Магомед ярагский биография

17.08.2018 0 Автор admin

Мухаммад-эфенди ибн Исмаил аль-Яраги аль-Курали (лезг. Ярагъ Мугьаммад; 1771, Яраг-Казмаляр, Дагестана — 1838, Согратль, Дагестана) — основатель мюридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни. Муршид накшбандийского тариката.

По национальности — лезгин.

Биография

Мухаммад Ярагский родился в 1771 году в лезгинском селении Яраг-Казмаляр, расположенном на юге Дагестана.

Богословская деятельность

Первоначальное исламское образование он получил в медресе родного села. Он обучался у известных алимов в селениях Согратль и Араканы. Его учителями были такие известные дагестанские богословы как Саид Хачмасский, Саид Шиназский, Хасан Кудалинский и Магарам-эфенди Ахтынский (тесть Мухаммада-Эфенди). После окончания обучения он преподавал в родном селе грамматику арабского языка, теологию, логику и риторику.

Его учениками были Джамалутдин из Кази-Кумуха, будущие имамы Дагестана и Чечни Гази-Магомед и Шамиль, Хас-Магомед из Бухары и др.

В 1822 году посетил известного кюрдамирского мюршида, Хаджи-Исмаила.

Мухаммада-Эфенди был женат на дочери Магарама-эфенди Ахтынского, которую звали Айшат. У них было 3 детей: Хаджи-Исмаил, Исхак и Хафисат.

Мухаммад аль-Яраги — духовный отец горцев

Дочь Хафисат впоследствии стала женой имама Гази-Мухаммеда.

Ярагский и его последователи призывал к объединению народов Кавказа в борьбе с Российской Империей. Его программа имела широкий резонанс в Кавказском регионе и за его пределами.

Когда в 1825 г. Мухаммада-Эфенди арестовали и посадили в Курахскую крепость, его должны были доставить усиленной охраной в Тифлис к Ермолову, но он был освобождён своими соратниками.

Скончался в 1838 в в селе Согратль (ныне Гунибский район).

Труды

Мухаммад-Эфенди Ярагский является автором книги «Асар» изданной в 1910 г. на арабском языке в типографии М. Мавраева. В книге приводится описание жизненного пути автора и воспроизведение его взглядов. В книге также содержатся поэмы, «большая» и «малая» касиды, рифмующиеся на «Т», отрывки из писем в стихах, переписка о его встречах с другими шейхами и мелкие записки.

Шейх Мухаммад (род. в Сабзаваре; работал с конца 1530-х по 1580-е годы; умер ок. 1588 года в Казвине) — персидский художник.

Историк-хронист XVI века в своем «Трактате о каллиграфах и художниках» сообщает следующее: «Мавлана шейх-Мухаммед происходил из города правоверных Сабзавара, сын мавланашейх-Камаля, упомянутого ранее мастера почерка сульс. Он — несравненный художник, ученик мастера Дуст Диванэ; он хорошо писал, весьма превосходно работал насталиком. В живописи он следовал китайцам, и, сколько он в изображении ни делал китайского, люди говорили: „хорошо“. В копировке он передавал почерки мастеров, поправляя кистью таким образом, что было незаметно. Он был прекрасным художником, орнаменталистом, писцом; работал в священном, пресветлом Мешхеде в китаб-ханэ возвышенного до рая султан-Ибрахим-мирзы, был придворным и обладал содержанием». Вместе с тем другой автор, Дуст Мухаммад, сообщает, что Шейх Мухаммад работал в китабхане шаха Тахмаспа переписчиком-каллиграфом. Учитывая то, что его отец был каллиграфом, вполне естественно, что молодой человек пошел по его стопам, и начал свой путь в китабхане Тахмаспа, зарабатывая на жизнь перепиской книг. Сефевидский историк Искандер Мунши сообщает: «Он прекрасно писал почерком „насталик“ и столь копировал образцы почерка мастеров каллиграфии, что их с великим трудом отличали от оригиналов опытные знатоки-каллиграфы».

Вероятно, как художник он рано обнаружил свои способности, и был привлечен к созданию миниатюр. Исследователи персидской живописи Диксон и Уэлч приписывают его руке один лист из знаменитого «Шахнаме» Тахмаспа, созданного приблизительно в 1525-35 годы, (ныне манускрипт расшит, и разошелся по разным коллекциям). Однако, после того, как Тахмасп I в 1540-50е годы отвернулся от живописи, Шейх Мухаммад, подобно другим художникам, вынужден был покинуть Тебриз. Он перешел на службу к племяннику Тахмаспа, Султану Ибрагиму Мирзе. Историк Искандер Мунши, сообщает, что Шейх Мухаммад поступил на службу к Ибрагиму Мирзе, бывшему губернатору Мешхеда после того, как тот попал в немилость шаху Тахмаспу, и был переведен в городок (1567—1574). Этот пример кое-что говорит о характере художника.

Основное число дошедших работ мастера создано именно в годы его служения при дворе Султана Ибрагима Мирзы. Среди них два листа с каллиграфией (датированы 1562/3 и 1568/9 годами; Стамбул, Топкапы Сарай), и замечательная миниатюра на отдельном листе «Верблюд и погонщик» с подписью и датой — 1556/7 год (галерея Фрир, Вашингтон). Шейх Мухаммад, кроме прочего, был поэтом, писавшим неплохие стихи. На этой миниатюре изображение окружено строками его стихотворения, написанного им каллиграфическим почерком насталик. Сюжет миниатюры явно где-то подсмотрен, взят из окружающей жизни. Шейх Мухаммад принадлежал к тем ведущим персидским мастерам, которые c середины XVI века всё больше рисовали на отдельных листах, придумывая новые сюжеты, или отображая в своих работах жизненные наблюдения.

Далее, художнику приписываются два рисунка, с изображением коленопреклоненных юношей, один хранится в Лувре, Париж, другой «Юноша с попугаем» в галерее Фрир, Вашингтон, и ещё одна работа «Эмир, отдыхающий под деревом», находящаяся в Бостоне, Музей Изящных Искусств. Отталкиваясь от подписанной миниатюры «Верблюд и погонщик» исследователи на основании тщательного анализа обнаружили руку Шейх Мухаммада в миниатюрах известного манускрипта «Хафт Ауранг» (Семь престолов) Джами, который создавался для Ибрагима Мирзы в 1156-65 годах (Вашингтон, галерея Фрир).

Ярагский, Магомед

Ему принадлежат также несколько подписанных работ: две миниатюры, хранящиеся в Стамбуле, Топкапы Сарай; и два рисунка с изображением мужской фигуры (Париж, Лувр, и Дублин, Библиотека Честер Битти).

Согласно Искандеру Мунши, после того, как шах Исмаил II казнил Ибрагима Мирзу, художник несколько месяцев работал в китабхане нового шаха, но затем перебрался в Хорасан, где поступил на службу к принцу Аббасу. Хронист сообщает, что, сделав новой столицей город Казвин, шах Аббас I (1588—1629) построил там новый шахский дворец. Шейх Мухаммад скончался во время работ над росписью одного из залов этого сооружения.

Литература

  • Dickson M.B./Welch S.C. The Houghton Shahnameh. vol.1-2, Cambridge, Mass. 1981.
  • Rogers J. M., Cagman F. and Tanindi Z. The Topkapi Sarai Museum: The Albums and Illustrated Manuscripts, London.

Шейх Мухаммад. Эмир отдыхающий под деревом. ок. 1557 г., Бостон, МИИ Шейх Мухаммад. Юноша с попугаем. 1575 г. Вашингтон, Галерея Фрир.

МАГОМЕД ЯРАГСКИЙ

Магомед Ярагский родился в лезгинском селении Вини-Яраг в 1770 году. Учился Магомед в Ярагском мусульманском мактебе у отца, муллы Исмаила-эфенди. А в 1782-1792 годах учился знаниям и наукам в медресе Ага-Стала, Ахты, Согратля.

Не только интеллектуальной, но даже житейской биографии Магомеда Ярагского еще не написано. За исключением трех-пяти событий из его почти семидесятилетнего жизненного пути науке и общественности мало что известно. Ни при его жизни, ни после его кончины не оказалось человека, который бы осознал цену ярагского имама, собрал, сохранил и опубликовал материалы его биографии.

Магомед Ярагский

В рукописном фонде Дагестанского научного центра РАН хранится краткая биография Ярагского. Она же вошла в книгу «Асар» Магомеда Ярагского, где на 147 странице воспроизводится с десяток событий из его жизненного пути, включая и смерть в Согратле.

Магомед Ярагский большую часть своей жизни провел на своей родине, в лезгинском селении Вини-Яраг, которое расположено на территории Кюры, что позволяет привлечь массу исторической информации, для реконструирования условий, в которых формировалась его личность.

Вини-Яраг находится в 78 км от Дербента, в 60 верстах от Ялама, расположенного по южному берегу реки Самур, и в 10 верстах от Касумкента, ставшего центром созданного российскими властями Кюринского округа. Вини-Яраг был расположен на великом шелковом пути из Индии в Европу. Старожилы аула указывают на археологические остатки караван-сараев, где размещались купцы, передвигавшиеся с юга на север и обратно.

По воскресеньям из всей округи, даже из Ахтов, Кураха, Дербента, Кизляра, Кубы, Нухи, Шеки и других торговых центров Восточного Кавказа приезжали купцы на ярагский базар, где общались не только ярагские жители, но и лезгины из других селений с тюрками, татами и горскими евреями.

В годы жизни имама Магомеда, прозванного аварцами и лакцами Кюрели, Вини-Яраг занимал двадцать первое место среди 204 селений Кюры по численности населения.

В газете «Кавказ» за 1846 год содержится краткая заметка о факте кровной мести в Вини-Яраге, что свидетельствует о суровости характера местных жителей и силе древних адатов.

Много написано о Вини-Яраге, но о Магомеде Ярагском умалчивается даже в «Хронологии Дагестана. XVIII век», составленной Р. Ризвановым.

В реконструкции событий юношеский биографии Магомеда на помощь приходит разве только Гасан Алкадари. В его «Асари Дагестан» содержится весьма лаконичная, но емкая по содержанию запись: «Шейх Магомед-эфенди закончил полностью курс наук и знаний в Кюринском округе и остальном Дагестане.

Не сказано, в какие годы, не приведены названия учебных заведений и места их расположения, в которых он постигал полный курс наук и знаний».

Надо полагать, что начальное исламское образование Магомед Ярагский

Похожие материалы

Информация о работе

Скачать файл