Когда читать намаз время

05.04.2018 0 Автор admin

 
 
Вопросы и Ответы на тему Намаза
 
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: НАМАЗ (молитва)
Сколько времени отводиться для для вечернего намаза магриб?

Время намаза магриба продолжается полтора — два часа, начиная с захода солнца до полного исчезновения красного зарева.

Существует ли хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение) во время молитвы держал руки на груди?
Привёл Муслим от Ваиля ибн Хаджара что "Пророк (мир ему и благословение) поднял свои руки при вступлении в молитву, а затем положил правую руку на левую", Ибн Хузайма дополнил — "на груди". Поэтому согласно Шафии является сунной при совершении молитвы обхватывать правой кистью запястье левой руки в области от груди до пупка.
В то же время по мазхабу Ханафи считается сунной в намазе мужчинам складывать руки ниже пупка (женщинам выше груди), согласно Малики вдоль тела, а в соответствии с мнением ученых-ханбалитов мужчинам рекомендуется обхватывать кистями рук локти и складывать на груди. У ученых всех школ есть доказательства правомочности их выводов.
Нужно ли при совершении совместной молитвы соединять ноги со стоящими рядом?
Выравнивание рядов и уменьшение расстояния между стоящими в коллективной молитве является сунной. Об этом сказано во многих хадисах Пророка (мир ему и благословение).
По поводу соединения ног с рядом стоящими Бухари приводит от Анаса хадис: "Мы касались боков и щиколоток друг друга". Однако сподвижники не раздвигали при этом свои ноги на расстояние шире пяди — это является макрухом, а так же они не наступали на ноги друг другу, тем самым отвлекая от молитвы.
Основным требованием в коллективном намазе является, чтобы ряд был ровным, и между стоящими в нем было минимальное расстояние.
Нужно ли перечитывать намаз, если после него обнаружено нарушение тахарата (которое произошло в намазе или до него)? И как быть, если есть сомнение насчет времени намаза?
В первом случае необходимо повторить намаз, совершив предварительно омовение. Во втором же случае, такой обязанности нет.
Нарушает ли намаз произнесение лишних слов (не относящихся к нему)? Требует ли это саджда-саху?
По мазхабу Шафии умышленное произнесение двух и более букв, не относящихся ни к Корану, ни к зикру или дуа нарушает намаз. Однако молитва становится недействительной только в том случае, если человек знает, что произнесение двух и более букв, не относящихся ни к Корану, ни к зикру или дуа, нарушает ее. Поэтому считается, что некоторая речь, не превышающая пяти-шести слов, в данной ситуации не создает необходимости повторить молитву. Согласно ханифитской школе любые звуки такого рода делают намаз недействительным.
По этому поволу существует хадис: "В намазе не допустимо ничего из людской речи. Он включает в себя тасбих, такбир и чтение Корана".
Что делать, если во время намаза появляется желание чихнуть, зевота или кашель?
Чихание не нарушает молитву. Произносить "альхамдулиЛлях" (вся благодарность принадлежит Аллаху) при этом считается нежелательным. Однако сказать чихнувшему "йархамукяЛлах" (да смилостивится над тобой Аллах) во время намаза делает молитву недействительной. Существует хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит об этом.
Зевота также не нарушает намаз, однако является желательным сдерживать ее. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Аллах любит, когда чихают, и не приемлет зевоту". При сильной зевоте, если сдерживать ее не представляется возможным, является сунной закрыть рот тыльной стороной левой руки.
Кашель не делает намаз недействительным. Следует пояснить, что в соответствии с мнением ученых ханифитов, долгий кашель, вызываемый специально, нарушает молитву.
Родители препятствуют мне в выполнении намаза. Они говорят, что я должен заняться "делами", оставив Ислам, т.к. еще молод. Что бы Вы могли мне посоветовать?
Препятствие со стороны родителей не может быть основанием для пропуска намаза. Мусульманин все равно обязан совершать молитву пять раз в сутки.
Опасность для жизни является условием для выполнения намаза мысленно. Кроме того, важно заметить, что неподчинение требованиям родителей в этом вопросе не считается грехом. Исламское правило гласит: "Нет подчинения созданиям Аллаха в том, что противоречит Его воле".
Тому, кто искренне боится и любит Аллаха, ничто не может помешать выполнять все Его повеления. Никто не в состоянии воспрепятствовать верующему, стремящемуся к тому, чтобы Всевышний был им доволен.
Можно ли совершать намаз, сидя в машине?
Согласно алимам-шафиитам, дозволяется совершать намаза сунна (необязательный) таким образом во время путешествия. По мнению религиозно-правовой школы Абу Ханифы, разрешается выполнять обязательную или желательную молитву в транспорте во время длительного путешествия, а также при необходимости, если нет другого выхода, в любое время и в каком бы то ни было чистом месте.
Что делать, если нарушена очередность в вуду?
Согласно шафиитскому мазхабу в этом случае необходимо продолжить с того места, до которого очередность не была нарушена. По мнению Абу Ханифы очередность в омовении не является обязательным условием, поэтому ее нарушение не влияет на правильность вуду.
Если мусульманин выполнил намаз, будучи уверенным, что его одежда чистая, но спустя некоторое время после молитвы обнаружилось, что это не так, надо ли намаз повторить?
Согласно шафиитскому мазхабу наличие наджасы (нечистот) любого колличества на одежде молящегося делает намаз недействительным. Поэтому в упомянутом случае молитву следует повторить.
Можно ли лечь спать сразу после совершения утреннего (фаджр) намаза?
Сон сразу после совершения утреннего намаза молитву не нарушает. Тем не менее, нежелательно спать после наступления времени утреннего намаза и до восхода солнца.

Восполнение пропущенных намазов

Однажды при Посланнике (мир ему и благословение) упомянули о человеке, проспавшим все это время, и он сказал: "Шайтан мочился в его уши".
В многочисленных хадисах рассказывается о пользе поклонения Аллаху ранним утром. В частности, передано, что на рассвете принимаются просьбы и мольбы, ангел Микаил (мир ему) раздает ризк (блага) тем, кто вспоминает Аллаха на заре и проч.
Допустимо ли совершать намаз с косметикой на лице?
Совершать намаз с косметикой на лице разрешается, если она была наложена после совершения омовения, и до намаза оно не было нарушено.
Нужно ли сделать вуду перед намазом, если я совершил гусль?
При купании (гусль) малое омовение (вуду) совершается автоматически. Поэтому можно читать намаз и без возобновления малого омовения, если не было совершено чего-либо, нарушающее его. Однако желательно все-таки сделать и вуду.
Можно ли объединять намазы магриб (вечерний) и иша (ночной), если нет возможности отойти от рабочего места, и есть опасность увольнения?
В том случае, если выполнение молитвы в положенное время никоим образом невозможно и грозит очень тяжелыми последствиями, то в соответствии с мазхабом Имама Ахамада ибн Ханбаля дозволяется объединение двух намазов (зухр и аср, магриб и иша). По всем же остальным мазхабам такой поступок недозволен, и Вам следует уволиться с этой работы и найти другую.
Обязательно ли использовать коврик для молитвы и носить его с собой?
Обязательным условием намаза является чистота места, на котором совершается молитва, будь то коврик, земля, трава, камень или еще что-то. Носить с собой коврик также не обязательно.
Как правильно принять гусль, и что при этом нужно говорить вслух?
Вслух при этом ничего не читается. После того, как гусль завершен, следует одеться и прочитать следующее ду"а: "Ашхаду алля илляха илляЛлах вахдаху ля шарикя Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадун абдуху ва расулюх. Аллахумма джа"альни миналь таввабина валь мутаттахирина ва "ибади Лллахи салихина. Субханакя ллахумма ва бихамдикя ва ашхаду алля илля илля анта ва атубу илейк. Аллахумма салли "аля сайидина Мухаммадин ва "аля аали сайидина Мухаммад". Смысл: Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища, и что Мухаммад Его раб и Посланник. О Аллах, сделай меня из числа кающихся и очищающихся и праведных рабов Твоих. Далек Ты от любых недостатков, хвала Тебе, и свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, и каюсь пред Тобою. О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада и его семью".
Это желательно читать и после малого омовения. Существуют также различные мольбы, которые произносятся при мытье каждой части во время вуду. В частности, их приводит Имам аль-Газали в своей книге "Начало наставлений на истинный путь".
Скажите, пожалуйста, принимается ли Всевышним намаз, прочитанный на русском языке? Я делаю намаз таким образом потому, что полностью понимаю смысл молитв в этом случае. Поэтому я более искренне и сосредоточенно молюсь, к тому же, не зная арабского языка (произношения), я опасаюсь неправильно произносить слова намаза по-арабски.
Намаз обязательно нужно читать на арабском языке.
Скажите, пожалуйста, как поступить в следующем случае: до восхода солнца осталось 5 минут, а я еще не успел совершить полное омовение (гусль)?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Не отвечает за свои поступки спящий, пока не проснется" (Ахмад). Поэтому если человек просыпает время утреней молитвы, то на нем нет греха, за исключением случая, когда причиной этому стала его халатность.
В случае, вами упомянутом, следует сначала искупаться (гусль), а затем, если человек успевает, совершить намаз вовремя, а если нет, то совершить его с намерением восполнить утреннюю молитву. Однако тут надо учесть одно обстоятельство: по ханафитскому мазхабу нужно обязательно после восхода солнце подождать 32 минуты, согласно Имаму Абу-Юсуфу и Имаму Мухаммаду, и 48 минут — по Имаму Абу Ханифа. В противном случае, если прочитать намаз в это время, он не будет принят.
Можно и нужно ли восстанавливать суннат-намазы?
Суннат-намазы можно восстанавливать, но это необязательно.
Правда ли, что утренний намаз нельзя читать менее, чем за полчаса до восхода солнца?
Утренний намаз можно читать в период от рассвета до восхода солнца. Впрочем, нежелательно откладывать выполнение любого намаза на последние 30-40 минут времени, отведенного для него.
Обязательно ли совершать Джума (пятничный)-намаз?
Пятничный намаз обязателен для свободных, совершеннолетних и не находящихся в пути мужчин. В Коране сказано (63,9): "О вы, кто верует! Когда вас позовут к молитве дня собрания, спешите к поминанию Аллаха".
Как нужно читать икамат, шепотом или вслух?
Икамат нужно читать вслух, чтобы слышали окружающие.
Расскажите про движения указательного пальца правой руки во время ташаххуда. Делал ли это пророк (да благословит его Аллах и приветствует)?
Ответ: По мазхабу имама Шафии во время чтения ташаххуда во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" — опускается, оставаясь, тем не менее, слегка приподнятым до конца намаза.
По мазхабу имама Абу Ханифы во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" — опускается.
Это сунна. В хадисе, приведенным Бухари и Муслимом, сказано: "Пророк ставил правую руку на правое колено и поднимал указательный палец". Что же относительно хадисов, в которых говорится о движении указательного пальца, то они слабые. В любом случае, придавать большое значение движению пальцем во время ташаххуда не стоит, поскольку это не составная часть намаза, а лишь желательное действие. Следует, в первую очередь, обращать внимание на сосредоточенность и смиренность в намазе.
Расскажите об обтирании ног во время омовения?
Ответ: При омовении необходимо промыть ноги, т.е. вода должна протечь по ним. После этого можно надеть толстые кожаные или шерстяные носки, которые не пропускают воду, полностью покрывают ступни ног до щиколоток и в которых можно ходить целый день, не продырявив, и потом при повторении омовения обтирать их. Обтирание производится влажными указательным, средним и безымянным пальцем от мыска до щиколотки. Протерать такие носки можно в течении суток, после — необходимо опять мыть ступни ног водой. Утверждение о допустимости простого обтирания ног, без предварительного омовения встречается у некоторых шиитских сект, которые неправильно толкуют аят об омовении.

   

Принятие пищи во время утреннего азана

Категория: Фикх  Создано 01.07.2014 12:46   Автор: Админ.

 

 

 

Часто спрашивают о том, можно ли кушать, если муэдзин уже начал читать утренний азан?

В интернете можно встретить много ответов на этот вопрос. Некоторые из них даны от последователей других мазхабов, а некоторые от тех, кто вообще не следует мазхабам и дает фетвы на основе своего понимания хадисов, не опираясь в этом на мнения ученых.

В данном материале мы приведем ответ по мнению шафиитского мазхаба. 

Как мы знаем, мусульманин в месяц Рамадан с утра до вечера обязан поститься, если у него нет уважительных причин не соблюдать пост.

Книга о намазе

Утро начинается с рассвета, а не восхода солнца, а вечер — с захода солнца. Поэтому, утренний азан читают именно с рассвета, так как сама суть азана — это призыв на намаз и увещевание о наступлении времени намаза.

Если человек точно знает, что муэдзин призывает к молитве раньше положенного срока, то ему можно продолжать есть, однако предпочтительней остановиться с того момента, как он услышит азан. 

Если же человек точно знает, что муэдзин призывает к молитве в положенный срок, то ему запрещено продолжать есть. В противном случае, его пост нарушается.

В отношении того, кто не знает точно о наступлении рассвета, и не знает своевременно ли муэдзин читает азан, в книге «Манхаджу Кавим» шейхуль Ислам Ибн Хаджар пишет:

«Если человек покушает, предполагая, что еще не рассвело, то его пост нарушается, когда стало явно, что он покушал после рассвета. А если же получилось так, что его предположения были правильными, то пост не нарушается».

Ученый из Сирии, Шейх Ахмад Шариф Наасан, ответил на подобный вопрос следующим образом:

«Кушать и пить в ночное время дозволено до рассвета, опираясь на слова Всевышнего: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». 

И на основе слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Ешьте и пейте пока Умм Мактум не прочитает азан. Поистине, он не читает азан кроме как во время рассвета» (передал Бухари).

Отсюда понимается, что кушать и пить до времени рассвета разрешено. Ему дозволено кушать и пить до времени, когда очень мало остается до рассвета, и запрещено начиная с момента рассвета»

 

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 

Tags: Азан , Рамадан , Пост , Шейх , Ахмад Шариф Наасан

Ты ещё не читаешь намаз?

Если вы считаете себя мусульманином (мусульманкой), но до сих пор не начали совершать намаз…

Я сам только четвёртый год как совершаю намаз. Поэтому хорошо помню свои сомнения перед тем, как стать практикующим мусульманином.

Но сначала, в советское время, я был атеистом, то есть отрицал вообще существование Бога. Считал, что всё имеет сугубо материальное объяснение – химия, физика и т.д. Потом начал задумываться. Стал агностиком. То есть не знающим наверняка, то ли есть Бог, то ли его нет. Если Бога нет, то всё понятно. Родился, жил, умер, похоронили, гниёшь потихоньку. И всё, как говорят молодые, game over (игра окончена).

Выбор сделан

А если всё же Бог есть, тогда что делать? Может, просто верить в сердце, что есть Всемогущий Создатель и стараться делать добро и не делать зла? Так поступают многие хорошие люди.

Или всё же примкнуть к какой-то религии и исполнять её требования? Ведь если ты просто хороший человек, веришь в Создателя и делаешь добро, но не практикуешь ни одну религию, фактически это означает, что ты создаёшь свою собственную религию для тебя самого. Это фатальная ошибка.

Если сделал первый шаг — признал, что есть Бог, есть Создатель, нужно сделать и второй шаг – выбрать. Как ты будешь практиковать свою веру. То есть надо выбрать религию.

Мой выбор Ислама очень естественен для бывшего атеиста. Из трёх мировых авраамических религий (Христианство, Ислам, Иудаизм) Ислам наиболее понятен простому человеку – нужно делать то, что требует от нас Бог и воздерживаться от того, что Он запрещает.

Ты ещё не читаешь намаз?

Для изощрённых умов, кто любит разбираться в мельчайших деталях, Ислам наиболее рационален и логичен.

Мои деды по мужской линии в седьмом и восьмом коленах – Бегиш Биктеев и Биктей Иштеряков – были крещёными татарами, то есть православными христианами. Однако и они сами, и их дети со временем отошли от христианства и приняли Ислам, несмотря на то, что тогдашние условия очень сильно затрудняли жизнь мусульман.

Выбрал религию? Начинай сразу практиковать её, так как не знаешь, будешь ли жив завтра. Нужно успеть. В Исламе с материальной стороны надо жить так, как будто будешь жить ещё тысячу лет, а с духовной стороны – так, как будто ты умрёшь сегодня.

Главное начать

Итак, что делать? Самое главное – начать читать ежедневные намазы. Трудно называться мусульманином без совершения намаза. Одни учёные допускают, что человек, не делающий намаз, может считаться мусульманином, если он сам так считает, но при условии, что он безусловно верит в Аллаha и признаёт необходимость чтения намаза. Другие учёные считают, что человек без ежедневного намаза не может считаться мусульманином, даже если будет оказывать очень большую материальную помощь мечетям.

Многие татары называют себя мусульманами, признают, что молиться надо обязательно, однако не приступают к чтению намаза. Почему?

Главная причина – страх, что человек не сможет выполнять всё как положено, так как работает, кормит семью и так далее. Поэтому намаз откладывает на потом. Мол, когда станет пенсионером, выучит нужные суры и будет всё делать, как положено.

Это большая ошибка. Первое – это «потом» может не наступить. Просто не доживёшь. Второе – исполнение минимальных требований к мусульманину, то есть совершение ежедневных намазов, требует в день не более 30 минут. Неужели не найдётся полчаса в день, чтобы попытаться спастись от вечного огня Ада?

Некоторые годами читают книги по Исламу, по порядку совершения намаза, учат короткие суры, и даже начинают ходить на пятничную молитву. Что уже очень хорошо. Однако они так и не начинают реальную практику Ислама. Почему? Они боятся спрашивать, они боятся делать ошибки.

Не надо ничего и никого бояться, кроме Аллаha! Надо идти в мечеть, обращаться к имаму, что и как делать. Если имам занят, или он тебе не нравится. В мечети могут быть другие мусульмане, которые знают достаточно, чтобы дать первые знания и навыки реального мусульманина.

Трудно научиться практике Ислама через книги. Если и научишься, то, скорее всего, с ошибками. Нужны живые учителя, практикующие мусульмане. При этом нужно читать и книги.

Когда осознанно встанете на намаз, для вас откроется новый, чудесный мир. Это восхитительно. Если ты внутри Ислама, если ты практикуешь Ислам, то начинаешь видеть много из того, что раньше ты не мог бы видеть или видел под другим углом.

Всё просто

Я сам раньше много читал об Исламе, думал, что знаю очень много и даже писал статьи по Исламу для энциклопедий. Но, когда стал практикующим мусульманином, понял, что я так мало знал об Исламе.

В книгах по порядку совершения намаза описано, что и как делать, какие слова когда произносить. Однако там обычно нет многого из того, что реально облегчает намаз простого мусульманина, работника на заводе или фабрике, строителя или шофёра.

Например, если делать тахарат (уду, абдэс), как написано в книгах, по полной программе, со всеми суннатами, это не только отнимает время, но и требует некоторых удобств. Например, как троекратно омыть ступни водителю зимой?

А можно делать масх, то есть омывать водой ступни по щиколотки только раз в сутки, а в остальное время, когда делаешь очередной тахарат, только проводить по носкам мокрыми пальцами от кончиков пальцев по подъёму ноги.

Если очень мало воды, то можно при совершении уду ограничиться лишь выполнением фардов (то, что надо омыть обязательно). То есть один раз омываешь лицо, по одному разу каждую руку, включая локти, немного смачиваешь волосы мокрыми ладонями, делаешь обтирание носков. И всё. Никаких троекратных повторений, кисти отдельно не моешь, рот не полощешь, нос не промываешь, уши и шею не трогаешь.

А если воды нет совсем? Или она очень холодная? Или приходится делать уду на улице (например, водителю во время рейса), а погода такая, что можешь заболеть, пока разденешься и промоешь руки, лицо? Тогда делаешь таямум, т. е. ладонями хлопаешь по земле и проводишь ими по лицу, как бы омывая. Потом ещё раз хлопаешь по земле и проводишь ладонями по рукам, включая локтевой сгиб. Если при ударе об землю к ладоням прилипли куски земли, их нужно стряхнуть, чтобы на лице не было грязи.

Сам намаз также имеет разные по важности элементы. Например, если читать обеденный намаз (зухр) полностью, со всеми суннатами и зикрами, это может занять и 20 минут, и полчаса, и даже больше. Где рабочему человеку взять столько? Ему в обед надо ещё и умыться, и поесть. Если нет времени, читай только фард (обязательный) намаз, зикр можешь читать по дороге на рабочее место. Фард обеденного намаза состоит из 4 ракаатов, которые можно прочитать за 4 минуты. Утром с намазом можно управиться за 5 минут – уду, 2 суннат, 2 фард.

То есть там, где есть трудности, там Аллаh обязательно даёт и облегчение. Просто надо знать, когда и при каких обстоятельствах можно применять эти облегчения. Например, если ты будешь читать только фарды и пренебрегать суннатами, даже когда у тебя есть на это время, твой иман будет ослабевать и, возможно, сойдёт на нет.

Для тех, кто ездит далеко, дальше чем на 90 км, например, дальнобойщиком, могу сообщить, что намаз мусафира (человек, который находится в пути) намного легче, чем того, кто остаётся в своей местности. Например, мусафир читает суннаты только утреннего намаза, остальные суннаты он не читает. Его масх носков сохраняется трое суток (если он не снимает носков, конечно). Мусафир совмещает два дневных и два ночных намаза вместе, т. е. он читает аср намаз сразу после зухр намаза, причём можно в любое удобное время в пределах времени обоих намазов. Остановился заправиться (или поесть), сделал уду и прочитал сразу оба намаза. Причём по 2 ракаата, а не по 4, как обычно.

Фактически тратишь на два намаза вместе с совершением омовения всего 5-6 минут. Вечером намаз магриб не сокращается, там так и остаются 3 ракаата фарда. Ночной ишаа состоит только из 2 ракаатов. Потом читаешь 1 ракаат витр намаза и можешь лечь спать. Или ехать дальше, если спать не хочешь.

Короче, глаза боятся, а руки делают. Надо просто начать и не бояться никаких ошибок. Аллаh милостив и Он прощает ошибки в намазе тем, кто учится.

Ирек Биккинин, Татарская газета, № 1 (48)

Загрузка…

В каких случаях необходимо заново перечитывать намаз

Нежелательное и запретное время для совершения молитвы.

Три запретных времени

В ханафитском фикхе выделяют три времени, когда исполнение солята (и некоторых других обязательным предписаний) считается «харам» либо «макрух тахрим»:

1) Восход солнца. Для исполнения молитвы необходимо дождаться, чтобы солнце поднялось над уровнем горизонта на высоту копья или двух копий (эта высота определяется на глаз и составляет примерно 225 см), в такое время исполнение молитвы становится дозволенным.

2) Нахождение солнца в зените (незадолго до наступления времени солятуль зухр).

3) Время «исфираару шамс» — когда в конце времени солятуль аср солнце приобретает рыжий оттенок, а глазу не больно смотреть на него.

В эти три периода времени запрещено совершать обязательные молитвы, а также восстанавливать ранее пропущенные обязательные молитвы, например, запрещено исполнять солятуль фаджр во время восхода солнца.

Исключение составляет солятуль аср, который обязательно нужно совершить даже при наступлении времени «исфираару шамс», однако, откладывая солятуль аср до этого времени без уважительной причины, человек впадает в грех.

Исполнение или возмещение в описанные выше периоды времени фард-солятов (кроме солятуль аср), обязательных предписаний (например, суджуд во время чтения Курана) и молитв «аль-ваджибат» (например, молитва согласно данному обету) запрещено и является недействительным.

Восстановленные в эти периоды фард-соляты будут недействительны, их необходимо снова исполнить в дозволенное время. Кроме того, является недействительным исполнение «саджаду тилява», что является обязательным после чтения определённых аятов Корана. Например, если аят был прочитан до наступления времени «макрух», нельзя совершать суджуд в нежелательное время, но следует дождаться, пока время «макрух» закончится, а потом уже совершить суджуд. Если аят был прочитан в течение времени «макрух», совершить суджуд дозволено, но будет являться «макрух танзих». То же касается двух ракатов при обходе вокруг Каабы, которые являются «ваджиб» в ханафитском мазхабе. Если таваф произошёл до наступления времени «макрух», нельзя совершать два раката в это время — они будут недействительны.

Если при исполнении солятуль фаджр человек произнёс такбиратуль ихрам, а затем появился солнечный диск из-за горизонта, его обязательный солят является недействительным, необходимо будет восстановить молитву после истечения времени «макрух». В ханафитском мазхабе существует два мнения относительно такого солята: 1) он абсолютно недействителен 2) он переходит в категорию «нафиль».

В связи с этим приводят в пример ситуацию, когда человек захохотал во время молитвы. Согласно ханафитскому фикху, явно громкий хохот во время солята нарушает ритуальное омовение и, соответственно, действительность молитвы. Это является своеобразным наказанием для того, кто захохотал в молитве, за его небрежность, так как громкий смех вне молитвы вообще-то не нарушает вуду. Если следовать первому мнению, хохот во время утренней молитвы, когда солнце вышло из-за горизонта, не нарушит омовение, так как сам солят уже стал недействительным. Если последовать второму мнению, то омовение и молитва нарушатся, но необходимо будет в дозволенное время восстановить эту молитву (которая из-за появления солнца перешла в разряд «нафиль»). Правило: согласно ханафитскому фикху, если во время исполнения нафиль-намаза у человека нарушилось омовение, он обязан восполнить этот намаз.

Если человек в утреннем соляте успел прочитать последний ташаххуд, а затем вышло солнце, такой солят будет считаться действительным.

Солятуль джаназа (похоронный намаз), исполненный во время «макрух», не является действительным, если покойника принесли в мечеть до наступления нежелательного времени и стали читать по нему молитву уже в течение времени «макрух». Если покойника принесли в мечеть в период времени «макрух», солятуль джаназа по нему будет действителен.

Не следует исполнять дополнительные молитвы в нежелательное время. Если человек начал исполнять дополнительный солят во время «макрух», ему необходимо остановиться и совершить эту молитву снова в дозволённое время. Если он совершит молитву полностью, она будет считаться действительной, однако в то же время он возьмёт на себя грех.

Существует несколько случаев, когда совершение дополнительных молитв считается «макрух» (порицаемым/нежелательным):

1) Совершать дополнительный (нафиля) солят после появления имама-хатыба. Когда имам-хатыб вышел из комнаты, которая обычно отводится для него в мечети, не следует начинать исполнять намаз, но, если человек уже успел начать исполнение молитвы, следует завершить этот намаз. Также является макрухом исполнять дополнительные молитвы во время чтения пятничной хутбы. То же относится к хутбам двух праздников (идуль адха и идуль фитр), к хутбе во время солнечного затмения, во время засухи (когда мусульмане просят о ниспослании дождя), при бракосочетании и во время хаджа.

2) Совершать более двух ракатов перед фардом солятуль фаджр. Согласно Сунне, следует исполнить только 2 раката (а не 4, 6, 8 и т.д.). А также совершать дополнительные молитвы после солятуль аср до магриба и в начале времени магриб. Согласно ханафитскому фикху, после азана на солятуль магриб следует сразу приступить к исполнению фард-солята, не исполняя 2 ракатов после азана (как в других мазхабах).

3) Совершать дополнительный намаз во время икамата. Исключение составляют два раката перед солятуль фаджр, которые относятся к твёрдой сунне и которые следует исполнить, даже если в мечети уже зазвучал икамат. При этом ставится условием, что молящийся уверен, что он успеет совершить два раката фарда в джамаате, в противном случае, не следует совершать эти два раката сунны.

4) Совершать дополнительный намаз перед двумя праздничными намазами. Исполненный дома или в мечети дополнительный намаз перед намазами праздников Идуль Адха и Идуль Фитр будет считаться «макрух». После праздничного намаза можно совершить дополнительный намаз дома, при этом дополнительный намаз в мечети всё ещё считается «макрух».

5) Совершать дополнительный намаз между солятуль зухр и солятуль аср около горы Арафа, а также после солятуль магриб в местечке Муздалифа.

6) Совершать дополнительный намаз, если он ведёт к пропуску фард-намаза. Если исполнение дополнительного намаза может привести к тому, что не останется времени на исполнение обязательного, следует оставить его и исполнить фард.

7) Совершать намаз в состоянии, когда для человека является необходимым отправление малой или большой нужды, но он сдерживает себя. Намаз в таком состоянии попадает под категорию «макрух тахрим», то есть является действием близким к «хараму».

Человек в таком состоянии обязан прервать намаз (дополнительный или обязательный) и после совершить его снова. Правило: если человек исполнил намаз, хукм которого «макрух тахрим», его обязательно нужно переделать. Если такой намаз не будет переделан, он считается действительным, но на человека при этом ляжет грех.

8) Совершать намаз около накрытого стола, будучи голодным, так как пища будет отвлекать человека от возвеличивания Всевышнего Аллаха. В таком случае человеку лучше поесть, а потом приступить к совершению намаза. То же будет относиться ко всем другим вещам, которые нарушают состояние смирения и страха перед Всевышним Аллахом – такой намаз будет считаться «макрух». Человеку следует отстраниться от всего, что может его отвлекать от поминания Всевышнего Аллаха.

Такбиратуль-ихрам (слова «Аллаху Акбар» в начале намаза)

Произнесение слов «Аллаху Акбар» (الله اكبر) в начале молитвы является обязательной частью намаза, поэтому очень важно делать это правильно.

Существует 12 условий действительности такбиратуль-ихрам:

1. Такбиратуль-ихрам должен произноситься либо одновременно с выражением нията на совершение молитвы, либо намерение должно предшествовать произнесению такбира, но в этом случае между намерением и такбиром не должно быть никаких посторонних действий (например, разговора или принятия пищи).

Пример: если человек во время совершения малого омовения выразил намерение, что делает омовение для совершения той или иной молитвы, а затем зашёл в комнату, встал в направлении Киблы и произнёс такбиратуль-ихрам, этот такбир действителен.

Запретные времена для чтения намаза.

Такбир в данном случае действителен, даже если непосредственно само произнесение такбира не сопровождалось внутренним выражением намерения, так как намерение было выражено уже во время совершения вуду. Но если человек после совершения омовения ответил на чей-то вопрос или отвлёкся на какое-то постороннее дело, намерение необходимо обновить перед намазом. Но если человек после совершения омовения по пути к месту, где будет молиться, думал о том, какой намаз он сейчас будет совершать, затем встал в направлении Киблы и произнёс такбир, этот такбир действителен, потому что размышление о предстоящем намазе в данном случае означает, что у человека в сердце было создано намерение.

2. Такбир необходимо произнести в положении стоя.

3. Такбир не должен предшествовать выражению намерения на совершение молитвы. Лучше всего, если намерение выражается синхронно с произнесением такбира (в шафиитском мазхабе, например, выражение намерения одновременно с произнесением такбиратуль-ихрам является обязательным, в ханафитском же дозволено выразить намерение до произнесения такбира).

4. При произнесении такбира человек должен делать это настолько громко, чтобы услышать самого себя, то есть нельзя произносить слова «Аллаху Акбар» в сердце (представлять их в уме) или просто шевеля губами.

5. При исполнении молитвы за имамом нужно обязательно иметь намерение следования за имамом.

6. В своём намерении молящийся должен обязательно определить, какой именно фарз он совершает, например: «Я намереваюсь совершить фарз намаза зухр» и т. п. При этом число ракаатов обозначать не нужно, так как оно чётко установлено (но, если обозначить, ошибкой это не будет).

7. При выражении намерения на солятуль-витр не следует обозначать, что это намереваешься совершить обязательный солят (ваджиб), так как насчёт его обязательности между учёными есть разногласие.

8. Такбир должен произноситься на арабском языке (но, если человек не способен это сделать на арабском, шейхи-ханафиты дозволяют произносить такбир на родном языке).

9. Нельзя тянуть «хамзу» в слове «Аллах», то есть произносить «Ааллах», нельзя произносить «Акбаар». Такое произношение делает такбиратуль-ихрам недействительным. Произнесение «Аллахуу» (растягивая «дамму») и «Аллах Акбар» (вообще без «даммы», вместо «Аллаху») не делает такбир недействительным, однако является грубой ошибкой, которой необходимо избегать.

10. Формула «Аллаху Акбар» должна быть произнесена полностью.

11. Такбир не может заменить «Басмалла», то есть нельзя сказать «Бисмиллях…» вместо «Аллаху Акбар».

12. Необходимо правильно произносить букву ه и обязательно удваивать букву ل в слове «Аллах» (الله).