Лизинг в исламе

28.10.2018 0 Автор admin

Изгнание джина из человека молитва

Отец совершает дела противоречащие Шариату и Исламской культуре поведения, как следует относиться к нему и вести себя с ним?

Вопрос 1: Отец совершает дела противоречащие Шариату и Исламской культуре поведения, как следует относиться к нему и вести себя с ним?

Ответ: Мы просим Аллаха о верном руководстве для твоего отца, и чтобы привел его Аллах к благу покаяния. И советуем тебе быть мягким к нему, увещевать его добрым образом и не отчаиваться в том, что он исправится, согласно словам Аллаха, пречистого от всякого несовершенства: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне». Сура «Лукман», аяты 14 – 15.
Наставляет Всевышний благодарить родителей и благодарить Его, и приказывает ребенку сопровождать в этой жизни родителей по-доброму даже если они ведут борьбу против него, желая для него неверия. По этому ты знаешь, что установлено Шариатом для тебя сопровождать отца по-доброму и хорошо себя вести с ним, даже если он плохо поступает по отношению к тебе. Так же усердствуй в призыве его к истине, и может быть Аллах наставит его по причине тебя.

Ислам изгнание джинов лечение от порчи и сглаза

И не разрешается тебе подчиняться ему в том, что является ослушанием Аллаха. Мы так же советуем тебе в деле наставления его обращаться за помощью к Аллаху Великому и Могучему и затем к обладателям добра из твоих родственников, например к дядям по отцу и иным – к тем, кого уважает и ценит твой отец, чтобы принял он их наставления. Мы просим Аллаха для нас, для тебя и для него о верном руководстве и успеха в искреннем покаянии, поистине Он – Слышащий, Близкий. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

ибн Баз, «Маджму’а фатава ва макалят», т. 5, т. 9

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

comments powered by

Сущностная разница между обычными и исламскими методами финансирования и банковским делом просматривается на теоретико-идеологическом уровне. Известно, что западная политико-экономическая система основана на идеях капитализма, где центральную роль играют капитал и материальные ценности. Исламская же аналогичная система основана на идеалах Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему).
Одними из главных источников по информации в области принципов и методов финансирования, инвестирования и страхования с точки зрения ислама являются книга американского автора Махмуда Амина Аль-Гамаля, профессора экономики и статистики в университете Райс (г. Хьюстон, штат Техас), опубликованная в 2000 году, а также, «Введение в исламские финансы: теория и практика» авторов Замира Икбала и Аббаса Мирахора. В предыдущем изложении мы рассматривали такие инструменты исламских финансов, как мурабаха, мудараба и мушарака. Продолжая рассматривать механизмы, используемые в исламских банках, остановимся на видах мушараки.

Виды мушараки (партнерства).

Разные формы партнерства могут быть использованы как прямые методы финансирования или инвестиций. С ранних дней движения исламского банкинга, эта группа финансовых продуктов известна как «разделение дохода и убытков».

Джинн. Как изгнать его?

С самого начала предполагалось, что продукты, основанные на партнерстве, являются самыми идеальными для исламского финансирования. Но почти все исламские банки полагаются на вышеупомянутые продукты вместо партнерства, ввиду того, что ими легче управлять, и они очень похожи на обычные западные банковские продукты. Несмотря на это, партнерство – довольно универсальный инструмент, подходящий для финансирования разного рода проектов, начиная от ипотеки, и малого бизнеса, до мега-проектов и выпуска корпоративных и государственных облигаций.
Напомним, что мушарака – форма совместного предприятия между двумя и более партнерами, которые вносят капитал и делят управленческие обязанности в соответствии с заранее обговоренными условиями партнерства. Формула разделения дохода может варьироваться, тогда как убытки распределяются строго в соответствии с вложенным капиталом.
Мушарака разделяют на несколько видов:
1.) Муфауада – вид мушарака, где капитал и обязанности разделяются поровну. При этом каждый партнер является агентом (уакиль) другого и также несет ответственность за обязанности партнера. Этот вид мушарака признан ханафитскими учеными, и отклонен учеными других мазхабов.
2.) Инан – вид мушарака, где акции и обязанности партнеров не одинаковы. Убытки партнеры несут только в соответствии с капиталом, вложенным в партнерство, а доходы партнеры могут распределять по своему усмотрению (некоторые партнеры могут приложить больше усилий/знаний в работе организации и поэтому могут и получать более высокий процент с дохода).
3.) Ширкат аль-агмаль – вид мушарака, где двое или больше людей объединяют свои усилия в какой-то области бизнеса (юристы, плотники, портные и др.), разделяя риск и доход. Каждый партнер несет ответственность за все договора, заключенные другим партнером. Разделение доходов осуществляется в соответствии с условиями партнерства.
4.) Ширкат аль-вуджух – партнерство без капитала, где партнеры, обычно с высокой репутацией на рынке, могут покупать товары в рассрочку до их дальнейшей продажи. Комбинация вышеназванных видов мушарака.
Как мы поняли, в мушарака, каждый партнер имеет право принимать участие в управлении организацией, и может принимать решения от лица других партнеров. Договор между партнерами носит не обязательный характер, где каждый партнер вправе продать свою долю и выйти из партнерства (естественно, предварительно поставив других партнеров в известность).
Исламские банки используют мушарака в ипотечном финансировании посредством договора мушарака мутанакиса (убывающее партнерство), где банк и клиент вместе становятся совладельцами недвижимости, и клиент постепенно выкупает долю исламского банка. Вдобавок к этому, клиент, проживая в этой недвижимости, платит банку за аренду его доли. Таким образом, клиент постепенно увеличивает свою долю во владении недвижимостью, и в то же время платит за аренду в соответствии с долей банка, которая постепенно уменьшается. Со временем, клиент полностью выкупает долю банка и прекращает выплачивать за аренду. В тот момент, договор заканчивает свое действие, и недвижимость полностью переходит в собственность клиента.

Продажа в рассрочку

Обычно клиенты исламского банка, даже если они получают финансирование по схеме мурабаха, в большинстве случаев оплата стоимости производится в рассрочку. При этом продавец имеет полное право добавить в конечную сумму оплаты определенный процент, учитывая время оплаты в рассрочку, однако такая надбавка должна быть заранее известна клиенту. Некоторые исламские ученые разрешают также использовать «плавающий» процент, где потолок повышения тарифа тоже заранее обговорен. Дисконты разрешены, но не могут быть включены в контракт. Финансовая организация вправе предоставлять скидки, но только на свое усмотрение.
Вопрос отсрочки в оплате и надбавки в учет времени был рассмотрен традиционными исламскими учеными в разные века. Ниже приведу примеры высказываний некоторых ученых из разных мазхабов по этому вопросу:
1.) «Цена может быть увеличена по причине отсрочки» – Аль-Касани в «Бадаи Аль-Санаи»;
2.) «Цена увеличивается, если есть отсрочка» – Ибн Абидин в «Хашият»;
3.) «Время имеет долю в цене» – Ибн Рушд в «Бидаят аль-Муджтахид Уа Нихаят аль-Муктасид»;
4.) «Отсрочка занимает место в цене» – Имам Аль-Навави и Такиюддин Аль-Субки в «Аль-Маджму».
Во времена Пророка (мир ему) арабы говорили, что «торговля – это риба», имея в виду всякую торговлю, однако в Коране ясно говорится, что «Аллах разрешил торговлю, но запретил риба» (Коран, 2:275), что девальвирует первое высказывание арабов. Правовая разница между торговлей и риба достаточно очевидна. В случае риба (ростовщичества) увеличивается сумма долга, тогда как в случае продажи в рассрочку увеличивается цена. Таким образом, Аллах категорически запрещает первое, и разрешает второе. Большинство инструментов, основанных на банковском проценте, может быть с успехом заменено системой торговли.

Иджара (лизинг)

Лизинг – это предоставление в пользование, аренда какого-либо актива. Доходом банка в данном случае являются арендные платежи. Таким образом, при иджаре происходит продажа права использования объекта на определенное время, а не контракт продажи, где объектом торговли является товар/услуга. Продажа права на пользование разрешено в исламе, что подтверждается следующими аятами Корана:
1.) «И если они кормят грудью ваше потомство, дайте им компенсацию» (65:6);
2.) «И сказала одна из них: «О, отец! Найми его за зарплату, ведь воистину лучше нанять сильного и заслуживающего доверия». Он сказал: «Я намереваюсь выдать за тебя одну из моих (двух) дочерей, при условии, что ты будешь работать на меня восемь лет, а если ты отработаешь десять, то это будет любезностью с твоей стороны» (28:26-27).
В хадисе, переданном Абу Даудом, Аль-Насаи и Ахмадом, Сагд (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Крестьяне во времена Пророка (мир ему) платили за аренду земли водой и семенами. Пророк запретил им это делать, и велел использовать золото и серебро (деньги) для оплаты аренды».
Существует несколько условий для дозволения финансового лизинга, главным из которых является владение объекта в собственности финансовой структуры на период аренды. Обычно, приобретение в рассрочку (скажем, автомобиля) через банк основано на выдаче кредита под проценты, что естественно запрещено в исламе. Во-вторых, данный автомобиль не является собственностью банка, а, обычно, покупателя. То есть, этот автомобиль не фигурирует в бухгалтерском балансе финансового учреждения, а только регистрируется как актив в виде выданного кредита. И еще этот автомобиль, или другая недвижимость, регистрируется как залог, в обмен на кредит.
По сравнению с финансовым лизингом, где обычно финансирование имеет форму долга, исламский лизинг должен быть связан с реальным активом. Это форма финансирования, в котором объект контракта еще является и гарантией, так как он остается в собственности финансового учреждения. Поэтому в случае дефолта клиента банк имеет право просто изъять данный актив, и наложить штраф за неуплату аренды. Однако, разница с обычным банком в том, что исламский банк не имеет права взимать сложный процент.
Недавно, исламские ученые представили другой вид лизингового контракта – иджара ва иктина, где контракт лизинга дополнен контрактом о продаже в конце периода аренды за остаточную стоимость. Второй контракт является односторонним обещанием арендатора о покупке данного объекта. Касаясь вопроса сферы распространения данного исламского финансового механизма, необходимо отметить, что иджара успешно используется для финансирования покупки оборудования и автомашин, а также как форма ипотеки. Кроме того, иджара используется для выпуска исламских облигаций (сукук). У этого вида контракта есть высокий потенциал в финансовых структурах, так как этот инструмент достаточно гибкий и может быть использован для широкого спектра бизнес- и потребительского финансирования. Однако исламские банковские структуры осторожно используют этот продукт в виду указанных выше условий, а также того, что это означает дополнительную работу по управлению этими активами и дополнительные налоги (в некоторых банковских системах).
Главными отличительными признаками иджары от западной модели лизинга являются следующие признаки:
— отсутствие условий продажи актива;
— физические риски актива несет банк;
— передача актива арендодателю при истисна после окончания периода аренды в рамках сделки продажи; и даже:
— возможность безвозмездной передачи актива при минимальном размере остаточной стоимости.
С западной моделью лизинга иджару объединяет то, что ставка аренды может изменяться исходя из рыночной конъюнктуры. Чаще всего сделки иджары страхуются от разного рода рисков – такафул.

Исламские форварды (салям и истисна)

Эти две формы финансирования используются довольно редко, поэтому остановимся на них только вкратце. Продажа не существующих товаров запрещена шариатом, в виду высокой степени неопределенности (гарар). Однако существует два исключения из этого правила.
Салям – вид контракта, по которому производится предварительная оплата клиенту будущей поставки. При этом банк не заключает рыночной сделки по продаже актива по планируемой цене до получения актива от клиента.
В основном, этот вид контракта использовался в сельском хозяйстве, где крестьяне нуждались в средствах для приобретения семен или саженцев и для собственных нужд. Салям был санкционирован пророком Аллаха (мир ему) в следующем хадисе, переданном со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):
«Посланник Аллаха (мир ему) прибыл в Медину и узнал, что жители города практикуют салям, где цена оплачивается за фрукты, доставляемые через один, два или три года. Он сказал: «Тот, кто заключает контракт салям, должен детально упомянуть меру и время доставки».
То есть, пророк (мир ему) разрешил такой вид продажи, где цена оплачивается полностью, а конкретный объект или товар доставляется позже, в определенную дату. По аналогии (кыяс), мусульманские правоведы разрешили контракт истисна, что можно перевести как ордер на производство или строительство чего-то. В этом случае, как и в салям, есть заказ на определенный товар или объект, который должен быть произведен или построен. Заказчик полностью или частично оплачивает за производство данного товара, и производитель начинает работу над этим товаром/объектом, которое должно быть доставлено в точном соответствии со спецификацией и в указанные сроки.

Подготовил Ринат Хабибуллин

Первое убийство на земле — первое наказание *

<*> Sukharev A.P. First murder on the earth — first punishment.

Сухарев Александр Петрович, советник губернатора Владимирской области, председатель Комиссии по вопросам помилования, созданной на территории Владимирской области, заслуженный юрист Российской Федерации, государственный советник юстиции 3-го класса, член Союза журналистов России, член Союза писателей России, член Совета Владимирского регионального отделения Ассоциации юристов России.

В статье анализируется известный библейский сюжет об убийстве сыном Адама и Евы Каином своего брата Авеля. Это убийство автор называет первым на земле. История из Святого Писания рассматривается в связи с существующей в науке и обществе дискуссией о наказании за убийство, в первую очередь о возможности применения смертной казни.

Ключевые слова: Библия, Каин, смертная казнь, искупление вины, наказание.

The article analyses the famous Bible story about murder by the son of Adam and Eve Cain of his brother Abel. The author calls this murder the first in the world. The history of the Holy Writ is considered in connection with the existing in science and society discussion about punishment for murder, primarily about the possibility of application of capital punishment.

Key words: Bible, Cain, capital punishment, expiation of guilt, punishment.

Каждый наверняка слышал о Каине — старшем сыне Адама и Евы (5507 — 5506 до Р.Х.), но не всякий знает, что Каин был первым убийцей на земле. И не просто убийцей, а братоубийцей, что является самым большим смертным грехом: Каин пренебрег любовью к ближнему, погубил своего младшего кровного брата Авеля. Казалось бы, их жизнь была мирной и не вызывала никаких тревог: Каин занимался земледелием, а Авель — скотоводством. Все произошло неожиданно.

Согласно Святому Писанию, оба брата принесли жертву Господу: Каин — плоды от своих трудов, а Авель — лучшее животное из своего стада. Господь принял дар от Авеля, показав знаком, что дар принесен ему от сердца, а на дар Каина взглянул мельком, без сочувственного внимания. Этого оказалось достаточно, чтобы в сердце Каина возникла ненависть к своему брату. Он решил отомстить ему. Бог тщетно внушал Каину высокое слово о добре:

  • Почему ты огорчился. И отчего поникло твое лицо? Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Эти слова о добре и грехе не успокоили Каина. Его душа наполнилась жаждой мести, а враждебная страсть взяла верх над родственными узами. Каин позвал брата в поле и убил его, убил, как сказано в Писании, "за то, что дела его были злы, а дела брата праведны". Так Каин совершил тяжкий грех, который через него вошел в мир. По словам иудейского историка И. Флавия, Каин был высокомерным и жестоким человеком, оскверненным всеми пороками. Эта характеристика нашла свое отражение в искусстве.

Есть гравюра "Братоубийство", изготовленная немецким художником Ю.Ш. Корольсфельдом, который в середине XIX в. выпустил книгу гравюр "Библия в иллюстрациях" (240 иллюстраций). Книга получила всемирное признание. На гравюре запечатлена неравная схватка двух атлетически сложенных юношей — Каина и Авеля. При этом Авель стоит на коленях, рядом на земле лежит его пастушеский посох, Авель пытается голыми руками сдержать разъяренного Каина, замахнувшегося для удара кетменем. Стадо овец испуганно разбегается в стороны.

Картина передает трагедию выразительно точно и психологически верно. Опасность предумышленного убийства заключается во внезапности нападения, к защите которого потерпевший не подготовлен; от неожиданности он парализован и не может понять причину происходящего. Именно в такой ситуации оказался Авель — он на коленях, его посох в стороне. На лице Авеля — удивление и мольба о пощаде; он не сопротивляется — его руки пытаются обнять единоутробного брата.

После убийства Каин бежит от самого себя, становится изгнанником и скитальцем, боится, что всякий может его убить. Его останавливает голос Господа (далее цитируется текст по Библии):

Каин ответил:

  • Не знаю. Разве я сторож брату моему?

И сказал Господь:

  • Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Очевидно, что здесь кровь убитого брата рассматривается как осквернение земли; убийца отравил источник жизни, создал опасность для себя и для других. Отсюда логично заключить, что убийца должен быть изгнан из страны, для которой его присутствие составляет угрозу. Убийца — человек зачумленный, зараженный дыханием смерти; его прикосновение губит землю ("проклят от земли"). Убийца становился опасным существом, привлекающим злых духов.

И сказал Каин Господу:

  • Наказание мое большое, нежели снести можно. Вот ты теперь сгоняешь с лица земли, и от лица твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий встретится со мною, убьет меня.

И сказал Господь:

  • За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро.

И сделал Господь Каину знамение, показывая, что никто не имеет право мстить и самоуправствовать; только правосудию принадлежит право наказания. И положил на него знак, чтобы никто не мог убить его. Какой это был знак — никому неизвестно. То ли это знак физического или душевного мучения, выдававшего в Каине душегубца, то ли… Известно одно: отличительные знаки практиковались среди народов, сохранивших племенную организацию. В африканских племенах на тело человека наносился рисунок-татуировка. Татуировка была опознавательным знаком. Знак, наложенный на убийцу, служил средством защиты, но не убийцы, а других людей, чтобы они не осквернили себя соприкосновением с убийцей и не навлекли на себя гнев злого духа. Так, по греческому поверью, дух убитого человека преследует убийцу, возмущает его. Возможно, что "Каинова печать" использовалась для того, чтобы сделать человекоубийцу неузнаваемым для духа убитого или же с целью придать внешности убийцы отталкивающий или устрашающий вид, дабы пропала охота приближаться к нему. Проще говоря, знак служил сигналом, предупреждающим людей о необходимости посторониться. Такое объяснение привел в своих трудах английский этнограф и историк Дж. Дж.

Проблема изгнания джиннов из наших тел и мыслей. Голод против одержимости

Фрэзер (в Оксфордской иллюстрированной энциклопедии — Фрейзер, сэр Джеймс Джордж; 1854 — 1941).

Впрочем, знать этот знак не так уж и важно, он предназначался только для одного человека — убийцы! И Святое Писание запретило мстить ему.

Ныне имя "Каин" является нарицательным для человека, совершившего тяжкое преступление, изверга и душегубца, употребляется оно и как бранное выражение.

Отсюда возникло еще одно выражение, "каинова печать", употребляемое в значении — "клеймо преступления". Но в названной ситуации нас должно интересовать самое главное: первый убийца не был казнен. Свою жизнь он провел в изгнании. Проклятый Богом, он долго блуждал по диким местам первобытного мира и, наконец, поселился на востоке от Эдема, имел многочисленное семейство. Здесь он построил город и назвал его по имени своего сына — Энох. Последние свои дни Каин провел с пользой для людей — построил город.

Запомним навеки: убивец Каин был освобожден от физического наказания, но не был прощен.

От седой старины не утихают споры между людьми о наказании убийц. Обосновать целесообразность и справедливость смертной казни в отношении преступников трудно, а может быть, даже и невозможно. Противники смертной казни (священники, философы, политологи, правоведы) приводят в свою пользу убедительные доводы, один из которых следующий:

  • лишив преступника жизни, общество не дает ему возможности искупить свой смертный грех; с наступлением физической смерти для него заканчивается все и вся. Наступает небытие.

Это так называемый материалистический довод. Звучит он, согласитесь, убедительно, заставляет размышлять.

Но есть и другой довод, нематериалистический, он тоже вразумляет. Вот его мотивировка:

  • если признать у преступника наличие души, то после смертной казни для него ничего не кончается, а только начинается. Оказавшись у Врат смерти, его перевоспитанием начинает заниматься Бог. Предположим, что "там" преступник раскаялся и осознал свой смертный грех, но ему уже никогда не вернуться на землю, в общество.

Тут-то и нарушаются логические суждения, высказанные ранее.

Человек, совершивший преступление на земле, утверждают пострадавшие от злыдней, особенно родственники потерпевших, должен искупить свой грех тоже на земле. Как это сделал Каин.

В то же время вопрос о наказании преступника смертной казнью сложный, и единого ответа на него нет вот уже не одно тысячелетие. Шесть тысяч лет назад греческий баснописец Эзоп написал поучительную басню "Убийца", в ней он высказал свое мнение о наказании убийцы.

Некий человек, рассказал Эзоп, совершил убийство, и родственники убитого стали его преследовать, чтобы с ним расправиться. Он прибежал к реке Нил, но тут столкнулся с волком. В страхе он забрался на дерево, нависшее над рекой, и спрятался на нем, но увидел змею, которая раскачивалась, готовясь его ужалить. Тогда он бросился в воду; но тут подстерег его крокодил и сожрал.

Мораль басни такова: для человека, запятнавшего себя тяжким преступлением, нет прощения и убежища, нет покоя — ни на земле, ни в воде, ни в воздухе!

А вот христианская религия, ставшая со временем всемирной, предоставила убийце шанс на жизнь, пусть и незначительный, но надежда все-таки есть! "Всякому, кто убьет Каина, — предупреждает Писание, — отмстится всемеро". Согласитесь, что убийцу в качестве наказания лучше поселять на земле Нод, на восток от города Эдема, чем ставить его перед Вратами смерти. От этого больше пользы обществу, да и для Каина.

Мысль о строительстве городов руками Каинов привлекла к себе внимание многих философов Средневековья, в том числе и итальянского знаменитого монаха Томмазо Кампанелло, написавшего утопическое произведение "Город Солнца". Он предложил убийц не казнить смертью, а селить на необитаемом острове. Монах знал по себе, как тяжело нести наказание: он сам провел двадцать семь лет в промозглом тюремном подземелье.

Позднее, в XVII и XVIII вв., просвещенная Европа стала активно осуществлять колонизацию других стран, направляя туда… преступников, которым смертную казнь заменили ссылкой, скажем, в далекую-далекую Австралию, причем без права возвращения.

Именно таким образом Британия основала в 1788 г. в Австралии первое свое военно-каторжное поселение. Сюда сослали десятки тысяч преступников, осужденных "за уголовные и политические преступления". Все они бесплатно работали на английскую "державную корону" — кто десять, кто двадцать лет. Почти все они так и не вернулись домой. Первым городом, построенным их руками, стал Сидней. По этому поводу в континентальной Европе ходило множество самых фантастических историй. "Приличное общество" не могло поверить, что матерые злодеи быстро исправились и стали почтенными. Писатель Жюль Верн писал на полном серьезе, что воздух в Австралии особенный, он способствует исправлению уголовников и вообще всяких негодяев. Звучит неправдоподобно, но писатель передал нам разговоры в научных и околонаучных кругах (Ж. Верн. Дети капитана Гранта).

Убийцу Каина, построившего город Энох, можно по праву назвать одним из самых первых каторжных переселенцев, показавшим миру пример того, каким образом можно искупить свою вину перед людьми.