Кто такой ходжа насреддин

18.08.2018 0 Автор admin

Милли Фирка

Кто он такой, Ходжа Насреддин?

Рустам Ахатов

 На территории мусульманской Средней Азии и Ближнего Востока, в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Закавказья и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй.
   Литературный персонаж Насреддина совмещает в себе образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл. Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения.

   Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.
Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.

   Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира.

   Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Пётр — у южных славян, Джоха — у арабов, Пулу-Пуги — у армян, Алдар Косе — у казахов, Омирбек — у каракалпаков, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфике — у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Кемине — у туркмен, Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев, Гершеле Острополер — у евреев-ашкеназов, Пэкалэ — у румын.

 Достоверно известно, что этот персонаж существовал в действительности, жил он в XIII веке.

© Copyright: Рустам Ахатов, 2012
Свидетельство о публикации №212102601285

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Рустам Ахатов

Рецензии

Написать рецензию

Раз пять, наверное, перечитывала роман Соловьёва. Великолепное произведение!)))
С Ходжой и его двоюродным братом Мушфики знакома с детства. Любимая притча такая:
Ходжа принёс жене с базара шесть фунтов мяса и попросил вечером приготовить плов. Жена же всё мясо раздала по родственникам, а Ходже Насреддину вечером сказала, что мясо съела кошка. Тот, не долго думая, поймал кошку и взвесил её. Оказалось, что кошка весит ровно 6 фунтов.
— Так, — сказал Ходжа, — мясо на месте. А где же тогда сама кошка?)))))))))))))

Ольга Кострыкина   14.06.2014 17:17   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо большое Вам, Ольга, за добрый отзыв! А у меня есть сборник притч Моллы Насреддина, изданный в Баку. Так это моя настольная книга!

Рустам Ахатов   15.06.2014 14:09   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Рустам Ахатов

Глава 8. Ходжа Насреддин

Виктор Еремин

«Есть в Аравии реки, которых только среднее течение открыто человеческому взору, а начало и конец прячутся в подземных глубинах. Жизнь Ходжи Насреддина можно уподобить такой реке: всё, что мы о нём знали, относилось к его среднему возрасту, от двадцати до пятидесяти лет; детские же годы, равно как и старость, пребывали в сокрытии.

Восемь гробниц в разных частях света носят его славное имя; где среди них единственная? Да может быть, её и нет среди этих восьми; может быть, ему достойной гробницей послужило море или горное туманное ущелье, а надгробным плачем над ним был дикий вой морского урагана или необъятный, медлительно-тяжкий гул снежной лавины…

Что касается истоков его бытия — то знают, что родился и вырос он в Бухаре, но как он жил в детстве, какие могучие кузнецы давали закал его сердцу, какие мастера оттачивали его разум, кто из мудрецов открыл ему природу его неукротимого духа, — всё это оставалось до сих пор неизвестным»*.
______________________
* Леонид Соловьёв. Повесть о Ходже Насреддине. Л., 1988.

Так написал в своей знаменитой книге «Повесть о Ходже Насреддине» писатель и сценарист Леонид Соловьёв*. Это, пожалуй, лучшее произведение на русском языке, рассказывающее о легендарной жизни прославленного мудреца.
____________________
* Леонид Васильевич Соловьёв (1905 — 1962) родился в Триполи (Ливан). В 1925—1929 гг. преподавал в Коканде, затем два года был специальным корреспондентом газеты «Правда Востока». В 1933 г. он окончил сценарный факультет ГИКа. С этого времени писал киносценарии и романы, преимущественно о Среднем Востоке и морских подвигах.

На Востоке утверждают, что Ходжа Насреддин — историческое лицо. По советской традиции, когда всё лучшее должно было быть (и зачастую действительно было) нашим, Соловьёв придерживался версии, что Ходжа — уроженец Бухары. После развала СССР, когда Узбекистан стал для нас чужой страной, но для россиян распахнули двери турецкие курорты, гораздо популярнее стала версия о его турецком происхождении.

Установить истину чрезвычайно трудно. Ведь в разных странах его даже зовут по-разному: узбеки и турки — Ходжой Насреддином; афганцы — Насреддином Афанди (Эфенди, Эпенди); азербайджанцы и чеченцы — Муллой (или Моллой) Насреддином; называют его и Анастратином, и Несартом, и Насыром, и Наср ад-дином. При этом надо учитывать, что имена Ходжа, Афанди или Мулла не означают духовного сана, поскольку в старину на Востоке принято было так называть всех наиболее уважаемых и образованных людей

Согласно турецкой версии, Ходжа Насреддин (1208 — 1284) родился в деревне Хорту* близ местечка Сиврихисар** в турецкой Анатолии.
_________________________
* Ныне деревня Насреддин-ходжа.
** Видимо, точное название его Сиври-исар (турецк.) — «крепость с заостренными стенами»; дело в том, что местечко со всех сторон окружено скалистыми горами с заострёнными вершинами.

Отца Насреддина звали Абдуллах Эфенди, он был имамом деревенской мечети, человеком для своего времени весьма образованным. Зато мать его, красавица Сыдыка Хатун, была безграмотной, к тому же очень вздорной и скандальной женщиной. Редко кто сомневается, что знаменитые анекдоты о склочной жене Насреддина — это истории из жизни его родителей.

Начальное образование Насреддин получил в медресе. Потом долгое время работал старшим учителем, почему его и стали называть Ходжой (учитель), а после смерти отца он занял место в деревенской мечети. Некоторые считают, что остроумец был кадием — народным судьёй и одновременно писал басни*.
_________________________
* Басни Ходжи Насреддина впервые были изданы в 1923 г. в Париже.

Умер настоящий Насреддин якобы в городе Акшехире, километрах в двухстах южнее родной деревни. Там сейчас и находится одна из его гробниц, та самая, на которой высечена знаменитая перевёрнутая дата его смерти — 386 г. по восточному календарю. Согласно преданию, это была последняя шутка хитреца, который велел начертать год его смерти наоборот — на самом деле на гробовой плите должна была стоять цифра 683.

Согласно другой версии, Ходжа Насреддин жил при дворе арабского халифа Гарун-ар-Рашида* и был выдающимся учёным. Он проповедовал некое ложное учение, и его стали преследовать учителя веры. Тогда Насреддин притворился безумцем, стал шутом и получил возможность свободно говорить всё, что думал.
_________________
* Гарун-аль-Рашид (Харун-ар-Рашид) (763 или 766 — 809) — арабский халиф, глава Аббасидского халифата с 786 г. Правление его связано с массовыми репрессиями знати. Среди казнённых оказался визирь Джафар, который по сказкам «Тысячи и одной ночи» является самым близким другом и спутником халифа во время ночных путешествий по Багдаду.

Как бы там ни было, сегодня Ходжа Насреддин является прославленным героем фольклора многих стран Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Остряк-философ и неунывающий бродяга, ходит он по свету со своим любимым ослом и учит людей жизни, защищает бедных, наказывает богачей и злодеев, что, впрочем, одно и то же.

Кстати, под ослом обычно принято рассматривать бессловесный народ — и тягловая сила, и транспорт, и терпеливый, безмолвный слуга. Для Насреддина он ещё верный друг, который никогда не предаст и поможет в трудную минуту. Правда, Насреддин не стесняется и пошутить над бессловесным животным с выгодой для себя. Напомню знаменитую притчу.

Однажды Ходжа Насреддин стал повсюду хвастаться, что может научить своего осла говорить. Узнал о том султан и призвал хвастуна к ответу. Насреддин предложил оплатить ему труды, а через двадцать лет он будет готов показать повелителю говорящего осла. Султан повелел выплатить названную сумму и стал ждать. Когда жена вздумала ругать Ходжу за глупость, где это видано — научить осла человечьей речи, мудрец ответил:

— Успокойся! За двадцать лет кто-то наверняка помрёт — либо ишак, либо султан.
Короткие истории-притчи о Ходже Насреддине относят к особой школе суфизма*. При этом остроумные притчи, близкие по жанру к анекдоту, представляют собой уникальное явление.
_________________
* Суфизм (от араб. суф — грубая шерстяная ткань, власяница) — мистическое течение в исламе; ему характерен аскетизм и учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога.

«Суфизм отрицает возможность постижения истины традиционными методами, применяемыми в повседневной жизни, то есть формальной логикой и шаблонным мышлением. Для утончения восприятия (с этого начинается собственно Путь) необходимо выйти за рамки стандарта, изменить точку отсчёта и саму систему координат — стать необычным. Такой метод “отстранения” весьма характерен для историй о Мулле Насреддине, и, в результате, самые заурядные, казалось бы, бытовые ситуации, увиденные в необычном ракурсе, приобретают новый, глубоко философский смысл. Насреддин, который является истинным суфием, часто использует особую дервишскую технику, заключающуюся в том, что он играет роль обывателя, непосвящённого человека (суфии называют это “путём упрёка”), чтобы человек смог отразиться в ситуации, как в зеркале, и получить нужный урок»*.
_____________
* Идрис Шах. Мудрость идиотов.

Насреддин Ходжа — биография

Подвиги несравненного муллы Насреддина. Суфийские притчи. М., 1993

Остроумие Насреддина прославило его в веках. Народным любимцем он, видимо, стал уже при жизни. Со временем слава его не убавилась, а столь усилилась, что ныне у некоторых народов Востока даже сложилась традиция — если кто-то произносит в обществе имя Ходжи Насреддина, он обязан рассказать семь историй из жизни остроумца, а в ответ на это каждый слушатель также должен рассказать свои семь историй о Ходже. По преданию, семь историй о Насреддине, изложенных в определённой последовательности, могут привести человека к озарению и мгновенному постижению истины.

Первые лятаиф — анекдоты о Насреддине — записаны в Турции в XVI в. Со временем они были собраны в книге. Первая книга анекдотов о Насреддине появилась в Турции в 1837 — 1838 гг. В 1859 г. востоковед Малауф перевёл их на французский язык и издал в Париже. С этого времени Ходжа стал популярным героем и у европейских народов.

В мире установлено несколько памятников Ходже Насреддину. Самые известные — у въезда в Сиврихисар и в Хорту, а также в Бухаре. Недавно памятник остроумцу появился в День смеха в Москве на Ярцевской улице. Скульптор Андрей Орлов*. Любопытно, что на всех памятниках Насреддину сопутствует ослик.
_________________________
* Андрей Юрьевич Орлов (р. 1946) — русский скульптор; в России и за рубежом установлено более 20 памятников автора, в том числе: в Москве — барону Мюнхгаузену, Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону; под Калугой — Маленькому принцу; в Подольске — Петру и Февронии и Золотой рыбке и др.

Классикой советского кинематографа стал фильм Якова Протозанова* «Насреддин в Бухаре», снятый во время Великой Отечественной войны в 1943 г. в Ташкенте. Автором сценария был Леонид Соловьёв, а роль Ходжи Насреддина исполнил выдающийся актёр Лев Свердлин**.
______________________
* Яков Александрович Протозанов (1881 — 1945) — один из ведущих режиссёров мирового немого кино. В СССР снял такие знаменитые фильмы, как «Аэлита» (1924), «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930) и другие.
** Лев Наумович Свердлин (1901 — 1969) — один из ведущих актёров советского кино; народный артист СССР.

© Copyright: Виктор Еремин, 2014
Свидетельство о публикации №214111801728

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Виктор Еремин

Рецензии

Написать рецензию

читала,что Насреддин был визирем при дворе хана Хубилая ,был известным математиком,астрономом и философом,почему и стал популярным источником легенд . Литературный персонаж мне решительно не нравится: возмутил спокойствие и быстро свалил,а народ расхлебывал дела этого провокатора.Впрочем Робин Гуды меня всегда раздражали: нагнут сборщика налогов,эффектно монеты раскидают в деревне и гудбай. А шериф карателей присылает и всех вешает. Пиарщики они,эти народные заступники.

Гелена Труфанова 2 20.10.2017 12:54   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Виктор Еремин

Изложение на татарском языке на тему “Кунак сыйлау тәртибе”/”Кунак сыйлау тэртибе”Татар халкы кунакны аяк өсте каршы алырга һәм сыйларга ярата. Гадәттә, зур мәҗлесләрдә кунаклар арасыннан мәҗлес башлыгы — тамада сайлыйлар.

Бәйрәмгә ашамлыкларны мул әзерлиләр һәм аларны табынга билгеле бер тәртиптә чыгаралар. Салкын кабымлыклардан соң, иттән әзерләнгән кайнар кабымлык бирергә мөмкин. Аннары, аш тәлинкәләренә салып, кайнар шулпа — токмачлы аш яки шулпалы пилмән бирәләр. Аш тәлинкәләрен җыеп алгач, өлеш тәлинкәләренә салып, гөбәдия яисә бөтен көе бәлеш, алар артыннан, зур тәлинкәләргә салып ашамлыклар: ит белән бәрәңге, тутырган тавык, кыздырган күркә һ. б. чыгаралар. Мәҗлеснең беренче өлеше җиләк-җимеш суы (компот), кесәл эчкәннән, карбыз яисә җиләк ашаганнан соң тәмамлана.

Аннары чәй әзерлиләр. Өстәлгә бизәкле ашъяулык җәяләр. Өстәл уртасына буйдан-буйга бал, варенье, конфет, шикәр салган вазалар тезеп чыгалар, аларның ике ягыңа чәкчәк, роза, кош теле, бавырсак, пәхләвә, талкыш кәләвә кебек камыр ашлары куялар, һәр кунак алдына десерт тәлинкәсе белән 2-3 төрле камыр ашы: паштет, алма, мүк җиләге, эремчек бәлеше, сумса Һ.6., өстәлнең берничә җиренә тәлинкәгә, юка гына телемләп, лимон куеп чыгалар. Кунаклар өстәл янына урнашкач, чәй китерәләр, һәр чынаяк тәлинкәсенә, шулай ук һәр вазага, варенье салып алу өчен, балкашык куялар.

Ходжа Насреддин – еретик или святой?

Кунаклар күп булмаса, самавырны өстәлгә куярга мөмкин, ул табынны бизәп торачак, чәй дә тәмлерәк булып тоелачак. (198 сүз)

*Транслит*

Татар халкы кунакны аяк осте каршы алырга хэм сыйларга ярата. Гадэттэ, зур мэжлеслэрдэ кунаклар арасыннан мэжлес башлыгы — тамада сайлыйлар.

Бэйрэмгэ ашамлыкларны мул эзерлилэр хэм аларны табынга билгеле бер тэртиптэ чыгаралар. Салкын кабымлыклардан сон, иттэн эзерлэнгэн кайнар кабымлык бирергэ момкин. Аннары, аш тэлинкэлэренэ салып, кайнар шулпа — токмачлы аш яки шулпалы пилмэн бирэлэр. Аш тэлинкэлэрен жыеп алгач, олеш тэлинкэлэренэ салып, гобэдия яисэ ботен кое бэлеш, алар артыннан, зур тэлинкэлэргэ салып ашамлыклар: ит белэн бэрэнге, тутырган тавык, кыздырган куркэ х. б. чыгаралар. Мэжлеснен беренче олеше жилэк-жимеш суы (компот), кесэл эчкэннэн, карбыз яисэ жилэк ашаганнан сон тэмамлана.

Аннары чэй эзерлилэр. Остэлгэ бизэкле ашъяулык жэялэр. Остэл уртасына буйдан-буйга бал, варенье, конфет, шикэр салган вазалар тезеп чыгалар, аларнын ике ягына чэкчэк, роза, кош теле, бавырсак, пэхлэвэ, талкыш кэлэвэ кебек камыр ашлары куялар, хэр кунак алдына десерт тэлинкэсе белэн 2-3 торле камыр ашы: паштет, алма, мук жилэге, эремчек бэлеше, сумса Х.6., остэлнен берничэ жиренэ тэлинкэгэ, юка гына телемлэп, лимон куеп чыгалар. Кунаклар остэл янына урнашкач, чэй китерэлэр, хэр чынаяк тэлинкэсенэ, шулай ук хэр вазага, варенье салып алу очен, балкашык куялар. Кунаклар куп булмаса, самавырны остэлгэ куярга момкин, ул табынны бизэп торачак, чэй дэ тэмлерэк булып тоелачак. (198 суз)Еще изложения на татарском языке со схожей к “Кунак сыйлау тэртибе” тематикой (перейти к сборнику татарских сочинений нашего сайта)