Кто такие хариджиты

16.08.2018 0 Автор admin

История хариджитов

Первым известным сектантским движением в исламе был хариджизм. Это движение возникло в связи с предложением третейского суда между халифами Али и Муавией во время Сиффинской битвы их армий (657 г.). Часть сражавшихся в ней воинов Али, не признавая суда людей, заявила, что «судить вправе только бог». Эти недовольные удалились в деревню Харура в окрестностях иракской Куфы (поэтому их сначала называли харуритами). Когда стал известен результат третейского суда (в пользу Муавии), многочисленные приверженцы Али из недовольства судебным решением покинули Куфу, чтобы присоединиться к этим раскольникам (самое распространенное их название – хариджиты – произошло от слова «хараджа» – выходить, т. е. оно буквально означает «вышедшие», «отделившиеся»). Их ряды пополнялись неарабами, прежде всего персами, воспользовавшимися оппозицией арабским халифам, чтобы выдвинуть свои требования.

Кто такие хариджиты, и что стало причиной возникновения этого течения?

Али двинулся с войском против этих своих недавних приверженцев и разгромил их в битве при Нахраване (658 г.), однако дело кончилось тем, что он пал от руки хариджитского террориста.

При Омейядах, несмотря на умелое и крепкое правление Муавии, хариджиты подняли в Куфе и Басре (Ирак) мятежи, которые были потоплены в крови. Хариджитские мученики, совершенно так же как шиитские, стали впоследствии объектом подлинного культа среди приверженцев их учения. Но к этому культу хариджиты присоединят еще и обязательное отмщение (возможно, пережиток язычества). Много лет длилась междоусобная война между Омейядами и хариджитами. Хариджиты, создав отличную конницу, распространились по Нижней Месопотамии, а при нужде укрывались в горных районах Ирана. Они сражались и с антихалифом Ибн аз-Зубайром и с наместниками Омейядов. После смерти халифа Язида они разбились на отдельные мелкие секты: азракитов, суфритов (суфрийя) и ибадитов (ибадийя, абадийя).

Азракиты, фанатики, истреблявшие всех немусульман, отказывавшихся обратиться в их веру, стали серьезной угрозой единству халифата, образовав самостоятельное государство на юге Ирана. Они были уничтожены в конце VII в. после ряда походов халифских войск. К тому времени хариджизм широко распространился в Южной Аравии.

Суфриты, по-видимому, первыми из хариджитов сделали попытку систематически изложить свои религиозные взгляды. Занимая переходное положение между азракитами и ибадитами, они допускали временное прекращение войны против других мусульман, считали возможным из соображений осторожности скрывать свою веру (такыйя), признавали недопустимость убийства детей неверных. В отношении морали они тоже не были так прямолинейны, как азракиты. При последних Омейядах суфриты распространились по всем странам ислама, включая Магриб, где они вместе с ибадитами ускорили всеобщее восстание берберов.

«Хариджиты… повели против халифов Дамаска старую борьбу Африки с Римом и Византией… их старанием две трети населения Северной Африки обратились в ислам и в то же время вооружились против правоверного мусульманства», – пишет французский исследователь ислама Маскерэ.

Суфриты были поглощены ибадитами. Последние являются более поздним умеренным направлением в хариджизме. При последнем омейядском халифе они подняли восстание в Аравии и тем самым невольно способствовали победе династии Аббасидов. Их вытеснили из святых городов, но они удержались в Омане и расселились частично по Занзибару, а частично – по Северной Африке, где они вместе с суфритами убедили берберов отойти от правоверия. Берберов, питавших ненависть к халифским правителям, привлекло хариджитское учение, провозглашавшее полное равенство всех мусульман. В такой обстановке выявились династические притязания. Ибадиты и суфриты стали оспаривать друг у друга власть над тунисским Кайруаном, правителем которого был Ибн Рустем, ибадит, перс по происхождению. Через некоторое время хариджиты уже пользовались влиянием во всей Северной Африке, вследствие чего создалась угроза отпадения ее от империи. Аббасидским правителям удалось восстановить свою власть там лишь в 772 г., после целого ряда тяжелых походов. Но ибадитский хариджизм не был искоренен в Магрибе. Династия Рустемидов продержится в Тахерте более 130 лет, до тех пор пока не одержат верх Фатимиды. В 909 г. Фатимиды вынудили ибадитов искать убежище в Сахаре. Впоследствии единство ибадитов было разрушено политическими и религиозными распрями, но их общины до сих пор процветают в Джербе, Джебель Нуфусе, Уаргле и особенно в Мзабе (Алжир), где они основали много городов и сумели сделать плодородной пустыню. Магрибские общины поддерживали постоянные связи с общинами в Омане и на Занзибаре. Имам Омана и по сей день – ибадит. К числу ибадитов относится и большинство населения его страны.

Ибадизм является остатком хариджизма, чья наступательная сила, подорванная сначала знаменитым омейядским политиком Хаджаджем и его подчиненными, а затем ослабленная непримиримостью учения, угасла к середине VIII в. Впоследствии деятельность хариджитов постепенно изменила свою направленность, и они стали заниматься торговлей и составлением богословско-юридических и исторических трудов. Вообще это движение не было чуждо интеллектуальной деятельности. При первых Аббасидах многие ученые и писатели находились под влиянием хариджизма, среди последователей которого появились свои поэты и ораторы.

Идеология хариджизма

Что же касается их учения, то оно никогда не было кодифицировано и подвергалось изменениям в многочисленных подсектах. Но они сыграли значительную роль в развитии мусульманского богословия. Хариджиты всегда выступали как пуритане ислама. Некоторые из них дошли даже до отрицания суры 12 Корана на том основании, что она слишком легкомысленна: в ней рассказывается история Иосифа и египтянки; эту тему позднее облюбовали иранские и турецкие поэты. За исключением этой суры, Коран, по их учению, несотворенное слово аллаха, содержит в себе все знания, и понимать его нужно буквально. Менее ригористичные в отношении прелюбодеяния, чем правоверные, которые требовали, чтобы прелюбодеев побивали камнями, они были гораздо строже правоверных в отношении культа и веры. В то время как те ограничивались телесным очищением перед молитвой, хариджиты дополняли это очищение обязательной абсолютной чистотой совести. Они также считали, что вера недействительна без дел, и не признавали никаких степеней в вере. Кто совершил смертный грех, тот теряет право считаться верующим и, по мнению сторонников крайних течений хариджизма, должен быть даже окончательно отрешен от ислама и уничтожен вместе со своей семьей.

Они осуждали всякую роскошь и запрещали музыку, игры, табак и спиртные напитки.

Но сильнее всего хариджиты воздействовали на судьбы ислама своими политическими теориями. Они всегда придерживались единого мнения в вопросе о верховной власти, халифате, т. е. в вопросе, который лежит в основе всех религиозных делений ислама. В их глазах любой верующий, будь он хоть черным рабом, может быть избран халифом и имамом, руководителем молитвы, если он юридически правоспособен и чист моралью и верой. Но община должна сместить его, как только он перестанет заслуживать доверие или сойдет с правильного пути, как, например, Али после битвы при Сиффине. Следуя этому принципу, хариджиты избирали собственных халифов, а из прежних они признавали только Абу Бакра и в особенности Омара. По их мнению, законен только халиф, демократически выбранный всей мусульманской общиной. Они отвергали утвердившийся со времён династии Омеяйдов принцип передачи верховной власти по наследству. Так хариджиты и оказались в полном противоречии с шиитами, сторонниками Али, которые стояли за теократическое, основанное на божественном праве, а не народной воле наследственно-монархическое государство. Тогда как шиизм в своем развитии мало-помалу приводил к обогащению учения ислама посторонними, неарабскими элементами, хариджизм ставил главной своей целью установление идеального государства, Царствия Божьего на земле, где будет царить высшая справедливость. Таким образом, весьма близкий к социалистическим и коммунистическим учениям хариджизм подошел к восприятию идеи махди – исламского мессии, который и призван водворить среди людей этот идеальный строй.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Кто такие хавариджи (хариджиты) и есть ли они в наше время?

Хариджиты, Хава́ридж (خَوَارِجُ‎‎ араб. отступившие, возмутившиеся, раскольники) — одна из самых первых религиозно-политических группировок, образовавшихся в раннем исламе в процессе политического противостояния между сторонниками Али и Муавии.
Сначала хариджитами называли только противников Али, впоследствии так стали именовать всех мусульман, выступающих против законных правителей халифата.

История

После того, как Али в битве при Сиффине (657 г.) согласился на третейский суд, соратники обвинили Али в том, что он не следует воле Аллаха, а подчиняется человеческому суду, и стали покидать его войско. Али лишился власти и возможности немедленного продолжения войны с Муавией, потому что более десяти тысяч воинов покинули его лагерь под Куфой и расположились в селении Харура, за что их изначально называли харуритами.
После отделения от войска Али их группа постоянно пополнялась за счет мусульман и новообращенных, полагавших притязания на власть и Али, и Усмана, в защиту которого выступил Муавиа, необоснованными.
В результате раскола среди хариджитов образовались многочисленные группировки.

Кто такие хариджиты, и кем они приходятся ИГИЛ?

Среди них: ибадиты, азракиты, суфриты. Уже в 658 г. Али нанес серьезное поражение хариджитам в битве при ан-Нахраване, но их восстания продолжались в районах Куфы и Басры, затем в Ираке и на юго-западе Ирана, в Марокко и Северном Тунисе. В выступлениях против Омейядов, а затем и против Аббасидов хариджиты потерпели полную неудачу и были практически уничтожены (кроме ибадитов, отказавшихся от вооруженной борьбы и существующих в настоящее время в Омане, Северной Африке и других арабских странах).

Убеждения

С самого начала среди хариджитов не было единства. Среди них встречались группы, отличавшиеся крайним радикализмом. Поборники чистоты ислама, они строго исполняли религиозные предписания, подчеркивая, что истинная вера определяется действием. Они объявляли кафиром каждого (даже мусульманина), чья вера отличалась от их веры, причисляя их к грешникам, с которыми необходимо вести войну на уничтожение.
Нетерпимость, жестокость, убийство вероотступников (включая «незаконных», с их точки зрения, халифов) было религиозным принципом таких радикальных группировок.
Несмотря на все это, хариджиты внесли значительный вклад в разработку вопросов, связанных с руководством общиной, с теорией халифата, с определением веры и связанных с ней действий. Хариджиты выработали собственную теорию верховной власти в мусульманской общине, противопоставив ее как суннитской концепции халифата, так и шиитской доктрине имамата. В соответствии с этой теорией, хариджиты отвергали династический способ передачи власти и настаивали на выборности главы религиозной общины вне зависимости от его происхождения. Избранником может стать и раб, и свободный человек при условии, что он следует Корану и Сунне, справедлив и готов сражаться за свои убеждения.

Рубрики: Течения и секты

Хариджиты

Константин Рыжов

                                                                  1. ХАРИДЖИЗМ

Влиятельным течением ислама на протяжении всей его истории оставался хариджизм. Последователи этой секты глубоко восприняли  провозглашенный в Коране принцип, согласно которому главным критерием, определяющим место человека в обществе, является не его социальный статус, а благочестие. Вначале это означало лишь то, что курайшитам отказывалось в исключительном праве занимать пост халифа. Хариджиты провозгласили, что происхождение главы религиозной общины не имеет значения, и при необходимости имамом может стать даже раб! Но при этом необходимо, чтобы имам следовал в своей деятельности Корану и сунне, справедливо обходился с людьми и был способен с оружием в руках выступить против тирании. Каждая община могла избирать и смещать своего имама-халифа. Таким образом, суверенная власть, по учению хариджитов, принадлежала мусульманской общине, а имам-халиф был только ее уполномоченным, ее исполнительным органом. Позже хариджиты провозгласили моральное и юридическое равенство арабов и неарабов в исламе; они оказались самыми страстными поборниками равенства среди последователей пророка. Не случайно их идеи находили широкую поддержку среди угнетенных и потерявших надежду людей.

    Все хариджиты являлись сторонниками «чистого» ислама и отличались строгим до радикализма исполнением религиозных предписаний, однако считали, что одна только вера в догматы ислама не приводит верующих к спасению и не дает им права надеяться на райское блаженство, если она не подтверждается поступками. Правоверие каждого мусульманина проверяется непрестанной борьбой за осуществление его идеалов, те же, кто совершил «тяжкий грех», делаются вероотступниками, и с ними следует вести «священную войну» как с «неверующими». Многие хариджиты считали, убийство религиозных противников не только допустимым, но и богоугодным делом.  В течении долгого времени сторонники хариджизма вели ожесточенную войну как с суннитами, так и с последователями Али. Очень скоро к ней добавилась внутренняя борьба между различными сектами. Раскол возник прежде всего из-за спора о том, кого считать «неверующими» и как следует к ним относиться. 

                                                                     2. АЗРАКИТЫ

 Уже во второй половине VII в. в среде хариджитов выделилось три основных группировки: азракиты, суфриты и ибадиты. Азракитами называли последователей Нафиа ибн ал-Азрака. Это была самая крайняя и непримиримая из хариджитских общин. Зарождение ее относится к 80-м гг. VII в., когда Нафиа ибн ал-Азрак возглавил мощное восстание хариджитов в Ираке, направленное как против Омейядского халифа, так и против шиитов. К восставшим присоединились хариджиты Омана и Йемена. Нафиа ибн ал-Азрак был провозглашен эмиром верующих. С 20-тысячным войском он овладел ал-Ахвазом, Фарсом, Керманом. В ходе этого восстания халифские войска не раз терпели поражения от храбрых и самоотверженных воинов-азракитов. Освобождая рабов и выступая защитниками угнетенных, азракиты находили поддержку среди сельского населения, особенно персов. Однако фанатичная нетерпимость азракитов к тем мусульманам, которые не разделяли полностью их воззрений, оттолкнула от них многих союзников. После гибели в 685 г. Нафиа, его армия распалась на отдельные отряды, что сильно ослабило азракитов. Тем не менее, война с ними правительственных войск продолжалась 15 лет. Последний отряд во главе с Катари ибн ал-Фуджа был в 699 г. почти полностью истреблен в Табаристане.

Ислам. Часть III. Хариджиты. Мурджииты. Сунниты

Впрочем, и после этого азракиты оставались реальной силой. В Иране центром азракитизма долгое время считался Систан, где на протяжении VIII века не раз вспыхивали хариджитские восстания.

    Учение азракитов отличалось крайней нетерпимостью, а их действия – жестокостью. «Неверующими» они считали всех, кто не принял участия в хариджитских восстаниях и не переселился в их лагерь. Территорию своих противников азракиты объявляли «землей неверия», ее население подлежало истреблению. Их морали не противоречило даже убийство женщин и детей, если они были женами и детьми «неверующих». Оправдывалось это тем соображением, что больное дерево не может принести здоровых плодов. Сам Нафиа ибн ал-Азрак требовал неукоснительного соблюдения принципа «религиозного убийства» и решительно применял его не только к своим врагам, но и к тем хариджитам, которые «отсиживаются дома» во время хариджитских восстаний. Всех переселившихся к ним азракиты испытывали тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, они убивали сами как «лицемера» и «многобожника». В конечном счете, оттолкнув от себя всех союзников, азракиты сами прекратили существование.

                                                                     3. СУФРИТЫ

 Более умеренной хариджитской сектой были суфриты. Основателем этой общины был Зийад ибн ал-Асраф. В противоположность азракитам, суфриты не считали «неверующими» тех единоверцев, которые воздерживались от участия в восстаниях. Они осуждали жестокие убийства детей и женщин, допускали, что при определенных условиях можно благоразумно скрывать свою веру. Во всем остальном они действовали теми же методами, что азракиты. В правление халифа Йазида (680-683) (http://www.proza.ru/2011/01/01/201) суфриты подняли мощное восстание в окрестностях Басры. Первоначально его возглавлял Абу Билал Мирдас. После его убийства и гибели в 681 г. его сторонников, духовным главой и вождем суфритов стал Салих ибн Мусаррих. В 695 г. он поднял новое восстание против Омейядов в верховьях Тигра. После смерти Салиха (в 696 г.) предводителем сделался Шабиб ибн Йазид. Потерпев поражение в двух сражениях, он отступил в Керман.  С его гибелью в 697 г. восстание постепенно утихло. В целом суфриты имели больший политический успех, чем азракиты. В 757 г. последователям этой секты удалось создать небольшое государство в Марокко с центром в Сиджилмасе, которое просуществовало более двухсот лет до середины Х века.

                                                                      4.ИБАДИТЫ

 Самыми умеренными из всех хариджитов были ибадиты. В 684 г., когда началось восстание против Омейядов, возглавляемое Нафиа ибн ал-Азраком, часть хариджитов, объединившихся вокруг своего лидера Абдаллаха ибн Ибада осталась в Басре, отказавшись от вооруженной борьбы. Они и стали в дальнейшем именоваться ибадитами. Однако подлинным основателем и учителем ибадитской общины был оманец Джабир ибн Зайд (640-715). Не отказываясь от строгих моральных принципов классического ислама, он отверг путь насилия, по которому пошли остальные хариджиты. Основой религиозно-политической доктрины ибадитов было учение об имамате, существование которого они считали безусловно необходимым. Они допускали также одновременное существование нескольких имамов в разных частях мусульманского мира. Имам в понимании ибадитов являлся полноправным главой общины, исполнявшим обязанности военачальника, судьи и богослова-факиха, но лишь при том условии, что он следует Корану, сунне и примеру первых ибадитских имамов. В случае нарушения этого условия имам мог быть смещен советом шейхов. В отличие от других хариджитов, признававших учение о свободе человеческой воли, ибадиты считали творцом человеческих поступков Аллаха. Они отвергали убийство по политическим и религиозным мотивам и не считали «неверующими» своих противников из числа мусульман. 

     Большую часть жизни Джабир провел в Басре, где увидела свет его энциклопедия «Диван Джабир».  Незадолго до смерти власти выслали его в Оман.  Новый  глава басрийской общины Абу Убайда, мечтавший создать на развалинах Омейядского халифата «всемирный ибадитский имамат», разослал во все концы мусульманского мира своих эмиссаров для подготовки всеобщего ибадитского восстания. Хотя мечта о «всемирном имамате» не осуществилась, политические успехи ибадитов были более внушительные, чем у других хариджитов. В конце 40-х гг. VIII в. они подняли восстание в Южной Аравии, овладели Хадрамаутом, Саной, временно захватили Мекку и Медину. Значительное влияние ибадиты приобрели в Омане. В XI в. оманцы окончательно освободились от власти суннитских халифов. В настоящее время ибадиты составляют более половины населения  этой страны.

    Некоторое время ибадиты пользовались поддержкой среди берберских племен Северной Африки. Ибадитским эмиссарам из Басры удалось в начале VIII в. захватить власть в Кайруане. К середине VIII в. ибадитский эмират простирался уже на всю Западную Ливию. И хотя ибадиты потерпели в 761 г. поражение от аббасидских войск, их силы не были окончательно подорваны. В 70-х гг. VIII в. в Тахарте, на территории современного Алжира, образовалось ибадитское государство Рустамидов (http://www.proza.ru/2018/07/22/678), просуществовавшее около 130 лет – с 777 по 909 гг.

Арабский халифат  http://www.proza.ru/2013/01/30/336

                                                            

© Copyright: Константин Рыжов, 2011
Свидетельство о публикации №211030800326

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Константин Рыжов

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Константин Рыжов