Мусульманская Испания в средние века

07.08.2018 0 Автор admin

Страны Пиренейского полуострова в эпоху Средневековья

Мусульманская Испания.

Христианские государства Испании в раннее Средневековье и начало Реконкисты.

Социально-экономическое и политическое развитие испано-христианских государств в VIII-XI вв.

Реконкиста в XI-XIII вв.

Государства Пиренейского полуострова в XIV-XV вв.

Мусульманская Испания

берберы, мавры – общее название коренных жителей Северной Африки, принявших ислам.

26 июля 711 г. – битва при р.

Арабская цивилизация в Испании

Рио-Барбате.

Родерик – король вестготов (710-711).

Кордова, Толедо, Севилья, Эбро, Наварра, Астурия

Септимания – историческая область на французском побережье Средиземноморья.

кантабры, астуры, баски

Арабский халифат (630-1258)

10 октября 732 г. – битва при Пуатье.

Омейяды – династия халифов (661-750)

Аббасиды (750-1258)

Абд ар-Рахман I – эмир Кордовы (756-788)

Кордовский эмират (756-929), халифат (929-1031)

Аль-Андалус=мусульманская Испания=Кордовский халифат

хаджиб – глава правительственного аппарата

вазир (визирь) – высший сановник

диван – орган исполнительной власти

кура – провинция (мн. число кувар)

вали – наместник

граф, comes

джизия – подушный ежегодный налог с немусульман мужского пола

харадж – поземельный налог

джунди – воин

икта – условное пожалование земельного надела

Аль-Хакам I (796–822)

мулькдарение в свободную наследственную собственность;

мусалима, мулади, муваллади – испанские христиане, перешедшие в ислам

мосарабы – арабизированные христиане

Абд ар-Рахман III(912–961)

Рамиро II – король Леона (931-951)

6 августа 939 г. – сражение при Симанкасе

Хашим II (976–1013)

Мухаммад ибн Абдалла ибн Абу Амир (Аль-Мансур) (939-1002) – хаджиб Хашима II

Амириды – потомки Абу Амира

Халиб ибн Абд ар-Рахман аль-Насири – военачальник Хашима II

Сантьяго-де-Компостела – «христианская Мекка» (Галисия)

1000 г. – битва при Сервере-де-Писуэрге

Абд аль-Малик аль-Музаффар – хаджиб (1002–1008)

тайфа – отдельное феодальное владение (=эмират)

12Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 158 | Нарушение авторского права страницы

Государство на Иберийском полуострове, возникшее в результате арабски завоеваний (711–714).

Название происходит от наименования полуострова жителями Северной Африки: «биляд аль-вандалус» (страна вандалов). Разбив с берберами вестготов, арабы подчинили почти весь полуостров, за исключением горных районов севера и северо-запада, где впоследствии возникли христианские государства: Леон, Наварра, Кастилия и Арагон. Основная часть 6-миллионного населения, состоявшего из романизированных потомков иберов, лузитан, кельтов и др., приветствовала приход арабов. Аль-Андалус стала провинцией Арабского халифата с центром в Дамаске. Успех восстания берберов Магриба (740–741) привел к мятежу их соплеменников в Аль-Андалусе. Захвативший власть Абд ар-Рахман ад-Дахиль положил начало Кордовскому эмирату, независимому от Багдада, и основал династию кордовских Омейядов. Арабские и берберские племена, а также бывшие христиане не желали подчиняться централизованной власти. Наиболее опасным было движение Омара ибн Хафсуна, исламизированного потомка вестготских аристократов, решившего вновь принять христианство. Он создал на юго-востоке Аль-Андалуское христианское королевство (880–928). Это совпало с движением «христианского мученичества» в других районах страны, которое было реакцией на успехи исламизации и арабизации, к Х в. изменившие численное соотношение между приверженцами ислама и христианства в пользу первых. Со смутами покончил первый халиф— Абд ар-Рахман ан-Насир. При нем и его сыне Аль-Андалус достиг высшего экономического, политического и культурного расцвета, а Кордова стала одним из самых богатых, красивых и населенных городов Европы. С первых десятилетий завоевания Аль-Андалуса исламизация и арабизация шли быстрыми темпами. Местные феодалы, приняв ислам, становились полноправными мусульманскими аристократами. Исламизация торговцев и ремесленников означала освобождение от подушной подати («джизьи»), а для рабов — личную свободу. Улучшилось положение крестьян. Евреи превратились в привилегированную общину и получили все права вплоть до права занимать высшие административные должности. В то же время завоеватели старались не смешиваться с коренным населением, сохраняли племенную структуру, «асабийю» (племенной патриотизм) и этническую солидарность. Браки арабов с местными женщинами положили начало поколению мусульман арабо-романского и арабо-вестготского происхождения. Родственники этих женщин часто не только принимали ислам, но и становились «мауля» (клиентами того или иного арабского племени), воспринимая язык, культуру, генеалогию и мифологию арабов. Потомки этих «мусалимов» уже считались «мувалладами» (урожденными мусульманами). Различия между ними и прочими мусульманами постепенно стирались. Аль-Андалус характеризовалось редким плюрализмом социокультурных и этноцивилизационных форм. Атмосферу веротерпимости и этноконфессионального многообразия поддерживали многочисленные выходцы почти из всех стран Европы и особенно Средиземноморья, попадавшие сюда разными путями. Большинство современных исследователей считают, что это общество представляло некий синтез «восточной» и «западной» структур: доарабские порядки и нравы сочетались с укоренением племенного фактора и соответствующих нравов и обычаев в быт местного населения, особенно его арабизированной и исламизированной части, а относительная свобода положения женщины — с наличием множества рабынь и наложниц; клановые и родовые связи, обычные у арабов и берберов, отсутствовали у мувалладов (урожденных мусульм.) и, тем более, у мосарабов (от «мустаараб» — арабизированный), особенно в городах. Аль-Андалус С 1009 начинается политический упадок Аль-Андалуса, разделившегося на ряд независимых эмиратов, конкурировавших и воевавших друг с другом; наступил период (1031–1091) «мулюк ат-таваиф» («удельных королей»). Упадок Аль-Андалуса усилил натиск Реконкисты. Магрибский эмир Юсуфу ибн Ташфину, к которому эмиры Аль-Андалус обратились за помощью, захватил почти все владения «мулюк ат-таваиф» и присоединил их к своему государству. Аль-Андалус потерял независимость. Под властью арабов остался лишь небольшой (1/20 всех земель Аль-Андалуса) Гранадский эмират. Слияние Арагона и Кастилии и возникновение единой Испании (1479) решили судьбу Гранады. Последний эмир Боабдиль сдал ее в январе 1492 «католическим королям» Изабелле Кастильской и Фернандо Арагонскому.

Испания в средние века

Аль-Андалус прекратил свое существование. Результатом знакомства европейской культуры с культурой Аль-Андалуса стало общепризнанное влияние андалуссийских арабов на архитектуру и быт жителей всего европейского Средиземноморья (более 4 тысяч арабских слов в испанском и португальском языках, черты значительного сходства материальной культуры, зодчества, хозяйственной и военной техники, нравов и обычаев, общность многих литературных традиций Аль-Андалуса и соседних с ним стран. Еще более глубокий след Аль-Андалус оставил в странах Магриба, с которыми был тесно связан все 80 лет своей истории. Культурное наследие Аль-Андалуса является неотъемлемой и важной частью национального духовного богатства стран Магриба.

Автор статьи: Р. Г. Ланда.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература

  • Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М.-Л., 1937.
  • Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. М., 1967.
  • Уотт У. М., Какия П. Мусульманская Испания. М., 1976.
  • Средневековая андалусская проза. М., 1985.
  • Al-Andalus. Culture et société (Revue de l’Occident Musulman et de la Méditerranée, Aix-en-Provence, 1985, № 40).
  • Dozy R. Histoire des musulmans d’Espagne. Leyde, 1932, tt. I–II.
  • González Palencia A. Historia de España musulmana. Barcelona. 1945.
  • Guichard P. Al-Andalus, 711–1492. Une histoire de l’Andalousie arabe. P., 2000.
  • Harvey L. P. Islamic Spain. 1250 to 1500. Chicago, 1990.
  • Levy-Provençal E. Histoire de l’Espagne musulmane. P., 1999, 3 vol.

Страны Пиренейского полуострова в эпоху Средневековья

Мусульманская Испания.

Христианские государства Испании в раннее Средневековье и начало Реконкисты.

Социально-экономическое и политическое развитие испано-христианских государств в VIII-XI вв.

Реконкиста в XI-XIII вв.

Государства Пиренейского полуострова в XIV-XV вв.

Мусульманская Испания

берберы, мавры – общее название коренных жителей Северной Африки, принявших ислам.

26 июля 711 г. – битва при р. Рио-Барбате.

Родерик – король вестготов (710-711).

Кордова, Толедо, Севилья, Эбро, Наварра, Астурия

Септимания – историческая область на французском побережье Средиземноморья.

кантабры, астуры, баски

Арабский халифат (630-1258)

10 октября 732 г.

Мусульмане в Средневековой Испании

– битва при Пуатье.

Омейяды – династия халифов (661-750)

Аббасиды (750-1258)

Абд ар-Рахман I – эмир Кордовы (756-788)

Кордовский эмират (756-929), халифат (929-1031)

Аль-Андалус=мусульманская Испания=Кордовский халифат

хаджиб – глава правительственного аппарата

вазир (визирь) – высший сановник

диван – орган исполнительной власти

кура – провинция (мн. число кувар)

вали – наместник

граф, comes

джизия – подушный ежегодный налог с немусульман мужского пола

харадж – поземельный налог

джунди – воин

икта – условное пожалование земельного надела

Аль-Хакам I (796–822)

мулькдарение в свободную наследственную собственность;

мусалима, мулади, муваллади – испанские христиане, перешедшие в ислам

мосарабы – арабизированные христиане

Абд ар-Рахман III(912–961)

Рамиро II – король Леона (931-951)

6 августа 939 г. – сражение при Симанкасе

Хашим II (976–1013)

Мухаммад ибн Абдалла ибн Абу Амир (Аль-Мансур) (939-1002) – хаджиб Хашима II

Амириды – потомки Абу Амира

Халиб ибн Абд ар-Рахман аль-Насири – военачальник Хашима II

Сантьяго-де-Компостела – «христианская Мекка» (Галисия)

1000 г. – битва при Сервере-де-Писуэрге

Абд аль-Малик аль-Музаффар – хаджиб (1002–1008)

тайфа – отдельное феодальное владение (=эмират)

12Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 159 | Нарушение авторского права страницы