Мазхабы в исламе

12.04.2018 0 Автор admin

Суннитские мазхабы: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский

Халиф Усман (644- 656) был выбран при собрании шуры.

I.Усман продолжил завоевательные войны своих предшественников. Армия Халифата завоевала Северную Африку, прибрежные районы Пиренейского полуострова и полностью завоевала империю Сасанидов, дойдя до нижнего течения реки Инд.

II.При Усмане был окончательно кодифицирован Коран. Все копии, составленные на разных материалах, были собраны и уничтоженны. Коран открывает молитва аль- Фатиха, далее следуют наиболее длинные суры, а в конце самые короткие. Как правило- это мекканские суры. Усмановский Коран.

III.В 656 г. Усман ибн Аффан был убит во время восстания египетских войск, его кровь была пролита на Коран, который сейчас храниться в Ташкенте в Медресе Муйи Муборак.

Халиф Али (656- 661)

I. Вскоре после этого Али уволил ряд наместников, некоторые из которых были родственниками Усмана, и заменил их своими доверенными лицами.

II. Перенес сталицу из Медины в Куфу- Ирак.

III. После убийства Усмана часть населения Халифата во главе с Зубайром, Тальхой и Айшойвдова Мухаммеда, выступила с требованием наказать преступников. Надо отметить, что во время восстания они сами уехали из Медины, дабы не учавствовать в выборах нового халифа, а потом заявить, что выборы прошли без их участия. Собранная армия вошла в Басру- Ирак— и казнила около 4 000 подозреваемых в смерти Усмана. В Басру прибыл халиф Али со своим войском для ведения переговоров с восставшими. Согласно суннитским источникам, виновные в смерти Усмана инициировали боевые действия, боясь, что переговоры между Али и восставшими закончатся их преследованием и казнью. Сражение между Али и восставшими является первой битвой между мусульманами и известна как «битва верблюда». Халиф Али одержал победу, Тальха и Зубайр были убиты в бою, а жена пророка Мухаммада Аиша была отправлена в Медину в сопровождении Хасана ибн Али.

IV. После этого наместник халифа в Сирии Муавия, который был родственником Усмана, отказался присягнуть халифу до тех пор, пока убийцы Усмана не будут наказаны. Между Али и Муавией произошла битва в Сиффине,закончившееся третейским судом и исходом частью недовольных (хариджиты). В результате Али потерял контроль над большей частью территории Халифата.

V. В 661 г. Али был убит хариджитом Ибн Мулджамом. Хариджиты надеялись убить «виновников» раскола мусульманской общины — Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса, однако убить Муавию им не удалось.

VI. Хасан ибн Али договорился с Муавиейо том, чтобы после смерти второго власть в Халифате перешла к Хасану, но смерть Хасана в 661 году развязала руки Муавии, который завещал трон своему сыну Язиду и основал династию правителей. Создание в 661 г. Омейядского халифата положило конец халифату праведных халифов.

Хариджи́ты (от араб. خوارج‎‎‎ — выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период смуты между мусульманами.Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией ибн Абу Суфьяном. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налёты на верные халифу города. Признаю только халифов Абу- Бакра и Умара.

Имам Хусейн- внук пророка. Жители Куфы подняли восстание против халифа Язида и пригласили Хусейна к себе. Хусейн откликнулся на эту просьбу и, вместе со своей семьей и приближенными, выехал в направлении Куфы для того, чтобы возглавить жителей этого города. Хусейн продолжил движение в сторону города и подошел к местечку Кербела. Возле Кербелы с ним встретились халифские войска. Хусейн и ещё 72 человека, из которых 23 были его родственниками, погибли в битве. Хусейну отрубили голову и отправили вначале к Убайдуллаху ибн Зияду, а затем в Дамаск к халифу Язиду. Каждый из воинов нанес по удару, так чтобы никто не был бы реальным убийцей.Гибель Хусайна ещё больше сплотила сторонников семьи пророка Мухаммеда и повлияла на дальнейшие политические события.

Следует ли придерживаться мазхабов в исламе?

Многие политические движения в Арабском халифате против тирании властей проходили под лозунгами отмщения за кровь Хусейна.

Гробница Хусейна в Кербеле стала объектом паломничества шиитов. День поминовения имама Хусейна- Ашура.

Сунниты. Шииты.

В период жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа Усмана (656) в мусульманском обществе произошел раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией и после убийства имама Хусейна. После расширения Халифата некоторые покорённые народы (иудеи, христиане, зороастрийцы) пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это способствовало развитию сектантства и крайностей в воззрениях, приведших к расколу общества.

Большую роль в систематизации «умеренных» убеждений суннитов сыграл Хасан аль-Басри, изложивший своё видение политических проблем и сектантства. Он подверг критике методы правления Омейядской династии и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о запрете поддерживать власть, повеления которой противоречат положениям Корана и сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе Пророка о запрете подчинения повелению людей, которые призывают кгреху против Аллаха. Он был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха, а не вооруженных выступлений против власти. При этом мусульмане должны действовать только в соответствии с предписаниями факихов, избегая самодеятельности.

Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, пытавшегося привнести свои взгляды по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир), и по проблеме предопределения (кадар). Воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей, совершивших грехи, вышедшими из лона ислама, он также отверг.

Понятие «ахль ас-сунна» являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект. Сунниты сохранили единство уммы, не позволив членам различных сект привнести в религию недозволенные нововведения и исказить исламское вероучение. Согласно традиции, Пророком Мухаммадом предсказано разделение исламской общины на многочисленные секты, а также о том, что среди мусульман будет «спасённая» группа (наджия), которой и будут представители «ахль аль-сунна ва’ль джамаа».

В результате ожесточенной полемики с шиитами, хариджитами, мутазилитами и различными философскими школами в исламе выработались и систематизировались теоретические основы убеждений суннитов. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и асаритов (салафитов), которые по сегодняшний день представляют доктрину суннитов.

Шииты.(от араб. شيعة‎‎; — отпавшая группа) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие халифа Али его потомков и потомков дочери Мухаммеда Фатимы единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает двенадцатиричников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане,Таджикистане, Турции, и др. Двенадцатиричники признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али, двоюродного брата и одного из ближайших соратников пророка Мухаммеда. Они верят, что двенадцатый имам исчез в малолетнем возрасте в 873—874 гг. Это так называемый Скрытый имам, возвращения которого в качестве мессии (Махди) шииты-двунадесятники ожидают и поныне. 939 год- это дата начла гайбы- долгого сокрытия. Имам действует в своем убежище, а в мире за него действуют его муджтахи. Причём появиться он должен, согласно преданию, в Мекке у Каабы. Шииты считают, что Мухаммеду была передана благодать от Аллаха и она сохраняется в потомках Мухаммеда. Мусульмане, исповедующие ислам шиитского направления, объединены в шести сектах (исмаилиты, зейдиты, алавиты, кайсаниты, бабиды, бехаиты). В свою очередь исмаилиты разделены на шесть сект (фатимиды, карматы, друзы, мусталиты, низариты, ассасины).

Исмаилиты- низариты появились с 765 года, когда старший сын имама Джафара Ас Садика- Исмаил умер.

Большинство умеренных шиитов приняли имамо следующего по старшинству сына, однако меньшинство утв.,что имам сокрылся и так возникло течение крайнего шиизма- исмаилиты. По представлению шиитов имамов было всего 4. Они же известны, созданным лоскутным государством в горных крепостях, где проживал старец горы Хассан Ас Сабах (12в.). Создали общество с иерархией, посвещением и асасинами. Рай, гурии, гашиш.

Мазхаб-богословскоправовая школа в исламе. Основа шариата- исламского права- Коран. Разногласия в 4х правовых школах исходят из второго по важности источника права- хадисов пророка Мухаммеда, т.е.из приданий и рассказов о пророке. Фикх— комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле). Калам— теология; толкование догматов ислама.

Суннитские мазхабы: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

Исходя из заключения, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада содержат ответы на любые вопросы, задачей факихов (знатоков религиозных законов) стало «извлечение» этих предписаний. Для этого они использовали:

– согласованное мнение видных алимов (иджма’), в том числе сахабов Пророка

– суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс);

– отказ от решения по аналогии или его корректировка в случае, если оно нецелесообразно (истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);

– вынесение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применён имамом Маликом).

Вспомогательным источником в ханафитской школе является местное право (‘урф, или адаты). Элемент общего согласия, являющийся обязательным условием Шариата, придал этой системе гибкость и восприимчивость, позволив ей работать и развиваться на протяжении столетий, вплоть до сегодняшнего дня, на огромной территории.

Религиозно-законодательная система, по своему предназначению, охватывала все стороны жизни мусульманина. Первоначально изучение религиозных законов получило распространение в Медине, когда она являлась столицей Халифата и все незнакомые проблемы, с которыми сталкивались мусульмане на новых территориях, решались здесь. Постепенно ведущее место в этой области перешло к городам Ирака: Куфе, Басре, затем Багдаду, который стал крупнейшим центром просвещения в различных направлениях науки и религии. Именно здесь исламское правоведение превратилось в самостоятельную систематическую и серьёзную дисциплину.

Необходимость обращаться к юридическому обоснованию тех или иных норм в Исламе привела к появлению четырёх школ юриспруденции – мазхабов (мазхаб – «путь»), основанных крупнейшими богословами и названных, впоследствии, их именами. Все они возникли в первое столетие правления Аббасидови признаются в качестве авторитетных и канонических, вплоть до сегодняшнего дня. Эти четыре мазхабаследующие:

Date: 2016-05-14; view: 198; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

последователи религиозно-правовой школы (мазхаба), названной по имени 6-го имама шиитов-имамитов Джафара ас-Садика (ум. в 765). Джафаритский мазхаб признается суннитами наряду с 4 собственно суннитскими школами — ханафитской, шафиитской, ханбалитской и маликитской. В XVII в. Д. получили свое место для молитвы в ограде Каабы; в наст. время все шииты-имамиты придерживаются джафаритского мазхаба.

В процессе формирования мазхаба ученые правоведы и богословы (факихи) разделились на 2 школы — ахбаритов и усулитов. Ахбариты — традиционалисты, к-рые опирались исключительно на предания (ахбар), записанные со слов шиитских имамов, как на единственный источник религ. знания и права (фикха); усулиты — рационалисты, допускавшие в вопросах богословия и права спекулятивную аргументацию и признававшие 4 источника права: Коран, сунну, иджму (согласие) и акл (разум). Противоречия между сторонниками этих направлений обострились после пресечения рода «зримых имамов» — высших авторитетов в делах веры и повседневной жизни. С т. зр. шиитов-имамитов, имамат в силу «божественного установления» принадлежит исключительно роду алидов, ведущему начало от Али бен Аби Талиба, 4-го праведного халифа, двоюродного брата и зятя прор. Мухаммада. После «исчезновения» последнего шиитского имама собрание преданий (ахбар) стало основным доказательством законности принимаемых правовых решений. 1-м из 4 канонических сводов преданий стал аль-Кафилм ад-дин, составленный аль-Кулини (ум. в 941) (свыше 16 тыс.

Новое в блогах

преданий); в отдельную главу он выделил теорию имамата и поместил ее в раздел основных догматов ислама. 2-м сводом был Ман ла йахдуруху аль-факих Ибн Бабуйи ас-Садука (ум. в 991), где было собрано 9 тыс. преданий; затем появились ат-Тахзиб (ок. 13 тыс.) и аль-Истибсар (более 5,5 тыс.) аш-Шайха ат-Туси (995-1067).

Несмотря на признание всеми имамитами этих «источников», работа по сбору и систематизации преданий продолжалась, однако включенные в них предания считаются менее достоверными, чем содержащиеся в основных 4 источниках.

Одновременно с созданием свода преданий шла разработка правовых доктрин ахбаритов и усулитов. Совр. имамитские авторы указывают, что на процесс создания методологии Д. большое влияние оказали работы имамитов-мутакаллимов и шафиитов, в к-рых важное место занимали вопросы складывания методов извлечения доказательств (истинбат) и определения «разделов методологии» (абваб ал-усул).

В отличие от суннитских мазхабов Д. отвергают суждение по аналогии (кийас), признают в сунне только те хадисы, к-рые передаются со слов «семьи пророка Мухаммада» (ахл-аль-байт). Усулиты полагают, что «врата иджтихада» остаются открытыми, после того как сформировались основные суннитские мазхабы (кон. VII-XI в.). Последнее обстоятельство способствовало развитию методологии джафаритского мазхаба и позволило быстро реагировать на события изменяющегося мира. Отличительной чертой Д. является также допустимость временного брака (мута) и т. н. благоразумного сокрытия своей веры (ат-такийя).

С. П. П.

Религиозно-правовые школы называются мазхабы.

За века существования исламского вероучения появилось большое количество школ, часть которых были только богословские, а другая часть – политико-богословские. Развитие научной мысли в исламе влияло на появление выдающихся учёных-богословов. На основе трудов таких учёных возникали сильные школы практического применения Сунны и Священного Корана. Все, что касается Шариата в этих школах, повседневное поклонение, формы взаимоотношений, разрешение правовых вопросов и пр., проходит согласно иджтихаду основателя этой школы.

Слово «мазхаб» имеет значение «направится», «пойти». Поэтому в религии любое направление, которое основывается на чьём-то мнении, имело название «мазхаб». Значение «пойти по мазхабу того-то человека» – значит следовать по его пути и принимать его мнение в вопросах религии.

Основатели мазхаба брали за основу Коран и хадисы Пророка Мухаммада. Именно из-за хадисов между мазхабами существовали некоторые различия. Дело в том, что до основателей некоторые из хадисов могли не дойти, что и вызывало отличное от других мазхабов решение. Но, не смотря на это, никаких разногласий между школами не было.

4 Мазхаба в Исламе

На сегодняшний день у мусульман-суннитов сохранились всего 4 мазхаба: ханбалитский, маликитский, ханафитский и шафиитский. Захиритский мазхаб нынче практически исчез. Среди шиитов широко распространён джафаритский мазхаб.

Ханафитский мазхаб был основан имамом Абу Ханифа, который родился в 80/699 г. в городе Куфе и умер в 150/767 г. в Багдаде. Слово «Ханиф» означает «знающий», «правильно верящий» мусульманин, «Абу Ханифа» – «Отец мусульман с правильной верой». Основной метод, который выносил правовые решения данного мазхаба – это чёткая иерархия вердиктов авторитетов этой школы. Всё своё наследие и знание Абу Ханифа устно передавал своим ученикам, которые их фиксировали и систематизировали. Школа Ханифа поощрялась Аббасидами, которые были заинтересованы в правовой основе государства. Данная школа получила государственный статус в империи монголов и османской империи. Очень много современных мусульман на сегодняшний день являются последователями этого правового толка.

Маликитский мазхаб основал имам Малик бин Анас аль-Асбахи, который родился и умер в Медине в 93/711 – 179/795 гг. В маликитском мазхабе мнения и правовые решения Малика предпочтительнее Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее мнения других маликитских классиков. Маликитский правовой толк нашёл многочисленных последователей среди мусульман на западе, в Испании и Северной Африки.

Шафиитский мазхаб был основан имамом Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (150/767 – 204/802гг). Родился он в Газзе и умер в Египте. Имя «аш-Шафи’и» имам взял в честь своего прадеда, который был сподвижником Пророка Всевышнего. Данный мазхаб имел очень большую популярность в Египте в начале девятого века. В Мавераннахаре и Ираке, по своей популярности, шафиитский мазхаб спорил с ханафитским.

Новое в блогах

На сегодняшний день число шафиитов составляют 80% курдов, мусульмане Юго-Восточной Азии и большинство арабов на Ближнем Востоке.

Ханбалитский мазхаб основал имам Абу Абд лах Ахмад бин Ханбал, который родился и умер в Багдаде (164/780 – 241/855 гг). В этой школе было несколько направлений, которые опираются на разные мнения табиинов и сахабов, разночтения и сомнения в фетвах Ибн Ханбаля, в различие передачи его выводов. Ханбалитский мазхаб имел фундаментальную теоретическую основу и никогда не признавал закрытие «врат иджтихада». Особого распространения мазхаб не получил и на сегодняшний день является доминирующей школой в Саудовской Аравии.

Джафаритский мазхаб Мазхаб, основанный Джафар ас Садыком, получил широкое распространение среди шиитов Афганистана, Ирана, Ирака и Азербайджана. Главным шиитским мазхабом, школа стала только в XVIII веке и джафариты получили признание суннитов. Джафаритский мазхаб отличался от суннитских непринятием тезиса о закрытии «врат иджтихада». Также джафариты признают ахбары Сунны лишь те, которые восходят к первым сподвижникам Пророка.

Суннитские мазхабы: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский

Халиф Усман (644- 656) был выбран при собрании шуры.

I.Усман продолжил завоевательные войны своих предшественников. Армия Халифата завоевала Северную Африку, прибрежные районы Пиренейского полуострова и полностью завоевала империю Сасанидов, дойдя до нижнего течения реки Инд.

II.При Усмане был окончательно кодифицирован Коран. Все копии, составленные на разных материалах, были собраны и уничтоженны. Коран открывает молитва аль- Фатиха, далее следуют наиболее длинные суры, а в конце самые короткие. Как правило- это мекканские суры. Усмановский Коран.

III.В 656 г. Усман ибн Аффан был убит во время восстания египетских войск, его кровь была пролита на Коран, который сейчас храниться в Ташкенте в Медресе Муйи Муборак.

Халиф Али (656- 661)

I. Вскоре после этого Али уволил ряд наместников, некоторые из которых были родственниками Усмана, и заменил их своими доверенными лицами.

II. Перенес сталицу из Медины в Куфу- Ирак.

III. После убийства Усмана часть населения Халифата во главе с Зубайром, Тальхой и Айшойвдова Мухаммеда, выступила с требованием наказать преступников. Надо отметить, что во время восстания они сами уехали из Медины, дабы не учавствовать в выборах нового халифа, а потом заявить, что выборы прошли без их участия. Собранная армия вошла в Басру- Ирак— и казнила около 4 000 подозреваемых в смерти Усмана. В Басру прибыл халиф Али со своим войском для ведения переговоров с восставшими. Согласно суннитским источникам, виновные в смерти Усмана инициировали боевые действия, боясь, что переговоры между Али и восставшими закончатся их преследованием и казнью. Сражение между Али и восставшими является первой битвой между мусульманами и известна как «битва верблюда». Халиф Али одержал победу, Тальха и Зубайр были убиты в бою, а жена пророка Мухаммада Аиша была отправлена в Медину в сопровождении Хасана ибн Али.

IV. После этого наместник халифа в Сирии Муавия, который был родственником Усмана, отказался присягнуть халифу до тех пор, пока убийцы Усмана не будут наказаны. Между Али и Муавией произошла битва в Сиффине,закончившееся третейским судом и исходом частью недовольных (хариджиты). В результате Али потерял контроль над большей частью территории Халифата.

V. В 661 г. Али был убит хариджитом Ибн Мулджамом. Хариджиты надеялись убить «виновников» раскола мусульманской общины — Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса, однако убить Муавию им не удалось.

VI. Хасан ибн Али договорился с Муавиейо том, чтобы после смерти второго власть в Халифате перешла к Хасану, но смерть Хасана в 661 году развязала руки Муавии, который завещал трон своему сыну Язиду и основал династию правителей. Создание в 661 г. Омейядского халифата положило конец халифату праведных халифов.

Хариджи́ты (от араб. خوارج‎‎‎ — выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период смуты между мусульманами.Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией ибн Абу Суфьяном. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налёты на верные халифу города. Признаю только халифов Абу- Бакра и Умара.

Имам Хусейн- внук пророка. Жители Куфы подняли восстание против халифа Язида и пригласили Хусейна к себе. Хусейн откликнулся на эту просьбу и, вместе со своей семьей и приближенными, выехал в направлении Куфы для того, чтобы возглавить жителей этого города. Хусейн продолжил движение в сторону города и подошел к местечку Кербела. Возле Кербелы с ним встретились халифские войска. Хусейн и ещё 72 человека, из которых 23 были его родственниками, погибли в битве. Хусейну отрубили голову и отправили вначале к Убайдуллаху ибн Зияду, а затем в Дамаск к халифу Язиду. Каждый из воинов нанес по удару, так чтобы никто не был бы реальным убийцей.Гибель Хусайна ещё больше сплотила сторонников семьи пророка Мухаммеда и повлияла на дальнейшие политические события. Многие политические движения в Арабском халифате против тирании властей проходили под лозунгами отмщения за кровь Хусейна.

Гробница Хусейна в Кербеле стала объектом паломничества шиитов. День поминовения имама Хусейна- Ашура.

Сунниты. Шииты.

В период жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа Усмана (656) в мусульманском обществе произошел раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией и после убийства имама Хусейна. После расширения Халифата некоторые покорённые народы (иудеи, христиане, зороастрийцы) пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Это способствовало развитию сектантства и крайностей в воззрениях, приведших к расколу общества.

Большую роль в систематизации «умеренных» убеждений суннитов сыграл Хасан аль-Басри, изложивший своё видение политических проблем и сектантства. Он подверг критике методы правления Омейядской династии и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о запрете поддерживать власть, повеления которой противоречат положениям Корана и сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе Пророка о запрете подчинения повелению людей, которые призывают кгреху против Аллаха. Он был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха, а не вооруженных выступлений против власти. При этом мусульмане должны действовать только в соответствии с предписаниями факихов, избегая самодеятельности.

Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, пытавшегося привнести свои взгляды по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир), и по проблеме предопределения (кадар). Воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей, совершивших грехи, вышедшими из лона ислама, он также отверг.

Понятие «ахль ас-сунна» являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект. Сунниты сохранили единство уммы, не позволив членам различных сект привнести в религию недозволенные нововведения и исказить исламское вероучение. Согласно традиции, Пророком Мухаммадом предсказано разделение исламской общины на многочисленные секты, а также о том, что среди мусульман будет «спасённая» группа (наджия), которой и будут представители «ахль аль-сунна ва’ль джамаа».

В результате ожесточенной полемики с шиитами, хариджитами, мутазилитами и различными философскими школами в исламе выработались и систематизировались теоретические основы убеждений суннитов. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и асаритов (салафитов), которые по сегодняшний день представляют доктрину суннитов.

Шииты.(от араб. شيعة‎‎; — отпавшая группа) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие халифа Али его потомков и потомков дочери Мухаммеда Фатимы единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает двенадцатиричников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане,Таджикистане, Турции, и др. Двенадцатиричники признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али, двоюродного брата и одного из ближайших соратников пророка Мухаммеда. Они верят, что двенадцатый имам исчез в малолетнем возрасте в 873—874 гг. Это так называемый Скрытый имам, возвращения которого в качестве мессии (Махди) шииты-двунадесятники ожидают и поныне. 939 год- это дата начла гайбы- долгого сокрытия. Имам действует в своем убежище, а в мире за него действуют его муджтахи. Причём появиться он должен, согласно преданию, в Мекке у Каабы. Шииты считают, что Мухаммеду была передана благодать от Аллаха и она сохраняется в потомках Мухаммеда. Мусульмане, исповедующие ислам шиитского направления, объединены в шести сектах (исмаилиты, зейдиты, алавиты, кайсаниты, бабиды, бехаиты). В свою очередь исмаилиты разделены на шесть сект (фатимиды, карматы, друзы, мусталиты, низариты, ассасины).

Исмаилиты- низариты появились с 765 года, когда старший сын имама Джафара Ас Садика- Исмаил умер. Большинство умеренных шиитов приняли имамо следующего по старшинству сына, однако меньшинство утв.,что имам сокрылся и так возникло течение крайнего шиизма- исмаилиты. По представлению шиитов имамов было всего 4. Они же известны, созданным лоскутным государством в горных крепостях, где проживал старец горы Хассан Ас Сабах (12в.). Создали общество с иерархией, посвещением и асасинами. Рай, гурии, гашиш.

Мазхаб-богословскоправовая школа в исламе. Основа шариата- исламского права- Коран. Разногласия в 4х правовых школах исходят из второго по важности источника права- хадисов пророка Мухаммеда, т.е.из приданий и рассказов о пророке. Фикх— комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле). Калам— теология; толкование догматов ислама.

Суннитские мазхабы: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

Исходя из заключения, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада содержат ответы на любые вопросы, задачей факихов (знатоков религиозных законов) стало «извлечение» этих предписаний. Для этого они использовали:

– согласованное мнение видных алимов (иджма’), в том числе сахабов Пророка

– суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс);

– отказ от решения по аналогии или его корректировка в случае, если оно нецелесообразно (истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);

– вынесение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применён имамом Маликом).

Вспомогательным источником в ханафитской школе является местное право (‘урф, или адаты). Элемент общего согласия, являющийся обязательным условием Шариата, придал этой системе гибкость и восприимчивость, позволив ей работать и развиваться на протяжении столетий, вплоть до сегодняшнего дня, на огромной территории.

Религиозно-законодательная система, по своему предназначению, охватывала все стороны жизни мусульманина. Первоначально изучение религиозных законов получило распространение в Медине, когда она являлась столицей Халифата и все незнакомые проблемы, с которыми сталкивались мусульмане на новых территориях, решались здесь. Постепенно ведущее место в этой области перешло к городам Ирака: Куфе, Басре, затем Багдаду, который стал крупнейшим центром просвещения в различных направлениях науки и религии. Именно здесь исламское правоведение превратилось в самостоятельную систематическую и серьёзную дисциплину.

Необходимость обращаться к юридическому обоснованию тех или иных норм в Исламе привела к появлению четырёх школ юриспруденции – мазхабов (мазхаб – «путь»), основанных крупнейшими богословами и названных, впоследствии, их именами. Все они возникли в первое столетие правления Аббасидови признаются в качестве авторитетных и канонических, вплоть до сегодняшнего дня. Эти четыре мазхабаследующие:

Date: 2016-05-14; view: 199; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей: