Молельный коврик мусульман

26.11.2018 0 Автор admin

Результатов: 3,449

Особое место в декоративно-прикладном искусстве Туркменистана занимают коврики для намаза – ежедневной пятикратной молитвы. Пятница – священный для мусульман день – объединяет верующих для общей большой молитвы в мечети, в остальные дни намаз может совершаться индивидуально в любом месте, например, во время путешествия. Поэтому и возникала необходимость в некоем микропространстве, имитирующем интерьер мечети и символически отделяющем правоверного от внешнего мира. Небольшой коврик, расстилаемый для совершения молитвы, успешно справлялся с этой задачей. Его размеры были обусловлены практической необходимостью.

В туркменской семье у каждого из ее членов был свой молитвенный коврик. Иногда несколько таких ковриков – от двух до семи – компоновались в один, вытянутый в длину ковер. Такие «коллективные» молитвенные ковры чаще использовались в женских половинах жилых домов. В мечетях расстилались ковры, композиционно предназначенные для одновременной молитвы 30– 40 человек. 

В средние века изготовление ковров для намаза в странах, исповедовавших ислам, носило массовый характер. Самые ранние образцы молитвенных ковров представляет иранская миниатюра первой половины XIV и XV веков, что, однако, не исключает того факта, что они были известны и раньше. 

В разных странах названия молитвенных ковров звучали по-разному. В Иране они известны как джанамаз, таги, в Аравии и Турции небольшие молитвенные коврики назывались саджджаде, крупные – сафсаджджаде, в Азербайджане – мехраби, джойнамаз, намазлык, в Средней Азии – джойнамаз, намазлык. Молитвенные ковры производились как в крупных дворцовых мастерских по эскизам художников-орнаменталистов, так и в домах сельских жителей.

Молитва на ковриках с изображением Каабы

Но кем бы ни был создан молитвенный ковер – профессиональным ткачом или ковровщицей в глухом ауле – он имел одну обязательную деталь – изображение арки – михрабной ниши, центрального места в мечети, куда обращал свою молитву верующий. 

Мечети всегда возводились так, чтобы михрабная ниша указывала киблу – направление на Мекку, святой город для всех мусульман, где находится главная мусульманская святыня – Кааба. Молитвенный коврик должен расстилаться в том же направлении. Таким образом, молящийся оказывался лицом к Мекке и преисполнялся уверенности, что его молитва будет услышана. 

Михраб имел значение божественных врат, своеобразной переходной зоны из мира земного в мир небесный, божественный. Именно такая роль предназначалась арке и на джойнамазах, причем нижняя часть коврового поля символизировала мир земной, а верхняя, над аркой, – небесный. 

Так называемые «дворцовые» молитвенные ковры отличались великолепными декоративными и технологическими качествами, богатством материала и декора. Они ткались из шерсти и шелка, иногда с использованием золотых и серебряных нитей и предназначались для знати. 

Все декоративное убранство молитвенных ковров, выполненных по эскизам художников, создавало ощущение общения с Богом. Этому во многом способствовали надписи – обычно цитаты из Корана, прославлявшие Аллаха и пророка Мухаммеда. Они обязательно располагались в верхней части ковра, над аркой, в «верхнем мире», ведь слово и его начертание были священны для мусульманина – арабская надпись обладала той же сакральной силой, что и изображения ликов святых на иконах в христианстве. Не зря удивляют нас изысканностью линий арабские письмена – они воплощали в себе божественную красоту. 

В декоре «дворцовых» молитвенных ковров преобладал растительный орнамент. Абстрактные растительные мотивы, ведущим среди которых был ислими, давали широчайший простор для бесконечных ассоциаций, связанных с идеей Бога, созданного им мира, райского сада. С идеей рая связаны два главных мотива, каноничных для молитвенного ковра, – это древо жизни и ваза с цветами. Напоминанием об этом древе и райском саде является симметрично развернутый растительный орнамент, характерный для молитвенных ковров. 

Фоном для молитвенного ковра обычно служил белый цвет как символ чистоты помыслов и души. Если другие цвета встречаются в коврах всех типов, то белый, как правило, использовался крайне редко. Так, белый фон известен в туркменских асмалыках – ковровых украшениях для верблюда, на котором невеста едет в дом жениха во время свадьбы. Сакрализация белого, его использование в обрядовых ситуациях многих народов мира – хорошо известный факт. 

Понятия божественной покровительствующей силы в среде скотоводческих племен были традиционно связаны с тотемными животными и птицами, поэтому над михрабной аркой часто можно было видеть изображения рогов барана (туркменские молитвенные ковры) или когтей птицы. Знаковая передача тотемных животных («целое по части») была обусловлена верой в их неземную силу. С этими традиционными для народного ковра мотивами связывались также понятия благополучия и счастья. 

Сегодня у народов Средней Азии, Ближнего Востока, Азербайджана можно встретить бархатные, суконные, льняные вышитые и набивные молитвенные коврики. В Туркменистане широко распространены ковры, кошмы, вышивки и набивные ткани, которые также служили для совершения намаза. Но для чего бы ни предназначалось рукотворное изделие, оно всегда остается произведением декоративно-прикладного искусства, рассказывающим о культуре своего народа.

Аджап БАЙРИЕВА, 
Национальный музей туркменского ковра, 
фото автора

Комментарии (0)

← Назад

Почему мусульмане молятся на коврике?

Молитвенный коврик, саджжа́да (араб.سجادة‎, намазлык (тат.намазлык), джай-намаз (перс.جانماز‎) — коврик для намаза, на котором чаще всего изображена ниша с остриём свода, обращённого в сторону киблы.

Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» (мечеть). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защиты молящегося от нечистот (наджаса). Некоторые мусульмане придают саджаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира.

Молитвенный коврик

Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным, а её чрезмерное использование (например, в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами. Обычно мусульмане приносят коврик с собой, а после молитвы сворачивают и уносят.

В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной, полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди, посещая дом христианина, предпочитали садиться на саджады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката (суфийского братства) его руководителям.

Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны (суджуд). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.

В качестве саджады могут быть использованы шкуры чистых животных (овца, корова и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесенных на ней типографских знаков (обои) и т. п.

Термина саджада нет в Коране, однако в канонических сборниках хадисов сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли. Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков, не существовала в ранее время истории ислама и появилась примерно в X—XI веках.

В суфизме существует ряд мистических интерпретаций, связанных с термином саджада.

Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов.