Когда день ашура

04.10.2018 0 Автор admin

День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.

Содержание

Когда начинается праздник День Ашура в 2018 году?

Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2018 году День Ашура в исламе отмечается 20 сентября.

История и традиции праздника День Ашура

Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626—680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.

В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.

Месяц Мухаррам и пост в день Ашура

Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.

Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.

В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.

Пост в День Ашура

Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).

Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.

Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).

Что нельзя делать в День Ашура?

В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.

Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.

Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.

2018-01-22

triceratops

День Ашура

16 декабря (10 числа месяца Мухаррам 1432 г.х) в мусульманском календаре – это День Ашура, День поминовения Пророков и Посланников Аллаха.

   Ашура – это десятый день , он является самым ценным днем месяца Мухаррам.

   Месяц Мухаррам – это первый месяц мусульманского календаря, один из четырех запретных месяцев, когда нельзя вести никакие войны. В переводе с арабского «ашура» означает «десятый», т.е. десятый день Мухаррама.

   Множество событий в истории человечества произошло именно в этот день. На него приходится сотворение Аллахом Всевышним Небес и Земли, Аль –Арша и Ангелов, первого человека и пророка Адама (мир ему). В День Ашуры произошло много событий, связанных с Пророками: Всевышний Творец принял покаяние Адама; Пророки Идрис и Иса (Иисус Христос) были вознесены на небо; Пророк Ибрахим (Авраам) спасся по Воле Аллаха от огня; Пророку Мусе (Моисею) была ниспослана Тора; Пророк Муса и его последователи ушли от преследования фараона и перешли через море; Пророк Юсуф (Иосиф) в этот день вышел из тюрьмы; было возвращено зрение Пророку Якупу (Иакову), отцу Юсуфа; Пророк Юнус вышел из чрева рыбы; Излечился от тяжелых болезней Пророк Аюб (Иов); Пророк Сулейман (Соломон) стал царем, и ему было даровано богатство; была дарована безгрешность пророку Мухаммаду (Мир им всем). С Днем Ашура связано еще одно событие: это Всемирный Потоп.

   Потоп начался 1 числа месяца Раджаб и продлился 6 месяцев. Через 6 месяцев пророк Нух (Ной) взмолился, чтобы Всевышний позволил им пристать к безопасному берегу. Аллах услышал его молитву и сказал : «О земля, поглоти воды свои! О небо, останови дожди свои!» Ковчег сел на гору Джуди (Арарат). Ной и все, кто уверовал в Аллаха, были спасены. Это случилось в День Ашура.

   Согласно одному из хадисов, когда Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) переселился из Мекки в Медину (т.е. совершил Хиджру), он увидел, что мединские иудеи постятся в десятый день (ашура) месяца Мухаррам, и поинтересовался у них, почему они это делают. В ответ иудеи сообщили, что «это самый великий день, когда Аллах спас Пророка Моисея (Мусу) с его народом и погубил фараона. В знак благодарности Моисей отметил этот день постом, и с тех пор мы тоже постимся в этот день». На это Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Мы к Моисею ближе вас» и начал с того дня поститься в десятый день, призвав всех мусульман следовать за ним. Пост в День Ашура был обязательным для мусульман до тех пор, пока Аллах не повелел поститься в месяц Рамадан. Когда был назначен обязательный пост, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал , что отныне поститься в День Ашура – это личное дело каждого. Он говорил: «Самым ценным постом после Рамадановского является пост в месяц Мухаррам».

   В одном из хадисов уточняется, что поститься надо 9,10,11 Мухаррама. Пост в День Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в этот день Всевышний Аллах даст вознаграждение с гору Ухуд. Сказано в хадисе: «Кто в День Ашура кормит и поит свою семью, тому Аллах даст баракат в течении года». Если в Ашуру совершить гусль (полное омовение), то Всевышний защитит человека от болезней в течение года. Если смазать глаза сурьмой, то Аллах защитит от болезней глаз. Кто посетит больного в День Ашура, тот приравнивается к посетившему всех сынов Пророка Адама (т.е. всех людей). В День Ашура раздают садака, читают Коран, совершают богоугодные дела. День Ашура — это возможность воздать Всевышнему Аллаху благодарность за сотворение Земли и Небес, всего живого , в том числе и человечества, за чудесное спасение людей от Всемирного Потопа , за чудесную помощь и избавление от бед, болезней Своих Пророков , за бесчисленные милости Единого Творца, а также поминовение с благодарностью, уважением и любовью Всех Пророков, направленных Аллахом к людям ради их счастья и спасения.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного.

Шииты и ашура.

В начале нам бы хотелось вкратце ознакомить дорогого читателя с хадисами об Имаме Хусейне (да будет мир с ним) из суннитских книг.

1. Хаким Нишабури от Салмана передаёт, что он от Посланника Аллаха слышал, как Пророк говорил: “Хасан и Хусейн являются моими сыновьями, тот, кто их любит, любит меня, тот, кто любит меня, Аллах того любит, а кого будет любить Аллах, того введёт в Рай. А тот, кто будет враждовать с ними, значит, враждует со мной, а всякий, кто враждует со мной, враждует с Аллахом, а тот с кем враждует Аллах, того введёт в Ад “.

2. Тирмизи привел хадис с передатчиками, восходящими к Я’ли ибн Марату, что он сказал: “Посланник Аллаха изволил сказать:  Хусейн от меня, а я от Хусейна. Аллах любит всякого, кто любит Хусейна и Хусейн внук Пророка Ислама“.

3. Бухари  передаёт от Наима, что (однажды) какой-то человек спросил ибн Умара о том, может ли человек, надевший ихрам , убивать мух. В ответ ему сказал: "Жители Ирака спрашивают о мухах после того, как они убили сына дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ведь Пророк, (да благословит Аллах его и его семейство!)  сказал: «Хасан и Хусейн (да будет мир с ними), два моих благоухающих цветка этого мира!»  

4. Тирмизи привёл хадис с передатчиками, восходящими к Юсуфу ибн Ибрахиму, что Анас ибн Малик слышал, как говорят, что у Пророка спросили:  Кто из вашего семейства любимей всех для вас? Пророк ответил: «Хасан и Хусейн. Пророк постоянно говорил Фатиме (да будет мир с ней!): «Позови мне моих сыновей . Когда же они приходили к Пророку, посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) обнимал и целовал их».

5. Это хадис приведен с двумя передатчиками, восходящими к Абу Саиду Худри, который сказал: "Я слышал от посланника Аллаха следующее: "Хасан и Хусейн предводители юношей рая"".

6. Заранди Ханафи говорит:  “Хусейн очень много совершал намаз, пост, хадж, и другие богослужения. Он был щедрым, великодушным и благородным человеком. Он двадцать пять раз, пешком совершил хадж (хотя при этом имел наилучших коней)“.

Шииты и Ашура.

Шииты огромное внимание уделяют десятому дню месяца Махаррама, потому что в этот трагический и скорбный день погибает на пути Аллаха их великий и святой Имам Хусейн, который ради сохранение религии Ислама и его ценностей, восстал против тиранического правления Язида. Вместе с Имамом погибают в борьбе с неверием и его верных сподвижники которые подобно Имаму доказывают своей смертью неправедность и не легитимность власть Язида. Благодаря пролитой крови Имама Хусейна и его сподвижников, правлению Язида приходит конец и его сторонники, которые участвовали в убийстве Хусейна, были преданы смерти.

Со дня гибели имама Хусейна и до сего времени его последователи, а также все те, кто ценят и уважают подлинное человеческое величие, и свободу облачаются в чёрные одежды и, оплакивая, проводят день мученической смерти имама таким образом выражая свою скорбь и печаль.

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Горячо и горестно в сердцах праведных верующих гибель (шахадат) Имама Хусейна и никогда эта боль не остынет в сердцах праведных верующих».

Также Имам Риза (да будет мир с ним) по этому поводу сказал:  Тот, кто день ашуры  сделает для себя выходным и не пойдёт на  работу, Всевышний Господь исполнит его желания этого мира и загробного. Тот, кто в день ашуры будет плакать, и этот день, для себя будет считать горестным и скорбным, Аллах День Суда сделает для него радостным и удовлетворенным. Тот, кто день ашуры назовет днём изобилия и в этот день для дома своего, будет собирать и  припасать пищу, то пропадёт у него изобилие, и в День Суда воскреснет с Язидом, ибн Зиядом и Умаром ибн Саадом».

Наши непорочные имамы всегда призывали сохранять память о событиях Кербелы. Имамы и шииты  посещали место гибели имама Хусейна и его верных сподвижников и проводили траурные церемонии по этому поводу, а также указывали на большую важность проведения подобных церемоний.
В действительности, посещение могилы имама Хусейна является великой школой, которая обучает человечество урокам веры и праведности. Эта школа направляет человеческий дух на невиданные высоты чистоты, праведности и преданности божественному пути. Оплакивание имама Хусейна (мир ему!), а также посещение могилы его светлости имеет огромное значение в духовном воспитании. Но необходимо знать, что будет неправильным уделять всё своё внимание только этим обрядам, ибо эта церемония и религиозная философия воспитывает в человеке, прежде всего, защиту религиозных законов, преданность и жертвенность во имя религии. Мы должны воспитываться в школе имама Хусейна человечности. Наши сердца должны быть свободны от всего, что вне Бога, если бы мы уделяли своё внимание только внешней форме и обрядам, то благородные цели восстания имама Хусейна были бы забыты.

Предания, поощряющие к посещению могилы Имама Хусейна.

1. Имам Багир (да будет мир с ним) сказал: «Повелевайте нашим шиитам, чтобы посещали могилу имама Хусейна (да будет мир с ним), потому что совершение этого обряда, для каждого верующего признающего Имамат Хусейна, является обязанностью».  
2. Имам Садык (да будет мир с ним) сказал: «Каждый из наших шиитов, который посетит могилу имама Хусейна (да будет мир с ним), не вернётся (с этого обряда) пока все его грехи не будут прощены».  
3. Имам Садык (да будет мир с ним) сказал:  «Тот, кто желает покровительства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), Али и Фатимы (да будет мир с ними), никогда не должен прекращать посещать могилу Хусейна ибн Али».  
4. Мухаммад ибн Санан рассказывает: «От имама Ризы (да будет мир с ним) я  слышал, как он сказал:   Всевышний Аллах каждому посетившему могилу имама Хусейна (да будет мир с ним), напишет вознаграждение хаджа».    
5. Имам Садык (да будет мир с ним) сказал: «Посещение могилы Хусейна (да будет мир с ним) равно вознаграждению двадцати хаджов, быть может, даже превосходит двадцать хаджов».

6. Имам Риза (да будет мир с ним) ибн Шабибу сказал: «Если хочешь встретиться с Аллахом, не имея на себе ни одного греха, посещай могилу Хусейна».

Предания по поводу плача и скорби по Имаму Хусейну.

1. В суннитских источниках передаётся, что Аиша сказала: «Хусейн ибн Али (да будет мир с ним) пришёл к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) в тот момент, когда ему было ниспослано откровение. Хусейн залез на спину Пророка и играл с дедом. Джабраил сказал его светлости: «О, Мухаммад! Вскоре после тебя, твоя община взбунтуется и убьёт этого твоего сына». Затем Джабраил дал Пророку песок (кусок земли) и сказал: «На этой земле твой сын будет убит, и называется эта земля Тафф».

Когда Джабраил ушёл, Посланник Аллаха, держа в руке песок, направился к своим сподвижникам. Среди сподвижников были Али, Абузар, Абу Бакр, Умар, Хузайфах и Аммар. Пророк начал плакать, у его светлости спросили: «О, Посланник Аллаха! Почему вы плачете? Его светлость сказал: «Джабраил меня известил, что моего сына Хусейна убьют на земле Тафф, и для меня (оттуда) принёс песок, и также сказал, что на той земле он будет похоронен».
2. Имам Садык (да будет мир с ним) рассказывает: «Её светлость Фатима пришла к Пророку Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) и застала его плачущим, с его благословенных глаз текли слёзы. Пророк сказал: «Джабраил меня известил, что Хусейна (мученически) убьют».

 3. Ибн Асакир из источника Джаафара ибн Мухаммада передаёт, что у Али ибн Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба  (да будет мир с ним) спросили почему он постоянно плачет по Имаму Хусейну? Его светлость ответил:  Не порицайте меня, потому что когда у (Пророка) Йа’куба пропал сын (Юсуф), он столько плакал, что его глаза ослепли,  хотя он знал, что сын не умер. Однако я видел, как за одно утро, четырнадцать человек из моего семейства были заколоты, разве вы хотите, чтобы скорбь по ним, освободило моё сердце?».

4. Абу Аммар говорит: «Как-то я посетил имама Садыка (да будет мир с ним). Он сказал: «Не прочитаешь ли стихи об Имаме Хусейне?». Когда я начал читать стихи, имам стал плакать. Я читал, Имам же плакал, да так, что его голос был слышен вне дома. Когда же я закончил читать стихи, Имам сказал мне о важности и большом воздаянии тому, кто читает траурные панегирики, и тем самым побуждает людей плакать по погибшему Имаму Хусейну».

5. Имам Садык (да будет мир с ним) сказал:  «Тот, кто прочитает стих (о трагедии имам Хусейна)  и сделает посредством этого пятьдесят, или тридцать, или двадцать, или десять человек или даже одного человека плачущим, Рай для него будет обеспечен».

6.  Имам Реза (да будет мир с ним) сказал:  «Если хочешь по кому-нибудь плакать, плачь по Хусейну ибн Али ибн Аби Талибу, Если твои слёзы по горю Хусейна будут течь по твоим щёкам, Аллах простит твои большие и малые грехи».

7. Имам Садик (да будет мир с ним) сказал:  «Небо сорок дней плакало по мученической смерти Имама Хусейна ибн Али».

8. Имам Реза (да будет мир с ним) сказал:  «Когда наступал месяц Мухаррам, никто моего отца не видел смеющимся, в основном он был печальным и грустным до дня ашуры. Когда наступал день ашуры, этот день для него становился горестным и траурным, он проводил этот день в плаче и говорил:  «В этот день Хусейн стал мучеником шахидам».

Имам Реза (да будет мир с ним) ибн Шабибу сказал: «Если хочешь получить саваб (награду) как у Шахидов (мучеников) Кербелы, то всякий раз, когда вспоминаешь эту трагедию, скажи:

يا لَيتَنى كُنتُ مَعَهُم فَاَفوُزَ فَوزاً عظيماً“  “

“О, если был бы я с ними, то нашёл бы великое спасение в мученичестве“.   

10. Господь оповестил Закарийа (да будет мир с ним) о страшной гибели имама Хусейна (да будет мир с ним!), а также сказал что тайный смысл  аятов Корана:  “Kaф xa йa aйн caд каф“,  указывает на Кербелу, так  «ха» указывает на гибель детей имама Хусейна,  «йа»  свидетельствует о злодействе Йазида (да проклянет его Аллах!) и зло, которое он совершил в отношении имама Хусейна,  «айн» от производного «а’таш» указывает на жажду Хусейна,  «сад»  свидетельствует о его терпение «сабр».

Когда Закарийа услышал историю Хусейна (да будет мир с ним), три дня не выходил из мечети  бейтул мукаддас , плакал и  горевал по трагедии Имама Хусейна (да будет мир с ним!) затем сказал: «О, Господи! Неужели Ты Али и Фатиму (да будет мир с ними!) подвёрг такому великому испытанию?!»  А также он сказал:  О, Господи! Дай мне дитя, чтобы в этом старческом возрасте, он радовал мои глаза, также в сердце моём, посели любовь к этому ребёнку, чтобы, как и Мухаммада (да будет мир с ним!) который перенесёт трагедию Кербелы, до того как это случится и я мог бы испытать трагедию мученичеством моего сына, чтобы  стал я сотоварищем по несчастью с пророком Ислама».

11. С достоверных источников Мусамма Кирдин передаёт, что Имам Садик (да будет мир с ним) сказал ему: «О, Мусамма! Ты живёшь в Ираке, посещаешь ли ты могилу Хусейна (да будет мир с ним)?  Я сказал:  «Я живу в Басре и там знаменит и известен, возле нас находятся люди, которые являются сторонниками Халифа, а также у нас там есть много врагов. Поэтому (если я буду посещать могилу Хусейна), они доложат правителю (области), после чего, у меня будут большие неприятности» . Его светлость сказал:  «Вспоминаешь ли ты, то, что они сделали с Хусейном (да будет мир с ним)?  Я ответил:  «Да!»  Тогда Имам сказал:  «Скорбишь по горю Хусейна?» Я сказал: «Да! Клянусь Аллахом, скорблю по Хусейну и плачу пока моя семья не увидит во мне все признаки горести, и отказываюсь от пищи, пока в моём состояние не появятся признаки печали».

Кровавая традиция праздника Ашура

Его светлость сказал: Да пожалеет Аллах твои слёзы, воистину ты считаешься тем, кто скорбит о нас, и радуется когда рады мы, печален, когда печальны мы, страшится, когда страшимся мы, и безопасен, когда безопасны мы. Скоро во время своей смерти, ты увидишь моих отцов (Пророк Ислама и пять Имамов, которые являются его предками)  находящихся возле тебя, они порекомендует тебя ангелу Смерти, и известят тебя радостной вестью, что посветлеют твои очи и будешь ты радоваться. Ангел Смерти к тебе будет относиться добрей, чем собственная  мать к своему ребёнку . После чего его светлость заплакал, и я тоже стал плакать».  

12. В книге  Камилуль зийарат , мы читаем, как Имам Махди обращается к Имам Хусейну (да будет мир с ними):  «Я утром и после полудня плачу по тебе, и вместо слёз, течёт кровь».

Бить по груди, по горю, Имам Хусейна (да будет мир с ним).

Из некоторых шиитских и суннитских преданий можно сделать вывод, что бить себя по груди по горю Имам Хусейна, даже  если грудь становиться красной, дозволенно, даже в какой-то степени предпочтительно.

1. Шейх Туси от Имам Садика (да будет мир с ним) передаёт, что его светлость сказал:  «Бить себя по лицу, не свидетельствует ни ничего кроме как о раскаяние и покаяние человека, поистине последователи Фатимы плакали по горю Хусейна ибн Али и били себя по лицу, ибо трагедия Кербелы достойна того, чтобы  плакать и бить себя по лицу».

2. Шейх Муфид (да будет с ним милость Аллаха) передаёт:  «Когда Зейнаб (да будет мир с ней) услышала скорбный стих про своего брата Хусейна, ударила себя  по лицу и сильно заплакала, после чего потеряла сознания».

3. Кулейни от Джабира передаёт, что у Имам Бакира (да будет мир с ним) спросили: «Что такое скорбь?»  Имам сказал: «Самая сильная скорбь — это крик, вопль, стоны по своему горю и бить себя по лицу и груди».

4. Ибн Касир передаёт, что когда проходили пленные, (род Имам Хусейна, жёны и дети его сподвижников) женщины сильно рыдали и били себя по лицу. Имам Саджад (да будет мир с ним) так же находился рядом с ними, однако он их не воздерживал от этих деяний.

5. Ахмад ибн Ханбал и другие суннитские учённые от Аише передают, что она сказала:  «Когда Посланник Аллаха (да будет мир с ним) умер ( он находился у меня), тогда я его голову положила на подушку, потом я с женщинами встала и начала бить себя по лицу».

Дорогие братья и сёстра если мы хорошо ознакомимся с исламской историей и преданиями, то поймём, что траурные мероприятия, которые устраивают шииты в месяц Мухаррам в честь внука Пророка Ислама, является полностью обоснованным и одобряемым делом.

“Мустадрак Хаким“, том 3, стр. 166. Похожий хадис привели “Сахих“ Термези, том 2, стр. 240-307, “Муснад“ Ахмад ибн Ханбала том 5, стр. 369.

“Мустадрак Хаким», том 3, стр. 177; Ахмад ибн Ханбал в книге «Муснад», том 4, стр. 172; “Муаджамуль кабир“, том 22, стр. 274.

Иначе говоря, паломник.

Базилик /райхан/ — ароматическое растение. 

Сахих“ Бухари, том 5, стр. 33 /книга о достоинствах сподвижников/. 

“Суннане Термези“, том 5, стр. 323, № 3861.

Этот хадис привели Ахмад ибн Ханбал в книге «Муснад» том 5, стр. 391-392; Абу Наим в книге «Хильят аль-Аулия», том 5, стр. 71; “Аль мустадрак сахихейн“, том 3, стр. 167; “Суннан Термези“, том 5, стр. 660; и многие другие.

“Маратуль джаннан“, том 2, стр. 299. Похожие высказывание имели такие учёные как, Замахшари в книге “Рабиуль абрар“, стр. 210; доктор Мухаммад Абдух Ямани в “Алляму авлядакум мухиббах але бейт аннабий“ стр. 133.

“Джамиуль ахадис“, том 12, стр. 556.

“Васаиль аль шиях“, стр 394, х. 6

“Камилуль зийарат“, стр. 131.

Там же, стр. 145.

Там же, стр. 147.

Там же, стр. 170.

Там же, стр. 175.

“Мунтаха аль амаль“том 1, стр 431. (новый тираж)

Пророк на своих внуков Хасана и Хусейна (да будет мир с ним), говорил, что они мои сыновья.  

Нынешняя Кярбала называлась Тафф.  

“Муснад Ахмад“ том 3 стр. 342; “Мустадрак Хаким“ том 3, стр. 176; “Тарих ибн Касир“, том 11, стр.29-30.

“Бихар“, том 44, стр. 233-234.

Имам Саджад (да будет мир с ним) четвёртый имам

“Тарих Дамешк“, стр. 56.

«Камиль аз-зиярат», стр. 105

“Амали“, маджлис (собрание) 29, стр. 205, х.6. 

“Васаиль аль шиях“, том 10, глава 66, х. 5, стр 393.

“Джамиуль ахадис“, том 12, стр. 552.

“Амали“, шейх Садук.  

“О, если был бы я с ними, то нашёл бы великое спасение“. 

Сура “Марйам“, аят 1

Сыну Закарийа Йахйа (да будет мир с ними),  отрубили голову и на подносе принесли к шаху, также как это произошло с имам Хусейном (да будет мир с ним).   

В книге “Бихар“, том 14, стр.178.

“Мунтаха аль амаль“том 1, стр 432-433.

“Камилуль зийарат“, стр. 260-261.

“Тахзибуль ахкам“, том 8, стр. 325.

“Аль аршад“ шейха Муфида (да будет с ним милость Аллаха), стр. 232.

Васаиль аль шиях“, том 2,  стр. 915.

“Аль бадаяту ваннахаяту“, том 8, стр. 210. 

“Муснад Ахмад“, том 6, стр. 274.

Шиитские праздники

Шииты – это последователи одной из основных ветвей ислама (т.е. после суннитов), они признают единственно законными преемниками Мухаммеда только четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Сунниты же не признают за Али и его потомками исключительного права на лидерство в общении. Кроме того, между шиитами и суннитами существуют значительные расхождения в принципах юридических решений, в деталях ритуалов, в характерах праздников.
* Т.е. тоже самое как в РПЦ — праведные старообрядцы ходят за Солнцем, а никонианская церковь (РПЦ) ходит в противоположном направлении, хотя и те и те идут крестным ходом; старообрядцы – двоеперстники, а никонианцы – щепотники (трёхперстники), хотя и те и те крестятся. Вроде, какая разница?, но они придают этому огромное значение.

В СССР большинство мусульман были сунниты. Шииты встречаются среди части таджиков, и в основном среди азербайджанцев. Можно добавить, что сейчас у них добавилось третье, очень мощное реакционное течение – ваххабиты.

1. Шиитские праздники
2. Траурные дни
3. Ашура
4. Навруз

Шиитские праздники

Шииты, помимо общих мусульманских праздников отмечают дни рождения почитаемого ими имама Али и его потомков.

* День рождения имама Али (приходится на 13 раджаба).
* День рождения его сына — имама Хусейна (3 шаабана).
* День рождения восьмого имама Резы (11 зу-ль-каада).
* День рождения «сокрытого» имама Махди (15 шаабана).
* Праздник Кадир Хом (персидский) или Гадир Хумма (арабский), отмечается 18 зу-ль – хиджжа и связан с шиитским преданием о том, что пророк Мухаммед после паломничества в Каабе, в местечке Хумм, расположенного между Меккой и Мединой, произнёс у пруда Гадир следующие важнейшие для шиитов слова: «Али господин того, чьим господином был я».

Траурные дни

Не меньшее значение шииты придают траурным дням, связанным со смертью пророка и гибелью шиитских имамов.

* День смерти пророка Мухаммеда (28 сафар).
* Дни Ашура связаны с гибелью имама Хусейна (с 1 по 10 мухаррам).
* День ранения имама Али (19 рамадан).
* День смерти Али (21 рамадан).
* День смерти шестого имама Джафара Сагига (25 шавваль).
* Особые моления происходят 20 сафара – 40-й день после мученической смерти Хусейна, и 13 джумада — день кончины Фатимы, дочери пророка и жены имама Маали.
И т.д.

Ашура

Ашура — главная дата шиитского религиозного календаря – день поминовения шиитского имама Хусейна. Приходится на 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года н.э.). В течение первых 10-ти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения и сказания о нём, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На 10-й день происходит торжественное шествие, оплакивание Хусейна, известное под названием «таазия» (перс. «оплакивание»).

Таазия, проходящая перед мечетями или в специально отведённых местах, начинается проповедью муллы. Проповедь завершается пением хора мальчиков, во время которой перед зрителями движется процессия. Иногда её участники, подчёркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама, и чаще всего повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн», т.е. «Владыка Хусейн, о горе, Хусейн». Это восклицание послужило ещё одному названию траура Ашура — «Шахсей-вахсей». В нашей стране практикуется чаще не общественное, а домашнее оплакивание, а церемонии на открытом воздухе проходят без этого накала страстей и эмоций, какие наблюдаются, к примеру, в Иране.

Навруз

Навруз — таджикско-персидское слово означает «новый день» — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, которое совпадает с весенним равноденствием. Этот один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков, приходится на первый день месяца савардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по календарю григорианскому на 21, 22, и реже на 23 марта.

В нашей стране Навруз отмечают преимущественно в республиках Средней Азии и Азербайджане. Навруз известен ещё с дозороастрийских времён — персоязычные народы торжественно отмечали его в доисламскую эпоху. Позднее он принял исламскую окраску, однако Навруз сохранил преимущественно земледельческие обряды, например, обряд проведения первой борозды, знаменующий начало весеннего сева. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия было известно для многих землевладельческих культур, повсюду оно символизировало вечное обновление жизни. Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением первых бутонов первых весенних цветов. Как только появятся цветы, группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по домам, кишлакам, и распивать песни, посвящённые наступлению весны. Нередко певцам аккомпанируют на народных инструментах. Хозяева приглашают певца в дом, берут цветы, целуют их, иногда проводят цветком по бровям и глазам, одновременно произнося различные пожелания для себя, своих близких и гостей. После такой краткой церемонии участники получают всевозможные подарки и идут к другому дому (т.е. как у нас Коляда, только весной). После шествия гулгаргани люди начинают постепенно готовиться к Наврузу. Проводится тщательная уборка жилищ и дворов, обновляется домашняя утварь. За 15 дней до праздника весны начинают проращивать зёрна пшеницы или чечевицы, готовят праздничные кушанья, суть которых в надежде на получение богатого урожая в наступающем году. С особым энтузиазмом готовятся к празднику молодые девушки и женщины, которые шьют себе и детям ярке платья.

К сожалению, со временем утрачиваются многие традиции и обряды, связанные с наступлением весеннего праздника. Так одним из основных и весьма популярных предвестников наступления Навруза была последняя среда уходящего года, известная под названием чёршанбассури (?). Вот как описывает обычай таджиков, связанный с этой датой Нигмати: население Самарканда и его окрестностей весьма торжественно отмечало этот новогодний праздник. В самом Самарканде до наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанемент флейт, сурны, дойры, барабанов, держа факелы в руках, направлялись к берегам Оберамхата и там развлекались, плясали под музыку, пели песни, комики и шуты показывали своё искусство. В такой обстановке все поочередно перепрыгивали через костёр, купались. Кроме того, в этот день приготовляли лакомые кушанья и употребляли их коллективно. Богатые люди даже резали скот для угощения других, а несостоятельные в таких случаях собирались вместе по несколько человек и организовывали коллективное угощение вскладчину. В других городах Таджикистана вечером перед заходом солнца в каждом квартале разжигали костры, и все собравшиеся без исключения по очереди три раза перепрыгивали через костёр. Матери перепрыгивали через огонь вместе с детьми, совершалось это в целях избавления от всяких несчастий, бед и очищения себя и близких от грехов, накопившихся за год. При перепрыгивании через костёр произносили различные причитания, пожелания здоровья, счастливой жизни, о ниспослании обильного урожая, об изгнании злых духов и демонических существ. В день Навруза в культовых помещениях и абхана (?), т.е. в доме огня, собирались мужчины за чашкой чая и проводили свободное от работы время. Другой таджикский исследователь Нурджанов отмечает в этой связи, что в горных районах Таджикистана ежегодно собиралось всё взрослое население, утром разводили костёр, устраивали общее чаепитие, второй раз огонь разводили вечером, когда к дыму огня нередко приходили певцы, рассказчики, устраивавшие развлечения. Следует отметить, что культ огня широко распространён и по сей день среди таджиков.
* Прыганье через костёр и прочие обряды, связанные с культом Огня к шиитам пришли с Персии от огнепоклонников (т.е. Перуна сыны — крамольники). Но шииты прыгают через костёр 3 раза, т.е. очищали первые свои три тела, а славяне прыгают 9 раз — 9 тел.

Во время Навруза, некоторых мусульманских праздников и свадебных церемоний люди водят хороводы вокруг костра и перепрыгивают через пламя. В ночь перед праздником одевают новые одежды. Женщины и дети готовят специальное ритуальное лакомство – саманак (содовую халву), для этого из проросших зёрен пшеницы выдавливают сок и варят на медленном огне, приготовляя масло, добавляется мука и сахар. В ярко освещённом доме накрывают праздничный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь хавт, т.е. яств название которых начинается на фарси с буквы «С», например: сабзи – пророщенные зёрна, сир – чеснок, себ — яблоко, серко – уксус, саамах – барбарис, саджи – джига, дикая маслина, сепат – шпинат. На стол ставят так же зеркало, по обе стороны от него канделябры, в которых зажигают свечи, и число, которых должно соответствовать числу членов семьи. На столе должны быть хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зелёный лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, рыба, молоко, сыр.

День Ашура

Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом – хавтсин, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. Люди холерического темперамента спешат в момент наступления Нового года отведать немного простокваши, а флегматики, как правило, немного молока, чтобы их темперамент уравновесился. Свечи, зажжённые на столе должны догореть, на них нельзя дуть, чтобы не укоротилась жизнь кого-то из близких членов семьи.

Хорошее предзнаменование, если первый посетитель следующего дня будет мужчина, и он скажет: «Живите ещё сто лет». Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовым гулянием. В некоторых местах появляются импровизированные ярмарки, на которых торгуют сувенирами, сладостями, национальными кушаньями. Своё искусство показывают народные певцы, музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики. Силачи демонстрируют силу, многих зрителей привлекают соревнования по национальной борьбе гуштингири. Любимым увлекательным зрелищем для публики в Средней Азии было состязание козлодраине В макале или кишлаке в Навруз устраивается общая праздничная трапеза, для приготовления которой заранее собираются продукты в каждом доме. В дни праздника люди ходят друг к другу в гости, преподносят подарки родственникам и близким.

Рубрика: Религиоведение

Месяц Мухаррам и пост в день Ашура

С днем Ашура поздравляю,
От души тепла желаю.
В день десятый Мухаррама,
Вспоминаем мы Адама.
В этот праздник мусульман
Пусть хранит народ Коран.
Несмотря на строгий пост,
Этот день не очень прост.
С ним сегодня поздравляем,
Доброты в сердцах желаем.

Наступил десятый день Мухаррама,
В этот день произошло рождение Адама,
Появилось все от Неба до Земли.
Помни ты про этот день, помни ты!

Помни каждого пророка, не забудь,
Они за нас прошли тяжелый путь!
Будь же ты, мой друг, счастливее всех,
Пусть тебя во всех делах ждет успех.

В День Ашура пожелаю истинно чтить посланников Аллаха и суметь очистить душу от тёмных помыслов. Пусть не будет в твоей жизни злословья, грешных проступков, недобрых дел и гнусных мыслей. Желаю здравия тебе и твоим близким, желаю, чтобы Аллах укрыл твой дом покрывалом благодати и любви.

Еще поздравления в прозе →

С Днем Ашура, днем творений славных,
С первым человеком на Земле,
С Днем небес и ангелов крылатых,
С Днем спасенья от Потопа в дождевой воде.

Пожелаю Вам спокойствия и веры,
Крепкой веры в лучшее, в добро,
Не коснуться Вас ни слезы, ни потери,
Ни беда, ни истинное зло.

День десятый, месяц мухаррам,
И празднуется он, как День Ашура,
И по названию теперь известно нам,
Что это мусульманская культура!
Все чудеса и жизни проявленья
Мы в этот день прекрасный вспоминаем,
Небес, Земли и океанов сотворенье —
За это мы Аллаха восхваляем.
Нам так близка сия прекрасная культура,
Благословен пусть будет День Ашура!

В священный месяц Мухаррам
Будет пост у мусульман.
В этот день случилось чудо —
Появились небеса,
Ангелы, Земля родная,
Горы, звезды — вся краса.
Много памятных событий
В этот день произошло,
В этот день желаем в доме
Счастья, очага тепло!

Мусульман поздравим мы
С Днем Ашура наступившим,
Счастье пусть ко всем придет,
И успех не будет лишним,
Строгий пост идет сейчас,
Соблюдать его так важно,
Тот, кто выдержит его,
Будет сильным и отважным!

Строгий пост пускай очистит
Душу и фигуру.
Помянем пророков славных
В день большой Ашура.

В праздник этот пожелаю
Роду вашему добра.
Чтоб хватило для нужденных
Вам душевного тепла.

Вера пусть защитой будет
Вам от бед и от невзгод.
День десятый Мухаррама
Пусть вам счастье принесет.

День Ашура наступил сегодня,
Предков почитайте вы своих,
Вам сегодня от души желаю,
Чтоб особым был каждый миг.

Помните, Святых пророков,
Им тяжелый выпал путь,
Очищайте свою душу,
Помните про свою вы суть!

Ашур — великий праздник, и это знает каждый
Десятый день Мухаррама, святой великий час,
Мы молимся Аллаху, нам праздник очень важен,
В тот день Бог Землю создал, и Небеса для нас.

Мы также вспоминаем великого пророка,
И внука Мухаммеда, Хусейна ибн Али,
Он смерть пал за веру, по воле злого рока,
За подвиг этот славный должны мы все молиться.

Ликуйте правоверные, отметим день Ашура,
Тем почести и слава, кто пост сумел держать,
Прославим мусульманскую, великую культуру,
Молясь за процветание, и миром дорожа.

В десятый день святого Мухаррама
Пусть примет пост и тело, и душа.
Законам из священного Корана
Будь верен и не нарушай их никогда.

Ашура день торжественный, печальный
Прольется в сердце траурным дождем.
Оркестра заунывное звучание
Напомнит нам о давнем, о былом…

Имам Хусейн — великий внук пророка
За веру жизнь безропотно отдал,
Подвергся пыткам он и умер в муках
Во имя тех, кто свято чтит ислам.

Поздравлений: 37 в стихах, 4 в прозе.