Казанское ханство возникло в

18.09.2018 0 Автор admin

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО, татарское государство в Среднем Поволжье в середине 15 — середине 16 веков. Столица — г. Казань. Официально именовалось в татарских источниках также Булгарским вилаятом, а в русских — Казанским царством. Сформировалось из эмиратов Приказанья (по реке Казанка) и Предкамья Булгарского улуса Золотой Орды. Являясь крупным и экономически развитым государством, играло важную роль в политико-экономической истории Восточной Европы и этносоциальной истории Волго-Уральского региона. Источники дают возможность лишь приблизительно очертить границы Казанского ханства. Его территория включала земли «Камскою и Сыплинскою и Костятцскою и Беловолжскою и Вотяцкою и Башкырскою». Площадь около 250 тысяч км2 (1-я половина 16 века). Казанское ханство делилось на даруги: Алатскую, Арскую, Галицкую, Зюрейскую, а также Ногайскую (в 1540-50-е годы), которые в свою очередь делились на «сотни» и т. д. Города Казань, Алабуга, Арча, Болгар, Жори, Иске-Казан, Кашан, Тятеш, Чаллы представляли собой военно-политический и культурно-экономический центры ханства. Население Казанского ханства составляли добровольно подчинившиеся ханской власти предки казанских татар («казанлылар», «казанстии татары»), марийцев (черемисы), мордвы, чувашей и удмуртов (вотяки, ары), а также башкиры (общая численность около 400 тысяч человек).

Реклама

Государственное устройство Казанского ханства основывалось на восточных традициях. Верховная власть принадлежала хану — потомку Чингисхана. Однако хан лишь формально являлся единовластным правителем, реальная власть принадлежала дивану — собранию представителей высшей духовной и светской аристократии, которую составляли потомки пророка Мухаммеда — сейиды, а также карачи-беки, огланы и др. Знать Казанского ханства в совокупности именовалась «ак сояклэр» либо «зур кешелэр» (белая кость или большие люди). Военно-служилая знать Казанского ханства включала огланов, беков, эмиров, мурз и казаков, при этом держатель земельного наследственного владения, нёсший службу у своего сюзерена за налоговые льготы и судебный иммунитет, имел титул «сойургал» или «тархан». Эта знать, постоянно пополнявшаяся выходцами из других татарских государств, состояла только из представителей татарских кланов, среди которых выделялись 4 правящих рода — Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак (традиция их существования восходит ещё ко временам хунну), а в 1540-50-е годы также род Мангыт. Для решения наиважнейших вопросов собиралась вся знать — курултай («вся земля Казанская»). В Казанском ханстве существовали должности аталыка — воспитателя ханских детей, дворецкого, административные и государственные функции выполняли эмиры, хакимы, бахши и т. д., судебные — казии. На периферийных территориях в управлении участвовала местная аристократия (например, сотники у черемисов или тюро у вотяков).

Податное сословие Казанского ханства составляли государственные крестьяне (кешелэр) и зависимые от конкретного феодала люди и военнопленные (коллар) — «кара халык» (чёрные люди). Основными занятиями татарского сельского населения, объединённого в общинно-родственные джиены (несколько аулов), были пашенное земледелие, стойловое скотоводство, птицеводство и садоводство; городского населения — ремесло (гончарное, деревообрабатывающее, кожевенное, кузнечное, ткацкое, ювелирное) и торговля, в том числе международная (экспорт: ремесленные изделия, меха, мёд, скот, хлеб, рабы; импорт: соль, благовония, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, ювелирные изделия, бумага, книги). Среди населения периферии Казанского ханства развивались земледелие (горные черемисы, мордва, чуваши), табунное или домашнее скотоводство (башкиры, черемисы, мордва, чуваши), птицеводство, огородничество, пчеловодство, охота, рыболовство и собирательство.

Войско Казанского ханства состояло из 5-тысячной татарский конницы и 25-40-тысячной пехоты черемисов.

Основными налогами и повинностями были ясак, амбар-малы, илчи-кунак, харадж и др. Мусульмане платили также гошур и закят, а немусульмане — джизию. В Казанском ханстве преобладал ислам (около половины населения — сунниты, последователи учения Абу Ханифы), соблюдалась полная веротерпимость, что было связано с традициями Булгарии Волжско-Камской, Монгольской империи и Золотой Орды. В Казани находилась Армянская церковь, а большая часть  финно-угорского и часть тюркского населения исповедовали язычество. Ислам распространялся ненасильственно — в результате усиления этнокультурных контактов. Мусульманское духовенство (шейхи, муллы, имамы и др.) занимало почётное место в Казанском ханстве, а сейид считался вторым после хана лицом в стране, нередко возглавлял правительство в периоды междуцарствия и выполнял серьёзные дипломатические поручения. Духовенство играло важную роль в просвещении населения, чему способствовало наличие медресе при Соборной мечети в Казани, а также множества других медресе и мектебов. В Казанском ханстве активно развивались традиция историописания, юриспруденция (на основе шариата), литература, музыкальное  творчество, декоративно-прикладное искусство и т. д.

Политическая история. В историографии существуют две основные точки зрения относительно времени образования Казанского ханства. Согласно первой из них, его основателем являлся бывший золотоордынский хан Улуг-Мухаммед и историю ханства следует вести с 1437 или 1438 года (Г. И. Перетяткович, Ш. Марджани, Н. П. Загоскин, Х. Атласи, М. Г. Худяков, А. Н. Курат, М. А. Усманов, Д. М. Исхаков и др.). Согласно второй (подтверждается большинством источников) — историю Казанского ханства следует вести с осени 1445 года, с начала правления в Казани Махмуда, сына Улуг-Мухаммеда (В. В. Вельяминов-Зернов, Н. Ф. Калинин, С. Х. Алишев, Р. Г. Фахрутдинов и др.). Нахождение самого Улуг-Мухаммеда в Казани не подтверждается, в большинстве источников он именуется не казанским ханом, а родоначальником первой династии казанских ханов. Ещё до окончательного оформления Казанского ханства, в конце 1444 — начале 1445, начались казанских ханов набеги на земли Московского великого княжества. После 1448 года и до конца правления Махмуда и его сына Халила (1467) между Казанским ханством и русскими княжествами фактически существовали мирные отношения. В это время внутри казанской знати начала формироваться группа, ориентировавшаяся на союз с Москвой. После смерти Халила ханом стал его брат Ибрагим (1467-79), а промосковская знать пригласила на престол Касима, сына Улуг-Мухаммеда и правителя Касимовского царства. Касим обратился за помощью и разрешением к великому князю московскому Ивану III Васильевичу, который поддержал его, что стало поводом к началу 1-й казанско-русской войны (1467-69). Однако военная кампания 1467 года успеха Касиму не принесла, и русское правительство не пыталось в дальнейшем возвести его на казанский престол. При Ибрагиме Казанское ханство расширило владения в Верхнем Прикамье и Вятской земле. По результатам 2-й казанско-русской войны (1478) хан был вынужден заключить мир на русских условиях. В начале правления сына Ибрагима — Али (Ильгама) (1479-87, с перерывами) Казанское ханство поддерживало мирные отношения с Московским великим княжеством. Однако летом 1482 года они оказались на грани войны, так как Московское великое княжество активно вмешивалось во внутренние дела Казанского ханства (в распрю между сторонниками Али и его брата Мухаммед-Эмина). В результате военного давления (Иван III с удельными князьями расположился во Владимире — пункте сбора всей русской армии; крупные силы были сконцентрированы в Нижнем Новгороде, началось плавание русской рати на судах к Казани) был заключён мир на русских условиях (конкретные статьи договора в источниках не сохранились). В середине 1480-х годов московским кандидатом на казанский трон стал сын Ибрагима Мухаммед-Эмин, которому при поддержке русских войск удавалось однажды (или дважды) на время занять трон в Казани в 1485-87. В результате 3-й казанско-русской войны 1487 года Иван III Васильевич принял титул «князя Болгарского» и вновь посадил на трон Казанского ханства Мухаммед-Эмина (1487-95). Условия воцарения определили вассальный статус Мухаммед-Эмина в его отношениях с Иваном III, союзно-вассальное положение ханства под патронатом Русского государства. Хан Али с семьёй и все его родственники были выданы русской стороне (их отправили в ссылку в Вологду и на Белоозеро), «коромольные казанские князья» были казнены в Москве по приказу великого князя. При этом русские власти не претендовали на земли Казанского ханства и не вмешивались в его внутреннее устройство.

Политика Мухаммед-Эмина спровоцировала в 1495 году заговор местных беков, в результате которого в 1496 году на казанский престол при поддержке главным образом ногайских, а также сибирских татар был возведён сибирский Чингисид — Мамук, который не сумел удержаться в Казани. Новым ханом стал брат Мухаммед-Эмина — Абд аль-Латиф (1496-1502), активно проводивший промосковскую политику и стремившийся ограничить влияние знати в Казанском ханстве. В 1500 году ногайские мурзы Муса и Ямгурчи организовали поход на Казанское ханство. Разорение территории Казанского ханства ногаями привело к усилению антирусских настроений. Абд аль-Латиф не сумел противодействовать им, вследствие чего был арестован по приказу Ивана III Васильевича и сослан на Белоозеро. Казанский трон вновь занял Мухаммед-Эмин (1502-18). Весной — летом 1505 в ходе переговоров в Москве, а затем и в Казани вспыхнул острый конфликт. В итоге Мухаммед-Эмин арестовал русского посла М. С. Кляпика-Еропкина, кроме того, ограбив, заточил в тюрьму, продал в рабство в Ногайскую Орду или казнил русских торговых людей. В том же году на этот раз казанский хан начал 4-ю казанско-русскую войну. После поражения русских войск, длительных переговоров весной — летом 1507, освобождения арестованных русских послов, некоторых купцов, а также попавших в плен в 1506 году русских воинов был заключён мир, отменивший сюзеренитет Русского государства над Казанским ханством. В 1512 году между Казанским ханством и Русским государством был заключён «вечный мир», одним из условий которого было не избирать на престол Казанского ханства никого «без ведома» великого князя московского. Мухаммед-Эмин существенно подорвал политико-экономическое влияние знати в Казанском ханстве и этим усилил свою власть. После его смерти казанская знать во главе с улуг-карачи-беком Булатом Ширином, по предварительному согласованию с великим князем московским Василием III Ивановичем, пригласила на трон касимовского хана Шах-Али (1519-21), потомка ханов Большой Орды — противников крымской династии Гиреев и пресекшейся династии Улуг-Мухаммеда. В Казани появился русский гарнизон. Подобная ситуация привела к недовольству знати ханства, которая изгнала Шах-Али, призвав на престол крымского царевича Сагиб-Гирея (впоследствии крымский хан Сагиб-Гирей I), который начал активную антирусскую политику. В 1521 году активизировались набеги казанских ханов на земли Русского государства, ряд из которых был совершён одновременно с походом брата Сагиб-Гирея — крымского хана Мухаммед-Гирея I — на Москву. В 1523 году в результате похода на земли черемисов великий князь московский Василий III построил на территории Казанского ханства (на правом берегу, в устье реки Сура) Васильгород (ныне Васильсурск), что стало первым шагом на пути покорения Казанского ханства. В 1523 году Сагиб-Гирей начал 5-ю казанско-русскую войну, однако после того, как до него дошла информация об убийстве ногаями Мухаммед-Гирея I и вспыхнувшей в Крымском ханстве междоусобице, он был вынужден уехать туда. Казанский престол занял его племянник — Сафа-Гирей (1524-31). Подписанное в середине августа 1524 года перемирие между Казанским ханством и Русским государством прекращало военные действия и обязывало Сафа-Гирея (чьё избрание формально было представлено как акт пожалования Василием III в ответ на «челобитье всей земли Казанской») срочно прислать представительное посольство в Москву. К началу переговоров (ноябрь 1524) Казанское ханство подверглось опустошительному набегу ногайских войск, в Крыму шла вооруженная борьба за трон, так что русской стороне удалось добиться значительных уступок. Весной 1525 года по настоянию русской стороны хан Сафа-Гирей согласился на перевод торга из Казани в Нижний Новгород. Однако в 1530 Сафа-Гирей, опираясь на «проногайскую партию» казанской знати, спровоцировал начало 6-й казанско-русской войны, учинив в Казани «срамоту велику» русскому послу А. Ф. Пильемову-Сабурову (вероятно, был посажен под арест и ограблен). Длительные переговоры в Москве и Казани (ноябрь 1530 — май 1531), засилье крымцев и ногаев привели к усобице в Казанском ханстве с участием податного населения. В 1531 Сафа-Гирей бежал в Ногайскую Орду, а его сторонники были казнены. Усиление русского влияния в Казанском ханстве привело к тому, что по согласованию с Василием III новым ханом летом 1531 года (по другим данным, 1532) стал брат Шах-Али — Джан-Али. Он активно проводил прорусскую политику, в ряде случаев признавая и ограничение суверенитета Казанского ханства (например, в 1534 году казанские войска направлены в составе русской армии на войну с Великим княжеством Литовским). Воцарение в Крыму Сагиб-Гирея I (1532) и смерть Василия III Ивановича (1533) привели к резкому ослаблению влияния Русского государства на Казанское ханство, усилению там антирусских настроений, которые были поддержаны Крымским ханством. Заговор 1535, организованный Булатом Ширином и хан-бике Гаухаршад (Ковгоршат), привёл к убийству Джан-Али и новому восшествию на престол Сафа-Гирея (1535-46). В январе 1536 года русское правительство освободило ссыльного Шах-Али, а в конце того же года направило войска на земли Казанского ханства. Ответом Сафа-Гирея стали новые набеги на русские земли. Под нажимом Сагиб-Гирея I в 1538-41 велись переговоры между Казанским ханством и Русским государством. В 1541 году Булат Ширин сообщил в Москву о желании знати низвергнуть Сафа-Гирея, так как его власть чрезмерно усилилась. С 1545 года правительство великого князя московского (с 1547 — царя) Ивана IV Васильевича Грозного начало организовывать регулярные казанские походы. Результаты 1-го казанского похода (1545) привели к внутренним смутам в Казанском ханстве, а также выезду многих представителей казанской знати в Москву. В 1545 Сафа-Гирей обвинил казанскую знать в измене и казнил Булата Ширина, хан-бике Гаухаршада и др., после чего в 1546 году был изгнан из Казани, а отряды крымцев, бежавших из Казани, были разбиты русскими сторожами на Каме при попытке прорваться в Крымское ханство. Казанским ханом вновь стал Шах-Али (июнь — июль 1546), которому казанцы принесли присягу, одновременно присягнув и великому князю московскому Ивану IV Васильевичу. Сафа-Гирей при поддержке крымских, ногайских и астраханских татар пытался вернуть себе казанский трон, но неудачно. Однако очередная усобица в Казани привела к бегству Шах-Али и новому воцарению Сафа-Гирея (1546-49). Сторонники прорусской ориентации были казнены, диван сформирован только из крымских и прокрымски настроенных татар, а также, видимо, и ногайцев. В конце 1546 года в Москву направились посланцы от местной знати Горной стороны Казанского ханства (черемисов и чувашей) с просьбой «послать рать на Казань» и с обещанием, что «они с воеводами государю служити хотят». С намерением восстановить Шах-Али на престоле Казанского ханства русское правительство организовало новые казанские походы (февраль — март 1547; январь — февраль 1548), однако Сафа-Гирей смог сохранить власть. После смерти Сафа-Гирея власть в Казанском ханстве перешла к его малолетнему сыну Утемыш-Гирею и ханше Сююмбике (1549-1551), вокруг которых временно объединились различные группировки казанской знати. Не оставляя попыток восстановить власть Шах-Али в Казанском ханстве, русское правительство предприняло походы 1550 и 1551. В 1551 году на территории Казанского ханства, в устье реки Свияга, возведена русская крепость Свияжск. Расширялось идеологическое обоснование русского наступления на Казань: юридические аргументы (казанцы нарушили присягу, данную в 1546 Шах-Али и Ивану IV) дополнились конфессиональными (во время набегов казанцы разрушали храмы и держали в рабстве множество православных христиан).

Эти походы русских войск вызвали новый всплеск внутриполитической борьбы в Казани, чему способствовали интриги казанских князей-эмигрантов и дипломатическая изоляция Казанского ханства: предложения нового крымского хана Девлет-Гирея I, сделанные с санкции турецкого султана, об антирусском союзе двух ханств и Ногайской Орды в 1549 и 1551 имели предварительный характер; ногайские мурзы в целом признавали приоритетные права на Казань московского кандидата при условии платежей с ханства в их пользу. Казанская знать вступила в переговоры с представителями Ивана IV и под давлением обстоятельств приняла все русские условия, которые включали переход Горной стороны в состав Русского государства, принятие на трон в Казани Шах-Али, союзно-вассальный статус Казанского ханства, выдачу Утемыш-Гирея, Сююмбике, оставшихся лиц их «крымской партии» и их семей в Русское государство, освобождение всех русских пленных и передачу их властям в Свияжске (по русским данным, за летне-осенние месяцы вышли 60 тысяч человек, не считая отправившихся прямо в северные и северо-восточные регионы Русского государства, а также ближние поволжские уезды).

Казанский престол вновь занял Шах-Али (1551-52). В ноябре 1551 в ханстве опять обострилась внутриполитическая ситуация. Русское правительство, стремясь к мирному присоединению всего ханства, действовало сразу в двух направлениях. Оно предлагало Шах-Али «укрепить» Казань вводом русских войск, но хан (при условии новых пожалований в Касимове) соглашался лишь на порчу артиллерии и боеприпасов в Казани, устранение наиболее враждебно настроенных лиц при своём «добровольном» уходе в Свияжск. Одновременно русское правительство вело переговоры с противниками Шах-Али из казанской знати, находившимися в Москве в качестве послов или эмигрантов. Они предлагали, чтобы Шах-Али был сведён с трона, а Казанское ханство управлялось бы от имени царя его наместниками, и гарантировали согласие казанцев на это при условии сохранения социального статуса и владений знати, а также традиционных порядков. Идея ввести в Казанское ханство прямое правление Ивана IV привела к антимосковскому восстанию во главе с эмирами и сейидом Кул-Шарифом, изгнанию Шах-Али и русского гарнизона из Казани. Ханом Казанского ханства стал астраханский Чингисид Ядгар-Мухаммед.

Переворот в Казани вызвал ответные меры русского правительства. На заседании Боярской думы в апреле 1552 года было принято решение о подготовке очередного казанского похода с целью завоевания Казанского ханства. В результате похода 1552 и более чем 40-дневной осады 2.10.1552 Казань была взята, а Казанское ханство перестало существовать как самостоятельное государство.

Лит.: Перетяткович Г. И. Поволжье в XV и XVI вв. М., 1877; Ахмеров Г. История Казани. Казань, 1909 (на татар. яз.); Атласи Х. Казанское ханство. Казань, 1914 (на татар. яз.); Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. 3-е изд. М., 1991; Алишев С. Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв.

Образование Казанского ханства, территория и население

Казань, 1995; Бахтин А. Г. XV-XVI вв. в истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1998; Хамидуллин Б. Л. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование. Казань, 2002; Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Казань, 2002; Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Введение в историю Казанского ханства: Очерки. Казань, 2005.

Б. Л. Хамидуллин.

КУЛЬТУРА КАЗАНСКОГО ХАНСТВА

Материальных свидетельств истории Казанского ханства сохранилось крайне мало, тем не менее, этот период очень интересен. Несомненно, существовало серьезное влияние Золотой Орды, а также Московского государства на культурную жизнь Казанского ханства.

Во времена ханства искусство в крае переживало свой расцвет, традиционные его виды обогащались новым, гуманистическим содержанием, идет оформление народности, осознание жителями наряду с территориальной, также куль­турной и идеологической общности. Изучение этого периода связано с определенными трудностя­ми: недостаточность научной литературы, фрагментарность источников, проблемы в изучении отдельных видов художественного творчества.

Казань заложена в начале XI века как северная крепость Волжской Булгарии. Первое письменное свидетельство ее существования относится к 1177 году.

Пер­воначально (XI-ХШ вв.) крепость занимает северо-восточную часть Кремлевского холма, огражденного с запада исеверо-запада отвесным склоном к Булаку, ссеверо-востока и востока — обрывами к Казанке, а с юга — поперечным оврагом.

Монгольское нашествие вначале не затронуло древнюю Казань, но под ее стены бежало булгарское население с разоренных закамских земель, что повлекло значительное увеличение булгарского населения в бассейне Казанки в XIII веке. В 60-70 годы XIII века Казань становится центром сопротивления булгар против монголов. После действия карательных отрядов монголов на рубеже XIII и XIV вв. жизнь вКазани еле теплилась.

Однако уже в конце XIV — начале XV века город превращается вкрупный экономический, политический и культурный центр Поволжья. Здесь находятся перекрестки оживленных торговых путей. Тогда жеза Казанью закрепилось имя Булгар-аль-Джадид (Новый Булгар). После разорения в 1431 г. Булгара на Волге к Kазани полностью переходит роль центра Среднего Поволжья и Прикамья. Политически оформление Казанского ханства связано с появлением в городе семьи одного из монгольских ханов Улу-Мухаммеда.

Характерный силуэт современной Казани с каменной кремлевской стеной, башнями и колокольнями появился позднее, ханская Казань выглядела иначе.

Среди однообразной массы деревянных домов возвышались мечети, даже центр го­рода был в основном деревянным.

КАЗА́НСКОЕ ХА́НСТВО

Материальные следы этой архитектуры почти неося­заемы. По мнению М.Худякова: «Татарская Казань до сих пор лежит в земле и ждет своих исследователей».

Казанская культура времен ханства отличалась гармоничностью и расцветом разных форм искусства. Прогресс касался всех видов духовной и материальной культуры: уровня образования, широкого распространения письменности, развития гуманитарных и точных наук, расцвета литературы, поэзии, музыки, градостроительства, всего ком­плексадекоративных и изобразительных искусств, ремесел, наконец, самого быта, об­раза жизни людей. Все это было охвачено, по мнению исследователей, высокой волной общенационального подъема. Культура создавалась объединенными усилиями, талантом, трудом всех народов, причем искусство Казанского ханства развивалось в лоне ислама.

Связь между городами (Алат, Арск, Зюри, Тятеш, Алабуга) осуществлялась как вод­ными, так и сухопутными путями («даруги»). Самые высокие достижения светской, культовой, мемориальной, фортификационной и торгово-промышленной архитектуры концентрировались в Казани. В Кремле (крепости) была резиденция казанских ханов, культовые сооружения, главная мечеть, дворцы и дома феодалов и мулл.

При всем своеобразии татарской архитектуры (деревянные мечети, полихромия) в ее развитие вносили свой опыт разные народы, проживавшие на территории ханства. Продолжает развиваться камнерезное искусство, которое достигает в это время своего расцвета. С этого времени известны прекрасные памятники с эпитафиями, наполненными не только религиозным, но и гуманистическим смыслом. Сама профессия мастера- исполнителя намогильных памятников («бахши») являлась одной из самых почетных.

Ювелиры свободно владели всеми техническими приемами художественной обра­ботки металлов и камней, исключая эмаль. В Оружейной Палате в Москве хранятся са­мые роскошные предметы, взятые в качестве «полона» в Казани: «Казанская шапка» — корона Ивана IV из чеканного золота с самоцветами и меховой опушкой, а также массивные золотые застежки, инкрустированные драгоценными камнями.

В керамике продолжали развиваться традиции булгарского гончарного производ­ства, однако, все большее распространение получает привозная посуда.

Особым изяществом отличался костюм (как женский, так и мужской) — нарядный, отделанный мехом и расшитый цветным и белым бисером, речным жем­чугом.

В традициях ремесленников края было производство кожаной обуви, так назы­ваемых «булгари». При раскопках в Казанском кремле была обнаружена мастерская по производству обуви, остатки выкроенной обуви со своеобразным длинным мыском, кожаными аппликациями. Интересно, что подошву сапог булгарские мастера украшали гвоздиками, иногда и из драгоценных металлов, в форме геометрического узора, а также креста или звезды.

В Казанском ханстве создавались шедевры рукописной каллиграфии и печатной миниатюры. В произведениях татарского поэта XVI века Мухамедьяра (выполняющего также функции хранителя ханской библиотеки) встречается упоминание о книгах, побывавших в его руках, что дает основание говорить о существовании в ханской Казани «китабхане» — библиотеки и одновременно мастерской книжного искусства, где работали поэты, ученые и пере­писчики. Особый интерес в татарском графическом искусстве XV-XVI вв. представляют печатные орнаментально-каллиграфические миниатюры — квадратные нишаны.

Распространение ислама способствовало грамотности населения, существовали началь­ные и средние школы, а при мечети в Казанском кремле — школа высшего типа — медресе.

Большая часть литературы этого периода имела религиозный характер, однако создавались и светские произведения (поэты Мухамед-Эмин. Мухамедьяр, Эмми Камал, Гариф-бек, Мухаммед Шариф и др.).

Развивалось и устное народное творчество, до наших дней дошли эпические произведения, сказки, баиты: «Алпамыш», «Чура- батыр» и др.

Важное место в жизни Казани занимала торговля, торговые татары создавали свои улицы и слободы в других городах (Москва, Нижний Новгород, Касимов и др.). При посредничестве купцов была создана международная ярмарка недалеко от Каза­ни, на Волге — на Гостином острове. В устье Казанки, напротив острова, уже в XV веке находилась большая пристань. Кроме ежегодной ярмарки проходили торги и в других местах: в Гостином дворе близ Кремля, на Арском поле и др.

Искусство Казанского ханства сформировалось на древнебулгарской основе, и во многих областях творчество представляло собой непосредственное продолжение худо­жественных традиций Волжской Булгарии золотоордынского периода.

Памятники этой эпохи, к сожалению, немногочисленны, но они свидетельствуют о высоком уровне мастерства, подъеме творческой деятельности, расцвете культуры в Казанском ханстве.

Рекомендованная литература

1. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. — М., 2004.

2. История Казани. В 2-х т. T.1. – Казань, 1988.

3.Ситдиков А.Г. Казанский Кремль: историко-археологическое исследование. – Казань, 2006.

4. Казанский Кремль. – Казань, 2005.

5.Султанов В.И. Историческая география Казани. Город и его предместья в XVI-XVII вв. – Казань, 2004.

6. Алишев С.Х. Все об истории Казани. – Казань, 2005.

7. Хузин Ф.Ш., Султанбеков А.Г. Древняя Казань. – Казань, 2005.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Присоединение Казанского ханства к России

А войску нашему правитель — Бог, а не человек: как Бог даст, так и будет.

Иван Грозный

В 1550-х начинает целый ряд военных походов на Восток. Причина этих походов банальна – Золотая Орда утратила былую мощь, и появилась возможность присоединить к России новые земли, в частности Казани. Присоединение Казанского ханства к России произошло в 1552 году, в ходе удачного похода, которым руководил Иван Грозный. Этот успех удался русскому войску лишь после длительной осады столицы Казанского ханства, а также множества обещаний, данных царем местному населению. В результате Казань была присоединена к России, в составе которой и находится уже более 500 лет.

Казанское ханство перед вхождением в состав России

В 15 веке Золотая Орда, великое монгольское государство, распадается на множество ханств (для монголов начался период раздробленности; этот период был пройден Русью 2,5 века назад).

В 1447 году образовывается Казанское ханство. Центральными городами ханства стали Казань и Алат. Основу населения составляли татары, кроме них жили также ногайцы, башкиры, мордва и чуваши. Как известно, представители последних трех этнических групп уже входили в состав тогдашней России, что могло существенно упростить процесс присоединения Казанского ханства в будущем. Всего население не превышало 450 тысяч человек. Несмотря на большое количество нетатарских народов, государственной религией Казанского ханства был ислам.

Карта Казанских походов Ивана Грозного

Причины присоединения Казани к России

  1. Казанское ханство находилось в Поволжье, где занимало очень выгодное географическое положение. Через государство проходило несколько торговых путей, связывающих Восточную Европу и регион Каспийского моря. Этот факт был одним из главных факторов, почему правители Москвы были заинтересованы в присоединении этих земель.
  2. Агрессивная политика ханства  в отношении Москвы, также заставляла Россию думать о силовом усмирении региона. Так, татарские войска из Казани в течении 15-16 веков совершали неоднократные нападения на города и села России. Они грабили Кострому, Владимир и даже Вологду.

В целом, отношения Москвы и Казанского царства в XV-XVI веках характеризовались большим количеством войн. На момент вхождения Казани с состав России, то есть фактически за сто лет с 1450 по 1550 историки насчитывают восемь войн, а также множество татарских грабительских походов на земли Москвы. В 1532 году ханом Казани стал Джан-Али, фактически московский ставленник, после этого отношения между государствами начали улучшаться.

Однако в 1535 году его убивают, а ханом становится приехавший из Крыма Сафа-Гирей, человек, который уже был ханом, и часто ходил на территорию Московского царства с военными походами. Этот факт не мог устраивать царя Василия 3, который в 1535 году объявил Казани войну. Несмотря на частые перерывы в войне, фактически она продолжалась до присоединения Казанского ханства Россией в 1552 году.

Присоединение Казани

В 1547 году новым правителем Москвы стал Иван Грозный. В этом же году он начинает Казанские походы, целью которых была победа над ханством. Всего состоялось три похода:

  • Первый поход (1547-1548). Основные битвы проходили в феврале-марте 1548 года недалеко от Казани, однако из-за погодных условий и неподготовленности армии Москвы, Иван Грозный решил отступить.
  • Второй поход (1549-1550). Не прошло и года, как Иван 4 приказал готовиться ко второму походу. Главная причина – смерть хана Сафа-Гирея. Этот поход также закончился неудачей, однако на пограничье была построена крепость Свияжск, которая должна была стать плацдармом для следующего похода.
  • Третий поход (1552). Увенчался успехом и Казанское ханство пало.

Как происходило присоединение

После нескольких неудач Иван Грозный сделал выводы и не стал спешить, занявшись реорганизацией армии. Купечество Москвы массово выделяло деньги царю, так как захват Волжской территории увеличил бы их доход. В итоге в начале 1552 года царь собрал армию из 150 тысяч человек, которая должна была через полгода выступить в поход на Казань.

Крымские татары, союзники Казани, решили помочь и совершить нападение на Москву с юго-запада, заставив отказаться от похода на Казань. Однако войска Ивана Грозного не просто полностью разбили татарское войско хана Дивлет-Гирея, но и решили продолжить успех и без остановки и перерыва сразу же пойти в поход на Казань.

Татары оказались не готовыми к такому повороту. В августе 1552 года началась осада Казани. Войска Москвы взяли вражескую столицу в несколько плотных колец. Осада длилась больше двух месяцев, однако Казань не сдавалась. Тогда боярину Ивану Выродкову было доверено возглавить отряд саперов, которые заминировали часть стены Казанской крепости. В результате взрыва стена рухнула, и московские войска смогли проникнуть в город. 2 октября войска Ивана Грозного полностью захватили столицу Казанского ханства.

Присоединение Казанского ханства к России

Через неделю большая часть войска вернулась в Москву, а в Казани остался гарнизон во главе с князем Горбатым-Шуйским. Фактически на этом присоединение Казанского ханства к России было завершено.

Результаты войны с Казанским ханством

После захвата Казани представители Московского царя распространяли среди населения ханства весть о том, что Казань входит в состав России, но при этом населению гарантируется право сохранить свое вероисповедание. После окончания Казанских походов Россия включала в свой состав территорию Среднего Поволжья. Это создавало благоприятные условия для дальнейших походов на Урал и Сибирь, а также для захвата Астраханского ханства с целью установить полный контроль над Волгой. Также присоединение Казани благоприятно повлияло на развитие торговых связей России с народами Кавказа и странами Востока.

Примечательно, что Россия никогда не узурпировала покоренный народ. Им оставлялось практически все богатство, не менялась религия, не было этнических чисток. То есть не было всего того, без чего не мыслимы завоевательные походы, например, Англии (вспомним Индию).