Мухаммад ибн абдуль ваххаб

26.07.2018 0 Автор admin

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ «ЛОМОНОСОВ-2004»
(Тезисы докладов. МГУ им. М.В. Ломоносова. Апрель. 2004 г.)

К. Пылаева

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ВАХХАБИТОВ

§ 1. Жизнь Мухаммеда Абд аль-Ваххаба

Основоположником ваххабитского религиозно-политического течения в исламе является Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Та-мими. Он родился в 1115/1703 г. в пригороде Неджда Уйяне. Его семья принадлежала к сословию улемов1 роду Аалъ аш-Шейх из племени бану тамим. С детства он готовился стать богословом и уже в 10 лет знал Коран наизусть, т.е. был хафизом. Но, к сожалению, Неджд — глухая аравийская пастушеская область с малым количеством городов и мест науки — не могла дать Абд аль-Ваххабу основательной образованности в том смысле, как ее понимают мусульмане. В связи с этим Мухаммаду пришлось много путешествовать по разным городам и научно-культурным и богословско-преподавательским центрам ислама, чтобы получить достойное богословское образование. Он учился в Басре, Багдаде, Дамаске, Иране, аш-Шаме, Египте, Йемене, совершал паломничество в святые места ислама — Мекку и Медину. Абд аль-Ваххаб изучал богословие у виднейших улемов того времени, читал сочинения крупнейших мусульманских философов Средневековья, таких как Ибн Рушд, Абу Али ибн Сина, Абу Наср ибн Мухаммад аль-Фараби2 и многих других. Он принимал участие в многочисленных религиозно-политических диспутах, а также преподавал богословие в недждийском медресе. Изучив современное ему состояние мусульманской религии на территории Аравии, он пришел к выводу, что «общепринятая» форма ислама есть отступление от его первоначальной чистоты VII в. и что суеверные турки, завоевавшие Аравию в начале XVI в., до неузнаваемости исказили учение пророка Мухаммада (в том числе сунну). В 40—50-е гг. XVIII в. Абд аль-Ваххаб открыто поднял вопрос о необходимости обновить ислам, основываясь только лишь на Коране и сунне. Научно-теоретическое обоснование своих идей Абд аль-Ваххаб нашел в учении сирийского теолога XIII в. Таки ад-дин ибн Таймийи (1263-1328), который модифицировал доктри ну ханбалитского учения, созданную Ахмадом Ханбалом, которая отвергала «новшества», расходящиеся с принципами первоначальной чистоты ислама. Абд аль-Ваххаб собственноручно переписал богословские сочинения Ибн Таймийи, и сейчас его рукописи хранятся в Лейдене.

Впервые Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выступил со своей проповедью в городе Эйяне в начале 40-х гг. XVIII в. Но, несмотря на то, что его речь привлекла огромное количество сподвижников, богослову пришлось покинуть город по приказу его правителя-турка из рода ибн Маамера. Эпоха феодальной раздробленности, охватившая аравийские земли в XVI—XVII вв., была в самом разгаре, и это дало возможность учению аль-Ваххаба быстро распространиться среди социально активных масс сельского населения, недовольного условиями жизни. Его проповеди и призывы к объединению арабского государства встретили поддержку у некоторых шейхов и эмиров Центральной Аравии. Среди первых сподвижников аль-Ваххаба и почитателей его вероучения была семья аль-Саудидов — эмиров небольшого города ад-Дирайя, расположенного в северо-восточном Неджде. В 1740 г. был заключен договор между аль-Ваххабом и эмиром из рода аль-Саудидов, который положил начало великому движению за объединение Аравии под знаменем ваххабитского вероучения.

Таким образом, сочинения Ибн Таймийи были применены на практике образованным богословом Абд аль-Ваххабом, начавшим новую эпоху в жизни мусульманского Востока — эпоху объединения на основе первоначальных принципов чистого ислама. Богослов умер в 1787 г.3 в ад-Дирайе. По утверждениям исследователей движения ваххабизма и жизнедеятельности аль-Ваххаба4, из многочисленных произведений богослова, отличавшихся богатством мысли и непосредственностью, судя по всему, ничего или мало что напечатано.

§ 2. Учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

«Ваххабизм» — название, данное противниками движения, турками, во время ожесточенной борьбы в начале XIX в.; сами последователи Абд аль-Ваххаба называли себя «единобожниками» или же просто «мусульманами». Западные авторы называют ваххабитов «пуританами пустыни».

Как уже отмечалось, формально аль-Ваххаб не создавал новых догматов. Он стремился восстановить среди арабов религию ислама в ее первоначальной коранической чистоте. Вопрос об очищении религии от веками накопившихся наслоений — нововведение в вероучении, культе, традициях уже поднимался в мусульманском обществе. В XIII в. на этом особенно настаивал ханбалитский мазхаб, основателем которого был сирийский богослов из Дамаска Ибн Таймийя. Он считал неприемлемым для ислама — монотеистической религии — такие элементы, как культ святых, зийарат (пилигримское посещение гробниц — мазаров), не исключая и гробницу пророка в Медине. Важным догматом ханбалитского мазхаба являлось также утверждение, что в исламе неприемлемы мистические идеи суфизма, которые расходятся с первоначальными догматами Корана и сунны. Ибн Таймийя провзглашал войну язычеству, опираясь на учение Мухаммада о джихаде — «священной войне» против неверных.

Итак, взяв за основу ханбалитский мазхаб Ибн Таймийи, Абд аль-Ваххаб разработал новое религиозно-политическое учение, с которого началась новая эпоха исламского вероучения. Богослов призывал отречься от непозволительных нововведений (бид’а), к числу которых относил зийарат, но, в отличие от учения Ибн Таймийи о паломничестве, он не отрицал хадж в Мекку, предпринятый самим Мухаммадом. Абд аль-Ваххаб учил, что проявлять роскошь — значит отклоняться от учения Корана, в котором говорится, что роскошь есть проделки шайтана. В связи с этим воспрещалось пользоваться четками (четки через суфизм были заимствованы мусульманством из Индии на раннем этапе своего развития), курить табак, носить шелковую одежду и золотые украшения. Идеалом праведной жизни аль-Ваххаб считал апостольскую обстановку VII в. и даже биографию пророка он изучал по старейшему «Житию апостола» Ибн Хишама (ум. в 834 г.).

Главный вероучительный догмат ваххабитов — вера в безусловно единого Бога, который для приверженцев этого учения антропомофичен. Эту идею вероучитель считал сутью ислама, именно так называется главная работа его жизни: «Китаб ат-Тав-хид»5. В книге аль-Ваххаб освещает все существовавшие на то время отклонения от первоначального ислама, в том числе вопрос о многобожии (ширк): «Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: "Поистине, Аллах не прощает приобщения к нему сотоварищей, но прощает все, что меньше этого кому пожелает…"»6. Они признают только Коран, который не подлежит толкованию, и сунну периода четырех праведных халифов. По мнению аль-Вах-хаба, учения четырех правоверных толков (ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты) ни для кого не обязательны; каждый человек имеет право на собственное мнение о сущности учений, которые изложены в Коране. Ваххабизм учит, что все люди должны быть равны между собой и не должно быть посредника между человеком и Богом; не нужно направлять молитвы по отношению к кому бы то ни было, даже пророку, кроме Бога, поскольку только он знает тайны людей. Аль-Ваххаб в своей проповеди учил людей, что необходимо уничтожить все внешние проявления религиозности — наружные формы обрядов, духовных церемоний, поэтому ваххабизм освобождает основные обряды ислама — пятикратный намаз (перс, «молитва», араб, «салат»), хадж, закят7 — от некоторых мелочных формальностей, которыми их обставил позднейший ислам.

В ваххабитском учении разрешено соблюдать лишь четыре праздника: фитр (разговение), ашкура (пост в первые десять дней месяца мухаррама по причине траура по шиитскому имаму Хусейну), курбан (праздник жертвоприношения) и Лейлетуль мубарака — ночь в месяце шаабана, когда Аллах записывает все совершенное людьми за год.

Ваххабиты мало считаются с традиционными у мусульман омовениями, а также с правилом снимать обувь в мечети, ссылаясь при этом на действия пророка.

Гражданские законы, установленные Кораном, ваххабиты стремятся соблюдать во всей силе: обложение верных заятом, строгое преследование разврата, противоестественных пороков, воспрещение ростовщичества, борьбу с обычаем кровавой мести./p>

Ваххабитское движение вызвало недовольство и открытое сопротивление в остальном мусульманском мире, особенно в Египте, так как это был крупнейшее социально-полиическое движение, поведшее за собой огромные массы людей. Вот что писал по этому поводу Мухаммад Рашид Рида: «Причина того, что их обвиняли в ереси и неверии, была чисто политической, для того, чтобы отпугнуть от них мусульман. <…> Кроме того, турки боялись, что они создадут арабское государство…»8 Но, несмотря на это, состоявшееся в 1815 г. собрание улемов в Каире вынуждено было признать, что в учении Абд аль-Ваххаба никакой ереси нет, поскольку им были сохранены, — а некоторые даже возведены в абсолют — все основные принципы ислама.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Улемы (от араб, улама — ученые), в точном смысле — сословие мусульманских богословов и законоведов. На практике улемами часто называют все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых мусульман.
2 Ибн Рушд (1126—1198), арабский философ и врач, представитель восточного аристотелизма; Абу Али Ибн Сина (ок. 980—1037), среднеазиатский философ, ученый, врач; Абу Наср ибн Мухаммад аль-Фараби (870—950), арабский философ, ученый-энциклопедист, представитель восточного аристотелизма.
3 По другим источникам, Абд аль-Ваххаб умер в 1791 г. (Луцкий В. Арабские страны. М., 1904).
4 См.: Крымский А.Е.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб

Ваххабиты М., 1912; Томара М. Истоки ваххабизма. М., 1930.
5 Араб. «Книга единобожия».
6 Хадж — мусульманское паломничество в Мекку. Закят — букв, «очищение» — обязательная милостыня бедным у мусульман
7 Там же. 4; 48.
8 По материалам статьи А.А. Мантаева «Историко-религиозные аспекты возникновения и распространения ваххабизма» (http://www wahhabizm.narod.ru).

Биография

Родился в Ираке. Получил политическое убежище в Дании в связи с притеснениями на религиозной почве в своей стране. Проживал в Копенгагене вместе с женой и двумя детьми. Участник экстремистского движения «Братья-мусульмане», объявленного в Ираке вне закона. Под именем Абу Джунейд был известен среди радикальных исламистов в странах Аравийского полуострова. В начале июля 1998 года через Турцию и Грузию незаконно пересёк государственную границу Российской Федерации, проникнув на территорию Чеченской республики.

17 марта 2000 года задержан российскими правоохранительными органами при участии ФСБ в ходе проведения контртеррористической операции. По данным следствия, входил в состав бандформирований Рамазана Ахмадова и Арби Бараева. На территории России вёл обучение боевиков в учебных лагерях и на военных базах Сержень-Юрта и Урус-Мартана, убеждая проводить террористические акты против федеральных органов власти. Принимал участие в боевых действиях в Новолакском районе Дагестана, в разработке планов нападения на части российских войск, захвата Моздока и Нальчика.

Adufera — Aziza (Mohamed Abdel Wahab)

Все видео

Абдель Вахаб вёл дневник, который фигурировал на суде в качестве доказательства его связи с Хаттабом, Шамилем Басаевым, Арби Бараевым:

Обвинения в изнасилованиях

Абдель Вахабу инкриминировалось изнасилование малолетних. Согласно материалам следствия, в феврале 2000 года чеченские боевики похитили из дома в Грозном 16-летнюю девушку, которая была подарена Абдель Вахабу. Она показала, что подвергалась изнасилованиям, Вахаб угрожал ей и её близким убийством, избивал железной палкой, нанеся тяжёлые травмы.

Кроме того, сепаратистами совместно с самим Вахабом были похищены малолетние сёстры (12 и 14 лет), при этом была убита их бабушка. Обе потерпевшие находились в плену у Вахаба несколько месяцев, подвергаясь изнасилованиям и избиениям. После освобождения сестёр президент России Владимир Путин во время поездки в Краснодар выразил беспокойство состоянием их здоровья.

В октябре 1999 года сепаратистами из группы Бараева в селе Чириюрт была похищена приехавшая к родным жительница Северной Осетии, которая также была подарена Абдель Вахабу. Ей удалось сбежать со второй попытки через месяц пребывания в плену. Ранее Бараев подарил Абделю несовершеннолетнюю Светлану. В своём дневнике последний отметил, что при четырёх свидетелях ему подарили рабыню.

Приговор

В ходе судебного процесса представители датского посольства, нанявшие адвоката подсудимому, ежедневно интересовались тем, не подвергается ли гражданин их страны насильственным действиям в местах содержания под стражей. Кроме того, датской стороной была передана просьба не выдавать подсудимого Ираку.

В октябре 2001 года Краснодарским краевым судом Абдель Вахаб был приговорён к 12,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Участник был признан виновным по 3 статьям Уголовного кодекса России (ст. 208 — организация незаконного вооруженного формирования или участие в нём, ст.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб — основатель ваххабизма

222 — незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ст. 327 — подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).

После оглашения приговора датское посольство направило в российский МИД ноту протеста, утверждая, что обращение с подсудимым было недостаточно гуманным.

В октябре 2007 года в отчёте Датского института международных исследований имя Азиза называлось в числе ряда террористов, которые получили политическое убежище в Дании. В связи с этим датские политики и общественные организации потребовали разъяснений от министра юстиции Дании Лене Есперсен, которая отказалась от комментариев.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб

В XVI–XVII вв. значительную часть арабских земель завоевали турки. Турецкие султаны, бывшие поначалу воинствующими суннитами, в дальнейшем отличались значительным либерализмом в вопросах веры Мусульманское духовенство, поддавшись общему духу изнеженности, в большинстве своем ушло от суровых порядков раннего ислама и не требовало с прежней строгостью соблюдения норм шариата. На территории Османской империи процветали бесчисленные суфийские ордена. Введенный ими культ святых распространился по всему исламскому миру. Также под влиянием суфиев среди мусульман получила распространение музыка, вошло в употребление спиртное, курение табака и гашиша, занятия астрологией и магией. Прежняя чистота нравов исчезла. Весьма нередки были пьянство и разврат.

Порицаемая Мухаммадом роскошь свободно процветала среди его последователей.

Категорически запрещенное исламом монашество усердно поддерживалось толпами дервишей. Пышным цветом, в особенности на окраинах империи, расцвели суеверия и почитание святых. Воспринятый многими полудикими, варварскими народами ислам постепенно изменился до неузнаваемости. Главный догмат мусульманской религии — единобожие — оказался практически забыт, а Сам Аллах был оттеснен на задний план и заслонен местными культами и культиками. На Мухаммада стали смотреть как на полубожество и воздавать ему неумеренные почести. За пророком следовала целая когорта святых, более или менее чтимых. Почти каждая мусульманская деревушка имела своего святого патрона, а каждый город имел их по несколько. В честь этих святых иногда приносили даже жертвы. Принадлежность к мусульманству стала ограничиваться лишь формальным соблюдением обрядов. Короче, ислам перестал быть исламом Мухаммада.

Как ни странно, особенно рельефно эти черты проявились на родине ислама — Аравийском полуострове. Аравийский историк конца XVIII в. Ибн Ганнам так описывал современные ему нравы: «В те времена большая часть людей погрязла в скверне… Они стали предаваться поклонению святым и праведникам и забросили единобожие и религию. В своем неверии они превысили жителей доисламской Аравии, и многие считали, что именно эти заблуждения были настоящей религией, потому что так же верили их отцы и предки». Далее Ибн Ганнам приводит несколько примеров укоренившихся суеверий, которые граничили с идолопоклонством. Так в местечке Фида поклонялись одной из местных пальм. Женщины, которые не могли выйти замуж, стекались сюда со всей округи, молились, совершали вокруг пальмы шествия и вешали на нее украшения. В Мекке находилось множество могил святых, окруженных величайшими почестями. Жители Джидды считали, что у них находится могила Евы. На могилах святых приносились жертвы. Процветали магия и колдовство. Бедуины открыто приносили жертвы джиннам, солнцу и умершим предкам.

Такое положение вещей в конце концов вызвало протестное движение за возвращение исламу его первозданной чистоты. Основоположником его стал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, по имени которого оно получило название ваххабизма. Он происходил из Аяйны — одного из оазисов Неджда — области внутренней Аравии, окруженной кольцом пустынь, недоступной для захватчиков и потому сохранившей свою независимость.

Родился будущий вероучитель в 1703 или 1704 г. Его отец Абд аль-Ваххаб ибн Сулайман был мусульманским судьей (кади). Уже в детстве Мухаммад проявлял большие способности и глубоко изучил Коран. В 12 лет он достиг зрелости, начал молиться в мусульманской общине, и отец женил его. Затем Ибн Абд аль-Ваххаб совершил с разрешения отца паломничество в Мекку, два месяца пробыл в Медине и вернулся домой. В дальнейшем он много путешествовал по соседним странам, побывал несколько раз в Хиджазе (область на побережье Красного моря, где располагались священные города Мекка и Медина) и иракской Басре.

Затем он некоторое время жил в Хасе (область на побережье Персидского залива между Кувейтом и Катаром).

Свои проповеди Ибн Абд аль-Ваххаб впервые стал произносить в Басре. Именно там он обратился к правоверным с призывом вернуться к нормам «истинного единобожия» в исламе. Местные жители, возмущенные его резкостью, изгнали Ибн Абд аль-Ваххаба из города. По пути из Басры в Зубайр он едва не погиб в пустыне от жажды, но был спасен одним из местных жителей. Неудачное начало не обескуражило его.

Возвратившись на родину, Ибн Абд аль-Ваххаба поселился в Хураймиле (одном из оазисов Неджда) и с новой силой стал проповедовать свои идеи. В это время он написал «Книгу единобожия».

Суть вероучения Ибн Абд аль-Ваххаба состояла в том, что Аллах един. Он — Творец мира, его Господин и только Он дает ему законы. Из сотворенного Аллахом нет ничего и никого равного Ему. Аллах не нуждается ни в чьей помощи, как бы кто-либо не был близок к Нему. Лишь в руках Аллаха способность совершать добро и зло. За исключением Аллаха, в природе нет никого, кто был бы достоин возвеличивания или поклонения. Люди впали в величайший грех, наделяя творения Аллаха Его способностями и атрибутами. Нельзя приносить жертвы никому, кроме Аллаха, и о помощи тоже нельзя просить никого, кроме Аллаха. Ангелы, пророки, праведники и святые не могут быть заступниками перед Богом за грехи мусульман, и потому чрезмерное почитание их есть грех. Нельзя превращать надгробия святых в идолы и строить на могилах мечети. Святым нужно воздавать уважение и почет, но не поклоняться им. Мухаммада, пророка ислама, Ибн Абд аль-Ваххаб (в полном соответствии с Кораном) считал обычным человеком, которого Аллах избрал для пророческой миссии. Его нельзя обожествлять, ему не следует поклоняться и у него нельзя ничего просить. Ибо все это есть проявления греховного многобожия. Ибн Абд аль-Ваххаб осуждал магию, колдовство, прорицателей, а также заклинания, амулеты и талисманы, пьянство, курение, наркотики и роскошные одежды. Ислам, по его мнению, имел своим источником только Коран и Сунну. Все позднейшие нововведения — это недозволенные новшества, которые должны быть отменены. (Исходя из этого краткого обзора, может показаться, что Ибн Абд аль-Ваххаб не был основателем нового вероучения, а только возрождал ислам в его первозданной чистоте. Однако это не совсем так. Современный ему суннизм, в особенности после тех новшеств, которые внес в него аль-Газали, уже очень отличался от суннизма, близкого к пророку. Поэтому для современников Ибн Абд аль-Ваххаба его учение было новым и почти что революционным. Фактически он выступил против той формы ислама, которая была официально принята в Османской империи).

В 1740–1741 г., когда умер его отец, Ибн Абд аль-Ваххаб стал кади вместо него.

Но исполнял он эту должность недолго. Местные арабы, возмущенные тем, что новый судья все время порицал их за развратную жизнь, задумали его убить. Он бежал в Аяйну и прожил там три года, неустанно продолжая свои проповеди. Будучи человеком большого мужества и страсти, он в высшей степени обладал искусством убеждать и покорять сердца. Вскоре у Ибн Абд аль-Ваххаба появились последователи. Аяйнский эмир Осман ибн Хамад полностью принял его учение, уничтожил святилища местных святых и возродил все древние нормы шариата. Но усиление влияния нового вероучения вызвало тревогу у правителя Хасы Катифа. Он добился изгнания ваххабитов. Вместе со своим наставником они перебрались в соседний оазис Дарийю, где их принял под свою защиту местный шейх Мухаммад ибн Сауд.

В то время Дарийя — столица будущего ваххабитского государства — влачила жалкое существование. Ибн Сауд не мог обеспечить питанием даже ближайших учеников Ибн Абд аль-Ваххаба, и они были вынуждены работать по ночам, чтобы иметь возможность учиться днем. Но такое положение продолжалось недолго. Вступив в союз с Ибн Абд аль-Ваххабом и его сподвижниками, Мухаммад ибн Сауд начал священную войну с соседними эмирами и шейхами, которые отказывались принимать ваххабизм. После первых же набегов на соседние племена появилась богатая добыча. Силы Саудидов стали быстро расти, а вероучение, распространяемое ими, приобретало все больше сторонников. Этому способствовало также то, что ваххабизм фактически превратился в знамя арабского национального движения против турецкого господства в Аравии.

Война за овладение Неджем продолжалась четверть века. К 1786 г. эмиры Дарийи одержали в Центральной Аравии полную победу. На месте множества мелких враждовавших между собой княжеств образовалось сравнительно крупное теократическое государство во главе с династией Саудидов. Поначалу Ибн Абд аль-Ваххаб принимал самое активное участие в управлении: снаряжал армии, занимался внутренними и внешними делами, участвовал в разделе добычи (ему часто доверяли это щекотливое дело, так как репутация его была безупречной). Но постепенно он отошел от государственных дел и всецело посвятил себя религии. Благодаря ему была создана крепкая школа ваххабитских богословов. Во многих оазисах открылись школы, где учили грамоте и чтению Корана. В Дерийе была собрана значительная богословская библиотека. Все это способствовало искоренению суеверий и распространению правоверия (в том смысле, в каком его понимали ваххабиты). Умер Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб в 1792 г., в разгар покорения Хасы. Он был человек большой жизненной силы, имел двадцать жен и оставил после себя восемнадцать детей. Пятеро его сыновей и многочисленные внуки сделались известными богословами. Правда, в последние годы жизни он одряхлел и мог выходить на молитву только при поддержке двух сопровождающих.

Посеянные Ибн Абд аль-Ваххабом зерна дали всходы. После смерти основателя вероучения Саудиды объединили в своих руках светскую и духовную власть. Их следующим шагом стало распространение ваххабизма на весь полуостров. Эту задачу удалось осуществить внуку Мухаммада ибн Сауда эмиру Сауду II. На юго-востоке ему осмелился противостоять только султан Омана, опиравшийся на поддержку англичан.

На западе полуострова правители Таифа и Асира вскоре примкнули к ваххабизму, но шериф Мекки Галиб оказал Саудидам ожесточенное сопротивление. Только в 1803 г. тем удалось захватить Мекку, после чего здесь были истреблены все проявления фетишизма и идолопоклонства. Кааба лишилась своего богатого убранства, могилы «святых» были разрушены, а муллы, упорствовавшие в старой вере — казнены. В 1804 г. эмир Сауд овладел Мединой.

Три основы МУХАММАД ИБН АБД АЛЬ-ВАХХАБ. Исламская медиатека г. Издание 1.0

К 1806 г. он присоединил к своему государству весь Хиджаз.

После этого военные действия переместились за пределы Аравии — в Сирию и Ирак.

Однако здесь ваххабиты столкнулись с упорным сопротивлением шиитского населения.

В результате им не удалось удержать за собой ни одного хоть сколько-нибудь значительного города. А вскоре ваххабитам пришлось вообще забыть о внешней агрессии. В 1811 г. против них выступил правитель Египта Мухаммад Али. Египтяне захватили порт Янбо, а затем начали продвигаться в глубь полуострова. В 1812 г. они овладели Мединой, а в 1813 г. — Меккой. Вскоре был завоеван весь Хиджаз. В 1815 г. Мухаммад Али разгромил при Басале 30-тысячную армию ваххабитов. В 1818 г. египтяне вторглись в Неджд и после пятимесячной осады взяли оплот ваххабизма — Дарийю. Город был превращен в развалины, а все его население разбежалось.

Взятого в плен эмира Абдуллаха I в том же году обезглавили в Стамбуле. Несколько десятилетий ваххабиты влачили жалкое существование. Но они не были побеждены окончательно и копили силы для новой борьбы. В 1902 г. представитель боковой ветви Саудидов Абд аль-Азиз II восстановил ваххабитское государство с центром в Эр-Рияде и стал быстро подчинять соседние племена. Его полувековое правление стало целой эпохой в истории Аравии. Начав как бездомный изгнанник, безземельный эмир, он закончил его абсолютным монархом большого королевства Саудовская Аравия, объединившем в своих границах большую часть Аравийского полуострова.

Священные города Мекка и Медина также оказались под его властью.

Книга Единобожия

Произведение "Книга Единобожия". Автор МУХАММАД ИБН АБДУЛВАХАБ

КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ
МУХАММАД ИБН АБДУЛВАХАБ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Краткое слово об авторе
Вероубеждения шейха Мухаммада ат-Тамими
Причины, приведшие к вражде и сопротивлению его призыву
Название призыва «ваххабизмом»
Клевета, обращённая в адрес шейха, и её опровержение
Глава 1. Книга таухида
Глава 2. Добродетель таухида и какие из грехов он искупает
Глава 3. Подлинно убеждённый в таухиде войдёт в Рай без отчёта
Глава 4. О необходимости боятся ширка
Глава 5. Призыв к свидетельству «нет божества, кроме Аллаха»
Глава 6 Смысл таухида и свидетельства «нет божества, кроме Аллаха»
Глава 7 Ношение кольца, шнурка или безделушки для избавления от беды или её предотвращения является ширком
Глава 8 О заклинаниях и амулетах
Глава 9 Об испрашивании благословения у деревьев, камней и тому подобных вещей
Глава 10 О жертвоприношении не Аллаху
Глава 11 Нельзя делать жертвоприношение Аллаху в том месте, где приносится жертва не Аллаху
Глава 12 Посвящение своего обета не Аллаху является ширком
Глава 13 Искать покровительства не у Аллаха является ширком
Глава 14 Просить о помощи не у Аллаха или взывать не к Аллаху является ширком
Глава 15 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 16 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 17 О заступничестве
Глава 18 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 19 Причина неверия людей и их отказа от своей религии заключается в возвеличивании праведников
Глава 20 О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику
Глава 21 Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются помимо Аллаха
Глава 22 Избранный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, защищал неприкосновенность таухида, преграждал любой путь, ведущий к ширку
Глава 23 Часть этой общины поклоняется идолам
Глава 24 О колдовстве
Глава 25 Разъяснение некоторых видов колдовства
Глава 26 О предсказателях и им подобных
Глава 27 О снятии колдовства
Глава 28 О суеверии
Глава 29 О гадании по звёздам
Глава 30 О связывании выпадения дождя с расположением звёзд
Глава 31 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 32 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 33 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 34 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 35 Стойкость перед предопределением Аллаха является частью веры в Аллаха
Глава 36 О показухе
Глава 37 Стремление человека совершить праведное дело ради мирских благ является ширком
Глава 38 Подчиняющиеся учёным и правителям в их запрещении разрешённого Аллахом и разрешении запрещённого Им делают из них господ
Глава 39 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 40 О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха
Глава 41 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 42 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 43 О тех, кого не удовлетворяет клятва Аллахом
Глава 44 О выражении «если пожелает Аллах и ты»
Глава 45 Хулящий время обижает Аллаха
Глава 46 О титулах типа «судья всех судей» и тому подобных титулах
Глава 47 О необходимости уважения имён Всевышнего Аллаха и смены имени ради этого Глава 48 О несерьёзном отношении к тому, в чём упоминается имя Аллаха, к Корану или к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Глава 49 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 50 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 51 Об именах Всевышнего Аллаха
Глава 52 О недопустимости выражения «мир Аллаху»
Глава 53 О выражении «о Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!»
Глава 54 О недопустимости выражений «мой раб» или «моя рабыня»
Глава 55 О том, что нельзя отказывать испрашивающему именем Аллаха
Глава 56 Ликом Аллаха можно испрашивать только Рая
Глава 57 О выражении «если бы…»
Глава 58 О запрете ругать ветер
Глава 59 О Слове Всевышнего Аллаха
Глава 60 О тех, кто отрицает Предопределение
Глава 61 О создающих изображения
Глава 62 О многочисленности клятв
Глава 63 О защите Аллаха и защите Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Глава 64 О клятве от имени Аллаха
Глава 65 Нельзя просить ходатайства Аллаха перед Его творениями
Глава 66 О защите Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, неприкосновенности таухида и преграждении им путей к ширку
Глава 67 О слове Всевышнего Аллаха
Арабские теологические термины

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

«Китаб ат-Таухид» («Книга единобожия») является трудом имама Мухаммада ибн Сулаймана ат-Тамими.
Непосредственно после каждой главы книги следует комментарий шейха Абдуррахмана Насыра ас-Саади «аль-Кауль ас-Садид» («Здравое слово»).
В сносках и под знаком «звёздочка» приводятся толкования аятов Корана и священных хадисов, в основу которых положен комментарий Абдуррахмана ибн Хасана «Фатх аль-Маджид» («Озарение от Славного»), проверенный шейхом Абд аль-Азизом ибн Абдулла ибн Базом.
Источники хадисов указаны по результатам исследования шейха Абд аль-Кадира аль-Арнаута.
Аяты Священного Корана приводятся с указанием названия суры и номера аята.
Хадисы приводятся с указанием их источников и номера, например; Муслим (220), или тома и страницы, например: аль-Бухари 10/130.
Следующие труды указываются только по именам их авторов:
«аль-Джами( ас-Сахих» имама аль-Бухари;
«аль-Джами( ас-Сахих» имама Муслима;
«Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда;
«аль-Джами( аль-Кабир» имама ат-Тирмизи;
«Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Насаи;
«Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджи;
«ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Байхаки;
«аль-Мустадрак» имама аль-Хакима;
«аль-Муснад» имама Ахмада;
«аль-Муватта» имама Малика;
«ас-Сахих» имама Ибн Хиббана;
«Маджму( аз-Заваид» Хафиза аль-Хайсами;
«Тейсир аль-Али аль-Кадир» имама ар-Рифаи;
«Тафсир аль-Кур( ан аль-Азим» имама Ибн Касира.
В приложении дан список арабских теологических терминов.

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаху, Господу миров, Его мы восхваляем, у Него просим помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и плохих дел. Кого поведёт Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Благословение и мир господину посланников, святому Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам!
Уважаемые братья! Данная книга посвящена таухиду, то есть утверждению Единственности Аллаха в господстве, поклонении и обладании прекрасными именами и атрибутами. Таухид является основой религий всех пророков, и именно поэтому мусульмане убеждены, что религия всех пророков едина. Они не делают различия между пророками и говорят:
«…Мы не делаем различия между тем или иным из посланников…» (Корова, 285).
В основе таухида Аллаха лежит свидетельство «Ла илаhа илла Ллаh» («нет божества, кроме Аллаха»), утверждающее, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единого Аллаха.
Вопросы, освёщенные в этой книге, касаются Единственности Аллаха в поклонении. Не приобщать равных к Господу в поклонении — это обязанность всех рабов Всевышнего. Только так можно заслужить похвалу от Аллаха, Его милость и вечное блаженство в Раю, приготовленном для богобоязненных муваххидов (приверженцев таухида). Каждая из шестидесяти семи глав книги указывает на дорогу, которая ведёт к величайшему из грехов — ширку (приобщению к Аллаху равных) в поклонении — и на то, как можно избежать его.
Аллах показал в Коране ошибки предыдущих поколений, сбившихся с ясной дороги таухида. Потомки Ибрахима обратились в отвратительное язычество, начав поклоняться идолам. Иудеи не устояли перед искушением мирских благ, отказались от дороги Мусы (Моисея) и других пророков и последовали за своими раввинами, и монахами в то время как они знали истину, чем вызвали на себя гнев и проклятия Аллаха. Христиане слишком преувеличили свою любовь к святому пророку Исе ибн Марйам (Иисусу, сыну Марии), стали поклоняться ему наряду с Аллахом. Подобные заблуждения постигли и многих мусульман. Шайтан не слишком усердствует в выборе средств для обращения людей в неверие!
Но истина не исчезнет вплоть до Судного дня, и всегда будут люди, призывающие к отказу от ширка и к поклонению Одному Аллаху, ибо Всевышний сказал:
«Истинно, Мы ниспослали это напоминание, и Мы Его охраняем» (Аль-Хиджр, 9).
Ислам — это религия истины, охраняемая Всемогущим Аллахом.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и его убеждения

И каждый человек, в руках которого оказалась эта книга, ещё не потерял возможность познать истину, раскаяться и приблизиться к своему Господу.
Всевышний повелел:
«Скажи: “О обладатели Писания! Давайте держаться одинакового слова для нас и для вас: не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не считать других господами помимо Аллаха”. Если же они отвернутся, то скажите: “Будьте свидетелями, что мы — покорные Аллаху ”» (Семейство Имрана, 64).
Эти слова обращает каждый мусульманин-муваххид к иудеям, христианам, буддистам, кришнаитам, атеистам и просто ищущим истину, ведь никто не может вести людей лучше Аллаха.
Все пророки с большим трудом проводили в жизнь свой приз…
Все книги в полном варианте доступны в удобной оболочке Metromir

Посмотреть список произведений автора МУХАММАД ИБН АБДУЛВАХАБ

Скачать оболочку для ВСЕХ книг из библиотеки Metromir

СтартоваяПоискДобавить книгуКонтактыДобавить сайт в избранноеУстановить стартовой страницей Сегодня 12.09.2018 Wednesday

Возникновение ваххабизма

Основателем ваххабизма, как мы уже сказали, является выходец из племени тимим, обитавшего в Неджде (центральный район нынешнего Саудовского королевства), Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792 гг.), изложивший свои взгляды в «Китаб аль-таухид» (Книге единобожия).

Шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Ваххабизм является частью такого явления в суннитском Исламе как «салафия»,которое берет свое начало именно в начале 18 века, формируясь, как радикальное учение, в жестком противостоянии с традиционным Исламом.Таким образом, мы видим, что учение аль-Ваххаба является совсем еще «юным» по историческим меркам и поэтому куда как больше заслуживает этого презрительного и довольно обидного салафитского ярлыка «религиозного новодела», чем проверенное временем традиционное учение Ислама, которому уже более 1400 лет.

Итак,салафия (от арабского глагола "салафа" — "быть изначальным") — фундаменталистское религиозно-этическое направление, возникшее в 14 веке из трудов мусульманского философа ибн Таймии, апеллирующее ко времени Мединской общины (622-630гг) пророка Мухаммада как "золотому веку" ислама.

Мединская община провозглашается обществом максимально приближенным к идеалу, а значит примером и целью коррекции абсолютно любого социума (50. С.117).

В период его жизни аравийское общество находилось в глубоком кризисе. Аравия являлась периферией Османской империи, где отсутствовала сильная государственная власть. При этом само общество разъедали межплеменные конфликты. Несмотря на то, что большинство населения исповедовало ислам, в повседневную жизнь стали возвращаться доисламские языческие обычаи. В таком историческом контексте шейх аль-Ваххаб выступил как вероучитель, призванный предотвратить дальнейшую порчу ислама, консолидировать племена на базе единой исламской идеологии, создав тем самым основу для борьбы с господством Османской империи.

Основой его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах — единственный источник творения и только Он достоин поклонения со стороны людей. Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества (бида). Поэтому, считал аль-Ваххаб, необходимо очистить ислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т.д. В области догматики ибн Абд аль-Ваххаб следовал в основном ханбалитским ученым ибн Таймии и ибн аль-Каййиму. В целом его учение представляло собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении (ханбалиты — последователи одной из четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского ислама. (50. С.197).

В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство.

Важное место отводилось идее о священной войне (джихаде) против многобожников и мусульман, "отступивших" от принципов раннего ислама (Ибн Абд аль-Ваххаб считал, что такие мусульмане — "многобожники" в большей степени, чем люди джахилии — аравийского язычества доисламского периода). Для раннего ваххабизма был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками. Проповедь ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд — правителей эмирата ад-Дирийя (51. С.34).

С середины 40-х годов XVIII в. ибн Абд аль-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее — официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке (51. С.211).

Таким образом, движение ваххабизма в значительной степени руководствовалось политическими целями, изначально ему были присущи и националистические идеи.

Основные принципы ваххабизма отличались от классической модели Ислама жесткостью и бескомпромиссностью. В центре ваххабитской доктрины лежал принцип строгого единобожия, даже основополагающий столп ислама — «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк Аллаха» был интерпретирован таким образом, что поклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммаду. Следствием данного положения являлся запрет на посещение святых мест Ислама — могил Мухаммада и его сподвижников. Это объяснялось тем, что данная практика ведет к обожествлению пророка и соответственно является шагом к многобожию.

Аль-Ваххаб был непримиримо настроен в вопросах нововведений, выходящих за рамки Корана и сунны, эти источники считались высшей степенью знаний, а выход за их пределы — недопустимым грехом. «Врата» для толкования Корана и сунны, по мнению ваххабитов, закрылись с тех пор, как оформилась ханбалистская школа мусульманской православной мысли. Принцип «такфир» (неверие), занимающий особое место в ваххабитской идеологии, предполагал возможность объявления неверными мусульман, которые не разделяют ваххабитское видение религии (50. С.217).

Для ваххабитов такие лицемеры были во много раз хуже иудеев и христиан, поскольку в отличие от последних скрывали свое чужеродное лицо за благочестия. Принимая во внимание опасность данных членов общества для мусульманской общины, считалось необходимым их разоблачить и казнить. Обязанностью истинно верующих было провозглашено ведение джихада против язычников, к которым были отнесены и все мусульмане, не разделяющие ваххабистских установок.

Жесткая формулировка основных принципов доктрины и их жестокая реализация на практике сыграли в определенной мере положительную роль, поскольку смогли обеспечить единство общества, внеся тем самым свой вклад в формирование саудовского государства. Однако после того как задача по восстановлению ислама в Аравии и созданию государства была благополучно решена, идеология ваххабизма претерпела определенную эволюцию в сторону смягчения и впоследствии сблизилась с нормативным исламом.

Претензия Саудовской Аравии на лидирующую роль в мусульманском мире, втягивание страны в мировую экономику, необходимость выстраивать отношения с другими государствами определили перестановку приоритетов. Таким образом, идеология Саудовской Аравии в настоящее время является значительно более мягким аналогом классического ваххабизма (50. С.225).

В официальных документах Королевства, в заявлениях высших должностных лиц — нигде не упоминается о ваххабизме как об официальной религиозной доктрине. О ваххабистском движении говорится, как правило, в историческом контексте или при рассмотрении сугубо религиозной проблематики. Чаще всего слово ваххабизм употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом, официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия. Под ваххабитами подразумеваются либо носители идей, составляющих учение ибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением.

Как ваххабитское характеризуется все то, что имеет к этому учению какое-либо отношение, хотя сами ваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).

Самая главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда имплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов — в том, что ваххабиты в рамках Ислама являются еретиками, то есть людьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием. Арабское слово ересь (бида) происходит от бадаа, т.е. «вводить новое», и означает порицаемое, отвергаемое новшество (49. С. 69).

В том, что такого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их с момента возникновения движения, можно убедиться, прочитав предисловие к упомянутой выше "Книге единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба. Поэтому ваххабиты не называют себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами —"последователями благодетельных предков" (салафийюн).

Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 955;