Лев толстой ислам

25.04.2018 0 Автор admin

Высказывания известных людей

Здесь я собрал высказывания известных людей об исламе. Вряд ли кто-то усомнится в их разумности. И все они восхищаются Исламом.

Александр Пушкин
«Подражания Корану
С небесной книги список дан Тебе, Пророк, не для строптивых; Спокойно возвещай Коран, Не понуждая нечестивых! Почто ж кичится человек? За то ль, что наг на свет явился, Что дышит он недолгий век, Что слаб умрет, как слаб родился? За то ль, что Бог и умертвит И воскресит его по воле? Что с неба дни его хранит И в радостях и в горькой доле? Творцу молитесь; Он могучий: Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень
Он милосерд: Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету, И да падет с очей туман.»
«Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянуся утренней зарей Клянусь вечернею молитвой; Нет, не покинул Я тебя. Кого же в сень успокоенья Я ввел, главу его любя, И скрыл от зоркого гоненья? Не Я ль в день жажды напоил Тебя пустынными водами? Не Я ль язык твой одарил Могучей властью над умами? Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот и мой Коран Дрожащей твари проповедуй».

Иван Бунин
«Проклят тот, Кто велений Корана не слышит. Проклят тот, Кто угас для молитвы и битв, — Кто для жизни не дышит, Как бесплодный геджас».
«Ты уснул, но твой сон — золотые виденья. Ты сквозь сорок шелков Дышишь запахом роз и дыханием тленья — Ароматом веков. Ты покоишься в мире, о Слава Востока! Но сердца покорил
Ты навек. Не тебя ли над главою пророка Воздвигал Гавриил? И не ты ли паришь над Востоком доныне? Развернися, восстань — И восстанет Ислам, как самумы пустыни, На священную брань!».

Наполеон Бонапарт
«Моисей открыл существование Бога для своей нации. Иисус Христос — для Римского мира, а Мухаммад для древнего континента…».
«Аравия была страной идолопоклонников, когда VI веков спустя после Иисуса Мухаммад ввел поклонение Богу Авраама, Исмаила, Моисея и Иисуса. Арабы поколебали спокойствие Востока, подняв вопрос о природе Отца и сына и Святого духа. Мухаммад объявил, что не существует никого, кроме единого Бога, не имеющего отца, сына и что троица предполагает идолопоклонство».

«Я надеюсь, что недалеко то время, когда я смогу объединить всех умных и образованных людей со всех концов света и установить единый режим, основанный на принципах Корана, который один и есть истина, и который сможет повести людей к счастью».

Шведский король Густав III
В предисловии к своей книге "Ислам в Хиджазе" шведский король Густав III пишет: «Основа Ислама очень проста — это формула: Нет бога, заслуживающего служения, кроме Аллаха, и Мухаммаду была ниспослана эта истина. И не найдете в этой Книге ничего, что противоречит наукам нынешней эпохи. И заслуживает эта религия, чтобы ей последовали».

Тони Блэр
«Коран дал мне вдохновение».
«Я прочитал Коран, это очень ясная Книга. Она предельно открыто показывает людям путь к истине и разъясняет глубокий смысл понятия любви и братства».
«Я прочитал Коран в переводе на английский язык и с удовольствием читаю книги об Исламе, мне нравится постигать его. Я узнал много нового о Коране, и, думаю, что в Коране очень многое важно знать и христианам».

Билл Клинтон
«В разделе Корана, который читал имам, Аллах извещает нас о том, что Он создал разные расы людей не для того, чтобы они враждовали друг с другом, а для того, чтобы они познавали друг друга. По-моему, эти слова потрясающи. В Торе говорится о том, что люди, которые отворачиваются от чужестранцев, поступают против законов Господа. В Евангелии также говорится, чтобы верующие с добром и благом относились к своим соседям.

Но в Коране говорится о том, что Аллах сотворил народы и расы для того, чтобы они познавали друг друга, стремились делиться мыслями с другими народами, по-моему, это потрясающе… Позвольте мне сказать: по-моему, мир должен очень многому научиться у Ислама. Сегодня каждый четвертый человек на земле – мусульманин. Американцы в колледжах и университетах изучают Ислам. И когда моя дочь училась в колледже, она тоже изучала историю Ислама и прочитала большую часть Корана. И даже придя домой, она учила нас, задавала нам вопросы.

Я прошу вас еще раз рассказать людям этой страны, для того чтобы они лучше стали понимать ваши обычаи, вашу веру, ваше служение Аллаху, рассказать им о вас самих, о ценностях вашей религии и о том, что вы делаете для всего человечества. В Коране содержится повеление о том, что люди должны относиться к ближним так же, как они хотели бы, чтобы люди относились к ним.
Мы не должны желать ближнему того, чего мы не желали бы для себя, и мы обязаны делать все для обретения мира…

… каждый раз, когда мы берем его в руки, … мы понимаем: это произведение, которое производит сильнейшее впечатление за очень короткое время, изумляет и, в конце концов, духовно поражает так, что хочется преклонить перед ним (Кораном) колени… Стиль Корана и содержание очень сильны, величественны и великолепны и полностью соответствуют его целям… эта книга будет самой действенной на все времена».

Лев Николаевич Толстой
«Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что Магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия.

Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или Магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтёт Магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его Пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии — Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений…
Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа.

Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни — богатства, почестей, славы — всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни — либералы и эстеты — считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом.

Признаюсь, что это тяжело мне… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина , тогда все будет прекрасно».

«Конечной инстанцией любого разумного человека является Ислам».

Джордж Бернард Шоу
«Если у какой-то из религий и был бы шанс управлять Англией, да собственно и всей Европой в последующие 100 лет — так это мог бы быть только Ислам».

«Я всегда с большим уважением относился к религии Мухаммада из-из ее высокой жизненности. Это единственная религия которая на мой взгляд обладает способностью адаптации к изменяющимся условиям жизни, что может понравится людям любого возраста. Я изучил его жизнь — по моему он удивительный человек — уж никак не антихрист, напротив — его можно называть спасителем человечества».
«Думаю, что если бы человеку, подобному ему были даны права диктатора в современном мире, он смог бы решить его проблемы так, что эти решения принесли столь желаемый мир и счастье: я предсказывал о вере Мухаммада, что она будет принята завтрашней Европой, и она уже начинает приниматься Европой современной».

Из книги «Истинный Ислам», т. 1, No.8, 1936

П.Я. Чаадаев
«Ислам — одно из наиболее замечательных проявлений Закона. Мухаммад — несравненно более заслуживает уважения со стороны людей, чем вся эта толпа бесполезных мудрецов, которые не сумели ни одно из своих размышлений облечь в плоть и кровь, и ни в одно человеческое сердце вселить твердое убеждение; которые лишь внесли разделение в человеческое существо, вместо того, чтобы постараться объединить разрозненные элементы его природы».

Отто фон Бисмарк
«О Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу и больше никогда ее не сможет увидеть. Я восхищаюсь тобой».

Генерал Монтгомери
«Во имя своих убеждений Мухаммад (мир ему и Благословение Аллаха) был готов перенести любые мучения. Будучи лидером, он имел уравновешенный и устойчивый характер. Он высоко ценил людей и уважал их. Доказательством его величия являются его успехи. Величие его личности обеспечивает успех и его делу. Возможное обвинение его в шарлатанстве было бы не выходом, а безвыходностью. Западу неизвестна другая личность, достигшая такого достоинства».

W. MONTGOMERI Muhammad at Масса Oxford, 1953, р. 52

Ричард Белл
«Европа стоит на пороге большого упадка. За блестящим, великолепным фасадом таятся стрессы, безумие, самоубийства, душевные болезни, разврат, употребление наркотиков и алкоголя, разбой, изнасилования, невообразимый рост венерических заболеваний. Взаимная любовь и доверие друг к другу исчезли. Всех панически угнетает страх смерти. Нарушена целостность семьи и оборваны связи между ее членами. Правители государств не могут найти выхода из этого положения. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор. Единственный путь к спасению. Этот путь — Ислам. Другого выбора нет».

Гете
«Как глупо так и эдак воспевать
Свои суждения об этом и о том!
Ведь если ислам покорность означает Богу,
Мы все живем, и все умрем в исламе».
«Вера в единого Бога — всегда поднимает дух, поскольку служит критериям внутреннего человека».
«Уже само по себе перебирание магометанских четок для восхваления имен Аллаха, отражающих девяносто девять Его качеств, — это великолепное хвалебное молебствование. Одновременное поминание присущих Творцу утверждающих и отрицающих качеств говорит о непостижимости Его Существа; молящийся удивлен и очарован, покоряется Его воли и успокаивается…».
«…Итак, мы должны остаться в Исламе (т.е. в полном подчинении воле Божией)… К этому не могу добавить больше ничего».
«Он не поэт, а Пророк, и донес до нас Мухаммад Коран — божественный закон, а не книгу, написанную человеком для развлечения или повышения общей образованности».
«Пречист Иисус и был покорен
лишь Богу одному Единому;
Оскорбляло Бога, что возвеличили
как Бога Иисуса.
Пусть воссияет правда,
которую донес до нас Мухаммад,
Который через постижение Единого
Весь мир к покорности перед Аллахом клонил».

Кассиус Клей (Мохаммед Али)
«Я здесь, потому что все мусульмане против ужасной трагедии, случившейся в эти дни. Люди должны знать настоящую правду об исламе. Я не пришел бы сюда, чтобы представлять ислам, если бы он был тем, что из него пытаются сделать».

Майкл Харт
Американский писатель и ученый Майкл Харт решил выбрать сто самых выдающихся личностей в истории человечества и составить книгу о них, располагая биографии этих людей в своей книге по степени их влияния на общество.

Для беспристрастности и объективности при подборе ста самых великих из людей и расположения их по степени величия он и его помощники использовали компьютер. В компьютер были заложены данные о способностях, поставленных целях, предприятиях, делах, достигнутых успехах и влиянии на историю человечества всех выдающихся людей. Этому предшествовали месяцы кропотливой работы Харта и его помощников.
Компьютер путем анализа вычислил и выдал имена ста человек, оставивших наиболее заметный след в истории.

Теперь компьютер должен был определить, кто же лучший из лучших. Харт с волнением нажимает нужную кнопку, и на экране появляется надпись: «Пророк Мухаммад (мир ему)». Это вызвало шок у Харта и его коллег. Коллеги стали настаивать на повторении эксперимента, предположили, что где-то вышла ошибка. Проверили и перепроверили всю информацию заново. Но компьютер опять показывает: «Пророк Мухаммад (мир ему)».

Однако, неудовлетворенные ответом компьютера, Харт и его коллеги повторяют эксперимент несколько раз. Компьютер упорно настаивает на своем.

И ученые были вынуждены признать сей факт. По результатам эксперимента Майкл Харт написал книгу «100 человек в истории», в которой на первом месте поставлен Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Она издана в США. (Кстати, среди этих 100 человек есть и имя Иисуса Христа).

Приведем некоторые выдержки из этой книги: «…Он (Мухаммад, мир ему) был единственным человеком в истории человечества, который достиг наибольших успехов как в религиозных, так и в мирских делах. …И теперь, по прошествии 14 веков с момента его кончины, влияние этого человека на весь мир очень велико».

Лорд Давенпорт
«Ислам стремительно распространяется в основном по той причине, что он крайне требователен в вопросах нравственности. Мусульмане во время сражений щадили иноверцев, склонивших головы под мечи (т.е. сдавшихся на милость победителя). Отношение мусульман к христианам совершенно несравнимо с тем, что допускали папы и короли в отношении верующих.

Например, 24 августа 1592 года, то есть в ночь Варфоломеевской резни, по приказу короля Карла IX и королевы Екатерины в Париже и его окрестностях было убито шестьдесят тысяч протестантов. По сравнению с действиями, граничащими с варварством и вандализмом, совершенными христианами, отношение мусульман к немусульманам подобно невинности грудного младенца. Ислам среди других религий, погрязших в трясине небылиц и сомнений, поднялся с чистотой цветка и стал символом силы и ума.

Ислам привнесением смирения и милосердия вместо кровопролития привил людям добронравие, и поэтому, не прибегая к убийственному оружию, легко распространился в мире.

Можно сказать, нет народа и нации, которые бы сравнились с мусульманами в тяге и почтении к науке. Многие хадисы досточтимого Пророка являют образцы распространения науки и почтения к ней. Ислам отдает большее предпочтение науке, чем материальным ценностям».

Эдвард Гиббон
«Мухаммад достиг величайшего успеха в своей жизни не благодаря мечу, а благодаря всепроникающей силе морали».
«История Империи сарацин», Лондон, 1870

С. Триттон
«Представление о мусульманине как о солдате, нападающем с мечом в одной руке и с Кораном в другой – совершенно ложное».
«Ислам», Лондон, 1951, стр. 21

Де Лейси о’Лиари
«История показала, что легенда о фанатичных мусульманах, захватывающих мир и навязывающих Ислам покоренным народам силой оружия – один из самых абсурдных мифов, когда-либо придуманных историками».
«Ислам на перекрестке»,
Лондон, 1923, стр.8

Рамакришна Рао
«Сейчас писать эту монографию мне намного проще, поскольку мы избавились от навязываемого (неправильного) представления об истории, и не приходится так много внимания уделять разоблачению ложных теорий об Исламе. Например, ни в одной серьезной работе сегодня не встретишь утверждения, что Ислам распространялся мечом. Хорошо известен принцип Ислама: нет принуждения в религии».
«Мухаммад – пророк Ислама»,
Эр-Рияд, 1989, стр.4

Джеймс А. Миченер
«Ни одна религия в истории не распространялась так быстро, как Ислам… На Западе многие считают, что приток новых верующих (в эту религию) стал возможным благодаря мечу. Но ни один из современных ученых не разделяет этого мнения, и в Коране ясно сказано о свободе совести».
«Ислам – непонятая религия», Readers’ Digest,
американское издание, май 1955

Ламартин
«Ему (Пророку Мухаммаду, мир ему и Благословение Аллаха) противники обещали высокие чины, богатства и деньги, если он откажется от своей проповеднической миссии. Он категорически отверг это, взвалив на собственные плечи все физические и моральные невзгоды. Ни на миг не отказался от своей деятельности. Он возвысился незыблемой скалой перед силами, которые умаляли значение имени Аллаха, вселяя раздор и недоверие в обществе.

Он был до такой степени уникален и неповторим, что многие замечательные поэты и ораторы, а также его современники были вынуждены его признать. Никто до него не касался природных факторов и явлений, описанных в Коране.

Почему он продолжал жить в лишениях и терпеть невзгоды, уже имея власть и силу?

ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ИСЛАМ

Необходимо внимательно проанализировать его слова, сказанные перед смертью: "Мы, пророки, не оставляем после себя никакого наследства. То, что остается, — это садака».
«Неужели его величие соизмеримо?».

«Поистине Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – последний из пророков, посланных на землю в разное время с тех пор, как существует мир. Кого можно сравнить с ним, когда речь идет о трех измерениях: невероятно большая цель и изумительные результаты, достигнутые ничтожными средствами. Нам известны имена прославленных полководцев, государственных деятелей и правителей огромных империй, располагающих невероятной разрушительной мощью.

А что можно сказать об этом сыне Адама? Его не удовлетворило то, что он привел в движение целые армии, империи и каноны. За ним следовало больше трети обитателей всей планеты. Его сильная воля, удивительная самоотверженность ради величественной идеи, умение не соблазняться саном и престолом, его диалог с Аллахом, смерть и победное шествие его дела являются фактами, подтверждающими могущество личности и идей».
Historic la Turguie. Paris, 1854,v 2, p 276-277

Карл Маркс
«Мухаммад понял опасность заблуждения христианства и иудаизма. Рискуя своей жизнью, он начал призывать к Единобожию идолопоклонников и начал засеивать поле вечной жизни. Было бы несправедливо причислять его лишь к выдающимся людям человеческой истории. Мы обязаны признать его пророчество и то, что он небесный посланник на Земле».

Анни Бесант
«Он (Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не был ни цезарем, ни папой. У него никогда не было таких претензий. За его спиной не было их войск. Ни о какой личной охране и речи не было. Он не имел ни жалования, ни определенного материального состояния. Никогда он не жил во дворцах. Если кто-нибудь мог вести за собой массы лишь с помощью религиозных канонов, то это был Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он никогда не нуждался в поддержке или в специальной одежде. Он никогда не переоценивал себя. Право быть Пророком, без сомнения, принадлежало ему.

Ныне те, кто исследует жизнь и взгляды этого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), глубоко преклоняются перед его величием.
На эту тему я могла бы сказать многое, но в обобщенном виде я хотела бы отметить: любой текст о нем вызывает во мне чувство преклонения и восхищения. И надолго я остаюсь в плену этого замечательного Учителя».
The life and Teachings of Muhammad Madras, 1932, p.4

Бертран Рассел
«То как мы используем словосочетание "Темные века" покрывает период с 699 по 1000 год и предполагает неоправданно большое внимание к Западной Европе…».

«От Индии до Испании, расцветала великолепная цивилизация Ислама. То, что было потеряно для христианства в то время — вовсе не было потеряно для цивилизации, совсем наоборот…».

«Нам кажется, что западноевропейская цивилизация — это цивилизация, однако это очень узкий взгляд».
Из книги "История западной философии", Лондон, 1948, стр. 419

Морис Буке
«Если бы я знал Коран раньше, я не шел бы вслепую в поисках научного решения, у меня была бы путеводная нить!».

Иммануил Кант
Великий немецкий мыслитель, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился в 1724 году в Восточной Пруссии, в г.Кенигсберге (нынешний Калининград). Детство его прошло в обстановке, далекой от лжи и суеты, в окружении заботливой, религиозной семьи. В 13 лет он лишился матери. Это было его первое столкновение с жизнью. По мнению ученого, лишь тот способен глубоко проникать в тайны жизни, кто страдал. Кант написал множество трудов, но в конце жизненного пути сказал: «Этот самый лучший».

Канта опустили в могилу его ученики. По его просьбе на надгробном камне написали следующую эпитафию: «Надо мною звездное небо, и в нем нравственные законы».

При изучении трудов Канта обнаруживается, что многие из них написаны под влиянием учений мыслителей Востока, суфиев – имама Газали и Мухиддина Араби.

Интересен тот факт, что на диссертации Канта его рукой было написано по-арабски «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим», что означает «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!».

Герберт Уэллс
«Исламское учение оставило после себя великие традиции справедливого и терпимого поведения, которые вдохновляют людей на достоинство и терпимость.

Это учение, отличающееся человечностью высшего порядка, которое может быть реально осуществлено на практике.
Это учение дало рождение сообществам, в которых жестокосердечие и коллективное притеснение и несправедливость были наименьшими, если сравнивать их с другими сообществами, которые предшествовали ему… Ислам полон мягкости, изящества и духа братства».

Махатма Ганди
«…Я более чем когда-либо, убежден, что Ислам завоевал те позиции, которые он сейчас имеет, не при помощи меча. Причиной были строгая простота, полная самоотверженность Пророка, его щепетильное отношение к своим обязательствам, его неизменная преданность друзьям и последователям, его отвага и бесстрашие, его абсолютное доверие Богу и вера в собственную миссию. Таким образом, не меч нес Ислам и помогал мусульманам преодолеть все трудности».
«Молодая Индия», 1924

Прошу считать меня Колорадом!

Комиссар Катар

«Платон мне друг, но истина дороже»
( Мигель Сервантес де Сааведра «Дон Кихот»)

У знаменитого русского барда Владимира Высоцкого есть песня со словами: «Жираф большой, ему видней». Я хочу продолжить мысль этого человека и поговорить, о том, как часто мы бросаемся словами, не понимая сути их, а главное слепо веря в свою правоту, потому, что нас так научили наши невежественные учителя, а мы не пожелали самостоятельно проверить сказанное ими.
На латинском, приведенная выше фраза, звучит так: Amicus Plato, sed magis arnica Veritas (амикус плато, сэд ма-гис амика вэритас).
В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547—1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.
Первоисточник — якобы, слова древнегреческого философа Платона (421— 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя. Однако нет ни одного письменного образца времен Платона, а есть лишь списки с якобы сгоревших рукописей, сделанные в средневековье, в папском ордене капуцинов.
Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее». Стоит ли говорить, что прижизненных изданий работ, опять не существует.
Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор — Платон — стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых — слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483—1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».
Смысл выражения: истина, точное знание — это высшая, абсолютная ценность, а авторитет — это не аргумент.
 Невежество отвратительно. А сознательное невежество преступление против самого себя, причем оно убивает душу человека, а через нее и плоть. Управлять невеждами очень легко. Любая бредовая идея, обернутая в яркую упаковку, в их среде, принесет несомненный успех, ибо невежде не с чем сравнивать полученное. Причем чем грубее подделка., тем она доходчивее и приемлема невеждами.
Одним из разновидностей невежества, является национализм. Когда человек, представляет полную никчемность и ему нечем гордиться, он начинает гордиться своей национальностью, напрочь забывая, что все люди произошли от единой матери. Кстати невежда, как правило человек глубоко религиозный. Вообще, религия невежд представляет из себя симбиоз всяческих примет, заморочек и порч в смеси с официальной религией территории, на которой проживает невежда. Удивительно и то. что наличие диплома о высшем образовании нисколько не продвигает его в расширении своего кругозора, а занимаемые им высокие должности, как правило ведут к полной деградации невежды, поскольку он  укрепляется в уверенности, что раз судьба его вознесла на высокий пост, то его уровень образованности и возмужания и есть  то, что необходимо, а значит жизнь он прожил правильно. Для своего самоуспокоения он окружает себя такими же как он сам, и тогда окружающим доносится пение хора невежд, воскуряющих небесам дымы благодарности за благополучие.
Есть у невежд и свой бог. Это весельчак Мом.
Мом (др.-греч. «насмешка, хула») — в древнегреческой мифологии бог насмешки, злословия, невежества и глупости. Сын Нюкты и Эреба, брат Гипноса. Статую бога  воздвиг Ликург. Упоминается в баснях. О придирках Мома упоминает Платон.
По его недоброму совету Зевс допустил Троянскую войну, ибо Мом ненавидел людей и богов, помогающих им. В конце концов за бесконечные порицания богов (Зевса, Афины, Посейдона) Мома изгнали с Олимпа.
Лопнул от злости, когда не смог найти ни одного недостатка у Афродиты.
Интересно, что мать этого бога и отец являются олицетворением мрака и рождены из хаоса. Будучи братом и сестрой они родили целый сонм богов, несущих ярко выраженную отрицательную сущность.
Никта  родила (от своего брата Эреба, олицетворяющего вечный мрак),  Танатоса (Смерть) Гипноса (Сон), Гераса (Старость), Эриду (Раздор),Керу (Насильственную смерть; под именем кер могут также выступать несколько богинь), Мора («отвечавшего» за рок и насильственную смерть), Харона, перевозчика умерших в Аид, — силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, немыслим ни мир, ни его конечная гармония. В число детей Нюкты включают также Немесиду (Месть), Апату (Обман), Онира — бога вещих и лживых сновидений, Мома — бога насмешек и невежества, гесперид, мойр (богинь злой судьбы)
Исключением в этой семейке является рождение первенцов: светлого Эфира и Гемера (День). Показательна и их история. Они попросту порвали с порочным окружением и обратились к Гелиосу , то есть к Солнцу, а значит знаниям.
Впрочем, у разных народов есть свой бог непроходимой тупости. А поскольку я потомок славян, как и большинство читающих эту миниатюру, то позвольте мне вывести на сцену нашего, кондового, от родимых осин и крепких словечек бога тупиц и невежд. Ведь и в нашей семье не без урода ( как не вспомнить события на Украине!). Знакомьтесь: МОРОК !!!
 Морок — в славянской мифологии — бог лжи и обмана, невежества и заблуждений. Но также он — хранитель путей к Правде, скрывающий от иных Истину за пустой маятой мирскою.
Одним из синонимов Морока, является мракобесие.
Мракобесие — вольный перевод на русский язык термина «обскурантизм» (латинское obscurans — «затемняющий»), притом сделанный по церковнославянскому образцу, где частица -бесие является калькой греческого  -мания — «безумие, помешательство, болезненная тяга к чему-либо» (ср. церковнославянские «гортанобесие», «чревобесие» — чревоугодие; «идолобесие» — неистовое служение идолам, «чужебесие» — преклонение перед иностранным). Таким образом, буквально термин означает по-церковнославянски «помешательство на темноте». В России понятие возникло в начале XIX века как антоним «просвещению» — важной ценности той эпохи, сопряженной со свободой и прогрессом.
В первом и более старом смысле термин «обскурантизм» обозначает политику ограничения распространения знаний. За так называемую политику «благородной лжи» (en:Noble lie), выступал ещё Платон. Платон в произведении «Государство» предполагал, что в идеальном государстве, цари-философы будут распространять ложь во имя общего блага.
Мракобесием во все времена пользовались все правители и пожалуй нет в истории ни одного, который бы обошел стороной поклонение Мороку или Мому. Идея морочить мозги, первоначально принадлежала именно им, а не женам и тещам, как теперь принято считать.
Вот в связи с этими  полученными читателем знаниями, я хочу на реальных фактах показать, всю несостоятельность и невежество украинской правящей элиты, СМИ и замороченного ими народа на примере прозвища сепаратистов, воюющих за создание Новороссии. Речь пойдет о КОЛОРАДАХ.
Уж не знаю, какой примат крикнул первым это слово на майдане в Киеве, но только то, что он был беспросветно глуп, не вызывает и малейшего сомнения. Это кричал явный двоечник и второгодник. Конечно, читателю понятно, что  это прозвучало ассоциативно с георгиевской ленточкой – символом сопротивления киевским властям. Но ведь наука психиатрия еще не отменена и ассоциативное мышление особи, может картинно раскрыть характер заболевания. Будучи кандидатом психологии, я предлагаю проанализировать аспекты таких ассоциаций у людей принявших их за норму.
Цвет и его оттенки, являются великолепными иллюстрациями возможностей природы, а сочетание черно-оранжевого (желтого) цвета в природе встречается только в тигровом окрасе, который имеет не только задачи камуфлирования на местности, но и несет признак  опасности от благородного владельца окраса. Например значение слова ТИГР – острый, быстрый.
Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Вот так и тигр, пока с ним не столкнешься, не поймешь, ни формы ни содержания. А столкновение, как правило, заканчивается плачевно для желающих спровоцировать на конфликт владельца тигрового окраса.
Кстати, это же относится и к колорадскому жуку, который никогда колорадским не был. Борьба с этим вредителем практически не возможна, потому, что он приспосабливается к любой химии и успешно противостоит любым своим врагам.
Родом этот жук не  из Колорадо, а из Мексики. Он коренной житель пустыни Санора и закаленный боец в житейских невзгодах.
Своё название жук получил в 1859 году после того, как опустошил картофельные поля в штате Колорадо, но настоящей его родиной является не штат Колорадо, а Сонорская зоогеографическая подобласть на северо-востоке Мексики. Кроме колорадского, там проживают и другие виды жука Leptinotarsa, которые питаются дикими паслёновыми — родственниками культурных видов картофеля, томата и табака.
Из Сонорской провинции этот жук когда-то проник на север и добрался до восточных склонов Скалистых гор, где уже в XIX веке приспособился питаться картофелем, разведённым переселенцами.
Я уже отмечал выше, что пестициды этому жуку, как слону дробина. Врагов в природе у колорада нет. Из птиц его потребляет только цесарка. А она как известно птица мало распространенная. И наконец, инки считали колорада за священного жука. Его изображения можно встретить на стенах их храмов, а в Венгрии даже увидеть памятник ему. Питающийся исключительно растительной пищей, этот жук показывает чудеса выживаемости и в отличие от символа Украины, свиным гриппом не болеет. Есть правда и у него игла в яйце, спрятанном в утке и зайце, в висящем сундуке на вершине большого дуба. Этот жук умирает от переедания. Единственным способом борьбы с ним есть насаждение большого количества полей с картофелем или табаком, так, что бы и людям хватило и жуку было впроголодь.
Так вот, если невежда, назвавший  колорадами повстанцев олицетворял их с жуками, то он провел уникальную рекламную компанию сепаратистам. Вот уж поистине колорады!!! Ничего их не берет, а новые территории отвоевывают. Что же касаемо переедания, то пользуясь опытом славян и их историей, никак не могу припомнить хоть одного факта или отрезка времени, когда переедание грозило этому смелому племени. Эта часть мирского бытия больше к англосаксам относится, к неграм, к американцам. А вот воспринимая историю распространения колорадского жука по миру, предсказываю, что ореал колорадов-сепаратистов будет расширяться, не смотря на прививки от киевских фермеров.
Кстати, жук он полезный оказался. Похоже, что именно из него произведут вакцину, убивающую раковые опухоли. Мое последнее высказывание как хотите, так и понимайте!!!
Теперь о самом названии Колорадо. Означает оно «цветной», а если проще, то это обычное славянское название РАДУГИ. По мнению древних славян , радуга высшая степень гармонии в природе ибо чем больше цветов в ней. тем природа разнообразнее.
Но это и понятно. В преданиях инков пришедший к ним из моря бог был светловолос и с голубыми глазами, красив, высок, строен и говорил на певучем языке. А еще у него была  красивая волнистая русая борода и он был добр. Ну, явно не англосакс. Колорад одним словом! Я думаю, приплыви к ним ушастый Ромпей из ЕС или баронесса Эштон с английским принцем, инки бы не пирамиды строили, а отхожие места. Для строительства пирамид нужно иметь полет души, а не напряжение задницы! Не знаю как у читателя, а у меня при взгляде на паноптикум европриматов, желание летать отпадает в самом зародыше.
 Кстати сочетание черного и оранжевого (разновидность желто-красного спектра) несет и сакральный смысл. Глупо бы было отдавать пальму первенства в георгиевской ленточке немке Екатерине. У древних ведов такое сочетание цвета определяется как след когтей тигра (льва, пумы и пр.) А  в тибетских храмах лента эта рисует дорогу в страну счастья Шамбалу. Да будет известно невежде, крикнувшему из толпы, что на эту дорогу может встать только чистый и совершенный воин.  Каратель в Шамбалу не попадет никогда!!!
Украина крайне невежественна. Да, что можно ожидать, если учебники для ее детей пишет, Ирина Фарион ( перевод с гуцульского — склочник), используя историю и язык как политический инструмент. Причем, в зависимости от социальной востребованности и течения своего собственного психического заболевания. Вчера — в свете коммунистической идеологии, сегодня — неонацисткой. Впрочем, этот персонаж хоть и промелькнул в новой истории Украины, но настолько комичен, что оставит о себе в памяти народа впечатлении кикиморы. Плохо  то. что она допущена к педагогике, а значит исковеркала многие души пытливого юношества, которые уже не вылечить. Ну, разве подавиться колорадом, что в 99 % случаев ведет к летальному исходу.
Для полной картины невежества, я приведу часть интервью известного историка, академика Петра Толочко, под названием «Украина рскует получить поколение неудачников»:
— (П.Т.) «Я недавно проанализировал учебные пособия и пришел к горькому выводу: современные учебники убеждают школьников и студентов в том, что украинцы являются жертвой неверной российской политики и, соответственно, не несут ответственности за те беды, которые с нами происходили. Мол, сначала российский абсолютизм нас жутко давил. Затем царь Николай II втянул нас в Первую мировую войну. И, наконец, орды Муравьева принесли нам на штыках социализм. Спрашивается, а где же в это время были мы? Неужели в сторонке стояли?
— (Кор.) Ну, в стороне мы никогда не были…
— (П.Т.) Вот именно. Украинцы всегда принимали активное участие в политике. У Петра I ближайшим советником был Феофан Прокопович, у Екатерины Великой — братья Разумовские, у Павла I — канцлер Безбородько. Что уж говорить о Великой Октябрьской революции!
— (Кор.) Получается, нашу молодежь науськивают против россиян?
— (П.Т.) К сожалению, да. Более того, формируют в сознании детей образы москалей-мучителей. А в качестве сравнения приводят пример Западной Украины. Мол, западенцам в составе Речи Посполитой и Австро-Венгрии жилось намного лучше. Хотя в первом случае украинцы были холопами и быдлом.

А во втором несколько миллионов наших соотечественников эмигрировали за океан. От хорошей жизни, что ли?
— (Кор.) Может быть, авторы учебников испытывают давление? Мы все еще хорошо помним, что такое цензура…
— (П.Т.) Нет сейчас цензуры и давления. Есть концепция, которой придерживается власть. А большинство ученых выросли во времена Советского Союза. Памятуя прошлое, они стараются соответствовать «политике партии». Опасаются, что их книгу могут не издать. А в таком случае им не светят гонорары и научные звания. Вот и стараются.»
Как говорится, каждый народ достоин своей власти.

Новое в блогах

Желание быть неучем, на Украине компенсируется стремлением к обогащению и халяве. К чему это привело? Да к колорадам, которые желают жить по законам природы , а не по правилам «благородной лжи», царей-философов утопического государства Платона.
ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ !!!
Вот, именно желание, образовать украинское юношество, вывести его из мракобесия и невежества, от Морока к Ярилу и подвинуло меня написать эту юбилейную сотую миниатюру.
Предчувствуя атаку со стороны «национально сознательных» невежд с различных сайтов и организаций, готов вступить с ними в непримиримый спор и поэтому, прошу читателя, считать меня КОЛОРАДОМ.

© Copyright: Комиссар Катар, 2014
Свидетельство о публикации №214061901084

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Комиссар Катар

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Комиссар Катар

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – гениальный русский писатель, мыслитель, внесший огромный вклад в русскую литературу и историю. Он более известен нам как писатель.

Высказывания известных людей

Менее известны его философские взгляды, трактаты, в которых излагаются его представления о Боге, душе, знании, любви, о смысле жизни и т.д.

Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм проходят через все творчество писателя. С 1870-х годов возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения.

Его совершенно неординарное мышление в большинстве случаев было непонятным для российского общества.

Он был отлучен от церкви и предан анафеме, друзья и знакомые отвернулись от него. В 1910 году, в возрасте 81 года, Лев Толстой уходит из дома и умирает по дороге, на станции Астапово.

Почему конец жизни у великого писателя оказался таким печальным и куда он направлялся, уходя из дома? Возможно, на эти вопросы проливают свет некоторые письма великого писателя.

Вот что он пишет о церкви:

“Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа”.

Ясная Поляна, март 1909 года.

Русская женщина, вышедшая замуж за мусульманина Е. Векилова, написала Толстому, что ее сыновья желают принять Ислам, и спрашивала совета, как быть. Вот что, в частности, ответил ей писатель:

“Что касается до самого предпочтения магометанства православию…, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии – Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений…”Ясная Поляна, 15 марта 1909 года.Приведем еще одно письмо писателя, которое еще более проясняет его мировоззрение, сложившееся в результате мучительных поисков.

“Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни – богатства, почестей, славы — всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня.

Одни – либералы и эстеты — считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие – революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном: правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом.

Признаюсь, что это тяжело мне.… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно”.

Ясная Поляна, апрель 1884 года.

Комментарии, как говорится, излишни.

С.В.Маркус. Лев Толстой и ислам

http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1836
Портал Credo.Ru
Ежегодный богословский альманах "МАВЛИД АН-НАБИЙ", № 1, 2007

В наши дни бытуют две крайности; на многих исламских сайтах цитируют фразу великого русского писателя "прошу считать меня магометанином" и причисляют его к правоверным, а на сайтах литературных и музейных… вообще об этом не упо минают, будто Толстой Ислама не замечал! Молчат об этом и школьно-институтские учебники. В центре внимания — его попытки постичь личность и учение Иисуса Христа (мир ему), переложить Евангелие для современников. Все знают, что в 1901 году его отлучили от православной церкви, Также никто не скрывает, что возникшее еще при его жизни всероссийское движение "толстовства", почти разгромленное в годы советского атеизма, ныне возрождается и относится религиоведами к одной из форм протестантизма… Так можно ли Толстого отнести к мусульманам или нет? Каков был окончательный духовный выбор гения русской и всемирной литературы? — Давайте разбираться.

Во-первых, уточним, были ли у Толстого жизненные пересечения с мусульманами и что он знал об Исламе. Оказывается, личных контактов и знаний у него было, пожалуй, больше, чем у любого иного классика русской литературы. Когда ему было 13 лет, семья переехала в Казань, где ранее его дед Илья Андреевич был губернатором с 1815 по 1820-й годы и где, кстати, поныне сохранилась его могила на Кизическом некрополе. В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета (затем, правда, перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года). Пусть недолго, но он учил арабский и тюркские языки под руководством крупного ученого Мирзы Казимбека (1802-1870) — одного из основателей российского востоковедения.

В 1851 году старший брат Николай уговорил его ехать вместе на Кавказ, где почти три года Толстой жил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом на службе). Не только величественная природа, знания о быте и нравах воюющих сторон, но и постижение характеров, сформированных Исламом, воплотились и в автобиографической повести "Казаки", рассказах "Набег", "Рубка леса", а также в поздней повести "Хаджи-Мурат". Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода". До конца дней он пронес память о друзьях-кунаках из кавказцев. Так, однажды молодой граф проигрался в карты, и ему грозила долговая яма — но его спас чеченец Садо Мисербиев, полностью отыгравший его проигрыш. Через всю жизнь пронес он и впечатления об учении суфийского шейха Кунта-хаджи Кишиева, призывавшего к примирению и ненасилию.

Знаменитые "Севастопольские рассказы" написаны в Крымскую войну, где в осажденном Севастополе Толстой командовал артиллерийской батареей, проявив редкую личную храбрость, за что был награжден орденом Анны и медалями. В Крыму он познал не только героику и трагизм войны, но и нравы крымских татар, коренного исламского населения края. Более того, часть важнейших замыслов, появившихся в те годы, позволяют угадывать в молодом офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" — очищенной и практической религии Христа.

Позднее он вел переписку с муфтием Египта Мухаммадом Абдо, известным реформатором Ислама, переписывался и лично общался со многими татарами — как сторонниками традиционного мусульманства, так и обновителями. Одним словом, Толстой, не имея исламского образования и не будучи алимом-ученым, обладал знаниями и опытом сопереживания, уникальными для человека высшего света тогдашней европоцентричной России.

Как известно, честные духовные поиски привели его к переосмыслению значения церкви: "Мир делал все, что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа", — писал Толстой в Ясной Поляне в марте 1909 года. В итоге из-под его пера вышло немало ярких обличительных статей о церкви, изменившей Иисусу (они до сих пор являются классикой русского протестантизма). И, естественно, за этим последовало его официальное "отлучение от церкви" — по-гречески "анафема", которая была провозглашена в храмах России. Это было потрясение для всей страны.

С замиранием духа — кто с отвращением, кто с надеждой — россияне следили за тем, что же позитивного обретет этот великий писатель-мыслитель? А он трудился над новым переводом, точнее говоря, над собственным переложением Евангелий, издал книгу "В чем моя вера?", множество статей о вере и трезвом образе жизни, вел активную переписку со многими богоискателями, причем не только в России, но и за рубежом.

В дни мучительных поисков, окруженный непониманием, он писал в одном из писем: "Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни — богатства, почестей, славы — всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни — либералы и эстеты — считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом. Признаюсь, что это тяжело мне… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно". Вот из этих слов, казалось бы, можно сделать вывод — но не все так однозначно…

Во-первых, писатель не принял Ислам открыто и ясно, не имел мусульманской практики. Нельзя забывать, что одновременно с поиском правды об Иисусе, признанием себя "добрым магометанином", он в неменьшей степени был восхищен Буддой и Конфуцием. И вел интенсивную переписку с ревнителями разных духовных традиций, к примеру, с Махатмой Ганди, включал их тексты в знаменитый рекомендательный список чтения на каждый день. Наконец, бросив дом в последние дни жизни, он отправился сначала к сестре Марии, инокине Шамординского монастыря, а затем к старцам Оптиной пустыни. Православные историки пытаются на основании этого порыва, этих бесед, а также того, что для примирения с церковью из Оптиной вслед за ним был отправлен старец Варсонофий, сделать вывод, что Толстой готов был раскаяться и вернуться в лоно церкви. Одни говорят, что его нужно простить и вернуть ортодоксальному Христианству, другие строго указывают, что для того нет оснований, и Толстой ушел из жизни, оставшись непримиримым.

На сайте московского музея Толстого можно прочитать, что ныне учение Толстого вовсе не отталкивает, но, наоборот, помогает прийти к церкви — это уж полный абсурд и, увы, яркая примета нашего времени, жаждущего примирить "красное и белое".

Вот как это было. 6 (19) ноября 1910 года Толстой произнес последние слова, обращенные к собравшимся у его постели близким: "…Пропасть народу, кроме Льва Толстого, а вы смотрите на одного Льва… Мужики такие умирают…". И уже в полузабытьи: "Люблю истину…".

Лев Толстой: русский классик на пути к Исламу

Потрясающая сцена и удивительные слова! Не стоит уподобляться тем, кто неблагоговейно относится к тайне веры, к тайне личности и перехода в мир иной великого мыслителя и писателя. Скажем прямо: Аллаху аълям — это ведомо лишь Всевышнему! И не будем искать определенного ответа на вопрос, с каким вероубеждением пересек Лев Николаевич последнюю черту.

Единственное, что можно сказать с определенностью: он многое понимал и ценил в Исламе, знал правоверных разных национальностей, дружили переписывался с ними. И оставил нам как высокохудожественные образы мусульман, особенно кавказцев, так и не всегда бесспорные, но глубокие и волнующие мысли об Исламе. Вдохновленное им массовое религиозное движение "толстовцев" не двигалось в сторону Ислама. Будучи во многих чертах быта и веры близкими мусульманам, толстовцы развивались и остаются в русле Христианства.

И все же есть у Толстого такие "исламские страницы", острота и ценность которых не утрачены по сей день. Русская женщина, вышедшая замуж за мусульманина, Елена Ефимовна Векилова, писала Толстому, что ее сыновья желают принять Ислам, и спрашивала совета, как быть. Он отвечал: "Что касается до самого предпочтения магометанства православию…, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его Пророка вместо того сложного и непонятного в богословии — Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений… Ясная Поляна, 15 марта 1909 г.". Написано прямо будто для нашего времени, не правда ли?