Кто такой хафиз в исламе

24.05.2018 0 Автор admin

ХАФИЗ(Шамседдин Мохаммед) (ок. 1325 – 1389/90) –великий персидский поэт. В его поэзии создан образ нового, по сути ренессансного человека, вольнодумца с сильным личным началом, способного, несмотря на все перипетии судьбы, сохранять свое человеческое достоинство и стремление к счастью.

О биографии Хафиза достоверных сведений немного – он родился в Ширазе (совр. Иран) в начале 14 в. в бедной семье, посещал школу мактаб, где помимо религиозных дисциплин обучался стихосложению. Всю жизньШамседдин Мохаммед тянулся к знаниям и похоже, вначале зарабатывал на жизнь чтением наизусть сутр Корана – такой профессиональный чтец назывался «хафизом», а также преподавал богословие. После того, как при жизни он прославился как величайший мастер газели, прозвище Хафиз стало не только его литературным псевдонимом, но и именем нарицательным, означающим народного поэта. Хафиз никогда не покидал пределов родного Шираза, хотя ему предлагали переехать в Багдад и Индию. Он умер в Ширазе ориентировочно в 1389.

Диван (поэтический сборник) Хафизавключает 418 газелей, 5 крупных касыд-панегириков, 29 кыта, 41 рубаи и 3 месневи Дикая лань, Саки-наме и Моганни-наме. Несмотря на мастерское владение разными поэтическими формами восточного стихосложения, основная жанровая форма, прославившая имя Хафиза – газель. Возникшая в 10 в. персидская газель состоит из не более 12 двустиший (бейтов) с единой рифмой. В западной поэзии напрашивается аналогия газели с сонетом – там тоже отсутствует единая сюжетная линия, главное – это лирическая интонация, настроение, выражающее душевное состояние героя.

На первый взгляд, в лирике Хафиза преобладали традиционные для персидской поэзии темы вина и любви, мистического озарения, восхваления великих людей, жалобы на бренность и непознаваемость мира.

"Хафиз — это не просто хранитель Корана" — Ислам Дашкин

Однако лирический герой Хафиза – полнокровный, живой человек, одержимый кипением противоречивых страстей. Он то аскет, мистик и духовидец, то скептик, вольнодумец и мечтатель, возвещающий человечеству наступление светлого земного царства, то забулдыга и дебошир, нарушитель спокойствия, до грубости резко обличающий духовенство и власть имущих.

Хафиз широко использовал в газелях образы и термины традиционной суфийской поэзии, которые допускали возможность двоякого толкования – реалистического и символического. В отличие от поэтов-суфиев, он призывал уйти от несправедливой действительности не в мистические грезы, а в поиски форм неистового эгоцентрического наслаждения, вуалирующие бунтарские и тираноборческие мотивы и высказывания.

Поэзия Хафиза популярна не только на Востоке. Знакомство с его творчеством произвело сильное впечатление на Гете и вдохновило его на создание цикла Западно-восточный диван. Стихи Хафиза переводил А.Фет. А.С.Пушкин в своем стихотворении Из Гафиза отдал дань восхищения самому поэту и в его лице всей персидской поэзии. В Иране и Таджикистане его стихи стали народными песнями. Диван Хафиза и по сей день – самое переиздаваемое произведение классического наследия в Иране и персоязычных странах.

Гуманистическая направленность газелей Хафиза была вызовом догмам ислама и мистической отрешенности суфизма. Он призывал служить своим любимым и близким людям, а не царю земному и небесному. Такая позиция до сих пор близка современному ощущению жизни, что делает поэзию Хафиза популярной и в 21 в.

Литература:

Ирано-таджикская поэзия. Газели. Рубаи. М., 1974
Брагинский И. Совершенство. 12 миниатюр. М., 1976



Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы…»

Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?

Пройти тест

ХАФИЗ(Шамседдин Мохаммед) (ок. 1325 – 1389/90) –великий персидский поэт. В его поэзии создан образ нового, по сути ренессансного человека, вольнодумца с сильным личным началом, способного, несмотря на все перипетии судьбы, сохранять свое человеческое достоинство и стремление к счастью.

О биографии Хафиза достоверных сведений немного – он родился в Ширазе (совр. Иран) в начале 14 в. в бедной семье, посещал школу мактаб, где помимо религиозных дисциплин обучался стихосложению. Всю жизньШамседдин Мохаммед тянулся к знаниям и похоже, вначале зарабатывал на жизнь чтением наизусть сутр Корана – такой профессиональный чтец назывался «хафизом», а также преподавал богословие. После того, как при жизни он прославился как величайший мастер газели, прозвище Хафиз стало не только его литературным псевдонимом, но и именем нарицательным, означающим народного поэта. Хафиз никогда не покидал пределов родного Шираза, хотя ему предлагали переехать в Багдад и Индию. Он умер в Ширазе ориентировочно в 1389.

Диван (поэтический сборник) Хафизавключает 418 газелей, 5 крупных касыд-панегириков, 29 кыта, 41 рубаи и 3 месневи Дикая лань, Саки-наме и Моганни-наме. Несмотря на мастерское владение разными поэтическими формами восточного стихосложения, основная жанровая форма, прославившая имя Хафиза – газель. Возникшая в 10 в. персидская газель состоит из не более 12 двустиший (бейтов) с единой рифмой. В западной поэзии напрашивается аналогия газели с сонетом – там тоже отсутствует единая сюжетная линия, главное – это лирическая интонация, настроение, выражающее душевное состояние героя.

На первый взгляд, в лирике Хафиза преобладали традиционные для персидской поэзии темы вина и любви, мистического озарения, восхваления великих людей, жалобы на бренность и непознаваемость мира. Однако лирический герой Хафиза – полнокровный, живой человек, одержимый кипением противоречивых страстей. Он то аскет, мистик и духовидец, то скептик, вольнодумец и мечтатель, возвещающий человечеству наступление светлого земного царства, то забулдыга и дебошир, нарушитель спокойствия, до грубости резко обличающий духовенство и власть имущих.

Хафиз широко использовал в газелях образы и термины традиционной суфийской поэзии, которые допускали возможность двоякого толкования – реалистического и символического. В отличие от поэтов-суфиев, он призывал уйти от несправедливой действительности не в мистические грезы, а в поиски форм неистового эгоцентрического наслаждения, вуалирующие бунтарские и тираноборческие мотивы и высказывания.

Поэзия Хафиза популярна не только на Востоке. Знакомство с его творчеством произвело сильное впечатление на Гете и вдохновило его на создание цикла Западно-восточный диван. Стихи Хафиза переводил А.Фет. А.С.Пушкин в своем стихотворении Из Гафиза отдал дань восхищения самому поэту и в его лице всей персидской поэзии. В Иране и Таджикистане его стихи стали народными песнями. Диван Хафиза и по сей день – самое переиздаваемое произведение классического наследия в Иране и персоязычных странах.

Гуманистическая направленность газелей Хафиза была вызовом догмам ислама и мистической отрешенности суфизма. Он призывал служить своим любимым и близким людям, а не царю земному и небесному. Такая позиция до сих пор близка современному ощущению жизни, что делает поэзию Хафиза популярной и в 21 в.

Литература:

Ирано-таджикская поэзия. Газели. Рубаи. М., 1974
Брагинский И. Совершенство.

"Хафиз — это не просто хранитель Корана" — Ислам Дашкин

12 миниатюр. М., 1976



Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»

Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?

Пройти тест

САМЫЕ КОВАРНЫЕ ВРАГИ КОРАНИЧЕСКОГО ИСЛАМА

Как ни печально констатировать, но традиционалисты, выдвигающие тезисы о необходимости установления шариатского правления по суннитскому мазхабу, стремящиеся продолжить свою гегемонию и угнетение прав женщин, являются самыми коварными врагами Ислама. Эта категория людей проявляет по отношению ко всякому, кто пытается рассказать о Кораническом Исламе, такую высокую агрессии и ненависти, которую не смогут явить даже самые ярые атеисты. Причина этой агрессии очевидна: Коранический Ислам ясно показывает суть веры, которая очень сильно отличается от той мрачной угнетающей системы, что они создали в современном мире, используя веру как механизм управления людьми. Коранический Ислам проливает свет на то, что их, традиционалистские формы правления, отношение к женщинам, угнетающая атмосфера религиозного бытия является их собственным измышлением, злоупотреблением, невежеством, корыстным умыслом и бездумной приверженностью языческим арабским традициям. И только попробуйте вырвать из рук этих людей придуманный ими механизм угнетения верующих, как они тотчас начинают проклинать тебя, обвинять в сопричастности к иудео-масонскому мировому заговору, извращениях, сумасшествии, сотрудничестве с вражескими спецслужбами, нападать на тебя словесно и физически, кричать что есть силы, что солнце–де глиной не замазать.

Ислам — хафиз

Словом этот круг людей все свои неудачи, неспособности и скудоумие списывают на коварные происки внешних сил, масонов, евреев, и тайных агентов, внедренных в их ряды для сокрушения их «чистой и совершенной» модели веры.

В современной Турцию, к примеру, ханафитский мазхаб является самым важным игроком в псевдорелигиозном действе традиционалистов. Распад Османской империи и провозглашение светского государства, отделения религии от государства, по сути, стало мощным сокрушительным ударом, но не для Коранического Ислама, а для суннитско-ханафитского шариата и суннитского халифата. Перевод Корана на турецкий язык, сделанный уже в годы светского государственного устройства, закрытие множества текке и обителей, центров по выращиванию склонных к паранойе шейхов, дервишей и старцев позволило заложить необходимый, надежный фундамент для понимания всеми сути подлинной религий, ниспосланной в Коране. Однако позднее ошибочные и не демократические шаги светского правления вновь привели к забвению веры, к закрытию курсов изучения Корана, к гонениям за веру, что спровоцировало буйный рост «подпольного» религиозного образования, размножение невежественных арабских традиций, люди вновь стали стремиться лишь к формальным символам веры, а изучение Корана и Коранического Ислама стало мало кого интересовать. Но сегодня мы с радостью можем констатировать, что в последние несколько мощные ветры перемен стали вновь раздувать паруса Коранической веры. Частные средства масс-медиа дали возможность вести свободные споры и обсуждения, масс-медия смоги затронуть очень многие до того запретные темы и пролить свет на самые потаенные, табуированные проблемы исламского традиционализма. ИншаАллах, по мере того, как все слои общества получат доступ к знанию Коранического Ислама, мы избавимся от мрачных арабских языческих обычаев, традиций и ересей. Однако на сегодняшний день самым большим препятствием видится полный контроль ханафитов системы религиозного образования на богословских факультетах, в медресе и курсах имам-хатибов. На курсах имам-хатибов преподают учителя-ханафиты, они, естественно, растят новое поколение ханафитов, которое укоренилось в руководстве и всем кадровом составе Духовного Управления мусульман. Имамы, которых Духовное Управление отправляет для службы в мечетях в разных уголках мира, рассказывают своим прихожанам не о Кораническом Исламе, а о ханафитской доктрине, тем самым еще более укрепляя позиции ханафитского мазхаба. Однако уже сейчас есть определенные круги и отдельные люди, которые не хотят форматировать свой веру тем или иным мазхабом, а стремятся донести до людей знание о вероуставе Аллаха из Его откровения – Корана. Естественно, что традиционалисты их тихо ненавидят, обвиняют во всевозможных грехах, дабы отпугнуть от них людей ищущих и стремящихся к познанию веры, их называются сумасшедшими, пытаются игнорировать. Однако все эти действа и методы традиционалистов так хорошо известны нам из истории Ислама. Но число тех, кто стремится примкнуть к этим кругам и личностям растет с каждым днем. Ведь человек, единожды услышавший логику и истину веры, едва ли уже вернется в ханафитский мазхаб и никогда уже не попадется на их пропаганду.

МНИМОЕ БЛАГОДУШИЕ МАЗХАБОВ

Внешне суннитские, шиитские, ханафитские мазхабы демонстрируют нам лишь свою благодушные, кроткие лики, но не сомневайтесь, чуть только они почувствуют малейшую угрозу своей власти, они явят вам свой истинный лик, и он окажется далеко не самым благодушным и кротким. Вы никогда не думали о том, что будет, если ханафитский мазхаб придет к власти, как они будут управлять страной? Ну, тогда посмотрите на положение Афганистана. Состояние этой страны — ответом на наш вопрос. Или же вспомните омерзительные кадры, снятые в турецком отделении партии Хисбуллах, превративших подвалы своих домой в кладбища братьев по мазхабу, ибо так повелел им их шейх. Не забывайте также, что ханафиты дай им немного воли непременно введут разделение на мужскую и женскую половины всех общественных зданий, закроют всех женщин паранджой, лишат женщину всех прав, запретят музыку и живопись, ибо у ханафитов сотни хадисов, предусматривающих подобное развитие идеологии мазхаба. Афганские талибы не придумали что-то новое, они не создавали какого-то нового мазхаба, нет, они всего лишь следуют суннитскому мазхабу. Тому самому суннитскому мазхабу, которому сегодня в Турции учат по всех медресе, курсах Корана, лицеях имам-хатибов, богословских факультетах университетов. Афганские талибы говорят “Мы –сунниты, Мы — Ахли Сунна”, но и наши имамы говорят также… В ханафитском мазхабе допустимо бить человека, не совершающего намаз, до тех пор, пока он станет совершать намаз, что еще очень даже «милосердно», ибо в других трех суннитских мазхабах за отказ начать совершать намаз человек карается смертью. По ханафитскому мазхабу безбожники, более того, даже те, кто является убежденными последователями Коранического, не ханафитского Ислама, могут караться смертью. Пост является обязательным, отказ от поста не допустим. Все эти фетвы имели и имеют сейчас широкое распространение в ханафитском мазхабе. В этом мазхабе женщина не только не сможет ходить с непокрытой головой, она едва ли сможет ходить с открытым лицом. Теперь вы понимаете, почему нас так тревожит, что Духовные управления, которые существуют на наши налоги, могут оказаться во власти сунниского ханафитского мазхаба? Мы не говорим, что в духовных управлениях все люди придерживаются подобных взглядов. Мы совершенно уверены, что там, в среде религиозных служителей много драгоценных людей, прекрасно понимающих все, о чем мы говорим здесь и ясно осознающих назревающие опасности. Но и они, к сожалению, признают, что Духовное управление находится во власти идеологии мазхабов. Мазхабы, созданные в первые века Ислама Омейадами и Аббасидами с целью исламизации столь дорогих их сердцу языческих арабских традиций и обычаев, сегодня являются самыми серьезными препятствиями на пути понимания Коранического Ислама в мире. Печально, что массы людей, не знающие Ислама и не стремящиеся его узнать, оказываются под влиянием идеологической пропаганды мазхабов и без тени сомнения полагают, что мазхаб – это и есть Ислам. ИншаАллах общими усилиями мы сможем разделить Коран и мазхабы, сможем показать миру подлинное сияние Корана и совершенный смысл Ислама. Иначе все мы окажемся в мрачном болоте идеологии Хизбуллах…

Нет НИЧЕГО ОБЩЕГО между мазхабами и Кораном! Книга "Придуманная религия". Глава 31

Бог – Единственный источник веры. Единственным источником знаний о вере, пришедшим нам от Бога как Его прямое откровение, является Коран. Тогда как в религиозной структуре, отстаиваемой мазхабами, Бог не является абсолютным и единственным источником вероучения. Их модель Ислама выглядит иначе, мы позволим себе схематично ее обозначить. Итак, мазхабы утверждают, что Ислам является совокупностью всех звеньев сплетенной им цепи: Бог + Пророк + Видевшие Пророка (сахабы) + Решения имамов мазхабов + Фетвы и мнения последующих имамов мазхабов (Как мы уже говорили ранее, говоря о Пророке, мазхабы имеют ввиду те хадисы, которые были выдуманы и приписаны устам Пророка). Да простит нас Всевышний, Пророк сам никогда не допустил бы добавлений к вероуставу Бога и не может быть автором этих хадисов. Для Коранического мусульманина, знающего эту модель, нет и не может существовать такой ситуации, при которой он станет искать нечто среднее, некий срединный путь между Кораническим Исламом и тем, к чему призывают мазхабы. Поскольку все попытки найти такой срединный путь будут означать попустительство ереси. Любой компромисс мусульманина, неукоснительно соблюдающего Коран, с последователями мазхабов, будет означать, что он открывает дверь не только Богу, но и тем, кто волю Богу нарушает и изменяет. Если Коран недостаточен для мусульманина и не содержит все, что касается вероустава Ислама, если хотя бы одно положение Корана не понято и допускает множество толкований, то это значит, что толкований может возникнуть сотни и тысячи, и все они в последующем скроют собой истинный смысл Корана. Потому как если вы хоть раз допустили мысль, что в Ислам можно включить хотя бы одно положение, не имеющее своего отражения в Коране, пусть это будет самый что ни на есть достоверный хадис, самая древняя традиция или самая известная практика, это все равно нарушит принцип абсолютной исключительности Корана. А если этот принцип нарушится, то мы в итоге придем к афганской или иранской модели правления в политике и господству тысяч собраний хадисов в идеологии. Ведь посудите сами, если позволяется одно добавление, то почему не дозволить и сотню, а если можно разрешить сотню, то что разве можно остановить тысячи, что мы по сути сегодня и имеем…

НАМ НЕ НУЖНЫ НОВЫЕ МАЗХАБЫ

Активная деятельность мазхабов по созданию нового идеологического наполнения Ислама, минуя Коран, началась в эпоху Омейадов и Аббасидов (то есть через несколько сот лет после смерти Пророка). Бессмысленно было бы сегодня кому-либо пытаться создать некий новый мазхаб под крышей суннитов или шиитов, пусть даже с самыми благими целями. Что вы будет делать с имеющимися хадисами, когда создадите новый мазхаб? Выкинете их? Придумаете новые и принесете старые хадисы в жертву новым? Создание нового мазхаба будет лишь повторением ошибок прежних. Выходом в сложившейся в Исламе ситуации видится лишь осознание сути Коранического Ислама и неукоснительное ему следование. Для очищения Ислама от ересей мазхабов нам не нужен новый мазхаб, нам достаточно взять в руки Коран, начать его читать и понимать.

Во всех идеологических спорах всегда найдется кто-то, кто якобы найдет «золотую» середину среди всех выдвинутых идей, утверждая, что они де, самые умные, ведь смогли соединить несоединимое, найти общее там, где его и быть не может. Мы уверены, что и в нашей проблеме возникнут подобные типы людей, охваченные популистским желанием угодить всем сторонам. Мазхабы существовали на наших землях многие века, они внедрили свои традиции, обычаи, формы поклонения, идеи в мировоззрение народа, смогли возвести их в степень исламской традиции. Мы видим проявления этого и в языке. Слово «мазхабовец», означающее «сепаратист, раскольник», то есть последователь категорически порицаемой Кораном идеологии раскола, по сути, должно было бы быть словом порицания, тогда как нет, в современном Исламе оно несет положительную смысловую нагрузку, означает последователя определенной идеологической концепции, тогда как определение «безмазхабный», которое, наоборот, казалось бы, должно было бы быть символом чистоты веры человека и его строгой приверженности Корану, в современном исламском мире является оскорбительным, осуждающим эпитетом. Мы уже и сами не замечаем, как много суннитско-ханафитских положения укоренилось в нашей религиозной лексике. Описание нескончаемых деталей совершения намаза, положение о необходимости соблюдения двухмесячного поста всякому, кто нарушил пост в месяц Рамадан, головной покров у женщин, ритуал побивания шайтана камнями во время хаджа и прочие языческие традиции стали считаться гораздо более важными атрибутами, проявлениями веры, нежели собственно Коранические повеления. Конформисты, манипулируя популистскими идеями, говорят: “Хорошо, действительно, глупо не пожимать руку женщине, такое положение надо бы отменить, но где это видано, что женщина будет ходить без платка? Ну что уж такого плохого в том, что во время хаджа человек символически бросит два камушка в шайтана, а обилие деталей в ритуале намаза только придает ему особую прелесть…” Они будут пытаться найти так называемую «золотую середину», примирить Коран и мазхабы. Но проблема в том, что между обществом и идеологией мазхабов в наш век глобализации, научного и информационного прогресса, стремительно развивающихся технологий возникла пропасть. И глубина этой пропасти является следствием лицемерия и лживости самих последователей мазхабов, следствием противоречия между тем, к чему они призывают и тем, как они живут.

Читайте также:


Очень рада, что количество подписчиков на новости сайта растёт с каждым днём. Я, конечно, понимаю, что  уровень подготовки у всех разный: кто-то уже может читать, кто-то знает алфавит, а кто-то не знает ничего. Я начну с самых азов, для тех, кто не знает об арабском языке ничего. Я не только научу вас читать и писать по-арабски, но ещё я научу вас работать самостоятельно. А те, кто уже что-то знает, может почитать статьи об арабском языке для своего уровня.

Итак, за дело!

Сейчас я объясню вам принципы чтения в арабском языке.

Возьмём слово СУНДУК.

Это слово тоже есть в арабском языке. Кстати,  попало оно туда из персидского языка и переводится как:  сундук, ящик, коробка.

Я сейчас вам открою страшную тайну: арабы пишут справа налево!

Как? Вы это уже знали? Поздравляю! Хотя, по своему преподавательскому опыту скажу, что не все это знают.

Давайте и мы с вами напишем это слово справа налево:

КУДНУС

Теперь следующее правило: арабы пишут только согласные буквы и долгие гласные (для сравнения: в русском языке все ударные гласные – долгие, а в арабском языке долгая гласная не обязательно ударная, но об этом позже). Согласно этому правилу наше слово будет выглядеть так:

КУДНС

Сложно? Совсем нет! А сможете ли вы прочитать следующее слово:

НИМСЖ

Да, не очень сложно. Но всё-таки несколько секунд подумали? Вот поэтому (для тренировки и для правильного чтения) в школьных учебниках, детских книжках, словарях и Коране пишутся все гласные (и краткие, и долгие). Вы, наверное, обратили внимание, что в арабских текстах над и под буквами есть всякие «черточки», «кружочки» и прочие «красивости»? Вот эти «красивости» — и есть «краткие» гласные и другие дополнительные помощники для чтения арабских текстов. Их немного. Но без них никуда. Спешу вас обрадовать: в арабском языке всего 3 гласные буквы – а, и, у.

  • одна чёрточка над буквой называется «фатха», и обозначает краткий звук «а»;
  • одна чёрточка под буквой называется «кясра», и обозначает краткий звук «и»;
  • капелька над буквой называется «дамма», и обозначает краткий звук «у»;
  • кружочек над буквой называется «сукун», и обозначает отсутствие гласной после согласной;
  • знак, похожий на букву «ш» называется «шадда», и обозначает удвоение согласного.

Синим цветом я выделила ударение в словах. Теперь закрепим это на примерах:

Смогли прочитать?

Как стать хафизом Корана

А теперьЗадание. Попробуйте сами написать следующие слова по изученным выше правилам: шафран, талисман, визирь, цифра, факир, халва, султан, тариф.

 
 

<<< <<< ВСЕ УРОКИ >>> >>>

Урок 4Урок 5Урок 6

 
 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Рады, если наш Сайт вдохновил вас на изучение Арабского языка! إلى اللقاء — до встречи!