Нравы мусульманина

07.04.2018 0 Автор admin

Нравы мусульманина

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит муаззин”»

(612, 613). Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, передал нечто подобное (сообщению Абу Са‘ида) вплоть до слов “и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха”. (Однако как-то раз, когда муаззин) сказал: «Cпешите на молитву!» — (Му‘авийа не повторил его слова, а) сказал: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха1 /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/», добавив к этому: «Мы слышали, как произносил эти (слова) ваш пророк, да благословит его Аллах и приветствует ».

1 Возможен перевод: «…лишь Аллах даёт силу и мощь». О том, как следует понимать эти слова, говорится в хадисе, который приводит аль-Баззар. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) я произнёс (эти слова), когда находился у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил меня: “Знаешь ли ты, каков их смысл?” Я сказал: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. (Тогда) он сказал: “(Это значит:) только с помощью Аллаха можно избежать ослушания Аллаха и только Он даёт силу, позволяющую проявлять покорность Аллаху”».

Глава 282: Обращение с мольбой /ду‘а/ к Аллаху после завершения азана.

356 (614). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения право на моё заступничество получит тот, кто, выслушав слова азана, будет говорить: “О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе1 и высокому положению2 и направь его к месту достохвальному3, которое Ты обещал ему! /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка’имати, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘ас-ху макаман махмудан аллязи ва‘адта-ху!/”».

1 “Василя” — название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами — лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

3 Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал.

Глава 283: Бросание жребия по стрелам1 ради произнесения азана.

1 Распространённый в доИсламской Аравии способ решения споров, когда мужчины писали свои имена на стрелах, а потом вытягивали одну из них из общей связки.

357 (615). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы люди знали о (награде, которая ждёт тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы,) и кроме жребия по стрелам не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить эти слова и кто займёт места в первом ряду), они обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той (награде, которая ждёт) начинающего совершать полуденную молитву сразу же (после наступления установленного для неё времени), то спешили бы к ней наперегонки!

Нравы мусульманина. Часть первая

И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком!»

Глава 284: Произнесение азана слепцом в том случае, когда есть кому сообщить ему о наступлении времени молитвы.

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Когда) Билял станет произносить азан ночью, (продолжайте) есть и пить1, пока призыв не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум2».

(Передатчик этого хадиса) сказал:

«А он был слепым и не начинал призывать к молитве, пока ему не говорили: “Светает, светает!”»

1 Речь идёт о периоде поста во время рамадана.

2 Об этом человеке упоминается в 80-й суре Корана “Нахмурился”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, высоко ценил Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, и даже оставлял его руководить общиной на время своих отлучек из Медины.

Глава 285: Азан после рассвета.

Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что, когда муаззин заканчивал (призывать людей) к утренней молитве и начинало светать, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву в два лёгких раката до объявления о начале молитвы.

Глава 286: Азан перед рассветом.

Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Призыв к молитве, возглашаемый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас1 и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении (времени) утренней молитвы», после чего он сделал знак пальцами, (сначала) подняв их вверх, а потом опустив вниз (и Ибн Мас‘уд показал, как он сделал это).

(Аз-Зухайр2 также) сделал знак двумя указательными пальцами, (сначала) положив их друг на друга, а потом разведя направо и налево от себя.3

1 Иначе говоря, чтобы напомнить занятым ночными добровольными молитвами о том, что необходимо отдохнуть и поесть перед рассветом.

2 Один из передатчиков этого хадиса.

3 Он сделал это, желая показать, как занимается заря по всему горизонту.

Глава 287: О совершении молитвы между двумя призывами1 тем, кто пожелает сделать это.

1 Иными словами, между азаном и икамой.

Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами – молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает»”.

В другой версии (этого хадиса сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «Между каждыми двумя призывами — молитва, между каждыми двумя призывами – молитва», добавив на третий раз: «Для тех, кто пожелает».

Глава 288: О том, кто сказал: «Пусть один муаззин возглашает азан в пути».

362 (628). Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис1, да будет доволен им Аллах, сказал:

В своё время) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с несколькими другими людьми (из нашего племени), и мы прожили у него двадцать дней. Он был добр и мягок с нами, увидел же, что мы стали тосковать по своим семьям, сказал: “Возвращайтесь и живите с ними, учите их (религии) и молитесь, а когда (в пути) настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве, и пусть старший из вас руководит вашей молитвой”».

(630). Со слов Малика бин аль-Хувайриса, да будет доволен им Аллах, передают также, что как-то раз двое людей, собравшихся в путь, явились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал им: «Когда будете в пути, (сначала) произносите азан, потом — икаму, а потом пусть старший из вас станет для вас имамом».

1 Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который был членом делегации племени бану ляйс бин бакр бин ‘абд манаф бин кинана, направленной в Медину с целью принятия Ислама.

Глава 289: Необходимость возглашения азана и икамы в том случае, когда в пути находится группа людей.

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, находясь в пути в холодную или дождливую ночь, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно повелевал муаззину призвать людей к молитве, а после (завершения азана) говорил: «Молитесь на своих местах».

Глава 290: Слова сказавшего: «Мы пропустили молитву».

364 (635). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:

Однажды,) когда мы совершали молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал (позади себя) шум и крики людей. Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “В чём дело?” Они ответили: “Мы спешили на молитву”. Тогда он сказал: “(Впредь) не делайте так! Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами совершите самостоятельно1”».

1 То есть совершите пропущенные вами ракаты сразу же после завершения общей молитвы.

Глава 291: Когда людям следует вставать, если они увидят имама во время икамы?

365 (637). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:

Как обрести благой нрав?

ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ХОРОШИМ НРАВОМ

Истинный мусульманин отличается хорошим нравом, скромностью и мягкостью в словах, в своих поступках он руководствуется наставлениями ислама и действует по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

По свидетельству слуги Пророка, Анаса, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха "обладал наилучшим нравом из всех людей". (Аль-Бухари и Муслим). И слова Анаса не являются преувеличением, к которому его могла бы подтолкнуть любовь к Пророку, так как Анас был свидетелем уникальных проявлений благонравия со стороны благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха).

Важная роль традиций и обычаев в Исламе

Предоставим Анасу, да будет доволен им Аллах, самому рассказать о некоторых сторонах характера великого Пророка ислама. Так, например, он сказал:

"Я служил посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) десять лет, и за это время он ни разу не сказал мне: "Уф!" — и что бы я ни сделал, он ни разу не спросил меня: "Зачем ты сделал это?" — если же я не делал чего-то, он никогда не говорил мне: "Лучше бы ты сделал то-то". (Аль-Бухари и Муслим).

Это объясняется тем, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не говорил и не делал ничего непристойного, о чём свидетельствует Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто повторял своим сподвижникам:

«Поистине, лучшими из вас являются самые благонравные.» (Аль-Бухари и Муслим)

Он так же сказал:

«Поистине, непристойные слова и поступки не имеют ничего общего с исламом. И, поистине, лучшими людьми в исламе являются те, у кого лучший нрав.» (Ат-Табарани, Ахмад и Абу Йа’ля)

Сообщается также, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, самыми любимыми из вас для меня и теми, кто в День воскрешения будет ближе всех ко мне, являются самые благонравные из вас, а самыми отдаленными из вас для меня и теми, кто в День воскрешения будет дальше всех от меня, являются болтливые, говорящие напыщенно и разглагольствующие". Люди сказали: "О посланник Аллаха, нам известно, что такое "болтливые" и "говорящие напыщенно", но что такое "разглагольствующие?" Он сказал: "Это — надменные". (Ат-Тирмизи)

Что же касается сподвижников, да будет доволен ими Аллах, то они слушали эти наставления и своими глазами видели, каких высоких нравственных принципов придерживался во взаимоотношениях с людьми сам Посланник. И они поступали в соответствии с его указаниями и брали с него пример в делах, благодаря чему и возникло их, достойное подражания, общество, подобного которому в истории человечества еще не было.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был милосердным человеком, и кто бы ни приходил к нему (с просьбой), он обязательно обещал ему и исполнял своё обещание, если располагал (тем, о чём его просили). Однажды, когда уже было объявлено о начале молитвы, к нему подошёл какой-то бедуин, потянул его за края одежды и сказал: "Из того, что мне нужно, осталось совсем немного, и я боюсь забыть об этом" — и он пошёл с ним, сделал всё, что ему было нужно, а потом пришёл и совершил молитву". (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад")

Таким образом, мы видим, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не усмотрел ничего плохого в том, чтобы выслушать этого бедуина и сделать то, что ему было нужно, несмотря на то, что уже было объявлено о начале молитвы, и он не рассердился на него, несмотря на то, что тот потянул его за одежду и стал настаивать на том, чтобы что-то было сделано для него до молитвы. Дело в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) создавал общество на основе высоких нравственных принципов и на собственном примере показывал другим, как мусульманин должен относиться к своему брату в исламе, устанавливая для них те нормы, которые должны главенствовать в мусульманском обществе.

И если для немусульман благонравие связано с хорошим воспитанием и образованием, то для мусульман это понятие в первую очередь имеет отношение к наставлениям этой религии, объявившей благонравие неотъемлемым качеством мусульманина, благодаря которому он возвышается в мире этом и которое склонит чашу его весов в мире вечном, так как в День расчёта на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, как сказал об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ибо, поистине, Аллах Всевышний ненавидит произносящего непристойности и оскорбляющего!» (Ат-Тирмизи)

Более того, ислам объявил благонравие признаком совершенства веры, так как имеются указания на то, что наиболее совершенной верой обладают самые благонравные люди, о чём посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Наиболее совершенной верой из верующих обладает самый благонравный из них.» (Ат-Тирмизи)

Что касается благонравных, то в исламе они объявляются ещё и самыми любимыми рабами Аллаха, о чём свидетельствует хадис, передаваемый со слов Усамы ибн Шурайка, который сказал: "Однажды мы совершенно неподвижно сидели рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и никто из нас не произносил ни слова, как вдруг к нему подошли какие-то люди и спросили: "Кого из рабов Аллаха Всевышний Аллах любит больше всего?" Он ответил: "Самых благонравных из них". (Ат-Табарани)

И нет ничего удивительного в том, что Аллах больше всего любит благонравных людей, ведь, как мы уже видели, благонравию придаётся огромное значение в исламском шариате, и не будет ничего тяжелее благонравия на весах раба в День воскресения, а кроме того, оно равняется молитве и посту, которые являются двумя великими столпами ислама, как сказал об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Не положат на Весы ничего тяжелее благонравия, и, поистине, благонравие приводит придерживающегося его к степени (соблюдающего) пост и (совершающего) молитву.» (Ат-Тирмизи и Аль-Баззар)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, благонравием раб достигает ступени постящегося и молящегося.»

Вот почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постоянно подчёркивал важность благонравия своим сподвижникам, побуждал их придерживаться его и внушал их душам любовь к нему, пользуясь самыми разными методами и прибегая для этого как к словам, так и к делам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хорошо понимал, какую большую роль играет благонравие в деле исправления характера, очищения души и совершенствования людей. В связи с этим он (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросил Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: "О Абу Зарр, не указать ли тебе на два качества, придерживаться которых легко, а на Весах они окажутся тяжелыми?" Он сказал: "Конечно, о посланник Аллаха!" Он сказал: "Будь благонравным и сохраняй молчание, ибо клянусь Тем, в чьей длани душа моя, ничто не украшает людей так, как это!" (Абу Йа’ля и Ат-Табарани)

Кроме того, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Хороший нрав увеличивает (блага), а дурной нрав — это злополучие; благочестие продлевает жизнь, а милостыня защищает от дурной смерти.» (Ахмад)

Известно также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с такими мольбами:

«О Аллах, Ты сделал хорошим мой образ, так сделай же хорошим и мой нрав!» (Ахмад)

Мольба благородного посланника о том, чтобы Аллах сделал хорошим его нрав, в связи с чем Аллах Всевышний сказал: "Поистине, ты — великого нрава" (Калям, 4), — указывает на то, какое внимание он уделял благонравию и как сильно желал, чтобы мусульмане в этом отношении всё время стремились к большему, независимо от того, сколь бы чистыми они ни были, как делал это их великий Пророк, обращавшийся к Аллаху с подобными мольбами. Что же касается слова "благонравие", то это — общее название, которое может подразумевать собой любое достойное нравственное качество, украшающее, очищающее и возвышающее собой человека. В качестве примера можно указать на такие черты характера как стыдливость, кротость, доброта, способность прощать, снисходительность, весёлость, правдивость, честность, сердечное отношение к людям, прямота, внутренняя чистота и прочие достойные качества.