Мазхабы в исламе

09.08.2018 0 Автор admin

Мазхаб – это богословско-правовая школа в Исламе. На сегодняшний день у мусульман-суннитов сохранились всего 4 мазхаба: ханбалитский, маликитский, ханафитский и шафиитский. Захиритский мазхаб нынче практически исчез. Среди шиитов широко распространён джафаритский мазхаб.

Необходимость обращаться к юридическому обоснованию тех или иных норм в Исламе привела к появлению четырёх школ юриспруденции – мазхабов (мазхаб – «путь»), основанных крупнейшими богословами и названных, впоследствии, их именами. Все они возникли в первое столетие правления Аббасидов и признаются в качестве авторитетных и канонических, вплоть до сегодняшнего дня. В каждой из мазхабов существуют свои особенности; присущие определённому мазхабу акценты и интерпретации в каких-то вопросах делают их самостоятельными. Эти четыре мазхаба следующие:

ДАВАЙТЕ ДАДИМ ОБЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ О КАЖДОМ МАЗХАБЕ:

Ханафитский мазхаб

Был основан имамом Абу Ханифа, который родился в 80/699 г.

Ислам в Кузбассе

в городе Куфе и умер в 150/767 г. в Багдаде. Слово «Ханиф» означает «знающий», «правильно верящий» мусульманин, «Абу Ханифа» – «Отец мусульман с правильной верой». Основной метод, который выносил правовые решения данного мазхаба – это чёткая иерархия вердиктов авторитетов этой школы. Всё своё наследие и знание Абу Ханифа устно передавал своим ученикам, которые их фиксировали и систематизировали. Школа Ханифа поощрялась Аббасидами, которые были заинтересованы в правовой основе государства. Данная школа получила государственный статус в империи монголов и османской империи. Очень много современных мусульман на сегодняшний день являются последователями этого правового толка. На сегодняшний день последователи ханафитского мазхаба составляют примерно половину мусульманского населения Земли. Он распространён в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии. Большинство мусульман России и стран СНГ (в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе – за исключением чеченцев, ингушей и дагестанцев; частично в Азербайджане) также придерживаются мазхаба имам Абу Ханифы.

Маликитский мазхаб

Основал имам Малик бин Анас аль-Асбахи, который родился и умер в Медине в 93/711 – 179/795 гг. Маликитская школа создавалась как рационалистическая (асхаб ар-ра’й). Здесь применялись принципы «независимого суждения ради общественной пользы» (истислах), суждения по аналогии (кияс), предпочтительного решения (истисхан). 

Точка зрения последователей маликитского мазхаба: «Всё, что приводит к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному – разрешено (зара’и)». Сегодня мазхаба имам Малика придерживаются мусульмане Северной и Тропической Африки вплоть до Судана и Египта. В маликитском мазхабе мнения и правовые решения Малика предпочтительнее Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее мнения других маликитских классиков.

– Шафиитский мазхаббыл основан имамом Абу Абдуллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (150/767 – 204/802гг). Шафиитский мазхаб уделяет особое внимание религиозным знаниям и комментариям сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и факихов из числа мединцев, хотя и не в такой сильной степени, как у маликитов. Последователи данного мазхаба признают принцип «суждения ради общественной пользы». Нормы обычая (‘урф) могут служить подспорьем для решений, но на меньшем уровне, чем у последователей ханафитского мазхаба. Сложные логические рассуждения отвергаются. В целом, мазхаб имама аш-Шафии как бы занял нишу между сторонниками асхабу ар-ра’й и асхабу аль-хадис. Благодаря своей упрощённости, шафиитский мазхаб распространён весьма широко в Египте и Восточной Африке, в Малайзии и Индонезии, в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, на Бахрейне, в Восточной Индии, частично в Пакистане, Турции, Ираке и Йемене. Последователями этого мазхаба являются и российские мусульмане:чеченцы, ингуши, дагестанцы (кроме ногайцев).На сегодняшний день число шафиитов составляют 80% курдов, мусульмане Юго-Восточной Азии и большинство арабов на Ближнем Востоке.

Ханбалитский мазхаб

Этот мазхаб основан имамом Ахмадом ибн Ханбалом (ум. 855). Ханбалиты, как и все их предшественники, признавали в качестве основного источника права Коран. Вторым по значимости источником считалась Сунна Пророка (мир ему и благословение). Имам Ахмад следовал принципу марфу‘, т.е. признавались лишь сведения, восходившие к самому Пророку (мир ему и благословение). Имам Ахмад, как и все имамы, учитывал единодушное мнение (иджма‘) сахаба и отводил ему третье место в системе источников мусульманского права. Некогда распространённый в Ираке, Хорасане, Сирии и Хиджазе, сейчас ханбалитский мазхаб действует только в Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Джафаритский мазхаб

Мазхаб, основанный Джафар ас Садыком, получил широкое распространение среди шиитов Афганистана, Ирана, Ирака и Азербайджана. Главным шиитским мазхабом, школа стала только в XVIII веке и джафариты получили признание суннитов. Джафаритский мазхаб отличался от суннитских непринятием тезиса о закрытии «врат иджтихада». Также джафариты признают ахбары Сунны лишь те, которые восходят к первым сподвижникам Пророка.

Тақырып: Ислам дінінің негізгі бағыттары мен мазхабтары.

1.Ислам дініндегі жікке бөліну: суниттер, шииттер, хариджиттер.

2.Ислам дініндегі негізгі мазһабтар.

3.Ислам дініндегі сопылық ілімі және оның негізгі ұстанымдары.

4.Сопылық ілімнің қазақ жерінде таралуы.

Исламның өзге әлемдік діндерден айырмасы – оның айқын рәміздерінің болуы.

Почему у нас существует четыре мазхаба, а не один, и почему нужно следовать лишь одному из них.

Мұсылманшылық екі сенім негізі бойынша құрылған: біріншісі – Алладан басқа құлшылық етілетін тәңірдің жоқтығына; екінші – Мұхамедтің (ғалайһиссаламның) Алла тарапынан бүкіл адам баласына жіберілген пайғамбар екендігіне сену. Сондықтан “Алладан басқа (тәңір) жоқ, Мұхаммед оның елшісі, араб тілінде “Ла илаһа иллалаһ мұхаммадүр – Расулүллаһ,” – деген мүбарак қағиданы тілмен айтып, көңілімен бекіткен адам ислам дінінде болып саналады. Бұл сенімді (символды) Има, сенушіні Мүһмин деп атайды.

Нағыз ислам жоғары мәдениетті және гуманистік идеяларды насихаттайды. Мұхаммед пайғамбар өзінің хадисінде: “Дінде зорлық жоқ” – деген. Яғни, ислам дініне біреуді мұқтаж ету немесе пайдасын беріп, енгізуге жол жоқ. Әр пенде исламды өз еркімен, өзінің қалыбымен (жүрегімен) қабылдауы тиіс.

Діни мейрамдарға Әр мұсылман үшін жұма – қасиетті күн. Ол бүкіл араб елдерінде демалыс. Рамазан айының жиырма жетінші түні – “ләйлат әл-қадр” – қадір түні. Бұл түнді шырақты сөндірмей тілек үстінде өткергендерге Алланың рақметі жауады. Оның шығу тарихы – ҚұранКәрим Алладан Мұхаммед пайғамбарға аян етілген.

Исламдағы негізгі бағыттарды Мұхаммед пайғамбар айтқан екен: ислам мен дүниеден өткен соң үмметім 73-ке бөлінеді, соның біреуі ғана жаннаттық, — деп. Пайғамбар Алланың рахымына бөленген соң исламда негізгі екі тарап айқындалды. Олар-суннилер және шииттер (шиа – қосылу, бірігу). Бұл бөліну негізгі дінді таратудан емес, тақ таласынан туды.

“Сунна” араб тілінде “жол” деген мағына береді. Cуннилер хадистерді нағыз мұсылмандар жүретін жол деп таниды. Осыдан олар өздерін “аһли ас-сунна”, немесе “аһли әхли-сунна уа жамағат” — “сунна адамдары”, — деп атайды. Сонымен бірге олар Мұхаммед пайғамбардан соңғы төрт халиф құрметіне “аһли шариар” деп те аталады. Суннилер негізгі төрт мазхабқа бөлінеді. Олар – ханифийлер немесе имам Ағзам Абу Ханифи жолындағылар, шафиғилер, мәликилер, ханбалилер.

Сунниттер өзі өз ішінен асхабу рай, асхабу хадис болып екіге тармақталады.

Шийттердің төрт тармағы бар, Исмайлиттер (карматтар), “шеткілер” (гулаттар), Зайдиттер, Имамиттер.

Сунниттік бағыттың шийттік бағыттан басты айырмашылықтарының бірі, олар Мұхаммед пайғамбарымыздан кейін адамдар мен Алла тағалаарасында елшінің болғандығын және Алидің басқа халифтерден басым ерекше екендігін, әрі оның ұрпақтарының имаматқа (мемлекет басқаруға) толық мұрагер екендігін мойындамайды. Шийттер үшін имаматтық Алла тағаланың әмірі. Сондықтан да болар шийттік баспалардан шыққан Құран кәрімдерде Алиді ерекше марапаттаушы қосымша сүре жазылған. Шийттерде хадистер жинағы Ахбар (жаңалықтар)деп аталады.

Шийттіктің елеулі ағымдарының бірі – имамиттер. Олардың пайымдауларынша Али тұқымының он бірінші имамы әл-Хасан әл-Аскари (873 ө.ж) дүниеден өткен соң, он екінші имам болып таққа соңғы имамның жасөспірім баласы Мұхаммед отырады, өкінішке орай ол көп ұзамай жоғалып кетеді, кейбір риуайаттарда жасырынып қалады. Оны “жасырын” имам-махди деп атайды. Тарихта бұл жасырын имамға деген сенім талай секталардың дүниеге келуіне негіз болады.

Осымен қатар шийттіктер адам өміріне шын сенімі үшін қауіп төнетін болса, оны жан амандығы үшін жасыруға, бүркемелеуге болады деп санайды. Оны олар “такийа” – деп атайды. Такийаның қаталырақ түрдегі нысаны сунниттіктерде де кеңінен қолданылады. Сунниттіктердің айтуларынша егер адамға діні үшін қауіп төнетін болса немесе оны басқа дінге кіруге мәжбүр ететіндей жағдай туатын болса немесе оны басқа дінге кіруге мәжбүр ететіндей жағдай туатын болса, Құран ол адамға бөгде жерге қоныс аударуды бұйырады. Сонымен қатар сунниттіктер шийттіктерде қалыптасқан, өз заманында Омар тыйым салған, уақытша некені де мойындамайды. Бұдан басқа бұл екі бағыттағылардың ғұсыл алуда, дәрет алуда, намаз оқуда және бірқатар ғибадат түрлерін орындау тәртіптерінде өзіндік айырмашылықтары байқалады.

Мазһаб. Араб тілінде «баратын жол», «лайықты көзқарас» мағыналарын білдіреді. Ислам тарихында пайда болған барлық саяси, сенімдік (итикадтық) және фикһтық (шариғат ғылымы, тәсілдері мен үкімдері), сонымен қатар амалдық (іс әрекетке қатысты) пікір ағымдарын анықтайды. Терминологияда Мазһаб Ислам дінінің түрліше түсіндірілуі және іске асырылуынан пайда болған итикадтық және фикһтық қоғамдарды анықтайтын ұғым болып табылады. Негізінен, Ислам тарихындағы барлық мазһабтар саяси және итикадтық немесе фикһтық, фикһтық-амалдық мақсатта пайда болған. Белгілі бір тұлға немесе ғалымның тұжырымдары мен анықтамаларын қолдаған қоғамдар Құран аяттары мен хадистерді өз түсініктеріне арқау етіп алған. Саяси, діни және амалдық түсініктеріне Ислам дінінен дәлелдер іздестірген. Барлық мазһабтар, қай мақсатта және қай себеппен шықса да, Құран мен сүннет түсінігіне арқа сүйейді. Десек те, олар осы екі негізгі қайнар көзді түрліше түсініп, әрқалай жорамалдаған.

Ислам тарихындағы саяси және итикадтық себептермен шыққан мазһабтар бастапқыда «фырқа» (көпше түрде фырақ), «нихле» (көпше түрі нихал) және «мақала» (көпше түрі мақалат) деп аталған. Бұл ұғымдардың әрқайсысы басқа түсінік пен амалда болған топ немесе топтар деген ұғымды білдіреді. Яғни, белгілі бір себептермен мұсылман қоғамына сай келмейтін діни топтардың атауы болып табылады. Мұсылман қоғамдары арасында пайда болған бөгде діни түсінік пен жорамал алғашқыда «мақала» деп аталған. Мысалы, адамдар үлкен күнә істеген мұсылманның жағдайы туралы пікір таластырғанда осы тақырыпта бір ғалым басқа түсінік берсе, осы көзқарас немесе түсінікті «мақала», оны шығарған адамды «сахибу л мақала» деп атайтын еді. Имам Әл-Әшаридің «Китабу Мақалати л-муслимин уә хилафи л мусаллин», әл-Куммидің «Китаб л-мақалат» атты шығармалары осы салада жазылған алғашқы туындылар ретінде түрлі мақалалар туралы кең мәлімет береді. Сонымен қатар, «мақала» сол кезеңдегі адамдардың тұрақты (өзекті) мәселесі деген мағынаға және жүзеге асыруы үшін жіберілген.

Сопылық немесе тасаууф(араб.: تصوّف‎, таṣаууұф) — зуһд (аскетизм), жақсылықтармен әшекейлену, нәпсіні тазарту және рухтың дәрежесін көтеру. Тасаууф ғылымы — сопылықты ұстанатын адамдардың сенімдерінің жинағы және олардың оңаша халінде және жиындарда ұстанатын әдептері. Сопылық — дүниеден безуге, нәпсіні есептеуге, тәнге қатысы бар нәрселерден бет бұруға, нәпсіні тазалауға, Аллаһ тағалаға мағрифатқа немесе хақиқатқа иман келтіру арқылы қосылу (араб.: فناء‎ — нирвана) дәрежесіне жетуге ұмтылысқа негізделген өмір салты. Сопылықты ұстанушыны сопы (араб.: صوفي‎, суфий) деп атайды. Сопылар өздерін Мұхаммед пайғамбар Жәбірейіл хадисінде айтқан ихсанды жүзеге асырушылар санайды.

Классикалық сопы ғалымдар сопылықты «мақсаты жүректі қайтару мен Аллаһтан басқа заттардан бұру» деп анықтаған. Дарқауи тариқатының қазақ. сопылық ұстазы Ахмад ибн Аджиба қазақ. сопылық «сол арқылы Құдайдың ішкі болмысының құзырында қалай саяхаттауды, ластықтан тазалануды, жақсы қасиеттермен әсемдеуді білуге болатын ғылым» деген.

Классикалық сопылар зікірге құлшыныспен және аскетизммен ерекшеленетін болған. Сопылықтың ізбасарлары ерте Умәйя халифатының кезіндегі дүниеге деген құлшынысқа реакция ретінде пайда болған. Сопылық мыңжылдықтар бойы көптеген мәдениеттердің әсерін басынан өткізіп, бастапқыда араб тілімен, содан кейін парсы, түрік және басқа да ондаған тілдерде ойларын білдіреді. Сунниттік немесе шииттік боп келетін сопылық тариқаттарының түп негізі Мұхаммед пайғамбардың күйеу баласы Әли ибн Әбу Талибке дейін жетеді деп саналады. Тек Нақшбандийа тариқаты ғана өз негізін Әбу Бәкірден бастайды

Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 5239;

Дагестанские богословы призвали мусульман не вступать в брак с православными женщинами

Алимы (богословы) канонического отдела Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМ РД) вынесли и распространили в исламских СМИ фетву (религиозное установление), согласно которой правоверным следует проявлять осторожность, выбирая себе в жены русских девушек. Согласно Корану мусульманам дозволено жениться на женщинах из так называемых народов Писания, исповедующих иудаизм или христианство. Но ситуация, сложившаяся в последнее время в России, по мнению дагестанских алимов, во многом уникальна. Активная миграция из кавказских республик в Центральную Россию привела к большому количеству межнациональных браков. В подавляющем большинстве случаев женихами выступают мусульманские мужчины, а невестами – православные девушки. Давно замечено, что эта практика лишает надежды на семейное счастье многих представительниц кавказских народов, которым просто «не хватает» мужчин, а выходить замуж за иноверцев запрещают как Коран, так и кавказские обычаи.

Сложно сказать, этими ли житейскими соображениями или чисто богословскими мотивами руководствовались дагестанские алимы, вынося свою фетву. Руководитель канонического отдела ДУМ РД Магомед-хаджи Магомедов сообщил корреспонденту «НГР», что поводом для постановления стали неоднократные обращения в адрес алимов от мусульман, выезжающих на заработки в европейскую часть страны.

«Обращаю ваше внимание на то, что указанная фетва распространяется на последователей богословско-правовой школы имама Мухаммада аш-Шафии, – подчеркнул Магомедов. – В Дагестане более 90% мусульман следуют этому мазхабу. Другие три богословские школы, приверженцы которых проживают в России, придерживаются по этому поводу другого мнения». Шафиитского мазхаба (богословско-правовой школы) придерживаются многие народы Дагестана, Чечни и Ингушетии.

Почему у нас существует четыре мазхаба, а не один, и почему нужно следовать лишь одному из них.

В Поволжье и среди тюркских народов Северного Кавказа (кумыков и ногайцев) распространен ханафитский масхаб, менее строгий во многих вопросах. Для последних дагестанская фетва не предназначена.

«В шафиитском масхабе существуют определенные условия, при которых христиане или иудеи считаются людьми Писания, – говорит Магомед-хаджи Магомедов. – Если народ, к которому принадлежит девушка, исповедует одну из этих религий с тех времен, когда еще не был ниспослан Коран, то их можно брать в жены. А если народ принял их после возникновения ислама, шариат представителей этих народов не считает людьми Писания».

Шафиитский мазхаб распространен во многих арабских странах. Известно, что мусульмане брали в жен христианок и во времена Халифата, и в наши дни. Но тогда речь шла об арабках-христианках или, допустим, грузинских пленницах (вспоминается «Бахчисарайский фонтан» Пушкина), чьи предки приняли христианство задолго до миссии Пророка Мухаммада. Славянский мир, в том числе и Россия, – совершенно другое дело.

Вот как об этом говорится в фетве ДУМ Дагестана: «Хотелось бы особо обратить внимание на мусульман, живущих в России, которые, слепо ссылаясь на то, что разрешается брать в жены женщин Писания, женятся на христианках из России и союзных государств, тогда как Россия приняла христианство в 988 году по Григорианскому календарю. Это спустя 397 лет после того, как был ниспослан Пророк Мухаммад, то есть после того, как эта религия была отменена».

«Мы не можем утверждать, что в России нет коренных христиан, Россия – страна большая, – добавляет Магомедов. – Мы призываем в этой фетве людей, которые, ссылаясь на разрешение жениться на девушках из народов Писания, не знают, соответствует ли ее народ этим критериям. И если есть сомнения, то лучше воздержаться, чем делать это слепо».

Чтобы получить более широкое представление о взглядах исламских законоведов на эту проблему, «НГР» обратились за разъяснениями к ведущему научному сотруднику Института востоковедения РАН, председателю Российского общества исламоведов профессору Тауфику Ибрагиму. В тексте дагестанской фетвы дается ссылка на сочинение «Му’ни аль-Мухтадж» шафиитского законоведа XVI века Хатиба аш-Ширбини. По нашей просьбе профессор Ибрагим изучил нужный фрагмент книги. «Хатиб аш-Ширбини приводит одно из мнений шафиитских богословов по данному вопросу, – пояснил исламовед. – Но сказать, что это общепринятая среди шафиитских законоведов точка зрения, будет натяжкой. Ширбини приводит и другие мнения, хотя сам и склоняется к вышеуказанному мнению, но не категорично. Это нормальное для исламского права явление, когда отдельные законоведы высказывают особое суждение по тому или иному каноническому вопросу, но оно не становится преобладающим», – добавил Тауфик Ибрагим.

«Эта фетва ничего нового в себе не несет, – заявил в разговоре с корреспондентом «НГР» исламовед Роман Силантьев. – Известно, что только ханафитский мазхаб суннитского направления в исламе позволяет мусульманам жениться на христианках, не принуждая их к принятию ислама».

Однако обоснование фетвы, данное каноническим отделом ДУМ РД, может иметь развитие, далеко выходящее за пределы мусульманского семейного права.

«Возникает целый ряд богословских казусов, – заметил Роман Силантьев. – Если большинство населения России составляют, согласно этому мнению, не люди Писания, то российские мусульмане живут в государстве язычников. Возникает вопрос: а как себя надо вести мусульманам в такой ситуации? Ваххабиты считают, что надо воевать против такой страны. Пользуясь такой же аргументацией, они уничтожают христиан и евреев как язычников. С подобного рода обоснованиями, на мой взгляд, надо быть осторожными, поскольку тем самым умеренные мусульмане льют воду на мельницу ваххабитов», – уверен исламовед.

Роман Силантьев в своих исследованиях часто отмечает роль ДУМ Дагестана в борьбе с радикальными приверженцами «чистого ислама». Тем большее удивление у него вызывает фетва, в которой русское православие называется «искаженным» христианством. Хотя это религиозное постановление предназначено лишь для части мусульман, но дагестанское Духовное управление – одно из самых влиятельных в российской умме, а дагестанские мусульмане известны своей ревностью в соблюдении религиозных традиций. По количеству входящих в него общин ДУМ РД уступает лишь Казанскому муфтияту. «Надеюсь, что это имеет случайный характер, потому что не хотелось бы видеть среди дагестанских приверженцев традиционного ислама врагов христиан», – заключил Роман Силантьев.

В фетве дагестанских алимов прослеживаются следы того противоречия, которое пронизывает жизнь религиозных общин в наше время. С одной стороны, истоком для любого вероисповедания служит традиция, уходящая корнями во времена и обстоятельства глубокой древности. С другой стороны, верующие живут в условиях современного мира, построенных в основном на универсальных принципах международного права. Поэтому, отвечая на запросы мусульман, отправляющихся на заработки в современный мегаполис и сталкивающихся с реалиями сегодняшнего дня, алимы решают их проблемы, опираясь на книжную традицию. Отсюда в тексте фетвы, предназначенной для российских граждан, появляются упоминания о неконституционной возможности многоженства, «разделении ночей» между женами, лишении жены наследства или принуждении ее к отказу от употребления в пищу свинины. Появляются и некорректные суждения о представителях других религий, возможно, безупречные с точки зрения шариата, но режущие глаз и ухо человека иной традиции. Тесное сожительство различных народов требует от религиозных лидеров особой осторожности в заявлениях и тем более в поступках.

Андрей Мельников

Справка МВД: ханафиты не являются суннитами

СПРАВКА

«Ахль ас-Сунна» в переводе с арабского языка означает «Последователи сунны», другое название «Ахль ас-Салаф». Взгляды и убеждения ее членов имеют направленность, которая идет вразрез с традиционным для мусульман Татарстана исламом ханафитского мазхаба.

По информации, содержащейся в мусульманской духовно-просветительской газете «Ас-салам» (сайт в Интернете — assalam.ru), «салафизм» — от арбского выражения «ас-салаф ас-салих» (праведные предки) или просто «ас-салаф» (предки) — определяется различными востоковедческими школами, как политическое исламское движение, получившее свое развитие в странах ближнего востока (КСА, Египет, Йемен и др.), проповедующее возвращение к первоосновам (фундаменту) религии. Сторонник салафизма ратуют за то, чтобы мусульмане во всех своих действиях и верованиях, нормах и правилах следовали тому, что существовало и делалось в период первоначального ислама. Они резко выступали против различных «нововведений» в сферах вероучения и повседневной жизни, начиная с методов символико-аллегорического толкования Корана и кончая всевозможными новшествами, привнесенными в мусульманский мир в результате его контактов с Западом.

По имеющимся данным, головные структуры салафитов действуют в странах Ближнего Востока (Египет, КСА, Сирия), Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) и в отдельных субъектах РФ (регионы Северного Кавказа, Республики Татарстан, Башкортстан, Астраханская область и др.).-декларируемая цель указанной организации — создание на территории Северного Кавказа, Поволжья и Центральной Азии исламского государства — халифата, в том числе с использованием силовых методов и средств террора.

«Чтобы привлечь новые силы в свои ряды, — указывается в вышеназванной газете, — салафиты спекулируют фактами коррупции и социально-экономической ситуацией в стране, обещая взамен жизнь без проблем после того, как они завоюют власть. Такая тактика рассчитана на тех, кто измотан проблемами, обижен на общество и особенно на тех, кто имеет проблемы с законом, и они, думая найти для себя перспективу в будущем, в надежде освободиться от жизненных трудностей, обрести себя и угодить чувству собственной значимости, попадают под влияние ваххабизма и становятся уже зависимыми от него». Многие мусульманские деятели отождествляют «салафизм» с «ваххабизмом» в связи большой идентичностью их концепций.

«Салафизм» подразумевает кардинальный отход от традиционного толкования положений Корана и других источников ислама, по сравнению с существующими, сформированными веками, традиционными для татарского народа трактовками. Существует всего четыре признанные всем мусульманским миром школы исламского правоведения (мазхабы), названные от имен их основателей — Аль-Ханафия, Аль-Маликия, Аль-Шафигыя, Аль-Ханбалия которые на научной основе комментируют и раскрывают истинный смысл положений Корана и Сути и при этом не отрицают друг друга.

Основатели 4-х мазхабов

Буквальное понимание текст Корана и Сунны современным человеком может привести к неверному пониманию содержания и тем самым к заблуждению, т.к. данные источники ислама создавались в 7 веке н.э и излагались в той форме, которая была в употреблении в указанный период. Так, например, для Поволжья традиционным является ханафитский мазхаб, в Южном федеральном округе преобладает шафиитский мазхаб. Салафиты же вовсе отрицают мазхабы. беря за основу в своей вере Коран, в чистом его виде, понимая дословно все его положения.

По оценке аналитиков, широкое распространение идеологии салафизма может привести к серьезным конфликтам среди мусульман Татарстана.

Начальник отдела ЦПЭ МВД по РТ Кириченко А.Н.{jcomments off}