Кто такие дервиши

28.06.2018 0 Автор admin

КРУЖАЩИЕСЯ ДЕРВИШИ

Спустя пятьсот семьдесят лет после того, как в Вифлееме явился на свет Иисус, в Мекке родился Мухаммед — пророк ислама, «желанный для всех народов». На восьмом году после хиджры верхом на своем огромном верблюде, под черным знаменем, сделанном из покрывала его жены, Мухаммед въехал в родной город во главе несметной армии правоверных. Там, в Мекке, была основана вера, которая была задумана Мухаммедом как простой кодекс, предназначенный для духовного руководства Аравии, но благодаря фанатичному прозелитизму Четырех халифов стала одной из великих религий мира. Сегодня мусульманская вера по скорости распространения уступает лишь христианству.

В наши дни количество мусульман исчисляется сотнями миллионов, и со всех концов земли раздается глас ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк его». Пять раз в день последователи Пророка оставляют на время свою работу и, повернувшись лицом к Мекке, возносят благодарность Богу, милосердно пославшему Мухаммеда раскрыть им путь к спасению. С наступлением по лунному мусульманскому календарю месяца Рамадан паломники, как всегда, отправляются в песчаные пустыни Аравии взглянуть на священную Каабу, которая, как утверждают, расположена прямо под Божиим храмом на небесах. Здесь и хранится знаменитый «черный камень» Мекки, или камень Авраама. В исламской вере существуют свои строгие законы, и по возвращении из паломничества в святой город каждый преданный сын Пророка делает еще один виток куска зеленого муслина вокруг своей фески — в память о путешествии.

Несмотря на то что Коран считается вдохновленной свыше книгой ислама, содержащей полное изложение закона, нетрудно понять, что, как и во всех остальных религиях, эта книга является лишь внешней оболочкой исламского кодекса, а слова Пророка допускают гораздо более глубокое толкование, чем представляется большинству. Следовательно, в среде правоверных существует некоторое число святых и просвещенных мистиков, чья мудрость совершенна настолько, что их души, как говорится, приближаются к скрытому завесой лику истины.

Этих посвященных тайных культов, возникших после смерти Пророка, называют дервишами. В исламе святыми почитаются два типа людей. Первый составляют ученые и посвященные дервиши, целиком отдавшиеся изучению тайных духовных сил Вселенной. Ко второму относятся факиры или просто нищие из монашеских орденов, которые по той или иной причине отреклись от мирской суетности и живут за счет щедрости верующих. Между орденами дервишей тоже существуют определенные различия, выражающиеся в цвете и фасоне их одежды и даже числе складок в их чалмах. Почти все дервиши сведущи в том, что западный мир называет магией, и обладают глубокими познаниями в таких оккультных предметах, как астрология, некромантия, магия талисманов, каббализм и заклинания. О необыкновенных способностях дервишей рассказывали многие европейцы, и даже факиры известны всему миру своим искусством колдовства. Некоторые из дервишей поддерживают дружеские отношения с масонами и мусульманской сектой друзов.

Внешняя, или видимая, сторона братства дервишей, пронизывающего всю структуру исламского мира, представлена множеством организаций или групп учеников. Они узнают тайны жизни от древних и почтенных учителей, ибо в исламских странах, как и в Индии, святые и мудрецы по-прежнему ходят по земле и занимаются делами людей. Этих мудрых существ называют муршидами («руководителями»), а их слово считается законом. Однако за внешней структурой мистицизма дервишей скрывается тайный сверхфизический институт, объединяющий просветленных мастеров, которые только в редчайших случаях общаются с учениками низших ступеней. Внутренний круг этих богоподобных людей обладает божественным знанием во всей его полноте, а прием в него рассматривается как награда за выдающиеся достижения на низших ступенях братства.

Л.М. Дж. Гарнетт пишет о дервишах следующее: «Как сказано в мистическом каноне, на земле всегда присутствует некоторое число праведников, которые пользуются правом интимного общения с Божеством». Дж. П. Броун называет этих одухотворенных личностей «выдающимися душами». Они пока пребывают в физическом теле и ходят по земле, но узнать их могут только избранные. Согласно учению дервишей, любой встречный, будь то самый жалкий нищий, может быть одним из них.

Во главе иерархии, составляющей внутренний, или мистический, орден дервишей, стоит самая величественная, наидостойнейшая душа, называемая Осью, или Полюсом Вселенной. Кто это, неизвестно даже высшим членам ордена, и зачастую глава странствует по земле под видом ученика. Будучи повелителем магических сил, он может по желанию становиться невидимым и со скоростью мысли преодолевать колоссальные расстояния. Единственная возможность увидеть и узнать эту возвышенную личность — посещение Мекки. Излюбленное место пребывания Оси находится на крыше Каабы, где он иногда становится видимым, однако при любой попытке дотянуться до него сразу же исчезает. По обе стороны от Оси стоят две великие души, которые подчиняются лишь ему одному, а ниже размещается группа из четырех душ, называемых «посредниками». В подчинении у посредников находятся пять «светов» и семь «наилучших». Собственно орден составляют сорок «отсутствующих», иногда называемых «мучениками». Когда для Оси приходит время покинуть физическое тело и вознестись в сферу света, «верная душа» справа от него возводится в достоинство Оси, а все другие члены ордена соответственно повышаются на одну ступень, занимая освободившиеся места. Эта огромная организация духовных мистиков, в целом определяемая как «владыки душ» и «руководители», представляет собой невидимое правительство, которое управляет всеми светскими институтами ислама и по своему могуществу намного превосходит земные монархии.

Принимая во внимание существование внешней многотысячной организации дервишей разной степени святости и внутреннего круга боголюдей, достигших высочайшего уровня развития и превосходящих заурядное человечество настолько, что эти люди кажутся таинственными более, нежели реальными, становится очевидным, что дервиши образуют чрезвычайно могущественный орден в исламском мире. Принято считать, что дервиш утверждается в вере, сумев в течение тысячи одного дня и ночи устоять перед искушением. Отказавшись от всего, присущего плоти, эти люди посвятили свою жизнь совершенствованию сознания.

К одной из самых интересных сект дервишей относится орден мевлеви, более известный как танцующие, или кружащиеся, дервиши. Согласно общепринятому мнению, этот орден был основан великим персидским суфием, поэтом и философом Джалал ад-дином Руми (1207–1273). Наблюдателей поражает удивительная способность дервиша кружиться в своеобразном танце на носке и пятке с невероятной скоростью, а затем неожиданно останавливаться, наклоняться и поднимать с пола булавку. Дервиш способен продолжительное время исполнять свой танец, не испытывая при этом никакого головокружения. Опираясь на собранные по мелочам скудные сведения и изучая немногие отрывки из доктрин, попавшие в руки профанов, можно сделать вывод, что цель кружения заключается в приведении ритма тела в соответствие с круговым движением небесных тел.

Как и множеству религиозных орденов в разных частях света, дервишам известны необычные практики, приводящие к экстатическим переживаниям. В некоторых случаях для входа в состояние временного ясновидения они прибегают даже к помощи гашиша, однако подобное вряд ли можно считать отвечающим истинным идеалам ордена дервишей.

Дервиши мевлеви носят высокий конусообразный колпак с тупым концом и длинную, до щиколоток, рубаху, туго подпоясанную в талии и сильно расклешенную книзу наподобие широкой юбки. Когда дервиш начинает кружиться в танце, юбка поднимается и встает перпендикулярно его телу, образуя большой круг и делая танцующего похожим на волчок. Дервиши разных общин носят колпаки особой, только им присущей формы, которая имеет определенное значение. Так, шапка в виде вазы символизирует урну из духовного света, в которой Бог хранил душу Мухаммеда до его рождения.

Обращает на себя внимание еще один интересный аспект, обнаруживаемый, по крайней мере теоретически, в философии дервишей. Повинуясь древнему обычаю братства, многие члены ордена постоянно путешествуют в определенном направлении и под определенным углом по компасу. Поэтому желающему встретиться с кем-то из святых дервишей, прежде всего необходимо узнать угол направления его пути. И если ищущий, получив необходимые сведения, окажется в нужном месте этого пути и подождет там дервиша, тот в конце концов обязательно появится перед ним.

У дервишей есть тайная доктрина о возрождении человечества, которая во многом перекликается с мистицизмом индийских брахманов. Философию дервишей можно коротко определить как восточное учение о реализации.

Дервиш — это просто танцор или монах?

Отказавшись от людского способа восприятия мира и возвысившись над всеми ограничениями чувств и интеллекта, дервиш достигает уровня абсолютного трансцендентного познания и ощущает себя поглощенным сутью вселенского бытия. Таким образом, следуя своей доктрине, он стремится к тому, что буддисты называют нирваной. Будучи на словах мусульманином, он, по сути, является философом-атеистом, и этот интересный факт заслуживает большего, чем беглое упоминание. Исходя из глубинных аспектов различных религий, почти везде можно обнаружить неизменную склонность к атеизму. Она проявляется в том, что, отвергая концепцию божества как личности, они определяют божество как принцип, или состояние.

С незапамятных времен стремление души к Богу было общей целью человечества. Испокон века человек пытался пробудить в себе необычные и всепоглощающие чувства, думая, что переживание религиозного экстаза приближает его к природе Бога. Именно этим объясняется то обстоятельство, что древние викинги слышали глас Божий в рокоте волн бушующего моря; друиды ощущали Его присутствие в безмолвной чаще леса; первые тевтонцы в раскатах грома улавливали звуки большой охоты сонма богов; праведные брахманы встречают погруженного в размышления Брахму на берегах священного Ганга, а дервиши, с рыданиями стонущие по ночам, подобно человечеству, молящему о Спасителе, обретают в монотонном пении собственное высшее «Я», а в кружении — космическое сознание.

Дервиш (перс. درویش — derviš — бедняк, нищий) то же, что и «каландар» или «календер» — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма.ДЕРВИШ (перс.) , синоним арабского слова суфий. Впервые этот термин возник в персоязычной среде в середине 11 в. Одновременно в Средней Азии, Иране и Турции этот термин употребляется в более узком смысле как нищенствующий бродячий аскет-мистик (факир — араб. ) наравне со словом каландар.Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях («текие» , «ханака» ) под началом шейха — блюстителя порядка и устава общины. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращаясь для совместных постов и молитв.В некоторых городах Средней Азии (напр. Бухара, Самарканд и др. ) для проживания дервишей городские власти на казённые средства или частные пожертвования строили ханаку.Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Дервишу не подобало говорить, например, «моя обувь» или «мое то-то и то-то» — у него не должно было быть собственности, поскольку всё принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш был лишен нищеты, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был все отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи. Иногда дервишей причисляют к монахам — но это спорно, так как сходство чисто внешнее, поскольку дервиши могли жениться, имели собственные дома и жили своей собственной жизнью.ИСТОРИЯДервиш -персидское слово, значит нищий (собственно — порог двери) и употребляется (как и арабский его синоним факир) у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души в отшельнической жизни. Хотя Магомет и сказал: "нет монашества в Исламе", но вследствие склонности арабов к отшельнической жизни уже в первые века гиджры были основаны многие дервишские ордена или братства.

Кто Такие Дервиши?

Таких орденов насчитывают ныне более 70, около половины в Оттоманской империи, остальные — в Персии, Аравии, Центральной Азии, Сев. Африке. Называются они по имени основавших их шейхов (араб. ) или пиров (перс.) , т. е. старейшин. Первые религиозные братства для совместной молитвы приписываются Абу-Бекру и Али. Исторически древнейшим орденом считается эльвани, основатель которого, шейх Эльван, ум. в Джидде в 766 г. ; к древнейшим орденам принадлежат еще эдгемиты, бестами, сакати. Посещающим Константинополь европейцам знакомы Д. руфаи (существующ. с XII в.) , поражающие зрителей глотанием шпаг, огня и т. п. Известны еще ордена кадири, нурбаши, мевлеви, бедеви (только бедуины) , бейрами, накшбенди, саадии. Большим влиянием на янычар пользовались бекташи, основатель которых благословил это войско при его сформировании. Султан Махмуд II, уничтожив в 1826 г. янычар, старался всеми мерами истребить и секту бекташей. В Сев. Африке в новейшее время основались новые ордена Д. для противодействия европейскому влиянию; из них самый известный — орден снусси. Эти позднейшие секты, преследующие главным образом политические цели, имеют мало общего с старинными орденами Д. От последних, не оставляющих почвы правоверия, надо отличать секты, отступающие от основных законов Ислама (на персид. яз. они называются асад, т. е. свободные, или бишер, т. е. беззаконники) ; из них более всего известен орден Д. календери. Живут Д. в особых помещениях, называемых теккие или ханка (в одном Константинополе таких теккие около 200). Стоящие во главе подобных монастырей шейхи или пиры назначаются в каждой секте главой ордена, живущим обыкновенно там, где покоится прах основателя секты. Между Д. находятся люди разных классов. Некоторые из них женаты и живут вне монастыря, но несколько раз в неделю, особенно накануне торжественных плясок, должны в нем ночевать. Д. дают обет безбрачия.

Дервиш персидское слово, значит нищий и употребляется (как и арабский его синоним факир) у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души в отшельнической жизни.