Кольцевая композиция

25.08.2018 0 Автор admin

Что такое кольцевая композиция, которая используется в литературе?

Когда произведение начинается, со сцены из окончания, а потом суть излагается, как бы в прошедшем времени, бывает и круче, самое поразившее, в этом смысле произведение цикл "Темная башня" Стивена Кинга.

для примера возьмем современную литературу: Венедикт Ерофеев "Москва — Петушки", книжку эту проходят во всех гумманитарных вузах. Действие там начинается с того, что Венечка выходит утром из какого-то подъезда. В конце книги после долгих мытарств и шатаний он также заходит в какой-то подъезд, где его убивают. Жизнь его собственно на этом и кончается, кончается и книга. Композиция у нее кольцевая именно потому, что начинается и кончается она каким-то неизвестным подъездом. Этот тип композиции нысет большую смысловую нагрузку.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) — построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом. Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы: действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н. Чернышевский в романе "Что делать? "); Автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую) , художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером) , события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т. д. ; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А. Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И. Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М. Горького) ; Автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова) ; Нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN — дорога в Маниловку — усадьба Манилова — дорога — приезд к Коробочке — дорога — трактир, встреча с Ноздревым — дорога — приезд к Ноздреву — дорога — и т. д. ; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения; автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите"; Композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т. д. ) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М. Цветаевой, В. Маяковского и др. ; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу"); Нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Кольцевая композиция

Кольцевая композиция — построение частей произведения, при котором

начало замыкается с финалом, т.е. действие начинается с того, чем заканчивается. Это может быть связано с тем, что автор хочет показать цикличность, замкнутость, повторение чего-либо. Возможно, то, что зрителя возвращают в ту же точку, откуда он начал свое знакомство с фильмом, говорит о безысходности ситуации. Каждый автор объясняет выбор кольцевой композиции, исходя из темы произведения. В любом случае, эта рифма перекличка с началом имеет символический смысл.

В фильме Владислава Виноградова «Вороне где-то Бог…» (1974 г.) кольцевая композиция — совместная фотография мастера, который ведет актерские курсы, сначала с выпускниками, а в конце со студентами, которые еще только поступили в театральный вуз — удачный прием композиционного построения. Первая фраза автора за кадром: «Вот они и стали актерами. Четыре студенческих года пролетели как один день», а последняя — «Посмотрим, какими они станут актерами» словно напоминают о том, что вновь и вновь приходят новые абитуриенты, одни из них проваливают вступительные, так и не узнав актерской профессии, другие добиваются своего, сдав экзамены. Это повторяется из года в год, преподаватели зачастую слышат одни и те же стихотворные строчки, которые читают претенденты на профессию артиста, уже ставшие избитыми. Мало кто из этих ребят может по-настоящему удивить, привлечь внимание, оставить свой след в искусстве.

Другой пример кольцевой композиции в фильме «Хлебный день» Сергея Дворцевого. В начале мы видим продолжительный план, где пенсионеры толкают вагон с хлебом в деревню.

Композиция литературного произведения

Они еле-еле сдвигают его с места и больше 12-ти минут режиссер показывает нам, каких усилий стоит этот еженедельный привоз хлеба. В конце картины старики вынуждены толкать вагон назад, они еле сдвигают его с места. Дворцевому рассказали, что в этих же вагонах из деревни увозят и мертвых, потому что транспорт в поселок никакой не ходит и этот курсирующий вагон как единственное средство передвижения и связью с городом. Но режиссер отказался снимать вагон с телом покойника. Возможно это было сделано потому, что он хотел дать зрителям надежду, что не все так удручающе в этом селе, и пока живы эти старики к их поселку вновь и вновь будут привозить хлеб.

Фильм А. Пелешяна «Земля людей» (1966 г.) можно считать одним из примеров, где повествование построено на кольцевой композиции. Он начинается и заканчивается панорамой по многоэтажным домам. Только в начале и в конце ленты оператор панорамирует в разных направлениях.