Мусульманский коврик для молитв

19.12.2018 0 Автор admin

Житель Дагестана изобрел электронный коврик для совершения намаза. Новинка уже заинтересовала мусульман не только в республике, но и за рубежом. Теперь изобретатель ищет инвесторов для запуска серийного производства ковриков.

Сбиться со счета во время молитвенного цикла — ракята — довольно распространенное явление среди верующих мусульман. Один ракят включает в себя положенный набор движений и слов. А во время намаза положено выполнить несколько ракятов. Молодой дагестанский изобретатель Эльдар Клычев попытался решить проблему. И придумал электронный молитвенный коврик.

Эльдар Клычев, изобретатель: "Подумал, почему бы не придумать такой коврик, который будет подсказывать, сколько ракятов я совершил".

Выглядит такой коврик как самый обычный. Но в верхнем углу на маленьком табло высвечиваются цифры с количеством выполненных ракятов. Остальной нехитрый механизм спрятан под материю. Это сенсорные пластины, до которых во время намаза молящийся дотрагивается лбом.

Эльдар Клычев, изобретатель: "Пластины, которые при замыкании будут подавать сигнал, и он будет выводить на экранчик число с совершенными ракятами. Каждое второе касание — это один ракят".

Мусульмане Дагестана уже оценили новинку. Как только информация об изобретении появилась в сети, Эльдар начал получать десятки звонков с вопросами, где и как скоро можно будет приобрести молитвенный коврик. Тем более, в духовном управлении республики подтвердили: коврик не противоречит нормам шариата.

Магомед Курбандибиров, заместитель имама центральной мечети Махачкалы: "В хороших целях, с хорошими намерениями может быть использовано. Но все-таки Аллах смотрит на наши сердца, на наши мысли, и главное — чтобы он не стал причиной полного забвения.

Защита от роботов

Верующий должен и сам считать".

Изобретение уже запатентовано в России. Чтобы доработать техническую часть проекта и наладить серийный выпуск электронных ковриков, нужно около 2 миллионов рублей. Эльдар рассчитывает, что их дадут инвесторы. А помощь в производстве изделия уже предложил один из крупных российских предпринимателей.

Эльдар Клычев, изобретатель: "Мы рассчитываем, что все необходимое для нас мы получим уже в этом году, и до конца текущего года люди смогут приобрести электронный коврик".

Стоить электронный коврик будет примерно столько же, сколько обычный — около 400 рублей. Эльдар планирует в скором времени представить его и на зарубежном рынке. Изобретением, например, уже заинтересовались в Иордании.

Сделать ОТР моим основным источником новостей в Яндексе

Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Помочь ОТР

Намазлык

Эти ковры, имеющие в Азербайджане названия "джейнамаз", "намазлык", "мехраби", в Иране — "таги", "джанамаз", в Аравии — "Саджджаде", как по формату так и по композиции отличаются от других ковров. Они используются в основном при исполнении религиозных обря-дов, во время моления.

Намазлыки, широко распространенные в Северном Азербайджане, Дагестане, Иране, а в XVIII-XIX веках также в Турции и вообще во всех странах исламской веры, появились в XVI веке в Южном Азербайджане, сначала в Тебризе.

Художественное оформление намазлыков, сотканных в южно-азербай-джанских ковроткацких пунктах в XVI -XVII веках, составляют стихи из корана и молитвы, относящиеся к намазу. Оригинальные ковры-намазлыки хранятся в музеях "Метрополитен" в Нью-Йорке, Виктории и Альберта в Лондоне и в Музее искусства народов Востока в Москве.

Ковры намазлык в зависимости от их назначения ткутся различных размеров. Чаще всего они предназначены для совершения намаза одним человеком (рис. 100, 101), значительно реже рассчитаны на одновременное совершение намаза тремя людьми (рис. 102) и еще реже — на пять-шесть человек или для массового моления (на 30-40 человек). Большие халы-намазлыки для совершения намаза одновременно большим количеством людей, обычно предназначаются в дар мечетям*.

* ()


Рис. 100. Сотканный в Ширванском округе ковер намазлык ‘Mapаза’ (на одного человека)


Рис. 101. Ковер ‘Намазлык’, сотканный в Казахском округе. Начало XIX века. Хранится в Лондоне, в Музее Виктории и Альерта


Рис. 102. Сотканный в Южном Азербайджане ковер Намазлык (на три человека). XVII век

Молитвенные коврики на три или пять-шесть человек изготовлялись не для мечети, а для семейного пользования в домах, где было несколько жен, что характерно для исламского Востока.

В Турции со второй половины XIX века до настоящего времени большинство производимых ковров составляют намазлыки.

В Средней Азии, на Ближнем Востоке, в том числе в Азербайджане, можно встретить бархатные, суконные, льняные вышитые и набивные джейнамазы. Как известно, при совершении намаза семь частей тела человека — лоб, обе руки, оба колена и большие пальцы обеих ног — должны касаться земли. Мастер-ковроткач при работе определяет размер и даже художественную композицию создаваемого ковра намазлык, исходя из этого правила моления. В верхней части некоторых ковров-намазлыков можно увидеть изображение обеих рук (рис. 103).


Рис. 103. Сотканный в гор. Шуше ковер Намазлык . XIX век

Мохур, к которому прикасаются лбом при молении, тасбих (четки), "саггал дарагы" (гребенка для бороды), иногда маленькая зубочистка из волокнистого дерева, мисвак (мешочек для лепестков розы, завернутых в марлю, — их кладут для аромата), — все эти предметы складывают в джейнамаз. До недавнего прошлого мастера-ковроткачи Северного Азербайджана и Дагестана старались изобразить эти предметы на создаваемых коврах хотя бы в схематичном виде.

По композиции ковры намазлык можно разделить на две группы: 1) ковры, которые изготовлялись самостоятельно народными ткачами после арабского завоевания; 2) ковры, которые, начиная с XVI века, ткались по эскизам профессиональных мастеров.

Изображение предметов, необходимых для совершения намаза, характерно только для намазлыков, сотканных народными мастерами. Ковры-намазлыки сложной композиции, изготовленные по эскизам художников, по композиции и колориту, конечно, более совершенны.

Основными деталями их композиций, имеющих сугубо религиозный характер, являются строки из молитв и стихи из корана на арабском языке, воспроизведенные различными арабскими почерками.

Как правило, строки на арабском языке помещаются в верхней части ковра, перед глазами совершающего намаз, как бы в знак уважения к вере.

Обычно в верхней части срединного поля помещается кетебе продолговатой формы. В нее вписывались, слова

(Великий аллах велик!), которыми начинается молитва при совершении намаза. Эта кетебе со словами молитвы — святое место, перед ним становятся на колени, к нему прикасаются лбом при намазе. Его называют также "садждагях" — алтарь.

Элементами декора намазлыков, отличающими их от других ковров, являются арки и мехрабы в верхней части серединного поля. Арка делит поле пополам на верхнюю и нижнюю части. Верхняя часть ковров, сотканных в XVI-XVII веках, делится на мелкие частицы неопределенной формы, напоминающие битую майолику. В них помещались короткие религиозные фразы, восхваляющие ислам, призывающие принять эту веру. А нижняя часть поля заполнена узорами в виде деревьев и веток (рис. 104) или в форме ислимибендлик (рис. 105).


Рис. 104. Сотканный в Южном Азербайджане ковер Намазлык. XVII век


Рис. 105. Сотканный в Южном Азербайджане ковер Намазлык. XVI век

Для того чтобы полнее охарактеризовать художественные особенности ковров намазлык, остановимся хотя бы кратко на характерных для них арках, формирующих серединное поле. Как уже говорилось, в архитектуре Востока, конструктивные и декоративные арки широко распространены. Новые формы арок возникли с появлением религиозных верований, в связи с экономическим и культурным развитием общества. В древние времена, когда поклонялись небесным телам, цвет купола, арки и стен молельни или храма должны были соответствовать цвету планеты, которой посвящен храм.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Мохсен Фани в своей книге "Дабистани аль-мазахиб" пишет о семи планетах и храмах огнепоклонников и идолопоклонников, носивших имена этих планет*: "…Пророк арабов (намек на Мухаммеда. — Л. К.) поклоняется статуям, олицетворяющим семь планет. Он велел охранять черную статую (знаменитый черный камень. — Л. К.), которая олицетворяет планету Сатурн, — она с древних времен находилась в городе Мекке (Каабе). И любую привезенную из Гурейша статую, которая не олицетворяла планету, разбивали на куски, уничтожали". Далее автор добавляет: "В целом ряде храмов идолопоклонников были сделаны изваяния Венеры, похожие на мехрабы (арки. — Л. К.) мечетей. Эти мехрабы не что иное как статуи Венеры…"

* ()

Мы не сомневаемся, что арки и мехрабы, уходящие корнями в глубокую древность, были изображениями-символами богини красоты и любви Венеры, луны, солнца или других из семи знаменитых планет.

Данная традиция, существовавшая до VII века, с приходом арабов не только не исчезла, но, более того, приспособившись к обрядам новой исламской религии, получила дальнейшее развитие. Об этом свидетельствуют верхние части мехрабов или украшенные арки с углублением — батыгтаги в мечетях и местах паломничества и более поздние произведения декоративно-прикладного искусства из мягкого материала — ковры намазлык, предназначенные для совершения намаза, вышивки и набивные ткани.

Отметим, что существующие и в наше время арки различной формы как традиционный элемент декоративного искусства Азербайджана не имеют религиозного характера, а используются в чисто декоративных целях.

И наконец, можно прийти к заключению, что основу созданных народными мастерами (до XV века) и профессиональными художниками (XI — XVII веков) ковров намазлык составляют арки и мехрабы различных форм. У народных мастеров арки изображены пунктирными линиями, у художников они криволинейные.

Арки и мехрабы на коврах намазлык, а также на надгробиях напоминают фигуру человека, что подтверждает их связь с древними религиозными верованиями.

Следует отметить также, что большинство ковров намазлык, относящихся к периоду правления Сефевидов и хранящихся в музеях мира, соткано по индивидуальным заказам. Несколько ковров-намазлык, изготовленных в XVI веке в Южном Азербайджане, являются ценными экспонатами музея Топгапы в Стамбуле.

В Великобритании поступили в продажу куклы-девочки в хиджабе и без лица. По информации британской газеты The Lancashire Telegraph, игрушка предназначена для наиболее ревностных мусульман, буквально трактующих предписания ислама. Цена куклы составила 25 фунтов (около 40 долларов) .

Автором куклы стала бывшая учительница мусульманской школы Ридвана (Ridhwana). Женщина рассказала, что на создание игрушки ее натолкнули разговоры с некоторыми мнительными родителями, которые были обеспокоены куклами с яркими лицами. Она отметила, что сегодня существует очень мало мусульманских игрушек. В будущем Ридвана планирует заняться написанием книги, посвященной религиозному воспитанию детей, сообщает портал IslamNews.

Хотя многие авторитетные мусульманские богословы разрешают изображения и игрушки в виде людей и животных, некоторые ревностные мусульмане предпочитают перестраховываться.

Положение ковриков для молитвы (саджада)

«Существует религиозная норма, согласно которой запрещено изображение любых черт лица. Это относится к картинам, скульптурам и, в частности, к куклам», — поясняет Ридвана.

Как отмечает IslamNews, в 2003 году на прилавках магазинов появилась первая кукла-мусульманка Фулла. Девочки стали играть с куклой, которая стала достойным образцом для подражания. В короткие сроки кукла Фулла заполонила прилавки магазинов и вытеснила куклу Барби.

Что интересно, кукла Фулла тоже имеет множество нарядов, есть в ее гардеробе и джинсы. Однако ни один наряд не оголяет запрещенных для демонстрации частей тела. Глаза куклы Фуллы подведены сурьмой, и это единственное что позволяет себе из косметики кукла.

Создавая игрушки для детей, производители серьезно подошли к вопросу веры, именно поэтому не обошлось и без традиционного для мусульман коврика для молитв. А совсем недавно производители выпустили специальный CD-плеер для куклы Фуллы. Стоит отметить, что Фулла, как приличная девушка хранит целомудрие, поэтому аналогов Кена — бойфренда Барби, не будет.

Читайте также:

Положение ковриков для молитвы (саджада)