Наука в исламе

07.04.2018 0 Автор admin

Достижения арабских ученых

Определением удельных весов, техникой и теорией взвешивания занимались мудрецы Востока Омар Хайям и его ученик ал-Хазини. Выдающийся поэт и ученый арабского мира Омар Хайям (ок. 1048–ок. 1123) родился в городе Нишапуре на востоке Ирана. В течение жизни Омар Хайям жил и работал в Самарканде, Бухаре, Исфахане. Хайям развил теорию кубических уравнений, написал математический трактат «Комментарий к трудным постулатам книги Евклида», труд «Трактат о доказательствах задач алгебры и валь-мукабалы».

Когда ученый был молодым, Среднюю Азию и Иран завоевали турки-сельджуки. В 1074 г. Омар Хайям был приглашен в столицу сельджуков Исфахан для работы в обсерватории, где ему покровительствовал султан Малик-шах. Хайям стал главой обсерватории, работал над реформой календаря, составил «Астрономические таблицы Малик-шаха». Придуманный им солнечный календарь Лаплас спустя семьсот лет назвал самым точным. В основу календаря был положен 33-летний цикл смены високосных лет (в течение 33 лет восемь високосных). Год начинался с весеннего равноденствия. Весенние и летние месяцы длились тридцать один день, все остальные – тридцать. В простые годы последний месяц имел двадцать девять дней. Ошибка в сутки в таком календаре накапливалась за пять тысяч лет. Почти тысячу лет пользовались этим календарем в Иране и отменили его лишь в 1976 г.

В 1092 г. султан Малик-шах умер, обсерваторию закрыли, Хайяма обвинили в безбожии, он вынужден был совершить паломничество в Мекку. Скончался Омар Хайям в бедности в родном Нишапуре.

Свои научные труды Омар Хайям писал по-арабски, а на языке фарси он писал четверостишия – рубаи, известные сейчас всему миру.

Омар Хайям вместе со своим учеником аль-Хазини занимался теорией взвешивания. Он, например, ставил задачу «узнать количество серебра и золота в состоящем из них теле». Исходными данными служили вес в воздухе и в воде двух произвольных слитков серебра и золота и вес рассматриваемого тела. Здесь Хайям распространяет закон Архимеда на предметы, находящиеся в воздухе.

Поставленную задачу Хайям решил двумя способами. В сочинении аль-Хазини «Книга о весах мудрости», написанной в 1124 г., описаны специально сконструированные для этих целей весы. Их основными частями являлись градуированное коромысло и пять чашек, которые можно было передвигать по коромыслу и подвешивать одну под другой. Автор «Книги» так описывал весы:

– отличают изменение веса на один мискаль (4,464 г), хотя полная нагрузка составляет 1000 мискалей; – отличают чистый металл от подделки; – дают сведения о компонентах металлических тел без отделения одного от другого; – позволяют определить вещество взвешиваемого предмета по его виду, отличаясь от других весов, которые не отличают золото от камня.

Таким образом, «весы мудрости» позволяли решать ряд практических задач: определять чистоту металла, распознавать сплавы, устанавливать истинную ценность денежной монеты, отличать подлинные камни от подделок.

Ученые Древнего Востока достигли значительных успехов в таком разделе физики, как оптика. Крупный шаг в области развития оптики после Птолемея был сделан Абу Али ибн аль-Хайсамом из города Басры (965–1039). В Европе этот ученый стал известен под именем Альгазена. Его труд «Сокровище оптики» дошел до нас в латинском переводе, изданном в Базеле в 1572 г.

Трактат разделен на семь книг, из них первые три посвящены глазу и зрению. Альгазен впервые в истории оптики дает анатомическое описание глаза. Для него, бесспорно, что зрение вызывается внешними лучами, приходящими в глаз от предметов, причем изображение формируется внутри хрусталика, прежде чем достигает зрительного нерва.

Последняя книга трактата – об отражении и преломлении в прозрачных средах. Альгазен развивал теорию Лукреция о том, что свет – это поток частиц, и отражение рассматривал как механическое явление: «Свет отражается в те части, откуда прибыл, вдоль по прямой так же наклонной, как и первоначальная».

Изучая преломление света, Альгазен повторил опыты Птолемея, достигнув большей точности, но до понятия показателя преломления не дошел.

Достижение арабских учёных помогите найти информацию хоть об одном

Правда, ему принадлежит заслуга открытия того факта, что лучи падающий, преломленный и перпендикуляр к границе раздела лежат в одной плоскости.

Изучал Альгазен и зеркала. Он различал семь видов зеркал: плоские, выпуклые, вогнутые, цилиндрические, конические, выпуклые и вогнутые сферические. Изучая отражение света от вогнутых зеркал, ученый установил, что фокусировка тем лучше, чем больше диаметр зеркала. В Европе это значительно позднее обнаружил Роджер Бэкон.

Улугбек (1394–1449) – внук завоевателя Тимура. За тридцать пять лет своих походов Тимур создал огромную империю, ядром которой была страна между Амударьей и Сырдарьей со столицей в Самарканде. Благодаря огромным богатствам, награбленным Тимуром, Самарканд украшался и процветал. Строились дворцы, мечети, медресе, разбивались роскошные сады. Самарканд был центром ремесел, торговли и научной мысли. 22 марта 1394 г. у третьего сына Тимура, Шахруха, родился сын Мухаммед Тарагай. Именно этого мальчика стали называть впоследствии великим беком – Улугбеком. С юности он проявлял большую склонность к наукам, особенно к математике и астрономии. Читая рукописи и общаясь с видными учеными, он приобрел обширные познания. Свою власть, а с пятнадцати лет юноша становится правителем Самарканда, Улугбек направляет на развитие наук и образования, строит медресе, читает в них лекции.

В 1428–1429 гг. в двух километрах от Самарканда по проекту Улугбека была построена астрономическая обсерватория, ставшая самой знаменитой на Востоке. Ее трехъярусное цилиндрическое здание диаметром более 48 м и высотой не менее 30 м было сооружено на холме и возвышалось над местностью на высоту современного 12–13-этажного здания. Главным ее инструментом был громадный стенной квадрант радиусом 40,2 м. Мраморная дуга квадранта имела ширину 2 м. Верхним концом она упиралась в крышу обсерватории, а нижним уходила на 10 м под землю, в вырубленную в скале траншею. Свет от небесного светила проникал в помещение сквозь отверстие в верхней части. Изображение получалось на экране, который мог перемещаться в желобе, проходившем по центральной части дуги квадранта. Общая длина дуги составляла 60 м, градус соответствовал 70,2 см.

Основные результаты наблюдений оставались непревзойденными несколько веков. Главный труд Улугбека – «Новые астрономические таблицы» с каталогом 1018 звезд. Там также были рассмотрены системы летосчисления разных народов, представлены таблицы переходов между ними, определены координаты 638 городов Европы и Азии, включая Русь, наклон эклиптики к экватору, моменты затмений Луны и Солнца, рассчитана продолжительность звездного года: 365 сут. 6 ч 10 мин 8 с, истинная продолжительность звездного года – 365 сут. 6 ч 9 мин 15 с, т.е. ошибка не превышала 1 мин! Интерес к трудам Улугбека был настолько велик, что его звездные таблицы издавались в Лондоне трижды в течение пятнадцати лет (в 1650, 1652, 1665 гг.). В середине XIX в. таблицы вновь были изданы Лондонским королевским астрономическим обществом.

Научные труды Улугбека восстановили против него шейхов, которые нашли опору в старшем сыне Улугбека, Абдуллатифе. Между сыном и отцом возникла вражда. Абдуллатиф восстал против отца, опираясь на часть войска, и выиграл решающее сражение. Тайный суд шейхов выдал разрешительную «фетву на убийство», и 27 октября 1449 г. Улугбек был убит. Сейчас тело великого ученого покоится в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде.

Принято считать, что на Востоке большое значение имела астрология. Оказывается, древние ученые Востока относились к астрологии скептически. Например, аль-Бируни в своем сочинении «Хронология древних народов» писал: «Арабы приписывают все изменения влиянию восхода или захода звезд вследствие своего невежества». Какие-либо изменения уже потому не могут зависеть от сочетания звезд, что звезды «постоянно восходят и заходят в одном и том же порядке».

РЕФЕРАТ ПО ФИЗИКЕ

НА ТЕМУ:

Достижения арабских ученых”

Выполнил:__________________________

Проверил:__________________________

Похожие страницы:

  1. Достиженияарабской психологии

    Контрольная работа >> Психология

    … тему нашей работы: "Достиженияарабской психологии". Предмет исследования — достиженияарабских мыслителей в области психологии. … сконцентрированы и получили интегрированное выражение главные достиженияученыхарабского мира в разных областях знания, …

  2. Культура Китая. Культура классического Арабского Востока. Культура Возрождения и барокко

    Реферат >> Культура и искусство

    достижению ими высокого уровня. В области точных наук достиженияарабскихученых были … огромны. Общеизвестно, что арабская система счета … культуры весьма значителен. О достиженияхарабской науки в мировом масштабе …

  3. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях

    Реферат >> Философия

    … отношению к подлинному Аристотелю, к арабскимученым, к тем многочисленным математикам и … сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI–XVII вв. … описывает удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: …

  4. Коран и арабская литература (2)

    Реферат >> Литература и русский язык

    … макаму, которую считают высшим достижениемарабской прозы. Макамы Хамадани составили … с соседними народами и знакомство с учением иудеев и христиан. Языческому культу … и собирание и сохранение арабской поэзии предпринимались учеными, прежде всего не по …

  5. История политических и правовых учений (11)

    Реферат >> Государство и право

    … в изучении реалистических сторон философии Аристоюля арабскиеученые средних веков далеко опередили современных … государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели.

    Рассмотрим вклад в царицу всех наук,

    Внесли который мусульмане лично.

    «Учителями математики», —

    РислЕр сказал, — «муслимы были точно».

    Ведь алгебру создал ал-Хорезми ,

    Впервые ноль использовал как цифру.

    И книгу написал «Аль-джабр» по теме,

    То алгебра и есть, скажу к примеру.

    Ведь «алгоритм» и есть «аль-Хорезми»

    Что есть система десятичная.

    Великий математик тем известен,

    О нем осталась память вечная.

    Тригонометрию открыл для всех

    Ученый-мусульманин БеттанИ .

    И синус мусульманами открыт,

    То слово «сейб» , так знанье обнови.

    О тангенсе, котангенсе понятье

    Абул-Вафа в науку внес давно.

    И первым по тригонометрии

    Труд написал Туси , заключено.

    Продолжение следует

    Невозможно отрицать успехи мусульман и в области математики. Этими достижениями восхищаются и современные европейские ученые. К примеру, знаменитый западный ученый, профессор Жак Рислер сказал: "Учителями математики нашего Возрождения были мусульмане".

    Основоположник алгебры Хорезми (780-850) впервые использовал цифру ноль. Он написал первую книгу по алгебре под названием «Хисаб аль-джабр ва-ль-мукабала».

    Достижения арабских ученых

    Слово "Аль-Джабр" из названия книги, подвергшись изменению в произношении западных ученых, стало звучать как "Алгебра". Он был видным представителем багдадской школы как математик, географ и астроном. Его трактат «Книга о сложении и вычитании на основе индийского исчисления» дошёл до нас только в латинском переводе. Это первый труд, в котором излагается десятичная система счисления и операции, выполняемые в этой системе, включая умножение и деление. Как мы отметили, от названия другой книги «Хисаб аль-джабр ва-ль-мукабала» произошел термин «алгебра», за которым закрепилось значение науки об уравнениях. Слово «алгоритм», которое вплоть до начала нового времени означало вычисление в десятичной позиционной системе, происходит от латинизированного варианта имени этого учёного.

    Беттани (858-929) — сириец Мухаммед бин Джабир бин Синан, больше известный как аль-Беттани (858-929) один из тех ученых-мусульман, который стал примером для Европы в области математики. По мнению Жака Рислера, именно Беттани фактически заложил основы тригонометрии, ввёл в употребление тригонометрические функции (синус, тангенс, котангенс) и произвёл новые, более точные вычисления угла наклона эклиптики к экватору.

    Понятие о синусе также открыто мусульманами. Мусульмане называли "синус" словом "сейб". На Западе это слово подвергшись изменению, приняло звучание "синус".

    Абул-Вафа (940-998) внес в тригонометрию понятие о тангенсе, котангенсе и косекансе. Насреддин Туси (1201-1274) был автором первого серьезного труда по тригонометрии. Открытие переменных формул в тригонометрии принадлежит Ибн Юнусу (ум. 1009).

    Насреддин Туси (1201-1274) был автором первого серьезного труда по тригонометрии. Этот азербайджанский ученый дал лучшее для тех времён объяснение трудов Евклида по геометрии, сделал ряд дополнений к его работе и способствовал дальнейшему развитию теории параллельных линий. Открытие переменных формул в тригонометрии принадлежит Ибн Юнусу (ум. 1009).

    Введение

    Достижения арабских ученых

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    В отличие от античности, средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но в то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для механики Нового времени.

    Эпоха Средневековья в Европе сопровождалась закатом классической греко-римской культуры и значительным усилением влияния церкви на общество, особенно на культурную, научную жизнь. Следствием этого явилось возникновение и усиление противоречий между наукой и схоластическим догматическим богословием.

    Со второй половины VIII века естествознание стало развиваться в основном на Востоке, а не в Европе. Для Средневекового Востока — восточной окраины Римской империи — характерно отсутствие религиозного давления на науку, здесь в X веке возникают первые университеты, сначала — в Багдаде, потом в Каире. Отметим, что в Европе первые университеты появились гораздо позже — лишь в ХП-ХШ веках. Благодаря усилиям арабских ученых возникает алгебра, разрабатывается учение об очень точном взвешивании — теория весов, появляются прецизионные измерения, что позволяет точно измерять плотность, объем. Арабский язык стал языком науки, чему способствовало учение о двойственности истины — религиозная и научно-философская, что позволяло арабской цивилизации обходиться без инквизиции. До ХП-ХШ веков европейское естествознание переживало длительный период упадка, тогда как на Востоке, напротив, наблюдалось интенсивное развитие науки. Благодаря интенсивной переводческой деятельности арабских ученых в IX веке были изданы все основные сочинения великих мыслителей античности, в частности, на арабский язык были переведены «Начала» Евклида и трактаты Аристотеля.

    Сочинение: Достижения арабских ученых

    Так европейские — древнегреческие — естественнонаучные достижения получили известность в арабском мире, способствуя развитию в странах Востока астрономии, математики, механики.

    Средневековым арабским ученым принадлежат и наибольшие успехи в становлении химии. Арабские химики достигли в своих исследованиях существенного прогресса, благодаря их работам алхимия постепенно превращалась в химию. Эти достижения способствовали возникновению во времена позднего Средневековья европейской химии.

    В XI веке европейская цивилизация пришла в соприкосновение с культурными богатствами арабской цивилизации — научные трактаты, переведенные с арабского языка на европейские языки стали мощными стимулами восприятия, усвоения знаний Востока представителями европейских народов.

    Большую роль в подъеме средневекового европейского естествознания сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Пражский, Кембриджский и др.), которые стали образовываться, начиная с XII века. Первоначально университеты предназначались для подготовки духовенства, но уже тогда в них преподавались математические и естественнонаучные дисциплины. Вместе с тем, процесс познания в эпоху Средневековья ограничивался в основном изучением отдельных явлений и легко укладывался в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля).

    Достижения арабских ученых

    IX–XII вв. – расцвет науки в арабоязычных странах. Багдад, ставший столицей халифата, превратился в крупный научный центр. Здесь трудилась большая группа ученых, переводчиков и переписчиков, переводя и комментируя произведения Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея. Работа не сводилась к простому копированию чужих исследований. Арабские ученые продолжали эти исследования и выполняли новые, строили обсерватории, конструировали приборы, вели самостоятельные наблюдения. Материал для математических задач давала широко развитая торговля восточных купцов. Дальние путешествия способствовали развитию астрономии и географии, развитию ремесел, развитию экспериментальной науки.

    С 786 по 809 гг. халифатом правил Гарун аль-Рашид, известный нам по сказкам «Тысячи и одной ночи». Этот халиф покровительствовал развитию естественных наук и математики. При нем в Багдаде была открыта большая библиотека. Каждый знатный человек желал иметь в своей свите как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. В больших городах при мечетях строились высшие мусульманские школы – медресе.

    Сын Гаруна аль-Рашида, халиф аль-Мамун, объединил ученых в своего рода академию, названную Домом мудрости. При Доме мудрости имелась хорошо оборудованная обсерватория. Интересно, что в мирный договор с византийским императором по требованию аль-Мамуна был внесен пункт о передаче ему многочисленных греческих рукописей. Среди них в руки арабов попало, и было переведено на арабский язык «Великое математическое построение» Птолемея. Именно в арабских переводах пришли на кафедры средневековой Европы «Механика» Герона, «Пневматика» Филона, труды Аристотеля, Птолемея, Архимеда.

    Одним из ученых, работавших в Доме мудрости в Багдаде был Мухаммед аль-Хорезми (787–ок. 850 гг.). Заслуги аль-Хорезми в математике и астрономии столь велики, что даже имя его, которое в средневековой Европе записывали как Algoritmus, стало математическим термином. В сочинении аль-Хорезми впервые в литературе на арабском языке была дана таблица синусов и введен тангенс, зиджи (таблицы) аль-Хорезми по астрономии использовали впоследствии астрономы, как Востока, так и Европы. Наибольшую славу ученому принесли его математические труды. Арифметический трактат аль-Хорезми познакомил Европу с индийской позиционной системой чисел, нулем, арабскими цифрами, арифметическими действиями с целыми числами и дробями.

    В алгебраическом трактате аль-Хорезми «Краткая книга восполнения и противостояния» введены два особых действия. Первое – восполнение (аль-джебр) – состоит в перенесении отрицательного числа из одной части уравнения в другую. От арабского аль-джебр и произошло современное слово алгебра. Некий математик так выразил правило аль-джебр:

    При решении уравнения, Если в части одной, Безразлично какой, Встретится член отрицательный, Мы к обеим частям Равный член придадим, Только с знаком другим, И найдем результат положительный.

    Второе действие – валь-мукабала (противопоставление) – сокращение равных членов в обеих частях уравнения.

    Трактаты аль-Хорезми были в числе первых сочинений по математике, которые оказались переведенными в Европе с арабского на латынь. До XVI в. алгебру в Европе называли искусством алгебры и мукабалы. Унаследованное от восточных математиков учение о линейных и квадратных уравнениях стало основой развития алгебры в Европе.

    Занимался аль-Хорезми и механикой. Этой науке посвящена одна из глав его «Книги наук». В этой книге даны описания машин и руководство по их применению, есть раздел, посвященный военным машинам и пневматическим устройствам.

    Великими учеными средневекового Востока были Абу Али ибн Сина (ок. 980–1037), которого в Европе звали Авиценной, и аль-Бируни (973–ок. 1050). До нас дошла переписка этих ученых в связи с комментированием сочинений Аристотеля (трактаты «О небе», «Физика»). Переписка состоит из вопросов аль-Бируни и ответов Ибн-Сины. Например, Авиценна считал, как и Аристотель, что тяжелые элементы стремятся к центру Земли, легкие – удаляются от него. Аль-Бируни полагал, что все без исключения тела стремятся к центру Земли. Интересно, что на момент переписки аль-Бируни было 25 лет, Ибн Сине – 18.

    Великий энциклопедист Авиценна был философом, врачом, поэтом, астрономом. Его знаменитый трактат по медицине «Канон врачебной науки», переведенный на латынь, а затем на европейские языки, был в течение ряда веков настольной книгой врачей Запада и Востока. Эта медицинская энциклопедия содержит сведения по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии, открытия Ибн-Сины в области внутренних и кожных заболеваний. По авторитету его «Канон» можно сравнить лишь с трудом Аристотеля по философии.

    Была написана Авиценной и «Книга знаний» – средневековая энциклопедия. В ней есть главы, посвященные механике. Ибн-Сина рассматривает простые механизмы: рычаг, блок – ворот, клин, винт и их комбинации, которые частью отсутствуют у Герона.

    Ибн-Сина, сыгравший огромную роль в развитии философии и естественных наук, неоднократно в течение своей жизни заключался в тюрьму и изгонялся, а труды его, признававшиеся еретическими, сжигались, что подчеркивает его новаторство в науке и расхождение с догмами ислама.

    Абу Райхан аль-Бируни родился в 973 г. в городе Кяте – главном городе Хорезма (теперь это город Бируни в Узбекистане). В возрасте двадцати одного года он начал заниматься астрономией, проводить астрономические измерения. После государственного переворота Бируни покидает Хорезм и десять лет живет на чужбине, но и здесь занимается наукой. По возвращении становится одним из государственных деятелей Хорезма. В 1017 г. властитель Хорасана и Афганистана Махмуд завоевал Хорезм, и Бируни вместе с другими пленными был отправлен в Газни, где прожил тринадцать лет. Все эти годы аль-Бируни вел научную работу, став ученым-энциклопедистом, охватывавшим весь спектр современных ему наук. За двенадцать лет до смерти аль-Бируни подсчитал, что написал сто тринадцать научных трудов, многие из которых имели по семьсот и более страниц. Ему принадлежат «Книга о лечебных веществах», «Минералогия», книга по географии и астрономии «Индия», большой труд по астрономии и геометрии «Канон Масуда».

    «Канон» этот состоит из одиннадцати книг и охватывает общую картину мира, хронологию, тригонометрию, астрономию, географию, движение Солнца и Луны, затмения, звезды, движение планет. Начинается сочинение описанием картины мира, согласно системе Птолемея, далее рассматриваются календари различных народов, приводятся результаты измерений диаметра и окружности Земли, координаты шестисот населенных пунктов, положения планет.

    Арабо-персидские ученые IX–XII вв. об Урале

    IX–XII вв. считается эпохой расцвета наук и искусств в исламском мире. Ислам оказался тем необходимым элементом, который обеспечил интеграцию богатейших культур с многовековой историей на пространстве от Испании до Индии. При этом ислам не вторгался в сферу науки, которая в Халифате и в возникших после его распада гос-вах сохраняла светский характер. Именно в это время оформилась в исламском мире в отдельную отрасль географическая наука. Географические трактаты приобрели два основных вида: 1) описание Земли, как она виделась ученым Халифата; 2) дорожники, содержавшие информацию о географических объектах и расстояниях между ними. Кроме того, до нашего времени дошли записки путешественников, которые, двигаясь по торговым путям, посетили многие отдаленные страны. Одной из отличительных черт арабо-персидской географии была консервативность и приверженность традиции. Поэтому географические сочинения содержали наряду с современными автору данными сведения, почерпнутые из работ предшественников, которые уже могли не соответствовать действительности, но воспринимались как реальные. В памятниках арабо-персидской географии отложилась некоторая информация о Приуралье и Урале. Согласно представлениям арабо-персидской географии, эти регионы находились на самом северо-востоке обитаемого мира. Север ассоциировался в исламском мире с длинной зимой, холодом, дикими и свирепыми народами. У исламских ученых отсутствовало общее представление о регионе, однако им были известны отдельные географические объекты на Урале. Ранние географы Халифата, опираясь на античную традицию, располагали на северовостоке населенного мира Гиперборейские горы, которые иногда исследователи отождествляли с Уральскими. Однако наиболее обоснованным представляется тот взгляд, что эти горы все же невозможно соотнести с реальным географическим объектом. Более четко с Уральскими горами ассоциировались Рифейские, также упоминавшиеся в античной географии. Согласно арабскому географу, математику и астроному аль-Хорезми (писал между 836 и 847 гг.), Рифеи лежат на восток от р. Волга. Именно там находился, по его мнению, центр земли алан (предки совр. осетин). Однако данные археологии не подтверждают локализацию алан на Урале. В дальнейшем представление об Урале как о горной системе не получило развития в арабо-персидской географии. Отдаленность Урала и сопредельных регионов от исламского мира позволяла поместить на их тер. мифические народы Йаджуджа и Маджуджа (библейские Гог и Магог). Они, согласно Корану, были заперты Зуль-Карнайном за железной стеной, но перед концом света вырвутся на свободу, неся миру хаос и разрушение. Под железной стеной иногда понимается один из горных хребтов Урала. Т.о., реальную этническую карту региона представляли на Востоке в 1-й пол. IX в. весьма слабо. Расширению знаний ученых Халифата об Урале и Приуралье способствовали путешественники и торговцы. При их посредстве в арабо-персидской географии появляются не связанные с античной традицией оригинальные данные. Наиболее известным из путешественников является Ахмад ибн Фадлан, секретарь посольства (921–22 гг.) халифа альМуктадира к волжским булгарам. Ибн Фадлан оставил подробный отчет с описанием всего, что встретилось ему на пути. На севере совр.

    Достижения арабских ученых (стр. 1 из 3)

    Самарской обл. посольство столкнулось с башкирами, которые в то время занимали обширную тер. от Юж. Урала до Ср. Волги. Он описывает языческие обряды и объекты поклонения башкир, отмечая, что один человек из их народа, следовавший с посольством, был мусульманином. Впоследствии о башкирах (башгирд, басджирт в арабской передаче) не раз писали арабо-персидские географы X-XII вв.: альИстахри, аль-Масуди, Ибн Хаукаль и альИдриси. Причем, аль-Истахри и Ибн Хаукаль разделяли внутренних и внешних башгирдов. Под первыми они понимали венгров, а под вторыми – предков совр. башкир. Работавший в Сицилии географ XII в. аль-Идриси также пишет о внутренних и внешних басджиртах, но понимает под ними только башкир Урала и Приуралья. Он локализует башкир «близ границ страны гузов» (тюрки-огузы, обитали в степях совр. сев. Казахстана) и в 25 переходах на восток от страны волжских булгар. Башкиры, согласно аль-Идриси, занимались скотоводством, их земли плодородны, они подчинялись булгарам и в случае опасности укрывались в лесах, где никто не мог их достать. Арабо-персидские географы традиционно принимали за верховья Волги р. Каму, однако истоки ее искали не на севере, а на юговостоке – в верховьях Иртыша. Аль-Идриси, который имел много сведений о народах тех мест, отказался от такого варианта. Истоки Волги он выводит из земли башкир; повидимому, здесь отразилась информация о р. Белой, которая течет по Юж. Уралу и впадает в Каму. Кроме того, аль-Идриси указывает на еще одну реку региона – Сукан. На ее берегу в 8 переходах к востоку от башкир расположен город Намджан – «небольшой процветающий город», из которого по реке товары доставляют в Каспийское море и далее в страны Востока. Сукан обычно отождествляют с р. Урал, а город Намджан локализуют поблизости от совр. Орска, т.е. на Юж. Урале. Если верить аль-Идриси, основными товарами, вывозившимися из этой местности, были: рыба, шкурки лисиц и бобров. Поблизости от Намджана находится г. Арджика, в котором есть медные рудники. По берегам реки встречаются разноцветные драгоценные камни. Т.о., археологически фиксируемые занятия населения Юж. Урала описаны аль-Идриси весьма точно. Он указывает еще на два города – Гурхан и Карукийа, – лежащие поблизости от земли башкир на реке, называемой Анхадара. Локализация городов неясна. Известно лишь, что добраться до них можно по воде из волжского бассейна. Высказывалось предположение, что р. Анхадару можно отождествить с правым притоком Белой – р. Ашкадар. О населении этих городов аль-Идриси было известно лишь то, что они из народа тюрок. Гурхан является резиденцией правителя той земли, в нем производят великолепные седла и оружие, город окружают возделанные земли. О Карукийи сказано, что это «красивый город с постройками из дерева и шатрами из войлока». То что, города расположены на Урале или в Приуралье, подтверждается описанием окружающего рельефа – «между Карукийа и внутренними басджиртами 12 переходов по неприступным горам и бездорожью». Как видно из приведенных описаний, наиболее известным в исламском мире являлся Юж. Урал, что проистекало из наличия постоянных торговых связей между регионом и странами Востока и Ср. Азии. За наиболее подробной информацией скрываются, повидимому, свидетельства очевидцев, как жителей Урала, так и мус. купцов, добиравшихся до этих земель. Из народов Урала на Востоке были известны только башкиры, с которыми путешественникам и купцам приходилось сталкиваться. В остальном Урал оставался для исламского мира terra incognita. Лит.: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., комм., исследование, указатели и карты Н. Велихановой. – Баку, 1986; Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. – М., 1988; Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. – Харьков, 1956; Коновалова И.Г. АлИдриси о странах и народах Восточной Европы. – М., 2006; Hudud al-Alam: The Regions of the World / Transl. and explained by V. Minorsky. 2nd edition. – London, 1970. С.С.

    Оцените определение: