Кунта хаджи кишиев

21.08.2018 0 Автор admin

КУНТА-ХАДЖИКИШИЕВ — мусульманский проповедник, суфийский шейх, основавший на Кавказе ветвь братства Кадирийя.

Его био­гра­фия пло­хо из­вест­на и во мно­гом но­сит ле­ген­дар­ный ха­рак­тер.

В юно­сти, воз­мож­но, учил­ся у на­кшбан­дий­ско­го шей­ха Ге­зи-Хад­жи из се­ле­ния Зан­дак. Со­вер­шая хадж, Кунта-Хаджи по­се­тил мав­зо­лей Абд аль-Ка­ди­ра аль- Джи­ла­ни, по­сле че­го стал рас­про­стра­нять уче­ние аль-Джи­ла­ни в Чеч­не и Да­ге­ста­не. У Кунта-Хаджи со­бра­лось до 5 тысяч по­сле­до­ва­те­лей (мю­ри­дов). Про­по­ведь па­ци­физ­ма и не­по­ви­но­ве­ния вла­стям на­влек­ла на не­го пре­сле­до­ва­ния има­ма Ша­ми­ля, по­зд­нее — российской во­енной ад­ми­ни­ст­ра­ции. 3 января 1864 года Кунта-Хаджи был аре­сто­ван и вско­ре со­слан под Нов­го­род. В том же 1864 году тол­па его уче­ников, тре­бо­вав­шая его ос­во­бо­ж­де­ния, бы­ла рас­сея­на вой­ска­ми (так называемый кин­жаль­ный бой в Ша­ли). Это не по­ме­ша­ло даль­ней­ше­му рас­про­стра­не­нию уче­ния Кунта-Хаджи сре­ди му­суль­ман Да­ге­ста­на, Чеч­ни, Ин­гу­ше­тии, Северной Осе­тии, Пан­кис­ско­го уще­лья (Гру­зия), где в конце XIX — XX веков сло­жилось несколько об­щин (вир­дов) Ка­ди­рийи.

Кунта-Хаджи ока­зал силь­ное влия­ние на на­род­ный ис­лам ре­гио­на. Он по­чи­та­ет­ся как один из 360 свя­тых, бла­го­да­ря ко­то­рым су­ще­ст­ву­ет мир, как скрыв­ший­ся шейх (увай­си), воз­вра­ще­ния ко­то­ро­го ожи­да­ют в Суд­ный день. К чис­лу по­пу­ляр­ных свя­тынь Северного Кав­ка­за от­но­сит­ся мо­ги­ла его ма­те­ри Хе­ди у се­ле­ния Гу­ни Ве­ден­ско­го района Чеч­ни. Кунта-Хаджи по­свя­ще­ны ре­лигиозные гим­ны (назм). По­уче­ния Кунта-Хаджи и рас­ска­зы о его чу­де­сах (ка­ра­мат) со­хра­ни­лись в пе­ре­да­че Абд ас-Са­ла­ма из се­ле­ния Ал­хан-Юрт, со­про­во­ж­дав­ше­го Кунта-Хаджи в ссыл­ку. Они из­да­ны на арабском языке (Ше­ма­ха, 1910; пе­ре­из­да­ны в На­зра­ни, 2003 год) и в пе­ре­во­дах на ку­мык­ский (Те­мир-Хан-Шу­ра, 1910 год), че­чен­ский (Пет­ровск-Порт, 1911 год), рус­ский (Моска, 1998, 2001 годы) и ин­гуш­ский (На­зрань, 2003 год) язы­ки.

 © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Литература

Статью разместил(а)

Чесноков Алексей Николаевич

редактор

31-03-08 В Чечне началось массовое паломничество к зияратам

31.03.2008 15:34

Людские потоки направляются к «зияратам» — местам захоронения святых. Особое место поклонения чеченских пилигримов – «зиярат» Хеди, матери Кунта-хаджи, главы пацифистского ордена кадирийа в Чечне второй половины 19 в. Место последнего упокоения самого шейха-проповедника, не вернувшегося из ссылки, неизвестно.

Перед тем, как подняться на Эртан-гору, где находится мавзолей  Хеди, часть паломников посещает «зияраты» других святых – Умалт-хаджи (село Сержень-Юрт), Юсуп-хаджи (Кошкельды), святого Хаджи Овды (Автуры) и т. д.

Могила Хеди находится на вершине Эртан-горы, в окружении вековых буковых деревьев. Женщины добираются сюда на автотранспорте, из ближних сел – пешим ходом. Мужская молодежь отправляется в паломничество пешком, многие из паломников идут без обуви. Нередко им приходится преодолевать до места назначения до 200 км. Помолившись над могилой, пилигримы уходят лицом к мавзолею, пятясь, не поворачиваясь к святыне спиной. Некоторые встречают на священной горе закаты и рассветы, проводят ночь в молитвах.

Святыню неоднократно посещал самый известный последователь кадирийа в Чечне – президент Рамзан Кадыров. В окружении религиозных деятелей и чиновников он поднимался на Эртан-гору незадолго до своей инаугурации, перед паломничеством в Саудовскую Аравию. Кроме того, президент Чечни посещает «зиярат» Хеди каждый священный для мусульман месяц рождения пророка Мохаммеда. В своих молитвах  Всевышнему Рамзан Кадыров просит мира и процветания чеченской земле.

Как утверждают наблюдатели, в 2006 году «зиярат» матери шейха-пацифиста посетили 20 тысяч человек, только за один месяц 2006-го – до 100 тысяч. Масштабы паломничества на Эртан-гору эксперты объясняют ростом авторитета в Чечне президента Рамзана Кадырова, последователя кадирийа. Считается также, что дорога к святыням «открылась» в связи с сокращением числа военных блокпостов на дорогах республики.

Зарина ЗУБАЙРАЕВА для IslamRF.Ru

Ссылки по теме:

20-03-08 В Чечне выделили по 1000$ чеченским детям, родившимся 19 марта

17-03-08 Открытие Исламского Центра в Чечне приурочат ко дню рождения Ахмата-хаджи Кадырова

12-03-08 Назначен новый имам Центральной мечети Грозного

29-02-08 Муфтий Чечни проведет переговоры об организации стажировок молодых богословов в учебных заведениях Сирии

19-02-08 Заместитель министра вакфов и исламских дел Кувейта Адель Аль-Фалях посетил Грозный

18-02-08 Муфтият Чечни аттестует имамов и кадиев. Уволены 10 исламских священнослужителей

07-02-08 Богословы встретились с заключенными ИК чеченской ст.

Из учения эвлия Кунта-Хаджи Кишиева

Чернокозово

06-02-08 Религиозные деятели Чечни лечат душевнобольных и потенциальных самоубийц

Чечня — исламский мир: отношения на «пятёрку»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр

Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/umma/islam-world/2280/">ISLAMRF.RU: 31-03-08 В Чечне началось массовое паломничество к зияратам</a>

31.03.2008 15:34

31-03-08 В Чечне началось массовое паломничество к зияратам

Людские потоки направляются к «зияратам» — местам захоронения святых. Особое место поклонения чеченских пилигримов – «зиярат» Хеди, матери Кунта-хаджи, главы пацифистского ордена кадирийа в Чечне второй половины 19 в. Место последнего упокоения самого шейха-проповедника, не вернувшегося из ссылки, неизвестно. Читать дальше »»»

Из учения эвлия Кунта-Хаджи Кишиева

Ахяд Ибрагимов

1. Хотите любить Всевышнего Аллаха — любите справедливость. Желайте своему брату того же, что желаете себе. Не старайтесь быть богаче, выше, сильнее других. Делитесь с бедными всем, чем одарит вас Всевышний. Остерегайтесь, что кто-то вам будет завидовать в богатстве. Пусть вам завидуют в учёности, справедливости и щедрости. Молитесь Аллаху, чтобы к вам не пристало ничего добытое чужим трудом, чужим потом. Такое — непреодолимая преграда на пути к тарикату.

2. Ваше оружие — чётки, не ружьё, не кинжал. Против этого оружия бессильны тираны, ибо никто из тиранов не сильнее Всевышнего Творца. Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. Самоубийство — самый тяжкий грех из всех земных грехов. Подобная смерть — неверие в силу и милость Всевышнего Аллаха, сотворяющего тиранов не во вред, но во имя очищения нравственности людей. Для тех, кто в тарикате, тираны — пустые истуканы, которые будут падать и разбиваться, словно глиняные горшки.
 
3. Злого победи добротой и любовью. Жадного победи щедростью. Вероломного победи искренностью. Неверного победи верой. Будь милосердным, скромным, готовым жертвовать собой. Ты в ответе за многих, если дух твой укреплён исламом, если вся твоя жизнь — это путь к  Всевышнему — тарикат.
 
4. Война — дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь. Ваша сила — ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает своё поражение. Никто не в состоянии осилить вас и вашу правду, если вы не свернёте с пути своей веры — тариката.
 
5. Не оставляйте никого из братьев своих в голоде, холоде, нищете и в униженном состоянии. Пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, говорил, что самый ценный подарок Всевышнему — это часть немногого, что у вас есть, отданная нуждающемуся. Наш брат в тарикате не может быть спокойным, видя, что его брата что-то беспокоит. Вы должны твёрдо знать, что не останетесь один со своей бедой. Только свободные, спокойные, уверенные души способны воспринимать всё величие тариката и жить в нём до конца земной жизни.
 
6. Мусульмане! Любите друг друга, поддерживайте друг друга, будьте понастоящему братьями друг другу. Только любя веру в душах каждого из нас, вы любите веру подлинную, а не мифическую. Никто и ничто: ни холодное звёздное небо, ни животные, не наделённые разумом, не способны воспринять и осмыслить святое чувство веры, кроме людей, таких, как и вы.

КУНТА-ХАДЖИ КИШИЕВ

Ищите Всевышнего в себе. Лишь когда вы найдёте Его в своих душах, Он отзовётся в вас и благословит ваш тарикат.
 
7. Всевышнему угодно, чтобы мюрид проводил своё время в добрых делах, таких, как ремонт дорог и мостов, очищение и обустройство родников, выращивание деревьев вдоль дорог, строительство мечетей. Мюрид обязан навещать больных, прикованных к постели. Должен интересоваться, в чём нуждаются старики, сироты, все хилые и немощные, оказывать им посильную помощь. Мирить поссорившихся супругов, возвращать мать к своим детям, восстанавливать семьи — это тоже весьма богоугодные дела, которые обязан делать мюрид.
 
8. Не отвечайте злом на зло, ибо это порождает ещё большее зло. Любое зло противно Всевышнему Аллаху. Карать злодеев, миловать добродетелей — воля Всевышнего. Вы победите злодеев и насильников отторжением их от себя, совершенствуя свои души и свой тарикат. Чем яснее, крепче и справедливее ваш путь, тем труднее станет злодеям и насильникам. Они не смогут выдержать силы вашей правды, чувствуя, что Всевышний на вашей стороне. Они не выдержат противостояния Всевышнему и вашему тарикату. Время работает на вас, ибо оно работает на справедливость.
 
9. Мюриды не из тех, кто ищет для себя рая на земле. Но для мюридов было бы счастьем сделать на земле рай для других. Поэтому мюриды, идущие по тарикату, должны беречь, украшать, лелеять эту землю и всё, что вокруг них. Мюрид должен оставить после себя добрый, яркий след, как пример для всех людей. Сгорая любовью ко Всевышнему Аллаху и ко всем людям, мюрид тариката должен показать истинное предназначение человека на земле.
 
10. Проводите больше времени в молитвах. Всевышний не оставляет молящихся без внимания. Молитвы очищают наши души, взращивают в них добрые всходы, подобно летним дождям, оживляющим степи. Молитвы — мост, соединяющий наши души с нашим Всевышним Создателем. Чем чаще мы с Ним соприкасаемся, тем твёрже наши надежды, тем верней наш тарикат.
 
11. Будьте милосердны к сиротам, больным, бедным, немощным. Всевышний Аллах сделал вас более здоровыми, богатыми, сильными. Проявите и вы великодушие. Аллах оценит это выше поста или намаза. Помните сунну пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, где сказано, что пост и намаз приводят к дверям рая, но открывает эти двери перед вами ваша щедрость и милосердие. Щедрость и милосердие даже незрячего и заблудшего за руки поведут по пути тариката.
 
12. Не носите с собой оружия. Держитесь подальше от него. Оружие напоминает вам о насилии и уводит в сторону от тариката. Сила оружия — ничто по сравнению с силой души человека, верно идущего по тарикату. Всякое оружие — признак неуверенности в том, что Всевышний Аллах придёт на помощь в нужный час. Кроме того, Иблис постоянно вытягивает вашу руку к рукоятке кинжала или ружья. Вы становитесь жертвой Иблиса.
 
13. Будьте трудолюбивы. Не бойтесь самой тяжёлой работы. Тот, кто не живёт своим трудом, живёт трудом других. Это грешно, ибо это то же самое, что кража. Умейте ценить, относиться с великим уважением к каждой крошке хлеба. Ведь эта крошка может насытить и птицу и муравья. Вы спасёте душу, созданную Всевышним, и никто кроме Него не в состоянии создать даже самое маленькое живое существо. Любите мир, созданный Великим Творцом, и всемерно берегите, украшайте его.
 
14. Воздерживайтесь от излишеств, ибо излишества, в отличие от необходимого, не знают границ. Стыдно и грешно хотеть того, чего нет у других, желать выделяться от других роскошью, яркостью нарядов или размерами жилища. Стыдно и грешно иметь много скота и не делиться с теми, кто голодает. Стыдно и грешно менять каждый день одежды и проходить с высокомерием мимо тех, кто уже давно ходит в рваных одеждах. Стыдно и грешно стоять рядом с босоногим в дорогой и красивой обуви. Стыдно и грешно пытаться выделяться от других высокой дорогой шапкой. Лишняя еда, лишний сон, лишние одежды, лишние жилища не приближают, а отдаляют нас от Всевышнего Аллаха. Каждый мусульманин красив умеренностью и скромностью. Умеренность и скромность — ключи, открывающие калитку к тарикату.
 
15. Не стремитесь к земным почестям. Земные почести — иллюзии. Радуйтесь и гордитесь тем, что вы равные среди равных. Если обнаружите, что больше знаете или больше имеете — спешите отдать, ибо то, что вы не отдали — пропало. А то, что вы отдали, станет свидетелем в Судный день.
 
16. Помните всегда, всюду, где бы ни были и что бы ни делали, об Аллахе. Всё делайте во имя Аллаха и ради Аллаха. В этом главное предназначение человека. Смело и упорно идите дорогой тариката, и она непременно приведёт вас к хакигату — осознанному слиянию со Всевышним. Ибо всё, что не Всевышний Аллах — сон, мираж, миг, испытывающий человека: стал он ближе к Всевышнему или остался на уровне животного.
 
17. Не злитесь. Не держите зла в срок от молитвы к молитве. Простите обидчика, и ему станет стыдно. Если даже не станет, то Всевышний оценит ваше терпение и очистит вас от грехов. Всякая незаслуженная обида, нанесённая вам, всякая клевета или иная несправедливость возвеличивает вас, если будете переносить это терпеливо, во имя Всевышнего Аллаха. Ничто, совершённое во имя Аллаха, не исчезает бесследно. Всё это — добрые плоды, которые укрепляют силу человека, идущего по тарикату.
 
18. Наш земной закон — шариат. Шариат — тарикат — хакигат — вот путеводные звёзды для истинного суфия. Они не дадут сбиться с пути, не дадут свернуть на путь заблудших и сомневающихся. Это испытанный путь. По этому пути наш дух укрепит зикр, частое упоминание имени Аллаха, тесное братство в добре и постижении знаний. Просвещение, изучение науки, законов развития земных процессов должно быть обязательным для тех, кто избрал шариат, тарикат, хакигат.
 
19. Наши обычаи и нравы возникали и совершенствовались тысячелетиями. Поэтому они оказались настолько близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому и ни при каких условиях. Отношение к женщине, как к святой, почитание старших, уважение в семье, особое отношение к гостю, коллективная взаимопомощь и общественные работы (белхи), единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми — все эти качества объединяют нас и берегут нашу честь. С теми, кто попытается посягнуть на это, нужно воевать до последнего чеченца.
 
20. Не спорьте с властью, не старайтесь заменять её собой. Всякая власть от Всевышнего. Аллаху виднее, какую власть, где и с какой целью устанавливать. У власти перед Всевышним отдельный отчёт. Не соблазняйтесь кажущейся престижностью власти. Ваш тарикат несравнимо выше, ибо земная власть призвана решать, главным образом, земные дела. Земными соблазнами ещё никто не насытился. Земная жизнь, как солёная вода: чем больше пьёшь её, тем жажда усиливается. Успокойте свои души в тарикате. Покойная душа, устремлённая ко Всевышнему — это вечная радость и счастье.
 
21. Земная жизнь тленна, недолговечна, обманчива. Устаз выводит своего мюрида по тропе тариката к вечной, истинной жизни. В земной жизни кусок золота и ком земли имеют одинаковую цену. Нельзя жалеть о земных потерях, нельзя возрадоваться мнимым земным обретениям. Единственное богатство, которым нужно дорожить, — это души людей, избравших верную, угодную Всевышнему Аллаху, дорогу.
 
22. Очистите свои сердца, чтобы в них свободно вошли пророк, устаз, а через них — Всевышний Аллах. Учёность, образованность мало что дают, если не очищены сердца, если сердца не горят любовью ко Всевышнему Творцу. Всевышний непостижим разумом. Его можно чувствовать лишь сердцем.
 
23. Если мюрид хочет знать, насколько он близок к Аллаху, пророку и устазу, то пусть послушает своё сердце. Если сердце поражено идеями вождизма, и мюрид добивается власти, то пусть знает, что он далёк от Аллаха, пророка и устаза. Если сердце ноет, наполнено состраданием к людям и мюрид лишён неприязни и зависти к тем, кто выше его, то пусть знает, что он близок к Аллаху, пророку и устазу.
 
24. Остановивший в своём сердце гнев, простивший зло, живущий с именем Аллаха на устах, молящийся за заблудших — на пути тариката.
 
25. Носите чалму не ради славы и видимости, а как знак любви ко Всевышнему и исламу. Не торопитесь обвязать чалмой голову. Обвяжите ею сперва свои сердца. Святой человек стыдится своей святости. Ничтожные напяливают на себя одежды, отпускают длинные бороды, пытаясь предстать теми, кем они не являются. Это лицемеры, названные в Коране самыми большими грешниками.
 
26. Ложь безобразна. Безобразны люди слушающие ложь. Нельзя одобрять не только ложь, но и любые сомнительные дела, если нет уверенности, что они угодны Всевышнему. В душе мусульманина — мюрида, идущего по тарикату, должен гореть свет правды и справедливости, милости и сострадания, стойкости и отваги от осознания собственной значимости, от величия пути, по которому он следует.
 
28. Мюрид должен уважать старшего по возрасту, ибо он многое видел, многое пережил, многое знает. Мюрид должен уважать младшего по возрасту, ибо он, возможно, не успел ещё много согрешить. Мюрид должен уважать каждого человека, быть учтивым со всеми, ибо только таким образом его душа будет оставаться спокойной и не позволит мюриду отвлекаться от тариката.
 
29. Не делите людей на князей и рабов, на местных и пришлых, ибо сказано в Коране, что все мусульмане равны. Не делил мусульман на достойных и недостойных пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует. Все мусульмане — братья. Уважайте всех устазов, все учения в исламе, не враждуя и не пренебрегая мнением каждого. К истине ведут много дорог, лишь бы в главном эти дороги сходились. Идущий по тарикату идёт с миром, с примирением, с поиском правды и согласия в земной жизни.
 
30. Любите животных, которые рядом с нами и вокруг нас горячей любовью. Заботьтесь о них правильно и своевременно. Ведь у коровы, овцы, лошади, собаки или кошки нет языка, чтобы общаться с нами, говорить снами о своих потребностях. Мы сами должны о них знать и помнить. Не спешите стать на намаз, оставив не напоенную или не накормленную скотину. Наши души должны быть совершенно чистыми и спокойными, когда мы в намазе предстаём перед Всевышним Творцом. 31. Отношение к животным должно быть более внимательным, чем к человеку, ибо оно не ведает того, что творит. Забравшуюся в огород скотину нельзя бить, проклинать. Её нужно осторожно выгнать, ибо зашла она туда по халатности человека. Мучить, издеваться над животными — тяжкий грех. Грешно убивать безвинных птиц, насекомых, всё живое. Всё живое, не причиняющее вреда человеку, должно быть защищено мюридами.

32. Вся растительность тоже живая и тоже имеет душу. Надо прятать топор, когда входишь в лес, и рубить только то дерево или жердь, за которыми пришёл. Надо бережно относиться к каждому дереву, к каждому кустику, к каждой травинке. Надо любить их и относиться к ним, как к хорошим друзьям. Страшный грех — рубить плодовое дерево, дерево у реки, дерево у дороги, дающее путнику тень в жаркий день. Мюридам надо сажать повсюду деревья, ухаживать за ними, пока они не вырастут.
 
33. Вода — самое святое из всего, что создано Всевышним, ибо вода, сказано в Коране, не перестаёт прославлять Всевышнего Творца даже тогда, когда всё живое и неживое перестаёт это делать.
Страшный грех — пачкать воду. В родниковой и речной воде нельзя стирать, мыть грязные вещи; нельзя купаться, смывая с себя грязь. Для этого нужно набирать воду и уходить подольше от родника или речки. Нельзя бросать в воду мусор, нельзя без надобности менять русло речек, убивая всё живое в осушившемся русле.
 
ТОТ НЕ С НАМИ, КТО ЗОВЕТ ДРУГИХ ПОМОГАТЬ ЕМУ В ДЕЛЕ УГНЕТЕНИЯ,
И ТОТ НЕ С НАМИ, КТО ОТСТАИВАЕТ СВОЙ НАРОД В НЕПРАВДЕ,
И ТОТ НЕ С НАМИ, КТО УМИРАЕТ, ПОМОГАЯ СВОЕМУ НАРОДУ УТВЕРДИТЬ ПРОИЗВОЛ! (С.А.С) Пророк Мухаммед.

© Copyright: Ахяд Ибрагимов, 2011
Свидетельство о публикации №211011400602

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ахяд Ибрагимов

Рецензии

Написать рецензию

МашаАллах! Пусть воздаст вам Аллах благом

Леся Ходжаева   23.01.2015 13:34   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Ахяд Ибрагимов

Кунта-Хаджи Кишиев – глубоко почитаемый среди чеченцев и ингушей религиозный деятель, суфийский шейх, последователь тариката «Кадирийа», основавший суфийское братство в конце 50-х годов 19 века, продолжающее до сих пор функционировать в республике и за ее пределами.

Он родился, как утверждают историки, в 1830 году в селе Илсхан-Юрт, расположенном на территории нынешнего Гудермесского района ЧР. Отец его считается уроженцем села Инхо Гумбетовского района Дагестана, мать родилась в Чечне. Жил Кунта-Хаджи Кишиев в селе Илисхан-Юрт. Находясь в уединении в течение 40 дней, совершал суфийский обряд халват. На этом месте его последователями построена беседка, периодически посещаемая верующими. Позже вблизи села Гуни основал хутор, названный в его честь Хаджи-аулом. Принадлежал к бедной семье, отличался честным образом жизни, строгой нравственностью и трудолюбием.
По преданию, еще в детстве отличался от своих сверстников тем, что часто уединялся, был не по годам задумчив. В возрасте семи лет, обучаясь у местных мусульманских священнослужителей, получил духовное образование. В 18 лет вместе со своими родственниками совершил свой первый хадж в Мекку. Кунта-Хаджи считается зачинателем тариката кадирийа. До его появления существовал только тарикатн акшбандийа, распространившийся в 20-30 гг. 19 века в результате религиозно-политической деятельности дагестанских мулл Мухаммада Ярагского, Джамалутдина Казикумухского и имама Шамиля, а также накшабандийского шейха Ташу-Хаджи Саясанского.
Религиозно-политическая деятельность Кунта-Хаджи приходится на конец 50-х и начло 60-х годов 19 века. Она была направлена против насилия, военных действий. Духовные наставления Кунта-Хаджи находили отклик в сердцах многих чеченцев. Бедные слои населения все поддерживали Кунта-Хаджи. Имам Шамиль осуждает (новое учение), поскольку по своему духу и практике оно находилось в противоречии с провозглашенным им газаватом против царской власти. По мнению царского офицера А. П. Ипполитова, ознакомившегося с учением Кунта-Хаджи, названного «учением зикр», имам Шамиль «боялся того влияния, которое проповедники, подобные Кунта-Хаджи, всегда имели на народ». Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что «влияние – это нравственная сила, власть, а власти, кроме своей собственной, имам Шамиль не терпел никакой». Преследования имама Шамиля принудили Кунта-Хаджи отправиться в Мекку, где он провел примерно три года. Наместник Кавказа, главнокомандующий Кавказской армии, великий князь Михаил Романов писал военному министру Российской Империи: «Возвратившись из путешествия в Мекку осенью 1861 года, Кунта-Хаджи начал свою проповедь и вскоре приобрел в Чечне значительное число последователей и особое уважение народа, считающего его святым». Как сообщает источник, « все его учение ограничивалось в то время изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравственными, так что, в сущности, оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным».
Кунта-Хаджи, отрицавший насилие, проповедующий добро, духовно-нравственное совершенство, 3 января 1864 года подвергся аресту с целью искоренить зикр в чеченском народе. По прямому указанию царя Александра II он отправляется в бессрочную ссылку под надзором полиции в г.Устюжна Новгородской губернии, ныне Вологодской области, где находился до весны 1867 года. Среди чеченцев бытует точка зрения, что ему удалось переправиться в Турцию, куда были депортированы многие его последователи. Примечательна точка зрения дореволюционного историка И.

Вахит Акаев. Шейх Кунта-Хаджи в духовно-культурном пространстве чеченцев.

Попова о Кунта-Хаджи, сложившаяся у него под впечатлением встречи с ним: «Я был поражен его тактом, умением держать себя, вести беседу, улыбкою, жестами, его величественной осанкой. Одним словом, человек этот был создан из массы симпатий и благородства. Это был обаятельный человек и опасен в смысле политическом». Искренне импонируя Кунта-Хаджи, создав образ благородного обаятельного человека, автор цитаты преувеличивает опасность, исходящую от него. Упреждая возможность использования зикристского движения в целях вооруженного восстания, власти подвергли аресту и ссылке Кунта-Хаджи Кишиева и наиболее активных его сторонников. Это обстоятельство послужило основанием для восстания последователей Кунта-Хаджи, происшедшего 18 января 1864 года под селом Шали, получившего название «кинжального боя зикристов». Последователи Кунта-Хаджи в количестве 3 тыс. человек в течение десяти дней требовали освобождения своего устаза (духовного наставника), но власти не собирались удовлетворять их требования. Начальник чеченского округа генерал-майор Туманов в превентивных целях под Шалями сосредотачивает значительные вооруженные силы. Спровоцированные «зикристы», побросав огнестрельное оружие, держа в руках кинжалы и шашки, двинулись на царские войска.
Видя в толпе зикристов угрозу, войска произвели залп. Значительная часть зикристов, выхватив кинжалы, бросилась на противника. В этом кинжальном бою погибли более 150 зикристов и 8 женщин, переодетых в мужские одежды, и несколько царских солдат. Описанные события были спровоцированы царскими генералами М. Кундуховым, Тумановым, М. Лорис-Меликовым, А. Карцевым с целью подтолкнуть несколько тысяч чеченских семей к переселению в Турцию. Это было необходимо, чтобы успешно решить поземельный вопрос» и «избавиться от самого беспокойного населения». Реализовывая свои планы, царская администрация депортировала в Турцию 29 мая 1865 году 5 тысяч чеченских семей, что составило 23057 человек, значительная часть которых составляли воинственные карабулаки (часть чеченского этноса) и последователи Кунта-Хаджи.
Жизнь и учение чеченского суфия Кунта — Хаджи Кишиева – важнейшая часть истории и духовно — нравственной культуры чеченского народа. О нем существует много преданий, сложены «назмы» (религиозные песни), исполнение которых производит на верующего сильное эмоционально-психологическое воздействие.

Обновлено (11.07.2016 14:43)