Мухиддин ибн араби

04.04.2018 0 Автор admin

ИБН АЛЬ-АРАБИ — ВЕЛИЧАЙШИЙ ШЕЙХ

Грешному и порочному я могу показаться злым, но для добрых — милосерден я.
(Мирза Хан Ансари)

Суфий Ибн аль-Араби, которого арабы называют "Величайшим Учителем", был одним из тех, кто оказал наиболее сильное метафизическое влияние как на мусульманский, так и на христианский мир. Он был потомком Хатима ат-Таи, до сих пор считающегося самым щедрым человеком среди арабов. О нем упоминал Фитцджеральд в своих "Рубайат":

"Пусть Хатим Таи кричит: "Ужин", — не обращайте на него внимания!"

К тому времени, когда в 1164 г. в Мурсии родился Ибн аль-Араби, Испания уже более 400 лет находилась под властью арабов. Его называли также и "андалузцем", и смело можно сказать, что он был одним из величайших испанцев всех времен. Считается, что он подарил миру непревзойденные образцы любовной поэзии, и что ни один суфий не смог так сильно воздействовать на ортодоксальных теологов внутренним смыслом своей работы и всей жизни, как это сделал Ибн аль-Араби.

Биографы утверждают, что решающее влияние на его суфийскую подготовку оказал тот факт, что его отец поддерживал контакт с великим Абд-аль-Кадиром Джилани (см. прим. "Джилани") — Султаном Друзей (1077 — 1166). Считается, что сам факт рождения Ибн аль-Араби был связан с духовным влиянием Абд-аль-Кадира, предсказавшего, что он будет человеком выдающихся дарований.

Его отец решил дать ему самое лучшее образование, которое можно было получить в мавританской Испании того времени и подобного которому почти нигде больше нельзя было получить. В Лиссабоне Ибн аль-Араби изучал законоведение и мусульманскую теологию. Затем, будучи еще мальчиком, он отправился в Севилью, где пол руководством величайших ученых века занялся изучением Корана и хадисов. В Кордове он посещал школу великого шейха Аш-Шаррата и весьма преуспел в юриспруденции.

Уже в это время Ибн аль-Араби проявил такие интеллектуальные способности, которые выделяли его среди современников, относящихся к схоластической элите, интеллектуальные достижения которых вошли в средние века в пословицы. Несмотря на суровую дисциплину, царившую в академических школах, юный Ибн аль-Араби почти все свободное время проводил с суфиями и начал писать стихи.

Он прожил в Севилье 30 лет. Его поэзия и красноречие завоевали ему самый высокий авторитет не только в высокоразвитой Испании, но и в Марокко, также бывшем одним из центров культурной жизни.

В определенном смысле Ибн аль-Араби напоминал Аль-Газали (1058 — 1111). Он также родился в суфийской семье и призван был оказать влияние на западную мысль. Он также считался непревзойденным знатоком мусульманской религии. Но если Газали сначала занимался схоластической наукой и только потом, найдя ее недостаточной, и будучи уже на вершине славы, обратился к суфизму, то Ибн аль-Араби с помощью непосредственных отношений с людьми и поэзией поддерживал постоянную связь с суфизмом. Газали примирил суфизм с Исламом, доказав схоластам, что суфизм не ересь, а внутреннее значение религии. Миссия Ибн аль-Араби состояла в том, чтобы создать суфийскую литературу и пробудить интерес к ее изучению. Она должна была помочь людям почувствовать дух суфизма и, независимо от их традиций, открыть для них суфиев через само их существование и деятельность.

В комментарии переводчика труда Ибн аль-Араби "Толкователь желаний", известного профессора Р. А. Николсона, приводится объяснение принципов деятельности Ибн аль-Араби:

"Правда, некоторые стихи невозможно отличить от обычных любовных песен, и что касается большой части текста, то позиция современников автора, отказывавшихся верить в их эзотерический смысл, естественна и понятна; с другой стороны, есть много отрывков явно мистического содержания, поясняющих все остальное. Скептики, лишенные проницательности, заслужили нашу благодарность, т. к. заставили Ибн аль-Араби наставлять себя. Можно с уверенностью сказать, что без его пояснений даже наиболее благожелательно настроенные читатели едва ли смогли бы увидеть тот скрытый смысл, который его фантастическая изобретательность вкладывала в арабские касыды". ("Тарджуман аль-Аш-вак" ("Толкователь желаний"), перевод проф. Р. А. Николсона, Лондон, 1911). К мнению проф. Николсона о суфизме надо подходить очень осторожно. Вот пример одного из удивительных замечаний почти полностью непонятных для суфия: "Объявляя во всеуслышание о поклонении универсальной отвлеченности, они превратили в объект своего подлинного поклонения отдельных людей". (Избранное из "Дивана Шамса Табризи", перевод Николсона, Кембридж, 1898, стр. XXI).

Те, кто не имеет отношения к суфизму, так же относятся к большинству произведений Ибн аль-Араби и сегодня. Некоторые из этих произведений предназначены для тех, кто способен к восприятию древней мифологии и ее терминов. Другие, связанные с христианством, служат путеводной нитью для людей, воспитанных в христианской среде. Третьи знакомят людей с суфийским путем с помощью средств любовной поэзии. Никто не смог бы понять все его творчество, пользуясь одними только схоластическими, религиозными, романтическими или интеллектуальными методами, и это подводит нас к пониманию другого аспекта его деятельности, намек на которую содержится в его имени.

Суфийская традиция гласит, что миссия Ибн аль-Араби заключалась в "распространении" (по-арабски "нашр" от корня НШР) суфийского учения в современном мире, связывая его с уже существующими в этом мире традициями. Этот дух распространения вполне оправдан и находится в полном соответствии с суфийским мышлением. Поскольку суфийский термин, передающий идею распространения (НШР), употреблялся тогда не очень широко, Ибн аль-Араби использовал противоположное по смыслу слово. В Испании его называли Ибн Сарака, "Сын маленькой пилы". Слово "Сарака", образованное от корня СРК, можно заменить другим словом, передающим то же значение, по образованным от корня НШР. Самыми распространенными значениями корня НШР являются "публикация, распространение", а также "пилка". Он означает также "возрождение". Мухиддин — собственное имя Араби — означает "воскреситель веры" (см. прим. "НШР").

Формальный подход к значениям корня НШР, характерный для большинства ученых, привел к тому, что даже такой авторитетный историк, как Ибн аль-Аббар, сделал вывод, что отец Ибн аль-Араби был плотником. Он мог быть "плотником" только в переносном смысле слова, известном суфиям, которые выбирали определенные профессиональные термины для обозначения своих встреч. Они делали это для того, чтобы как-то объяснить посторонним причину сбора в одном месте большого числа людей, не желая, чтобы их считали какими-то заговорщическими группами.

Понимание истинного смысла некоторых заявлений Ибн аль-Араби производит потрясающее впечатление. В своей работе "Грани мудрости" он пишет, что не надо пытаться увидеть Бога в какой-нибудь нематериальной форме. "Видение Бога в женщине является самым совершенным". Суфии считают, что любовная поэзия; как и многое другое, способна отразить совершенное и последовательное познание божественного, одновременно выполняя и многие другие функции. Каждое суфийское переживание отличается бесконечной глубиной и качественным разнообразием. Только обычные люди считают, что слово однозначно, и видят в том или ином переживании только малое количество одинаково эффективных и целостных смысловых оттенков. Хотя посторонние люди признают сложность и многогранность бытия, они часто забывают об этом, когда сталкиваются с суфийским материалом. В лучшем случае они могут понять, что это аллегория, но и к ней они будут подходить слишком односторонне.
Обращаясь к теологам, привыкшим к буквальному истолкованию всего, что имеет отношение к религии, Ибн аль-Араби прямо говорит, что "ангелы — это силы, скрытые в способностях и органах человека". Целью суфия является активизация этих органов.
Забыв о различии между формулировками и опытом, Данте (Мигель Асин Паласиос, ""Ислам и "Божественная комедия", (перевод X. Сандерленда, Нью-Йорк, Э. П. Дальтон, 1926) использовал литературные произведения Ибн аль-Араби и переработал их единственно возможным для его времени способом. Сделав это, он попросту лишил послание Ибн аль-Араби его суфийской силы и предоставил проф. Паласиосу разбираться в этом, что с современной точки зрения выглядело бы попросту пиратством. В отличие от Данте Раймунд Луллий, также использовавший труды Ибн аль-Араби, подчеркивал важность суфийских упражнений, являющихся необходимыми для совершенствования суфийских переживаний.

Ибн аль-Араби, обучавшийся под руководством испанской женщины-суфия Фатимы бинт Валийа, несомненно, достигал особых психологических состояний, над совершенствованием которых работают суфии. Он неоднократно упоминает о них. Некоторые из его работ были написаны в состоянии транса и смысл их стал ясен самому Ибн аль-Араби только спустя определенное время после их написания. В возрасте 37 лет он посетил Сеуту, где находилась школа знаменитого Ибн Сабаина (бывшего советника императора Священной Римской Империи Фридриха). Там у него было странное видение или сон, который был истолкован известным ученым. Мудрец сказал:

"Невообразимо… Если этот человек в Сеуте, им может быть только недавно прибывший молодой испанец".

Источником его вдохновения были грезы, но сознание Ибн аль-Араби не утрачивало при этом своей активности. Используя эту суфийскую способность, он мог устанавливать контакт между самыми скрытыми глубинами интеллекта и высшей реальности, которую он характеризовал как определяющий фактор всех видимых событий знакомого нам мира.

Его учение подчеркивает важность такого применения этих способностей, неизвестных большинству людей и принимаемых многими за обычный оккультизм. Ибн аль-Араби писал: "Человек должен контролировать свое мышление и во сне. Развитие такого рода бдительности позволит человеку ознакомиться с промежуточными измерениями и будет ему весьма полезным. Каждый должен упорно работать, чтобы обрести эту чрезвычайно ценную способность". (Цитировано Ибн Шадакином).

Попытки толковать Ибн аль-Араби с помощью каких-либо застывших методов совершенно безнадежны. Его идеи были результатом внутренних переживаний и выражались в особой форме, выполнявшей свои функции. В многочисленных поэтических произведениях, обладающих двойным значением, Ибн аль-Араби старается передать не только оба эти значения, но и показать эффективность каждого из них. Если Ибн аль-Араби и употребляет в стихах использованные кем-либо ранее термины, то он вовсе не желает, чтобы в этом усматривали результат посторонних влияний. Прибегая к такому методу, он обращается к людям с помощью терминологии, являющейся частью их культурного наследия. Некоторые стихи Ибн аль-Араби как бы переходят друг в друга: он начинает развивать какую-либо тему в одном стихотворении, а кончает ее в другом. Он делал это сознательно для того, чтобы помешать автоматическим ассоциативным процессам увести читателя в сторону и доставить ему обычное наслаждение; Ибн аль-Араби учил людей, а не развлекал их.

Как и все суфии, Ибн аль-Араби считал Мухаммада идеалом Совершенного человека. Здесь необходимо отметить, что именно означает "Мухаммад" в данном контексте. Ибн аль-Араби говорит об этом более открыто, чем другие. Существует две версии Мухаммада. Одна из них имеет в виду человека, жившего в Мекке и в Медине, другая — вечного Мухаммада. Ибн аль-Араби говорит именно об этом последнем. Этот Мухаммад отождествляется со всеми пророками, в том числе и с Иисусом, что побуждало людей, воспитанных в христианском духе, объявлять Ибн аль-Араби и даже всех суфиев тайными христианами. Суфии же говорят о том, что все люди, исполнявшие в свое время определенные функции, были в некотором смысле одним и тем же человеком. По-арабски они называли эту тождественность "Хакикат аль-Мухаммадийа" ("Реальностью Мухаммада").

В своем классическом суфийском труде "Совершенный человек" Джили объясняет, как эта реальность воплощается среди людей. Он пытается описать наиболее важный фактор, показывая многогранность того, что мы считаем однозначным. Мухаммад, например, в переводе с арабского означает Хвалимый. Другое имя, в действительности являющееся описанием одной из функций, переводится как "Отец аль-Касима" (Абу-ль-Касим). В своем имени Абдаллах он видит прежде всего его буквальное значение — Раб Бога. Имена — это качества или функции.

мухиддин ибн аль араби

Воплощение является второстепенным фактором: "Ему дают имена, и в каждое данное время имя его соответствует той форме, в которой он появляется в это время… Если к нему относятся как к Мухаммаду, значит он — Мухаммад, но когда он появляется в ином виде, имя его соответствует новой форме".
Это не теория перевоплощения, хотя приведенный отрывок может во многом напоминать ее. Истинная реальность пробуждающая человека, которого зовут Мухаммад или как-нибудь по-другому, имеет название, соответствующее данной ситуации. Суфии считают, что люди, которые смешивали это с учением Плотина о Логосе, с исторических позиций подходили к ситуации, в которой присутствовал момент объективной реальности. Суфии не копируют учение о Логосе, хотя эта идея и Реальность Мухаммада имеют общий источник. В конечном итоге источником суфийской информации по этому и другим вопросам является личный опыт суфия, а не литературное определение, которое представляет собой всего лишь одно из исторически обусловленных проявлений этого опыта. Суфии упорно избегают ловушек исторического подхода к тем или иным вопросам, не имеющего никакого внутреннего источника знания и вынужденного искать формального и поверхностного вдохновения. Следует отметить, что некоторые западные исследователи суфизма подчеркивали, что внешнее совпадение в терминологии или по времени еще не доказывает факта передачи основных идей.

Ибн аль-Араби приводил в замешательство ученых, потому что он был конформистом в религии, как его называли в ортодоксальных кругах, оставаясь при этом эзотеристом во внутренней жизни. Как и все суфии, он утверждал, что между любой формальной религией и внутренним пониманием этой религии существует последовательная, постоянная и вполне приемлемая взаимосвязь, ведущая к озарению человека. Естественно, что теологи не могли согласиться с этими идеями, ибо их собственный авторитет покоился на более или менее застывших факторах, историческом материале и силе убеждения.

Ибн аль-Араби любят все суфии, у него было очень много последователей среди самых разных людей, а сам он прожил весьма поучительную жизнь, и тем не менее он, несомненно, представлял собой угрозу формальному обществу. Подобно Газали, он обладал интеллектуальными способностями, намного превосходившими способности почти всех его обычных современников. Вместо того, чтобы с помощью своих дарований обеспечить себе высокое место в схоластической науке, Ибн аль-Араби, как и многие другие суфии, заявлял, что если человек обладает сильным интеллектом, то основная функция этого интеллекта состоит в том, чтобы показать, что интеллектуальность есть только первая стадия на пути к чему-либо другому. Если вы не встречали в жизни таких людей и не убеждались на деле в их скромности, такая точка зрения могла бы показаться верхом высокомерия.

Многие люди симпатизировали ему, но не осмеливались помочь, т. к. их деятельность проходила на внешнем плане, а Ибн аль-Араби работал на внутреннем. Сохранилось свидетельство о том, что один уважаемый богослов заявил: "Я нисколько не сомневаюсь в том, что Мухиддин (Ибн аль-Араби) занимается сознательной ложью. Он — глава еретиков и закоренелых суфиев". Однако великий теолог Камалжуддин Замлакани как-то воскликнул: "Сколь невежественны те, кто противостоит шейху Ибн аль-Араби. Его тонкие изречения и драгоценные слова его произведений слишком сложны для их понимания".

Приведем еще один известный случай. Как-то раз знаменитый учитель шейх Изеддин ибн’ Абд-ас-Салам проводил с группой учеников занятия по религиозному праву. Во время дискуссии стали спорить по поводу того, кого следует считать лицемерными еретиками. Один из присутствующих привел в качестве яркого примера Ибн аль-Араби. Учитель не стал опровергать это утверждение. Позже, обедая с учителем, Салахуддин, ставший впоследствии Шейх-уль-Исламом, спросил его, кто, по его мнению, является величайшим мудрецом века.

"Он сказал: "Какое тебе дело до этого? Продолжай есть". Я понял, что у него есть определенное мнение по этому вопросу, перестал есть и стал заклинать его именем Бога назвать этого человека. Он улыбнулся и сказал: "Это шейх Мухиддин Ибн аль-Араби". Я был так поражен этими словами, что на какое-то время лишился дара речи. Шейх спросил, что со мной происходит. Я сказал: "Я удивился потому, что только сегодня утром какой-то человек назвал его еретиком, и ты ничего не сказал ему на это, а теперь ты называешь Ибн аль-Араби Столпом века, величайшим из людей и учителем мира".

Он сказал: "Это ведь было на встрече с учеными-правоведами".

Самые большие нарекания вызвал поистине удивительный сборник любовных од Ибн аль-Араби, известный под названием "Толкователь желаний". Эти стихи столь тонки, многозначны и отличаются таким фантастическим воображением, что могут оказывать просто магическое действие на читателя. Для суфия они олицетворяют собой плоды наивысших достижений в развитии человеческого сознания. Остается только добавить, что Д. В. Макдональд называет стихи Ибн аль-Араби "странной смесью теософии и метафизических парадоксов, во многом напоминающей современную теософию".
Для ученых одним из важнейших моментов, связанных с "Толкователем желаний", является то обстоятельство, что сохранились комментарии автора к этому произведению, в которых он поясняет, как можно совместить его систему образов с ортодоксальным Исламом. Все это можно понять, только зная историю создания книги.

В 1202 г. Ибн аль-Араби решил совершить паломничество. Затратив некоторое время на путешествие по северной Африке, он прибыл в Мекку, где встретил группу эмигрантов-мистиков из Персии, прекрасно встретивших его, несмотря на то, что в Египте его обвиняли не только в ереси, но, кажется, и вообще во всех грехах. Дело дошло до того, что ему пришлось спасаться бегством от преследования фанатиков, пытавшихся убить его.

Главу этой группы звали Мукинуддин. У него была прекрасная дочь по имени Низам, отличавшаяся набожностью и сведущая в религиозном праве. Духовные переживания Ибн аль-Араби в Мекке и символическое описание пути мистика были выражены в стихах, посвященных этой девушке. Ибн аль-Араби понимал, что красота человека связана с божественной реальностью, поэтому ему удалось написать стихи, в которых он не только воспел совершенство девушки, но и соответствующим образом передал идею высшей реальности. Однако способность видеть такую связь отрицало ортодоксальное духовенство, открыто признавшее себя посрамленным. Сторонники поэта, зачастую безуспешно, доказали, что истинная реальность может быть выражена сразу несколькими различными способами. Они ссылались на то, что Ибн аль-Араби приводил мифы и легенды, а также традиционные исторические материалы для описания скрытых в них эзотерических истин и использовал их развлекательную ценность. Но во времена Ибн аль-Араби, так же как и сейчас, очень немногие понимали, что один и тот же фактор может обладать многими различными значениями. В лучшем случае обычный человек способен допустить, что "прекрасная женщина — это божественное произведение искусства". Он не способен одновременно воспринимать красоту женщины и божество. В этом заключается суть проблемы, связанной с суфийской точкой зрения.
Вследствие этого "Толкователь желаний" внешне выглядит как сборник эротической поэзии. Прибыв в Алеппо — оплот ортодоксального духовенства Сирии, — Ибн аль-Араби обнаружил, что мусульманские богословы называют его просто лжецом, пытавшимся выставить свою эротическую поэзию в более выгодном свете и приписывающим ей для этого некий скрытый смысл. Он немедленно начал работать над комментариями к своему произведению с целью примирения его с ортодоксальной точкой зрения. В результате ученые были полностью удовлетворены, так как автор своими пояснениями помог им утвердить их точку зрения на религиозное право. Но суфии видели в "Толкователе" и третье значение. Применяя знакомую терминологию, Ибн аль-Араби показывал им, что поверхностные вещи тоже могут быть истинными, и что любовь человека может оказаться вполне действенной, но в действительности эти вещи служат завесой для истинной реальности или неким приложением к ней.

Это именно та внутренняя реальность, о которой он упоминает, соглашаясь со всеми проявлениями формализма, но объявляя в то же время, что истина находится вне этих проявлений и выше их. Вот как проф. Николсон переводит одно из стихотворений, больше всего шокировавших святош, полагающих, что путем спасения идут именно они:

"Мое сердив может принять любую форму:
Для монаха оно станет монастырем,
для идолов — храмом,
Для газелей — пастбищем,
для правоверного — Каабой,
Оно может стать свитком Торы и Кораном.
Моя вера — любовь;
куда бы ни сворачивали ее верблюды,
Любовь остается моей религией и верой".

Романтически настроенный человек может подумать, что знакомая, поддающаяся определениям любовь, с которой его ум автоматически связывает эти слова, и подразумевается Величайшим Шейхом в этом стихотворении. Для суфия же это суфизм, и обычная "любовь" является всего лишь ограниченной его частью, за пределы которой обычный человек при обычных обстоятельствах никогда не выходит.

Исак Модель

Родился страшно как давно. Пережил войну,Сталина, Хрущева, Брежнева,Черненко, Андропова, Горбачева, Ельцина… Доктор наук, профессор. Вырос в Сибири. Жил на Севере. Потом долгие, долгие,годы Екатеринбург. Сейчас живу в Израиле. На берегу Красного моря. Так случилось, что от занятий наукой пришлось отказаться. Переключился на прозу.

Наставление для высокомерных

Стихи начал писать много раньше. Как получается, судить Вам. С уважением, Исак Моисеевич

Написать личное сообщение Добавить в список избранных

Произведений: 240
Получено рецензий: 57
Написано рецензий: 49
Читателей: 9609

Произведения

  • Храните, люди, время про запас!- стихи, 10.09.2018 12:32
  • Восток…- стихи, 05.09.2018 12:48
  • Сорвав печати- стихи, 01.09.2018 16:58
  • Чтоб все Вы мне были только здоровы- рассказы, 17.08.2018 17:45
  • Поэзия идет от отраженья…- литературные переводы, 17.08.2018 15:40
  • Страсть- стихи, 11.08.2018 15:13
  • Опыт заезда длиною в восемьдесят лет- стихи, 03.08.2018 10:30
  • На перепутье- стихи, 21.07.2018 11:26
  • Проект судьбы- стихи, 14.07.2018 14:45
  • Не по паспорту живу- стихи, 11.07.2018 20:15
  • Спешка- стихи, 09.07.2018 15:04
  • И может быть- стихи, 08.07.2018 11:11
  • Лилит- стихи, 07.07.2018 09:55
  • Черный ящик судьбы- стихи, 03.07.2018 15:59
  • Вавилон и Израиль- стихи, 04.06.2018 18:47
  • Гуляет ветер…- стихи, 29.05.2018 16:47
  • Дорога- стихи, 29.05.2018 16:45
  • Обманщикам- стихи, 25.05.2018 17:59
  • Искусство жить- стихи, 23.05.2018 14:58
  • Безотчетность- стихи, 13.05.2018 13:08
  • Достоинство- стихи, 29.04.2018 12:39
  • Он умным слыл- стихи, 18.04.2018 20:43
  • Сгоревшие звезды- стихи, 13.04.2018 13:30
  • Что будет…- стихи, 11.04.2018 11:40
  • Все вместе- стихи, 06.04.2018 19:57
  • Память — чудо бытия- стихи, 05.04.2018 13:48
  • Душа моя взлетела- стихи, 28.03.2018 15:17
  • Мне не нравится- стихи, 27.03.2018 10:24
  • Лозунг- стихи, 22.03.2018 12:42
  • До дна- стихи, 19.03.2018 17:24
  • Начни с нуля- стихи, 18.03.2018 15:13
  • Совесть- стихи, 16.03.2018 11:31
  • Гены совести- стихи, 15.03.2018 16:02
  • Будет, не будет- стихи, 14.03.2018 21:36
  • Время и кровь- стихи, 14.03.2018 13:01
  • Храм и драма- стихи, 12.03.2018 11:11
  • Когда доставит почта- стихи, 10.03.2018 10:31
  • Я сам с собою- стихи, 08.03.2018 11:20
  • Женщинам…- стихи, 07.03.2018 20:58
  • Сижу, уставший…- стихи, 07.03.2018 10:49
  • Неизбежность- стихи, 05.03.2018 11:11
  • Он был непогрешим- стихи, 03.03.2018 12:45
  • Мысль свою разбуди…- стихи, 01.03.2018 11:25
  • Стыд- стихи, 26.02.2018 13:18
  • Ложь и правда- стихи, 25.02.2018 19:54
  • Звездопад- стихи, 23.02.2018 11:29
  • Я времени отдал, что мог- стихи, 22.02.2018 10:10
  • Социология погоды- стихи, 17.02.2018 12:45
  • Мне импонирует- стихи, 16.02.2018 11:18
  • Дождь как вино- стихи, 14.02.2018 17:22

продолжение: 1-50  51-100  101-150  → 

Избранные авторы:

Дан Берг

Ибн Араби. Наставления ищущему Бога

Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобретает хорошие или дурные свойства от почв, по которым струится, а человек — от края, в котором родится.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Мы часто клеймим чужие недостатки, но редко, пользуясь их примером, исправляем свои.
Франсуа де Ларошфуко

Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.
Франсуа де Ларошфуко

Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.
Блез Паскаль

Несомненно, что худо быть полным недостатков; но еще хуже быть полным их и не желать сознавать в себе, потому что это значит прибавлять к ним еще недостаток самообмана.
Блез Паскаль

Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть.
Франсуа де Ларошфуко

Мы охотно прощаем нашим друзьям недостатки, которые нас не задевают.
Франсуа де Ларошфуко

Мы стараемся вменить себе в заслугу те недостатки, которых не желаем исправлять.
Франсуа де Ларошфуко

Нам нравится наделять себя недостатками, противоположными тем, которые у нас есть в действительности: слабохарактерные люди, например, любят хвастаться упрямством.
Франсуа де Ларошфуко

Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.
Франсуа де Ларошфуко

Яснее всего видят наши недостатки как раз те люди, которые охотнее всего закрывают на них глаза.
Жан Расин

Говоря о том, что их затрагивает, люди признаются только в своих самых незначительных недостатках.
Жан де Лабрюйер

У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами.
Жан де Лабрюйер

Чем меньше недостатков у нас, тем терпимее мы относимся к недостаткам других.
Сэмюэл Джонсон

Нас часто обвиняют в том, что мы не замечаем своих собственных слабостей, но много ли, скажите, таких, которые бы знали свои сильные стороны? Они подобны земельной породе, которая не ведает, что скрывает в себе золотую жилу.
Джонатан Свифт

Мы не особенно довольны бываем своими друзьями, если они, ценя наши хорошие качества, позволяют себе замечать также и наши недостатки.
Люк де Клапье Вовенарг

Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.
Григорий Саввич Сковорода

Скрывая свои недостатки, лучше не станешь; наш авторитет выигрывает от той искренности, с которой мы признаем их.
Георг Кристоф Лихтенберг

Люди редко выставляют напоказ недостатки — большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой.
Оноре де Бальзак

Когда открываешь в себе какую-нибудь слабость, то, вместо того чтобы таить ее, брось лицедейство и увертки, исправляйся.
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Даже недостатки могут нравиться, если в них проявилась душа.
Жозеф Жубер

Все лучшее в человеке может проявиться только вместе со значительными недостатками.
Джон Рескин

Есть ли больший недостаток, чем подмечать чужие недостатки?
Халиль Джебран Джебран

Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.
Владимир Ильич Ленин

Волосы седеют быстрее, чем мы избавляемся от своих слабостей.
Морис Дрюон

Всякий шаг вперед представляет собой необходимое исправление имеющихся недостатков.
Альфред Адлер

Когда человек замечает в себе какой-нибудь недостаток, от которого он никакими способами не может избавиться, ему ничего больше не остается, как объявить недостаток качеством.
Лев Шестов

Нет границы между недостатками и достоинствами.
Франтишек Крышка

Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что у нас их несколько.
Ф. Ларошфуко

Если бы не было вовсе недостатков у нас самих, мы не подмечали бы их с таким удовольствием у других.
Ф. Ларошфуко

Жажда славы, боязнь позора, погоня за богатством, желание устроить жизнь удобно и приятно, стремление унизить других — вот что нередко лежит в основе доблести, столь превозносимой людьми.
Ф. Ларошфуко

Когда пороки покидают нас, мы стараемся уверить себя, что это мы покинули их.
Ф. Ларошфуко

Одних своекорыстие ослепляет, другим открывает глаза.
Ф. Ларошфуко

Пороки души похожи на раны тела: как бы старательно их ни лечили, они все равно оставляют рубцы и в любую минуту могут открыться снова.
Ф. Ларошфуко

Пороки ждут нас на жизненном пути… и я не думаю, чтобы опыт помог нам их избегнуть, даже если бы нам было дано пройти этот путь вторично.
Ф. Ларошфуко

То, что порок часто оказывается освободителем духа, — один из наиболее унизительных фактов в ряде исторических реалий, но, тем не менее, он неоспорим.
Г. Лекки

В человеке, плохо воспитанном, отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — плутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью.
Д. Локк

Порок не в том, чтобы иметь желания, а в умении подчинить их правилам разума; дело не в том, испытываете ли вы или не испытываете самих влечений, а в способности управлять ими и отказываться от них.
Д. Локк

Ведь раб не тот, кто стонет под кнутом,
Не тот отшельник, кто по воле неба
Живет в уединении глухом,
И нищ не тот, кто просит корку хлеба.
Но тот и раб, и нищ, и одинок,
Кто в жизни выбрал спутником порок.
Лопе дв Вега

Как нет рыбы без костей, так нет людей без недостатков.
М. Лютер

В любом веке самые гнусные образчики человеческой натуры можно найти среди демагогов.
Т. Маколей

Со своей колокольни чаше смотрят вниз, чем вверх.
Г.

Малкин

Беспечность и любовь к покою — это обыкновенный порок знатных людей.
Ж. Массийон

Запоздалая добродетель большей частью есть не что иное, как бессилие порока.
Ж. Массийон

Если людям на их мирском поприще помогают их добродетели, то, может быть, столь же часто помогают им и их пороки: раболепство и наушничество, жестокосердие и скаредное себялюбие, ложь и обман, дозволенные в торговле, игорные спекуляции.
Л. Милль

Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.
М. Монтень

Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.
М. Монтень

Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его.
Ш. Монтескье

Есть средства бороться с преступлениями: это наказания; есть средства для изменения обычаев: это примеры.
Ш. Монтескье

Развращенность бывает двух родов: или когда народ не соблюдает законов, или когда он развращается законами, и это последнее зло неисцелимо, так как оно заключается в самом целительном средстве.
Ш. Монтескье

Грязь блестит, пока солнце светит.
И. Гёте

Я не создан для этого мира, где стоит только выйти из дома, как попадаешь в сплошное дерьмо.
И. Гёте

Пытаться излечить людей от пороков, не искоренив в них предрассудков, — бесполезно.
П. Гольбах

Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше.
Гораций

Бурьян растет на жирной почве, разврат — на почве пресыщения.
М. Горький

До той поры, пока мы не научимся любоваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на нашей планете, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни.
М. Горький

Весьма влияет благотворно
И создает в душе уют
Наш мир, где так везде проворно
Воруют, лгут и предают.
И. Губерман

Всегда проистекают из того
Конфузы человеческого множества,
Что делается голосом его
Крикливая нахрапистость ничтожества.
И. Губерман

Являясь то открыто, то украдкой,
Но в каждом — и святом и подлеце
— Сливаются на время жизни краткой
Творец, вампир и вор в одном лице.
И. Губерман

Даже в пороке есть свое разделение труда. Одни предаются размышлениям, другие действуют.
У. Гэзлитт

Девица губит красоту свою блудом, а мужчина мужество — воровством.
Даниил Заточник

Да притом такова уж природа человеческая, что брань и ругань людям слушать сладко…
Демосфен

Есть ли больший недостаток, чем подмечать чужие недостатки?
Д. Джебран

Порок раздражает людей только время от времени, а внешние его черты раздражают их с утра до вечера.
Д. Дидро

Эта упорная склонность к лени, это презрение к труду, эта намеренная праздность, безусловно, являются неисчерпаемым источником огорчений и, следовательно, значительным препятствием на пути к счастью.
Д. Дидро

О, жрать, да спать, да гадить, да сидеть на мягком — еще слишком долго будет привлекать человека на земле…
Ф. Достоевский

Тот, кто собственных видеть не хочет пороков, их отыщет легко у святых и пророков. Тот, кто знает, что склонен порою к пороку, у другого искать их не станет без проку.
Древнеинд.

Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести.
Екатерина П

Пороки человека — самая доходная статья подпольного бизнеса да и государства тоже.
В. Зубков

Что гаже в человеке, чем покорность при нужде и заносчивость в богатстве?
Ибн Аби Талиб

Проще неводом воды зачерпнуть и вымыть плиты, чем изъять порок, издревле внедренный в душу человека.
Иоанн Богослов

Низость и леность вредят не только тому, кто предался им, но и тому, кто видит их.
Исаак Ненивийски

Склонность к удобствам в человеке хуже любого другого зла в жизни.
И. Кант

Безапелляционная уверенность в своей правоте свойственна либо очень молодым людям, либо безнадежным глупцам. Умный и образованный человек всегда колеблется перед принятием какого-либо решения и не стыдится отменить его, если оно неправильно.
Б. Кедров

Избавишься от одного порока — вырастут десять добродетелей.
Кит.

Пустой мех вздувается от ветра, пустая голова — от чванства.
М. Клаудиус

Наблюдение чужих пороков очень полезно для самоисправления: собственный порок становится особенно противен, когда увидишь его в другом и почувствуешь, как неприятно обладать тем, что сейчас осмеял, ибо мы любим осмеивать всех и вся, кроме себя и своего.
В. Ключевский

Достаток распутного равняется короткому одеялу: натянешь его к носу — обнажатся ноги.
Козьма Прутков

Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств. Благочестие, ханжество, суеверие — три разницы.
Козьма Прутков

Порок — это зло, которое делается без удовольствия.
Г.

Колетт

Грубые и вульгарные души всегда будут питать большее уважение к богатству, чем к таланту.
Ч. Колтон

Порок имеет больше мучеников, чем добродетель.
Ч. Колтон

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
Конфуций

Распутство и пьянство приводят лишь к безумию.
Кратет

Желание начать новую жизнь — не от хорошей жизни.
Б. Крутивр

Всякий порок есть следствие праздности.
П. Курье

Обладать чем-нибудь, дающим превосходство над другими, — большой порок.
Кэнко-Хоси

В одном отношении люди отличаются редким постоянством, отступая от него лишь когда дело касается мелочей: меняется все — одежда, язык, манеры, понятия о приличии, порою даже вкусы, но человек всегда зол, неколебим в своих порочных наклонностях и равнодушен к добродетели.
Ж. Лабрюйер

Каждое утро мы раскрываем глаза, как купец — ставни своей лавки, и выставляем себя напоказ, чтобы обманывать ближнего; а вечером снова закрываем их, потратив целый день на обман.
Ж. Лабрюйер

Пороки порождаются развращенностью души; недостатки — порочностью характера; смешные стороны — недостатком ума.
Ж. Лабрюйер

В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.
Ф. Ларошфуко

Порок развязывает войну; добродетель воюет за правое дело.
А. Моруа

Гнусен мир, где владеет человек человеком.
В. Незвал

До тех пор пока общество считает образцом тех, кто вышел победителем на поприще стяжательства, а главной движущей силой признает стремление к прибыли, огромное большинство людей будет следовать этим путем.
Д. Неру

Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее принимали за силу.
Ф. Ницше

Также и в удовлетворении своих желаний (пиши, женщин, имущества, чести, силы) большинство людей поступают, как стадный скот, а не как личности… даже если они личности.
Ф. Ницше

Есть пороки, которые коренятся в нас только благодаря другим нашим порокам и которые исчезнут, лишь только мы избавимся от последних: так спадают ветки дерева, когда подрубишь ствол.
Овидий

Мы стойки в добродетели не потому, что сильны духом, а потому, что нас с двух сторон поддерживает напор противоположных пороков.
Б. Паскаль

Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, но желает искренне и вполне, — такое желание не может оказаться безуспешным.
Ф. Петрарка

У кого много пороков, у того много и повелителей.
Ф. Петрарка

Из необдуманных слов, из мелких непоследовательностей, из незаметных оплошностей складывается мало-помалу большая часть человеческих страданий и человеческих подлостей.
Д. Писарев

Избегнуть смерти нетрудно, а вот что гораздо труднее — это избегнуть испорченности: она настигает нас стремительней смерти.
Платон

Когда порок доходен — правда убыльна.
Публилий Сир

Кто попустительствует дурным людям, тот вредит хорошим.
Публилий Сир