Кто такой теолог

30.05.2018 0 Автор admin

Теолог

Выбор профессии |   Марина Емельяненко   |    123

Первоначально появившись в Древней Греции, термин «теология» использовался для обозначения повествований мифологического характера, в которых рассказывалось о богах. Современные ученые придерживаются мнения, что теология относится к наследству различных религиозных учений. Особенностью данной науки является то, что она не является единым учением. Для каждой из религий характерны свои особенности теологии и варьируется они в зависимости от принадлежности к определенному религиозному течению. За рубежом теология относится к наукам гуманитарного характера.

Теология — бакалавриат (48.03.01)

Самые известные высшие учебные заведения Америки первоначально основывались для обучения христианского духовенства.

В настоящее время на территории нашей страны активно возрождаются религиозные традиции, происходит изучение духовного наследия предков. Это привело к тому, что в учебных заведениях появилась специальность «Теология».

В чем состоит работа теолога

Специалисты теологи могут строить свою деятельность в различных научных, исследовательских, учебных и воспитательных, а также и экспертно-консультативных центрах. Теологи находят работу во всевозможных религиозных учреждениях, ведут преподавательскую деятельность, работают в разного рода светских учреждениях.

Работающий в приходе специалист занимается организацией культурной деятельности, досуга. Проводит воспитательную работу с детьми и молодежью, следит и организовывает всевозможные религиозные праздники, проводит религиозно-просветительскую деятельность.

Одним из направлений работы теолога является активное взаимодействие с органами местной государственной власти. Для того чтобы привлечь максимальное количество людей в храм, теолог занимается разработкой и внедрением социальных проектов. Это может быть постройка реабилитационных центров, открытие пунктов психологической помощи и восстановления, обустройство приютов и многое другое.

Теолог в процессе своей деятельности активно занимается изучением значительного количества литературы на различных языках.

Функциональные обязанности и особенности работы теолога напрямую зависят от места его деятельности:

• Специалисты, которые занимаются преподаванием, проводят занятия по соответствующим дисциплинам (теология, богословие, философия, история возникновения религии) в учреждениях образования, а также проводит мероприятия воспитательного характера в детских садиках;
• Теологи, работающие в учреждениях государственной безопасности, проводят разработку и анализ профилактических мероприятий по деятельности экстремистских культов;
• Те специалисты, которые ведут деятельность в общественных организациях и СМИ, занимаются консультированием и обеспечивают независимую экспертную оценку по религиозным вопросам;
• Теологи, которые служат в церкви или мечети, занимаются организацией всевозможных кружков, молодежных клубов религиозной направленности;
• В учреждениях социальной адаптации и реабилитации этот специалист проводит беседы с пациентами.

Одной из особенностей профессии является высокий уровень владения такими языками, как церковно-славянский, греческий, латинский, арабский, что позволяет специалистам заниматься переводческой деятельностью. Теологи могут принимать участие в сопровождении туристов и паломников по святым местам в различных уголках земного шара.

Профессиональные и личные качества

Для того чтобы стать высококлассным специалистом, теолог должен все время совершенствовать и увеличивать объем своих познаний. Для этого требуется наличие хорошая память и внимательность. Для ведения научно-исследовательской и методической работы требуется наличия аналитического склада ума и развитого литературного языка.

Работа в образовательной сфере, а также организациях социальной направленности, потребует наличия коммуникативности и ораторского мастерства. Теолог должен обладать терпением, доброжелательностью, отзывчивостью, уметь внимательно выслушать и поддержать человека.

Являясь специалистом с широким кругозором, теолог должен обладать набором знаний в различных науках, таких как:

• Социология и этика;
• Педагогика и психология;
• Политология и религиоведение;
• История и развитие культуры разных народов.

Важным моментом для успешной деятельности является наличие высшего образования.

Заработная плата и карьера

В своем основном профильном качестве теологи востребованы как в религиозных организациях, среди которых местные, централизованные и образовательные, так и в средней образовательной школе, что связано с введением в программу такого предмета, как «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести разных частей.

Кроме того, имеется множество родственных специальностей и профессий, в которых в настоящее время остро чувствуется нехватка профессионалов высокого уровня. Это религиоведы, специалисты в области государственно-конфессиональных отношений. Профессиональные специалисты в области теологии востребованы в многочисленных учреждениях, среди которых даже парламент, МИД, СМИ, сфера образования и многочисленные экспертные советы.

Что касается заработной платы теолога, то у начинающих специалистов она составляет порядка 10 тысяч рублей в месяц. По мере накопления опыта и повышения профессиональных качеств, зарплата может повышаться до 30 и более тысяч рублей.

Татьяна Евгеньевна, для тех, кто не знаком с понятием «теология», или же не знаком в полной мере, не могли бы рассказать, что же такое теология и чем она отличается от богословия?

Сразу хочу начать с того, что однозначный ответ на вопрос «Что такое теология?», дать очень сложно.

Теология — это… или кто такой теолог и что он изучает

Существует две противоположные точки зрения. Первая заключается в том, что теология и богословие – это равнозначные понятия. Эта точка зрения восточной школы. При этом в исламском мире существуют как факультеты шариатских наук, так и  факультеты «Усуль ат-дин» — то есть факультет теологии. И хотя восточная школа считает, что это очень близкие термины, однако реально между ними разделение существует.

Согласно другой точке зрения, которой придерживаюсь я, теология коренным образом отличается от богословия, так как, на мой взгляд, богословие занимается изучением чисто религиозных, богословских вопросов, которые на научную основу поставить крайне сложно. А в связи с тем, что теология вошла в номенклатуру научных специальностей и считается светской наукой, то однозначно можно сказать, что теология и богословие это разные вещи. Также я склонна к этому мнению, поскольку и в нашем вузе есть факультет исламских наук, где готовят богословов и отдельно факультет теологии. При этом обучение происходит по разным стандартам, по разным программам, студентами изучаются разные дисциплины, формирующие разные типы мышления.

Исходя из этого, можно ли говорить, что теолог может быть богословом, а богослов теологом – нет?

Я думаю, что как богослов не может быть теологом, так и теолог богословом, так как каждый из них обладает совершенно разным типом мышления. Богослов глубоко погружен в узкую область богословских знаний, теолог же имеет более широкое мышление, и в узких богословских рамках ему будет просто тесно.

А если продолжить вопрос определения теологии, хочу сказать, что теология — вторая философия с претензией на статус мета-науки, так как она дает ответы на те же три вопроса: о человеке, мире и Боге, но дает их, используя не только разум, но и веру, поскольку теология – все-таки часть религиозного мировоззрения. Таким образом, теологическое мировоззрение — это разум веры, а теология – это высший уровень религиозного сознания, ставящий перед собой цель рационального обоснования религиозного вероучения в той форме, как оно сформулировано в канонических учениях, а также приспособления этого вероучения к особенностям общественного сознания. Теолог – это исследователь, владеющий научной методологией, а следовательно, имеющий светское образованием, и в то же время, занимающийся изучением богословия изнутри.

Сегодня открывается большое количество теологических факультетов, кафедр и даже в светских вузах. Как вы считаете, с чем связана популярность теологии в последнее время?

Человеку всегда интересно все новое. Хотя теологию вернее будет охарактеризовать не как новое направление, а как хорошо забытое старое. Если проследить историю развития науки и религии, мы увидим, что постоянно происходит то сближение, то отдаление их друг от друга. Сейчас мы стоим на пороге подлинного сближения богословия и теологии. На мой взгляд, теология является как раз связующим звеном между теологией и религиоведением. Я бы хотела проследить ретроспективу развития теологии в России. В 2002 году утверждена специальность теолога, здесь же одобрен стандарт проекта по теологии. В 2002 году в Российском исламском институте открывается факультет теологии. В 2015 году высшая аккредитационная комиссия включает теологию в номенклатуру научных специальностей, и с этого момента начали открываться факультеты теологии в светских учебных заведениях. В октябре 2015 года утвержден новый стандарт теологии, который вызывает много споров, поскольку не могут дать однозначного ответа, чем отличается теология от религиоведения, богословия, исламоведения, но в спорах рождается истина. И если проследить, как открывались другие ученые советы, как внедрялись новые дисциплины, мы увидим, что они также проходили сложный путь развития. По теологии уже открывается ученый совет, что позволит защищать кандидатские и докторские диссертации именно по теологии. Параллельно открывается и Болгарская исламская академия, где будут готовить исламских магистров и докторов богословия.

Какие тенденции, проблемы наблюдаются в современной теологии, в каком направлении идет развитие этой науки?

Первая проблема как раз заключена в том вопросе, с которого вы начали интервью, то есть, что такое теология. Второй проблемой можно назвать поиск отличия теологии от смежных дисциплин, таких как религиоведение, исламоведение, истории религий и т.д. Также перед современными исследователями стоит задача решения проблемы классификации теологии, то есть поиск ответов на такие вопросы, как: Может ли теология быть светской?; может ли теология быть сравнительной?; кто такой теолог в принципе. Таким образом, вопросов требующих ответов сегодня очень много, но до тех пор, пока мы не начнем их задавать, они так и останутся без ответов. А как мы знаем, правильно заданный вопрос – уже половина ответа на него.

Продолжая тему, хотелось узнать, какие запросы современное общество направляет в адрес теологов?

Ответить на этот вопрос постараюсь, приведя в качестве примера студентов нашего института. К примеру, если студенты-бакалавры проходят практику в мечети, это не говорит о том, что факультет теологии готовит служителей религиозного культа. Конечно на начальном этапе, как мне кажется, теолог должен пройти начальную школу имама, но на этом не останавливаться, а развиваться дальше и, я так предполагаю, теологи должны работать в государственных структурах, в советах по межрелигиозному взаимодействию. Я думаю, что наши выпускники будут востребованы: как теологи в светской жизни, так и богословы в религиозной. И я надеюсь, что оба эти направления, дополняя и обогащая друг друга, составят духовную элиту нашего общества. Это как две грани, две стороны одной медали: одна – теолог, другая – богослов.

Вы сказали, студенты-теологи проходят практику в мечети. А может ли теолог работать имамом?

Программа подготовки теолога предполагает работу в мечети, но это не есть конечная цель. В случае продолжения обучения в магистратуре, студенты проходят практику в других религиозных структурах. Но в принципе, работать могут и в качестве имамов. Мне кажется, что теолог все-таки больше ориентирован на преподавательскую, экспертную деятельность.

Ранее вы также сказали, что теологи могут работать в государственных структурах. А как вы считаете, само государство заинтересовано в этом?

Судя по тому, что факультеты теологии открываются в светских вузах, государство считает, что теологи нужны. Все больше людей осознают, что современный мир является многополярным, в связи с чем, на первый план выдвигаются идеи интеграции и консолидации общества. В настоящее время призывы к солидарности, толерантности и ненасилию прослеживаются практически во всех областях жизни. Это указывает на глубинные сдвиги в общественном сознании, благодаря чему становится возможным взглянуть на мир как на сверхсложную многоуровневую целостную систему. Поэтому именно сейчас нужны специалисты, обладающие высоким уровнем религиозного сознания, широтой мышления, разум веры. Поэтому я думаю, что государство заинтересовано в специалистах, обладающих такими качествами.

Хотелось бы также затронуть тему ваших выпускников. С какими трудностями приходится сталкиваться вашим студентам, выпускникам?

Я думаю с такими же трудностями, как и другие выпускники. Поскольку сейчас после окончания вуза распределение специалистов отсутствует, то с проблемой трудоустройства сталкивается практически каждый выпускник. Студент, завершивший обучение даже с красным дипломом, сам ищет себе работу. Поэтому сказать, что только наши студенты испытывают такие трудности нельзя. Тот, кто желает получить знания и тот, кто осваивает программу, он будет востребован. Например, некоторые наши выпускники работают в различных структурах ДУМ РТ, в управлении по взаимодействию с религиозными объединениями, сотрудниками Совета муфтиев России, муфтиями регионов. Нам есть, кем гордиться.

Можно уточнить, а эти выпускники обучались в РИИ, уже имея эти должности, или же после окончания вуза получили их?

Вопрос хороший. Вы правильно заметили, часть из них действительно обучались у нас уже, будучи муфтиями и сотрудниками муфтиятов, например. Но тут возникает другой вопрос: Зачем, имея такие должности, они идут обучаться на теологов? Думаю, что они осознают, что в их профессиональной деятельности необходимы и такого рода знания. Причем эти уважаемые люди обычно не афишируют свои должности и заслуги, а поступают и обучаются на общих основаниях, также сдают экзамены.

Подводя итоги, не могли бы вы сказать, как на ваш взгляд должен выглядеть идеальный выпускник-теолог?

Идеальный теолог должен быть образованным, грамотным, знающим арабский язык – язык религиозных текстов, и в тоже время знающим и исповедующим свою религию, то есть глубоко верующим человеком. Также теолог должен обладать знаниями других религий, причем воспринимая их не как враждебные, а как имеющие право на существование.

Вы отметили, что теолог должен быть верующим человеком, а может ли теолог быть атеистом?

На мой взгляд, однозначно, нет, хотя светская теология это и предполагает.

Беседовал Ильдар Тазиев

Количество показов:1095

Татьяна Евгеньевна, для тех, кто не знаком с понятием «теология», или же не знаком в полной мере, не могли бы рассказать, что же такое теология и чем она отличается от богословия?

Сразу хочу начать с того, что однозначный ответ на вопрос «Что такое теология?», дать очень сложно. Существует две противоположные точки зрения. Первая заключается в том, что теология и богословие – это равнозначные понятия. Эта точка зрения восточной школы. При этом в исламском мире существуют как факультеты шариатских наук, так и  факультеты «Усуль ат-дин» — то есть факультет теологии. И хотя восточная школа считает, что это очень близкие термины, однако реально между ними разделение существует.

Согласно другой точке зрения, которой придерживаюсь я, теология коренным образом отличается от богословия, так как, на мой взгляд, богословие занимается изучением чисто религиозных, богословских вопросов, которые на научную основу поставить крайне сложно. А в связи с тем, что теология вошла в номенклатуру научных специальностей и считается светской наукой, то однозначно можно сказать, что теология и богословие это разные вещи. Также я склонна к этому мнению, поскольку и в нашем вузе есть факультет исламских наук, где готовят богословов и отдельно факультет теологии. При этом обучение происходит по разным стандартам, по разным программам, студентами изучаются разные дисциплины, формирующие разные типы мышления.

Исходя из этого, можно ли говорить, что теолог может быть богословом, а богослов теологом – нет?

Я думаю, что как богослов не может быть теологом, так и теолог богословом, так как каждый из них обладает совершенно разным типом мышления.

Богослов глубоко погружен в узкую область богословских знаний, теолог же имеет более широкое мышление, и в узких богословских рамках ему будет просто тесно.

А если продолжить вопрос определения теологии, хочу сказать, что теология — вторая философия с претензией на статус мета-науки, так как она дает ответы на те же три вопроса: о человеке, мире и Боге, но дает их, используя не только разум, но и веру, поскольку теология – все-таки часть религиозного мировоззрения. Таким образом, теологическое мировоззрение — это разум веры, а теология – это высший уровень религиозного сознания, ставящий перед собой цель рационального обоснования религиозного вероучения в той форме, как оно сформулировано в канонических учениях, а также приспособления этого вероучения к особенностям общественного сознания. Теолог – это исследователь, владеющий научной методологией, а следовательно, имеющий светское образованием, и в то же время, занимающийся изучением богословия изнутри.

Сегодня открывается большое количество теологических факультетов, кафедр и даже в светских вузах. Как вы считаете, с чем связана популярность теологии в последнее время?

Человеку всегда интересно все новое. Хотя теологию вернее будет охарактеризовать не как новое направление, а как хорошо забытое старое. Если проследить историю развития науки и религии, мы увидим, что постоянно происходит то сближение, то отдаление их друг от друга. Сейчас мы стоим на пороге подлинного сближения богословия и теологии. На мой взгляд, теология является как раз связующим звеном между теологией и религиоведением. Я бы хотела проследить ретроспективу развития теологии в России. В 2002 году утверждена специальность теолога, здесь же одобрен стандарт проекта по теологии. В 2002 году в Российском исламском институте открывается факультет теологии. В 2015 году высшая аккредитационная комиссия включает теологию в номенклатуру научных специальностей, и с этого момента начали открываться факультеты теологии в светских учебных заведениях. В октябре 2015 года утвержден новый стандарт теологии, который вызывает много споров, поскольку не могут дать однозначного ответа, чем отличается теология от религиоведения, богословия, исламоведения, но в спорах рождается истина. И если проследить, как открывались другие ученые советы, как внедрялись новые дисциплины, мы увидим, что они также проходили сложный путь развития. По теологии уже открывается ученый совет, что позволит защищать кандидатские и докторские диссертации именно по теологии. Параллельно открывается и Болгарская исламская академия, где будут готовить исламских магистров и докторов богословия.

Какие тенденции, проблемы наблюдаются в современной теологии, в каком направлении идет развитие этой науки?

Первая проблема как раз заключена в том вопросе, с которого вы начали интервью, то есть, что такое теология. Второй проблемой можно назвать поиск отличия теологии от смежных дисциплин, таких как религиоведение, исламоведение, истории религий и т.д. Также перед современными исследователями стоит задача решения проблемы классификации теологии, то есть поиск ответов на такие вопросы, как: Может ли теология быть светской?; может ли теология быть сравнительной?; кто такой теолог в принципе. Таким образом, вопросов требующих ответов сегодня очень много, но до тех пор, пока мы не начнем их задавать, они так и останутся без ответов. А как мы знаем, правильно заданный вопрос – уже половина ответа на него.

Продолжая тему, хотелось узнать, какие запросы современное общество направляет в адрес теологов?

Ответить на этот вопрос постараюсь, приведя в качестве примера студентов нашего института. К примеру, если студенты-бакалавры проходят практику в мечети, это не говорит о том, что факультет теологии готовит служителей религиозного культа. Конечно на начальном этапе, как мне кажется, теолог должен пройти начальную школу имама, но на этом не останавливаться, а развиваться дальше и, я так предполагаю, теологи должны работать в государственных структурах, в советах по межрелигиозному взаимодействию. Я думаю, что наши выпускники будут востребованы: как теологи в светской жизни, так и богословы в религиозной. И я надеюсь, что оба эти направления, дополняя и обогащая друг друга, составят духовную элиту нашего общества. Это как две грани, две стороны одной медали: одна – теолог, другая – богослов.

Вы сказали, студенты-теологи проходят практику в мечети. А может ли теолог работать имамом?

Программа подготовки теолога предполагает работу в мечети, но это не есть конечная цель. В случае продолжения обучения в магистратуре, студенты проходят практику в других религиозных структурах. Но в принципе, работать могут и в качестве имамов. Мне кажется, что теолог все-таки больше ориентирован на преподавательскую, экспертную деятельность.

Ранее вы также сказали, что теологи могут работать в государственных структурах. А как вы считаете, само государство заинтересовано в этом?

Судя по тому, что факультеты теологии открываются в светских вузах, государство считает, что теологи нужны. Все больше людей осознают, что современный мир является многополярным, в связи с чем, на первый план выдвигаются идеи интеграции и консолидации общества. В настоящее время призывы к солидарности, толерантности и ненасилию прослеживаются практически во всех областях жизни. Это указывает на глубинные сдвиги в общественном сознании, благодаря чему становится возможным взглянуть на мир как на сверхсложную многоуровневую целостную систему. Поэтому именно сейчас нужны специалисты, обладающие высоким уровнем религиозного сознания, широтой мышления, разум веры. Поэтому я думаю, что государство заинтересовано в специалистах, обладающих такими качествами.

Хотелось бы также затронуть тему ваших выпускников.

Профессия – теолог или о том, как меняется мода на образование

С какими трудностями приходится сталкиваться вашим студентам, выпускникам?

Я думаю с такими же трудностями, как и другие выпускники. Поскольку сейчас после окончания вуза распределение специалистов отсутствует, то с проблемой трудоустройства сталкивается практически каждый выпускник. Студент, завершивший обучение даже с красным дипломом, сам ищет себе работу. Поэтому сказать, что только наши студенты испытывают такие трудности нельзя. Тот, кто желает получить знания и тот, кто осваивает программу, он будет востребован. Например, некоторые наши выпускники работают в различных структурах ДУМ РТ, в управлении по взаимодействию с религиозными объединениями, сотрудниками Совета муфтиев России, муфтиями регионов. Нам есть, кем гордиться.

Можно уточнить, а эти выпускники обучались в РИИ, уже имея эти должности, или же после окончания вуза получили их?

Вопрос хороший. Вы правильно заметили, часть из них действительно обучались у нас уже, будучи муфтиями и сотрудниками муфтиятов, например. Но тут возникает другой вопрос: Зачем, имея такие должности, они идут обучаться на теологов? Думаю, что они осознают, что в их профессиональной деятельности необходимы и такого рода знания. Причем эти уважаемые люди обычно не афишируют свои должности и заслуги, а поступают и обучаются на общих основаниях, также сдают экзамены.

Подводя итоги, не могли бы вы сказать, как на ваш взгляд должен выглядеть идеальный выпускник-теолог?

Идеальный теолог должен быть образованным, грамотным, знающим арабский язык – язык религиозных текстов, и в тоже время знающим и исповедующим свою религию, то есть глубоко верующим человеком. Также теолог должен обладать знаниями других религий, причем воспринимая их не как враждебные, а как имеющие право на существование.

Вы отметили, что теолог должен быть верующим человеком, а может ли теолог быть атеистом?

На мой взгляд, однозначно, нет, хотя светская теология это и предполагает.

Беседовал Ильдар Тазиев

Количество показов: 1090

404 ошибка

Примеры употребления слова теолог в литературе.

Более того, так как идеи Аристотеля использовали многие христианские теологи, считавшиеся еретиками, распространение и изучение аристотелизма официально запрещалось.

Интересно, как реагировали бы христиане, если бы мусульманские теологи заявили, что Магомет взмыл в небо с Храма гроба Господня, а затем, изменив название на Бурак, объявили бы храм святым местом для ислама.

Но все же, если более всего я ссылаюсь: из историков — на Фруассара и Шателлена, из поэтов — на Эсташа Дешана, из теологов — на Жана Жерсона и Дионисия Картузианца, из художников — на Яна ван Эйка, — это объясняется не столько ограниченностью материала, сколько тем фактом, что именно они щедростью и тонким своеобразием творчества особенно ярко отражают дух времени.

Только лишь притязания на непогрешимость и монополию, фанатизм и педантство теологов, равно как и созданные человеком обряды и ритуалы, изгоняют жизненную силу и самую жизнь из дарованных Богом мыслей — единственно это исказило истину.

Это грандиозное произведение, соединявшее в себе чувственность, язвительный цинизм и элегантную символику, будило в умах сенсуальный мистицизм, который должен был казаться серьезному теологу пучиной греховности.

Паррини нашел письма от обоих Симов, от людей, чьи имена вошли в историю Сопротивления, от государственных деятелей, участников войны, производителей оружия и социальных реформаторов, от теологов и жертв войны.

Некоторые христианские теологи, такие, как Леонард Свиндлер, утверждали, что Иисус был феминистом, так как он критиковал жесткую сегрегацию и притеснение женщин.

Древние теологи, мистики и философы говорили, что бог объемлет в себе все, что есть в мире, но то, что в мире многообразно, рассеяно, разрознено, чувственно поделено между различными существами, то в боге имеется в простом, нечувственном, едином виде.

Тезис о неизменной, константной сущности человека, начиная с питекантропа и его шелльских орудий, изложен во вступительной статье основателя этого издания боннского историка и теолога Ф.

Несомненно, что со времени Канта козыри снова оказались в руках у трансценденталистов всякого пошиба — они эмансипировались от теологов: какое счастье!

Напротив, Иоанн Скот Эриугена, величайший теолог девятого столетия, такую мысль допускал.

Христианство не знает того, что говорит обычно придворный провинциалу, деревенский— горожанину, патриций — плебею, знаменитый — неизвестному, сильный — слабому, итальянец — германцу, галл — британцу, британец — шотландцу, грамматик — теологу, грамматику — диалектик, юристу — медик, ученый — дураку, красноречивый — неречистому, холостой — женатому, молодой — старику, клирик — мирянину, священник — монаху, колетанин — минориту, кармелит — иакови-ту, и, дабы не перечислять здесь все различия, несходному вовсе не подобает вышучивать несходное.

Установление официальной догматики христианской церкви поставило перед христианскими философами и теологами новые задачи.

Вместо того чтобы доказать это надлежащими цитатами, я приведу здесь кстати выдержку из одного иностранного теолога.

Инквизиция в описаниях теологов — не мрачный застенок с палачами и палаческим инструментом, а некое подобие благотворительного института, церковной скорой помощи, спешившей спасти любого грешника, бросившего вызов единственно верному вероучению.

Татьяна Евгеньевна, для тех, кто не знаком с понятием «теология», или же не знаком в полной мере, не могли бы рассказать, что же такое теология и чем она отличается от богословия?

Сразу хочу начать с того, что однозначный ответ на вопрос «Что такое теология?», дать очень сложно. Существует две противоположные точки зрения. Первая заключается в том, что теология и богословие – это равнозначные понятия. Эта точка зрения восточной школы. При этом в исламском мире существуют как факультеты шариатских наук, так и  факультеты «Усуль ат-дин» — то есть факультет теологии. И хотя восточная школа считает, что это очень близкие термины, однако реально между ними разделение существует.

Согласно другой точке зрения, которой придерживаюсь я, теология коренным образом отличается от богословия, так как, на мой взгляд, богословие занимается изучением чисто религиозных, богословских вопросов, которые на научную основу поставить крайне сложно. А в связи с тем, что теология вошла в номенклатуру научных специальностей и считается светской наукой, то однозначно можно сказать, что теология и богословие это разные вещи. Также я склонна к этому мнению, поскольку и в нашем вузе есть факультет исламских наук, где готовят богословов и отдельно факультет теологии. При этом обучение происходит по разным стандартам, по разным программам, студентами изучаются разные дисциплины, формирующие разные типы мышления.

Исходя из этого, можно ли говорить, что теолог может быть богословом, а богослов теологом – нет?

Я думаю, что как богослов не может быть теологом, так и теолог богословом, так как каждый из них обладает совершенно разным типом мышления. Богослов глубоко погружен в узкую область богословских знаний, теолог же имеет более широкое мышление, и в узких богословских рамках ему будет просто тесно.

А если продолжить вопрос определения теологии, хочу сказать, что теология — вторая философия с претензией на статус мета-науки, так как она дает ответы на те же три вопроса: о человеке, мире и Боге, но дает их, используя не только разум, но и веру, поскольку теология – все-таки часть религиозного мировоззрения. Таким образом, теологическое мировоззрение — это разум веры, а теология – это высший уровень религиозного сознания, ставящий перед собой цель рационального обоснования религиозного вероучения в той форме, как оно сформулировано в канонических учениях, а также приспособления этого вероучения к особенностям общественного сознания.

Кто такой теолог? Есть ли они в современном мире?

Теолог – это исследователь, владеющий научной методологией, а следовательно, имеющий светское образованием, и в то же время, занимающийся изучением богословия изнутри.

Сегодня открывается большое количество теологических факультетов, кафедр и даже в светских вузах. Как вы считаете, с чем связана популярность теологии в последнее время?

Человеку всегда интересно все новое. Хотя теологию вернее будет охарактеризовать не как новое направление, а как хорошо забытое старое. Если проследить историю развития науки и религии, мы увидим, что постоянно происходит то сближение, то отдаление их друг от друга. Сейчас мы стоим на пороге подлинного сближения богословия и теологии. На мой взгляд, теология является как раз связующим звеном между теологией и религиоведением. Я бы хотела проследить ретроспективу развития теологии в России. В 2002 году утверждена специальность теолога, здесь же одобрен стандарт проекта по теологии. В 2002 году в Российском исламском институте открывается факультет теологии. В 2015 году высшая аккредитационная комиссия включает теологию в номенклатуру научных специальностей, и с этого момента начали открываться факультеты теологии в светских учебных заведениях. В октябре 2015 года утвержден новый стандарт теологии, который вызывает много споров, поскольку не могут дать однозначного ответа, чем отличается теология от религиоведения, богословия, исламоведения, но в спорах рождается истина. И если проследить, как открывались другие ученые советы, как внедрялись новые дисциплины, мы увидим, что они также проходили сложный путь развития. По теологии уже открывается ученый совет, что позволит защищать кандидатские и докторские диссертации именно по теологии. Параллельно открывается и Болгарская исламская академия, где будут готовить исламских магистров и докторов богословия.

Какие тенденции, проблемы наблюдаются в современной теологии, в каком направлении идет развитие этой науки?

Первая проблема как раз заключена в том вопросе, с которого вы начали интервью, то есть, что такое теология. Второй проблемой можно назвать поиск отличия теологии от смежных дисциплин, таких как религиоведение, исламоведение, истории религий и т.д. Также перед современными исследователями стоит задача решения проблемы классификации теологии, то есть поиск ответов на такие вопросы, как: Может ли теология быть светской?; может ли теология быть сравнительной?; кто такой теолог в принципе. Таким образом, вопросов требующих ответов сегодня очень много, но до тех пор, пока мы не начнем их задавать, они так и останутся без ответов. А как мы знаем, правильно заданный вопрос – уже половина ответа на него.

Продолжая тему, хотелось узнать, какие запросы современное общество направляет в адрес теологов?

Ответить на этот вопрос постараюсь, приведя в качестве примера студентов нашего института. К примеру, если студенты-бакалавры проходят практику в мечети, это не говорит о том, что факультет теологии готовит служителей религиозного культа. Конечно на начальном этапе, как мне кажется, теолог должен пройти начальную школу имама, но на этом не останавливаться, а развиваться дальше и, я так предполагаю, теологи должны работать в государственных структурах, в советах по межрелигиозному взаимодействию. Я думаю, что наши выпускники будут востребованы: как теологи в светской жизни, так и богословы в религиозной. И я надеюсь, что оба эти направления, дополняя и обогащая друг друга, составят духовную элиту нашего общества. Это как две грани, две стороны одной медали: одна – теолог, другая – богослов.

Вы сказали, студенты-теологи проходят практику в мечети. А может ли теолог работать имамом?

Программа подготовки теолога предполагает работу в мечети, но это не есть конечная цель. В случае продолжения обучения в магистратуре, студенты проходят практику в других религиозных структурах. Но в принципе, работать могут и в качестве имамов. Мне кажется, что теолог все-таки больше ориентирован на преподавательскую, экспертную деятельность.

Ранее вы также сказали, что теологи могут работать в государственных структурах. А как вы считаете, само государство заинтересовано в этом?

Судя по тому, что факультеты теологии открываются в светских вузах, государство считает, что теологи нужны. Все больше людей осознают, что современный мир является многополярным, в связи с чем, на первый план выдвигаются идеи интеграции и консолидации общества. В настоящее время призывы к солидарности, толерантности и ненасилию прослеживаются практически во всех областях жизни. Это указывает на глубинные сдвиги в общественном сознании, благодаря чему становится возможным взглянуть на мир как на сверхсложную многоуровневую целостную систему. Поэтому именно сейчас нужны специалисты, обладающие высоким уровнем религиозного сознания, широтой мышления, разум веры. Поэтому я думаю, что государство заинтересовано в специалистах, обладающих такими качествами.

Хотелось бы также затронуть тему ваших выпускников. С какими трудностями приходится сталкиваться вашим студентам, выпускникам?

Я думаю с такими же трудностями, как и другие выпускники. Поскольку сейчас после окончания вуза распределение специалистов отсутствует, то с проблемой трудоустройства сталкивается практически каждый выпускник. Студент, завершивший обучение даже с красным дипломом, сам ищет себе работу. Поэтому сказать, что только наши студенты испытывают такие трудности нельзя. Тот, кто желает получить знания и тот, кто осваивает программу, он будет востребован. Например, некоторые наши выпускники работают в различных структурах ДУМ РТ, в управлении по взаимодействию с религиозными объединениями, сотрудниками Совета муфтиев России, муфтиями регионов. Нам есть, кем гордиться.

Можно уточнить, а эти выпускники обучались в РИИ, уже имея эти должности, или же после окончания вуза получили их?

Вопрос хороший. Вы правильно заметили, часть из них действительно обучались у нас уже, будучи муфтиями и сотрудниками муфтиятов, например. Но тут возникает другой вопрос: Зачем, имея такие должности, они идут обучаться на теологов? Думаю, что они осознают, что в их профессиональной деятельности необходимы и такого рода знания. Причем эти уважаемые люди обычно не афишируют свои должности и заслуги, а поступают и обучаются на общих основаниях, также сдают экзамены.

Подводя итоги, не могли бы вы сказать, как на ваш взгляд должен выглядеть идеальный выпускник-теолог?

Идеальный теолог должен быть образованным, грамотным, знающим арабский язык – язык религиозных текстов, и в тоже время знающим и исповедующим свою религию, то есть глубоко верующим человеком. Также теолог должен обладать знаниями других религий, причем воспринимая их не как враждебные, а как имеющие право на существование.

Вы отметили, что теолог должен быть верующим человеком, а может ли теолог быть атеистом?

На мой взгляд, однозначно, нет, хотя светская теология это и предполагает.

Беседовал Ильдар Тазиев

Количество показов:1093

Татьяна Евгеньевна, для тех, кто не знаком с понятием «теология», или же не знаком в полной мере, не могли бы рассказать, что же такое теология и чем она отличается от богословия?

Сразу хочу начать с того, что однозначный ответ на вопрос «Что такое теология?», дать очень сложно. Существует две противоположные точки зрения. Первая заключается в том, что теология и богословие – это равнозначные понятия. Эта точка зрения восточной школы. При этом в исламском мире существуют как факультеты шариатских наук, так и  факультеты «Усуль ат-дин» — то есть факультет теологии. И хотя восточная школа считает, что это очень близкие термины, однако реально между ними разделение существует.

Согласно другой точке зрения, которой придерживаюсь я, теология коренным образом отличается от богословия, так как, на мой взгляд, богословие занимается изучением чисто религиозных, богословских вопросов, которые на научную основу поставить крайне сложно. А в связи с тем, что теология вошла в номенклатуру научных специальностей и считается светской наукой, то однозначно можно сказать, что теология и богословие это разные вещи. Также я склонна к этому мнению, поскольку и в нашем вузе есть факультет исламских наук, где готовят богословов и отдельно факультет теологии. При этом обучение происходит по разным стандартам, по разным программам, студентами изучаются разные дисциплины, формирующие разные типы мышления.

Исходя из этого, можно ли говорить, что теолог может быть богословом, а богослов теологом – нет?

Я думаю, что как богослов не может быть теологом, так и теолог богословом, так как каждый из них обладает совершенно разным типом мышления. Богослов глубоко погружен в узкую область богословских знаний, теолог же имеет более широкое мышление, и в узких богословских рамках ему будет просто тесно.

А если продолжить вопрос определения теологии, хочу сказать, что теология — вторая философия с претензией на статус мета-науки, так как она дает ответы на те же три вопроса: о человеке, мире и Боге, но дает их, используя не только разум, но и веру, поскольку теология – все-таки часть религиозного мировоззрения. Таким образом, теологическое мировоззрение — это разум веры, а теология – это высший уровень религиозного сознания, ставящий перед собой цель рационального обоснования религиозного вероучения в той форме, как оно сформулировано в канонических учениях, а также приспособления этого вероучения к особенностям общественного сознания. Теолог – это исследователь, владеющий научной методологией, а следовательно, имеющий светское образованием, и в то же время, занимающийся изучением богословия изнутри.

Сегодня открывается большое количество теологических факультетов, кафедр и даже в светских вузах. Как вы считаете, с чем связана популярность теологии в последнее время?

Человеку всегда интересно все новое. Хотя теологию вернее будет охарактеризовать не как новое направление, а как хорошо забытое старое. Если проследить историю развития науки и религии, мы увидим, что постоянно происходит то сближение, то отдаление их друг от друга. Сейчас мы стоим на пороге подлинного сближения богословия и теологии. На мой взгляд, теология является как раз связующим звеном между теологией и религиоведением. Я бы хотела проследить ретроспективу развития теологии в России. В 2002 году утверждена специальность теолога, здесь же одобрен стандарт проекта по теологии. В 2002 году в Российском исламском институте открывается факультет теологии.

Что такое теология и что она изучает?

В 2015 году высшая аккредитационная комиссия включает теологию в номенклатуру научных специальностей, и с этого момента начали открываться факультеты теологии в светских учебных заведениях. В октябре 2015 года утвержден новый стандарт теологии, который вызывает много споров, поскольку не могут дать однозначного ответа, чем отличается теология от религиоведения, богословия, исламоведения, но в спорах рождается истина. И если проследить, как открывались другие ученые советы, как внедрялись новые дисциплины, мы увидим, что они также проходили сложный путь развития. По теологии уже открывается ученый совет, что позволит защищать кандидатские и докторские диссертации именно по теологии. Параллельно открывается и Болгарская исламская академия, где будут готовить исламских магистров и докторов богословия.

Какие тенденции, проблемы наблюдаются в современной теологии, в каком направлении идет развитие этой науки?

Первая проблема как раз заключена в том вопросе, с которого вы начали интервью, то есть, что такое теология. Второй проблемой можно назвать поиск отличия теологии от смежных дисциплин, таких как религиоведение, исламоведение, истории религий и т.д. Также перед современными исследователями стоит задача решения проблемы классификации теологии, то есть поиск ответов на такие вопросы, как: Может ли теология быть светской?; может ли теология быть сравнительной?; кто такой теолог в принципе. Таким образом, вопросов требующих ответов сегодня очень много, но до тех пор, пока мы не начнем их задавать, они так и останутся без ответов. А как мы знаем, правильно заданный вопрос – уже половина ответа на него.

Продолжая тему, хотелось узнать, какие запросы современное общество направляет в адрес теологов?

Ответить на этот вопрос постараюсь, приведя в качестве примера студентов нашего института. К примеру, если студенты-бакалавры проходят практику в мечети, это не говорит о том, что факультет теологии готовит служителей религиозного культа. Конечно на начальном этапе, как мне кажется, теолог должен пройти начальную школу имама, но на этом не останавливаться, а развиваться дальше и, я так предполагаю, теологи должны работать в государственных структурах, в советах по межрелигиозному взаимодействию. Я думаю, что наши выпускники будут востребованы: как теологи в светской жизни, так и богословы в религиозной. И я надеюсь, что оба эти направления, дополняя и обогащая друг друга, составят духовную элиту нашего общества. Это как две грани, две стороны одной медали: одна – теолог, другая – богослов.

Вы сказали, студенты-теологи проходят практику в мечети. А может ли теолог работать имамом?

Программа подготовки теолога предполагает работу в мечети, но это не есть конечная цель. В случае продолжения обучения в магистратуре, студенты проходят практику в других религиозных структурах. Но в принципе, работать могут и в качестве имамов. Мне кажется, что теолог все-таки больше ориентирован на преподавательскую, экспертную деятельность.

Ранее вы также сказали, что теологи могут работать в государственных структурах. А как вы считаете, само государство заинтересовано в этом?

Судя по тому, что факультеты теологии открываются в светских вузах, государство считает, что теологи нужны. Все больше людей осознают, что современный мир является многополярным, в связи с чем, на первый план выдвигаются идеи интеграции и консолидации общества. В настоящее время призывы к солидарности, толерантности и ненасилию прослеживаются практически во всех областях жизни. Это указывает на глубинные сдвиги в общественном сознании, благодаря чему становится возможным взглянуть на мир как на сверхсложную многоуровневую целостную систему. Поэтому именно сейчас нужны специалисты, обладающие высоким уровнем религиозного сознания, широтой мышления, разум веры. Поэтому я думаю, что государство заинтересовано в специалистах, обладающих такими качествами.

Хотелось бы также затронуть тему ваших выпускников. С какими трудностями приходится сталкиваться вашим студентам, выпускникам?

Я думаю с такими же трудностями, как и другие выпускники. Поскольку сейчас после окончания вуза распределение специалистов отсутствует, то с проблемой трудоустройства сталкивается практически каждый выпускник. Студент, завершивший обучение даже с красным дипломом, сам ищет себе работу. Поэтому сказать, что только наши студенты испытывают такие трудности нельзя. Тот, кто желает получить знания и тот, кто осваивает программу, он будет востребован. Например, некоторые наши выпускники работают в различных структурах ДУМ РТ, в управлении по взаимодействию с религиозными объединениями, сотрудниками Совета муфтиев России, муфтиями регионов. Нам есть, кем гордиться.

Можно уточнить, а эти выпускники обучались в РИИ, уже имея эти должности, или же после окончания вуза получили их?

Вопрос хороший. Вы правильно заметили, часть из них действительно обучались у нас уже, будучи муфтиями и сотрудниками муфтиятов, например. Но тут возникает другой вопрос: Зачем, имея такие должности, они идут обучаться на теологов? Думаю, что они осознают, что в их профессиональной деятельности необходимы и такого рода знания. Причем эти уважаемые люди обычно не афишируют свои должности и заслуги, а поступают и обучаются на общих основаниях, также сдают экзамены.

Подводя итоги, не могли бы вы сказать, как на ваш взгляд должен выглядеть идеальный выпускник-теолог?

Идеальный теолог должен быть образованным, грамотным, знающим арабский язык – язык религиозных текстов, и в тоже время знающим и исповедующим свою религию, то есть глубоко верующим человеком. Также теолог должен обладать знаниями других религий, причем воспринимая их не как враждебные, а как имеющие право на существование.

Вы отметили, что теолог должен быть верующим человеком, а может ли теолог быть атеистом?

На мой взгляд, однозначно, нет, хотя светская теология это и предполагает.

Беседовал Ильдар Тазиев

Количество показов: 1091