был выполнен.Упражнения по договоренности варьируются и усложняются.

Казахские детские игры.

Игра «Аңшылар»( «Охотники»).

Охотники стоят за линией круга диаметром 10 м, у одного из них в руках мяч. В центре круга – Волк. Охотники бросают мяч в Волка (стараются попасть в него) или передают мяч товарищу, чтобы тот выполнил прицельный бросок. Волк увертывается от мяча (бегает, прыгает, приседает и т.д.) в пределах круга. Игрок, попавший мячом в Волка, становится на его место.

Казахские детские игры.

Игра «Итеріспек»(« Вытолкни из круга»).

Правила игры.

На площадке рисуется круг. Участники становятся в кругу на одной ноге, а руки держат скрещенными на груди. По сигналу ведущего, дети начинают двигаться, стараются выпихнуть из круга друг друга плечами. Двигать руками запрещено. Тот, кто встанет на две ноги или будет вытолкнут из круга, сразу выбывает из игры. Игра длится до последнего участника.

Казахские детские игры.

Игра «Колтұзақ»( « Рука и петля»)

В ней можно проверить свою ловкость и реакцию. Один из игроков кладет на свою ладонь какой-либо предмет, например, камешек. А на кончики слегка загнутых пальцев набрасывает петлю. Конец петли — в другой руке.

Задача второго игрока— моментально просунуть сверху палец и скинуть камешек, но так, чтобы соперник не успел затянуть петлю.

Кто первый?!.

Казахские детские игры.

Игра «Мой любимый Казахстан»

Дети встают в кружок и берутся за

Руки делают юрту ( по три команды, каждый возле своего флажка). В середине круга – маленький флажок нашей Родины. Вы будете на перегонки бегать вокруг флажка и по сигналу, тот кто первый поднимет флажок помашет и скажет:

«Казахстан любимый мой,

Буду я всегда с тобой!

Здесь и мама и друзья,

Это Родина моя!»

Казахские детские игры.

Игра «Белбеу тастау» («Ремешок»)

Сядьте в круг, тесно прижавшись друг к другу. Водящий быстрым шагом идет по кругу сзади и незаметно оставляет ремешок у кого- либо за спиной. Если вы не заметите, возле кого водящий оставил ремешок, тогда он быстро обойдет круг, поднимет ремешок, и со словами: «Здесь тесно, найди свое место!» слегка притронется к спине того, кто не заметил ремешок. А если кто-то заметил, как водящий оставил ремешок, то он должен подхватить его и догнать водящего.

Казахские детские игры.

Игра «Ақ сандық пен көк сандық»

«Белый сундук и синий сундук»

Два «батыра» становятся друг к другу спиной и цепляются руками.

Затем, по сигналу, преодолевая отчаянное сопротивление противника, стараются все-таки перетянуть его к себе на спину! Да не забыть при этом приговаривать: «Ак, сандык, па?» (т. е. «Белый сундук?»), или «Кок сандык, па?» (т. е. «Синий сундук?»).

Настоящему батыру, конечно же, удастся это сделать, и он не должен отпускать проигравшего, до тех пор пока тот не признает своего поражения: «Ак сандык, yтты» («Белый сундук победил») или «Кок сандык. утты» («Синий сундук победил»). Так кто же —«белый» или «синий»?

Казахские детские игры.

Игра. «Ақ қаскыр — байланган қаскыр»

( «Белый лютый — серый лютый»).В игре участвуют две команды — это волшебные храбрые волки. Каждая команда имеет свое логово и клетку. Логово — это круг, рассчитанный на то, чтобы все играющие каждой команды поместились в нем свободно. Клетка — это тоже круг, начерченный рядом с логовом, предназначенный для вероятных пленников. В центре площадки прочерчена линия — это граница между логовами, находящаяся на равном расстоянии от каждого из них. Команда, получившая по жребию право начать игру, поет:

Белый лютый,

Серый лютый,

Кого вы у нас хотите

Разозлить?

Имя назовите!

Другая команда отвечает:

Нужен нам самый храбрый, храбрый,

Тот, кто врагов в бою победил,

Тот, кто в походы ходил,

Тот, кто в стременах вставал.

Злому волшебнику рога отрубал.

Белый лютый

При белой луне,

Серый лютый

При бледной луне

До орды добежит,

К нам от вас самый смелый

…(имя выбранного) прибежит.

Тот, на кого выпал выбор соперников, выбегает из своего логова под восторженные возгласы своих товарищей. В это время та команда, которая приглашает волка, становится в шеренгу, держа перед собой раскрытые ладони. Храбрый волк бежит вдоль строя и, выбрав того, кого он считает слабее себя, т. е. уверен, что он не сможет догнать самого волка, ударяет ладонью в ладонь и бежит в сторону своей команды. Игрок, задетый храбрым волком, бежит за ним, стараясь поймать его (коснуться рукой), пока волк не достигнет границы. Если он это сделает, то возвращается в свою команду, ведя за собой храброго волка в качестве пленника. Если же храбрый волк уйдет от преследования и добежит до своего логова, то тот, кого он задел, окажется пленником.

Правила игры. Касаться рукой волка, перешедшего границу

Казахские детские игры.

Игра « Балапандар» («Цыплята»)

Игроки распределяются на три группы. В каждой группе — наседка и ее цыплята. Выбранные считалкой три коршуна должны коснуться ладонями цыплят, после чего те выбывают из игры. Наседка защищает своих цыплят. Она не нападает на коршунов, но если при их нападении наседка, защищая своих цыплят, коснется руками коршунов, то они выходят из игры.

Три группы цыплят двигаются цепочками, держась друг за друга и за наседку, которая возглавляет цепь. Цыплята поют: «Дружно держимся за друга, Здесь, в колонне: друг — подруга! Мы все смелые ребята. Развеселые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, Чудеса повидать!» При этом наседки делают различные повороты, ведя за собой цыплят. Если в этот момент цепь разрывается, на отстающих игроков нападают коршуны. Цыплята стараются опять выстроиться в цепь.

Казахские детские игры

Правила игры. Наседка касается коршуна только в момент его нападения. Коршун ловит лишь оторвавшихся от наседки цыплят.

Казахские детские игры.

Такия тастамак! (Есть идея!)

Играющие становятся по кругу и выбирают ведущего. У него в руках тюбетейка. Он обходит ребят, произнося следующие слова: «Есть идея («Такия тастамак»)! Не спеша начинаем игру: садимся кругом». После этих слов дети садятся, ведущий продолжает: «С тюбитейкой я хожу, тюбитейку я ношу, тюбитейку положу и догнать тебя прошу».
Произнося эти слова, ведущий сначала незаметно подкладывает сзади кому-нибудь на пол тюбетейку. По окончании текста дети ищут руками вокруг себя тюбетейку; тот, у кого за спиной она оказывается, догоняет ведущего и надевает ему на голову тюбетейку. Если играющий не догонит ведущего, то ведущий должен тюбетейкой потихоньку шлепнуть игрока, догоняя его. Так они обегают один круг.

Правила игры. Во время игры нельзя оглядываться и подсматривать. Игрок с тюбетейкой догоняет ведущего по кругу только до своего места.

Казахские детские игры.

Игра «Куме алу» («Подними монету»)

На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки — передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты.
Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Правила игры. Начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет, нельзя стоять на месте.

Казахские детские игры.

Игра «Джаяу-тартыс»

Число участников: от двух и более.
Место игры: небольшая, ровная площадка.
Пособие для игры: длинный ремень или веревка (7-8 м.) с завязанными вместе концами. Описание игры: встав на четвереньки, головами в противоположные стороны "противники" одевают ремень (веревку) так, чтобы он проходил через шею и подмышки (под руки). По свистку или команде руководителя каждый из игроков устремляется вперед с тем, чтобы утянуть "противника" в свою сторону на определенное заранее расстояние.
Примечание 1: после первого перетягивания можно произвести перемену местами. Примечание 2: победителем считается игрок, дважды перетянувший "противника", если оба игрока одерживают по одной победе, перетягивание устраивается еще один раз — третий и победителем считается тот, кто одержит победу в этот последний, решительный раз.

Игра «кыз-куу» — «Догони девушку». Игра, в прошлом входила в свадебный обряд. Задача жениха тогда наверняка состояла в том, чтобы, догнав на коне впереди скачущую верхом невесту, показать не только быстроту, ловкость, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее. При неудаче такого права он лишался. Более поздняя по времени спортивная игра «кыз-куу», вероятно,— прямое отражение этого обряда. Между прочим, самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, ярко раскрываются его фантазия, тонкий юмор, но и в том, что посредством игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставлялась изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками. Само собой разумеется, что во всех этих обрядах с играми народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.

Выработать эти качества в степных условиях можно было только участвуя, например, в аламан-байге — скачках на дальние расстояния; "жорга жарысе" — скачках на иноходцах; "кокпаре" — состязаниях двух соперничающих групп всадников за овладение тушей забитого козла; "джигит жарысе" — соревнованиях двух всадников на быстроту седловки и прохождения определенной дистанции; игре "жаугашты" — погоне за условным неприятелем с целью осадить его плетью; а также в "аударыспаке", где противники перетягивали друг друга из седел; "жамбы ату" — стрельбе из лука, "кумис алу" — подъеме монеты на полном скаку, и наконец, в борьбе "казахша курес". Поскольку игры были не только забавой, но и средством развития жизненно важных навыков, подобно тому, как наши далекие предки включали в свои ритуальные обряды всевозможные пляски, охотничьи и бытовые сценки для передачи подрастающему поколению посредством игр и танцев своего житейского опыта, в степных условиях старались с помощью игр воспитывать юношей физически здоровыми, в духе уважения к старшим, приверженности к народным традициям, обязонностям перед обществом, родными и близкими.

Узбекали Джанибеков

Аударыспак (перевертыши) Аударыспак — очень забавная игра, которую обычно играют на открытой площадке, покрытой травой. В игре участвуют два наездника. Игрокам дают определенное время, в течение которого они должны постараться свалить друг друга. Если они не смогут этого сделать, приглашается другая пара игроков. Победивший игрок будет бороться со следующим бедителем. И так до конца игры, пока не будет окончательно определен победитель.

Кокпар Кокпар — игра с участием группы всадников. В начале игры все они выстраиваются на одной заранее вычерченной линии. На расстоянии примерно 50-60 шагов бросают кокпар (тушу козленка). По сигналу ведущего игроки стартуют. Кто первым возьмет кокпар, тот должен оторваться от всех остальных. Отставшие, в свою очередь, должны постараться догнать лидирующего и отобрать у него кокпар. Так продолжается до тех пор, пока участники игры не достигнут финиша. Кто первым доедет до него с кокпаром — тот и становится победителем, а кокпар он оставляет себе. Каждый регион имеет свои правила игры в кокпар. Когда в кокпар играют два аула или две группы, выигрывает тот аул или та группа, игрок которой первым достигнет финиша. Для желающих продолжить игру приносят другой кокпар. Так иногда кокпарчи, увлекшись игрой, на несколько дней отлучались от родного аула. А в некоторых местах условием игры является проведение ее до наступления ночи.

Байга (конные скачки) Байга — очень известная и хорошо развитая игра в наше время. Обычно различают несколько видов этой игры: Той — жарыс (участвуют 1-2 годовалые жеребята), Кунан — жарыс (участвуют 2-3 летние жеребята), Топ — байга (3-4 летние и другие), Аламан — байга (состязания на длинной дистанции. Марафон). Обычно количество игроков не ограничивается. До начала игры устанавливают дистанцию скачки. Игроки должны четко знать отметку старта и финиша. В начале игры все выстраиваются на одной линии (старте). По сигналу ведущего скачки начинаются. Кто первый достигнет финиша — становится победителем байги. Ему по праву вручают щедрые призы и подарки. В давние времена «керешилер»-проводники за день вперед отводили на старт игры участников состязания. Оттуда они скакали до обусловленного места, которое называлось «Караултобе».

«Кыз-куу» (догони, девушку) «Кыз-куу» — одна из интересных и зрелищных народных игр, которая проводится на открытой местности. В игре участвуют два наездника — девушка и джигит. Устанавливаются две отметки — старт и финиш. Наездник должен стоять у первой отметки, а наездница — позади, на расстоянии десяти шагов от него. По сигналу ведущего наездница должна помчаться по направлению ко второй отметке. Когда она достигает наездника, он устремляется вслед за ней. Если наезднику удается ее догнать, ему предоставляется право обнять и поцеловать девушку. Достигнув рубежной линии, они скачут в обратном направлении, но теперь наездница пытается догнать джигита и если ей это удается, она стегает джигита плеткой.

«Кумис алу» (тенге алу) Это очень интересная игра, в которой испытываются качества и достоинства джигита. На определенном расстоянии друг от друга бросают несколько узелков с серебром или деньгами. Участники игры выстраиваются друг за другом в порядке очереди. Вскачь они должны постараться достать эти узелки с земли, при этом не останавливая коня ни на секунду, иначе такая победа не будет засчитана. Обычно с одного заезда невозможно достать все узелки с деньгами, поэтому вслед за одним игроком выезжает другой. Для большего интереса зрители вновь наполняют узелки деньгами. Игра продолжается дальше, а победители заслуженно оставляют деньги себе.

Айголек (детская игра) Чтобы сыграть в эту игру, нужно разделиться на две команды, взяться за руки и выстроиться друг против друга на расстоянии 20-30 шагов. Первая команда начинает игру:

«Айголек, Айголек
Луна белая, как снег.
Выше гор, быстрее рек,
Начинаем свой забег.
Выше гор, быстрее рек,
Кто, тот нужный человек?»

На что вторая команда отвечает:

«Айголек, Айголек
Луна белая, как снег.
Выше гор, быстрее рек
Тот… (имя одного из ребят)
Нужный человек.»

Игрок, которого назвали, разбежавшись, должен постараться на бегу разорвать сомкнутые в цепи руки второй команды. Если ему это удается, он выбирает кого — нибудь из их команды и вместе с ним возвращается в свою команду. Ну, а если ему не удастся — остается в этой команде. В какой из этих двух команд в конце игры останется больше игроков, та команда и будет считаться победившей.

Хан «алчи» (детская игра) В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После — внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» (см. рисунок), то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.

Омпы (детская игра) «Омпы» — вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре.

Атбакыл (наездники) В эту игру можете играть вдвоем. Один из вас бросает в определенном направлении свой асык-сака («сака» — крупный по размеру асык). А другой должен попасть в него. Если он сумеет попасть, то несет первого игрока на своей спине до того места, где лежат асыки. Теперь (по очереди) асыки кидает второй игрок, а первый старается выбить его асык. Так можно идти вперед, выбивая друг у друга асыки. Игру можно закончить, когда вы сами захотите.

Котермек (подними-ка) На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Такия тастамак (тюбитейка-невидимка) В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это — он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Туилген орамал (завязанный платок) Возьмите любой платок и завяжите его узлом так, чтобы он стал похож на мяч. Один из игроков встает в центре, все остальные его окружают. Сразу после сигнала игроки должны разбежаться и начать перебрасывать друг другу платок, не давая поймать его центровому.

Картотека казахских национальных игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста

В свою очередь центровой должен постараться перехватить «мяч». Тот игрок, у которого центровой смог отобрать платок, занимает место в центре. Игра начинается заново.

«Октау тартыс» (перетяни-ка) Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем. С незапямятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры, среди взрослых и детей.

серия книг: "Сен бiлесiн бе?". Издательство "Аруна"

Республика Казахстан на карте

Сценарий развлечения к Декаде Языков

 в средней группе

Тема: «Казахские национальные игры»

Дети в спортивной форме,  под музыку заходят в зал.

Ведущая: Кел, балалар, ойнайық.

                 Ән айтып жырлайық!

Смехом звонким и веселым

Нас встречает детский сад!

Здесь поем мы и танцуем!

Здесь улыбкам каждый рад!

Песня «Детский сад!»

Ведущая: Приглашаю всех ребят свою ловкость показать!

Казахские народные игры для детей, или во что мы играли в ауле

Силу, ум, задор и  стать, в народных играх доказать!

Вход Алдара Косе: Сәлеметсіңдер ме, балалар! Слышал большие состязания у вас сегодня! Я на многих состязаниях был, много разных батыров и джигитов видел! Надеюсь, и у вас сегодня смелых и ловких увижу! Как говорят в народе: Ер айтпас, айтса қайтпас. — Джигит попусту не обещает, если обещает, от слова не отступает.

Ведущая: Прежде чем начать играть,

                 Предлагаю станцевать!

Аэробика «Қара жорға»

Дети рассаживаются на корпе.

Алдар Косе: 1 игра «Байга» — состязание на ловкость и быстроту. Как говорят в народе: «Қашпақ болсаң зымыра. — Решился бежать – лети стремглав.»

Байга

Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок — конь — вытягивает руки назад-вниз, второй — наездник — берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, подвешенный на стойке.

Алдар Косе:2 игра – «Арқан тарту» — здесь проверяется сила и сплоченность батыров, которыми гордиться казахский народ. Как известно: Батыр туса – ел ырысы, жаңбыр жауса – жер ырысы — Дождь пойдет – земле счастье, батыр родится – народу счастье.

Игроки проговаривают слова: Ты джигит и я – джигит!

                                                    У обоих грозный вид!

                                                    Ты на солнце, я в тени!

                                                    Кто сильней – перетяни!

Алдар Косе: Во многих состязаниях участвуют наездники на лошадях. А казахи так говорят: Ер сасқанда белгілі, ат шапқанда белгілі — Джигит познается в беде, добрый конь – на скачках.

Следущая игра — Сбивание тымака

Сбивание тымака — это казахская национальная игра, принять участие в которой может каждый, умеющий держаться в седле и имеющий лошадь. Шест, высотой не превышающей всадника, втыкают в землю и надевают на его верхушку головной убор — тымак. Участнику игры показывают место, на котором установлен тымак, затем плотно завязывают глаза и дают в руки камчу. После этого наездника крутят на одном месте и отпускают со словами: «Ну-ка теперь иди, сбей тымак». В случае, если игрок не сбил тымак с трех попыток, он может, по разрешению ведущего, исполнить песню или импровизацию, что дает ему право вновь принять участие в состязании. Количество участников игры не ограничивается, испытать удачу может каждый, у кого есть верховая лошадь.

Куміс алу

На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки — передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Алдар Косе: Состязаетесь вы отлично! А песни петь умеете?

Өлең «Ойыншықтар»

Алдар Косе: Предлагаю еще одну игру «Такия тастамак»

Игроки встают в круг, водящий бежит с внешней стороны круга с тюбетейкой в руках. Игроки хором кричат: «Такия тастамак», водящий кладет тюбетейку за спиной одного из игроков. Тот у кого оказалась тюбетейка, берет ее и догоняет водящего и старается задеть его тюбетейкой, Пока тот не занял его место.

Алдар Косе: Сегодня я увидел какие вы ловкие, смелые и удалые! И как вы любите казахские национальные игры. Вы все герои! Ведь недаром говорят:Ел ұлсыз болмас, жер гүлсіз болмас. — Нет земли без цветов, а народа без героев. Пусть наша земля гордиться такими героями как вы! Сау болыңдар!

Алдар Косе уходит.

Ведущая: Джигит самый удалой,
                   Своих близких защитит,
                   От беды всех оградит.
                   Вот таким желаем быть,
                   Крепко Родину  любить.

                   Другом быть всегда, везде

                   Дружбой этой дорожить!Песня «Есть у Солнышка дружок!». Дети под звучание домбры в грамзаписи уходят из зала


      В Кызылординской области мастера прикладного искусства возрождают такой промысел, как народная игрушка, сообщает т BNews.kz. Казахские национальные игрушки из дерева, кожи, шерсти, ткани, войлока – все это в эскизах каким-то чудом сохранилось в веках, и сейчас получает вторую жизнь в мастерских умельцев.
    Альнур Жаркынбаев работает по дереву и рогу. Дети толпой окружают мастера, когда его с поделками приглашают на выставки ремесленного искусства, целый стол обычно приходится «отряжать» на игрушки Альнура.
    «Я, кроме того, что потомственный ремесленник, еще и учитель, преподаю технологию труда, — рассказал Альнур Жаркынбаев. – И мне интересно работать, как с детьми, так и для детей».
    Простота фигурок птиц и зверей из дерева, рыбок из рога шедевральна, но на то она и игрушка, чтобы быть понятной ребенку.
    «А вот древнейшей модели погремушка, — достает еще одну игрушку Жаркынбаев. – Это асатаяк, буквально, гладко струганная дощечка с прикрепленными к ней монетками или колокольчиками».
    В старинные времена назначение у асатаяка было, кроме развлечения ребенка, и ритуальное. Считалось, что его звук отпугивает злых духов. И мамы считали своим долгом распугать нечисть, погремев надо колыбелью, перед тем, как уложить туда ребенка.
    Мироощущение мастера по металлу и дереву Толганбека Оралова из городка Казалинска удивительно тонкое, философское. И это философия Великой степи. Игрушки работы Толганбека не совсем обычны. Небольшой деревянный шанырак, маленькое копье, доспехи, бесик для куклы.
    «Мои работы прорастают из моего внутреннего мира» — говорит Толганбек Оралов.
    Жанибек Маханбетов, ремесленник из аула имени Аскара Токмагамбетова, поставил целью сохранить для потомков бытовые ремесленные традиции.

Разработка казахских национальных игр для детей

Он создает легкие резные сундуки, какие всегда были у кочевого люда в юртах, посуду, предметы мебели.
    «И каждый мастер обычно создает для своих детей любой из этих предметов в миниатюре – кукольные шкафчики, кроватки, чашки и ложки, — рассказал Маханбетов. – И не только те, кто работает по дереву и металлу, создают теплые и наполненные любовью игрушки. Мастерицы по валянию войлока между делом такую красоту вам «сваляют»! Особенно куклы, мячи и мягкие зверушки хороши!».

По сообщению сайта Kyzylorda News