Мухаммад аль газали

08.04.2018 0 Автор admin

Alib.ru > Название книги: воскрешение наук вере

Алиб.ру — Главная| Последние поступления | Форум | Продавцы книг | Как купить книгу | Как продать книги | Ищу книгу | Доставка | О сайте

  

Абу Хамид Ал-Газали. Воскрешение наук о вере (Ихйа улум Ад-дин). Избранные главы
Памятники письменности Востока XLVII. Данное издание представляет собой комментированный перевод избранных байанов из четырехтомного тракта *Воскрешение наук о вере*, принадлежащего перу одного из крупнейших мыслителей арабо-мусульманского средневековья — Абу-Хамида ал-Газали (1058-1111), а также перевод первой половины другого труда ал-Газали — ал-Кустас ал-мустаким (Правильные весы).

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-PAngelikaR
Санкт-Петербург.
М.: Наука, 1980г. 376с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Хорошее фото Купить за 300 руб.
2 BS-Trinity
Санкт-Петербург.
Москва . Главная редакция восточной литературы издательства Наука. 1980г. 376с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: хорошее Купить за 350 руб.
3 BS-Trinity
Санкт-Петербург.
Москва . Главная редакция восточной литературы издательства Наука. 1980г. 376с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: хорошее Купить за 400 руб.
4 BS-AndreyF74
Москва.
М. ГРВЛ. Наука. 1980г. 376 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: хорошее ф1 Купить за 400 руб.
5 BS-eidos
г. Владимир.
М. Наука, Главная ред. восточной ли-ры. 1980г. 376с. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: очень хорошее фото Купить за 400 руб.
6 BS-Nikolas
Рязань.
М Наука 1980г. 376с. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: очень хорошее — блок, переплет немного хуже. Купить за 450 руб.
7 BS-Pushkin
Санкт-Петербург, Пушкин.
М.: Наука, 1980г. 376с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: очень хорошее фото Купить за 500 руб.
8 BS-Moxtaram
Москва.
М.: Наука, 1980г. 376с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: очень хорошее Купить за 500 руб.
9 BS-Sticky
Барнаул.
М.

Абу Хамид аль-Газали. Книги онлайн

Наука. 1980г. 376с. Твердый переплет, Увеличенный формат.

Состояние: Хорошее-очень хорошее. Купить за 500 руб.
10 BS-First
Санкт-Петербург.
М. Наука. 1980г. 376 с. Твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: очень хорошее Купить за 500 руб.Доставка – 100 руб.
11 BS-ALINA28
Москва.
М Наука 1980г. 376 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: отличное Купить за 500 руб.
12 BS-Patron
Санкт-Петербург.
М. Наука. 1980г. 376с. Твердый переплет, Слегка увеличенный формат. Состояние: почти отличное, чистая, плотный блок Вид – Вид – Вид – Вид – Вид – Вид Купить за 600 руб.
13 BS-D-Books
Москва.
М. Наука 1980г. 376 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: очень хорошее: ослаб переплет Купить за 600 руб.
14 BS-Trinity
Санкт-Петербург.
Москва . Главная редакция восточной литературы издательства Наука. 1980г. 376с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: хорошее Купить за 600 руб.
15 Irina_books М. Наука. Главная редакция восточной литературы. 1980г. 376с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее. Купить за 600 руб.
16 BS-BS-Bookan
Москва.
М. Наука. 1980 г. 376 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: очень хорошее, следы высохшей влаги Купить за 600 руб.
17 BS-BS-Bookan
Москва.
М. Наука. 1980 г. 376 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: очень хорошее Купить за 600 руб.
18 BS-Shaman
Москва.
М., ГРВЛ, Наука. 1980.г. 376 с. Твердый переплет. Формат 60х90/16./ 4960, Состояние: Отличное. Купить за 770 руб.
19 BS-BS-Bookan
Москва.
М. Наука. 1980 г. 376 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: отличное Купить за 800 руб.
20 BS-Katia
Воронеж.
М. Наука. Главная редакция восточной литературы. 1980г. 376с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Отличное Купить за 850 руб.
21 BS-Kappa
Санкт-Петербург.
М. Наука 1980г. 376с. Твердый переплет, обычный формат. Состояние: Хорошее-очень хорошее. Небольшая замятость по верху и низу корешка. Бук. штамп. Купить за 900 руб.
22 BS-Kosmos
Москва.
М. Наука. 1980г. 376с Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: отличное Купить за 1000 руб.
23 BS-Vladimir-hp
Челябинск.
Москва Наука 1980г. твердый обычный переплет, Состояние: очень хорошее Купить за 1000 руб.
24 BS-Yason
Москва.
М. Наука 1980г. 376с твердый переплет, обычный формат. Состояние: близко к отличному Купить за 1000 руб.
25 BS-Druid
Москва.
М. Наука 1980г. 376с твердый переплет, Обычный формат. Состояние: очень хорошее Купить за 1100 руб.
26 BS-antnat
Воронеж.
М. Наука.Главная редакция восточной литературы. 1980г. 376с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее, слегка потерта обложка. Купить за 1300 руб.
27 BS-VERVOLF
Москва.
М., Наука, Главная редакция восточной литературы. 1980г. 376с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Отличное. Купить за 1500 руб.

КАРТА сайта·Алиб.ру — Главная·Авторам и правообладателям·Указатель серий·Alib в Українi·Пластинки·Марки·Добавить в Избранное

Copyright &#169 1999 — 2018, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp

Одним из таких философов, скорее даже богословов, был Аль-Газали (1059-1111). Полное имя его Абу Хамид Мухаммед ибн-Мухаммед Аль Газали. Он родился и постоянно жил в Персии, на территории нынешнего Ирана, в молодости изучал философию, стремился к познанию истины, но со временем Аль-Газали стал считать всœе же, что философия несовместима с истинной верой. Это породило в его душе серьезный кризис, и Аль-Газали, к тому времени будучи достаточно приближенным к двору местного правителя, покидает город и становится дервишем, ᴛ.ᴇ. странником-аскетом, ведет монашеский образ жизни на протяжении одиннадцати лет. Но его ученики всœе-таки уговаривают вернуться к учительской деятельности, и Аль-Газали вновь начинает преподавать, но уже в совершенно другом русле.

В это время он пишет ряд работ, в числе которых ʼʼСамоопровержение философовʼʼ, ʼʼОживление религиозных наукʼʼ, автобиография ʼʼИзбавляющий от заблужденияʼʼ. Естественные науки в те времена в арабском мире достигли значительного развития, и отрицать математику, и особенно медицину, было бы безрассудно. По этой причине Аль-Газали не возражает против естественных наук, он лишь утверждает, что естественные науки имеют свои границы: и математика, и физики, и медицина и другие науки имеют практическую пользу и только в данном достоинство их существования.

При этом люди, увлекаясь полезностью и доказательностью этих наук, особенно математики, переносят их способ рассуждения на познание Бога. И тогда возникает совершенно неправильное знание о Боге, возникают ереси, возникает и безбожие. По этой причине Аль-Газали ставит главной своей задачей критику философии, ибо именно философия приводит людей к безбожию.

Всех философов Аль-Газали делит на три группы: 1) философы, утверждающие вечность мира и отрицающие существование Творца (Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит); 2) естествоиспытатели, которые переносят естественно-научный метод познания на философию и всœе объясняют при помощи естественных причин, — это полные еретики, которые отрицают загробную жизнь, отрицают Бога; 3) метафизики, с которыми больше всœего спорит Аль-Газали. К метафизикам он относит Сократа͵ Платона, Аристотеля, Аль-Фараби и Ибн-Сину.

Заблуждения метафизиков состоят в основном из трех их ошибок. В первую очередь, они утверждают вечность мира, а не сотворенность его Богом. Во-вторых, по их мнению, Бог знает лишь всœеобщее, универсальное, не не индивидуальное, не знает всœе многообразие мира, чем ограничивают Его всœемогущество. И, в-третьих, они отрицают воскресение из мертвых и личное бессмертие; душа, по их мнению, вечна, но лишь как духовная сущность, а не как личность.

Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси

По Аль-Фараби и Ибн-Синœе, бессмертие души состоит в бессмертии ее разума. Душа после смерти лишается своих индивидуальных черт, особенно личностного начала, и бессмертен лишь разум.

В противовес этим философам Аль-Газали утверждает, что Бог всœемогущ, и в связи с этим невозможно предположить, чтобы было какое-то совечное Ему начало, существующее самостоятельно, каким, по мнению Аль-Фараби, Ибн-Сины и Аристотеля, является материя. Всемогущим является только Бог, в связи с этим материя несамостоятельна, зависит от Бога и сотворена. Бог знает всœе вещи непосредственно, для этого Ему не нужно создавать какие-то универсалии, какие-то общие сущности, это излишне, ведь Бог может познавать всяких посредников. По этой причине Аль-Газали должна быть назван номиналистом: существуют лишь конкретные материальные тела, и Бог их творит непосредственно, миную посредников в виде универсалий.

В арабском мире ситуация в споре об универсалиях приняла характер, противоположный той, что была в Европе. Там номиналисты были преследуемы Церковью за их ереси, а реалисты, напротив — отстаивали официальную церковную позицию. Реалисты-мусульмане Аль-Фараби и Ибн-Сина используют свой реализм для ограничения воли Бога, так что универсалии оказываются сущностями, препятствующими Богу познанию мира и как бы отгораживающими мир от всœеведения и всœемогущества Бога. И наоборот, Аль-Газали — богослов-мистик, отрицающий философию, утверждает номинализм для того, чтобы утвердить всœемогущество и всœеведение Бога. Поскольку Бог — всœемогущ и может знать мир в его многообразии без каких-либо универсалий, то универсалий не существует, существуют лишь конкретные единичные вещи и Боᴦ.

Необычной является и концепция причинности у Аль-Газали. В споре с философами-естествоиспытателями, которые объясняли всœе естественными причинами, Аль-Газали утверждал, что естественных причин не существует, ибо есть лишь одна причина — это Боᴦ. Все остальные взаимодействия, в т.ч. и причинно-следственные, нам лишь кажутся. Бог всœемогущ, Его творческая потенция также всœемогуща, в связи с этим сотворение мира Он не ограничивает каким-то разовым актом и творит мир постоянно, таким образом, что каждый момент он творит мир в новом облике. Мы не замечаем нового творения, и в связи с этим оно кажется нам изменением, вызванным предыдущим его состоянием. На самом делœе, это новое состояние мира не имеет никакого отношения к предыдущему, а является новым творением Бога. Все в мире зависит от воли Бога, нет никакой свободы, нет никакой случайности.

Философия, имеющая ограниченную область знания, не имеет никакого отношения к Богу, человек не может иметь разумного знания о Боге. Бог, конечно же, имеет знание о Самом Себе, но оно не похоже на наше знание. Это знание — сверхразумно. И в связи с этим человек, удостоенный Богом созерцания Его, может видеть Бога только лишь в сверхразумном мистическом экстазе.

Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали — исламский богослов, правовед, философ и мистик, родом из области Хорасан в Персии (современный Иран). Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма. Деятельность аль- Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, а также на формирование теоретических основ суфизма.

Абу Хамид аль-Газали был последователем шафиитской правовой школы (мазхаб) и ашаритсксй акиды. Его труды способствовали развитию систематического представления суфизма и его интеграции в ортодоксальный суннитский ислам. Аль-Газали подвергал критическому рассмотрению положения всех основных направлений исламской мысли от исламской теологии, суфизма, исмаилизма до философии.

Мысли аль-Газали оказали важное влияние не только на мусульманских, но и на христианских средневековых философов. Аль-Газали считают и виднейшим представителем ашаритского калама (фактически последним великим философом калама, завершившим создание ашаритской метафизики) и основополагающим теологом суфизма. Его личность самоуглубленного мыслителя и мистика, не отказывающегося от передачи своих знаний другим, но избегающего мирских почестей и власти, очень популярен как пример «настоящего» мусульманина — мумина.

Аль-Газали ввёл новую интерпретацию понятия джихад в Коране. По мнению аль-Газали в 95 аяте суры Ан-Ниса («Женщины») речь не идёт о борьбе на поле боя, а о преодолении своего низшего «я» (нафс). Тему джихада затронул в книге «Аль-Васит филь-мазхаб» ,

По уровню познавательных способностей людей аль-Газали делил их на две категории: «широкую публику», «массу» (аль-амма, аль-’авамм), и «избранных» (аль-хасса). К первой категории он относил рядовых верующих, которые слепо следуют религиозной традиции. Перед такими людьми нельзя давать символико-аллегорическое толкование священным текстам. К первой категории он также относил и мутакаллимов, функция которых должна ограничиваться защитой догм ислама от нововведений (бида). Ко второй категории он причислял, прежде всего философов (фаласифа) и суфиев, которые приходят к монистическому взгляду на бытие с помощью интуиции (ильхам)

Из философов основными субъектами его критики стали Аристотель, аль-Фараби и Ибн Сина. Доказывая несостоятельность философского пути познания, аль-Газали постоянно использовал философские методы опровержения, широко прибегая к приемам аристотелевской логики. Движущими силами его поиска истины были сомнение, скепсис

Аль-Газали сыграл очень важную роль в объединении понятий суфизма и законов шариата. Он был тем, кто в своих работах дал формальное описание суфизма. Когда (особенно в годы уединения) он стал тщательно изучать науки (калам, философию,исмаилизм, суннитскую догматику), он пришёл к выводу, что рационально сконструированная вера не жизненна, и всерьёз обратился к суфизму. Он понял, что нравственные устои должны основываться на непосредственном общении с Аллахом, а также на личном опыте переживаний. При этом важно обретение просветления или божественной благодати, для которой надо освободиться от всего искусственного.

Аль-Газали выделял три уровня бытия.

1. Высший уровень занимал Аллах, который самодостаточен

2. Низший уровень составляет материальный мир, определённый Аллахом

3. Между ними находится мир людей, души которых обладают свободой воли. От Аллаха им даются идеи и наклонности, однако дела определяются только волей людей.

Практическую пользу суфизма аль-Газали видел в направленности его учения к нравственному совершенствованию человека. Он отвергал притязания суфиев на онтологическое единение с Богом и признавал «единение» лишь как символ постижения божества высшей познавательной силой

Мутазализм: основные идеи

Мутазилизм возник в период правления династии Омейядов, однако его развитие произошло в период правления Аббасидов. Согласно историческим данным, основателем мутазилизма считается Васил ибн Ата, который был учеником известного богослова Хасана аль-Басри. Однако, позднее они разделились во мнениях по проблеме больших грехов. В этом вопросе Васил ибн Ата не согласился с Хасаном аль-Басри и заявил, что по его мнению мусульманин, совершивший большие грехи, не является праведником и занимает промежуточное положение между верой и неверием (аль-манзиляту байналь манзилятайн). После этого отошел от Хасана Басри и основал свою школу. По этой причине его школа была названа мутазилитской (т. е. «обособившейся»).

Пять основоположений мутазилизма

1)Справедливость (аль-адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного им извечного порядка вещей;

2)Единобожие (ат-таухид): строгий монотеизм мутазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также — вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому мутазилиты говорят о сотворенностиКорана;

3)Обещание и угроза (аль-ваад валь ваыд): Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало мутазилитов и хариджитов;

4)Промежуточное состояние (аль-манзиля бэйн аль-манзилятэйн), или Наименования и суждения (аль-асма ва аль-ахкям):мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними;

5)Повеление и одобрение (аль-амр би аль-мааруф ва ан-нахй би аль-мункяр): мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом; это положение — общее для шиитов, хариджитов и мутазилитов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Основу убеждений мутазилитов составляли пять основ веры.

1. Вера в единого Бога (Тавхид)

Основу убеждений мутазилитов составляла вера в единство Бога. Имам Ашари в «Малакате», в разделе о мутазилитах, приводил данные об их доктрине единобожия следующим образом: «Несомненно, Аллах един и нет Ему равных. Он все слышит и видит. Он не является телом и не является личностью. Нет у Него ни цвета, ни запаха, ни длины, ни ширины, ни частей, ни органов. Он не рассыпается и не собирается, не двигается. Нет у Него ни правой стороны, ни левой, ни зада, ни переда, ни верха, ни низа. Он никуда не входит, ни к чему не приближается и не отдаляется. Ничто Его не объемлет. Нет у него подобия в сотворенном Им мире. Для Него не применимы понятия расстояний и пространств.

О писателе

Бога невозможно чем-то ограничить. Он не является ни отцом, ни сыном. Он не подвержен чувствам. Бог извечен, существовал до всего сотворенного Им мира. Он также неуничтожим и останется после крушения мира. Бог может все и он является всезнающим. Он живой, но не видимый. Он является «бытием», но не в том значении, в каком это может представить человек. Аллах всезнающий, всемогущий и живой. Однако эти качества не являются подобием человеческих. Только Он не имеет начала. В Его владениях у Него нет заместителей и соучастников. Сотворение чего-либо для Него не является ни легким и ни трудным делом. Он вечен, непреходящ. У Него нет детей и жен».

Исходя из этих определений, мутазилиты, в отличие от суннитских ортодоксов, считали, что увидеть Аллаха в день страшного суда невозможно, так как для этого Он должен предстать в определенном теле и занимать некое пространство.

Согласно мутазилитской доктрине единобожия, Божественные атрибуты и качества являются составной частью сущности Аллаха. Признание же предвечных атрибутов и качеств Аллаха, по их мнению, вело к множественности предвечных субстанций. Однако в Коране и Сунне имеется достаточно много данных о наличии тех или иных атрибутивных качеств Аллаха. Для того, чтобы снять это противоречие, мутазилиты стали иносказательно трактовать их в соответствии с положениями своего учения. Например, атрибутивное Божественное качество речи (Калам) они считали полностью сотворенным Богом и не присущим Ему самому. А коранический аят «…а Аллах заговорил с Мусой разговором…» (Коран, 4: 164), они трактовали в смысле того, что Аллах сотворил все на свете, в том числе и речь. Речь же Он вложил в дерево, которое говорило с Мусой. Таким образом с Мусой говорил не Аллах, а дерево, которое донесло до него Божественное повеление. Таким образом, они отрицали Божественные атрибуты и качества. Аш-Шахрастани в своем известном сочинении «Китаб ал-Милал ва-н-н-Нихал» (главе «Мутазилиты») писал, что Васил ибн Ата говорил: «Кто признал идею предвечного качества, тот уже признал двух богов».

В противоречие с мутазилитским товхидом вступал тезис о несотворенности Корана, который последовательно отстаивали ортодоксальные сунниты. Мутазилиты отрицали атрибутивное качество речи (Калам) у Аллаха и считали Коран сотворенным (махлуг). Доктрину о несотворенности Корана они считали отступлением от единобожия, так как признание Корана предвечным (Кадим) вело к множественности предвечных субстанций.