Мечеть имени зайнуллы расулева

08.09.2018 0 Автор admin

Зайнулла Расулев

Имам мечети в городе Троицк

Биография

Родился 25 марта 1833 года в деревне Шарипово Оренбургской губернии (ныне Учалинского района Башкортостана) в семье муллы. Происходил из башкирского рода Кувакан. Учился в медресе в родной деревне, затем в других деревнях; окончательное духовное образование получил в медресе города Троицка (ныне в Челябинской области).

Трудовая деятельность

С 1858 года — имам-хатыб в деревне Аккужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне также в Учалинском районе Башкортостана). Будучи шакирдом, стал интересоваться суфизмом. В 1859 году посвящён в члены суфийского ордена Накшбандийа. Метод мистического познания истины (тарик) совершенствовал в Стамбуле в 1869—1870 годах, где учился у шейха Ахмеда Зияуддина Гюмюшханеви; у него же получил разрешение (иджаза) преподавать учение суфия Накшбандийа. Совершил хадж. По возвращении на родину ввел ряд новшеств в практику суфизма среди местных мусульман: громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения пророка Мухаммада), ношение чёток и т. д. Преследовался властями за распространение идей суфизма. Официальные представители ислама — муллы-ортодоксы и кадимисты — обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. По их доносу Расулев был арестован и в январе 1873 года сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочерёдно в Златоусте (ныне в Челябинской области) в течение восьми месяцев, Никольске Вологодской губернии (1873—1876) и в Костроме (1876—1881). В 1881 году вернулся из ссылки и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Повторно совершил хадж.
С 1884 года — имам мечети в городе Троицке (ныне Челябинской области), при которой основал медресе «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Имел много учеников и последователей, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России.

Мечеть имени шейха Зайнуллы Расулева

Его называли также «духовным королём своего народа».
В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым.

Награды

В 2009 году в городе Учалы была открыта мечеть имени Зайнуллы Расулева.
В 2008 году в городе Уфа была названа улица имени Зайнуллы Расулева (бывшая Благоева).
В 2016 год в Дагестане в городе Махачкала была открыта мечеть имени Зайнуллы Расулова

Личная жизнь

Сын — Габдрахман Расулев, также стал известным башкирским религиозным деятелем. Внук Атилла Расих (Расулев) — известный татарский писатель.

#имам

Зайнулла Расулев — выдающийся башкирский мыслитель, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира. Деятельность шейха Зайнуллы Расулева оказала глубочайшее воздействие на духовное развитие мусульманских народов России на рубеже XIX—XX веков, а шире, опосредованным образом, и на развитие исторических событий в России начала XX века.

Недавно было принято решение каждые пять лет проводить «Расулевские чтения». Его именем в наши дни названы улица в Уфе, средняя школа в городе Учалы и мечеть в деревне Шарип Учалинского района Республики Башкортостан. Планируется установить мемориальные доски на его малой родине, в деревне Шарип, и возвести зиярат на мусульманском кладбище, где он был похоронен, в городе Троицке Челябинской области.

О великих заслугах Расулева начали говорить ещё при его жизни. Прогрессивный характер просветительской деятельности выдающегося мусульманского мыслителя отмечал башкирский востоковед Заки Валиди Тоган. Западный исламовед Александр Бенигсен подчёркивал, что учебное заведение в Троицке — медресе «Расулийа», основанное шейхом в начале ХХ века, отличалось самым высоким уровнем академического образования в мусульманском мире. Русский академик-востоковед В.В. Бартольд, ссылаясь на журнал «Вакыт», издаваемый в Оренбурге, писал, что «шейх Зайнулла Расулев был духовным королём своего народа». И, наконец, наш современник Хамид Алгар, профессор Калифорнийского университета, полагает, что Расулев был едва ли не ключевой фигурой широкого движения за обновление различных сторон жизни мусульман дореволюционной России, особенно мусульман Поволжья и Урала.

Конечно же, великие заслуги видятся на расстоянии. Чем больше проходит времени со дня смерти шейха Расулева, тем зримее просматривается масштабность его реформаторской и культурно-просветительской деятельности. Зайнулла Расулев был Великим шейхом суфийского братства Накшбандийа-Халидийа Урала и Поволжья, а также одним из ведущих мусульманских учёных своего времени. Он осуществлял масштабную духовную и культурно-просветительскую деятельность в Волго-Уральском регионе вплоть до падения царского режима в России в 1917 году. Отличался широтой кругозора и обострённым пониманием необходимости перемен в мусульманской общине России и шире — во всём исламском мире.

При оценке жизни и деятельности шейха Зайнуллы следует учитывать время, когда он жил, и задачи, которые было необходимо решать просвещённой элите российских мусульман, для которой он был неформальным лидером, её главой. В силу исторических обстоятельств мусульманские народы России XIX века (в отличие от мусульман остального исламского мира) оказались не просто в более тесном контакте с совершенно иным миром — западным, но даже в какой-то степени интегрированы в него.
Реформаторы и консерваторы

Стремительный процесс модернизации, бурное вторжение во все сферы жизни новых технических и научных достижений Запада поставили мусульманское сообщество России перед выбором — либо стать маргинальной религиозной сектой, либо идти в ногу со временем: смело проводить реформы в духовной и социально-экономических сферах, и быть в состоянии вести конкуренцию с западными народами. Другими словами, мусульманское общество России в середине XIX века оказалось в той особой исторической ситуации, которую Арнольд Тойнби (1889—1975), один из крупнейших философов истории XX века, называет «Вызовом-и-Ответом». Вызовом он считает такую ситуацию, при которой существование общества оказывается под некоей угрозой. И когда Вызов, предложенный природой и людьми, остаётся без Ответа, то это означает, что данное общество или прекращает своё автономное существование, становясь частью другого целого, или погибает вовсе, не оставляя исторического следа.

Одним словом, объективные причины поставили мусульман России перед необходимостью приступить к модернизации всех сторон своей жизни. Остро встала задача проведения коренной реформы системы образования мусульман. На этой почве, во многом благодаря усилиям прогрессивно мыслящих мусульман России, особенно Урала и Поволжья, возник джадидизм (или движение за модернизацию Ислама и реформы в жизни мусульман России). Сторонники исламских реформистских движений стремились провести в жизнь идеи мусульманских реформаторов Джамал ад-дина ал-Афгани (1839—1897) и Мухаммада Абдо (1849—1905) о необходимости модернизировать Ислам в соответствии с требованиями времени, осуществлять реформы в мусульманском обществе и развивать светское образование, науку и национальную промышленность.

Напротив, консерваторы, или представители «кадимистов», мусульманских традиционалистов, стремились сохранить в незыблемом состоянии различные стороны российского мусульманского общества дореволюционной России. В то же самое время активно развернули деятельность и последователи движения фундаменталистского толка, так называемые «ваххабиты», выступавшие с призывом «очистить» Ислам от позднейших «вредных нововведений» (бид’а), которые послужили, по их мнению, причиной деградации духовной и материальной культуры мусульман, чтобы вернуться к «первоначальному Исламу» эпохи пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Заслуга шейха аш-Шарипи состоит в том, что он сумел направить энергию мусульманской интеллигенции в русло прогрессивных реформ, избегая крайностей, имевших место в кругах «джадидистов». Так, уже тогда, более чем сто лет назад, он осознавал угрозу, исходящую от ваххабизма — учения и движения Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба (1702-1792). Критике ваххабизма он посвятил одну из статей в книге «Макалат Зайнийа», изданной в Казани в 1899 г. Расулев и передовые мусульманские деятели России разделяли мнение, что причина отставания мусульман — пренебрежение дела усвоения прогрессивного знания. Залог развития, как они считали, состоит в разумном сочетании религиозного образования с изучением передового технического знания. Многие инновации в культурной и общественной жизни мусульман Урала и Поволжья того периода стали возможными благодаря влиянию шейха Зайнуллы или даже его прямому вмешательству. В условиях, когда общественное сознание мусульманских народов России того времени было по преимуществу религиозным, любые новаторские инициативы нуждались в санкциях со стороны религиозных авторитетов.
Отсвет божественного в мире

Как раз таким высоким авторитетом обладал шейх Зайнулла. Он был крупнейшим знатоком шариатских наук, признанным просвещённым деятелем своего времени. Анализ его произведений позволяет говорить о том, что он был живым воплощением и носителем классической исламской культуры, в которой отразились не только культурные достижения классического Ислама, но и судьбы античной философской культуры. Расулев в совершенстве владел всеми исламскими религиозными дисциплинами (корановедение, хадисоведение, богословие (калам) и т.д.). Одновременно он был сторонником коренной перестройки образования мусульман путём расширения программ медресе за счёт включения светских (нерелигиозных) наук. Брошюра, в которой была опубликована фатва Расулева и его коллег, была неоднократно переиздана и стала решающим фактором в повсеместном внедрении нового метода обучения в учебных заведениях мусульман России в конце первого десятилетия XX века.

Действительно, прогрессивно настроенным деятелям башкирской и татарской культуры того времени было очень трудно бороться с косностью и инертностью в обществе. Для многих верующих той эпохи шейх был отсветом божественного в мире. Шейх Зайнулла, будучи признанным нравственным авторитетом эпохи, через многочисленных последователей решительно и неуклонно проводил политику обновления различных сторон социальной и духовной жизни башкир, татар и других мусульманских народов России. Реформа образования, создание библиотек, развитие национального книгоиздательства — вот далеко не весь перечень культурных инноваций мусульман России на рубеже XIX—XX веков.

Реформирование образования путём создания новометодных мусульманских учебных заведений имело далеко идущие последствия. В короткие сроки появилась российская мусульманская интеллигенция, владеющая как традиционным религиозным, так и современным знанием, гуманитарным и естественно-техническим. Достаточно привести в пример одного из последователей шейха Расулева — шейха Сайфуллу-кади Башларова (ум. в 1919), крупнейшего религиозного деятеля Дагестана. Сайфулла-кади хорошо знал естественные науки, в частности, медицину (он был практикующим врачом), владел немецким и другими языками.

Башкирский философ Расулев рассматривал просветительскую деятельность как путь творческого усвоения достижения других культур с опорой на собственную традицию. Всё это позволяет говорить не только о многогранном характере деятельности шейха, но и о философском измерении его творчества.

Сегодня многие аналитики и философы, только после воздушных атак на небоскрёбы Нью-Йорка и ряда крупных терактов, всерьёз взялись за анализ истоков и природы псевдоисламского экстремизма. А ведь ещё сто лет назад шейх Зайнулла указывал, что сторонники радикального подхода к религии, ратуя за «чистоту» Ислама, сами подрывают основы этой религии.

Татарские мечети: Исторические мечети Троицка

Например, веротерпимость мусульман встроена в саму конструкции Ислама. Это говорит в пользу идеи равноценности и равноправия всех богословско-правовых школ и религиозно-философских направлений в Исламе. Поэтому применяемая ваххабитами политика «такфира», обвинения в вероотступничестве, для оправдания насилия в отношении оппонентов, не имеет никакого основания в мусульманском вероучении. Только сейчас мы осознаём актуальность взглядов шейха Расулева, сумевшего предвидеть грядущие грозные события рубежа XX—XXI веков.
Суфизм – главный институт духовной жизни башкир

Несмотря на то, что он был патриотом своего родного края, Башкортостана, за свои убеждения и деятельность мыслитель неоднократно подвергался преследованиям со стороны властей и консервативных религиозных кругов. Но, даже побывав в царской ссылке, он только укрепился в решимости улучшать жизнь своего народа. Большую роль сыграл в этом суфизм шейха Зайнуллы и его сподвижников. Это был один из главных институтов духовной жизни башкир, помогавший не только противостоять ассимиляторской и колонизаторской политике царского правительства. Суфизм был мощным фактором роста национального самосознания, что, в конце концов, вылилось в башкирское национально-освободительное движение начала XX века.

Существует мнение, что один из основателей Республики Башкортостан, Заки Валиди Тоган, политик, заложивший основы федеративного устройства России, выдающийся учёный, смог реализоваться таковым благодаря усвоению русской культуры. Но в своих «Воспоминаниях» Тоган опровергает эту информацию. Он пишет, что на его духовное и нравственное воспитание оказал огромное влияние суфизм. Мать учила его стихам персидских суфиев, а с отцом он регулярно посещал шейха Расулева в Троицке. К тому же, глубокое влияние на формирование политического мировоззрения Заки Валиди оказал башкирский историк Мурад Рамзи, автор исторической работы о жизни российских мусульман «Талфик ал-ахбар» (1908), в издании которой принимал непосредственное участие и Расулев. Во многом мысли о необходимости реформ в жизни мусульман России Мурад Рамзи также черпал из духовных бесед своего наставника.

И таких примеров духовного влияния шейха на своих последователей довольно много. Все они свидетельствуют о незаурядности личности великого шейха и неординарности его деятельности как религиозного подвижника и мыслителя, обеспечившего преемственность в борьбе не только за национальные интересы башкирского народа, но и за развитие Ислама в целом в условиях жизни среди других, в том числе и немусульманских, народов России.

Насыров Ильшат Рашитович (род. 1960 г.) — ведущий научный сотрудник сектора философии исламского мира Института философии РАН, доктор философских наук.

Троицкой мечети присвоено имя Зайнуллы Расулева

14.11.2008 13:11

Вчера, 13 ноября, в городе Троицк состоялись торжественные мероприятия в связи с присвоением Троицкой мечети имени великого уральского суфия и просветителя Зайнуллы-хазрата Расулева. Как рассказала IslamRF.Ru преподаватель мактаба при мечети Минсылу Хайбуллина, это было сделано в соответствии с указом председателя ЦДУМ, муфтия Талгата Таджутдина.

"К сожалению, в последний момент отменился запланированный приезд Талгат-хазрата Таджутдина в Троицк, — пояснила Минсылу Хайбуллина. — Тем не менее, поздравить нас с этим знаменательным событием приехал муфтий УрФО Ринат Раев и главный казый УрФО Василь Мингазов".

Гости побывали на могиле Зайнуллы Расулева, встретились с главой администрации города Михаилом Синеоком, приняли участие в торжественном обеде, данном имамом мечети Рауфом Хайбуллиным. Они также ознакомились с ходом реставрационных работ, которые проводятся в мечети силами мусульманской общины.

На сегодняшний день в мечети идут внутренние отделочные работы: усилен фундамент здания, завершена первичная штукатурка стен, укреплены потолочные балки, идет сложная работа по восстановлению ажурных окон. В дар от башкир с родины Зайнуллы – города Учалы — были привезены гранитные плиты на подоконники мечети. Усилия местных мусульман в эти дни обещали поддержать и областные власти.

Во вторник, отвечая на вопрос корреспондента IslamRF.Ru о процессе возвращения исторических зданий мечетей и медресе в городах Южного Урала, первый вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов пояснил, что в случае с Троицком первоочередной задачей является восстановление мечети. Как надеются мусульмане города, область выделит средства на завершение реставрационных работ.

Мечеть имени Зайнуллы Ишана

Этого они добиваются в течение трех последних лет.

Отметим, что здание мечети, построенное в 1863 г., является памятником архитектуры и находится под муниципальной охраной. Здание представляет собой массивное каменное сооружение, обнесенное каменной оградой с воротами. Оно доминирует в пространстве квартала и является одним из лучших образцов мусульманской культовой архитектуры в Уральском регионе. С середины 1930-х гг. по 1943 г. в здании мечети располагался татарский клуб. В советское время минарет был утрачен. Но в годы Великой Отечественной войны она была возвращена верующим и с тех пор не прекращала своей работы.

Что касается других дореволюционных зданий Троицка, включая медресе Расулия, в котором сейчас располагается общежитие, то, по словам Андрея Косилова, "легче построить три новых медресе, чем расселить общежитие, но этот вопрос стоит на повестке дня администрации Челябинской области".

IslamRF

На фото:мечеть им. Зайнуллы Расулева в Троицке

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр

Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/5647/">ISLAMRF.RU: Троицкой мечети присвоено имя Зайнуллы Расулева</a>

14.11.2008 13:11

Троицкой мечети присвоено имя Зайнуллы Расулева

Вчера, 13 ноября, в городе Троицк состоялись торжественные мероприятия в связи с присвоением Троицкой мечети имени великого уральского суфия и просветителя Зайнуллы-хазрата Расулева. Как рассказала IslamRF.Ru преподаватель мактаба при мечети Минсылу Хайбуллина, это было сделано в соответствии с указом председателя ЦДУМ, муфтия Талгата Таджутдина. Читать дальше »»»

Расулев, Зайнулла

религиозный деятель

Дата рождения:

25 марта 1833(1833-03-25)

Место рождения:

дер. Шарипово, Троицкий уезд, Оренбургская губерния,
Российская империя

Подданство:

Российская империя Российская империя

Дата смерти:

2 февраля 1917(1917-02-02) (83 года)

Место смерти:

Троицк,
Оренбургская губерния, Российская империя

Зайнулла́ Расу́лев (Зайнулла бин Хабибулла бин Расуль, также Зайнулла-ишан; башк. Зәйнулла Рәсүлев; 1833—1917) — российский религиозный деятель, ишан.

  • 1 Биография
  • 2 Память
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Биография

Родился 25 марта 1833 года в деревне Шарипово Оренбургской губернии (ныне Учалинского района Башкортостана) в семье муллы. Происходил из башкирского рода Кувакан.

Учился в медресе в родной деревне, затем в других деревнях; окончательное духовное образование получил в медресе города Троицка (ныне в Челябинской области). С 1858 года — имам-хатыб в деревне Аккужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне также в Учалинском районе Башкортостана).

Будучи шакирдом, стал интересоваться суфизмом. В 1859 году посвящён в члены суфийского ордена Накшбандийа. Метод мистического познания истины (тарик) совершенствовал в Стамбуле в 1869—1870 годах, где учился у шейха Ахмеда Зияуддина Гюмюшханеви; у него же получил разрешение (иджаза) преподавать учение суфия Накшбандийа. Совершил хадж. По возвращении на родину ввел ряд новшеств в практику суфизма среди местных мусульман: громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения пророка Мухаммада), ношение чёток и т. д.

Преследовался властями за распространение идей суфизма. Официальные представители ислама — муллы-ортодоксы и кадимисты — обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей.

Расулев, Зайнулла

По их доносу Расулев был арестован и в январе 1873 года сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочерёдно в Златоусте (ныне в Челябинской области) в течение восьми месяцев, Никольске Вологодской губернии (1873—1876) и в Костроме (1876—1881).

В 1881 году вернулся из ссылки и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Повторно совершил хадж. С 1884 года — имам мечети в городе Троицке (ныне Челябинской области), при которой основал медресе «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Имел много учеников и последователей, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России. Его называли также «духовным королем своего народа».

Умер 2 февраля 1917 года. Покоится на старинном мусульманском кладбище г. Троицка Челябинской области.

В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым.

Сын — Габдрахман Расулев, также стал известным башкирским религиозным деятелем.

Внук Атилла Расих (Расулев) — известный татарский писатель.

Память

Мечеть имени Зайнуллы Ишана в городе Учалы

  • В 2009 году в городе Учалы была открыта мечеть имени Зайнуллы Расулева.
  • В 2008 году в городе Уфа была названа улица имени Зайнуллы Расулева (бывшая Благоева).

Примечания

  1. Учалинский | Генеалогия и архивы
  2. Энциклопедия Башкортостана: Зайнулла Расулев
  3. Согласно биографической книге внучки Зайнуллы Расулева — Сафуат Рахманкуловой (1923 — 2007)
  4. Бартольд В. В. Шейх Зайнулла Расулев (1833—1917). Некролог // Мусульманский мир. Петроград, 1917. — Вып.1. — С.73-74.
  5. Башҡорттоң бөйөк шәйехе \\ Великий шейх из башкир. Статья в газете Йэшлек (на башкирском языке)
  6. Юнусова, 2007
  7. Татарская литература 20 века: Атилла Расих
  8. В Учалах откроется мечеть имени Зайнуллы Расулева
  9. Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 июля 2008 г. № 6/17

Литература

  • Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане / под ред. А. В. Малашенко. — М.: Логос, 2007. — 96 с. — (Ислам в России).
  • Газизова А. А. Ишан Зайнулла, я кровиночка твоя!

Ссылки

  • «Зайнулла Расулев» // Энциклопедия Башкортостан
  • «Полюс времени» на YouTube
  • Башкирское просветительство и его особенности на YouTube

Расулев, Зайнулла Информацию О


Расулев, Зайнулла
Расулев, Зайнулла
Расулев, Зайнулла Вы просматриваете субъект
Расулев, Зайнулла что, Расулев, Зайнулла кто, Расулев, Зайнулла описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Реферат на тему:

Расулев, Зайнулла

План:

    Введение

  • 1Биография
  • 2Память
  • Примечания
    Литература

Введение

Зайнулла́ Расу́лев (Зайнулла бин Хабибулла бин Расуль, также Зайнулла-ишан; башк. Зәйнулла Рәсүлев; 1833—1917) — башкирский религиозный деятель, ишан.

1. Биография

Родился 25 марта 1833 года в башкирской деревне Шарипово Оренбургской губернии (ныне Учалинский район Башкортостана) в семье муллы.

Учился в медресе в родной деревне, затем в других башкирских деревнях; окончательное духовное образование получил в медресе города Троицка (ныне в Челябинской области). С 1858 года — имам-хатыб в деревне Аккужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне также в Учалинском районе Башкортостана).

Будучи шакирдом, стал интересоваться суфизмом. В 1859 году посвящён в члены суфийского ордена Накшбандийа. Метод мистического познания истины (тарик) совершенствовал в Стамбуле в 1869—1870 годах, где учился у шейха Зиялетдина Кумушханави; у него же получил разрешение (иджаза) преподавать учение суфия Накшбандийа. Совершил хадж.

В Махачкале состоялось открытие мечети имени шейха Зайнуллы Шарифа Расулева (ФОТО, ВИДЕО)

По возвращении на родину ввел ряд новшеств в практику суфизма среди местных мусульман: громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения пророка Мухаммада), ношение четок и т.д.

Преследовался властями за распространение идей суфизма. Официальные представители ислама — муллы-ортодоксы и кадимисты — обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. По их доносу Расулев был арестован и в январе 1873 года сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочерёдно в Златоусте (ныне в Челябинской области) в течение восьми месяцев, Никольске Вологодской губернии (1873-1876) и в Костроме (1876-1881).

В 1881 году вернулся из ссылки и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Повторно совершил хадж. С 1884 года — имам мечети в городе Троицке (ныне Челябинской области), при которой основал медресе «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Имел много учеников и последователей, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России.

Умер 2 февраля 1917 года. Покоится на старинном мусульманском кладбище г. Троицка Челябинской области.

В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым.

Сын — Габдрахман Расулев, также стал известным башкирским религиозным деятелем.

Внук Атилла Расих (Расулев) — известный татарский писатель.

2. Память

  • В 2009 году в городе Учалы была открыта мечеть имени Зайнуллы Расулева.
  • В 2009 году в городе Уфа была названа улица имени Зайнуллы Расулева (бывшая Благоева).

Примечания

  1. Учалинский | Генеалогия и архивы — ufagen.ru/places/uchalinskiy
  2. Энциклопедия Башкортостана: Зайнулла Расулев — www.bashedu.ru/encikl/rrrr/rasulev_z.htm
  3. Башҡорттоң бөйөк шәйехе \\ Великий шейх из башкир. — yeshlek-gazeta.ru/2008/03/15/bash1185ortto1187-b1257jj1257k.html Статья в газете Йэшлек (на башкирском языке)
  4. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. — window.edu.ru/window/library?p_rid=50395 — М.: Логос, 2007. — 96 с. (Ислам в России / под ред. А. В. Малашенко)
  5. В Учалах откроется мечеть имени Зайнуллы Расулева — www.rslt.ru/ru/news/.view/id/129/

Литература

  • Юнусова Айслу Б. Ислам в Башкортостане — window.edu.ru/window/library?p_rid=50395 М.: Логос, 2007. 96 с. (Ислам в России / под ред. А. В. Малашенко)

Мечеть имени Зайнуллы Ишана в городе Учалы