Могила имама шамиля

13.08.2018 0 Автор admin

В молодые годы при посещении любого города, если время пребывания в нем было достаточным, автор стремился первым делом посетить местный музей, местный рынок и, если получится, местное кладбище.

В городе Грозном в 1971 г. в местном историческом музее наибольшее впечатление на выпускника исторического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена произвел портрет Шамиля. К тому моменту отечественная историческая наука еще не вполне определилась в своей оценке данной неоднозначной, как бы сейчас сказали, личности. При очередном политическом повороте портрет вполне могло «сдуть» в запасники.

Шамиль

По «Большой Российской энциклопедии», Шамиль родился в один год с Пушкиным – в 1799 г., а по мнению специалиста – 26 июня 1797 г. Имя Шамиль считается родственным ветхозаветному Шамуил и одному из имен Аллаха («всеобъемлющий»). Коран Шамиль начал читать с шести лет. Позже он научился стрелять, мастерски владел шашкой, бегал, прыгал и плавал лучше всех, побеждал в единоборствах.

zhagat_dadian

Изучение молодым человеком истинного пути к совершенству привело к выводам: надо бороться против власти неверных, так как она не от Аллаха. И нужно вести борьбу с теми местными правителями, которые с неверными примирились.

С именем Шамиля связан самый напряженный период Кавказской войны 1817—1864 гг. Он был третьим имамом после Гази-Магомеда (Гази-Муллы) (1828—1832) и Гамзат-бека (1832—1834). У Гази-Муллы, возглавлявшего отряды вооруженных учеников-мюридов, Шамиль был ближайшим помощником, «военным министром». В бою за Гимры, родину Шамиля, первый имам погиб, а Шамиль благодаря силе и ловкости ушел, но три месяца лечился от ран. Имамом Шамиль стал после того, как Гамзат-бек за проявленную жестокость был зарублен аварцами прямо в мечети. Шамиль обосновался в цитадели Ахульго, которую в 1839 г. русские войска с помощью союзных горцев взяли штурмом. Имам Шамиль с трудом ускользнул в Чечню.

В Чечне к середине 1840-х гг. он создал крупную армию, взял на вооружение тактику партизанской войны, нанес ряд поражений русским войскам. Под его полным контролем находились горные районы Дагестана и Чечни, часть Аварии.

Генерал А. П. Ермолов. Художник Джордж Доу

Шамиль создал правительство – диван, назначал наместников и губернаторов, организовал систему судопроизводства, тайный сыск и сбор налогов. Управлять горцами приходилось жесткими методами. Наибы творили произвол, многие горцы просто разбойничали.

После окончания Крымской войны на Кавказе была сосредоточена 220-тысячная армия, вооруженная дальнобойными нарезными ружьями. Новый кавказский наместник князь А. И. Барятинский старался привлечь к себе местных правителей деньгами, и наибы Шамиля стали переходить на русскую службу. Летом 1859 г. Шамиль отступил в аул Гуниб с отрядом в 400 человек. В середине 1840-х под его началом было до 50 тысяч бойцов. Шамиль отказался сдаваться, так как не верил русским. Но с началом штурма вокруг него остались только 40 мюридов. Имам сдался под приветственное «Ура!» русских солдат. Это произошло 25 августа 1859 г.

В плену к имаму относились с почестями. Александр II во время встречи в городе Чугуеве сказал Шамилю: «Я очень рад, что ты наконец в России, жалею, что это случилось не ранее! Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями!» Некоторое время он вместе с большой семьей (две жены, дети, зятья, внуки) и обслуживающим персоналом (всего 22 человека) жил в почетной ссылке в Калуге. Ежегодно на содержание пленников выделялось 20 тысяч рублей. Еще 10—15 тысяч рублей составляла пенсия самого Шамиля. В 1866 г. семейство Шамиля присягнуло на российское верноподданство и в 1869 г. получило разрешение переехать в Киев. Александру II передавали, что Шамиль часто повторял: «Если бы я знал, какая Россия большая и могучая страна, я никогда бы против нее не воевал».

Шамиль, бывший непримиримым врагом России на протяжении четверти века, был отпущен для совершения паломничества в Мекку. Он умер 4 февраля 1871 г. при переезде из Мекки в Медину, где и похоронен на кладбище Джаннат-аль-Бакир, в одном из самых почитаемых и посещаемых паломниками мест.

Анна Улуханова родилась в семье богатого армянского купца Улуханова и считалась одной из самых красивых женщин Моздока (Северная Осетия). Девушка была помолвлена с русским генералом, имя которого давно позабыто. Пара должна была пожениться по возвращению генерала из Санкт-Петербурга, однако судьба распорядилась иначе.

После очередного набега, возвращаясь в свою вотчину, предводитель кавказских горцев — имам Шамиль, напал на незащищенные окрестности крепости Моздок (1840 г.) В этот день Анна молилась в местной церкви, откуда вместе с другими девушками была схвачена и уведена в плен.

Имам Шамиль, признанный имамом в 1834 году, объединил горцев Дагестана, Чечни и Черкесии.

Пленение имама Шамиля

Он основал теократическое государство — Имамат и руководил военными и административными действиями до тех пор , пока оно не распалось в 1859 году под ударами российских войск .

В плену Анна отличалась своим обаянием, молодостью и красотой. Заметив прекрасную пленницу , Шамиль влюбился и изъявил желание жениться на ней. У Шамиля уже было две жены — Заидат и Аминат (по законам шариата, мусульманину разрешалось иметь четырех).

Семья Анны искала ее на протяжении долгого времени. Узнав, что она попала в плен к Шамилю, Улухановы многократно предлагали ему выкуп, однако влюбленный в нее имам , каждый раз отказывался, когда получал от них весть. Так семья девушки потеряла всякую надежду вернуть свою дочь домой. Когда имам женился на кавказской пленнице, то дал ей другое имя – Шуанат. Таким образом она стала женой имама и дорога в ее прежнюю жизнь оказалась закрыта навсегда.

«Трудно встретить женщину, у которой губы были бы красивей, волосы шелковистее, кожа белее, чем у Шуанат», — вспоминала гувернантка Дрансэ, взятая в плен в 1854 г.

Сказать о том, что она жила по принуждению, было бы неправдой, так как в истории говорится, что Шуанат была любимой женой предводителя и он баловал ее как только мог. Когда она родила ему дочь Сапият, он подарил ей перстень с огромным алмазом, который она носила на повязанном вокруг головы платке .Других жен Шамиль тоже не обделял: каждая из них имела свою комнату и горничную, украшения и хозяйские принадлежности.

«Имаму нравилось видеть своих жен в белых одеяниях. Он считал, что белый — это цвет благородия», — говорила пленница имама, грузинская княжна Чавчавадзе.

Красотой Шуанат был покорен и царь Александр II, увидевший ее в Калуге. По словам пристава А.Руновского, когда он увидел Шуанат в проезжающей карете, то был восхищен ее красотой. По его мнению, дочь была такой же красивой, как и ее мать:

«В одном из стекол тарантаса появилось миловидное женское лицо, но заметив русских людей, окруживших экипаж, оно тотчас исчезло. Вместо него к стеклу прильнуло хорошенькое личико девочки, представлявшее собой миниатюру только что скрывшегося оригинала. Это была жена Шамиля — армянка Шуанат и ее дочь Сапият, красивая девочка»

Сведений о дальнейшей судьбе Шуанат, практически не сохранилось. Известно, что она в отличии от дочери и мужа, прожила долгую жизнь в Стамбуле. Вдали от имама, Шуанат связалась со своей армянской семьей, с которой ей так и не удалось больше увидеться.

Что касается Шамиля, то после поражения , распада своего государства и десяти лет почетного плена , ему была дарована возможность уехать из Российской империи в Медин (Саудовская Аравия), где он и умер. Дочь Сапият умерла в 16 лет и похоронена там же , где и ее отец, на кладбище Джаннат-эн-Бакия, в Медине.

Шамиль родился в 1797 году 26-го числа июня месяца в селенье Гимры, расположенном в Западном Дагестане. Он учился там же, в Дагестане. Предметами изучения были грамматика, риторика и логика арабского языка.
Как Шамиль стал имамом
Его односельчанином был Кази-мулла, Шамиль стал его помощником. Шамиль и Кази-мулла вместе сражались, они были осаждены в башне около селения Гимры, но вышли оттуда. Шамиль был ранен. В это время был убит Гамзатбек. И Шамиль занял место имама Чечни и Дагестана.

Биография Имама Шамиля

Он стал сражаться против российских войск, соединил все чеченские и аварские джамааты. Он обладал большими организаторскими способностями. Он также имел военный талант, при нём был заведен порядок полков в тысячу человек. Аулы снабжали армию Шамиля продовольствием, все мужчины обязаны были служить в армии. Он сражался против количественно превосходящих войск 25 лет. У него была даже артиллерия (пушки были трофейные). Кроме того, у него был собственный завод пушек. Правда, пушки отливали плохие, почти все были не годные в дело. Весь Кавказ, масульмане были обязаны платить доход с хлеба, деньги и с овец – десятую часть. Также они платили хараджем – с пастбищ и селений. Был свой диван (парламент) и система наказаний. Была система наград – это были медали и бляхи, которые носили на черкеске.
Начало войны против Шамиля, боевые действия
Имамат на Севрном Кавказе существовал 30 лет. Шамиль уделял особое внимание сбору налогов и образованию. Николай I приехал на Кавказ в 1837 году и после этого начались активные боевые действия против Шамиля. Через 2 года были построены новые русские крепости: Навагинская, Вельяминовская, Тенгинская, начата Новороссийская крепость. Шамиль потерпел поражение при Аргвани (село), он ушёл в аул Ахульго, который был труднодоступен. Это была крепость, которую взяли с пятого раза. В это время Шамилю удалось уйти в Чечню. Горцы взяли новое укрепление, некоторые старые укрепления и Николаевский форт. Связь между отдельными частями Кавказа была для русских войск потеряна. Был назначен на Кавказ новый главнокомандующий Воронцов. Он взял резиденцию Шамиля с огромными потерями.
Поражение Шамиля и почётный плен
Горцев снова активизировало то, что Россия прервала отношения с Турцией, но набеги стали неудачными. Турецкая армия вошла в Кахетию и турки предложили Шамилю соединиться с ними, двинувшись со стороны Дагестана. Русские войска приблизились, горцы вынуждены были бежать. Снова на Кавказе поменялся главнокомандующий русскими войсками, назначили Муравьёва. В 1855 году Муравьёв прибыл на Кавказ, а в 1856 году был заключён мир с Турцией. Русские начали операцию по окончательному завоеванию Кавказа. Шамиль снова бежал в Аргунское ущелье. Затем он бежал в свою новую резиденцию Ведень, но она была взята штурмом 1 апреля 1859 года. Шамиль поселился в ауле Карата. Он покрыл правый берег Андийского Койсу каменными завалами, поручил оборону места своему сыну. Отряд вышел ему во фланг из Дагестана, Шамиль бежал на склоны горы Гуниб. Вместе с ним бежали 332 фаната. В это время русские войска осадили гору и начали переговоры с Шамилем. Состоялось его пленение, Чечня была покорена.
Ссылка в Калугу, присяга, паломничество в Мекку и дворянство
Новое восстание в Чечне началось в 1860 году. Восстание подавляли почти год. Волнения вспыхнули снова в 1864 году, но их быстро подавили. В мае 1864 война была официально окончена, отслужили благодарственный молебен об окончании войны в Чечне. Шамиля отправили в Россию, где он встретился лично с генералом Ермоловым. Встреча была в Москве. Шамиль встретился также с императрицей в Царском Селе. С Александром II он встретился в Чугуеве 15 сентября 1859 года. Затем Шамиль был отправлен в ссылку в Калугу, это была почётная ссылка, он жил вместе со своей семьёй. Его сын Магомед-Шапи поступил служить в царский конвой. Через 6 лет ссылки Шамиль принял присягу на верноподданничество России. Он переехал в Киев, затем отправился в паломническую поездку в Мекку. Шамилю было дано потомственное дворянство. Умер он в Медине (сейчас это Саудовская Аравия) 4-го числа в феврале месяце 1871 года и был захоронен на кладбище Джаннат аль-Бакия.

Запись опубликована автором admin в рубрике Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

asku · 19-Дек-12 20:06(5 лет 8 месяцев назад, ред. 10-Окт-13 21:52)

Имам Шамиль: пророк, властитель, воин
Год: 2001
Автор: Дегоев В.В.
Издательство: «Русская панорама» (г. Москва)
ISBN: 5-93165-043-1
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 379
Описание: В книге раскрывается многогранный и противоречивый образ имама Шамиля, властителя и человека — главного персонажа Кавказской войны XIX в., драматической эпопеи, составляющей органичную часть российской истории. Кардинально пересматривается традиция русской и советской литературы изображать Шамиля в черно-белых тонах с нарочитыми предпочтениями либо одного, либо другого цвета. Этот уникальный политический самородок, был одновременно и творцом, и произведением Кавказской войны. Ему были свойственны невероятные взлеты творческого духа и падения в кровавую пучину жестокости, мистические озарения суфия и глубокий прагматизм макиавеллистского толка, железная воля диктатора и кротость послушника, нежность отца, мужа и готовность покарать самого близкого человека за прегрешения перед верой.
Для широкого круга читателей. Другие книги В.В. Дегоева:
• Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность.
• Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война.
• Дегоев В.В. Кавказский вопрос в международных отношениях 30–60-х годов XIX в..
См. также:
• Берже Ад. П. Кавказская старина.
• Каспари А.А. (составитель, первый издатель). Покоренный Кавказ.
• Кавказ: Адаты горских народов.
• Бларамберг Иоганн. Описание Кавказа.
• Кавказ: Музей мировой истории.
• Осада Кавказа (Воспоминания участников Кавказской войны XIX века).
• Клапрот Юлиус. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах.
• Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века.
• Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770–1773 гг..
• Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX века.
• Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР.
• Культура и быт народов Северного Кавказа (1917–1967 гг.) (Сборник статей).
• Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе (Сборник статей).
• Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля.
• Сотавов Н.А.

Почему имам Шамиль сдался русским войскам

Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в..
• Кузнецов В.А. Введение в кавказоведение (историко-этнологические очерки народов Северного Кавказа).
• Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX века.
• Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004).
• Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI — 30-е годы XVII века) .
• Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (Вторая половина XIX — XX вв.).
• Мемуары генерала Муссы Кундухова. Предисловие.
Глава 1.ВРЕМЯ И МЕСТО.
Глава 2. РОЖДЕНИЕ ИДЕИ.
Глава 3. ПРАВИТЕЛЬ.
Глава 4. ЖРЕЦ.
Глава 5. СТРАТЕГ.
Глава 6. КРАХ.
Глава 7. МИРЯНИН.
Вместо заключения.
Примечания.
Список сокращений.
Список иллюстраций.
Именной указатель.