Мораль в современном обществе

01.08.2018 0 Автор admin

Мораль в современном обществе.

Тихонова У.С.

Мораль возникла еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека.

Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

По определению, мораль — это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: родственники, друзья, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа.

Некоторые теологи и философы, например Иммануил Кант, полагали, что у человека имеются врождённые представления о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному — наукам, музыке.

Безусловно, с развитием общества мораль претерпевает существенные изменения. На мой взгляд, в современном обществе мы можем наблюдать «разложение, деградацию» моральных устоев.

Одним из свидетельств «падения нравов» является то, что в современном обществе происходит ослабление семейных, клановых, общинных и других коллективных связей. Что ведет к снижению взаимовыручки, росту эгоизма, подрыву семейных устоев. Действительно, как часто мы сталкиваемся с безразличием людей друг к другу, нежеланием помочь. Другими словами, современный человек не готов жертвовать собственной безопасностью и своим благополучием ради других людей.

Жизнь большинства людей современного общества подчинена достижению не таких «вечных» целей, как любовь, дружба, доброта, а, например, таких как материальное благополучие и достаток, карьерный рост и богатства.

Кроме того, мы можем наблюдать свободу, перешедшую во вседозволенность, в отношении полов. Ранее мимолетные половые связи, добрачный секс, рождение детей вне брака осуждались и порицались общественностью. А теперь браки все больше не по любви, а по «залету», развивается течение свингеров, число гомосексуалистов и ВИЧ-инфицированных растет год от года. Следствием всех этих негативных тенденций является кризис семьи и падение семейных ценностей.

Важно отметить в современном социуме рост агрессии и насилия. «Разборки», драки, применение оружия, как реакция на «неправильное» слово или действие – распространенное явление, подтверждаемое ростом преступности. Кроме того, увеличиваются масштабы дискриминации к людям другой национальности, расы, вероисповедания, сексуальной ориентации.

Нравственность в современном обществе

В целом, в современном мире наблюдается «культурное обеднение». Массовая культура заполонила телевидение, кинематограф, музыку, книжные издания. Сериалы, детективы, расходящиеся многомиллионным тиражом, попса, однодневные фильмы безо всякого смысла – все эти элементы массовой культуры приобретают все большую популярность, в то время как настоящее искусство интересует все меньшее количество людей.

В заключении хотелось бы сказать, что в современном обществе, действительно, наблюдается процесс разрушения классических нравственных императивов: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». Думается, что для формирования нравственных основ личности необходимо разъяснение подрастающим поколениям толерантной этики, нравственности и моральных норм. У детей должно формироваться понимание, что нравственное поведение является рациональным и выгодным как для общества, так и для самого человека. И что нравственность — это желание другим добра и процветания. Кроме того, каждый должен осознать, что аморальное поведение одного работает против развития всего общества.

Перейти к обсуждению

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бухтальская средняя общеобразовательная школа»

626036, Тюменская область, Нижнетавдинский район, с.Бухтал, ул.Чапаева – 4.

Телефон/ факс: 8(34533)47-6-30, е-mail: bssh1@mail.ru

_____________________________________________________________________________ _________________________
Конспект урока (модуль Основы светской этики)

4 класс

Тема: «Что значит быть нравственным в наше время?»

Учитель: Н.А. Шнайдер учитель начальных классов.

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать, что значит быть нравственным в наше время?

Задачи:

  • Создать условия для развития интереса к уроку ОРКСЭ; воспитывать у учащихся нравственно – эстетические чувства.
  • Содействовать формированию у учащихся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию; формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, нравственным поступкам; умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
  • Способствовать формированию и развитию оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Предметные результаты: усвоение понятий: Этика, мораль и нравственность. Ситуация нравственного выбора.

Ожидаемый результат:

личностный: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный: осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

метапредметный: навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование: раздаточный материал, чаепитие, памятка, словари, выставка работ жителей села.
Ход урока.
1. Вхождение в урок (настрой на урок). Входят в класс под музыку.

Звучит песня «Улыбка»

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

2. Актуализация знаний.

 Однажды, встречая закат, я стояла у самой воды и долго смотрела на ту солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают. Так и хочется пойти по ней к солнцу.

Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали закат. Глядя на них, я подумала о том, что перед каждым есть такая же солнечная дорожка. И каждый её воспринимает по-своему.

Так и в жизни. Каждый идёт своей дорогой, на которой встречается много разных людей. Мы не одиноки: живем в семье, ходим в школу, где рядом с нами наши сверстники. Каждый занимается своим делом, каждый ведет себя по-своему: кто-то хорошо, кто-то плохо.

-Как вы думаете, отчего это зависит? От поступков, поведения человека.

3.Целеполагание.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках, которые совершает человек каждый день. Узнаем, что значит быть нравственным в наше время?

— Прочитайте тему урока: Что значит быть нравственным в наше время?

4.Открытие новых знаний.

1. Как вы думаете, от какого слова произошло слово « нравственность», «мораль», «этика»? (работа со словарями).

(Ответы детей).

  • «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
  • Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу.

    Мораль. Нормы и функции морали.

    Но возникли они в трех разных языках.

  • Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах.
  • Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

— Нравственность – это внутренние духовные качества человека. Правила поведения.

Класс делится на 2 группы.

Ситуация 1: Представьте себе, что вы добросовестный ученик, в понедельник у вас сложная контрольная по математике. Вы знаете, что можете получить «5», если будете заниматься в выходные. Оценки для вас небезразличны. И вдруг звонит ваш друг и говорит, что одноклассник устраивает вечеринку, на которую приглашены все «сливки» класса и вы в том числе. Если Вы останетесь дома заниматься, то друзья перестанут Вас уважать.

« Пошли, — говорит Ваш друг, — плевать на эту дурацкую контрольную. Кому она нужна?» Вы знаете, что друг прав, но все-таки считаете, что следует остаться дома и подготовиться к контрольной. Как вы поступите?

А) забываете о контрольной и идете с другом на вечеринку. Ваш друг прав, она действительно не так уж и важна.

Б) Вы идете на вечеринку, но мысль о том, что Вы не подготовились к контрольной , не дает Вам покоя. Вы рано уходите, хоть друзья Вас считают, что Вы попросту зануда.

В) Вы не идете на вечеринку. Контрольная действительно сложная, и Вам хочется доказать себе, что Вы можете с успехом решить её.

— Как можно противостоять отрицательному влиянию друга? (имея собственную точку зрения, следовать своим убеждениям)

Ситуация 2 Во время перемены вы с одноклассниками кидались портфелями. Именно Вы, ****** (имя ребенка) разбили окно. Вошел учитель. Никто из товарищей вас не выдал. Учитель сказал: «Я не буду выяснять, кто это сделал, но весь класс лишается экскурсионной поездки в город».

Вопросы воображаемому виновному ученику (обратиться к любому ученику):

— Что предпримете?

— Что скажете сверстникам?

— Будете ли говорить с учителем? Если да, то, что скажете ему?

(после комментариев и ответов ребенка)
Вопросы классу:

— Мог ли класс изменить ситуацию? Как вы должны были поступить, чтобы класс не лишился поездки?

— Что должен был почувствовать виновный?

Вывод: У вас проявляется ощущение чувства вины, умение нести ответственность за свои поступки, переживание чувства товарищества, критическое отношение к себе и своим поступкам.

Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную
сторону.
А трудно ли быть нравственным в наше время? Почему? Зависит ли это от века, в котором ты живёшь?
Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – это система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу. Включая в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Прочитайте пословицы:

«Делай другим добро — будешь сам без беды».

— Как вы понимаете эту пословицу?

(Ответы детей).

— Приведите примеры из жизни.

(Ответы детей).

« Не рой другому яму – сам в нее попадешь».

— Как вы понимаете эту пословицу?

(Ответы детей).

— Приведите примеры из жизни.

(Ответы детей).

— Какие нравственные поступки совершали вы?

Помогаем пожилым людям, чтим память погибшим в Великую Отечественную войну, принимаем участия в различных акциях…

(Ответы детей).

В 2012г. Мы собирали информацию о воинах — афганцев.

Поднимите руки, кто мне в этом помогал. Какое чувство внутри вас появилось?

Поднимите руку, кто не помогал. Какое чувство внутри вас появилось.

Почему у вас разные чувства внутри?

Легко ли быть нравственным человеком в наше время?

Совершая добрые поступки, человек приносит радость не только окружающим людям, но и себе.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление.

  1. Ролевая игра.

Даю мешок с мусором ученику. Он должен представить, что идёт по селу. Этот мешок тебе мешает. Выбрось, пожалуйста, этот мусор.

Куда в Бухтале вывозят мусор? На свалку. В специально отведённое место.

Дайте посмотрим на наши поля. Что мы видим? ( Мусор. ) Откуда взялся этот мусор? (Есть люди, которые выбрасывают мусор, где попало.) Таким образом, загрязняется наш Бухтал, наша планета. Если ты видишь, как люди выбрасывают мусор на дороге, полях, лесах. Что ты скажешь этим людям?

Вывод: Каждый раз, когда тебе на улице нужно выбросить бумажку, ты должен сделать правильный выбор. Если каждый человек правильно будет избавляться от мусора, наш Бухтал станет чистым и вся планета. Ну, вот всё кругом чисто. Совершая нравственный поступок нужно думать о других.

  1. В Бухтале живёт много нравственных, порядочных людей. А сколько талантливых людей: Новиков А.Н. делает иконы из соломы; Гильдерман Н.А. собирает информацию о жителях села; очень много женщин вышивают, другие — разводят цветы. Каждый занят своим делом. (Рассказ о работах).

Люди разных национальностей живут в селе. Часто ходим в гости друг к другу. Уважаем традиции других людей: идя в гости, приносим что-нибудь к чаю, а если в гостях будешь есть свои продукты, то долго будешь молодым. Так говорят наши бабушки.

Присаживайтесь за стол дорогие гости.( Новиков А.Н., Гильдерман Н.А.)

  1. Есть одна замечательна уроженка Бухтала. В 1990 году окончила бухтальскую школу, поступила в медицинский коледж. В 1993 году получила диплом фельдшера. Стаж работы 20 лет. Ветеран труда. Работает в компании UTair –фельдшером – 6 лет.

О ней говорили и рассказывали по телевизору, писали в газетах. Чтобы узнать, кто она, вы должны сказать, что произошла в Тюмени 2 апреля 2012года.

Сегодня, 2 апреля 2012 года, в 5 часов 44 минуты (время московское) самолет французской марки АТР 72, принадлежащий авиакомпании Ютейр, вылетавший из города Тюмень в город Сургут упал в 45 километрах от города Тюмень (район с.Горьковка). По предварительным данным на борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа. UTair в Тюменской области, обнаружили девятерых выживших пассажиров с серьезными травмами и ожогами.

Спасатели обнаружили тела 29 погибших при крушении самолета авиакомпании UTair под Тюменью. Об этом сообщает РИА Новости. Еще 14 человек из 43, находившихся на борту, выжили и на вертолетах доставлены во Вторую городскую больницу Тюмени.

ЛЕБЕДЕВА Сания Абдулрашидовна.

ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2012 г. N 74

О награждении

Наградить Почетной грамотой Губернатора Тюменской области:
За самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при спасении пострадавших в результате авиакатастрофы самолета АTR-72 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

ЛЕБЕДЕВУ Санию Абдулрашидовну, фельдшера директората по управлению имуществом и административной работе управления по работе с персоналом, медицинской службы и МЧС г. Тюмени ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

КОЗЛОВА Максима Викторовича — фельдшера медико-санитарной части города Тюмени открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр"

СИГЛОВУ Татьяну Николаевну — фельдшера медико-санитарной части города Тюмени открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр".

В.В.ЯКУШЕВ

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О награждении государственными наградами Российской Федерации

За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу наградить:

За смелость и самоотверженность, проявленные при спасении людей в чрезвычайной ситуации, наградить

Медаль "ЗА СПАСЕНИЕ ПОГИБАВШИХ"

АЛЕКСАНДРОВА Валерия Гордеевича — начальника службы авиационной безопасности открытого акционерного общества "Аэропорт Рощино", Тюменская область

АНУФРИЕВА Александра Александровича — инспектора службы авиационной безопасности открытого акционерного общества "Аэропорт Рощино", Тюменская область
КОЗЛОВА Максима Викторовича — фельдшера медико-санитарной части города Тюмени открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр"
ЛЕБЕДЕВУ Санию Абдулрашидовну — фельдшера медико-санитарной части города Тюмени открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" (награждена орденом "ЗА СПАСЕНИЕ ПОГИБАВШИХ")
СИГЛОВУ Татьяну Николаевну — фельдшера медико-санитарной части города Тюмени открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр".
Президент
Российской Федерации В.Путин
Эта медалью награждаются граждане за спасение людей в экстремальных обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни. Она учреждена указом президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года. Медаль «За спасение погибавших» изготовлена из серебра.

ЛЕБЕДЕВА Сания Абдулрашидовна спасла 11 человек. Они приходят к ней со словами благодарности. Выжить в такой катастрофе и остаться живыми -это огромное счастье.

Легко ли ей быть нравственной в наше время. Пришла на работу, дали приказ ехать спасать людей. Не задумываясь, помчалась на место катастрофы. Думала только о том, как помочь людям, как их спасти.

От всех жителей села Бухтал мы говорим слова благодарности. Мы гордимся Лебедевой Саниёй Абдулрашидовной.

7. Обратная связь.

Подчеркните в тексте те качества, которые нужны человеку.

Доброта отзывчивость грубость

Честность равнодушие трудолюбие

Смелость трусость лень

Злость внимательность вежливость

Лживость терпение уважение

милосердие откровенность доброжелательность

жадность скромность доверие

хамство скрытность черствость

жалость порядочность агрессивность

любовь дружба упрямство

8. Рефлексия.

— Что нового узнали на уроке?

— Что на уроке понравилось?

9. Домашнее задание.

  • Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“;
  • Нарисовать абстракцию Как я представляю „нравственность “ и „безнравственность “;

Приложение.

Памятка

Дорогой друг!

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности, регулирующих наши поступки!

  1. Ты живешь среди людей.
  2. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях.
  3. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
  4. Проверяй свои поступки вопросами: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?
  5. Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
  6. Ты пользуешься благами, созданными людьми.
  7. Люди дают тебе счастье.
  8. Плати им за это добро.
  9. Будь добрым и чутким к людям.
  10. Помогай слабым и беззащитным.
  11. Не причиняй людям зла.
  12. Будь человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  13. Не будь равнодушным к злу.
  14. Борись против зла и обмана, несправедливости.
  15. Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
  16. Запомни, человек есть не что иное, как ряд его поступков.
  17. Запомни: поступки человека лучшие переводчики его мыслей.
  18. Знай когда действовать и когда воздержаться от поступков.
  19. На словах все люди одинаковы, только поступки выявляют различия.
  20. Помни: наши поступки ассоциируются с нашей личностью и именем.

Мораль в жизни человека

Мораль… никогда не падает и не рушится, она просто меняется. А.Никонов

В этом разделе кратко сформулированы нравственные правила современного человека — правила, которым уже следуют миллионы людей во всем мире.

Основные принципы

Нравственность Современного общества основана на простых принципах:

1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей.

2) Права всех людей равны.

Эти принципы проистекают из тех тенденций, которые описаны в разделе «Прогресс нравственности». Поскольку главный лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого (см. подраздел «Заповеди Современного общества»).

Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека — это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

Нравственность Современного общества в легком и веселом тоне описал Александр Никонов в соответствующей главе книги «Апгрейд обезьяны»:

От всей сегодняшней морали завтра останется одно-единственное правило: можно делать все что угодно, непосредственно не ущемляя чужих интересов. Здесь ключевое слово — «непосредственно».

Если человек расхаживает голым по улице или занимается сексом в общественном месте, то, с точки зрения современности, он аморален. А с точки зрения завтрашнего дня, аморален тот, кто пристает к нему с требованием «вести себя прилично». Голый человек непосредственно не покушается ни на чьи интересы, он просто идет по своим делам, то есть он в своем праве. Вот если бы он насильно раздевал других, то непосредственно покушался бы на их интересы. А то, что вам неприятно видеть голого человека на улице — это проблема ваших комплексов, боритесь с ними. Он же не приказывает вам раздеться, почему же вы к нему пристаете с требованием одеться?

Нельзя непосредственно покушаться на чужие: жизнь, здоровье, имущество, свободу — вот минимум требований.

Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят — вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя». Это во многом работает в самых прогрессивных странах уже сейчас. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы дрейфуют в направлении, который указывает тезис «нет пострадавших — нет преступления».

…Знаете, я вовсе не дурачок, я прекрасно понимаю, что, применяя хитрые теоретические рассуждения и доводя до абсурда этот уже реализующийся принцип взаимоотношений между взрослыми людьми, наверное, можно найти некоторое число спорных пограничных ситуаций. («А когда вам в лицо пускают дым, это непосредственное или опосредованное воздействие?»)

Я допускаю, что могут возникнуть некоторые вопросы и в отношениях государство-гражданин. («А если я превысил скорость и никого не задавил, пострадавших нет, значит, и никакого правонарушения нет?»)

Но декларируемые мною принципы — не конечная цель, а тенденция, направление движения социальной морали и юридической практики.

Юристы, читающие эту книжку, наверняка прицепятся к ключевому слову «непосредственно». Юристы вообще любят цепляться к словам, забывая о теореме Геделя, по которой все слова все равно не могут быть определены. И всегда, стало быть, останется юридическая неопределенность, имманентно присущая языковой системе.

«А если человек идет голым по улице, нарушая общественную мораль, он непосредственно воздействует на мои глаза, а мне это не нравится!»

Очень поучительно поясняет вопрос о том, что такое непосредственно и что такое опосредованно, Николай Козлов — автор многочисленных книг по практической психологии. Козлова нынешние первокурскники психфака почитают третьим величайшим психологом мира после Фрейда и Юнга. И не без оснований. Николай Козлов создал новое течение практической психологии и целую сеть психологических клубов по всей стране. Клубы эти хорошие и правильные, о чем можно судить хотя бы потому, что с ними активно борется Русская православная церковь… Так вот, когда на практикумах Козлова спрашивают, чем непосредственное воздействие отличается от опосредованного, он отвечает детским стишком:
«Кошка плачет в коридоре,
У нее большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски».

Люди влияют на несчастную киску? Бесспорно! Киска даже может предположить, что влияют непосредственно. Но фактически люди просто имеют свои сосиски. Просто иметь сосиски — это ведь не вмешательство в чужую личную жизнь? Так же, как…

  • просто иметь имущество (или не иметь);
  • просто жить (или не жить);
  • просто ходить по улицам (голым или одетым).

Не суйтесь в чужую личную жизнь, господа, даже если она вам активно не нравится. И не делайте другим того, чего не желаете себе. А если вы вдруг захотите сделать что-то такое, что, по вашему мнению, улучшит жизнь человека, сначала узнайте у него, совпадают ли ваши мнения о жизни и ее улучшениях. И никогда не апеллируйте в своих рассуждениях к морали: представления о морали у каждого свои.

Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность — см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия. Отделить зерна от плевел.

Мораль — это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ — можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль.

Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.

Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу.

Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности.

Нравственность — штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

О негативных последствиях

Все вышеприведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора.

Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания. И т.д. Этот сайт как раз о том, как обеспечить максимум свободы и при этом минимизировать отрицательные последствия возможного неверного выбора.

Свобода людей самостоятельно выбирать себе сексуальных партнеров, создавать и расторгать браки также может приводить к негативным последствиям, например, рост независимости женщины отрицательно сказывается на рождаемости. Эти тенденции анализируются в разделах «Семья» и «Демография».

Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты. (Вопросы рождаемости обсуждаются в разделе «Демография»).

Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. С другой стороны, по словам основателя организации Internet Freedom Криса Эванса, «60 лет исследований влияния СМИ на общество не обнаружили связи между жестокими изображениями и жестокими действиями». В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз. Так, с 1965 по 1982 год число таких преступлений в отношении детей сократилось с 30 на 100 тысяч жителей до 5 на 100 тысяч. Аналогичная ситуация наблюдается и в том, что касается изнасилований.

Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.

(Если Вы чувствуете в себе силы написать для этого сайта разделы о свободе слова и проблеме преступности— пишите мне по адресу anton@ truemoral.ру и благодарное человечество Вас не забудет. 🙂

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации». Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется. Более подробно об этом — в разделах «Прогресс нравственности» и «Культуры и цивилизации».

Баланс позитива и негатива

Следует ли бороться с негативными явлениями путем введения запретов и применения насилия в случае их нарушения? Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее.

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они ведут. После чего общество должно предпринять действия, направленные на усиление положительных сторон имеющихся тенденций и ослабление отрицательных. Собственно, этому и посвящен данный сайт.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров/третьего не дано. Несвободные общества гораздо более «здоровы» в смысле отсутствия маргиналов (к примеру, в фашистской Германии даже душевнобольных уничтожили). Но они гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому несвободные, чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны — сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Наилучший выбор — максимум свободы при жестком подавлении агрессивных маргиналов (в т.ч. уничтожении преступников).

Современная нравственность пробивает себе дорогу и в России. Новое поколение значительно индивидуалистичнее и свободнее. От знакомых предпринимателей приходилось слышать, что нанимать молодежь на работу выгодно — молодые честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период наблюдаются кризисные явления, в т.ч.

Моральные ценности и их роль в современном обществе

и в сфере нравственности. Так было, например, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, в частности, Англия начала-середины XIX века испытывала серьезный кризис, сопровождавшийся ростом алкоголизма, распадом семей, беспризорностью и т.д. (достаточно вспомнить Диккенса; подробнее об этом можно прочитать в книге Ф.Фукуямы «Великий разрыв»).

Здесь, кстати, следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться. Главное преимущество Рима заключалось в наличии правового государства и эффективного гражданского общества. С переходом от республики к имперской диктатуре эти общественные институты были постепенно подорваны, развитие прекратилось, и в результате Рим превратился в типичную нестабильную империю, не имеющую фундаментальных общественных преимуществ по сравнению с варварским окружением. С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени.

Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других, т.е. свобода уничтожается. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо. В этом Современное общество должно быть бескомпромиссно и даже жестоко: как показывает опыт, основные проблемы наиболее Современных стран заключаются именно в чрезмерном гуманизме по отношению к нетерпимым и агрессивным людям.

Вопросы того, как Современное общество ограничивает нетерпимость, обсуждаются в разделе «Нетерпимость к нетерпимости».

На изложенные здесь рассуждения часто возражают, что «вседозволенность допустить нельзя!». И этот тезис абсолютно верен. Вседозволенность— это дозволение одному человеку причинять вред другому. Например, безопасный добрачный секс не является вседозволенностью, т.к. каждый из участников не видит в этом какого-либо ущерба для себя. А вот «высокоморальный» Иран — это государство вседозволенности: в уголовном кодексе этой страны, основанном на нормах шариата, предусмотрена казнь женщин через забрасывание камнями за некоторые «сексуальные преступления». Причем специально оговаривается, что камни не должны быть слишком большими, чтобы жертва не умерла сразу. Подобное садистское убийство несомненно является вседозволенностью.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

О «моральном разложении»

Человек переходного периода (переход от индустриального общества — к постиндустриальному, Современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом и они осуждают Современное общество (например, новый Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что «современная формирующаяся культура противостоит не только христианству, но вере в Бога вообще, всем традиционным религиям»; аналогичные заявления делают православные иерархи и исламские авторитеты).

Отсюда и все разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности — насилия и агрессивности — являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты). Подробнее об этом — в разделе «Прогресс нравственности».

Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно.

Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

«Заповеди» Современного общества

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

— «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

— «саморазвивайся, учись, становись умнее— тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

— «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

— «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно).

Разумеется, сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»).

Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции (о роли доверия см. книгу Ф.Фукуямы «Доверие»). Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна — она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, cовременная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие, см. раздел «Нетерпимость к нетерпимости»). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.

Современная нравственность — это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам».

Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира (см. раздел «Смысл жизни»). Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

Вне всякого сомнения, cовременная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

Но главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.

В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно — ради «великих целей» или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.



Роль нравственности в жизни человека. Исторические изменения в представлении о мере гуманности. Особенности поведения, которые отличают человека от животного. Правила морали как неписаные законы.

Нормы морали

Познание добра и зла, методы воспитания человечности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Мораль и нравственность

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

  • Сущность и происхождение морали. Основные категории морали

    Мораль как правила поведения человека. История понятия и примеры. Различие морали на словах и на деле. Ее роль в жизни человека и общества. Задачи, которые перед ней стоят: оценивать, регулировать и воспитывать. Прогресс морали и понятие приличия.

    реферат , добавлен 23.02.2009

  • Этика, мораль, нравственность. Соотношение понятий

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

  • Особенности и парадоксы морали

    Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2011

  • Происхождение и развитие морали

    Мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Ее происхождение и развитие. Религиозный, натуралистический и социальный подход. Мораль в современном обществе.

    реферат , добавлен 24.01.2011

  • Этапы развития морали

    Нравы родового строя (табу, ритуалы, отношения обмена и дарения, благодарность, милость, щедрость). Нравственность в Древнем мире, рыцарская и мещанская мораль. Права человека в контексте различных культур современности. Права человека и права народов.

    реферат , добавлен 21.07.2013

  • Мораль и нравственность

    Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2008

  • Мораль в жизни человека и общества

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

  • Структура морального сознания

    Сущность таких фундаментальных понятий как "этика","мораль", "нравственность". Норма-элементарная клеточка нравственности. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2007

  • Мораль и нравственность

    Сущность и структура морали. Истоки нравственности. Аристотель об этике. Христианство. Этическая концепция И. Канта. Социальная сущность морали. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

    реферат , добавлен 25.12.2002