Кто такой бедуин

16.05.2018 0 Автор admin

Кто такие бедуины?

Произошло это в одночасье, сразу по прибытии нашей журналистской группы в крупнейший туристический центр Египта Хургаду. «Поедете на пустынное сафари?» — спросила экскурсовод Таня. Еще бы! О чем разговор? И уже урчат моторами взнузданные по-походному джипы — целый караван, и рассаживается в них веселая, разноязыкая толпа: русские, французы, итальянцы. «Держитесь, — предупреждает Таня наш экипаж, — вам достался лихой водитель». И понеслись.

100 километров в час по песку вовсе не то же самое, что по хорошему шоссе. Да лихой водила знай себе расчетливо кидает машину то влево, то вправо. Единственная среди бескрайнего простора горка, конечно же, наша. Замерев от ужаса, все покорно ждут, пока мощная машина вскарабкается наверх, чтобы с криком отчаяния устремиться вместе с ней в бездну.

«Следующим номером нашей программы — мираж», — объявляет Таня. Мираж по заказу? Бедная пустыня! Неужели ее приручили до такой степени? Разминая конечности, все вышли из джипов и стали озираться. И — ничего. «Вы, наверно, хотите увидеть сказочный город, — засмеялась Таня, — или огромную бутылку с «пепси». А что главное в пустыне? Правильно, вода.

Так вот, если долго смотреть вдаль, на горы, а потом опустить глаза туда, где скалы смыкаются с песком, можно заметить небольшое озеро».

Мы дружно вытаращились в указанном направлении и — как планировалось — увидели наконец то самое озеро. Когда летом, в жару, едешь дорогой, часто наблюдаешь такой же эффект «мокрого асфальта». Ты приближаешься — лужа удаляется или исчезает совсем. В общем, могу констатировать: на довольного жизнью путника, за которым по пустыне тащится груженный прохладительными напитками джип, мираж не способен произвести должного впечатления.

Еще 10 минут езды — и мы в гостях у бедуинов.

Бедуины — это кочевые африканские племена. Как цыгане, с той лишь разницей, что сытому раздолью европейских столиц бедуины предпочитают гордое одиночество в пустыне. Самый нелепый вопрос: зачем они кочуют? И самый достойный ответ: потому что им так нравится. Они никуда не спешат, не ведают мирской суеты и живут вечно (или по крайней мере 90 лет). Бедуины гораздо более рьяные мусульмане, чем остальные, оседлые, арабы. В пустыне они чувствуют себя ближе к Аллаху и очень ценят эту свою богоизбранность. А воду находят, ориентируясь на поведение птиц и верблюдов.

Прекрасно разбираются в целебных свойствах каждого случайного корешка или «верблюжьей колючки», умеют ловить газелей и буквально «из ничего» печь лепешки. Но цивилизация уже добралась и до вольных странников. Всех их переписали, задокументировали, заставляют служить в армии. Появились целые деревни — страшно сказать — оседлых бедуинов. Вот в такую-то деревню, числом в 40-45 жителей, нас и привезли. Прямо в гости к «шейху района», сотрудничающему с властями и живущему в основном доходами с туризма.

Шейх сказочно богат: у него целых пять верблюдов и автомобиль «Нива». И хотя шейх оказался каким-то чересчур современным (у него даже жена только одна, и не потому, что мало денег, а потому что однолюб), экскурсия по деревне вышла очень познавательной.

Каменный дом — только у шейха — сараюшка, по нашим представлениям. Остальные жилища из картона и прочих отходов турбизнеса. Вот так — из муки и воды — пекут лепешки, можно попробовать, так — нанизывают бусины для украшений, можно купить. Там — голубятня (голуби — любимое лакомство бедуинов), здесь – загончик с двумя газелями. Дальше «ботанический сад» — если уж есть водный источник, нужно сажать кактусы и пальмы.

И в завершение экскурсии — катание на верблюдах. Я долго выбирала себе «корабль пустыни», чтобы был поменьше ростом — страшно ведь сразу оказаться на двухметровой высоте, а вдруг «понесет»? И выбрала. Но в придачу к нему прилагался погонщик лет четырех от роду. Погонщика-то я не заметила, а потом было уже поздно. Кривляясь и подпрыгивая, как любой нормальный ребенок, маленький бедуинчик поминутно дергал поводья «моего» верблюда, а мне оставалось только надеяться на то, что умное животное само знает, как себя вести.

Закат в пустыне, когда красное солнце, послушно вписываясь в твою программу, усаживается именно на ту скалу, где его удобнее всего сфотографировать, достоин отдельной книги. Ни длинных сумерек, ни рассеянных лучей, ни полутонов — только что был день, и сразу ночь. Причем «белая ночь», почти как на Севере. Просто лунный свет отражается не от снега, а от песка. А звезд на небе — целый астрономический атлас.

Потянуло вкусным дымком из бедуинской деревни — на костре дошли до кондиции городские куры, которых всю дорогу тащил за нами джип-трудяга. Нарезаны салаты, очищены фрукты, готовы горячие лепешки. Разложены подушки на деревянных настилах — никаких столов, конечно, не полагается. Зато есть салфетки и одноразовые тарелки, так что санитарно-гигиенических проблем тоже не возникает.

Как живут современные бедуины

Здесь же, возле «раздачи», вертится наглый, откормленный приезжими бедуинский кот — рыжий и усатый. Протянул лапу к ближайшей тарелке и — хвать с нее куриную ногу! Даже убегать поленился, прекрасно знает, что, пока он под защитой туристов, наказания не последует.

Уставшие и слегка осоловевшие после застолья все медленно бредут к джипам. Довольные тем, что их наконец-то оставляют в покое, бедуины достают свои музыкальные инструменты — какие-то дуделки и стучалки типа бубнов — и вдохновенно исполняют заунывную прощальную песню. «Спасибо вам, — комментирует Таня, что вы скрасили наше одиночество». Уезжать не хочется. Не зря же гиды постоянно рассказывают об одной европейской туристке, которая так вдохновилась простой и здоровой жизнью бедуинов, что попросилась к ним. На время. Две недели ее, воздевающую руки к небу, еще встречали в деревне следующие группы. А потом она пропала. «Ее приняла пустыня», — сказал шейх, положив тем самым начало красивой легенде.

Нас тоже приняла пустыня. И пусть все выглядело несколько театрально, но песок и скалы, честное слово, были настоящими. Так добрый, могущественный великан может приласкать, а может, играючи, продемонстрировать свою силу. И тогда ласковое солнце прожжет все живое насквозь, а колючий ветер иссушит останки несчастного странника. Мы не нарушали законов пустыни, и она отпустила нас с миром.

Автор: Елена Салина.

P. S. В последнее время современные бедуины все больше живут за счет туризма. Правда и им теперь приходится думать о таких туристически-бюрократических вещах, как например, гостиница отчетные документы и прочая, прочая.

Posted in Африканский быт by Admin with no comments yet.

‹ Older PostNewer Post ›

←другие путешествия из этой подборкиКак кочуют бедуины

Слово "бедуин" в переводе означает "житель пустыни". А жить в пустыне – значит постоянно кочевать по ее бескрайним просторам, такова специфика этого сурового края. Свои бесконечные походы по пескам народ бедуинов начал примерно пять тысяч лет назад, и с тех пор их образ жизни претерпел лишь минимальные изменения. Перманентное состояние похода является для каждого бедуина скорее жизненным кредо и философской позицией, чем суровой необходимостью. Переходы по кажущимся европейцам безрадостными просторам народ пустыни воспринимает как благословление свыше, и каждый бедуин твердо уверен, что на условной социальной лестнице он стоит на ступеньку-другую выше оседлых арабов. Широко известен железобетонный принцип пустынных жителей, в соответствии с которым даже самый бедный бедуин не выдаст свою дочь за горожанина из многоэтажного дома, каким бы тот ни был обеспеченным. Ибо жизнь в городах и поселках противна самой природе кочевников. Стремление к походному образу жизни на лоне милой сердцу пустыни гораздо сильнее для любого бедуина, чем соблазны так называемого цивилизованного образа жизни.

Мнение о постоянных тяготах и лишениях в жизни пустынных обитателей – всего лишь распространенное заблуждение. В реальности основная масса кочевников является, пусть и не богачами, но людьми вполне обеспеченными. Они по понятным причинам ничего не производят и не выращивают, но перегоняют по родным просторам немалые стада верблюдов, коз и овец. Поэтому в большинстве случаев бедуины не бедствуют. В их повседневный рацион входят довольно разнообразные продукты, включая рыбу, фрукты и всевозможные зерновые. Все это кочевники покупают или выменивают при посещении населенных пунктов. В плане жилья, вопреки еще одному заблуждению, бедуины выгодно отличаются от пушкинских цыган, которые «в шатрах изодранных ночуют». К примеру, сотканный из козьей шерсти зимний шатер бедуина оценивается в немалую сумму в две тысячи американских долларов.

А вот рассказы о глубокой привязанности восточных кочевников к их извечным спутникам верблюдам имеют все основания считаться даже приуменьшенными. На верблюдах племена перемещаются при кочевье, верблюжье молоко крайне питательно и, по бедуинским поверьям, имеет сильнейшие целебные свойства, а отходы жизнедеятельности верблюдов используются для разведения костров. Мало того, что верблюд является основой благосостояния семьи, к нему еще и относятся с особым религиозным почитанием. По обычаям бедуинов, – а строгое следование обычаям, традициям и заветам предков является основой образа жизни для любого кочевника пустыни – тело отошедшего в мир иной животного следует похоронить на специальном верблюжьем кладбище!
Даже когда речь заходит о таком важном деле, как поиск воды в пустыне, бедуины полагаются опять же на чутье своих горбатых друзей. Если верблюд, испытывающий жажду, ложится на землю и наотрез отказывается двигаться дальше, значит, есть смысл копать именно в этом месте.

Для рытья колодцев, кстати, современные бедуины с удовольствием используют экскаваторы – традиции традициями, но за техническим прогрессом народ пустыни старается поспевать. Хотя в своих путешествиях по пустыне бедуинские племена полностью обходятся без электричества, как и тысячи лет назад.

Женщины бедуинов, слыхом не слыхивавшие об эмансипации, привычно занимаются жилищем и подрастающим поколением. Мужчины, кроме заботы о стадах, активно занимаются охотой. Это только в голливудских боевиках пустыни населены сплошь ядовитыми гадами и неупокоенными египетскими жрецами. Маршруты кочевья бедуинов пролегают по таким регионам пустыни, в которых умелый охотник без труда добудет и газель, и волка, и зайца. Разнообразные птицы также нередко попадают в руки бедуинов-охотников. А ловля таких малоприятных тварей, как скорпионы, нужна пустынникам для бальзамирования ядом чучел животных (в этом искусстве бедуины достигли немалых успехов).

Вечерний досуг племени может проходить в оттачивании искусства танца и рассказа – мастерство сказителей и поэтов у бедуинов в крови.

Бедуины. Пустыня Сахара

Старики учат молодежь читать Коран. Но особое внимание на вечернем привале уделяется кофе. Этот ароматный напиток занимает в жизни бедуинов особое место, а тонкости кофейной церемонии напоминают схожие тонкости японского чаепития. Кофе, по словам жителей пустыни, должен быть "крепким, как любовь, и горьким, как жизнь". Воистину же поэты!

Консерватизм бедуинов имеет-таки разумные рамки. Еще век-другой назад племена кочевников одним из основных направлений своей деятельности считали помощь путникам и сопровождение караванов в пустыне. Причем помощь встречному страннику по традиции оказывалась на безвозмездной основе, но только если тот действительно нуждался в воде, еде и крове, и только на три дня и три ночи. Ныне с караванами в пустыне ситуация напряженная, и бедуинские общины осваивают туристический бизнес. Аравийская пустыня близ туристических центров усеяна бутафорскими деревнями кочевников. Они ходят туда, как на работу, и усиленно имитируют свой "быт" перед объективами туристических фотоаппаратов. Шейх племени нередко по совместительству является его менеджером по туризму.

В последнее время официальные власти направляют немало усилий на приучение бедуинов к оседлому образу жизни. Гражданин с ПМЖ для правительства, к примеру, Египта гораздо ценнее, чем вольный кочевник, который даже в переписи населения не участвует по идейным соображениям. Поэтому молодежи бедуинских племен предлагается возможность получения образования, создаются условия для занятия бизнесом… Но даже шейх бедуинов, устав сиживать в роскошном городском особняке, отправляется время от времени в длительное путешествие по бесконечно любимой ему пустыне, сменив шуршание шин дорогой иномарки на мерную поступь флегматичного верблюда. Зов пустыни силен.

↑ Наверх

Бедуины в Египте

Бедуи́ны (араб.بَدَوِي‎ бадави, во множ. числе бадв (بَدْو) или бадавийун (بَدَوِيُّون) — «обитатель пустыни (степи)», «кочевник», от арабского ба́дия (بَادِية) — пустыня) — термином принято обозначать всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности.

Бедуины — общее название, данное европейцами всем племенам и народностям Аравии, которые в отличие от обитателей городов, занимающихся хлебопашеством и торговлей (хадези), ведут кочевую жизнь.

Со своей древней родины, из внутренних районов Аравийского полуострова, они издавна распространились по сирийской и египетской пустыне, затем (после падения древних культурных государств) — по Сирии, Месопотамии и Халдее. С завоеванием Африки мусульманскими арабами в VII веке они заняли Сахару, которая стала для них второй родиной. Таким образом, бедуинские племена арабского происхождения завоевали пространство, простирающееся от западной границы Персии до Атлантического океана. Однако на этом обширном пространстве они являются господами только в пределах пустыни, тогда как в удобных для земледелия странах, в Месопотамии, Халдее, на сирийской границе, в Варварийских владениях, нельских странах и у северной окраины Судана, рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно в Африке именем «бедуины» называют себя и такие кочующие племена, которые ничего общего не имеют с арабами, а принадлежат к хамитической отрасли, но которые с течением времени усвоили себе отчасти арабский язык и выдают себя за настоящих бедуинов или арабов, пришедших из Аравии (араб, множ. урбан). В физическом и нравственном облике бедуинов ясно сказывается их семитическое происхождение, но видоизмененное под влиянием другого склада жизни. В общем они хорошо сложены, очень худощавы, скорее жилисты, чем мускулисты, но вместе с тем отличаются силой, юркостью, выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам.

Политическое и социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, и род из 40 — 50 таких деревень подчинен кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все бедуины исповедуют теперь ислам за исключением некоторых племен в Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок. Общая характеристика бедуинов теперь едва ли возможна, так как при широком распространении этих кочевников многие черты их сгладились или, напротив, ярче обрисовались под влиянием различных помесей и местных условий. Вообще название «бедуины» не может служить уже обозначением одной определённой народности, а скорее целой группы племён с более или менее смешанным арабским элементом. Все такие племена называют бедуинами — в отличие от тюркских кочевников Средней и Северной Азии.

На 2013 год в Сирии проживало около 620000 бедуинов. Из-за гражданской войны в Сирии многие бедуины стали беженцами в Иордании, Турции, Ливане и других странах.

Крупнейший сирийский бедуинский клан называется . Кочевая жизнь была обычной практикой до конца 1950-х годов, но практически прекратилась из-за крупной засухи 1958—1961 года.

В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тысячам человек. Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть («северные») в течение последних ста — ста пятидесяти лет осела на севере Израиля (поселения Аль-Гейб, Зарзир) и традиционно занимается земледелием. Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основным их занятием издревне было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием является галабея, белая туника, и куфия — головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами. Женщины традиционно закрывают лицо буркой, платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий — незамужние.

Израиль проводит в отношении бедуинов политику, направленную на расселение бедуинов в постоянных местах проживания и прекращения ведения ими кочевого образа жизни.

Бедуины служат в израильской армии на добровольной основе. Примерно 50 % бедуинов служат сегодня в рядах ЦАХАЛ.

Все бедуины подразделяются на племена и хамулы (кланы). Традиционно руководителем племени бедуинов является шейх. Звание шейха передаётся от отца к сыну. Кроме того, в бедуинском обществе (как и вообще в среде мусульман-суннитов) существует институт «кади». Кади — это лицо духовного сана, на которого возложено осуществление актов гражданского состояния. Особенно важна его роль в регистрации брака.

У бедуинов издавна существует традиция кровной мести, тем более, что конфликты между племенами и хаммулами не являлись редкостью. Существует также традиционный для бедуинского общества механизм разрешения конфликтов между племенами и хаммулами. В этих случаях шейхи не участвующих в конфликте племён договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба и, после его выплаты, объявляется «сульха» (в переводе «прощение»), после чего конфликт считается исчерпанным. Среди бедуинов существует также обычай под названием «моар». Суть его состоит в следующем: перед свадьбой семья жениха выплачивает родителям невесты оговорённую заранее сумму денег, на которую невесте покупаются ювелирные украшения.

Традиционная бедуинская свадьба всегда проводится в палатке (даже если у семьи есть фешенебельная вилла) и считается тем более уважаемой, чем больше на ней присутствует гостей. Длится она 3 дня. Первый вечер предназначен для танцев и рисованию хной на ладони (традиция рисования хной на ладони, «Хенна» широко распространена в арабских странах Северной Африки и существует также у евреев — выходцев из мусульманских стран). Во второй вечер празднуют саму свадьбу — невеста должна быть в белом платье.

Как живут бедуины

В третий вечер — праздничный стол с родственниками и друзьями, основным блюдом которого является мясо. Основа бедуинской кухни — это блюда, приготовленные из баранины. Специфические бедуинские блюда — фалашиа (пресный хлеб, напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай). Для приготовления праздничного свадебного стола обычно режут несколько десятков овец.