Кто такой аль бируни

27.08.2018 0 Автор admin

Аль-Беруний

Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́( 4 сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря 1048, Газни, совр. Афганистан) — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц

Биография

Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак.

Биография и книги автора Аль-Бируни

После взятия в995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гурганджаль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Главное сочинение Бируни по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца спредварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадрантерадиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов обастролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия в медицине» — книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельных частей и продуктов выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии.

Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.

     

Основная статья: История эволюционного учения в Центральной Азии

Абу Райхан аль-Бируни (973—1048 гг.) родился и учился в Хорезме. Он знал арабский, греческий, сирийский, древнеиндийский (санскрит) языки, написал более 150 трудов по различным отраслям науки.

Абу Райхан аль-Бируни (рис. 17) внёс большой вклад в развитие естествознания в средние века. Он указывал, что природа возникла из пяти элементов: пространства, воздуха, огня, воды и почвы.

Бируни критически относился к учению древнегреческого учёного Птолемея о том, что Земля является центром Вселенной и неподвижной планетой. Он считал, что Земля имеет круглую форму и нет ничего удивительного в том, что она вращается вокруг Солнца. Следовательно, Бируни ещё за 500 лет до польского астронома Коперника имел правильное представление об основах строения Солнечной системы. По его мнению, земная поверхность постоянно подвергается изменениям: в безводных местах постепенно возникают реки, моря, которые, в свою очередь, также меняют своё расположение. По утверждению Бируни, условия для развития животных и растений ограничены, поэтому между живыми существами идёт борьба за существование, которая составляет сущность их жизни.

Бируни считал, что если бы природа не ограничивала размножение какого-нибудь вида, он занял бы все пространство на земле. Однако такому размножению препятствуют другие организмы, и борьба между ними приводит к возникновению более приспособленных организмов. На основе положений, высказанных Бируни, о борьбе за существование, естественном отборе, мы убеждаемся в том, что наш соотечественник констатировал наличие движущих факторов эволюции на 800 лет раньше, чем английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин.

Аль-Беруний

Материал с сайта http://wikiwhat.ru

По мнению Бируни, все в природе живёт и развивается в соот­ветствии с законами природы. Хотя он не признавал исторического развития живой природы, но допускал, что пчелы произошли от растений, черви от мяса, скорпионы от инжира. Согласно предположению учёного, изменение земной поверхности влечёт за собой изменение растений и животных. Бируни признавал, что различия в цвете кожи, внешнем виде, характере, поведении людей зависят не только от их наследственности, но также и от почвы, воды, воздуха и условий среды. Он отмечал, что человек в своём развитии далеко ушёл от животных. Он подчёркивал, что деление людей на высшие и низшие расы является след­ствием невежества.

Картинки (фото, рисунки)


  • Рис. 17. Абу Райхан Бируни

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Достижения открытия аль-бируни

  • Аль-беруний

  • Абу райхан беруни краткая биография

  • Бируни за 500 лет до открытия коперника

  • Сообщение про холлезмию аль бирунью

Основная статья: История эволюционного учения в Центральной Азии

Абу Райхан аль-Бируни (973—1048 гг.) родился и учился в Хорезме. Он знал арабский, греческий, сирийский, древнеиндийский (санскрит) языки, написал более 150 трудов по различным отраслям науки.

Абу Райхан аль-Бируни (рис. 17) внёс большой вклад в развитие естествознания в средние века. Он указывал, что природа возникла из пяти элементов: пространства, воздуха, огня, воды и почвы.

Бируни критически относился к учению древнегреческого учёного Птолемея о том, что Земля является центром Вселенной и неподвижной планетой. Он считал, что Земля имеет круглую форму и нет ничего удивительного в том, что она вращается вокруг Солнца. Следовательно, Бируни ещё за 500 лет до польского астронома Коперника имел правильное представление об основах строения Солнечной системы. По его мнению, земная поверхность постоянно подвергается изменениям: в безводных местах постепенно возникают реки, моря, которые, в свою очередь, также меняют своё расположение. По утверждению Бируни, условия для развития животных и растений ограничены, поэтому между живыми существами идёт борьба за существование, которая составляет сущность их жизни.

Бируни считал, что если бы природа не ограничивала размножение какого-нибудь вида, он занял бы все пространство на земле. Однако такому размножению препятствуют другие организмы, и борьба между ними приводит к возникновению более приспособленных организмов. На основе положений, высказанных Бируни, о борьбе за существование, естественном отборе, мы убеждаемся в том, что наш соотечественник констатировал наличие движущих факторов эволюции на 800 лет раньше, чем английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин.

Аль-Бируни

Материал с сайта http://wikiwhat.ru

По мнению Бируни, все в природе живёт и развивается в соот­ветствии с законами природы. Хотя он не признавал исторического развития живой природы, но допускал, что пчелы произошли от растений, черви от мяса, скорпионы от инжира. Согласно предположению учёного, изменение земной поверхности влечёт за собой изменение растений и животных. Бируни признавал, что различия в цвете кожи, внешнем виде, характере, поведении людей зависят не только от их наследственности, но также и от почвы, воды, воздуха и условий среды. Он отмечал, что человек в своём развитии далеко ушёл от животных. Он подчёркивал, что деление людей на высшие и низшие расы является след­ствием невежества.

Картинки (фото, рисунки)


  • Рис. 17. Абу Райхан Бируни

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Аль бируни биография реферат для школьников

  • Кто такой ал бируни

  • Беруни вкалад в физику

  • Бирунй вклад в естествознание

  • Аль-бируни сообщение кратко

19 Мая 2014

Аль-Бируни — гениальный ученый

Изучая историю ислама, трудно не удивиться научным и интеллектуальным достижениям мусульман в прошлом. В период золотого века мусульмане были на авангарде почти всех наук — от медицины, математики до философии, искусства и физики — совершая новые открытия и развивая уже имеющиеся. Когда мы говорим о гигантах исламской науки, к нам на ум приходят такие имена как Ибн Сина, Ибн аль-Хайтам, Ибн Халдун и аль-Фараби.

Одной из таких великих личностей, которых принято относить к величайшим ученым всех времен, является персидский мусульманин-эрудит Абу Райхан аль-Бируни. Он жил с 973 по 1048 годы и провел большую часть своей жизни в Центральной Азии и Индийском субконтиненте. В период своей блестящей карьеры аль-Бируни стал экспертом в многочисленных областях науки, включая историю, физику, математику, астрономию, лингвистику, сравнительное религиоведение и науку о Земле. Несмотря на политические проблемы, существовавшие в мусульманском мире в период его жизни, он сумел стать одним из величайших ученых в истории человечества.

Ранний период жизни

Аль-Бируни родился в 973г. в провинции Хорасан, расположенной в северо-восточной Персии. Как и многие другие дети того времени, он начал обучаться с малых лет, изучал арабский и персидский языки, основные исламские дисциплины, а также естественные науки. Еще в раннем возрасте он начал проявлять интерес к математике и астрономии, постигать которые ему помогали выдающиеся астрономы того времени.

Когда ему было двадцать с чем-то лет, он покинул свой дом в поисках знаний. В течение трех лет он объехал всю Персию, обучаясь у ученых многочисленным наукам. В 998 г. он, наконец, обосновался в Джурджане (современный Горган), поступив на работу к местному правителю Шамс аль-Маали Кабус. В течение следующих десяти лет он жил в этом небольшом северном иранском городе, занимаясь исследованиями, написанием книг и пополнением своего багажа знаний.

За это время им был написан монументальный труд, посвященный анализу исторической хронологии древних цивилизаций, наряду с изучением развития и падения империй. Данная книга предопределила его будущее как ученого по многочисленным наукам. Эта книга  представляла собой нечто большее, чем просто труд по истории, поскольку она объединила историю, науку, астрономию и исследования культур с целью интерпретации событий прошлого. В период своей деятельности в Джурджане  Аль-Бируни стал одним из самых выдающихся умов своего времени.

Период жизни в Газни

Аль-Бируни смог воплотить в жизнь некоторые из своих величайших произведений только после переезда в Газни, где он находился под патронажем султана Махмуда. В то время Газни был крупным городом, расположенным на территории современного Афганистана.

Биография Аль-Бируни

Империя Махмуда простиралась далеко за пределами современного Афганистана, однако, находилась в пределах современных Ирака, Пакистана и Индии. В этой могущественной империи аль-Бируни обладал необходимыми ресурсами и возможностями для проявления своего потенциала.

Значительную пользу аль-Бируни принесло то, что султан Махмуд регулярно организовывал военные экспедиции в Индию с целью защиты своих владений на этой территории. Махмуд постоянно брал с собой аль-Бируни на все свои военные кампании, что давало возможность последнему регулярно погружаться в языковую, культурную и религиозную среду Индии.

Обладая способностью легко перенимать новые идеи, аль-Бируни за короткое время сумел изучить санскрит, являвшийся языком индуистского богослужения. Это открыло ему дверь в индийское литературное наследие, которое он изучал и сравнивал с трудами из других уголков мира. Он осуществлял переводы книг с санскрита на арабский и персидский языки, а также переводил труды с арабского на санскрит. Он твердо верил в то, что цивилизации должны стремиться к изучению, а не уничтожению друг друга.

Благодаря способности читать древние индуистские тексты, аль-Бируни сумел составить энциклопедию древней индийской истории, известный как «Китаб Тарих аль-«Хинд» — «Книга индийской истории». На самом деле, многое из того, что известно сегодня о древней Индии, взято непосредственно из данного труда аль-Бируни. «Тарих аль- Хинд» не просто повествует читателю о древней Индии, но и является доказательством того, что аль-Бируни смог объединить столько разных наук для того, чтобы иметь полное представление о предпосылках исторических событий. Книга является ключом к индийской философии, географии и культуре – именно в эти области погрузился аль- Бируни с целью более глубокого понимания индийской истории. Таким образом, «Тарих аль-Хинд» по праву можно считать одной из первых в мире книг по антропологии, посвященной изучению человеческих обществ и особенностям их развития.

Научные открытия

Будучи знатоком индийской истории, аль-Бируни также сумел найти время для научных достижений. Во время своих путешествий он имел возможность своими глазами видеть различные географические явления и создавать теории относительно того, как они взаимосвязаны. Анализируя различные типы частиц грунта в реке Ганг, от ее истока до Бенгальского залива, аль-Бируни сформулировал теории об эрозии и об образовании форм рельефа, особо отметив роль воды в этом процессе.

В еще одном исследовании он выявил окаменелости древних морских животных в горах Гималаи, которые разделяют Индию от остальной части мира. Кажется маловероятным, что морские улитки и прочие моллюски стали бы преодолевать тысячи миль вглубь и вверх по склонам этих гор, поэтому аль-Бируни пришел к выводу, что Гималайские горы, должно быть, когда-то находились под океаном и оказались на существующем месте спустя миллионы лет. Это стало прямым научным доказательством современного понимания тектоники плит — движения и смещения континентов во времени.

Аль-Бируни также стал первым исследователем в области геологии, собрав и проанализировав сотни металлов и драгоценных камней. Он дал описание их свойств, состава и указал те места, где они могут быть найдены. Его труды, посвященные драгоценным камням, служили основным источником для понимания этих минералов на протяжении столетий.

Замечательная карьера Аль-Бируни продолжилась в начале 11 в. В этот период  он проводил исследования по следующим проблемам:

— Как земля вращается вокруг своей оси

— Как колодцы и источники доставляют воду на поверхность

— Сочетание статики и динамики в изучении механики

— Запись широты и долготы тысяч городов, что позволило ему определить направление к Мекке для каждого города

— Оптический характер теней, особенно их использование для расчета времени намаза

— Разделение научной астрономии от астрологии, основанной на суевериях

За 75 лет прожитой жизни, аль-Бируни удалось в корне изменить понимание многочисленных областей науки. К моменту своей смерти в 1048 году, он являлся автором более 100 книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и глубокие знания по разным областям науки, а также его способность объединить их в одно целое для лучшего понимания каждой из них, ставит его в один ряд с величайшими мусульманскими учеными всех времен. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских ученых прошлого расширять границы знаний и устанавливать новые границы в науках. Также она служит ярким примером того, как лучшие ученые могут быть выше политических проблем, войн и всеобщей нестабильности, продолжая воплощать в жизнь революционные исследования и делать замечательные открытия.

Библиография:

Аджрам К. Чудо исламской науки. Седар Рапидс: Нолидж Хаус Паблишерз, 1992.

Далляль  Ахмад . Ислам , наука и вызовы истории. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2010.

Хан Мухаммад. 100 известнейших мусульман. Лестершир, Великобритания: Кьюб Паблишинг Лимитед, 2008.

Морган М. (2007) Забытая история. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество.

Перевод Азата Хурматуллина специально дляИсламского портала

Возврат к списку

Аль-Беруни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Впервые на Среднем Востоке Беруни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли.

Биография

Беруни по праву можно называть триумфатором науки средневекового Востока. Американский историк Дж. Сартон так сказал об этом выдающемся ученом-энциклопедисте: "История астрономии и математики, астрологии и географии, антропологии и этнографии и философии, археологии и философии, ботаники и минералогии осиротела бы без его великого имени".

Его полное имя Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Беруни. Родился он 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма — городе Кят. О ранних годах жизни Бируни известно очень мало, кроме того, что был он круглым сиротой. За большой нос его прозвали "Бурунлы" ("носатый"). Но за некрасивой внешностью скрывался проницательный ум, который и был замечен визирем и двоюродным братом Хорезмшаха Ираком. На склоне лет Бируни напишет: "…Семья Ираков вскормила меня своим молоком и вывела меня в люди…"  

Он получил блестящее математическое и философское образование. Первым учителем Беруни был Абу Наср Мансур ибн Ирак ал-Джади, автор фундаментальных трудов по астрономии, математике и тригонометрии.
Беруни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а постигнуть эти законы можно только с помощью науки. Его основные работы посвящены математике и астрономии, которые имели огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма — для поливного земледелия и торговых путешествий.

Важнейшими задачами астрономии в то время были совершенствование  календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более  точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные — наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др. А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой.

Результаты и достижения Беруни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков. Беруни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме. Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел — планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Беруни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея, утверждая, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца.

Он объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие  свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль  о "дымоподобной" природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Бируни разработал астрономические методы геодезических измерений. За 600 лет до В.Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7.5 м для точных наблюдений за Солнцем и планетами, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклонения эклиптики к экватору в течение многих веков оставались непревзойдёнными по точности.

В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Беруни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.

Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, среди которых Ибн Сина (Авиценна), ал-Хорезми – основатель алгебры. Сохранилась его переписка с Ибн Синой, в которой они делились размышлениями о книгах Аристотеля.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. «Газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни. Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» («Индия», закончен в 1030 г.). После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, щедро одаривший ал-Бируни своими милостями. Беруни говорил о Масуде: "Он дал мне возможность целиком посвятить остаток жизни служению науки, позволив жить под сенью его могущества…".

В эти годы ал-Беруни написал свой главный труд – «Канон Масуда по астрономии и звездам», в котором дается описание общей картины мира.

Научное наследие ал-Бируни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии. Будучи ученым-естествоиспытателем, он сделал свой вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Основываясь на изучении летисчисления разных народов, предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих. Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественно-научной терминологии с одного языка на другой.

Аль Бируни

В завершенном в 1030 г. труде «Индия» ал-Беруни дал детальное описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Ал-Беруни пользовался в своей работе сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев, как они есть, и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», – писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др.

Созданная ал-Беруни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.

Одновременно с работой над «Индией» ал-Беруни сделал перевод «Санкхьи» и «Йогасутры Патанджали» на арабский язык и переложение «Начал» Евклида и «Алмагеста» Птолемея на санскрит.

Как исследователь, ал-Беруни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: сомнения, возникающие в ходе исследования, «устранять… могли бы опыт и повторное испытание». Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному. Как построенную на умозрении подвергал сомнению космическую систему Аристотеля.

В старости он потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным "механизмом" продолжения жизни бодрый дух. Тело его было предано земле в 1048 году в Газне. Ныне его имя занесено на карту Луны.

Основная статья: История эволюционного учения в Центральной Азии

Абу Райхан аль-Бируни (973—1048 гг.) родился и учился в Хорезме. Он знал арабский, греческий, сирийский, древнеиндийский (санскрит) языки, написал более 150 трудов по различным отраслям науки.

Абу Райхан аль-Бируни (рис. 17) внёс большой вклад в развитие естествознания в средние века. Он указывал, что природа возникла из пяти элементов: пространства, воздуха, огня, воды и почвы.

Бируни критически относился к учению древнегреческого учёного Птолемея о том, что Земля является центром Вселенной и неподвижной планетой. Он считал, что Земля имеет круглую форму и нет ничего удивительного в том, что она вращается вокруг Солнца. Следовательно, Бируни ещё за 500 лет до польского астронома Коперника имел правильное представление об основах строения Солнечной системы. По его мнению, земная поверхность постоянно подвергается изменениям: в безводных местах постепенно возникают реки, моря, которые, в свою очередь, также меняют своё расположение. По утверждению Бируни, условия для развития животных и растений ограничены, поэтому между живыми существами идёт борьба за существование, которая составляет сущность их жизни.

Бируни считал, что если бы природа не ограничивала размножение какого-нибудь вида, он занял бы все пространство на земле. Однако такому размножению препятствуют другие организмы, и борьба между ними приводит к возникновению более приспособленных организмов. На основе положений, высказанных Бируни, о борьбе за существование, естественном отборе, мы убеждаемся в том, что наш соотечественник констатировал наличие движущих факторов эволюции на 800 лет раньше, чем английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

По мнению Бируни, все в природе живёт и развивается в соот­ветствии с законами природы. Хотя он не признавал исторического развития живой природы, но допускал, что пчелы произошли от растений, черви от мяса, скорпионы от инжира. Согласно предположению учёного, изменение земной поверхности влечёт за собой изменение растений и животных. Бируни признавал, что различия в цвете кожи, внешнем виде, характере, поведении людей зависят не только от их наследственности, но также и от почвы, воды, воздуха и условий среды.

БИРУНИ (БЕРУНИ, АЛЬ-БИРУНИ) АБУ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ (973 г. – 1048 г.)

Он отмечал, что человек в своём развитии далеко ушёл от животных. Он подчёркивал, что деление людей на высшие и низшие расы является след­ствием невежества.

Картинки (фото, рисунки)


  • Рис. 17. Абу Райхан Бируни

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Бируни заслуги

  • Аль-беруний

  • Аль-бируни его вклад в философию

  • Какой вклад бируни внес в историю

  • Райхан бируни