Мусульманин и христианка

10.08.2018 0 Автор admin

Материалы подготовил — Имам Московской мемориальной мечети, богослов — Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др. http://umma.ru/

Исламское каноническое законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христианками и иудейками). Во все времена — как в период миссии Пророка, так и в наши дни — мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и иудейках.

Сегодня же, в условиях глобализации и смешения культур, вследствие межконфессиональных браков, в семьях возникает ряд проблем, например с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с прививанием им исламского мировоззрения. Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически недозволенно.

Подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания /01/. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа ‘Умара, который в бытность свою правителем правоверных призывал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, сразу развелись. Тот же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что прямого запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться.

Приказ ‘Умара не был безоснователен /02/. Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания /03/, многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели.

Некоторые теологи, особенно ханафитского мазхаба, заявляют о запретности (харам) такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство, так как в таких условиях, в основном, был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего — праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в вопросах семьи, брака, наследования и т.д.). Немаловажным фактором являются имеющие место в некоторых государствах националистические, антиисламские настроения в обществе и пропаганда в средствах массовой информации, а также (возможно, вследствие вышесказанного) категоричное желание супруги-немусульманки воспитать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Такое положение вещей не может не оказать влияния в первую очередь на семьи, в которых супруга (хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей) не является мусульманкой: ослабляются духовно-религиозные и национально-культурные основы семьи.

Конечно, исламские каноны допускают брачные союзы между мусульманами, с одной стороны, и христианками или иудейками — с другой, однако нужно понимать, что в этой дозволенности Господом заложена сокровенная мудрость и польза.

Можно ли мусульманину жениться на христианке? Действителен ли такой брак?

Человек, вставший на путь истины, постарается помочь и ближнему обрести этот путь, приложит все усилия для того, чтобы члены его семьи услышали Слово Господне и на практике выполняли Его заповеди, что нелегко порой осуществить даже в мусульманской семье, если общество и окружение тому не способствуют.

Тот мусульманин, который женится на женщине христианского или иудейского вероисповедания из-за ее красоты, но затем не предпринимает никаких усилий для того, чтобы она поняла и приняла мусульманские ценности, подпадает под действие вышеупомянутого приказа халифа ‘Умара. Если же он пренебрегает этим серьезным предостережением, то ставит под сомнение благополучие свое и своих детей в обоих мирах.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что бракосочетание мусульманина с целомудренной и благонравной женщиной христианской и иудейской культур канонически разрешено, однако необходимо принимать во внимание (1) сохранение в семье статуса мужа согласно канонам Ислама, (2) желательность принятия супругой исламского вероучения и (3) обязательность воспитания детей в духе морали и религиозности, заповеданных Священным Кораном и Сунной заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует). И все это должно быть в контексте веры в Единого Бога, среди последних пророков Которого были Моисей, Иисус и Мухаммад.

Да убережет нас Всевышний от необдуманных поступков и дарует нам и нашим потомкам пути и возможности для достижения счастья в мире земном и в мире вечном!

***
Я — православная, а он — мусульманин. Мы полюбили друг друга и хотели бы создать семью. Возможно ли это и при каких условиях?
Если ваши чувства полны, искренни и взаимны, то попытайтесь увидеть мир через призму того мироощущения, которым живет ваш любимый человек и, возможно, вы сами ответите на возникшие вопросы.

Моя жена-христианка хочет обвенчаться. Могу ли я с ней обвенчаться, а потом совершить аналогичный ритуал по мусульманским традициям? Если это возможно, то что и как нужно сделать? Наиль, 21 год.
Нет необходимости венчаться, вам не следует этого делать, достаточно будет регистрации в загсе и мусульманского бракосочетания.

Мой жених мусульманин, я — христианка. Его родители настаивают на том, чтобы я поменяла вероисповедание, иначе меня не примут в семью. Но я не готова к этому, точнее сказать, мне эта религия абсолютно неизвестна, правду говоря, даже страшно, так как, я думаю, это большой грех. Что я должна делать? Я боюсь потерять своего молодого человека. Вероника, 27 лет.
Да, смена вероубеждения с точки зрения любой конфессии расценивается как грех, вероотступничество. Но «нет принуждения в религии!» (Св. Коран, 2:256). Только ваше сердце может подсказать, как быть. Для ознакомления с Исламом прочитайте мои книги «Путь к вере и совершенству» и «Мир души».

Я христианка, встречаюсь с мусульманином уже 8 месяцев. У нас замечательные отношения, но я была замужем и боюсь сказать ему об этом. Думаю, что, если скажу, он решит расстаться. Устала молчать и общаться из-за этого все труднее. Ведь для него это позор, с моей же стороны обман. Ольга, 22 года.
Лучшим будет сказать правду.

Я имею мусульманские корни, сама наполовину армянка. Свою жизнь я бы хотела связать с мусульманином. Меня тянет к Исламу. Но только у меня начинаются отношения с каким-то молодым человеком из этой среды, как через время все прекращается только потому, что я иноверка. Ответьте еще: почему родители бывают порой против счастья своих детей? Я из приличной семьи, скромна и воспитана, но смотрят, как кажется, не на это.
У них, родителей, свое понимание счастья. Для каждого человека оно имеет свои формы, оттенки, цвета.

Я женился на русской девушке. После женитьбы узнал, что она не девушка, у нее были до меня отношения с другим. Могу ли я дальше жить с ней? Разрешено это или запрещено? Сейчас она изучает Ислам и собирается стать мусульманкой.
Ваша ситуация — это печальная и распространенная реальность нашего времени. В данном случае канонически вы имеете право развестись, но и можете жить с ней дальше, если считаете, что она покаялась в содеянном и не собирается больше повторять такого рода греховные и пагубные действия.
Надеюсь, у вас самого ни с кем не было интимных отношений до женитьбы на ней.

Скажите, пожалуйста, как должен поступить мусульманин, женатый на немусульманке, которая не принимает Ислам, хотя на словах говорит, что хочет стать мусульманкой, а фактически ничего не делает?
Будьте полноценным мусульманином, то есть таким человеком, от которого исходит только благо, позитив, созидательная энергия как в отношении других, так и в отношении самого себя (стремление успешно реализовать свои возможности и постоянно интеллектуально, физически, духовно самосовершенствоваться). Это потребует от вас серьезного настроя и многочисленных затрат энергии и сил, но все быстро окупится результатом. Не грубите, не принуждайте, и вы увидите, как преобразятся окружающие в итоге вашего личного преображения. «Пример воздействует сильнее, чем проповедь» /04/.

Как вы думаете, могу ли я, мусульманин, жениться на девушке-христианке, которая желает принять Ислам, как мне кажется, ради меня, ради брака (не по убеждению пока)? Джимми, Франция.
Теоретически — можете, а практически — очень ответственно.

Разрешается ли мужчине-мусульманину жить с женой-немусульманкой, хотя он многократно призывал и увещевал ее? Я знаю, что мусульманину можно жить с женой-христианкой, иудейкой. А если она вообще не относится ни к первым, ни ко вторым?
Вопрос о том, можно ли жить с женой-немусульманкой (тем более не относящейся ни к христианам, ни к иудеям) был бы актуален, если бы задавался до бракосочетания, а не сейчас, когда отношения уже реализованы.

Для мусульманина, как человека покорного, преданного Богу, в подобной ситуации терпение является единственным ключиком к сохранению семьи, тем более той, в которой есть ребенок, нуждающийся как в отцовской, так и в материнской заботе. К тому же человеку, сформировавшемуся как личность в обществе, в котором духовность явно в упадке, бывает очень сложно изменить свой внутренний мир, наполнить его верой и тем более понять и принять заключительное Писание, ниспосланное всему человечеству, особенно когда нет живого примера мусульманской добродетели, например в лице любимого мужа. Кстати, некоторым супружеским парам потребовались годы, чтобы прийти к Божественной Истине.

С другой стороны, существует исторический факт, связанный со вторым праведным халифом ‘Умаром, который в бытность свою правителем в повелительной форме призвал мусульман, чьи жены (христианки и иудейки) за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали правоверными мусульманками, — развестись с ними.

Муж татарин, мусульманин, я — православная, причем очень верующая, соблюдающая все посты и каноны, из непьющей и некурящей семьи. Муж до свадьбы уверял, что с ребенком вопросов в религии быть не должно, что я смогу воспитывать детей в своих традициях. Но сейчас, когда я в положении, он ходит грустный, понурый, я догадываюсь из-за чего. Он боится, что я дам ребенку христианское имя, что ребенок не будет знать мусульманских традиций. Что делать? Я очень люблю мужа и не хочу, чтобы он расстраивался. Он говорит, что, даже если я сделаю по-своему, он меня никогда не бросит, но будет всю жизнь жить в тоске и печали, как бы уйдет в себя. Он меня таким образом как бы шантажирует. Можно ли сделать ребенку обрезание, читать азан и икамат, а потом крестить в Церкви? Возможно ли ребенку привить сразу две веры и не считается ли страшным грехом, если ребенок будет посещать Мечеть и Церковь? Мне, как человеку образованному и городскому, кажется это возможным, учитывая, в каком веке мы живем, чтобы избежать семейных конфликтов и упреков.
Ислам — этап религиозного развития человечества, следующий за Иудаизмом и Христианством. Прививать сразу несколько вероисповеданий нереально, тем более когда между ними есть серьезные отличия. Для человека же верующего, если он действительно осознает смысл и значение своей религии, это абсурдно, это, что называется, и ни туда и ни сюда. Реакция вашего мужа ясна, поймите, что ему, как главе семьи, отвечать пред Богом в Судный День за праведность, правильность вероубеждения своих жены и детей.

/01/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6654.
/02/ Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками.
/03/ « стало разрешенным для вас все хорошее . Также разрешена для вас пища людей Писания, а ваша пища разрешена для них. Разрешено вам жениться на благочестивых из числа мусульманок и благочестивых из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им свадебный подарок , желая жениться на них , а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру, отказывается от нее , а до этого был ее носителем, благие дела того теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) » (Св. Коран, 5:5).
/04/ С. Джонсон.

ВОПРОС: Ассаламу алейкум Мейрам ага. Ниже привожу письмо с сайта www.muslim.kz вопросы и ответы. Подскажите пожалуйста правильно ли они ответили на поставленный вопрос нужно делать никах или нет, или это обратно заблуждения имама? На мой взгляд это противоречит сунне пророка (с.а.с.). Мой вопрос не рамещайте на сайте. Даурен. Вопрос:   Мы с женой были христианами, пока Аллах не открыл мне сердце, я пришел в мечеть и принял Ислам. Сейчас хочу начать намаз. Жена и ее родственники были немного против моего выбора. Но тем не менее мы продолжаем жить вместе, у нас трое детей. У меня возник вопрос: необходимо ли нам совершить никах заново или достаточно нашего предыдущего венчания в церкви и ЗАГСе?
Ответ:   Вашего предыдущего брака достаточно и Вы можете продолжать жить вместе. Так как мусульмане могут вступать и находиться в браке с женами христианками. В Коране по этому поводу говорится: "Вам разрешено брать в жёны из целомудренных, верующих в Аллаха, а также из тех целомудренных, которым было ниспослано Писание до вас (то есть из христианок и иудеек)".

МОЙ ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Даурен брат!

Я еще не менял свое отношение к безграмотности наших доморощенных имамов и не собираюсь, пока они будут вводить мусульман в заблуждение. Несмотря на вашу просьбу, решил опубликовать свой ответ на ваш вопрос, т.к. послушав маразмы безграмотных имамов, наши братья и сестры обычно следуют за ними, считая только их на истинном пути. Безграмотные имамы своим невежеством даже шариат отодвигают ради денег, поэтому всем всегда предлагают жениться на христианке или иудейке! Надо прекратить это безобразие, поэтому решил разместить свой ответ всем тем, кто читает мои ответы, хотя раньше несколько раз отвечал на подобный вопрос, т.к. не у всех читателей сайта обычно хватает терпения искать ответ в архиве.

Никях совершается только между мусульманами. Поэтому прежде чем заключить никях, в обязанность имама (или любого человека) входит задать вопрос о принадлежности обеих сторон к Исламу. Перед никях муж или жена обязаны принять Ислам, сказав шахаду. В противном случае никях запрещается. А в этом случае у принявшего Ислам человека жена является христианкой. Поэтому необходимо, чтобы она приняла Ислам и стала мусульманкой!!! По шариату запрещено мусульманину жениться на многобожницах, в т.ч. христианке и иудейке. А наши безграмотные имамы даже приказ Аллаха нагло игнорируют:

«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая рабыня лучше многобожницы, даже если она понравилась вам. И не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий раб лучше многобожника, даже если он понравился вам.

брак между мусульманином и христианкой

Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения»(2: 221).

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помощники и друзья друг для друга. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них»(5:51).

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним (иудеям, христианам) явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105).

Всевышний Аллах сказал: «Впали в неверие те, которые говорят: “Аллах является третьим в троице”» (5: 73).

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (Покаяние, 113).

«Неужели верующий подобен нечестивцу? Не равны они!» (32:18).

Как видите из вышеприведенных аятов, брак мусульманина и многобожницы, т.е. христианки запрещено самим Аллахом! Если исходить из вашего случая, когда бывший христианин принял Ислам и стал мусульманином, а его жена и родственники против Ислама, надо изучать обстановку в этой семье. В любом случае, если жена и в дальнейшем будет противиться мужу в выполнений его религиозных обязательств, придется разводиться, несмотря на наличие детей. Но, как знаем из хадисов, развод является одним из больших грехов:

Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданные Ибн ‘Умаром:«Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного — развод». Поэтому надо сначала не торопясь тактично поговорить ему со своей женой и разъяснить все нюансы Ислама. При этом грубить и ускорить процесс нельзя. Как нас предупредил Аллах: «В вере нет принуждения!» Лучше всего делать дуъа и просит Аллаха раскрыть сердце своей жены к истине. Только один Аллах может помочь нам: «Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным» (76:3). Когда она примет Ислам, иншааЛлах, тогда и надо совершить никях.

А вот действителен ли их брак в данное время, я не знаю, т.к. это прерогатива одного лишь Аллаха! Я сказал лишь свое мнение, сославшись на Коран и Сунну. В любом случае их ранний брак в ЗАГС-е не является никях, т.к. никях – это брак мусульман в Исламе. Я не имею в виду бракосочетание мусульман в ЗАГС-е.

Брак между мусульманином и христианкой в россии и за границей