Культура при екатерине 2

04.09.2018 0 Автор admin

Ответ оставил Гость

Екатерина II отмечала в своих трудах: «Русский народ – есть особенный народ в целом свете. Он отличается избирательным умом, великою силою. Бог дал русским особое свойство души и характера… Я горжусь, что я русская» .

Период её правления считают «золотым веком» Российской империи. В 1767 году Сенат и депутаты Комиссии по составлению проекта Нового уложения поднесли императрице наименование Великой, Премудрой, Матери Отечества, но она отказалась от этих титулов. Екатерине не нужно было «формальное» наследование титулов, присвоенных Петром I. В течение всей жизни Екатерина стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами – с уважением. И сделала для этого как никто много. Какой она приняла Россию? Вот её слова: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья. Военное ведомство было погружено в долги. Торговля находилась в упадке. Правосудие продавалось с торгу» .

И какой стала наша Россия за 34 года ее правления? Первое, что сделано Екатериной II — укрепление державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что «без её дозволения в Европе ни одна пушка выпалить не смела» . Итоги царствования Екатерины поражают даже сегодня. Население страны увеличилось почти вдвое: с 19 до 36 миллионов. Екатерина II – собирательница русских земель: территория государства увеличилась почти на четверть. Она сделала то, чего не смог Петр. Если он прорубил «окно в Европу» , то Екатерина настежь распахнула «двери на юг» . Именно тогда Черное море, которое с древности называлось Русским, вновь, и теперь уже навсегда, стало приделом государства Российского.

Что сделала Екатерина II для России?

Построено – 144 города. Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. И «второй хлеб» — картофель, прижился в России благодаря заботам императрицы. Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем лидер мировой экономики Англия. В итоге, Государственная казна России пополнилась в четыре раза больше, чем при Петре I. Впервые в России проведена эффективная финансовая реформа и введены бумажные деньги.

Её реформы коснулись практически всех сфер жизни русского общества и государства. Екатерина II в 1785 году подготовила Жалованную грамоту дворянству – юридически оформила все привилегии дворянства. Она отменила позорную практику захвата и продажи крестьян в рабство, но утвердить грамоту по крестьянам и отменить крепостное право Екатерина II не решалась, так как боялась дворцового переворота. При Екатерине медицина впервые стала делом государственным. В каждом городе были открыты аптека и больница, по всей России по ее указанию принимались меры борьбы с заразными болезнями. Екатерина II положила своими указами начало заботе государства о сиротах, инвалидах и стариках. Впервые создала органы попечения, бесплатные народные училища и сиротские дома. Одна из доминирующих формул екатерининского царствования — завершение, окончание «дела» Петра I. В одной из од русского поэта XVIII века Александра Сумарокова прозвучало, что «Петр дал нам бытие. Екатерина – душу» .

Екатерина II активно меняла местную администрацию, судей на энергичных и деятельных. Она управляла огромной империей с умом и пользой. Передовые люди видели в ней идеальное воплощение образа просвещенного монарха. Поэт Петр Вяземский говорил: «Как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, а немка хотела переделать нас в русских» . Ее мировоззрение Андрей Сахаров отметил следующими словами: «Это была великая русская патриотка, создательница российской державности. Она была невероятно честолюбивая женщина. В скромном, маленьком, хрупком теле с голубыми глазами и пушистым нимбом волос таилась колоссальная взрывная сила. Это была главная черта Екатерины Алексеевны» . В этом величие российской императрицы Екатерины II, немки по происхождению, полюбившей Россию.

Подвиг Екатерины Великой

Иван Бондарь

«Мой предмет был:  своим примером спасти от смерти многочисленных моих верноподданных,
кои не знав пользы сего способа, оного страшась, оставались в опасности.
  Я сим исполнила часть долга звания моего; ибо, по слову евангельскому, добрый пастырь
полагает душу свою за овцы».
                                                                       Екатерина Великая

София Фредерика Августа принцесса нищего германского княжества Ангальт-Цербст — матушка Императрица, Государыня Екатерина II, Екатерина Великая (1729 — 1796).

Ни об одном правящем лице в России не ходит столько анекдотов, главным образом скабрезного содержания, как о ней. Приверженность к «свободной любви»? Похождения Екатерины не выделялись на фоне общей распущенности нравов того времени. Фавориты Екатерины (общим числом 23) «знали свое место» и не вмешивались в государственную политику.
Царствование этой Немки, более русской, чем любой урожденный россиянин, освещено созвездием великих полководцев, государственных мужей, писателей и ученых. Ей служили верой и правдой:

Полководцы:     Александр Суворов, Григорий Потёмкин, Петр Румянцев, Алексей Орлов;

Адмиралы:       Федор Ушаков, Самуил Грейг, Григорий Спиридов, Василий Чичагов;

Писатели:       Гавриил Державин, Денис Фонвизин, Александр Сумароков;

Художники:      Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский;

Архитекторы:    Василий Баженов, Николай Львов;

Ученые:         Михаил Ломоносов, Екатерина Воронцова-Дашкова, Пётр-Симон Паллас, Леонард Эйлер;

Прибавлю к ним еще великого мастера шпионажа и других тайных дел, в честь которого названа главная улица Одессы – испанца де ри Баса.

Знаем ли мы заслуги Екатерины? Тут как в присказке советских времен на тему что такое мат и диамат: что такое диамат никто не знает, но все делают вид, что знают. Так же и с этой царицей. Все о ней знают, но только из анекдотов.

Среди монархов Европы Екатерина единственная сумела ввести в обращение бумажные деньги (ассигнаций) и при этом не вызвать инфляцию.

При ней Россия приобретает: Азов, Керчь, Крым, Кубанскую область, прибрежную полосу между Бугом и Днестром и становится твёрдой ногой на Чёрном море. России отходит западная Русь: часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская, области Минская, Волынская и Подольская); литовские губернии (Виленская, Ковенская, Гродненская), верхнее течение Припяти, западная часть Волыни и герцогство Курляндское.

Екатерина Великая завершила дело Петра Великого и превратила Россию в европейскую Державу. Есть у нее и множество других заслуг перед Россией. Но я хочу рассказать Вам о личном Подвиге Екатерины Великой, о проявленной ей незаурядной храбрости.
                                                                                  ***
Начиная с VIII века Европу периодически посещали эпидемии оспы, от которой умирали двое из трех заболевших. В XVII — XVIII веках от нее погибло не менее 150 миллионов человек. Болезнь не щадила ни богатых, ни бедных, от оспы умерли: королева Англии Мария II (1694), русский император Петр II (1730), король Франции Людовик XV (1774).

Бытует представление, что победили эту болезнь после того, как английский врач Эдвард Дженнер в 1796 году доказал: у людей, привитых безобидной коровьей оспой вырабатывается невосприимчивость к натуральной (черной) оспе. Но, задолго до Дженнера, на востоке для получения невосприимчивости прививали здоровым людям гной подсыхающих язвочек от больных натуральной оспой. Врачи назвали эту прививку вариоляцией. После того как в 1717 году эпидемия оспы в Стамбуле была погашена массовой вариоляцией населения, ее стали применять в Англии. Сам Дженнер подвергся в детстве вариоляции.

Рискованное это было дело и результат – как кому повезет. После таких «прививок» люди часто заболевали тяжелейшей формой оспы, умирали или становились слепыми.

Вехи истории: что принесла России Екатерина Вторая

Другие действительно переносили оспу в легкой форме и приобретали невосприимчивость. Все зависело от того, в какой степени вирус в высушенной корочке потерял свою болезнетворность. Понятно, что люди не горели желанием получать эту рискованную прививку.

В начале своего царствования, в 1763 году, Екатерина учредила медицинскую коллегию, которая и поднял вопрос о необходимости защиты населения империи массовой прививкой против оспы. Но как заставить людей пойти на эту рискованную процедуру?

И Екатерина приняла решение – она сама будет ПЕРВОЙ. Императрица выступит в роли заботливой матери, жертвующей собой ради здоровья подданных.
Как любой человек того времени, она страшно боялась оспы. «С детства меня приучили к ужасу перед оспой, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас, в каждом ничтожном болезненном припадке я уже видела оспу».

О страшных последствиях оспенной прививки ходило множество легенд. Взгляните еще раз на карикатуру в заставке этого рассказа. На ней художник изобразил превращение людей в скотов после вакцинации по Дженнеру. За 28 лет до открытия Дженнера, когда Екатерина Великая принимала свое решение, боялись значительно больше.

Преодолевая страх, Екатерина решила все-таки привить оспу себе, а затем, в случае удачного исхода, стать «донором», от которого для прививок другим возьмут «материю» — те самые подсохшие корочки гноя. Для проведения этой процедуры в Россию пригласили английского врача барона Димсдейла. Екатерина впоследствии так писала Вольтеру:
«Он мне привил оспу 12 октября 1768 года. Я была очень удивлена после этой операции… и говорила, что не стоит труда кричать против этого и мешать людям спасать себе жизнь при помощи таких пустяков….»

Легко себе представить ужас дам и кавалеров из окружения императрицы. Они должны были вести с императрицей, зараженной оспой, непринужденную беседу за обедом, а вечерами играть с ней в карты. Прошло 6 дней и у Екатерины появились признаки оспы. Она уединилась в своих покоях до полного выздоровления.
Сыну Екатерины, 14-летнему Павлу оспу привили через месяц. Теперь не было недостатка в желающих сделать прививку. Приближенные считали великой честью получить «оспенную материю». В следующие дни только в Петербурге прививку от оспы получили около 140 аристократов. Екатерина писала: «Весь Петербург хочет себе привить оспу, а те, которые это сделали, уже здоровы».

И все же это был большой риск. Прусский король Фридрих II в письме Екатерине пожурил ее за такое геройство:
«Вы ведете себя как мать ваших народов, геройски подвергая себя операции, которая может спасти жизнь множеству ваших подданных… Но … если бы привитие оспы не удалось вам так счастливо, то Россия потеряла бы бесконечно более того, что может когда-либо приобрести через употребление этого предохранительного средства».

Действительно, трудно даже представить урон, который могла нанести России преждевременная смерть этой царицы. Но нам, как всегда, везло на крутых поворотах.
Екатерина не только осмелилась быть первой, но и повелела обнародовать описание своей болезни, «чтоб и другие, употребляя те же средства, удобно предохраняли себя от опасностей…». А в 1770 г. было опубликовано официальное наставление о прививании оспы, впоследствии включенное в Полный свод законов Российской империи.

Брикнер А.Г. История Екатерины Великой. М., 1998. Репринтное издание
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000

© Copyright: Иван Бондарь, 2010
Свидетельство о публикации №210120400218

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Иван Бондарь

Рецензии

Написать рецензию

Вроде бы и не в новину.
Но, написано хорошо, не тягомотно,
и прочиталось в удовольствие.

Василий Овчинников   31.01.2015 11:47   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Иван Бондарь

Особенности правления Екатерины 2

После смерти Петра I его реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как великая императрица, правившая страной 34 года (1762—1796 гг.). Н.М. Карамзин, оценивая реформы Екатерины II, писал:

«Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России».

Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Наиболее общепринятой является точка зрения И.А. Федосова, который ведет отсчет эпохи с 1762 вплоть до 1815 г.

Просвещенный абсолютизм — это явление общеевропейское. В Европе оно представлено такими яркими личностями, как король прусский Фридрих II, шведский Густав III, император Австрии Иосиф II и др. Эта эпоха была пронизана идеями французских просветителей и характеризовалась появлением нового класса — буржуазии, открыто заявившей о своих претензиях на экономическую и политическую власть, остро критиковавшей деспотических правителей и засилье католической церкви.

Идеи Просвещения получили широкое распространение и за пределами своих стран. Екатерина II, будучи человеком европейски образованным, осознавала необходимость предстоящих перемен и со всей серьезностью взялась за тщательное изучение работ Ш.П. Монтескье, Вольтера, Д’Аламбера, Д. Дидро и др. В свое царствование она стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старается внедрить широкое народное образование, пытается искоренить крепостное право.

Политическая нестабильность при ее предшественниках и серия дворцовых переворотов приводили Екатерину II к мысли о необходимости укрепления личной власти, без чего она не представляла себе возможности для глубоких преобразований.

Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Она считала, многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, так как авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.

В XVII в. была создана Уложенная комиссия, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и настроений в обществе. С большим энтузиазмом императрица приступила к созданию нового Уложения, основанного на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения. С этой целью она взялась за составление своей знаменитой инструкции, получившей в исторической литературе название «Наказ». Основной текст «Наказа» содержит 20 глав, поделенных на 546 статей, из которых 245 были заимствованы из произведения Ш.П. Монтескье «О духе законов» и 106 — из книги ученого юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Кроме того, Екатерина II использовала труды немецких ученых Бильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское законодательство.

В своих рассуждениях императрица исходит из убеждения, что Россия — европейская страна, и что ее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в виде абсолютной монархии. Трудно не согласиться с Л. И. Семенниковой, которая утверждает, что в России всегда видели смысл преобразований через государство, в то время, как на Западе наряду с этим ориентация шла в основном на развитие элементов гражданского общества. Екатерина II не допускала мысли об ограничении собственного самовластия.

«Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным миром правит… Всякое другое правление не только было России вредно, но и в конец разорительно. Какой предлог самодержавного правления? Не в том, чтоб у людей отнять их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра». В своем «Наказе» она продвинулась вперед в толковании основ власти монарха, она конкретизирует понятие неограниченной власти и рассматривает царскую особу как источник государственной власти и принадлежащее ей право в издании и толковании законов российской империи.

Составительница «Наказа» считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права, прежде всего «самому правящему классу». Интересно отметить, что никто, прежде всего в России, их не имел. Даже представители аристократии подвергались телесным наказаниям. Если Петр I сделал первые шаги к правовому государству, регламентируемому законами, то «Наказ» углубляет эту мысль, во многих статьях разъясняя значение закона всех сфер жизни. Слабее всего в «Наказе» разработан крестьянский вопрос.

Первое издание «Наказа» вышло в 1767 г. Он издавался 7 раз общим тиражом около 5 тыс. экземпляров и приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами, так как был переведен на многие европейские языки.

Работа Уложенной Комиссии показала, что российское дворянство является наиболее консервативной частью общества и твердо стоит на страже своих интересов. И борьба с ними может закончиться потерей власти. Поэтому воспользовавшись началом войны с Турцией, Уложенная Комиссия 1768 г. была распущена. До сих пор в исторической литературе не смолкают споры, зачем Екатерине II понадобилось ее созывать? Ответ не прост. Не надо забывать, что Просвещение породило веру людей во всемогущество законов, в их способность изменить и улучшить общество, а столь тщательный подход к избранию депутатов, демонстрировал пример появления новых людей с внутренней свободой и независимостью поведения.

Составной частью политики просвещенного абсолютизма является секуляризация церковных владений. Буржуазные революции в XVII—XVIII вв. в Европе нарушили безраздельное господство церковной идеологии, которая отрицала за человеком право на свободу личности, слова, высказываний, действий. Просвещенные монархии приобщались к этому веянию времени. Так Екатерина II завершила начатое еще Петром I подчинение церкви государству. Указом 26 февраля 1764 г. монастырские, церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались коллегии экономики. Наиболее полную оценку этому явлению дал Н.И. Павленко, который считал, что секуляризация церковных вотчин шла по трем основным направлениям. Она лишила духовенство экономической базы. Если при Петре I было упразднено патриаршество и учрежден Синод, полностью зависимый от государства, то при Екатерине II, монастыри, епархии стали полностью зависимыми от государства, которое брало их на свое содержание. Третий результат — облегчение положения крестьян, ранее принадлежавших духовным помещикам. Вывод прост: церковь оказалась интегрированной в государственную структуру, что уменьшило ее влияние на общество.

В 60—70-е гг. по России прокатилась волна крестьянских выступлений. Наиболее крупное из них — это восстание Емельяна Пугачева, выдававшего себя за убитого императора Петра III. Народное восстание отрезвляюще подействовало на императрицу и подтолкнуло ее к мысли, что существующая система управления на местах не в силах предотвратить разрастание крестьянских волнений. 7 ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управления губернией», что повлекло за собой глубокие преобразования в государственном устройстве. Реформа положила начало созданию упорядоченной системы губернского управления. В этот период Россия сделала крупный шаг по пути к разделению ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции. Это не было еще фактическое разделение властей, так как императрица продолжала сохранять в своих руках всю полноту власти, но произошло организационное оформление судебной власти, выделение ее из административной. (См. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — С. 234.).

Кроме того, по указам 1775 г. все сословия (кроме крепостных) получили право участия в делах местного самоуправления и суда. Конечно, роль дворянства была преобладающей, так как высшие должностные лица губернского управления назначались правительством из кругов дворянства, а состав уездной администрации избирался местными дворянскими обществами. Необходимо отметить, что проводя губернскую реформу, Екатерина II пыталась идти в ногу с Западом, где местная власть имела достаточно широкие полномочия. В ее ведении находились торговля, просвещение, медицина, быт. В России же эти элементы появились значительно позже, в XIX в. — с возникновением земств.

Через 10 лет после губернской реформы 1785 г. были изданы «Жалованные грамоты городам и дворянству». Жалованная грамота городам передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться собственностью и доходами с нее. Кроме того, согласно указу, горожане делились на 5 разрядов: купцы, мещане, дворяне и чиновники, духовенство. Их права и привилегии, неодинаковые по объему и значению, зависели от сословного разряда, имущественного положения. Шестой разряд — крестьяне, проживающие в городах, в число горожан не включались, хотя подати брали с них в двойном размере — и по селу, и по городу.

Согласно второй грамоте, дворяне получали ряд личных и корпоративных прав. Главное из них — право владения землей на правах частной собственности, свободу в выборе занятий.

Екатерина Великая: краткая биография императрицы

Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имения. Интересно заметить, что только при Екатерине II дворяне сумели получить свои гражданские права и сохранили корпоративность.

В последующие годы Екатерина II и ее окружение проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления, принимают меры в интересах различных сословий. Дворяне получают щедрые пожалования — земли, крепостных крестьян.

Екатерина II провела определенные преобразования и в экономической сфере. В середине XVIII в. развитие сельского хозяйства по-прежнему носило экстенсивный характер в отличие от Западной Европы, где оно шло по интенсивному пути. Экстенсивный характер развития сельского хозяйства объяснялся наличием большого количества свободных земель и недостаточным уровнем агротехнической науки. Поэтому постепенно осваивались казахстанские, южноукраинские степи и др. земли. Только в 1765 г. возникло вольное экономическое общество, которое стало регулярно издавать свои «Труды» по различным отраслям экономики, селекции растений, животноводству и т. д. Главная цель общества — рациональная организация помещичьего и крестьянского хозяйств, распространение полезных советов и знаний. В рамках этого экономического общества был объявлен конкурс на лучшее сочинение на тему «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственность землю или токмо движимое имение, сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?». Само существование общества и рассмотрение в ходе его заседаний злободневных вопросов — это еще один шаг по пути европеизации страны и продолжения политики просвещенного абсолютизма. В конкурсе, как известно, приняли участие не только русские, но и иностранные граждане. Награды за лучшую работу был удостоен А.Я. Паленов. Но, к сожалению, его идеи и мысли так и остались не востребованными обществом. Внедрение полезных начинаний продвигалось крайне медленно. Крепостной труд не способствовал внедрению новшеств. Но несмотря ни на что, это общество просуществовало в России вплоть до октября 1917 г. Важное значение для развития экономики имел указ 1763 г., разрешивший продажу хлеба за границу. Это приносило огромный доход помещику, способствовало расширению торговли, хотя и усиливало эксплуатацию крестьян.

Высокими темпами развивалась промышленность. В конце царствования Екатерины II в России действовали 167 горных заводов, 1094 предприятия обрабатывающей промышленности. Шел процесс становления мануфактуры из мелкого товарного производства, являвшийся вообще показательным признаком развития отечественной промышленности. Важным стимулом для развития предпринимательства явились уступки купечеству: в 1766 г. последовал указ об освобождении их от рекрутской повинности и замене ее уплатой денежного взноса, провозглашение свободы предпринимательства в 1775 г., заключавшееся в предоставлении купцам и крестьянам права заводить предприятия. Из крестьян вышли такие промышленники как Гучковы, Морозовы, Бугримовы. Однако нельзя не видеть, что развитие капиталистического уклада тормозилось крепостным правом.

Но постепенно характерным признаком развития главных отраслей обрабатывающей промышленности, и прежде всего текстильной, являлось растущее применение вольнонаемного труда. С того момента можно говорить о наличии устойчивого рынка свободной рабочей силы. Другой указ 1779 г. вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах, а их владельцев освободил от обязательных поставок железа и снарядов в казну.

Интересно заметить, что правительство давало льготы не только дворянству и богатому купечеству, но ремесленному и крестьянскому сословиям.

Но этого было недостаточно, так как крепостнические формы эксплуатации рабочих, отсутствие денег на модернизацию производства, государственная монополия привели к тому, что в конце XVIII в. проявилось четкое отставание российской промышленности от европейской.

При Екатерине II, была продолжена реформа образования. В наспех созданную Петром Великим систему она вносит серьезную основательность, придав этому широкий государственный масштаб и подчинив ее решению социально-политических задач. В основу всей системы образования были положены идеи французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо и др.

Наиболее последовательным проводником этих идей в России стал талантливый педагог и организатор просвещении И.И. Бецкой. Опираясь на теорию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Бецкой полагал, что наиболее эффективный путь воспитания ребенка возможен в школах закрытого типа, число которых при нем стало стремительно расти.

Бесспорной заслугой Екатерины II было открытие в Петербурге Смольного института, положившего начало женскому школьному образованию в России. Созданная в 1763 г. Медицинская академия была первым в России учебным заведением, готовящим профессиональных медиков.

При Екатерине II получили дальнейшее развитие наука, литература и общественно-политическая мысль. Екатерина Дашкова стала первой в России женщиной, возглавившей Академию наук. С именами А.Н. Радищева, известного издателя и публициста Н.И. Новикова связано рождение демократических традиций в российском обществе.

Анализируя развитие России на протяжении всего XVIII в., следует отметить ее бесспорные достижения во всех сферах деятельности. Страна приобретала более яркий архитектурный облик, росли новые города, создавались крупные промышленные центры. Эпоха Екатерины II ознаменовалась всплеском научных открытий, ярких литературных талантов. В общественно-политической жизни утверждались демократические традиции.

Внешняя политика Екатерины II характеризовалась дальнейшим расширением территории страны и укреплением ее международного авторитета. Вместе с тем, хозяйственные и культурные успехи России, ее международный престиж не смогли скрыть тяжелого положения простого народа, трудом и талантом которого достигались эти успехи. Трудолюбие, выносливость и терпение не выдерживали жестокой эксплуатации самодержавия, что приводило к мощным волнениям. Екатерина II испытала на себе грозный и беспощадный крестьянский бунт под руководством Е. Пугачева.



Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещенного абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. Начала обучение Академия художеств. Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений — Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом.

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию.

Во время правлении Екатерины II творят такие мастера пера как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

Заключение

Историческое значение деятельности Екатерины II определяется на основании того, что было сказано в реферате об отдельных сторонах екатерининской политики.

что сделала екатерина 2

Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Способность Екатерины подводить итог видна в русской дипломатии эпохи Екатерины и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века; закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание решающего голоса в делах общеевропейских.

От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из крупных акций политики "просвещенного абсолютизма", а именно к конкурсу о праве крестьян иметь в собственности землю.

С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.

Реформы Екатерины 2 (кратко)

Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:

Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:

15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый — военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый — государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:

В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования

Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые — в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа

В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2431 | Нарушение авторского права страницы

Шубин был выдающимся мастером скульптурного портрета, создателем галереи деятелей второй половины XVIII века. Здесь портреты императрицы и её фаворитов: Орлова, Зубова, Потёмкина; представителей просвещённой знати: Голицыных, Шереметьевых, Шуваловых; полководцев Чернышова и Румянцева; богатых купцов и промышленников Барышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить и передать в мраморе характерные черты модели.

Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытии образа средствами, которыми пользовались ваятели древнего Рима. В памятнике А. В. Суворову скульптор передал символические черты образа. В соответствии с канонами классицизма он героизирован и идеализирован.

Из иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе. В «Медном всаднике» образ гениального царя-преобразователя, указывающего путь обновлённой России, передан столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни является одним из символов города.

Основная черта зодчества второй половины XVIII века – стремление изменить облик городов, стихийную их застройку заменить планомерным созданием городских ассамблей. Учреждённая в 1762 году «Комиссия строительства столичных городов» распространила свою деятельность не только на Петербург и Москву, но и провинцию, утвердив планы 213 городов. Примером новой планировки может служить Тверь.

В архитектуру на смену русскому барокко, отличавшемуся блеском и роскошью, приходит классицизм, использовавший античное наследие. Его отличает простота, чёткое сочетание архитектурных членений, подчинённость второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. Архитектуру России второй половины XVIII века прославили выдающиеся мастера В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

Наиболее знаменитое творение Баженова – сооружённый в 1784 – 1786 гг. в Москве Пашков дом, являющийся в настоящее время украшением столицы. Построенное на холме сказочное здание отличается лёгкостью, изяществом и великолепно вписывается в находящийся рядом кремлёвский ансамбль.

Казаков создавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек для общественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, здание Голицынской больницы, здание Благородного собрания с его знаменитым колонным залом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства.

Екатерина 2 вошла в историю как великая .в чем проявилось это величие для России

Сооружал Казаков и усадебные комплексы: дом Губина, дом Демидовых.

Старов работал преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского. Главным сооружением Старова был Таврический дворец – архитектурный памятник величию России и её победам в русско-турецкой войне.

Успехи в культуре в XVIII веке явились составной частью достижений Российской империи. Она превратилась в крупнейшее государство мира, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитие русской культуры XVIIIвека создало предпосылки для её выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе.

Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II

В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов». Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать в научной и литературной жизни Запада. Поэтому идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли.

Внимательно изучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать. За основу был взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения.

Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии» .

Классическое образование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились «мертвые языки» — латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом.

Широкую известность и распространение приобрел документ, созданный М.

В. Ломоносовым – «Проект регламента московских гимназий». Основной идеей «Проекта …» стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования.

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ — малые, средние и главные.

На самом деле в низших училищах — школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему».

Тем не менее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782 — 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.

К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720 учителями.

Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.

Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

Все содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень. Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой

В 60-80-е годы XVIII в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие, с собственно педагогической, а не узко профессиональной и сословной, как в предшествующую эпоху, целью воспитания. Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий широкое общее образование с профессиональной выучкой.

Эта мысль созрела у Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей, прежде всего Джона Локка, чей педагогический трактат «Мысли о воспитании» в русском переводе стал в начале царствования ее настольной книгой. Несомненно и влияние на императрицу и ее ближайшее окружение идей французских философов-энциклопедистов. От Ж.-Ж. Руссо она восприняла мысль о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества, от Дени Дидро — идею о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях, от К.А. Гельвеция и Вольтера — энциклопедический характер образовательных программ, от русских просветителей — внимание к проблеме воспитания гражданина-патриота, созидателя великой России. В воспитании Екатерина II видела главное условие формирования, по ее выражению, «новой породы людей». Программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения второй половины XVIII в. стал так называемый «Наказ императрицы Екатерины II».

Этот документ закрепил за каждым сословием строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным, в рамках своего сословия. Задача формирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание. Воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих их сословию.

Екатерина II

Далее, считала Екатерина II, надо прививать детям любовь к отечеству, уважение к законам и правительству. Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие, поскольку праздность является источником зла. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности.

Идея создания «новой породы людей» была заимствована Екатериной II прежде всего у Ж.-Ж. Руссо, хотя в целом к его демократическим педагогическим взглядам она относилась отрицательно. У Ж.-Ж. Руссо эта идея имела иное содержание. Прочитав в 1763 г. его трактат «Эмиль, или О воспитании», она так выразила свое отношение: «Особенно не люблю я эмильевского воспитания: не так думали о нем в старое доброе время».

Антисословная, антипатриархальная сущность педагогической теории Ж.-Ж. Руссо была неприемлема для Екатерины II, но идея создания «новой породы людей», как таковая, пути создания, формы и методы, подсказанные французским просветителем, не могли не привлечь ее внимания.

Положив в основу создаваемой ею российской системы воспитания и образования сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения. Воспитанию «новой породы» людей просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху должна была способствовать система закрытых учебных заведений. В школах, созданных по строго сословному принципу, учащиеся должны были получать ту сумму знаний, которая необходима для жизни представителю конкретного сословия.

В 1783 г. по приказанию Екатерины II была издана книга «О должностях человека и гражданина…», являвшаяся переродом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений. Эта книга стала как бы манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции этой учебной книги лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было быть воспитание религиозное, воспитание в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.

Идеи книги «О должностях человека и гражданина» следовало закреплять в умах учащихся. С этой целью в начале 80-х годов Екатерина II сама написала произведения, носящие педагогическую направленность, — «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», которые означали поворот к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением.

Это направление педагогической мысли Екатерины II развивал ее ближайший сподвижник митрополит Платон Левшин (1737-1811), создатель и покровитель духовных училищ России, которые он превратил в своеобразные гуманитарные школы, ориентированные на вкусы и понятия светского «просвещенного» общества, но хранящие заветы религиозного воспитания добродетелей «ума и сердца». Обращение к традиции христианского воспитания характерно для выдающихся православных мыслителей XVIII в. Тихона Задонского (1724-1782) и Паисия Величковского (1722-1784), которые оказали сильное влияние на религиозно-педагогическую мысль России начала следующего столетия.