Лицемерие в исламе

20.07.2018 0 Автор admin

Фитна и лицемерие

Нет никаких сомнений то, что все происходит по воле Нашего творца, по предопределению. Всевышний Аллах в этой жизни проверяет, испытывает нас различными испытаниями.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: поистине, тот из Вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий. ( Абу Дауд Тирмизи)

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ ۖ وَاصْبِرُوا ۚ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику в наставлениях о разрешенном и запрещённом, не вступайте в препирания и разногласия между собой. Это только потеря силы и причина слабости и неудач. Поистине Аллах помогает терпеливым, стоит на их стороне и награждает доброй наградой. (8:46)

Фитну (смуту, раскол ) Пророк не любил. Нам известно о лицемерах во времена Посланниках Аллаха история "Табук" и другие…

Посланник Аллаха всегда уходил от фитны. Аиша рассказывала, что Пророк Мухаммад, Мир ему и благословение Аллаха, однажды сказал:

«О Аиша, если бы твой народ не был столь близок к невежеству, я обязательно велел бы разрушить Каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы Ее двери до уровня земли и сделал бы у ней две двери "Восточную" и "Западную" и перестроил бы Ее на основе фундамента, заложенного Ибрахимом». ( Бухари, Муслим)

Эти слова Пророк произнёс после покорения (фатх) Мекки когда уже у мусульман была и сила и власть, но, несмотря на это, Пророк, учитывая пользу и вред, отказывается от совершения того, что могло повлечь больше вреда, чем пользы. Также когда у  Пророка спросили сподвижники:

«Почему мы не убиваем лицемеров?» Он ответил им: "Неужели вы хотите, чтобы люди говорили: «Мухаммад убивает своих сподвижников?!» (Муслим)

Лицемеры приносили большой вред, больше чем не верующие, несмотря на это, Посланник Аллаха не разрешал убивать из-за того вреда, который за этим мог последовать. Говорил,  что будет фитна (смута). А смута всегда ведет к негативным последствиям.

Ибн Умар сказал,

«Пророк говорил: «Сердце ржавеет, точно так же, как железо ржавеет в воде.»»

جددو أمانكم بقولي لا اله ال الله

Возобновляйте веру со словами Ля иляха иллаллах.

Человек не ценит то, что имеет, всегда чего-то не хватает, мало всегда, мы не ценим здоровье! Мы должны благодарить Аллаха.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَمِنْهُم مَّنْ عَاهَدَ اللَّـهَ لَئِنْ آتَانَا مِن فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَ

Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». (9:75)

فَلَمَّا آتَاهُمْ مِنْ فَضْلِهِ بَخِلُوا بِهِ وَتَوَلَّوْا وَهُمْ مُعْرِضُونَ

Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. (9:76)

Люди любят говорить, если Аллах дат мне богатства, то я тоже дам буду помогать бедным малоимущим. Если бы то, то я ел бы только халяль.

Лицемер в исламе

Это самообман. Ты в начале умей отдавать то, что сегодня имеешь. Отдай это. Не проси богатства.

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывает:

وَمِنْهُم مَّنْ عَاهَدَ اللّهَ لَئِنْ آتَانَا مِن فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَفَلَمَّا آتَاهُم مِّن فَضْلِهِ بَخِلُواْ بِهِ وَتَوَلَّواْ وَّهُم مُّعْرِضُونَ

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением»(9:75-76), был ниспослан в отношении Саляба ибн Хатима аль-Ансари. Саляба день и ночь находился в мечети посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). То есть за исключением времени, которое он проводил с семьей, все свое время он проводил в мечети пророка. И поэтому его прозвали «голубь мечети». От большого количество земных поклонов, его лоб стал похож на колени верблюда.

Спустя какое то время Саляба стал уходить из мечети, сразу же после того как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) завершал утренний намаз, не дожидаясь тасбиха и дуа. Заметив это, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал ему:

— О, Саляба! Что с тобой случилось, что ты, выходя из мечети (не дожидаясь тасбиха и дуа), стал совершать действия мунафиков.

— О, посланник Аллаха! Я очень беден, беднее, чем ты думаешь. У нас всего одна рубашка. Я одеваю эту рубашку и совершаю намаз, а моя жена в это время ждет. Закончив намаз, я снимаю рубашку и отдаю ее своей жене. Затем она совершает намаз. О, посланник Аллаха! Сделай дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство.

— О, Саляба! Горе тебе. Откажись от этого желания, ибо малое имущество за которое ты способен благодарить, лучше, чем богатство, за которое ты не сможешь быть благодарным.

Спустя некоторое время, Саляба вновь повторил свою просьбу. В этот раз посланник Аллаха сказал ему следующее: «Разве ты не хотел бы быть человеком похожим на меня? Клянусь Аллахом, в чье длани моя душа, если бы я захотел, чтобы горы превратившись в золото и серебро, шли следом за мной, это бы обязательно произошло. Однако я твердо знаю, мирская жизнь, является уделом тех, кто лишен ахыра, и только умалишенный человек может обмануться мирской жизнью».

Спустя еще некоторое время Саляба вновь пришел к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, который отправил тебя с истиной, что если ты сделаешь за меня дуа Аллаху, я буду раздавать имущество каждому, кто имеет на это право».

В ответ на настойчивые просьбы Салябы, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сделал следующее дуа: «О, Аллах! Дай Салябе богатство».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) трижды повторил эти слова.

После дуа посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба купил одну овцу. Эта овца расплодилась. Дошло до того, что стаду Салябы стали тесны улицы Медины. Поэтому Саляба отвел стадо в одну долину. Из-за этого он перестал совершать все пять намазов джамаатом. Спустя еще немного времени бараны еще больше размножились и Саляба был вынужден перебраться в еще более отдаленное от Медины место. Теперь он не приходил в мечеть даже на джума-намаз.

Посланник Аллаха спрашивал у сподвижников:

— Где Саляба, я его не вижу?

— О, посланник Аллаха! Его имущество увеличилось и теперь не помещается даже в одной долине. Он размещает его в нескольких долинах. Поэтому был вынужден переехать в отдаленное место.

— Горе Салябе!

Спустя некоторое время был ниспослан аят, содержавший повеление о выплате закята:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاَتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них». (9:103)

После ниспослания аята о закяте, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) назначил для сбора закята двух человек, одного из числа ансаров, а другого из племени Бану Сулейм. Кроме этого он дал с собой письмо, в котором были написаны аяты, говорившие об обязательности закята, а также разъяснения, касающиеся того, с каких видов имущества и в каком количестве следует получать закят.

Эти два человека отправились для сбора закята. Люди, узнав о ниспослании аятов предписывающих выплату закята, подготовили необходимое к выплате количество имущества, и передали его сборщикам. Сборщики закята пришли и к Салябе, сказали ему о необходимости выплаты закята и показали письмо посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Саляба сказал им: «Это всего лишь джизья. Это не что иное, как брат джизьи. Вы идите, а я немного подумаю».

Аллах Всевышний в следующем аяте говорит о поведении таких, как Саляба: «Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением». (9:76)

Скупиться, означает, что они не выплачивают закят, являющийся правом Аллаха. А отвернуться, означает, что они отвернулись от повиновения Аллаху. В сущности «отворачиваться» является их отличительной особенностью.

Сборщики закята вернулись к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Не успели они ничего сказать, как посланник Аллаха дважды произнес: «Горе Салябе».

В связи с этими событиями был ниспослан вышеуказанный аят. Как только этот аят был ниспослан, Умар (радйаллаху анх) сел на верховое животное и отправился к Салябе. Приехав к нему, он сказал: «О, Саляба! Горе тебе! Аллах Всевышний ниспослал по поводу тебя эти аяты», и прочитал ниспосланные аяты. Услышав это, Саляба тотчас собрал имущество для выплаты закята и отвез посланнику Аллаха. Посланник Аллаха сказал ему: «Аллах запретил мне брать твой закят».

Саляба стал посыпать голову землей. Однако делал он это не потому, что раскаялся в своем двуличии, а потому что стеснялся людей, которые станут говорить «Закят Салябы не был принят».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Непринятие садака – это наказание за сказанные тобой слова «это не что иное, как брат джизьи». Я приказал тебе выплатить закят, а ты его не выплатил».

После смерти посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба принес закят Абу Бакру. Однако Абу Бакр (радыйаллаху анху) не принял его. Когда халифом стал Умар (радыйаллаху анху), Саляба принес закят ему. Умар также не принял его закят. А во времена правления Османа (радыйаллаху анху) Саляба сгинул.

(Рухуль-Байан 3/469)

Назидание

Уход без видимой причины из мечети сразу после намаза, не дожидаясь тасбиха и дуа, является признаком лицемерия. Однако будет полезным знать, что лицемерие бывает двух видов.

Первое – это лицемерие в вопросах веры. То есть, не веря в сердце, стараться казаться верующим, заявляя о приверженности к Исламу. Наказанием за это являются вечные мучения в аду, в самом нижнем его уровне.

Второе – это лицемерие в действиях. Например, лгать или не держать данное слово.

Настырные просьбы, о чем либо, являются неправильным поступком. Так как Аллах Всевышний сказал в Коране:

وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

«Быть может вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете». (2:216)

Поэтому нужно просить того, что является благом. То есть, следует говорить: «О, мой Господь! Даруй мне это, если это является благом для меня».

Раздвоение личности представляет собой психический феномен, который выражается в том, что человек может являться обладателем одновременно двух личностей, а в некоторых случаях и больше. Таким пациентам врачи диагностируют диссоциативное расстройство личности, также описание данного явления можно встретить под названием «раздвоение личности». Можно утверждать, что у больного раздвоение личности, если у него присутствует поочередное контролирование умственных и жизненных способностей и общего поведения одновременно двумя личностями. Когда происходит смена эго-состояния, одновременно возникает и потеря памяти, в этом случае забывчивость значительно превышает норму.

Если принимать во внимание основы психологии, то человек является одновременно как биологическим, так и социальным существом. С точки зрения биологии – это индивидуум, социальная позиция утверждает, что человек, прежде всего – личность. Известно, что формирование личности происходит на протяжении лет, под влиянием различных факторов. Учитывается эмпирический опыт, приобретенные знания, круг общения человека, перенесенные стрессы, и прочее. Если речь идет о личности, то имеется в виду нечто устойчивое и стабильное, что может подвергнуться изменению, лишь в том случае, когда пройдет много времени, или на человека окажут влияние сильные внешние факторы.

Естественно, каждый, являющийся здоровым человек периодически ощущает некоторое внутреннее противоречие, и это совершенно нормально. Тем не менее, подобные противоречивые ощущения не заставляют его меняться кардинально, и становиться совершенно другим человеком, ведь в этом случае, это уже будут симптомы раздвоения личности.

Опасность лицемерия

Специалисты утверждают, что раздвоение личности не является заболеванием, которое можно было бы отнести к категории редких. Его суть состоит в том, что человек имеет несколько личностей, конфликтующих между собой, потому что каждая их них имеет свои взгляды и желания. До определенного момента человек может контролировать ситуацию, но не исключено, что однажды произойдет сбой в его психике, и повлечет за собой ситуацию, когда эти личности начнут вести самостоятельную жизнь.

Мунафик

лицемер, который не являясь верующим, внешне себя показы-вает себя набожным мусульманином. Упоминание о таких людях имеется в нескольких аятах Корана. Первое же упоминание о лицемерии некоторых людей было ниспослано пророку Мухаммаду в самом конце мекканского периода его жизни: «Среди людей есть и такие, которые утверждают: "Мы уверовали в Аллаха".

Фитна и лицемерие

Когда же они страдают из-за Аллаху, то они людское притеснение равняют с наказанием Аллаха. Если же ты одержишь победу по твоего Господа, то они непременно скажут: "Воистину, мы были вместе с вами". Но не Аллаху ли ведомо о том, что в сердцах обитателей миров?» Коран, 29: 10-11. Слово «мунафикун» происходит от слова «нафика». Дословно это слово означает вход в нору крота, который это животное держит закрытым, а вы-ходит и входит в в нее через другой вход, который называется «касия». В случае опасности, он открывает нафику и убегает через нее от своих врагов, которые пытаются поймать крота через касию. По аналогии с этим, слово «нифак» употребляют в значении людей, которые входят в Ислам с одной стороны и выходят из него с другой. Как известно, Коран упоминает о трех категориях людей: праведников (мумин), неверных (кяфир) и лицемерах (мунафик) (Коран, 2: 1-20). При-знаки третьей категории людей — лицемеров проявляются либо в убеждени-ях, либо в поступках. Лицемерие в убеждениях. Если лицемерие и двуличность некоторых людей закреплены в их убежде-ниях, то они считаются более худшими, чем неверующие, так как в Коране о них говорится: «Поистине, лицемеры в нижнем слое огня» (4: 145). То есть, они будут вечно пребывать в аду. Лицемеры являются смутьянами и интриганами, блуждают между верой и неверием. Они могут приводить свои действия в соответствие с требования-ми Божественной религии, но делают они это в показных целях. На самом деле веры у них нет. На молитвы они поднимаются с трудом (Коран, 4: 142, 143), дают ложные клятвы для того, чтобы отвратить окружающих от рели-гии (Коран, 58: 14). Лицемеры поступают только в соответствии со своими личными интересами (Коран, 4: 141, 29:10-11); посмеиваются над Божест-венными знамениями (Коран, 4: 140); распространяют среди верующих лож-ные слухи (Коран, 33: 60-61); боятся врагов и убегают от них, а когда право-верные побеждают своих противников, лицемеры пытаются заполучить свою долю от военных трофеев (Коран, 4: 141). Лицемерие в поступках. Оно имеет место в случае некоторой схожести поступков некоторых лю-дей на признаки лицемерия, описанные выше. Однако, при этом, невозмож-но утверждать о том, что лицемерие проникло в их убеждения. По этому по-воду имеется следующий хадис от пророка Мухаммада: «Имеется три при-знака лицемерия человека: разговаривая с кем-то, он лжет, не сдерживает своих обещаний, не сохраняет в неприкосновенности то, что ему доверили другие люди» (Хадис приводится в сборнике Тирмизи, «Иман», 14). Имеется большая вероятность того, что лицемерие в некоторых поступках этих людей, может стать их убеждением. Поэтому, если человек ощущает в себе хотя бы отдаленные признаки этого вида лицемерия, то ему необходимо раскаяться и срочно принять меры для своего исправления.

Оцените определение: