Кто такой мусульманин

11.04.2018 0 Автор admin

Шамиль Аляутдинов

Ежедневно мы многократно слышим и читаем о мусульманах: упоминания о мусульманах – как с положительным, так и с отрицательным оттенком – мелькают в газетных публикациях, в теле- и радионовостях, ибо мусульмане составляют сегодня значительную часть населения земного шара. Но, несмотря на такое внимание со стороны современных масс-медиа, информация о мусульманах часто бывает предвзятой и необъективной, что конечно же способствует формированию в обществе мифов и ложных стереотипов об Исламе и его последователях.

"Традиция" сознательно представлять мусульман в негативном свете имеет многовековую историю. В трудах европейских и отечественных авторов искаженно представлялись не только мировосприятие и моральный облик мусульман, но и само слово "мусульмане". Их называли магометанами, мухаммеданами, сарацинами, агарянами, басурманами, что само по себе оскорбительно для мусульман. Даже нынешнее общепринятое название "мусульмане" не является точным. "Мусульманин" – искаженное от "муслим" (сравните английское "Muslim"). Интересно в этой связи вспомнить, что в 1964 г. II Ватиканский Собор Римской Католической Церкви в своей декларации, обращенной к мусульманам, демонстрируя свое уважение к ним, изменил традиционное латинское написание "musulmanus" на "muslimus".

Сегодня более 1 миллиарда человек на Земле считают основополагающей программой своей жизни Священный Коран – ниспосланное Творцом всего сущего Священное Писание, не искаженное человеческими вымыслом и фантазией.

Наша задача в данной статье – дать краткий очерк о мусульманах: кого можно назвать таковыми с канонической точки зрения, на основе Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Итак, кто же они – мусульмане, "люди, покорные Единому Богу"?

1. Мусульмане поклоняются только Единому и Единственному Богу.

Прежде всего мусульмане – это люди, покорные Единому Богу, о чем свидетельствует главная формула признания Единобожия – шахада: "Ашхаду алля иляхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадар-расулюл-лах" (Свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Бога, и свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Его).

"О люди! Поклоняйтесь Господу своему, Который сотворил вас и тех, кто был до вас. Может быть, вы будете богобоязненны" (2:21)

"Всевышний, ангелы и ученые мужи свидетельствуют, что нет бога, кроме Него Одного, Придерживающегося справедливости во всем. Нет бога, кроме Него Одного, Великого и Мудрого" (3:18).

Самым большим грехом является придание кого-то или чего-то в сотоварищи Всемогущему Творцу. Отход от Единобожия, обожествление неживых предметов материального мира называется ширком.

Ширк – это поклонение кому-либо и преклонение перед кем-либо, кроме Всевышнего Господа, т.е. приравнивание кого-то или чего-то Всемогущему Создателю. Конечно же сегодня маловероятно поклонение камню, могиле или солнцу. Однако нынче есть бесчисленное множество примеров, когда сознание людей находится в плену чувств и соблазнов, когда они преклоняются перед кумирами, роскошными вещами, деньгами и т.д. К большому сожалению, такие люди поклоняются лжебогу – своему “эго”, отказываясь поклоняться Всевышнему Творцу всего сущего, Который сотворил их, дав совершенство им самим и всему, что их окружает.

"Поистине, Аллах может простить все грехи, кроме придания кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи" (4:48).

Пророк Мухаммад задал вопрос: "Не сообщить ли вам о самых великих грехах?"

– Сообщи, – попросили его сподвижники.

– Многобожие, ослушание родителей и лжесвидетельство, – сказал Пророк.

Если кто-то придаст Аллаху сына, помощника или посредника, возведет какое-то чувство или прихоть на уровень, равный Богу, то есть откажется от истинных религиозных ценностей, забудет о всеведении, всезнании и всесилии Творца, и смерть настигнет его следующим по пути Сатаны, то он перестанет быть мусульманином.

В мир иной этот человек уйдет многобожником (мушриком), явно заслуживающим вечного пребывания в Аду.

Да убережет нас Всевышний от поклонения сотворенному!

2. Мусульмане веруют во всех пророков Всевышнего, начиная от Адама и завершая Моисеем, Иисусом и Мухаммадом (мир им), в те Писания, которые были ниспосланы Богом человечеству через пророков, а также в существование ангелов.

"Уверовал Пророк в то, что было ниспослано ему и все истинно верующие . Каждый уверовал во Всевышнего, ангелов Его, книги Его и Его пророков. Мы не делаем различий между ними" (2:285).

"О те, которые уверовали! Уверуйте во Всевышнего, Пророка Его и Писание, которое было ему ниспослано, а также Писания, которые были ниспосланы до него. Кто же не уверует во Всевышнего Творца, ангелов Его, книги Его, Его пророков и Конец Света, тот, поистине, сошел с правильного пути" (4:136).

3. Мусульмане убеждены в неминуемом наступлении Конца Света, Судного Дня и жизни вечной в Раю или в Аду.

Мусульмане "веруют во Всевышнего… и Конец света", ибо "каждая душа почувствует вкус смерти. И, поистине, получите сполна вы за деяния свои в Судный День. И кто будет удален от Ада и введен в Рай, тот победил. И, поистине, не является эта жизнь ничем, кроме как предметом соблазна" (3:185).

4. Мусульмане веруют в предопределение, которое основано на Мудрости и Всезнании Всевышнего.

Они знают, что все предпосылки для совершения благих или преступных деяний, доброго или скверного созданы Творцом всего сущего, а человек имеет право выбора. Только Аллах знает, что будет через мгновение или минуту, месяц или многие годы. Люди же могут только предполагать на основе закономерностей, установленных Творцом.

"Всевышнему принадлежит скрытое в небесах и на земле. К Нему возвращается все.

Кто такие мусульмане?

Поклоняйся Ему и полагайся на Него. Господь твой ведает о том, что вы делаете" (11:123).

Не постигает кого-либо беда, кроме как по дозволению Всевышнего. Кто уверует в Бога, сердце того будет на верном пути . Аллах ведает обо всем" (64:11).

5. Мусульмане ежедневно совершают обязательные молитвы и раз в году выплачивают обязательный налог (закят).

Молитва – прямое обращение к Всесильному и Всезнающему Богу, благодарность за дарованные Им неисчислимые блага. Это особое состояние человеческой души, состояние духовного очищения и спокойствия, выражение надежды на милость Господа.

Налог – умение поделиться с ближним, с малоимущими братьями и сестрами, осознание того, что все дарованное нам Всевышним – лишь временная услада, являющаяся испытанием для нас.

"Совершайте молитву и выплачивайте закят" (2:83). "Богобоязненны также те, кто уверовал в неведомое , совершает молитву и выплачивает с того, чем Мы его наделили" (2:3). "О те, которые уверовали! Просите помощи у Всевышнего терпением и молитвой. Поистине, Аллах с терпеливыми" (2:153).

6. Мусульмане ежегодно соблюдают обязательный пост ради Господа своего.

Постящиеся в определенное время суток должны отказаться от разрешенного в обычные дни, чтобы осознать и почувствовать ценность благ и возможностей, дарованных нам Всевышним. Люди часто воспринимают окружающее как должное, само собой разумеющееся: имеющие достаток не всегда могут понять состояние нужды и чаяния тех, кто из-за материальных трудностей вынужден испытывать голод. Выполнение человеком своего религиозного долга, в частности, соблюдение поста, помогает ему задуматься над смыслом его бытия, воспринять окружающий мир как милость Всевышнего Творца.

"О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, которые были до вас. Может быть, вы будете богобоязненны" (2:183).

7. Мусульмане, если имеют материальную возможность, хотя бы раз в жизни должны совершить паломничество к Священной Каабе в Высокочтимую Мекку.

Совершая паломничество, мусульмане со всех континентов земного шара, независимо от национальности и цвета кожи, политических взглядов и убеждений, на время отрешаются от мирской суеты, чтобы предстать перед своим Господом на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

"И паломничество к Дому – долг для людей перед Богом, тех, кто в состоянии это сделать. А кто не верует – воистину, Всевышний не нуждается ни в ком из всех миров" (3:97).

8. Мусульмане всегда, по мере своих возможностей, расходуют из дарованного им Господом имущества на благие дела.

Жертвование на пути Аллаха не означает лишь расходование денег. Во имя достижения благородных целей, заповеданных Всевышним, верующий человек жертвует здоровьем,имуществом,всем тем, что на времядаровано ему Господом.

На что это расходуется? На минимум материального и духовного достатка всех нуждающихся. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден, тот – не из нас". Указанные средства, материальные и нематериальные ресурсы должны также использоваться для того, чтобы Слово Бога – Истина Божественного Откровения была доведена до людей свободной от искажений и извращений. Задача мусульман – донести Истину до людей, а задача отдельного человека – познать ее.

"О те, которые уверовали, расходуйте из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет торговли, когда не поможет вам дружба или чье-либо покровительство" (2:254).

"Не можете вы достичь праведности, если не расходуете из того, что любите. И что бы вы ни расходовали на пути Всевышнего, Он обо всем сведущ (3:92).

Сохтмони масчиди чомеъ, ки 6 октябр ба он асос гузошта шуд, дар хаёти фархангии Точикистон бояд чун муждаи нек арзёби гардад. Бо ѓунчоиши 115 хазор намозгузоранда, чунин макон боиси ифтихору сарафрозии мост, арчгузорї ба бузургдошти суннатњои миллист. Бунёди он, тавре мардум мегўянд «Хонаи Худо», бо мусалмон будани аксарияти мутлаќи шањрвандони чумхурї дорои ахамияти бузург мебошад.

Ҳар яки мо борњо шоњид гаштаем, ки баъди бозгашт аз кишварњои исломї дўстонамон дар бораи шукўњу шањомати масљидњояшон сухан мекарданду њозирин бо њавас ба тавсифоти онњо гўш медоданд. Инак, дар љумњурии мо низ чунин љое бино мешавад, ки назираш шояд дар ќаламрави собиќ Шўравї набошад.

Боиси ифтихор аст, ки ин иншооти муњими динию фарњангиро бинокорони тољик месозанд. Шояд ин бори аввал бошад, ки мутахассисони љумњурї бе љалби хориљиён даст ба чунин кори масъулиятнок мезананд. Мутмаинем аз ўњдааш мебароянд. Касе шакку шубња дорад, метавонад аз Аморати Муттањидаи Араб сар карда, то Љумњурии Қазоќистону Федератсияи Русия назар афканад.

Кратко об исламе

Бо чашмњои худ бубинад, дасти пурбаракати тољик чї корнамоињоеро анљом дода, дар симои шањру ноњияњои кишварњои ба мо дўсту бародар чї њусну таровати тозае замм кардаанд.

Ойини шањрсозї ва пешравии љомеа бояд њатман дар бунёди иншоотњое таљассум ёбанд, ки бо мусавварањои соњавї ва наќќошию нигорањои нодир зиннат дода шаванд. То он љое, ки огањї дорем, дар шањру навоњии кишварамон солњои ахир баъзе масљидњое бино шудаанд, ки бидуни тарњрезї ва тадќиќоти ќаблї, бо ташаббуси сокинони мањаллї, бо роњи њашар бунёд гардидаанд, бинобар ин аз камбудиву ноќсонњои меъморї орї нестанд.

Дар таърихи 20 солаи Тољикистони соњибистиќлол бори аввал аст, ки ба сохтмони масљиди љомеъ муносибати љиддї зоњир гардида, аз буљаи давлат ба таври расмї маблаѓ људо карда шудааст. Лоињааш љавобгўи талаботњои байналмиллалї буда, сохтмонаш баъди тањќиќу баррасињои зиёди мутахассисон шурўъ гаштааст.

Ба ин нигоњ накарда, камбинону хурдагирон аз рўи њавою њасад аз њар як ташаббуси неку созанда эрод мегиранд. Айни чунин бархўрд бо сохтмони масљиди љомеъ низ сурат пазируфта истодааст. Яке дар ин иќдом «худнамої», дигаре «худсафдкунї», саввумин «тиљорат»-ро мебинанд (бо чунин сарлавњаи њаммазмун дар сомонаи интернетии «ozodi.org» рўзи 06.10.2011с. маќолае пахш гардид).

Худи њасудон, ки одатан бо номи тањлилгарону коршиносон баромад мекунанд, гуфта наметавонанд, ки «худнамої» дар назди кї ва бањри чї, «худсафедкунї» аз кадом гуноњ ва бо кадом маќсад, «тиљорат» бо чї, бо дину эътиќоди мардум???

Ин мавзўест – доманадор, ки таълифоти дигарро мехоњад ва аз њавсалаи мавзўи матрањшуда берун мебошад.

Таърих гувоњ аст, њама ваќт њар як бунёдкорї, пешравї ва навоварї вокунишњоеро бар алайњи худ доштаанд. Маљмўаи Исмоили Сомонї, Нерўгоњи обию барќии «Роѓун», Парчами Миллию Китобхонаи Миллї номгўи ночизи иншоотњоеанд, ки аз танќиди беасосу сатњии «ноќидон» дур намондаанд.

Кам коршиносе, уламое ва ё олиме пайдо мешавад, ки дар ташаббусе љанбаи мусбии ояндасозро бубинад. Аз мавќеи шањрвандию ватандорї сухан карда, вањдату ягонагиро дар амалисозии ибтикоре муњим бидонад.

Сарфи назар аз ин њама нотавонбинињо умедворем бунёди масљиди љомеъ дар ш.Душанбе бидуни мушкилоти идорї, молиявї, фаннию сохтмонї, бо сифати намунавї ба анљом расонида мешавад. Бинокорони тољик аз худ мањорату малакаи баланд нишон дода, санъати нотакрори меъмории ниёгонамонро зинда менамоянд, шоњкориеро ба анљом мерасонанд, ки бо шукўњу шањомати худ мардумро на танњо барои тоату ибодат љалб менамояд, балки макони дидании љањонгардони хориљї низ мегардад.

Ҳамзамон тамонно дорем, ки бунёди ин боргоњи муќаддас бидуни шитобкорї ва пайвастсозї ба ягон санаи таърихї сурат мепазирад. То лањзае, ки хишти охирин гузошта ва ё мехи охирин куфта намешавад, иљозати ифтитоњаш содир намегардад.

Миллати тољик лоиќи он аст, ки нерўгоњи азимтарин, корхонањои пуриќтидортарин, парчами баландтарин, китобхонаи бењтарин, масљиди бузургтарин ва дигару дигарњоро дошта бошад. Ҳар шом, ки сокинони пойтахт бо ањли оилаашон дар гирди Маљмўаи Исмоили Сомонї, боѓи Абўабдуллои Рўдакї, Парчами Миллї ва Нишони Давлатї оромона гашту гузор мекунанд, то чї андоза пуч будани хурдагирињои њасудони нотавонбин баръало њувайдо мешавад.

Хулоса, масљиди љомеъи бунёдшаванда, на танњо љои мурољиат ба Худои Якаву Ягона, балки маркази илмию фарњангї низ мегардад. Дар ин соли пуршукўњ он тўњфаи муносибест ба мусулмонони кишвар бањри пойдору устувор нигоњ доштани суннатњои аљдодї, мероси арзишмандест барои наслњои оянда ва ташаккули љањонбинии исломї.

Бигзор ин макони муќаддас бо дасту дили гарм, њисси баланди ватандорї, тавре мардум мегўянд «аз таги дил» сохта шавад, дар ќалби љумњурии азизамон ба ифтихори мо – тољикон ќомат барафшонад.

Зиёвуддини Авлиёпур

Опубликовано в категории Религия|Оставить комментарий »

Похожие записи:

Вы можете оставить сообщение

Кто такие мусульмане Беларуси?

«Истинно верующий — тот, с кем люди чувствуют себя спокойно и безопасно».

Ежедневно упоминания о мусульманах мелькают в газетных публикациях, в теле- и радионовостях. Но, несмотря на такое внимание со стороны средств массовой информации, сведения о них часто бывают необъективными, что способствует формированию в обществе ложных стереотипов об исламе и о его последователях.

Например, что это агрессивные, безжалостные люди: либо бородач с автоматом, либо террорист в маске, либо жуликоватый делец. Часто их называют «магометане», что является оскорбительным для мусульман. «Магометане» — это термин, который никогда не используется самими мусульманами, и совершенно к ним не применим, поскольку подразумевает, что их поклонение или религия сосредоточены вокруг пророка Мухаммада ﷺ .

Кроме этого, можно столкнуться с элементарным невежеством в отношении истории и специфики мусульманской религии. Выражения «мусульманская церковь» или «мусульманские священники» в исламе просто не существуют. Мусульманским храмом является мечеть, куда каждую пятницу приходят верующие для совершения коллективной молитвы. Молитвой или богослужением руководит имам. Также у мусульман есть муфтий, от арабского mufti — высказывающий мнение, толкователь законов, то есть высший духовный лидер, имеющий право решать религиозно-юридические вопросы, давать разъяснения по применению шариата.

Ислам — самая молодая религия, которая возникла в Аравии в начале VII века. Сегодня в мире почти каждый пятый человек исповедует Ислам. За последние 50 лет мусульманское население земного шара возросло на 235%. Ислам в настоящее время исповедуют свыше 1,6 млрд. человек, живущих во всех частях земного шара, включая страны Западной Европы.

Наибольшее количество мусульман проживает в регионе между Северной Африкой и Малайзией. В ХХ в. Ислам стал второй по численности своих приверженцев религией в таких странах, как, например, Франция, Великобритания и США. Энциклопедия «Britannica» приводит следующие цифры: в России — 16 миллионов мусульман. (Другие источники приводят цифру — 26 миллионов мусульман, включая мигрантов, в том числе нелегальных). В Великобритании — 1,6 млн. мусульман; Франции — 5,8 млн.; Германии — 3 млн.; Италии — 1 млн. В США — 7 млн. мусульман.

В Беларуси носителями Ислама считаются белорусские татары, проживающие на этой земле более 600 лет, а также азербайджанцы, узбеки, дагестанцы, арабы, которые приехали в Беларусь, чтобы получить образование или работу. Согласно переписи населения 1999г. в Беларуси проживает более 10 тыс. татар. Интересно, что одни из них считают основой своего бытия Священный Коран — Священное Писание, не искаженное человеческими вымыслом и фантазией, другие же по образу жизни и менталитету близки к христианам или же вообще неотличимы от них.

Мусульмане Беларуси являются частью мусульманской уммы, то есть мирового мусульманского сообщества. Они поклоняются Единому Богу. Более того, вера в кого-то или во что-то другое является самым большим грехом.

Сегодня среди немусульман весьма распространенной является вера в камни, талисманы, могилы и прочее. Многие люди ищут убежища от жизненных невзгод и проблем, обращаясь к колдунам, различным экстрасенсам, просят их помочь разрешить проблемы. При этом многие из них верят в то, что магические заклинания помогут им. Все это для мусульман — ширк, то есть приравнивание чего-то к Всевышнему Создателю. Из-за того, что занятия магией могут привести человека к сомнению существования Единобожия, заниматься колдовством запрещено, это разрушает нравственность человека и принципы Ислама.

Вторым столпом мусульманской веры является пятикратный намаз, то есть совершаемая в определенное время дня молитва, состоящая в чтении отрывков из Корана. Намаз обязателен для всех мусульман и является первым, за что будет отчитываться мусульманин в День Суда. Намаз является своеобразным средством, которое связывает верующего и Бога. Молитву лучше всего совершать в мечети коллективно, но, тем не менее, ее можно совершать индивидуально в любом удобном месте. Каждую пятницу мусульмане Беларуси собираются в мечетях для совершения коллективного джума-намаза.

Сегодня построены и действуют мечети во многих регионах, где компактно проживают белорусские татары, в городах Ивье, Видзах, Новогрудке, Слониме, Молодечно, Клецке и в городском поселке Смиловичи.

Что же такое ислам?

Мечеть строится и в Минске, которая возводится на месте старой мечети, разрушенной в советское время.*

* —

Мусульмане Беларуси ежегодно соблюдают обязательный пост в Священный месяц Рамадан и выплачивают раз в год обязательный налог в пользу бедных. Месяц Рамадан — это месяц, в который начал ниспосылаться Коран, слово Бога, руководство для людей богобоязненных. Постящиеся в определенное время суток должны отказаться от разрешенного в обычные дни.

Люди часто воспринимают окружающие их блага как должное, само собой разумеющееся. Те, которые имеют достаток, не всегда понимают состояние нужды того, кто из-за материальных трудностей вынужден испытывать голод. Соблюдение поста помогает человеку почувствовать ценность всех благ и возможностей.

Важной чертой личности мусульманина является благонравие. Благонравие проявляется в отношениях мужа к жене, детей к родителям, а также к людям, исповедующим другую религию. В отношении к матери запрещается проявлять даже малейшую грубость, а обращаться к ней необходимо с добрым словом. Мусульмане не считают для себя бременем заботу о своих детях и о родителях. В исламских странах нет таких учреждений, как дом ребенка или дом престарелых. Совершенно очевидно и понятно, что когда рождаются дети, родители заботятся о них. Когда же родители стареют, наступает очередь детей заботиться о них. Дети каждый раз в своих обращениях ко Всевышнему просят защиты и милости для своих родителей.

Что касается мусульманской женщины, то сегодня созданный ее образ порождает множество мифов. Например, миф о том, что жены мусульман не учатся и не работают. Начнем с того, что учиться мусульманке не просто разрешено. Стремление к получению знаний и обучение им других, является важнейшим требованием шариата (религиозным и этическим нормам ислама).

Мусульманки в Беларуси не только получают высшее образование, но и продолжают учиться в магистратуре, аспирантуре, получают президентские премии, участвуют в различных международных семинарах. Среди них можно встретить высококлассного юриста, медика, дизайнера, преподавателя и предпринимателя. Также стоит отметить, что в исламском мире те женщины, которые имеют желание работать, делают это без всяких проблем.

Жена пророка Мухаммада ﷺ — Хадиджа имела свой бизнес. Она приглашала на работу мужчин и поручала им вести ее торговые дела так, чтобы часть дохода оставалась у них. Каждую зиму и лето она отправляла по каравану в Йемен и Сирию. В отличие от европейских женщин, которые считают зарабатывание денег своей обязанностью, то в исламе эта обязанность полностью лежит на мужчине. А вот домашние дела не расписаны.

Пророк Мухаммад ﷺ в свободное время помогал жене в работе по дому. К прописанным же обязанностям жены относится поддержание домашнего очага и воспитание детей. Если с этим она справляется и муж ею доволен, никто не будет против, чтобы она работала «для души».

И, наконец, об «исламской угрозе». Сегодня в Западной Европе четко прослеживается тенденция роста исламофобии. Такие государства, как Франция, Германия и Австрия, где мусульманские общины наиболее крупные, боятся роста мусульман в обществе. В интервью газете «Медина» Томас Хаммарберг, комиссар Совета Европы по правам человека, отмечает, что «европейцам не хватает открытости и готовности принять ислам как религию, а как следствие — и уважения к его последователям с их культурой и взглядами на жизнь». По его мнению, за этим стоит нехватка знаний об исламе и предрассудки, связанные с ней.

В Республике Беларусь понятия «исламофобия» не существует. На протяжении всей белорусской истории мусульмане исключительно мирно проживали рядом с людьми разных конфессий. Для их религиозного менталитета характерно отсутствие религиозного радикализма.

Мусульмане в Беларуси, соблюдая все свои религиозные предписания, уважали и уважают местные традиции и обычаи, не испытывают отрицательных чувств к белорусам, украинцам, русским. В своем приветствии мусульмане говоря «АсСаляму `аляйкум уа рахматуЛЛаhи уа баракятуhу» желают мира, милости и благословения Всевышнего.

Заповеди Священного Корана не позволяют мусульманину творить зло и насилие по отношению к кому бы то ни было, будь то мусульмане или иноверцы. В Священном Коране убийство невиновного человека приравнивается к убийству всего человечества. Пророк Мухаммад ﷺ по этому поводу сказал: «Истинно верующий — тот, с кем люди чувствуют себя спокойно и безопасно». В исламе даже самая высокая цель не может быть достигнута запретным путем. Лозунг «цель оправдывает средства» — принадлежит не мусульманам.

Таким образом, мусульмане Беларуси, как и их единоверцы в мире, исповедуют религию, которая не призывает их к экстремизму. Они — мирные и законопослушные граждане, живут и трудятся на благо страны, в которой живут. В то же время, они не разделяют взгляды некоторых журналистов и политических деятелей, которые вносят свой «вклад» в исламофобию.

Для того, чтобы в сознании белорусского общества не сеялся страх перед «религией международного терроризма» необходима объективная и правдивая информация об исламе, его духовных ориентирах и ценностях. В этом смысле большая ответственность лежит на средствах массовой информации, где, ислам остается почти «terra incognita». Только так можно достичь межконфессионального взаимопонимания, предотвратить формирование ложных стереотипов и, как следствие этого, сохранить мир в обществе.

Елена Александрович, младший научный сотрудник Институт истории НАН Беларуси

Загрузка…

Женский аш — хатын кыз ашы

Речь о традиционном татарском собрании женщин за праздничным столом с чтением священных текстов. Надо сказать, собирать женщин – традиционно дело старшего поколения. Молодежь, зачастую не видит в этом смысла. И посещает такие собрания лишь из дани традициям предков. Да и мне до поры-до времени такое в голову не приходило. Но случилось так, что на одном из собраний свела меня судьба с удивительной женщиной Олтин-беке, которая превратила наше сборище в удивительной красоты действо. (Писала о этом ) И пела она нам своим сочным сильным голосом старинные татарские религиозные баллады. И покоя мне не было от того, что я хочу услышать её еще раз.

Когда я попыталась найти какую-либо информацию о религиозных песнопениях татар, выяснила я с удивлением, что есть это «белое пятно» в нашей истории. И серьезных исследований на эту тему нет, не говоря уже о самих текстах. Лишь кто-то вспоминал, как некая тетушка или бабушка давным-давно пели эти песни. И все. Разве здесь можно было поставить точку? Успокоится, что я одна из немногих слышала это? Я долго размышляла. Как отнесется эта женщина, к предложению повторить это под микрофон? Не обидится, не осудит ли? Даже связались со знакомым, хозяином звукозаписывающей студии. Может привезти ее туда и записать?

Решилась на серьезный разговор со свекровью. Объяснила все. Свекровь моя – женщина адекватная, взяла переговоры в свои руки. «Давай попробуем!» — сказала она. Если откажет – что поделаешь, а согласится – так хорошее дело для своих сделаем – запись в семье останется.

Свекровь перезвонила через пару дней и сказала:

— Олтин-беке согласилась! Только она сказала, что лучше это сделать у вас в доме. Она назначила дату и время, вы должны приехать за ней и привезти к себе.

— Мама, но вы объяснили ей, что я хочу записывать?

— Да. Она совсем не против. Она сказала, что это даже очень хорошо. Так что готовься, кизим. Позовем малый круг – человек десять. Чем тебе помочь, скажи. Что испечь?

— Конечно Вашу губадию!

— Яры, кызым, если что звони.

И я начала готовиться к проведению в своем доме Коран аши. И, осмысливая произошедшее, излагаю инструкцию по проведению.

Такое собрание начинается с того, что нужно найти женщину (абыстай), которая читает священные тексты и договориться с ней. Если таковые есть в семье, так еще лучше. Означить с ней вместе дату и время.

Далее обзвонить всех родственниц преклонных и средних лет. Пригласить их. Также позвать и всех остальных родственных особ женского пола, начиная с возраста невест. На такие мероприятия принято приходить в обязательном порядке. Если есть близкие подруги (по вере предков мусульманки), или соседки, или их мамы – их зовут также.

Следом идет генеральная уборка квартиры вместе с мытьем окон, стиркой занавесок, вымыванием всех углов и закутков. Если кто-то из гостьей, в вашем доме впервые, принято показать всю квартиру, включая ванную и кухню. На эту тему на всякий случай подготовила свою младшую, если вдруг я не буду успевать. Да и мама моя была на готове.

Комнаты. Нужно определить комнату, куда деть детей и мужчин, там накрыть небольшой стол. Кто-то придет с ребенком, кого-то привезет муж. И им должно найтись комфортное место. Заодно мужчины за детьми последят.

Комната для намаза. Время намаза обязательно придется на этот период. Для этого нужно подготовить абсолютно чистую комнату. Ведь молящиеся бабушки будут совершать поклоны на полу. А потому опуститесь в аналогичную позу и проверьте – идеально ли чисто у вас под шкафом и диваном.

Мусульмане: кто они? (стр. 1 из 2)

За неимением молитвенного коврика, приготовьте большие чистые полотенца. И еще вы должны знать, где у вас запад, где восток. Вас обязательно об этом спросят, чтобы определить нужное направление. Здесь мой татарский словарный запас пополнился новыми словами: кэнбатыш — запад, кэнчыгыш – восток, тэньяк – север, кэньяк – юг. Во как! Особенно юг!

Далее осмотреть свои книжные полки — нет ли фотографий, картин и сувениров, не соответствующих для проведения этого мероприятия. Я убрала египетскую миниатюру на папирусе с богом Ра, картину друга-художника с изображением адского сюжета, а также пару камбоджийских статуэток.

Небольшие подарки. Принято каждой гостье, по окончании собрания, преподнести небольшие подарки. Чаще всего это красивые носовые платки, в которые завернута денежная купюра и пакетик, чтобы забрать с собой кучтанач – гостинцы со стола. Так как у меня ожидалось всего десять гостей, я позволила себе купить каждой головные платки. И купюру уже не вкладывать. Для татарки платок – дело никогда не лишнее. Далее был куплен еще и сверток симпатичных пакетов для печеного. Все это сворачивается: пакетик-платок. Выкладывается на красивый поднос и оставляется в неприметном месте комнаты, где будет происходить «чтение».

Место для кучтанач. Так как каждая гостья будет приходить со своим печеным – а это обычно подносы и ляганы. Нужно приготовить место, где все это составлять, резать и раскладывать. Там же составляется стопка тарелок для этого. Каждый принесенный гостинец принимаем со словами благодарности. Запоминаем посуду или поднос гостьи. Выкладываем и режем только половину подарка. Это ставится на стол. Вторая половина будет разделена и передана тем, кто не смог прийти – маленьким детям, кормящим мамам, престарелым родителям. Ну, и конечно, что-то останется в доме.

Я для этого дела определила кухонную этажерку на которой стоит микроволновка, расчистив, предварительно, все полки. Пришлось унести ноутбук – он именно на полке под микроволновкой и лежит. Если гостей больше – здесь уголок не спасет. Нужно готовить бОльшее пространство.

Еще проверьте хватит ли на всех тапочек. Обязано должно хватить. Если нет – идите и докупите. Или сшейте сами из старого мужнина кожаного пиджака. Гостьям у вас дома должно быть комфортно.

Вход. Младшую отправляем подмести и вымыть подъезд. Благо в коттедже всего два этажа. Входная дверь в этот день не закрывается на замок. Тот кто опоздает – знает и тихонько зайдет без звонка.

Теперь сервировка стола.

Красивая скатерть, лучшая посуда – это понятно. А еще матерчатые красивые салфетки. Их раздают, когда гости уже рассаживаются. Лучше поручите это дело кому-либо из близких родственниц. У вас дел хватит. Теперь о чайниках. Не знаю как у вас, у нас чай пьют много, очень много. Только успевай заваривать. Из расчета один чайник на трех-четырех человек. Это при условии, что все пьют чай одного сорта. У нас только одна родственница пьёт черный, остальные все – только зеленый. Тем более, если это пожилые женщины, у которых обычно повышено давление – здесь зеленый чай — лучшее дело. А еще хорошо бы туда черносмородишного листа добавить. Для аромату и удовольствию.

Чай у нас пьют из пиал. Узбекская специфика. Потому, у каждой хозяйки их должно быть не менее 20. Для лапши – касы, или супные чашки по количеству гостей. Не хватает – купите, они у нас очень дешевы. Красивые солонки, перечницы, красивые чашечки под резанные лук и укроп — лапшу посыпать. Это основа.

Меню:

Первое: лапша (токмач), безуловно и неоспоримо. Если вы уважаете своих гостей, лапша должна быть домашняя.

Второе: картошка с курицей по-татарски. Это тоже непреложно. Некоторые называют это элеш.

Третье: что-то вы обязательно должны испечь сами. Остальное все принесут ваши гости. Я готовила эчпечмак.

Предварительное: сухофрукты – изюм черный и желтый, курага, чернослив, арахис, арахис в сахаре, жареный горох, грецкие орехи. Все это раскладывается высокохудожественно в чайные блюдца по всему столу. С этим приятно пить первый чай, а бабулечки любят курагу и чернослив в чай положить. Здесь не забудьте принести чайные ложки! Еще хорошие конфеты. Я по опыту знаю, что наши женщины уважают суфле и мармелад в шоколаде. А потому закупила понемногу, разных сортов, добрые харьковские и донецкие на Катартале.

Овощи: Подают помидоры и огурцы, порезанные кружочками-овальчиками. Присаливают немного, украшают зеленью. Другое не принято.

Если в семье, принимающей Аш, несколько женщин, готовить должна каждая. Так как кроме меня в семье сейчас только лялька, которая умеет готовить только гречку с грибами, макароны и блины, ей было получено сделать бэленлар – блины по-татарски. Блины получились у нее на славу. Ради этого пришлось еще и сбегать за каймаком, чтоб в комплекте с Лялькиными блинами подать. Блины прошли «на ура».

— Сколько лет твоей дочке? – спросила по-татарски Олтин-беке, видя такое внимание к блинам.

— Ун (десять).

— Молодец, правильно дочку растишь – сказала она.

После чего была вызвана лялька из детско-мужской комнаты для всеобщего осмотра.

— Позови детей, пусть посидят с нами! – сказала Олтин-беке.

Всполошились бабушки оных детей — Они такие шумные!

Но я все же отправилась к детям и предложила им немного посидеть с женщинами. Но эти мелкие кузены и кузины так давно не виделись, что отказались наотрез. Мне было очень жаль. Ну, да еще не вечер.

Теперь подробно о том что, и как я готовила.

Дня за два до того сделала я чудесную домашнюю лапшу только из муки, соли и яиц с солнечно-оранжевым желтком. (Пропорции: на два стакана муки , 4 яйца и чайная ложка соли).

Тесто было сочно-желтым и плотным, как янтарь. Раскатывала я его небольшими кусками до тех пор, пока не начинал явно проступать узор клеенки на столе. Далее, как уже рассказывала ранее.

Теперь о бульоне. Куриц взяла две. Молоденькие, с нежнейшей кожей, им не было и года. Аккуратно выпотрошенные, прекрасно очищенные ,с длинными шеями. Таких я беру в своей любимой лавке на Катартале . Одну из них накануне вечером превратила в Тутырган товук . Еще и запустила вовнутрь смесь каймака и яиц. Отварила в небольшом количестве воды. Бульон процедила от небольшого количества яичных хлопьев и убрала в холодильник «до часа Ч».

За два часа до означенного времени поставила варить вторую курочку. Тщательно сняла пенку, уменьшила мощность до минимума. Опустила ветку зеленого сельдерея.

Извлекла из холодильника бульон из-под Тутырган товук. В небольшом количестве этого бульона (подсоленного) отварила янтарную, упругую, мелкую лапшу. Это за минут 20 до подачи.

Еще часть бульона – вскипятила без соли, добавила сухой укроп, лавровый лист, молотую кинзу, отварила в нем прекрасный, молодой, порезанный на половинки молодой картофель и тройку молодой тонкой моркови.

Установив на эту кастрюлю чашку-пароварку прогрела на пару заранее порезанную порционными кусками Тутырган товук.

Часть отварной (второй) курочки порезала мелкими кусочками. Остатки бульона из под Тутырган товук добавила к основному бульону. (К слову, молодые, нежные курочки варятся за час-полтора. Через два – развариваются в пух.)

Итак все готово. (Здесь еще не описала, что в шесть утра спекла два листа эчпечмак, переложила их фольгой, укутала теплым байковым одеялом. Они еще были горячими в 12-00)

Когда пришло время подавать лапшу, расставила на кухонном столе касы по количеству гостей. В каждую – порцию отварной ручной лапши, в которую еще и добавила немного сливочного масла, чтобы не склеивалась. Горсть куриного мяса. Вот здесь спасибо супругу, который, увидев, что я «зашиваюсь», а он меня контролировал, встал к плите, (это в нашей семье недопустимое явление), и стал разливать прозрачный янтарный бульон по касушкам. Мне и моей старшей оставалось только относить.

Была лапша хороша.

Отварной в насыщенном курином бульоне картофель выложила на блюдо. Присолила её, парящую, крупной солью. Обсыпала морковкой, порезанной «копеечками». Сверху уложила куски фаршированной яйцом под кожу курицы. Яичную смесь с каймаком и перцем, влитую, внутрь тушки, порезала кубиками, разложила по краям блюда. Украсила веточками зеленой петрушки. Посыпала укропом.

Кушали с удовольствием, хвалили, было приятно. Свекровь сказала, что у меня олтин куллар – золотые руки, и была горда мной. Мама что-то с невероятной скоростью говорила про меня по-татарски. Я не успевала понимать. «Что ты там говорила?» – позже спросила я. «Хвалила» — скупо ответила мама.

Еще была прекрасная Губадия от свекрови, балиш с вишней и с яблоками, домашние рассыпчатые кунжутные казинаки, куш-тили (хворост) и многое другое.

Теперь с чувством и расстановкой весь процесс.

— Предупредили соседа напротив, чтобы не включал громко свои любимые «Болалар». Предупредили соседа снизу, что его любимый допотопный «Сектор Газа» сегодня не в тему, и вообще ничего сегодня не в тему. Предупредили родного алкаша из соседнего подъезда, что сегодня буянить он будет в другом дворе. Ибо тепло, и все окна открыты.

Соседи отнеслись с пониманием.

— В 12-00 начинают собираться гостьи. Хозяйка встречается с каждой сама, целуется, обнимается, принимает тару с гостинцами.

— Младшая – на раздаче тапочек.

— Тех, кто в доме впервые проводим по дому и демонстрируем что есть что. представляем домочадцев, для тех, кто не знает.

— Далее каждый отправляется в ванную, омыть руки. Здесь должно висеть множество полотенец.

— Проводим гостей в комнату, где будет происходить собрание.

— Когда приходит абыстай – женщина, которая будет «читать», проводим её в ванную, затем в гостиную, усаживаем на почетное место, зовем всех своих родных, представляем по-очереди. После чего она предложит всем вашим домочадцам присесть и «почитает на вашу семью», то есть скажет слова молитвы с просьбой даровать вашему дому всех благ.

— Вы уноситесь заваривать чай и подаете. Завариваете и подаете без конца.

— В промежутках вы принимаете гостинцы и подаете часть их на стол в заранее подготовленных тарелках. При этом озвучиваете каждое блюдо, называя его автора.

— Наконец, все собрались. Будет первая молитва.

— Потом вы пьете чай со вкусностями на столе. Вы, как хозяйка, должны проследить, чтобы каждая гостья положила себе на тарелку от каждого гостинца. Не важно, что всё это съесть невозможно. Это всё будет «начитано» и каждая заберет эти дары с собой, своим родным.

— Рядом с абыстай, которая будет читать, на столе, оставляем некоторое пространство, дабы она могла положить свои книги. Как только она достает книги, мы перестаем пить чай и начинается главное действие. Чтение священной книги. Читающая женщина сама даст понять, когда наступает время «молитвенно сложить руки». Ведь вас это не напрягает? Вы можете этого не делать. А можете и повторить жест. В этом нет никакого святотатства. И за таким столом совершенно не важно ваше вероисповедание. Ведь какая разница, на каком языке прозвучат слова молитвы? Потому присоединится могут все. Здесь всё открыто и демократично.

— Чтение идет не менее часа. Это умиротворенный и благостный процесс. Расслабьтесь и доверьтесь человеку, который знает, что делает. Перед этим, кстати, хорошо бы налить всем немного чая в пиалы, дабы вода приняла на себя священную вибрацию. Вы потом вкусите этот чай, и он вам покажется необыкновенным.

— Абыстай читает тексты, до тех пор, пока не наступит время намаза. Она даст вам знак. И вы проводите её в комнату, где она сможет спокойно помолиться.

— В это время – пулей на кухню. Сейчас должна подаваться лапша — Токмач и картошка с курицей — Элеш. Мелко резанная зелень – лучше всего лук-барашка. И чай, чай, чай.

— Потом вы кушаете, разговариваете о жизни. (Мы разговаривали о татарской кухне. Естественно, в это русло направила я, и говорили, говорили …)

— Потом абыстай опять даст знак, и вновь настанет время благодарственных молитв.

— Здесь вы выносите платки, и каждой гостье в руки даете подарки. В гостинец для абыстай положите немного денег – сумма совсем невелика. Но ведь не в этом дело, правда? Просите каждую гостью положить в принесенные пакеты любые гостинцы со стола. И следите, дабы никто не постеснялся сделать это. За абыстай нужно поухаживать особо. Она положит немного – возьмите её пакет и доложите всего побольше.

— Далее вы опрометью несетесь на кухню, чтобы в принесенную посуду положить из отложенных гостинцев и вернуть каждой хозяйке. Если у кого дома остались престарелые или больные люди – здесь в баночку лапши с курочкой, картошечки с курицей в пластиковый контейнер (они наготове), сладостей дополнительных, и т.д.

— Вновь обнимаетесь, целуетесь говорите слова благодарности.

Все…

azu.uz

ВНИМАНИЕ:

ТЕРМИНОЛОГИЯ ИСЛАМА

Сегодня, когда в Украине и других странах СНГ увеличивается число исповедующих Ислам, а также людей, проявляющих большой интерес к этой мировой религии, мусульманские проповедники столкнулись с проблемой: как грамотно доносить положения вероучения Ислама до русскоязычной аудитории? Истоки проблемы видятся в том, что до недавнего времени носителями русского языка выступали в основном люди с христианским мировоззрением, в силу чего этим языком не была освоена лексика Ислама. Поэтому в ряде книг и видеофильмов, обращенных к русскоязычным людям, могут встречаться слова, не всегда верно отражающие содержание Исламских религиозных понятий и терминов (в особенности это касается литературы, переводимой с других языков, когда перевод осуществляют люди, филологи по образованию, но не имеющие достаточных знаний в области Ислама).

Выверенность и точность понятий особенно важны в текстах, затрагивающих темы о нашем Создателе. Филологи и религиозные учителя, формирующие лексику Ислама на русском языке, должны руководствоваться в этом вопросе предписанием от Самого Создателя. Как сказано в одном из Аятов Священного Кур`ана

وَللهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى

(Сура «Аль-А‘раф», Аят 180),

что означает: «У Аллаhа – Наипрекраснейшие Имена: называйте Его этими Именами».

В изречении Пророка Мухаммада, мир Ему, говорится, что у Создателя 99 Имен, а знание (с убеждением в их значении) этих Имен Бога(в одной из передач данного изречения – знание наизусть) пролагает мусульманину дорогу в Рай.

Таким образом, литератор, пишущий об Исламе, имеет достаточный выбор слов для разъяснения вопросов теологии, касающихся знаний о Создателе. И, помня о сказанном Господом в Кур`ане, нам следует называть нашего Создателя Его Именами, давая им на русском языке правильный, соответствующий вероучению Ислама, перевод-толкование. Тем более что все Имена Аллаhа отражают Его Величие и Достоинства, тогда как использование новых эпитетов зачастую приводит к приписыванию Творцу недостатков, т.е. качеств созданных. Например, такой недавно появившийся ложный в отношении Бога эпитет, как «Разумный Создатель», указывает на свойство человека «быть разумным», однако Богу не присущи качества созданных: Он Всезнающ — Знание Его Абсолютно.

Исходя из этого, религиозные наставники и учителя дали следующий совет обращающимся к книгам или другим источникам фиксированной информации за сведениями об Исламе: приступая к чтению всякой новой книги или просмотру видеофильма, помните, что наш Создатель превыше всех недостатков, Он не похож ни на одно из Своих созданий, и Ему не присущи ни образ, ни место, ни любое другое из свойств человека или других созданных.

Со временем, инша Аллаh (если на то есть Воля Творца), русский язык пополнится терминами, верно фиксирующими Исламские категории. Но пока не завершена работа ученых по формированию религиозной лексики, предлагаем ознакомиться с ошибочными выражениями, наиболее часто встречающимися в русских переводах книг и видеофильмов по Исламской тематике зарубежных авторов.

Перечень ошибочных выражений, наиболее часто встречающихся в переводах книг и видеофильмов по Исламской тематике

Пример ошибочного выражения

Как правильно

Комментарии

Пишут о Боге: «Высшая сила», «Совершенная Сила, сотворившая все из ничего», «Абсолютная сила»,

«Суперсила», «Внешняя сила»

Всемогущий Всевышний Аллаh, Создатель, Творец

Бог, Обязательно Существующий

Всевышний Всемогущий Бог

Сила создана Богом и не является Им, поэтому Бога не называют силой.

Слово «Сила» не является Именем Бога

Пишут: «Разумный Создатель»,

«Высший разум Бога»

Всезнающий Создатель

Знание Аллаhа

Разум – это качество созданных, поэтому оно не присуще Творцу

Пишут о Создателе:

«Абсолют»

Аллаh, ни от кого и ни от чего Не зависящий, Господь всего

Слово «Абсолют» не является Именем Бога; термин, относящийся к философии буддизма

Пишут о Создателе: «Первопричина», «Причина», «Высшее Начало»

Аллаh – Создатель всего

Причина – создание Бога и не является Им. И нельзя называть Творца именами созданных

Пишут о Боге: «Божественная манада»

Слово «манада» не является Именем Бога

Пишут:

«Аллаh повсюду, Аллаh везде»

Надо всем простирается Знание, Могущество и Видение Бога

Аллаhу не присуще место, а выражение «Аллаh повсюду» — иносказательное

Пишут о Творце: «Художник», «Великий Инженер», «Искусный Мастер», «Гениальный Зодчий» и т.п.

Всемогущий Всезнающий Творец

Эти эпитеты являются восхваляющими для людей и приписывающими недостатки Творцу. Кроме того, Творца не называют именами творений

Пишут о Создателе: «Святой Дух»

Аллаh не дух

Дух – создание Бога и не является Творцом

Пишут:

«Дух Аллаhа»,

«Душа Аллаhа»

Аллаhу не присущи душа или дух

Душа, дух – качества, присущие созданным живым существам, а значит – не присущие Творцу (иногда слова «дух Аллаhа» употребляют в смысле «дух, созданный Аллаhом», «дух, которым Аллаh наделил свои создания», — этот смысл не противоречит вероучению Ислама)

Пишут:

«Обитель Аллаhа»

Аллаhу не приписывается место

Обитель (или жилище) возможна для созданного и не относится к Творцу. В арабском языке мечеть называют  «Байту-Ллаh» (буквально: «Дом Аллаhа»), что  значит: «Дом поклонения Богу»

Пишут:

«Лик Аллаhа»

Аллаhу не приписывается лик

Лик – атрибут созданных и не присущ Богу

Пишут:

«Взор или Взгляд Бога»

Аллаh видит, Видение Аллаhа

Взор, взгляд – атрибуты созданных, т.е. они не присущи Богу

Пишут:

«Глас Бога, Голос Бога»

Аллаhу не приписывается голос

Глас (или голос) – атрибут созданного и не присущ Создателю

Неверно переводя Имя Аллаhа «Ан-Нур», пишут о Нем: «Свет»

Указывающий на Истинный путь

Следует избегать использования слова «свет» (значение – «лучистая энергия») в отношении Аллаhа, т.к. оно указывает на свойства созданных

Неверно переводя Аят из Кор`ана, пишут: «Аллаh – лучший из хитрецов»

Аллаh наказывает хитрецов за их коварство и злодеяния

Качество «хитрость» не достойно Аллаhа

Пишут: «Замысел Аллаhа»

Предопределенное Аллаhом

Замысел – понятие, имеющее отношение к созданному, а не к Создателю

Пишут: «Обязанность Бога»

Аллаh никому из созданных ни в чем не обязан

«Быть обязанным» означает — быть зависимым от чего-либо, — и это не присуще Создателю

Пишут о Создателе:

«Источник Всего»

Аллаh – Создатель всего

Слово «источник» не является Именем Бога, относится к названиям созданных

Пишут о Создателе: «Вседержащая Власть, Которую мы называем Богом»

Аллаh властвует надо всем

Власть сама по себе не может быть Богом.

Что означает мусульманин

Поэтому не следует называть Бога словом «Власть»

Таким образом, в частности, трактуется данный Аят в ваххабитской книге автора Хафиза бин Ахмада Аль-Хаками , названной «200 вопросов по вероучению Ислама», изданной Российским Фондом «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим» (Москва, 2000), на стр. 72

Данное воззрение, что якобы на Бога возложены какие-либо обязательства, отражены в той же книге ваххабитского автора в сноске на стр. 70