Когда образовалось казахское ханство

09.06.2018 0 Автор admin

Военное дело Создание и укрепление казахского ханства

ТЕМА 5. ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

1.Создание и укрепление казахского ханства

2.Образование казахской народности

По мнению исследователœей, казахское ханство основано было в 60-х годах XV века. Процесс формирования казахской государственности был связан с основными жизненными потребностями родственных племен, так как вопросы сохранения этнической и территориальной целостности, обеспечение безопасности, создание условий для повсœедневной хозяйственно-бытовой деятельности не были решены ни в период существования Белой орды, ни в ханстве Абулхаира, ни в Ногайской орде. Внутри этих государственных объединœений не было политической стабильности. Историческую миссию, связанную с дальнейшей судьбой этнически близких племен, взяли на себя потомки Урус хана – султаны Жанибек и Керей.

Мухаммед Хайдар Дулати в своей работе «Тарихи-и Рашиди» описывает эти события так: «В это время Абулхаир хан властвовал над степями кыпчаков. Он доставлял много неприятностей потомкам Жошы – султанам. Жанибек хан и Керей хан сбежали от него, и ушли в Могулистан. Есен-Буга хан встретил их радужно и подарил им «Козыбасы» на побережье Шу. Это западный край Могулистана. Οʜᴎ мирно жили в этом регионе. После смерти Абулхаира его потомки завели распри между собой, и было много непонимания. Некоторые из них собрались вокруг ханов Керея и Жанибека. Их число достигло 200 тысяч. Οʜᴎ стали называться узбек-казахи. Правление казахских султанов началось с 870 ᴦ. Сведения у Аллаха более точные!»

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, по Мухаммед Хайдар Дулати, 870 ᴦ. от хиджры, или 1465-1466 гᴦ. нового летоисчисления, было создано Казахское ханство.

В истории кочевого родоплеменного общества отделœение части рода или племени, слияние ее с другими патриархальными сообществами было вполне обычным явлением. Но массовое перемещение значительной части родственных племен за пределы ханства Абулхаира означало нечто большее, чем ставшее уже привычными территориальные споры и междоусобные столкновения среди потомков Чингизхана.

При этом нужно отметить, что казахское ханство создается не с момента откочевки. Факты говорят, что принявший будущих казахских ханов правитель Есен-Буга умер в 1462 году. Противник Есен-Буги Юнус хан был приглашен в Герат Тимуридом Абду Саидом в 1458-59 годы. Противостояние Есен-Буги и Юнус хана длилось около двух лет. Следовательно, откочевка Жанибека и Керея с улусными людьми во владения могольского Хана Есен-Буги произошло в 1459-1460 гᴦ.

Чем был вызван данный раскол в ханстве Абулхаира?

В 50-е годы XV века Юго-Восточный Казахстан подвергается нападению ойратов (калмаков), объединœенных очень сильным правителœем Есен тайши. В начале он направляется в поход против империи Мин и, пленив императора Чжу Цичжэня, облагает данью китайцев, затем внимание направляет на Могулистан и Семиречье.

В 1452 году ойраты совершают военный поход против Могулистана и доходят до берега реки Чу. Хан Есен-Буга, обеспокоенный междоусобицами в Кашгаре, не смог оказать сопротивление. Полководец ойратов Уз-Тимур тайшы, воспользовался тем, что Есен-Буга хан находится в Кашгарии и без каких-либо сопротивлений, через восточную часть Могулистана, прошел в Семиречье, далее устремился в Туркестан. Его войско разорило населœение, проживавшие на берегах Сырдарьи, разграбило города Ташкент, Туркестан. Ойраты направляются в столицу Абулхаир хана Сыгнак. Выступило и войско Абулхаир хана. Битва войск Абулхаир хана и ойратов во главе Уз-Тимур тайшы произошла в 1457 году около Кок – Кесене, в окрестностях Сыгнака. Абулхаир хан терпит крупное поражение от ойратов и бежит с поля боя. В результате Абулхаир хан вынужден был заключить с Уз-Тимур тайшы унизительный мир. Уз-Тимур тайшы забрал с собой внука Абулхаир хана Махмут султана в аманат.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно предполагать, что раскол в Узбекском ханстве совпадает с годами, когда Абулхаир хан приводит в порядок сильно пострадавшие от погрома ойратов владения. По этой причине порядок, который Абулхаир хан начинает устанавливать в своих владениях, были жесткими и очень суровыми. О внутренней политике Абулхаир хана в рассматриваемый период автор работы «Абу-л-Хайр-хан» Абулгази говорит так, что он был суров, даже своим сородичам.

При таких условиях легко можно представить положение тех султанов, которые относились к другой ветви чингизидов и в силу этого выражали династические интересы разных группировок. Об этом автор «Бахр-ал-асрар» Махмуд б. Вали говорит так: «Когда Абулхаир хан перебил принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях, это рассеяние и расстройство стало причиной их объединœения и сплочения».

Во главе такого «рассеянного общества», состоящего из недовольных политикой хана племен и родов Узбекского улуса, и стали Жанибек и Керей. Не имея возможности успешно бороться с ханом, они предпочли покинуть родные просторы, и встали на путь изгнания с группой племен которые их признавали, направились в Могулистан.

Чем было вызвано столь дружественное отношение хана моголов к беглецам? Появление мощного Калмакского государства поставило правителя Могулистана того периода Есен – Бугу в тяжелое положение. Хан Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить набеги северных кочевников, ᴛ.ᴇ. противостоять против откочевавших племен во главе с Жанибеком и Кереем. По этой причине стремился опереться на Жанибека и Керея и обеспечить безопасность своих границ. Во-вторых, в лице Жанибека и Керея и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнус хана, поддерживаемого тимуридом Абу Саидом.

После смерти Есен-Буги власть в Могулистане переходит его брату Юнус хану и устанавливаются дружественные и родственные отношения с Жанибеком и Кереем. Юнус хан выдает свою дочь Нигар ханым замуж за сына Жанибек хана Адик султан. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обе стороны «соединяют и скрепляют нить дружбы и союза».

Естественно, обосновавшимся в Могулистане Жанибеку и Керею вливаются всœе недовольные ханом Абулхаиром. Это внушают опасения Абулхаиру. По этой причине глава Узбекского ханства Абулхаир предпринял в Могулистан тщательно подготовленный поход. При этом в период этого похода он заболел и скончался.

Уход с исторической сцены хана Абулхаира, распад Могулистана в нескольких феодальных владений позволили Жанибеку и Керею вновь вернуться к среднему течению Сырдарьи, Туркестану с целью закрепиться на новом месте и вступить в политическую борьбу за власть в степи с потомками хана Абулхаира.

Конкретной их задачей была сделать данный регион центром нового государства. С 1470 года на берегах Сырдарьи начали появляться казахские отряды. С этого времени стремление казахских ханов подчинить себе кыпчакские степи легло в основу их политической и военной деятельности. В 70-80 годы XV века Жанибек и Керей, затем их наследник и потомок Бурундук хан всœе свои усилия направляли именно на расширение территории Казахского ханства.

Цель первых казахских правителœей подчинить города вокруг Туркестана имела ряд причин. В первую очередь, районы Присырдарьи и Каратау были ближайшими к Семиреченским владениям казахских ханов и являлись для них наследными. Во-вторых, города на побережье Сырдарьи издавна были политическими, торгово-экономическими и культурными центрами.

А во времена Белой Орды и Ханства Абулхаира эти обширные степные пространства и развитые земледельческие оазисы приобрели еще большее политическое и стратегическое значение. Города Отрар, Сыганак, Сауран, Сайрам, Сузак и другие были административно-политическими центрами ранее существовавших государств, и их завоевание могло стать залогом будущего укрепления и расширения молодого Казахского ханства. По этой причине борьба казахских ханов и правителя кочевых узбеков – внука Абулхаир хана – Мухаммеда Шейбани за присырдарьинские города привела к затяжным войнам, особенно в 80-90 гᴦ. XV века. В их противостояния вмешались и наследники Тимура (тимуриды) и могульские ханы, также имевшие свою заинтересованность в этом регионе.

Одним из видных предводителœей казахских войск в период 70-90-х годов XV века был Бурундук хан — сын хана Керея. Но и при нем борьба за присырдарьинские города и их оазисы шли переменным успехом. Победы и поражения сопутствовали всœем участникам этого противостояния. В данный период, в ходе непрекращающихся столкновений, шейбаниды оттеснили войска наследников эмира Тимура и захватили Отрар, Яссы (Туркестан), Узкент. А Ташкентом и Сайрамом в это время завладел могульский хан Султан Махмут. Казахские ханы подчинили себе Сузак, Сыгнак, Северное Приаралье и значительную часть Центрального Казахстана.

К концу XV века борьба между казахскими ханами и шайбанидами приобрела характер соперничества за обладание степными территориями Центрального и Южного Казахстана. У Мухаммед Шайбани не оказалось значительных сил для сопротивления против растущей мощи Казахского ханства. Притесненный казахскими правителями Мухаммед Шейбани вынужден был удалиться в Мавереннахр. На пути в Самарканд малочисленный отряд Мухаммед Шейбани был наголову разбит Иренжи султаном — сыном Жанибек хана. Оставшиеся в живых спутники царевича почти рассеялись. Он сам с братом Махмутом едва спасся бегством и вместо Самарканда поспешно направился в Бухару. Эмиры и бахадуры — всœе, кто был свидетелœем того события, говорится в источнике об этом поражении Мухаммед Шейбани хана, «разбежались в разные стороны, так что у них не было возможности соединиться друг с другом». Не сумев вернуть себе земли, которыми владел дед Абулхаир, Мухаммед Шейбани отвоевывает у тимуридов Мавереннахр.

Захватившие власть в Мавереннахре Шейбаниды стремились не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью они препятствовали утверждению казахских правителœей в присырдарье. Стоит сказать, что для начала Мухаммед Шейбани хан попытался прекратить торговые сношения казахов с земледельческими районами средней Азии. При этом политика экономической блокады — запрет на торговлю – не имела желаемого успеха.

В это время могульские правители, владевшие Восточным Туркестаном, предприняли попытку завоевать Семиречье. При этом Бурундук хан сумел сплотить для борьбы с ним кочевые народы Семиречья, Центрального и Западного Казахстана.

После пребывания около двух лет в Бухаре, Мухаммед Шейбани, собрав необходимые военные снаряжения, решается из чужой страны наступить на казахские земли. При этом слишком незначительны были его силы, чтобы можно было предпринять с ними что-либо серьезное и добиться успеха в борьбе с казахскими правителями. По словам Мухаммеда Хайдара Дулати, крупных сражений было два, и в обоих, победа осталась на стороне казахских султанов.

Переход же некоторых пограничных крепостей в руки Мухаммед Шайбани объясняется его умением выгодно использовать враждебные интересы своих соперников, коалиция которых были, как правило, непрочны. Когда казахский хан Бурундук в союзе с тимуридом Мухаммад-Мазид тарханом подошел к Отрару, то Мухаммед Шайбани посоветовал запереться и не вступать в открытое сражение с преобладающей силой противника. «Поскольку их два-три соперничающих войска, — говорил он своим приближенным, — то они могут воспылать подозрением друг к другу. Когда же они заподозрят друг друга, тогда дело пойдет к расстройству». И действительно так и случилось.

При этом походы нового правителя Мавереннахра на казахские земли в 1503-1504 гᴦ., 1505-1506 гᴦ., 1509-1510 гᴦ. не принœесли ему успеха. 1510 году Мухаммед Шейбани погиб в битве с Иранским шахом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, конец XY и начало XYI веков стало для Казахского ханства периодом становления и укрепления с одной стороны, с другой — периодом защиты территории казахского ханства от претензий Мухаммеда Шейбани.

Укрепление и дальнейшее развитие казахского ханства в начале XYI века связано с именем Касым хана. Касым – сын Жанибек хана. Он родился примерно в 1445 году. Когда, на исходе лета 1513 года на берегу реки Чу, Касым хан встретился с шагатаидом Саид ханом, по рассказу их современника Мухаммеда Хайдара Дулати, «возраст Касым хана превышал шестьдесят лет и был близок к семидесяти».

В период правления Бурундук хана он был военным полководцем. Касым султан, по отзывам современников, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других. Хотя он видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находится в его руках, но не хотел нарушать традицию подчинœения старшему. По словам Мирзы Хайдара, Касым «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о Бурундук — хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук — хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, в связи с этим он и старался держаться подальше от Бурундук хана».

Касым, как дальновидный политик, был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. Это случилось в 1510 году, когда Шайбани хан совершил набег на улус Касыма, располагавшийся в предгорьях Улытау. Касым султан, не располагая возможностью в данный момент отразить нападение противника, отступил к отрогам Улытау и там укрепился. Шайбаниды захватили покинутую ставку Касым султана и в течение нескольких дней праздновали победу. Тем временем Касым проведал об их беспечности и внезапно напал. Это вызвало в лагере противника панику и суматоху, в результате чего погибло множество узбекских воинов и военачальников. Вооружение всœего войска Шейбани хана попало в руки казахов. Остатки разбитого войска присоединились к Шайбани хану, располагавшемуся в Кок-Кесене (в окрестности Сыгнака). Мухаммед Шайбани хан тот час же снялся и спешно отступил. Следом прибыло войско Касым султана и убило еще множество узбекских воинов.

После этого события соперничество двух влиятельнейших людей ханства Бурундук хана и Касым султана кончилось, в конце концов, победой всœесильного и энергичного султана Касыма. Не ранее осœени 1511 года Бурундук хан с кучкой приближенных удаляется в Мавереннахр. Касым султан сел на трон Казахского ханства.

После смерти Мухаммеда Шайбани, от руки шаха Ирана Исмаила, последовал полный разгром его войск. Это позволило перехода власти в Бухаре, Самарканде и ряде туркестанских городов в руки тимурида Бабура. Касым хан, воспользовался этими благоприятными обстоятельствами для укрепления своей власти в Южном Казахстане. Вскоре под власть казахского хана Касыма переходит самый южный из городов присырдарьи Сайрам.

При этом взаимоотношения казахского правителя Касыма с шайбанидами в последние годы правления оставались напряженными и далеко не мирными. Основная борьба происходила вокруг Ташкента. Касым пытается овладеть Ташкентом. Это произошло в 1513 году.

По рассказу Мухаммеда Хайдара Дулата͵ хан моголов Султан Саид, узнав о выступлении Касым хана на Ташкент, поспешил к городу, чтобы действовать с ним вместе. Но, получив у горного прохода Кендерлик -между вилайетом Фергана и Ташкент, весть о том, что Касым отступил, Саид хан не решился идти один на Ташкент и повернул обратно. Осенью 1513 года на реке Чу он встречается с Касым ханом, чтобы убедить хана казахов в крайне важности нового похода на Шайбанидов. Но Касым вежливо отказал.

Во втором десятилетии XVI века Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на побережье Сыр-Дарьи и включали часть городов Туркестана, на юго – востоке они охватывали предгорья, и долины значительной части Семиречья, на северо-западе достигали бассейна реки Яик.

Казахское ханство в это время постепенно втягивается в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с казахским ханством, было Московское государство в период правления Великого князя Василия III (1505-1533 гᴦ.). Именно в это время казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе. О казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посœетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гᴦ.).

Касым хан, по отзывам современников Рузбихана, Бабура и других, любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других. Ханская власть была так прочна при нем, что объединил под своей властью такое число людей, среди подданных которого современники называли более миллиона человек.

Касым хан знал и твердо придерживался старых традиций, обычаев. Он эти традиции и обычаи кодифицировал в свод законов. В народе эти законы получили поддержку и название «Қасым ханның қасқа жолы» («Столбовая дорога хана Касыма»). Именно на основе этих традиций и обычаев Касым устанавливал отношения внутри общества, и они были направлены на усиление государства. В данный свод законов вошли такие положения:

1. Имущественные законы (положения решения имущественных, земельных споров);

2. Уголовные законы (Наказания за такие преступления: убийство, разгром, барымта͵ воровство);

3. Военные законы;

4. Положения дипломатии;

5. Положения общественной жизни;

Несмотря на значительные упрочения при хане Касыме, казахское ханство не стало, однако, централизованным государством. Это проявилось сразу после смерти Касым хана. Усиливается сепаратизм султанов и других феодалов, начинается междоусобица.

Казахское ханство: краткая история создания

Отрицательным последствием междоусобиц является раздробленность казахского ханства.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, как характеризуют источники и факты, образование Казахского ханства произошло в серединœе 60-х годов XV века в Западном Семиречье. Основоположниками нового государственного объединœения — Казахского ханства – явились потомки правителœей Ак Орды. Οʜᴎ восстановили свое господство в Восточном Дешт Кипчаке в долгой и изнурительной борьбе с шайбанидами. Как показывают факты, здесь происходит объединœение усилий не только первых казахских ханов и улусных султанов, но и потомков из династии Жучи и представителœей местной кочевой аристократии.

План

Введение

1. Родословная Керея и Жаныбека

2. Откочевка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира

3. Казачья вольница

4. Политоним «казах»

5. Образование казахского ханства

6. Алаша-хан и образование казахских жузов

Заключение

Список источников

Введение

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочёвку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках. Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 год нашей эры. Видный исследователь средневековой истории Султанов склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.

1.Родословная Жанибека и Керея

Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство учёных-историков полагают, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности первый в своей родословной говорит следующее: "Джучи хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус хан, его сын Барак хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек хан". Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбана, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную. Родословная Керея выглядит так: Урус хан — Тохта Кыйа — Пулад — Кирай хан. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те и другие считались соправителями в Ак-Орде. Кирей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По "Таварих-и гузида-йи нусрат наме" основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Кирея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился в примерно 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Всё это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхайр-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.

2.Откочёвка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира.

Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа.

Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:

1) этническая близость населения;

2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;

3) слабость феодально-разробленного Могулистана;

4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).

Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов, потомков Джучи — хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века, на территории Казахстана существовало ханство Абулхаира – Узбекский улус. Одним из факторов ослабления позиций Абулхаир-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков (ойратов — западных монголов), проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента. Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил “ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях”. В результате преследований со стороны Абулхаира против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка Керея и Жаныбека. Абулхаир-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны.

Возникновение Казахского ханства

Махмуд бен Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной страны, они ступили на дорогу, на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”. В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.

Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”. Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г.

Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абулхаира Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек.

3.Казачья вольница

Усиление казахских султанов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей. “В то время, — пишет Мирза Хайдар, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана (1468 г.) пришел в расстройство, начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирей-хану и Джанибек-хану, так что число около них достигло двухсот тысяч человек”. За ними утвердилось название “узбек-казахи”. Так как в начале прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак. В то время Кирай-хан был назван государем. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака. Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.

За беглецами закрепилось название “узбеки-казаки”. Термином “казак” в то время обозначали степную вольницу, не входившую в состав улусов, ведь казаковал же аксак Тимур до того как завоевать Мавераннахр. До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Вспомните тюркскую кальку в русском языке “уйти в казаки”, “казаковать”. Наиболее подробно и красиво о казаковании написано у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”.

Все эти идеи и традиции долгое время сохранялись в евразийских степях, потому что половцы-кыпчаки и огузы дали это степное явление, как минимум, украинскому, российскому и казахскому обществам. Таким образом, на различных окраинах бывшей Золотой Орды, в период раздробленности ханских авторитарных режимов Евразии, издревле формировались степные казачьи вольницы Украины, Казахстана, юга России.

4.Политоним «казах»

Укрепление и расширение территории казахского ханства совпало по времени с другим событием. По мере становления ханства, понятие “казак” все больше стало обретать этническую окраску. Если до образования Казахского ханства, термин “казак” больше носил социальный оттенок, то после 60-х годов “узбек-казаками”, а затем “казаками” стали называть этнические группы Керея и Жаныбека.

За подданными Жаныбека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее “беглецы”, “вольница”, “люди, отделившиеся от своего улуса”. Восточные источники конца XV — начала XVI в. называют “узбеками-казаками”, переселившихся в Могулистан (Семиречье) из владений Абу-л-Хайр-хана в 50-х годах XV в. кочевников во главе с Киреем и Жаныбеком и объединившихся затем, при возвращении в Приаральские степи, с оставшимися здесь узбекскими родами. Говоря о событиях более позднего времени (около середины XVI в.), Махмуд бен Вали применяет уже только термин “казак”.

Возникновение Казахского ханства. Первые казахские ханы

Вопрос 23. Предпосылки образования Казахского ханства. Образование Казахского ханства. Ханы Керей и Жанибек.

Керей и Жанибек в 1465 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен. Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире.

«Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи. Важно, что тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков. Сегодня наша страна сохраняет традиции многовековой дружбы и мирного соседства со всеми ближними государствами. Эти отношения нам следует всегда беречь», – сказал Глава государства на встрече с активом Астаны.

К середине пятнадцатого века пришли в упадок государства Абулхаира и Могулистана. Население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам. Борьба Абулхаира с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления, и он так и не смог подчинить себе все земли Ак-Орды.

В то же время падает роль Нижнего Поволжья, как экономического центра Евразии, и происходит миграция кочевого населения на территорию Казахстана из западных земель Улуг Улуса. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов. Власть потомков ханов Уруса и Барака сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х годов. Вожди казахских родов и племен стремились к созданию независимого государства и искали покровителя из рода Джучидов. В условиях смуты и постоянного поиска выделяются два казахских султана Жанибек и Керей.

Еще в 40-х годах пятнадцатого века большая часть племен, населяющих предгорья Каратау и низовья Сырдарьи объединяется вокруг первых казахских ханов. Первые сведения о Жанибеке и Керее появляются в «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдар-мирзы Дулата. Вокруг них сплотились значительные круги родоплеменной кочевой знати и особенно та часть верхушки, которая поддерживала Барак-хана, и была связана с городами на Сырдарье. Эти слои знати были заинтересованы в твердой ханской власти, обеспечивавшей их притязания на эксплуатацию оседло-земледельческого населения оазисов Присырдарьи и получение прибыли от торговли ремесленного производства местных городов. К Жанибеку и Керею стекались недовольные Абулхаиром вожди родов и племен, а также в их руках находились города Сузак, Сыгнак и Сауран. Абулхаир в 1446 году отобрал у них эти земли. Подтверждение пребывания потомков Уруса и Барака на территориях Сырдарьи и Каратау еще до откочевки есть у Махмуда ибн Вали. Он пишет: «Когда Абулхаир-хан одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, …Киран-хан и Жанибек-хан … вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину». Но нельзя думать, что положение во владениях казахских султанов на юге было безоблачным по сравнению с тем, что в целом происходило в государстве кочевых узбеков. Тимуриды постоянно атаковали крепости в северном Туркестане. С востока нападали могулы, были нарушены сезонные меридиальные кочевки на весну-лето в центральный Казахстан. Очень сильно ухудшилась обстановка кочевых родов и племен казахов, подчиненных Жанибеку и Керею, после поражения Абулхаира от ойратов в 1457 году, которые являлись представителями левого крыла Монгольской империи еще при Чингиз-хане. После поражения Абулхаир начал наво-дить порядок в государстве весьма жесткими мерами. Ханство окончательно пришло в упадок, и это ускорило разделение казахских и узбекских племен.

Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство ученых-историков полагает, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности, первый в своей родословной говорит следующее: «Джучи-хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан, его сын Барак-хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек-хан».

Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбан, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную.

Родословная Керея выглядит так: Урус-хан – Тохта-Кыйа – Пулад – Кирай-хан. Не имеет принципиального значения, принадлежат ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура, или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те, и другие считались соправителями в Ак-Орде. Керей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По «Таварих-и-гузида-йи нусрат наме» основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке.

Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек, и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Керея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился примерно в 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Все это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхаир-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.

История ханской власти в Казахстане насчитывает почти 400 лет, и в этот период страной правили примерно 40 ханов. Среди них выделяются основатели Казахского государства Керей и Жанибек, а также Касым, Хак-Назар, Тауекел, Есим, Салкам, Жангир, Тауке, Абулхаир, Абылай, Жангир Букеев и последний казахский хан Кенесары Касымов.

Традиционной формой сопротивления народа в кочевом мире является уход из традиционных мест обитания, то есть и уход из под власти правителя, хана. В условиях средневековой вольницы этим воспользовались Жанибек и Керей. Откочевка Жанибека и Керея стала важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Первое упоминание об этом появилось в «Тарих-и-Рашиди».

Образование и укрепление Казахского ханства

Мухаммед Хайдар говорит: «В то время в Дешт-и Кыпчаке владычествовал Абулхаир-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Жанибек и Керей бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, которые составляют западную окраину Могулистана».

Откочевка приобрела массовый характер. Началом откочевки кыпчакских племен и родов из Восточного Дешт-и Кыпчака и районов Сырдарьи в западный Жетысу принято считать 1458–1459 годы. Махмуд ибн Вали говорит, что откочевка носила не единичный характер, а явилась долговременным перемещением недовольного Абулхаиром населения и протянулась на десяток лет. Особенно откочевка усилилась после смерти Абулхаира, когда к власти пришел его сын Шейх-Хайдар, чье правление было недолгим из-за того, что все противники Абулхаир-хана объединились и выступили против Шейх-Хайдара. Откочевка стала весьма заметным событием того времени из-за ее размера, ведь количество откочевавших составило 200.000 человек. Труды на эту тему писали Хондемир, Мухаммед Хайдар, Махмуд ибн Вали, Мирхонд и многие другие. Откочевка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на по-литическую карту региона, изменила места проживания различных племен и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:

1) этническая близость населения;

2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;

3) слабость феодально-раздробленного Могулистана;

4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).

Действительно, в Жетысу жило родственное тюркское население. Могулистан продолжал испытывать серьезные кризисы, которые вели к распаду государства. Казахи Жанибека и Керея сражались с калмаками и киргизами на окраине Могулистана и помогали Есен-Буге отражать набеги ойратов.

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан.

На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей, который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе

он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочевку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках.

Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 гг. нашей эры.

Видный исследователь средневековой истории Т. Султанов больше склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.

Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана очень велик. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин «казах» имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочевки Жанибека и Керея в Могулистан, значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Впервые термин «казах» в письменном источнике упоминается в арабо-кипчакском словаре, составленном в Египте в 1245 году. Поэтому в наступившем году, наряду с 550-летием образования Казахского ханства мы должны отмечать 770-летие первого упоминания в историческом документе слово «казах», имевшего тогда еще не этническое, а социальное значение: в смысле «свободный, вольный человек», «храбрец», «удалец» и т. п.

Лекция: Основные этапы формирования Казахского ханства

1 этап – XIV — первая половина XV вв .- период экономической, политической и этнической консолидации кочевых и полукочевых племен Восточного Дашт-и-Кипчака, Семиречья и оседло-земледельческого населения Южного Казахстана, проходивший в рамках этнополитических объединений Ак-Орда, Ханство Абулхаира, Моголистан, Ногайская Орда. Территории данных этнополитических объединений войдут в состав Казахского ханства в разные периоды его истории.

II этап – вторая половина XV- начало XVI- веков период образования Казахского ханства в Западном Семиречье, расширения границ и его укрепления при хане Касыме. Именно в это время Казахское ханство включало значительную часть этнической территории казахов. На данном этапе отложение султанов Джанибека и Гирея из ханства Абулхаира в междуречье Чу и Таласа ознаменовалось появлением нового политического образования. Специфический термин «казак», употреблявшийся в среде кипчаков еще в IX-X веках и имевший первоначально социальный смысл, постепенно обретает этническое значение.

III этап – вторая четверть – конец XVI века завершающий этап формирования ханства, выхода его на международную арену, период активных военно-политических отношений казахов с соседними странами: русским государством, среднеазиатскими ханствами.

26. Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы — племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV — XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в восточных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения — номадизмом. Казахстан состоит из природноландшафтных зон достаточных для саморазвития. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всего в монгольские улусы.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

Средний жуз занимал район Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана. В его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлуки и другие.

Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и другие.

27. В истории Казахстана ханского периода известен законодательный памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев — из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта — с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения.

В «Жеты Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания — курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.

Уголовно-правовые нормы предусматривали преступле-ния: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и другие.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний — 30 кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.

Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину — 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.

За увечья устанавливался кун скотом: за большой палец — 100 баранов, за мизинец — 20. За воровство — стоимость украденного возмещалась в размере «трижды девять раз». За украденного верблюда возвращался верблюд, плюс один пленный, к лошади плюс верблюд, к овце — лошадь, так как 1 верблюд равнялся 3 лошадям или 10 овцам.

Применялись и другие наказания: конфискация имущества — за принятие христианства; изгнание — за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору — за оскорбление родителей.

Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний.

Женщины, дети, слуги, рабы не могут быть свидетелями в суде, В области семейно-брачных отношений было право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде для обвинения без очевидных улик требовалось от 2 до 7 свидетелей, в случае их отсутствия требовалась присяга. Судебная и административная власть небыли отделены друг от друга. «Жеты Жаргы» действовали в пределах всего Казахстана.

28. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суйек — белая кость, к ней относились только чингисиды — потомки Чингис-хана и ходжи — потомки сподвижников пророка Мухамеда. Остальные группы относились к кара суйек — черной кости.

Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также употреблялись термины оглан, торе, означавшие нецарствовавших потомков Чингис-хаь-а по мужской линии. Этот атрибут был естественно им присущий и не зависел от их материального и духовного состояния. Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов «Жеты Жаргы».

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке. Провозглашаемого ханом сажали на белый войлок и трижды поднимали его за концы. Обряд сопровождался пиршеством. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства; был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII веков местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.

Нецарствующие чингисиды-султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. Территория улуса, его передача или отчуждение осуществлялось ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командирования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан. Самозванство в принадлежности к белой кости наказывалось полным куном, как за убийство мужчины.

В составе черной кости особыми правами обладали бии -предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Бии играли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов они участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи — богатые и кедей бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не составляли особое сословие. Баи были среди биев рядовых кочевников и других групп. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.

Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами был лично свободный кочевник. Защита свободы личности и его прав обеспечивалось исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.

Самой бесправной социальной группой Казахского общества были рабы (кул). Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления.

В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право — сойургал. Скотоводы платили налог — зякет, делали подношения мясом — согум, сыбага. Земледельцы платили бадж, харадж. Простые люди привлекались к общественным работам — мардикар. Принимали на постой войска — каналга, а также знатных людей джамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов — скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.

Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние — кыстау, весенние — коктеу, летние — джайляю, осенние — кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта — удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге — решетки из тальника, звенья которых — канат (от 4 до 12), соcтавляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья — уык, венчает юрту шанырак — деревянный круг для прохода света и дыма.

У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.

Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи. Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки — жатаки (жат-лежать). Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо (тары).

Казахские Бии. Их роль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII ВВ. (Толе би, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би).
Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII- начале XVMI веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой &адам. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Апибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар. Вышеназванные бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Поскольку они представляли интересы целых жузов, йх называли «Орда би». В каждом роде были также свои предводители — бии; уполномоченные советом аксакалов. В начале XVIII, века этническая история казахов была связана с Туркестано-Ташкентским оазисом.

В результате смешения оседлых жителей предместий Ташкента с обедневшими казахами в 30-40-х годах XVIII века образовалась маргинальная группа — курама (численность более 100 тыс.). Причинами формирования этой группы являются территориально-этническая близость и «годы великого бедствия» (актабан шубырынды). Из различных данных известно, что" летние пастбища казахских родов охватывают Южную Сибирь и юг Урала. В этническом составе казахов были представлены почти все тюркские племена, и отчасти племена монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в течение XV-XVII веков казахам удалось сформировать четкую структуру этноса. Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в генеалогическом родстве. Существовали три этнополитические объединения — жузы, руководимые улусными биями (Толе, Казыбек и Айтеке). В Старшем жузе насчитывалось 11 племен (старшие племена — жалайыр, ошакгы, дулат), в Среднем жузе — 6 племен (старший — аргын) и в Младшем 3 союза племени, объединяющие всего 25 племен. Из трех племен старшими считались алимулинцы. Связующей нитью племен служат не столько генеалогические отношения, сколько необходимость выживания перед лицом сильнейшей угрозы: во-первых, от джунгаров, во- вторых, от китайцев, в-третьих — от русских. В XVIII веке Как и раньше большие сеймы и советы проходили в ставках верховных правителей, но первостепенную роль в них играли бии. Толе би (1663-1756) Алибек улы — выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» при Аз-Тауке. После смерти Аз-Тауке казахское ханство стало распадаться на отдельные регионы. К этому времени после десятилетий войн промышленность и торговля в городах Туркестана пришла в полный упадок. А на северо-востоке возник богатый рынок товаров Российской империи. Толе би был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа. Но в отличие от многих, он не спешйл вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Казыбек би и Айтеке би вырабатывает каноны внешней политики, которая была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем. Толе би умер в 93-летнем возрасте и похоронен в Ташкенте. Казыбек би Каздауысты (1666-1763) Келдибекулы — выдающийся государственный деятель Казахского ханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке би участвовал в работе «Жеты Жаргы». Свою дипломатическую карьеру Казыбек Кельдибекулы начал в 18 лет, находясь в составе посольства Казахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. Во время этой миссии в нем впервые особенно ярко проявился талант дипломата. Именно благодаря ему переговоры с джунгарами прошли успешно и завершились перемирием. Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества. Уже в качествё посла Казыбек Каздауысты несколько раз ездил в Джуигарское ханство. В 1742 г. он вместе с Малайсары и другими представителями во главе 90 биев отправился в Джунгарское ханство и освободил Абылая. Казыбек би добился заключения, мира между Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. Казыбек би руководил внешнеполитическими сношениями Казахского Панства в 40-60 гг, Тогда остро стояли вопросы, связанные с отношениями с Китаем и Россией. И власти Китайской империи, и власти Российской империи вынуждены были вести переговоры с ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активного нейтралитета хана Абылая. Айтеке би Байбекулы (1689-1766) — долгие годы возглавлял Младший жуз. Айтеке би активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество.

Образование Казахского ханства.

Казахское ханство: краткая история создания

Историческое значение образования Казахского ханства.

Одной из объективных причин откочевки многих казахских племен во главе с Кереем и Жанибеком в 1459-1460 гг. было поражение хана Абулхаира от ойратов в 1457 году под стенами Сыгнака. Абулхаир жестоко расправлялся с теми, кто ему не повиновался. Откочевка была формой протеста кочевников против тяжелых налогов и повинностей, феодальных междоусобиц и непрекращающихся войн. Об откочевке султанов Керея и Жанибека в Могулистан сообщал автор «Тарих и-Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати (Мирза Хайдар Дуглат).

Хан Могулистана Есен-Буга (1434-1462) выделил султанам Керею и Жанибеку земли на берегу реки Чу. Он рассчитывал использовать султанов для борьбы с притязаниями на власть в Могулистане своего брата Жунуса (Юнуса), которого поддерживал хан Абулхаир и тимуриды. Они угрожали западным границам Могулистана. Также Есен-Буга хотел использовать силы казахов против ойратов, не раз в начале XV века вторгавшихся в Могулистан.

Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 годам. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своей книге в «Потоке истории», написанной в 1999 году, считает годом образования Казахского ханства 1471 год, когда в борьбе казахских ханов с шайбанидами за территорию Восточного Дешт-и-Кыпчака там стали властвовать потомки Урус-хана.

Первая ставка казахских ханов Козыбасы находилась в долине рек Чу и Таласа. Численность населения Казахского ханства при султанах Керее и Жаныбеке составила около 200 тысяч человек. Первым казахским ханом стал старший по возрасту султан Керей, Жанибек — его советником.

Историческое значение образования Казахского ханства: 1) прекратилось разделение власти между разными государствами; 2) централизация системы управления способствовала сплочению казахского народа; 3) Казахское ханство расширило свою территорию; 4) были установлены прочные связи с соседними странами; 5) быстрое экономическое и культурное развитие способствовало расцвету традиций и обычаев, распространению ислама среди казахского народа; 6) прекратились междоусобицы и распри внутри страны; 7) были созданы условия для использования скотоводами пастбищ по традиционно сложившимся маршрутам кочевок.