Мусульмане в армении

29.09.2018 0 Автор admin

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 24 ноября 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 24 ноября 2017; проверки требуют .

Ислам в Армении в настоящее время не имеет большого числа последователей, хотя в определенный период истории он был господствующей религией на территории Эриванского ханства. В современной Армении ислам исповедуют в основном курды и персы. Община курдов-мусульман насчитывает 2 тысяч человек и проживает в основном в Абовянском районе. Несмотря на постоянное снижение удельного веса мусульман на территории Армении с момента присоединения региона к России и последовавших за этим миграций населения, до начала карабахского конфликта в Армении сохранялась крупная мусульманская община, состоявшая в основном из азербайджанцев, однако практически все они были депортированы с территории республики.

Ислам появился в Армении в VII веке н. э. в период арабских завоеваний. Ибн-Хаукаль, автор X века, сообщает:

Дабиль — город больше Ардабиля; это самая значительная местность и округ во внутренней Армении. Он же столица Армении и в нём дворец правителей области Армении… Вокруг города стена; христиан в нём много, и соборная мечеть города рядом с храмом, как мечеть Химса, смежная с церковью и находящаяся рядом с ней. … Большая часть Армении населена христианами.

Для укрепления своей власти и ускорения процесса исламизации арабские халифы заселяли покоренные земли арабскими племенами, и довольно много их появилось в Армении.

Первые огузские кочевые племена, исламизированные в X веке, появились на территории Армении в середине XI века. Начиная с XI века, территория Армении подвергается нашествию тюрок-сельджуков, сопровождаемому опустошениями. Нашествие сельджуков привело к расселению в регионе мусульманского населения и вынужденной эмиграции значительной части армян. С этого момента в Армении начался многовековой процесс оттеснения местного христианского населения и замещения его мусульманским. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии . Новая волна нашествий тюрок-мусульман на Армению связана с татаро-монгольским нашествием, затем с Тимуром. При этом все большее число земель отнималось у местного армянского населения и заселялось пришлыми кочевниками, исповедующими ислам. В XVI веке была предпринята попытка исламизировать армян, для чего были приняты т. н. «законы Джафара» (по имени имама Джафара ал-Садека), по которым армянин, принявший ислам, мог единолично претендовать на наследство родителей . Тотальное переселение жителей региона вглубь Персии, организованное персидским шахом Аббасом I, в 1603 году, т. н. «великий сургун», и заселение на их место туркменских племен окончательно изменило демографическую ситуацию в Армении в пользу исламского населения.

В ходе османо-сефевидских войн в 17-18 веках с территории Эриванской области было переселено свыше 350000 армян. Наиболее массовые переселения наблюдались в 1603 году, когда 250 тысяч армян были переселены из окрестностей Еревана и Нахичевана в глубь Персии, в область Хорасан. В последнее десятилетие существования ханства, между 1795-1810 гг., только в Грузию уехало около 20 тысяч армян.

В результате изгнания свыше 350000 армян, сотни населенных пунктов полностью опустели. На почти полностью обезлюдевшие земли были поселены около 90000 мусульман.

В 1580-1600 гг. в Эриванскую область из Малой Азии было переселено тюркское племя Устаджлы.

В конце XVI и начале XVII вв. в регион переселены еще два тюркских племени — алпаут и байят

В XVI веке в Эриванской области утвердились три курдских племени — чамишкизек, хнуслу и пазуки.

В 1610-1620 гг. шах Аббас переселил в Восточную Армению тюркское племя каджаров , только в Эриване, Гяндже и Карабахе поселилось 50000 каджарских семейств, которые с течением времени ещё более умножились

В результате всех этих событий, в 1826 году в Эриванском ханстве проживало около 90 000 мусульман, среди которых было 54 810 тюрок-огузов из племен устаджлы, алпаут, байят, айрумы и каджары (около 10 000 семей), 25 237 курдов из племен чамишкизек, хнуслу и пазуки (5 223 семей) и 10 000 персидских солдат,проходивших в Армении военную службу.

В момент присоединения территории Восточной Армении к России в 1828 году из приблизительно 107 тысяч жителей Эриванского ханства 87 тысяч были мусульманами.

Армянские мусульмане

Согласно статистическим данным имперской администрации, составленным в 1831 году, число мусульман уменьшилось до 50 тысяч. В городе Эривань все ещё оставалось мусульманское большинство. Из 11400 жителей более 7000 были мусульмане. К 1869 году на территории Эриванского уезда было 60 мечетей.

К 1879 году мечети были расположены в следующих населенных пунктах Закавказья, расположенных ныне в пределах современных границ Армении (знаком * отмечены селения, где имелись только мусульманские молитвенные дома):

Согласно переписи 1897 года, в тогдашней Эриванской губернии насчитывалось 25218 мусульман из 92323 жителей губернии (27,3 % населения), по другим справочным данным — 41 % населения (36,7 % — шииты, 4,3 % — сунниты). К 1896 году в пределах Новобаязетского уезда (приблизительно соответствующего территории марза Гехаркуник) насчитывалось 10 мусульманских школ и 13 мечетей.

В 1906—1911 годах в одной только Эривани, согласно списку казенных и общественных зданий, составленному ереванским техником Б. Я. Меграбовым, существовало 8 мечетей: Мечеть Тапабашинская, Мечеть Шагарская, Мечеть Сартиб, Гёй мечеть (Голубая мечеть) Гаджи-Гусейн Али-хана, Мечеть Гаджи-Новруз-Али-бека, Мечеть крепостная, Мечеть Демирбулагская и Мечеть Гаджи Джафара..

К началу XX века мусульмане составляли 62 % населения Эриванского уезда (52,5 % населения — шииты) и 35,6 % — Эчмиадзинского (30 % шииты)

Однако в настоящее время на территории республики действует всего лишь одна мечеть — Голубая мечеть, находящаяся в Ереване. Она была построена эриванским ханом Гусейн-Али в 1765 году.

До XVI века, свыше 95% населения Эриванской области составляли армяне. Однако на протяжении XVII-XVIII веков из области было насильственно выселено свыше 350000 местных оседлых армян, а на их место поселены мусульманские племена (чаще всего кочевые) тюркского, курдского и персидского происхождения, общим числом 90000 человек. Для реализации необходимых религиозных обрядов столь большого мусульманского населения Персидская империя построила в Эриванской области десятки мечетей.

Мечетей постройки до XVI века в Ереване не сохранилось, все они были разрушены в войнах османов и сефевидов, когда город переходил из рук в руки . После взятия Эривани в 1827 году русскими главная эриванская мечеть, построенная ещё турками в 1582 году и украшавшаяся золотой луной, была обращена в православную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в память взятия в этот день крепости (сама золотая луна была отправлена сардаром в Казвин). К 1852 году в Эриване было восемь мечетей, две из которых были превращены в арсенал и магазин, а остальные — Залиханская, Навруз-Али-бегская, Сартин-ханская, Гусейн-Али-ханская, Гаджи-Имамвердиевская и Гаджи-Джафар-бегская. Также при каждой мечети находилась школа, где грамоте обучалось несколько десятков мальчиков. В Гусейн-Али-ханской мечети учеников было около 200.

В начале XX века, когда 49 % населения Эривани и 53,5 % населения Эриванского уезда составляли азербайджанцы (адербейджанские татары), в городе было 7 шиитских мечетей. В советский период большинство их было закрыто (так же, как и большинство армянских церквей). Из мечетей на сегодняшний день сохранилась только мечеть Гусейн Али хана (Голубая мечеть), отреставрированная иранскими мастерами. В 1990 году была снесена бульдозером небольшая азербайджанская мечеть на ул. Варданац, под влиянием слухов о разрушении армянской церкви в Баку; по словам британского журналиста Томаса де Ваала, «ей не посчастливилось: постройку не сочли „персидской“ и снесли.» Среди снесенных в начале 1930-х гг. памятников также ханский дворец, память о котором сохранилась в рисунках художника Г. Гагарина, и развалины турецкой крепости.

Археолог Филип Л. Коль отмечает малочисленность существующих в Армении исламских памятников, включая столицу, Ереван. Указав на преобладание мусульманского населения на территории Армении до подписания Туркменчайского договора и последовавших за ним этнических перемещений, Ф. Коль пишет:

К какой бы демографической статистике мы не обратились, не подлежит никакому сомнению, что значительные материальные памятники ислама должны были существовать в этом регионе. Их почти полное отсутствие в наши дни не может быть случайным.

No matter what demographic statistics one consults, it is simply unquestionable that considerable material remains of Islam must once have existed in this area. Their near total absence today cannot be fortuitous.

kavpolit.com 15.11.2013  Заур Караев.

Армянская община Турции становится все более активной

Совсем недавно в Турции прошла конференция, посвященная армянам-мусульманам, проживающим в Турции. Примечательно то, что эта первая за всю историю Турции подобного рода конференция. Более того, прошла она в Стамбуле, в одном из ведущих университетов этого города и всей страны. Отличилось мероприятие также тем, что активное участие в нем принимали как турецкие, так и армянские специалисты.

Вопросы конференции

Состоялась конференция в Босфорском университете – в одном из лучших европейских вузов. Количество собравшихся было очень большое. Сюда приехали различные политологи, историки, общественные деятели и различные эксперты в других областях. Были и американцы, и французы, пара шведов, но больше всего было армян и турок, что, можно сказать, вполне естественно.

В общей сложности пришедших на конференцию вместе с журналистами можно было насчитать около тысячи, несмотря на то, что официальных участников конференции было всего шестьсот.

В Ереване обсудили тему армян-мусульман

Поговаривали, что на конференцию должен был явиться сам Орхан Памук – известный турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии, но он не пришел.

Конференция продолжалась в течение нескольких дней – со второго по четвертое ноября. Обсуждено было не так уж и много вопросов.

Самым главным стал вопрос, касающийся положения армян-мусульман, проживающих в Турции и в Европе. Турецкий ученый и политолог Танер Акчам сгруппировал основные проблемы этой части турецкого общества следующим образом.

Армяне-мусульмане не могут наладить связи с армянской общиной, так как последняя относится к ним с определенной долей презрения. Это обусловлено единственным фактором – религиозная принадлежность. По его утверждениям, даже в настоящее время весьма серьезным фактором в вопросах признания кого-то армянином служит религиозный фактор, то есть если человек генетически армянин, но не является христианином, то считать армянином его вряд ли будут.

И такова позиция не только диаспоры, но и официального Еревана, и тем более армянского высшего духовенства. Более того, Акчам отметил, что некоторые армяне-мусульмане, уезжая из Турции заграницу на учебу, начинали исповедовать христианство, считая, что это поможет налаживанию отношений с диаспорой. Однако это никак не помогло, потому как большую роль играет исторический барьер, образовавшийся в результате отделения части этноса и помещения в чужеродную среду. По словам ученого, с армянами, переселившимися в свое время в различные части современной Турции, основная часть этноса давно распрощалась «как с погибшими».

И, кстати, винит в этом Акчам в первую очередь не современную армянскую общественность, а тогдашние турецкие власти. По его словам, по большей части именно столь странная политика расселения армян в различных районах Турции сказалась губительно. Будучи отколотыми от основной части народа, эти люди достаточно быстро подвергались естественной ассимиляции, ускоренной искусственным компонентом.

Акчам считает, что в первую очередь нужно считать геноцидом не только массовые убийства в начале XX века, но и ассимиляцию, так как по его подсчетам сегодня в Турции людей с армянскими корнями не менее трех миллионов (примерно все население современной Армении), и именно этих людей Акчам называет «скрывающимися армянами», так как они не утратили свою армянскую самоидентификацию.

Слова Акчама подтвердила студентка Оксфордского университета, являющаяся армянкой-мусульманкой, пожелавшая представиться как Берфин. Более того, она сказала, что и европейское общество со всей своей толерантностью не представляет себе армянина, который был бы последователем ислама: «Когда я обратилась в студенческое общежитие во Франции, они попросили у меня документ о крещении, и они не приняли меня, когда я не смогла представить его».

Продолжаяделиться своими взглядами на положение турецких армян, Танер Акчам выделил еще одну серьезную проблему. И проблема эта исключительно политическая – на протяжении долгих лет политический режим Турции негативно влиял на национальное сознание армян. Правительство всячески старалась отуречить подданных, искоренив в них всякие претензии на свое «армянство».

Этому способствовало изменение армянских фамилий на турецкие, запрет на преподавание в густонаселенных местах армянского языка и установление необходимости изучать именно турецкий. Решающим же фактором стал религиозный момент. Сделав весьма политически хитро армян мусульманами и почти турками, власти перестали о них волноваться, а в скором времени и вовсе стали считать их такими же турками, как и они сами.

Смешанные браки, усиление бюрократии, расширившей значение турецкого языка во всех провинциях и во всех сферах жизни, индустриализация периферии – все это сыграло решающую роль в обращении в настоящих турок тех, кто еще совсем недавно считались армянами. Несколько строго националистическая политическая концепция турецкого государства в ХХ веке доделала начатое Османской империей – последняя привила новый образ жизни, а первая нависла неким пугающим предметом над теми, кто еще робко пытался вспоминать об армянских корнях, что в результате привело к мысли, что удобнее быть турком и никем более.

Также много времени было уделено обсуждению негативного отношения основного населения Армении к турецким армянам. По мнению турецкого политолога Дженгиза Актара, связи армянской общины Турции с современными жителями Армении фактически не существует. И именно по этой причине еще более скорыми темпами двигается отуречиванье.

Кроме того, на конференции много времени было уделено обсуждению массовых убийств армян в начале двадцатого века.

Ислам в Армении в настоящее время не имеет большого числа последователей, хотя в определенный период истории он был господствующей религией на территории Эриванского ханства. В современной Армении ислам исповедуют в основном представители курдской и персидской национальностей. Община курдов-мусульман насчитывает несколько сотен человек и проживает в основном в Абовянском районе. Несмотря на постоянное снижение удельного веса мусульман на территории Армении с момента присоединения региона к России и последовавших за этим миграций населения, до начала карабахского конфликта в Армении сохранялась крупная мусульманская община, состоявшая в основном из азербайджанцев и курдов-мусульман, однако практически все они были депортированы с территории республики.

Появление ислама в Армении

Ислам появился в Армении в VII веке н.э. в период арабских завоеваний. Ибн-Хаукаль, автор Х века, сообщает:

Дабиль — город больше Ардабиля; это самая значительная местность и округ во внутренней Армении.

Ислам в Армении

Он же столица Армении и в нем дворец правителей области Армении… Вокруг города стена; христиан в нем много, и соборная мечеть города рядом с храмом, как мечеть Химса, смежная с церковью и находящаяся рядом с ней. … Большая часть Армении населена христианами.

Для укрепления своей власти и ускорения процесса исламизации арабские халифы заселяли покоренные земли арабскими племенами, и довольно много их появилось в Армении.

Первые огузские кочевые племена, исламизированные в X веке , появились на территории Армении в середине XI века. Начиная с XI века, территория Армении подвергается нашествию тюрок-сельджуков — предков печенегов, а также современных турок, туркменов, турок-месхетнцев, туркоманов, гагаузов, саларов, азербайджанцев и частично узбеков, сопровождаемому опустошениями. Нашествие сельджуков привело к появлению в регионе мусульманского населения и вынужденной эмиграции значительной части армян. С этого момента в Армении начался многовековой процесс оттеснения местного христианского населения и замещения его мусульманским. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии . Новая волна нашествий тюрок-мусульман на Армению связана с татаро-монгольским нашествием, затем с Тимуром. При этом все большее число земель отнималось у местного армянского населения и заселялось пришлыми кочевниками, исповедующими ислам . В XVI веке была предпринята попытка исламизировать армян, для чего были приняты т. н. «законы Джафара» (по имени имама Джафара ал-Садека), по которым армянин, принявший ислам, мог единолично претендовать на наследство родителей . Тотальное переселение жителей региона вглубь Персии, организованное персидским шахом Аббасом I, в 1603 году, т. н. «великий сургун», и заселение на их место туркменских племен окончательно изменило демографическую ситуацию в Армении в пользу исламского населения.

Численность мусульман и мечетей

На фото: Эривань. Минарет городской мечети

В момент присоединения территории Восточной Армении к России в 1828 году из приблизительно 107 тысяч жителей Эриванского ханства 87 тысяч были мусульманами. Согласно статистическим данным имперской администрации, составленным в 1831 году, число мусульман уменьшилось до 50 тысяч. В городе Эривань все еще оставалось мусульманское большинство. Из 11400 жителей более 7000 были мусульмане.

Согласно переписи 1897 года, в тогдашней Эриванской губернии насчитывалось 25218 мусульман из 92323 жителей губернии (27,3 % населения), по другим справочным данным — 41 % населения (36,7 % — шииты, 4,3 % — сунниты).

В 1906—1911 гг-х в одном только Ереване, согласно списку казенных и общественных зданий, составленному ереванским техником Б. Я. Меграбовым, существовало 8 мечетей: Мечеть Тапабашинская, Мечеть Шагарская, Мечеть Сартиб, Гёй мечеть (Голубая мечеть) Гаджи-Гусейн Али-хана, Мечеть Гаджи Новруз Али-бека, Мечеть крепостная, Мечеть Демирбулагская и Мечеть Гаджи Джафара. Однако в настоящее время на территории республики действует всего лишь одна мечеть — Голубая мечеть, находящаяся в Ереване. Она была построена эриванским ханом Гусейн-Али в 1765 году.

Уничтожение исламских памятников

На фото: Вид Эривани с минаретами в 1796 году

Мечетей постройки до XVI века в Ереване не сохранилось, все они были разрушены в войнах османов и сефевидов, когда город переходил из рук в руки . В начале ХХ века, когда 49 % населения Эривани и 53,5 % населения Эриванского уезда составляли азербайджанцы (адербейджанские татары), в городе было 7 шиитских мечетей. В советский период большинство их было закрыто (также, как и большинство армянских церквей). Из мечетей на сегодняшний день сохранилась только мечеть Гусейн Али хана (Голубая мечеть), отреставрированная иранскими мастерами. В 1990 году была снесена бульдозером небольшая азербайджанская мечеть на ул. Варданац, под влиянием ложных слухов о разрушении армянской церкви в Баку; по словам британского журналиста Томаса де Ваала, «ей не посчастливилось: постройку не сочли „персидской“ и снесли.» Среди снесенных в начале 1930-х гг. памятников также ханский дворец, память о котором сохранилась в рисунках художника Г. Гагарина, и развалины турецкой крепости.

Действующая «Голубая Мечеть» в столице Армении уже много лет служит символом армяно-иранской дружбы.

Мечеть площадью 7000 кв. м была построена в 1765 году (1144 г. по персидскому календарю) ханом Хусейн Али – в то время сардаром Эривана. В юго-восточной ее части находится минарет высотой 24 метра, имеется 28 павильонов, в северной — расположилась библиотека, а в южной части — основной зал, купол и внутренний двор.

После второй мировой войны и до 1995 года, на территории мечети располагался музей истории и природы Еревана. В нем хранились дошедшие до наших дней, а также найденные археологами и представляющие ценность старинные предметы.

Новую жизнь мечети дала реконструкция 1996-1999гг, средства для которой выделил Иран. Сегодня «Голубая мечеть» — культурный центр иранской общины в Армении. Несколько раз в день сюда приходят мусульмане — совершить намаз.

В большой библиотеке представлены работы выдающихся персидских писателей, там же организовываются курсы персидского языка.

На орнаментах мечети – многочисленные надписи на арабском языке. Это мудрые изречения из главной священной книги мусульман – Корана.

Иранец Амир женился на армянке 20 лет назад и с тех пор живет в Ереване. Голубая мечеть — святой уголок для него. «Здесь мне дорог каждый сантиметр, если у меня бывает свободное время, я обязательно сюда прихожу. Люблю просто посидеть, подумать, тут есть уже родные для меня люди, с которыми можно посоветоваться, поделиться мыслями», — рассказывает Амир.

Каждый четверг после заката — обязательный намаз, его правоверный мусульманин пропускать не может.

Армянские "братья-мусульмане": живет ли дух армян вне христианства?

В дни Рамадана (мусульманский пост), как говорит наш собеседник , вечером в мечети собираются верующие, чтобы вместе поужинать. Амир практически не пропускает ни одного собрания общины.

«Несмотря на то, что мечеть кирпичная, у нее есть душа, она дышит», — говорит Амир.

Впрочем, для Амира — это не только святое место, но и родной уголок на чужбине. Летними вечерами он часто приходит сюда, чтобы просто провести время, посидеть во дворе мечети, вдохнуть аромат душистых цветов, полюбоваться фасадом здания.