О пророке юсуфе

13.09.2018 0 Автор admin

Расскажите историю Пророка Якуба (а.с.).

Упоминание о Йакубе в Коране.

2 аль-Бакара (Корова), 132, 133, 136, 140

3 аль-Имран (Семейство Имрана), 84

Ан-Ниса (Женщины), 163

Аль-Анам (Скот), 84

Худ, 71

Йусуф

Мapьям, 49

Аль-Анбийа (Пророки), 72

Аль-Анкабут (Паук), 27

Сад, 45

Описание Йакуба в Коране.

Имя пророка Йакуба упоминается в нескольких аятах Священного Корана, кроме того, кораническая сура «Йусуф», посвященная сыну Йакуба и истории его жизни, пронизана диалогами Йакуба со своими детьми (без конкретного упоминания его имени).

Подтверждением тому, что Йакуб был пророком Всевышнего Аллаха, служат следующие аяты Корана:

«Когда он (Ибрахим) удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Каждого из них Мы сделали пророком» (19 Мapьям, 49)

«Воистину, Мы внушили тебе (Мухаммад) откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур (Псалтырь)» (4 ан-Ниса, 163)

Всевышний Аллах говорит о Йакубе как о достойном и праведном пророке, проницательном и мудром, идущим прямым путем и творящим добро:

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, и сделали их всех праведниками» (21 аль-Анбийа, 72)

«Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых» (38 Сад, 45)

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем … Таким образом Мы воздаем творящим добро» (6 аль-Анам, 84)

Место рождения и родословная пророка Йакуба.

В коранических аятах указывается, что Йакуб был сыном пророка Исхака и внуком великого пророка Ибрахима.

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, …» (21 аль-Анбийа, 72)

«… Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. …» (19 Мapьям, 49)

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. …» (6 аль-Анам, 84)

Предположения о месте рождения Йакуба неоднозначны. По мнению некоторых толкователей, отец Йакуба, Исхак, жил где-то на территории современной Сирии. По другой версии — на юге Палестины. Жена Исхака долгое время не могла родить ребенка, и тогда он обратился к Аллаху с мольбой о потомстве. Через какое-то время на свет появились сыновья-близнецы. Первым родился Ийс, за ним — Йакуб, чьё имя означает «следующий». Ссылаясь на эти комментарии можно предположить, что пророк Йакуб родился где-то в Шаме (общее название стран восточной части Средиземного моря) — на территории современной Сирии или Израиля.

Некоторые люди называли пророка Йакуба – Исраиль (раб Аллаха), откуда в дальнейшем и пошло понятие «двенадцать колен Исраила» (потомки пророка Йакуба от его двенадцати сыновей).

Каких-либо достоверных упоминаний о дальнейших событиях жизни Йакуба нет, кроме той информации, которая содержится в коранической истории о сыне Йакуба – Йусуфе (события, упоминаемые в этой суре, будут рассмотрены далее). Некоторые богословы в своих комментариях повествуют, что по совету своей матери, Йакуб уехал к ее брату в Харран (город на севере Междуречья, на территории современной Турции). Там он оставался на протяжении долгих лет жизни (по одной версии — двадцати лет, по другой версии — сорока лет) и служил своему дяде. У того было две дочери: старшая по имени Лия и младшая по имени Рахиль. Йакуб работал пастухом у своего дяди в течение семи лет, после чего тот отдал ему в жены старшую дочь Лию. Затем Йакуб остался еще на семь лет и получил в жены Рахиль. По Шариату пророка Ибрахима, которого придерживался и пророк Йакуб, было разрешено состоять в браке с двумя родными сёстрами одновременно (этот закон в дальнейшем был отменён в Торе). Дядя Йакуба подарил своим дочерям двух рабынь – Зелфу (Зилпу) и Валлу (Билху), которые потом были переданы Йакубу. Лия родила Йакубу шестерых сыновей, Рахиль — двоих, а наложницы — четверых. Таким образом, у Йакуба было 12 сыновей. Что из вышесказанного является истинной — известно лишь Всевышнему Аллаху, так как в достоверных источниках эта информация из жизни Йакуба не содержится, а основывается она, скорее всего, на израильских писаниях и библейских рассказах, истинность которых сомнительна.

Религия Йакуба.

О религии пророка Йакуба так же, как и о религии пророков Ибрахима, Исмаила и Исхака между иудеями и христианами шли долгие споры. Господь через кораническое откровение закончил полемику по этому поводу, сообщив:

«Неужели вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2 аль-Бакара, 140)

«О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат (Тора) и Инджиль (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?

Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников…» (3 аль-Имран, 65, 67)

Пророк Йакуб, также как и пророк Ибрахим, не был ни иудеем, ни христианином. Его религия – Единобожие.

«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба) и в то, что было даровано Мусе, Исе и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся» (2 аль-Бакара, 136) (3 аль-Имран, 84)

Пророк Йусуф, сын пророка Йакуба, находясь по стечению обстоятельств в тюремном заключении, сказал своим сокамерникам, что его миссия основывается на религии его предков. Это подтверждает, что религии Ибрахима, Исхака и Йакуба совпадают – это поклонение только Единому и Единственному Богу.

«Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба. Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны» (12 Йусуф, 38)

Что касается пророческой миссии Йакуба, то после того, как Всевышний Аллах сделал его своим пророком, Йакуб вместе со своей семьей уехал из Харрана, где в тот период жил у своего дяди и поселился где-то на территории Ханаана (израильские земли). Он призывал население этого региона к вере в Аллаха и судил на основании законов, переданных Аллахом его деду Ибрахиму.

Со слов Абу Зарра, сподвижника Посланника Аллаха (сас) передан следующий хадис:

«Пророка Мухаммада (сас) спросили: «Какая мечеть была построена первой?» Пророк ответил: «Заповедная Мечеть (в Мекке)». Абу Зарр далее спросил: «Какая была построена следующая?» Пророк ответил: «Мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме)». Абу Зарр еще раз спросил: «Сколько времени прошло между строительством первой и второй?» Пророк сказал: «Сорок лет». Абу Зарр еще раз спросил: «Какая мечеть — следующая?» Пророк ответил: «Всякий раз, когда наступает время молитвы, молись. Вся земля является мечетью (для верующего)»»

Ссылаясь на данный хадис, некоторые мусульманские ученые утверждают, что мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме) построена именно пророком Йакубом через сорок лет после того, как пророки Ибрахим и Исмаил построили Заповедную Мечеть. Однако есть версия, что в строительстве этой мечети принимал участие пророк Исхак, отец Йакуба.

Потомство Йакуба.

Великий Аллах даровал пророку Йакубу многочисленное потомство. От первой жены Лии у него было шестеро сыновей, от второй, Рахиль, двое. Помимо жен, каждая из наложниц Йакуба родила ему двоих мальчиков. Племена потомков двенадцати сыновей Йакуба и образовали израильский народ.

После рождения второго ребенка, жена Йакуба, Рахиль, заболела и вскоре умерла. Впоследствии, сыновей Рахиль (Йусуфа и его младшего брата) пророк Йакуб стал любить сильнее остальных детей, так как они остались без материнской опеки. Но больше всех Йакуб одаривал своим теплом, вниманием и лаской Йусуфа. Когда мальчику исполнилось семь лет, он увидел во сне, что одиннадцать звезд, луна и солнце поклонились ему. Об этом он рассказал своему отцу. Йакуб, который по воле Аллаха умел правильно истолковывать сны, сказал ему, что он будет пророком, и ему будут даны в жизни большие блага. Братья недолюбливали Йусуфа из-за того, что Йакуб выделял его своим вниманием и заботой среди остальных, ревновали его к отцу и завидовали ему. Они решили избавиться от Йусуфа. Используя хитрость, они увели его далеко от селения и бросили в глубокий колодец, который располагался вблизи караванных путей.

Расскажите историю Пророка Якуба (а.с.).

Рубашку Йусуфа они вымазали кровью животного и, вернувшись домой, объявили, что на него напал волк и растерзал его. Но посмотрев на рубашку своего сына, Йакуб не нашел на ней следов от зубов животного и понял, что вся эта история является вымышленной и что его любимый сын жив. Он сказал об этом сыновьям и добавил, что ему ничего не остается, как быть терпеливым и ждать милости от Аллаха. На протяжении многих лет Йакуб ждал возвращения Йусуфа. От слез и переживаний у него испортилось зрение, и он ослеп.

Что же касается Йусуфа, то он действительно остался жив и был спасен караванщиками, которые привезли его в Египет и продали в качестве раба одному знатному человеку. Йусуф вырос в семье этого вельможи, а в дальнейшем, пройдя ряд жизненных событий и испытаний, стал управляющим делами при дворе Фараона. В период всеобщей засухи, которая распространилась в то время на очень значительной территории и вышла далеко за пределы Египта, благодаря мудрой политике Йусуфа, египтянам удалось избежать голода и бедствий. Пророк Йакуб услышал о таком стабильном положении в Египте и отправил туда своих сыновей для закупок зерна и других продуктов. При встрече Йусуф узнал своих братьев, однако он не спешил открыться им. Только во время их третьего приезда в Египет, после определённых событий, Йусуф сказал, кто он, и простил своих братьев за тот ужасный поступок. А для того чтобы прозрел их отец, Йусуф отдал им свою рубашку и сказал, чтобы они при возвращении домой накинули её на глаза отцу. Так, Йакубу вновь вернулось зрение.

После всего произошедшего, пророк Йакуб со всей своей многочисленной семьёй переехал жить в Египет к своему любимому сыну.

Обо всех этих событиях Всевышний Аллах поведал в 12 суре Корана «Йусуф», переданной в виде единой коранической истории о жизни Йусуфа. Более подробно эта история будет затронута в следующей главе книги о пророке Йусуфе.

Перед своей смертью Йакуб собрал всех своих сыновей и дал им наставления строго держаться религии их деда – пророка Ибрахима:

«Ибрахим и Йакуб заповедали это своим сыновьям. Йакуб сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (2 аль-Бакара, 132)

Следует отметить, что «будучи мусульманами» в данном контексте совершенно не значит исповедование Ислама со всеми его атрибутами в нынешнем виде (Коран, Шариат и т. д.). Слово «муслим (мусульманин)» переводится с арабского языка как «покорный Богу». То же самое означает и производная от этого слова — «ислам» — «покорность Богу». Ислам — это религия, которая не названа в честь ее основателя или в честь исповедующего её народа. Все мусульмане являются покорными Богу. Согласно Корану и Сунне, покорными, то есть мусульманами, являлись все пророки в истории человечества.

«Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся» (2 аль-Бакара, 133)

По преданиям, пророк Йакуб остаток своей жизни провел в Египте, где и умер. Предполагается, что могила пророка Йакуба находится рядом с могилой его отца, пророка Исхака, и могилой его деда, пророка Ибрахима, в пещере Махпелла в Хевроне (городе, находящемся в 36 км к югу от Иерусалима). Однако существует и другая версия, что пророк Йакуб похоронен в Дамаске (Сирия). Однако, и то, и другое – лишь предположения и не имеют под собой достоверной основы.

Читайте также:


История Юсуфа.

История двух пророков. Отец и сын Якуб (Иаков) и Юсуф (Иосиф)

Часть3. Юсуф и Зулейха

Умм Адиля

Вот время шло
Юсуф подрос и возмужал
Шли дни…   настал тот час
когда не прочность вера
проверяется в делах
так  предоставим сей рассказ

                    Пророк   Юсуф и Зулейха
Азиз купил Юсуфа за злато серебро
Усыновить Азиз  желал его
Доколе не было своих детей
Юсуф рос  в доме у него
Шли дни Юсуф наш возмужал
Ещё прекрасней Юсуф наш стал
У Азиза была красавица жена
Страстью к Юсуфу прониклась она

Коварный план в душе тая
В покои позвала его она
НЕ ВЕДАЛ НАШ Юсуф о том
К  чему её душа звала
Дабы Юсуф спастись  не смог
От  красоты её ,то на замок
 Она  все двери заперла

Внутри  сжигала страсть её
И возжелала Зулейха его
И стала соблазнять она его
Её прекрасный стан..
Пред ним предстал
И пожелал возжелал Юсуф её  бы тоже…
Прелюбодеяние мерзкий грех
в аду его исход

К Аллаху от греха Юсуф взовёт..

По Милости Творца
Замки раскрылись
Юсуф  в испуге  мчится прочь
Но Зулейха в греховной силе
Вслед побежит Рубаху рвёт 
В  дверях муж Зулейхи стоит
И в гневе всё лицо его горит

И дабы утаить свой грех
вскричала Зулейха:
О мой любимый муж
Чтоб  мною овладеть
сей юноша пришёл
 в постели я спала

На честь  жены твоей он покушался
 Ты должен покарать ,
В темницу  заточи, 
жестоко накажи его

Муж Зулейхи  сказал: « О юноша!
Как мог ты поступить  со мной
(ты был мне словно сын родной)
После всего, что сделал для тебя ?!»
Юсуф промолвил: « Она пыталась 
соблазнить меня »

Юсуф молил ,чтобы Аллах
Явил  свидетельство своё
О непричастности греха сего

Когда свидетельство явилось
Заговорил малыш:
Коль порвана рубаха спереди
Юсуф солгал, она права
Коль порвана рубаха со спины
 Он правду говорит, и солгала она

Разорвана рубаха со –спины
 Был убеждён Азиз —
О козни женские превелики!

 История с Юсуфом
Везде в устах звучала
Как знатная вельможа
в грех явный впала
И соблазнить Юсуфа  попыталась..

Узнав, что город
сплетен полон, Зулейха
Жён знати в гости позвала
Каждой по ножику дала
Чтоб резали плоды они
И молвила Юсуфу: « Выйди к ним»

Они увидели его,  и восхваляя
красоту его
Руки  изрезали, не ведая того,
 Сразило их великолепие его
Воскликнули : … О Упаси Аллах
Не человек он- благородный ангел…
Что пребывал на небесах
Красота Юсуфа была неотразима
Яснее солнца
заманчивей полнолуния

Сказала Зулейха:
Пред вами тот,
Из-за которого меня  вы порицали
(но сами вы б не устояли)
пред красотой его
Пыталась  соблазнить его
И коли моему желанью
 не внемлет он
То будет брошен
Униженным  в темницу он.

Юсуф воскликнул:
« Господь мой! Темница мне милей…
(чем грех  и клевета)
Аллах мольбе той внял
и  козни отвратил с него.
С Юсуфа сняли дорогие
одеяния его
 взамен  из грубой шерсти
 одеяния дав
И руки в цепи заковав
Юсуфа бросили в  темницу
Юсуф 12 лет в тюрьме томился

Когда он  выйдет из  темницы
напишет  на  вратах её
(Тюрьма)- обитель бедствий,
Могила для живых
И повод для клеветы врагов твоих
И испытание благочестивых рабов.
( И испытает Аллах любимейших рабов)
Продолжение следует
О том как Юсуф стал приближенным царя
О новой встречи Юсуфа и Зулейхи

© Copyright: Умм Адиля, 2014
Свидетельство о публикации №114042907030

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Умм Адиля

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Умм Адиля

История Юсуфа согласно Корану

Еще ребенком Юсуфу приснился пророческий сон, который Якуб, его отец, растолковал так:

Трепетное отношение отца к Юсуфу вызывало ревность и ненависть у его старших сыновей от другой жены, и, сговорившись, они решили убить его, но в последний момент передумали и сбросили Юсуфа в колодец, чтобы проходящий мимо караван увез его далеко от дома. А отцу сказали, что его растерзал волк.

Мальчика вытащили караванщики, которые направлялись в Египет, где и продали его одному из вельмож фараона за ничтожную цену.

Когда Юсуф повзрослел, красота его стала сводить с ума знатных женщин города, в том числе и жену вельможи, в доме которого он жил. Отказавшись разделить с ней ложе, Юсуф вскоре по её наговору был заточен в темницу. Там он стал призывать людей к единобожию, а также растолковал сны двум юношам, попавшим с ним в темницу, предсказав одному из них свободу, а второму — казнь.

Юсуф просидел в темнице несколько лет, пока однажды фараону не приснился сон, что семь тощих коров пожирают семерых тучных, а также семь зеленых колосьев и семь высохших. Юсуф истолковал этот сон:

Тем самым Юсуф спас народ страны от голода. Фараон оправдал его и доверил ему управление запасниками и складами всего Египта.

Прошло много лет, и братья Юсуфа, гонимые нуждой и голодом, прибыли в Египет. Узнав братьев, но не сказав им об этом, Юсуф снабдил их провизией и отправил за младшим братом Биньямином, пообещав дать ему его удел лично. По приезде Биньямина Юсуф хитростью оставил своего младшего и любимого брата при себе, а к отцу отправил доброго вестника.

Юсуф и Якуб. История двух пророков

Вскоре родители и братья Юсуфа, которые покаялись в содеянном, перебрались в Египет.

Красота Юсуфа

Пророк Юсуф, как и все пророки, отличался от других людей необычайной красотой и, если какая-либо женщина обращалась к Юсуфу с просьбой, то он прикрывал лицо, чтобы она не впала в искушение. В сборнике хадисов Муслима приводится хадис Анаса ибн Малика о восхождении пророка Мухаммада на небеса, и в нём сообщается, пророку Юсуфу была дарована половина красоты. По мнению Абу ль-Касима ас-Сухайли, «красота Юсуфа равнялась половине красоты Адама, потому что Аллах создал Адама Своей рукой и придал ему самый совершенный и самый прекрасный облик. Никто из его потомков не может сравниться с ним по красоте, а Йусуфу была дарована половина его красоты» Выдающийся исламский толкователь Корана, хадисовед, факих и историк Ибн Кутайбы, комментируя хадис о мирадже предполагал, что «Всевышний Аллах установил для красоты определённый предел и одарил те из творений, которые пожелал: либо ангелов, либо гурий. Йусуфу была дарована половина той красоты, и он был очень красив на лицо. И ошибаются те, кто думает, что он получил половину всей красоты, а вторая половина досталась всем остальным людям»

Юсуф в литературе и искусстве

  • По кораническим сюжетам о Юсуфе написана известнейшая поэма Кул Гали «Кыйсса-и-Йосыф» (1233 год). Наследие Кул Гали почитается татарами, чувашами, башкирами.
  • «Юсуф и Зулейха» — литературно-фольклорный памятник многих народов Востока, в основе которого — библейско-кораническая легенда о Юсуфе (Иосифе).
  • История Юсуфа пересказана в романе Томаса Манна «Иосиф и его братья» (1933-1943).
  • В 2001 году на сцене Татарского театра оперы и балета (Казань) был поставлен балет "Сказание о Йусуфе" (музыка Л.Любовского, либретто Р.Хариса, хореография Г.Ковтуна) .

Пророк Юсуф

У Йакуба было двенадцать сыновей, младшими из них были Йусуф и Бинйамин.

Йакуб любил Йусуфа больше, чем его братьев. Он демонстрировал эту любовь, а остальные братья ревновали. Как-то ночью Йусуф заснул в своей постели и увидел удивительный сон.

Проснувшись, он пошел к отцу и сказал ему:

«О отец мой, видел я во сне одиннадцать звезд, и Солнце, и Луну, и видел я, что они поклонялись мне».

Подумав над смыслом сна Йусуфа, Йакуб решил, что Аллаh сделает Йусуфа великим в этом и ином мирах. Йакуб знал, что братья Йусуфа ревнуют его, и испугался каких-либо их действий в порыве ревности и по наущению Шайтана, которые могут повредить Йусуфу. Поэтому он сказал ему:

«О сын мой возлюбленный, не рассказывай о сне своём братьям твоим, дабы не замышляли они против тебя; ибо Шайтан есть явный враг человеку».

Йакуб помолчал немного, затем сказал Йусуфу:

— Аллаh показал тебе это великое видение. Если ты умолчишь о нем, то ниспошлет Аллаh тебе свою милость и научит толкованию снов. Он осуществит милость Свою тебе, а тем самым род Йакуба получит много добра.

Аллаh сделает тебя великим и даст тебе дар пророчества, как Он это осуществил для двух праотцов твоих — Ибрахима и Исхака.

Йакуб продолжал говорить Йусуфу, который внимательно слушал его и размышлял об этом поразительном сне.

Йакуб обнимался и играл с Йусуфом и братом его Бинйамином, а остальные братья видели, как он, занятый двумя, не обращает на остальных внимания. В их души вкрался гнев, поскольку вся любовь отца была отдана Йусуфу и Бинйамину.

Дети отошли подальше и начали совещаться. Один из них гневно сказал:

— Наш отец любит Йусуфа и его брата больше нас.

Другой сердито добавил:

— Нас много, и мы больше достойны отцовской благосклонности, чем Йусуф и его брат.

Третий сказал:

— Наш отец серьезно заблуждается.

Четвертый добавил:

— Убейте Йусуфа или выгоните его туда, откуда он никогда не вернется. Вся отцовская любовь останется нам. Затем мы покаемся за наши действия и станем праведниками.

Раздались голоса в поддержку этого мнения:

— Убьем его и избавимся от этого. Братья уже почти договорились убить Йусуфа, как вдруг один из них сказал:

— Не убивайте Йусуфа, но, если вы считаете нужным сделать что-нибудь, бросьте его на дно глубокого колодца: кто-либо из проезжающих подберет его.

Один воскликнул:

— Это хорошая мысль.

Братья договорились бросить Йусуфа на дно колодца, чтобы покончить с ним и вернуть себе любовь отца.

Дети пошли к отцу, который в это время обнимался и играл с Йусуфом. Один из них сказал отцу:

— Отец, почему ты не отпускаешь Йусуфа пойти поиграть с нами?

Йакуб сказал:

— Я не могу ни на час оставить его.

Другой попросил:

— Пошли его завтра с нами поиграть и позабавиться.

Отец сказал им:

— Горестно мне, что вы уведете его.

— Пусть поиграет и порадуется, а то он постоянно сидит дома.

— Боюсь, вы заиграетесь и оставите его без присмотра, а волк может загрызть его.

Кто-то спросил:

— Как его может загрызть волк, если нас много?!

Братья окружили отца, наперебой уговаривая его:

— Не бойся за Йусуфа. Пусть поиграет и повеселится с нами. Почему ты не доверяешь нам Йусуфа, ведь мы любим его?! И он сам хочет пойти с нами. Они упрашивали отца до тех пор, пока он не согласился отпустить Йусуфа с ними. Радостные, братья вышли от отца. Йусуф вышел вместе с братьями. Не успели они скрыться с глаз отца, как все начали бранить Йусуфа и издеваться над ним. Наконец, они подошли к колодцу, сорвали с Йусуфа рубашку, бросили его в колодец и удалились.

Очутившись в колодце, Йусуф испугался, но страх продолжался недолго, так как Аллаh отвел его. Он сказал ему также, что, несомненно, имеется выход из этого сложного положения, что Йусуф спасется и будет жить всеми уважаемым.

Братья остановились, чтобы обдумать то, что они скажут отцу. Договорились, что они скажут, что его съел волк. Чтобы убедить отца в том, что они говорят правду, братья взяли рубашку Йусуфа и испачкали ее кровью козы, которую зарезали.

Дети подождали заката солнца и наступления ночи. Затем, плачущие, они пришли к отцу. Когда Йакуб увидел их без Йусуфа, он сжался от отчаяния и горестно спросил:

— Где Йусуф?

Они сказали:

— О отец наш, стали мы бегать в перегонки друг с другом и оставили Йусуфа с вещами нашими, и волк сожрал его.

Йакуб гневно бросил:

— Лжецы!

— Мы знали, что ты никогда не поверишь нам. Но вот его рубашка.

И они отдали отцу рубашку, запятнанную кровью.

Пророк Якуб (мир ему)

Но отец не обнаружил на ней следов зубов. Братья забыли изорвать рубашку. Отец понял, что они что-то сотворили со своим братом. И никакой волк на него не нападал. Йакуб сильно опечалился из-за Йусуфа. Однако он сохранил твердость в своей печали и сказал детям:

— Вы что-то сделали с вашим братом. Поживем — увидим.

Караван из аш-Шама направлялся в Египет. Его путь лежал через колодец, куда был брошен Йусуф. Один из караванщиков пошел к колодцу, чтобы набрать воды. Когда он опустил ведро, Йусуф уцепился за него. Увидев его, караванщик радостно воскликнул: Это добрый знак! Это — мальчик! Он взял его и вернулся к своему каравану.

Купцы отправились дальше в путь, пока не прибыли в Египет. Караванщик с Йусуфом пришел на невольничий рынок, чтобы продать его и получить деньги. В это время на рынке был египетский вельможа, которому Йусуф очень понравился, и он за небольшую сумму купил его.

Вельможа с Йусуфом вернулся домой. Когда его жена увидела юношу, она обрадовалась, потому что была бездетна. Вельможа сказал ей:

— Будь добра к нему. Быть может, будет нам от него польза, когда он вырастет. Если это добрый и умный мальчик, мы усыновим его.

Окруженный заботой и вниманием, Йусуф остался в доме вельможи.

Прошли годы, Йусуф вырос и возмужал, став очень красивым.

Жена вельможи обратила внимание на красоту и силу Йусуфа и влюбилась в него. В один из дней она надела на себя лучшие одежды, украсила себя и вышла к Йусуфу.

Закрыв за собой двери, она приблизилась к нему, желая показать ему свою любовь, и сказала:

— Я — твоя и принадлежу тебе.

Йусуф увидел ее красоту, но вспомнил своего Владыку, который спас его из колодца.

Отвернувшись, он сказал:

— Я ищу прибежища у Аллаhа. Твой муж — мой господин. Он уважает меня и хорошо ко мне относится. Я не хочу причинять ему зла. Я не восстану против Владыки моего, который спас меня.

Йусуф пошел к двери, чтобы открыть ее и выйти. Она бросилась за ним, пытаясь удержать его. Схватив его за рубашку, она порвала ее сзади. Йусуф открыл дверь и увидел перед собой вельможу. Когда жена заметила своего мужа, стоящего на пороге, она захотела обвинить Йусуфа в том, что он пытался посягнуть на нее. Она сказала мужу:

— Йусуф пытался причинить зло твоей жене. Он заслуживает темницы или суровой кары.

Защищая себя, Йусуф сказал:

— Это она сама старалась соблазнить меня.

Вельможа разгневался, но тут пришел родственник жены. Когда вельможа рассказал ему все, он сказал:

— Если его рубашка порвана спереди, то она говорит правду, а если сзади, то он говорит правду, а она лжет…

Вельможа увидел, что рубашка Йусуфа разорвана сзади и, гневно глядя на жену, сказал ей:

— Истинно, это твоя женская хитрость. Истинно, велика хитрость твоя.

Обернувшись к Йусуфу, он сказал ему:

— Никому не рассказывай того, что произошло здесь. А жене вельможа приказал просить прощения за свой грех и покаяться.

Жены и дочери знатных людей собрались и, обсуждая жену вельможи, осудили ее за любовь к Йусуфу. Они сказали:

— Жена Азиза предлагает себя Йусуфу. Истинно, она плохая женщина.

Жена Азиза узнала об этом женском осуждении за ее любовь к юноше и разгневалась. Она решила оправдаться перед ними и пригласила их всех к себе в дом. Всех гостей она угостила яблоками и каждой подала нож. Затем она обрядила Йусуфа в лучшие одежды и приказала ему выйти к ним. Когда женщины увидели перед собой красивого юношу, они не поверили своим глазам решив, что это самый прекрасный мужчина в мире. Позабыв себя, они ошеломленно взирали на него и вместо того, чтобы очищать яблоки, порезали ножами себе руки. При этом они даже не почувствовали боли и сказали:

— Да прославится Аллаh! Это не человек, а преславный ангел.

Жена Азиза сказала им:

— Это тот, из-за которого вы меня осуждали. Я потребовала его для себя, но он воздержался. А теперь, если он не исполнит того, что я прикажу ему, то он будет брошен в темницу.

Женщины спросили его: — Почему же ты не слушаешься своей госпожи?

Он ответил:

— О Владыка мой, предпочту я темницу тому, что они предлагают мне.

Йусуф отказался повиноваться приказам своей госпожи, потому что он боялся Аллаhа.

Йусуф не послушался жены Азиза, так как не хотел предавать своего господина, который воспитал его. Тогда жена Азиза затеяла против Йусуфа интригу перед своим мужем. Она сказала ему: «Женщины на каждом углу злословят обо мне и Йусуфе и говорят мерзости. Будет лучше бросить его в темницу, чтобы все знали, что именно Йусуф хотел посягнуть на мою честь и поэтому попал в тюрьму».

Йусуф и еще двое юношей были брошены в темницу, где они познакомились и стали друзьями.

В одну из ночей оба юноши увидели непонятные сны.

Утром оба они попросили Йусуфа растолковать им их видения.

Один из них сказал:

— Я видел во сне, что выжимаю виноград и делаю из него вино, а затем угощаю короля.

Другой сказал:

— Я видел во сне, что нес на голове хлеб, который клевали птицы. Истолкуй нам эти сны, ибо мы видим, что ты праведен.

Йусуф сказал им:

— Какие бы сны вы ни видели, я растолкую вам то, что произойдет, прежде, чем это случится. Все будет, как я скажу. Этому меня научил Аллаh, потому что я верую в него, Единственного. И я следую вере отцов моих Ибрахима, Исхака и Йакуба. Истинно, не можем мы приобщать ничего, как равное к Аллаhу.

О мои два сотоварища по тюрьме, что лучше — разные боги, которые не способны ни на что, или Аллаh, Единый, Великий, Всемогущий? Те боги, которым поклоняетесь вы, ложны. Аллаh повелел нам поклоняться Ему, так как Он сотворил нас и дал нам пропитание. Но большинство людей не ведают.

О мои два сотоварища по тюрьме, что касается одного из вас, он будет наливать вино господину своему; что же касается другого, будет он распят, и птицы будут клевать голову его.

Йусуф знал, что виночерпий короля спасется из тюрьмы. Он сказал ему:

— Упомяни о моем деле своему господину. Я сижу в тюрьме без всякой вины с моей стороны.

Королевский виночерпий вышел из тюрьмы, а другой был распят, как это предсказывал Йусуф. Но виночерпий забыл напомнить королю о деле Йусуфа, и он еще несколько лет провел в тюрьме.

Как-то ночью король увидел во сне, что он сидит на берегу реки, из которой вышли семь тучных коров, а затем семь тощих. Затем семь тощих коров сожрали семерых тучных. Король в ужасе проснулся. Успокоившись, он заснул опять и увидел во сне семь зеленых колосьев, которых проглотили семь сухих колосьев. В страхе король проснулся во второй раз.

Утром король собрал своих приближенных и рассказал им то, что видел во сне. Никто из его свиты не смог растолковать ему смысла этих снов. Тогда виночерпий вспомнил, что Йусуф прекрасно объясняет сновидения. Он сказал королю:

— Пошли меня к Йусуфу в тюрьму, и я растолкую вам эти сны.

Король послал его к Йусуфу. Придя в тюрьму, он сказал:

«Йусуф! О ты, праведник, разъясни нам значение семи тучных коров, которых пожрали семь тощих коров, и семи зеленых колосьев зерна и семи других высохших, дабы я мог возвратиться к народу и поведать им».

Йусуф сказал ему:

— Впереди семь урожайных лет, а затем придут семь неурожайных. Вы должны будете семь лет трудиться много и непрестанно. Оставляйте все сжатое в колосьях, кроме той пшеницы, которую употребите в пищу. Когда придут неурожайные годы, вы будете есть то, что сберегли в хорошие годы.

Потом придет после этого урожайный год, когда люди будут давить виноград, сахарный тростник, кунжут. Они будут благоденствовать и радоваться.

Виночерпий вернулся к королю и передал ему все, что рассказал Йусуф. Король изумился и отослал его обратно, чтобы он привел Йусуфа. Король хотел сделать его своим приближенным. Однако Йусуф согласился пойти к королю только в том случае, если он подтвердит ему, что был заключен в тюрьму по наговору. Йусуф сказал виночерпию:

— Вернись к королю и скажи ему, чтобы он собрал женщин, которые порезали руки, и спросил их о том, что же на самом деле случилось. Пусть король знает, что я невиновен в том, что мне приписывают.

Король приказал собрать женщин и спросил их о Йусуфе. Они сказали ему:

— Это благородный человек. Он не сделал ничего дурного.

Жена Азиза увидела, что истина прояснилась и сказала:

— Я потребовала его для себя, но он отказался. Йусуф невиновен и брошен в тюрьму несправедливо.

Когда король узнал это, он понял, что Йусуф умный и надежный человек. Ему захотелось воспользоваться его знаниями и иметь при себе верного человека. Король сказал: «Приведите его ко мне».

Когда привели Йусуфа и король поговорил с ним, то убедился, что он действительно умный, преданный и надежный человек. Король сказал ему:

— Отныне ты уважаемый и почитаемый человек.

Йусуф сказал королю:

— Страну ждут добрые, а затем тяжелые времена. Поэтому поставь меня над сокровищами страны, так как я надежно храню то, что в моем распоряжении, трачу средства разумно, а остальное сберегаю на трудные годы.

Йусуф стал министром у короля, имея все в своем распоряжении.

Прошли годы благоденствия, и наступили тяжелые времена. Йусуф начал распределять среди людей зерно, сбереженное от прошлых богатых урожаев. Страна пережила неурожайные годы, и люди из соседних стран приезжали в Египет за необходимыми им товарами.

В один из дней к Йусуфу пришли его братья. Он их узнал, а они его нет. Они и не могли себе представить, что Йусуф станет министром.

Йусуф спросил:

— Сколько вас?

Они ответили ему:

— Нас двенадцать. Одного нет, а самый младший остался с отцом.

Йусуф принял их как почетных гостей и щедро угостил их.

Затем он сказал:

— Идите и приведите с вами ко мне вашего брата, и тогда я дам вам то, что вы попросили. Если же вы его не приведете, то ничего не получите.

Братья сказали:

— Мы постараемся привести его с нами. Они пошли готовиться к отъезду, а Йусуф приказал своим слугам вернуть братьям все их товары, которые они привезли, чтобы обменять их на зерно.

Братья вернулись к отцу и, встретившись с ним, сказали:

— Если ты не отправишь с нами нашего брата, то они ничего нам не дадут.

Отец сказал им:

— Я не могу его никому доверить. Боюсь, что вы сделаете с ним то же самое, что сделали с Йусуфом.

Братья сказали ему:

— О отец наш, мы говорим правду. Вот наши товары, которые мы брали с собой на обмен. Но министр вернул их нам и не принял.

Отец сказал:

— Я отпущу его с вами только в том случае, если вы поклянетесь беречь его.

Братья поклялись беречь своего брата и начали готовиться к путешествию в Египет, чтобы привести оттуда зерно.

Отец сказал им:

— Не входите в город через одни ворота, а через разные.

Он сказал им это, чтобы уберечь их от зла, которое может застигнуть их всех вместе сразу.

Братья благополучно прибыли к Йусуфу. Йусуф с Бинйамином отошли в сторону, и Йусуф сказал ему:

— Я твой брат Йусуф, но не говори этого своим братьям.

Бинйамин очень обрадовался встрече с братом. Йусуф захотел взять Бинйамина у них и сказал слугам:

— Подложите чашу, из которой пьет король в вещи Бинйамина.

Слуги исполнили это.

Братья Йусуфа собрали свою поклажу и загрузили ее на верблюдов. Затем караван отправился в путь.

Тут один из охранников крикнул:

— Вы виновны в краже!

Все обернулись к нему и спросили:

— А что у вас пропало?

— Вы похитили чашу, из которой пьет король!

— Обыщите нас. Мы приехали сюда не воровать.

Охранник спросил:

— А какое наказание будет тому, у кого эта вещь будет найдена?

Братья ответили:

— Наказание будет таким, что он останется вашим пленником.

Пришел Йусуф и осмотрел багаж всех, кроме вещей своего брата. Их он осмотрел в последнюю очередь и обнаружил королевскую чашу. В качестве наказания за это он взял своего брата как пленника.

Остальные братья сказали:

— Если он украл, то прежде этого брат его тоже провинился в краже.

Йусуф понял, что они имели в виду, но не мог ответить из боязни, что его хитрость будет раскрыта. Он просто подумал про себя: «Вы оказываетесь в худшем положении; и Аллаh лучше знает о том, на что вы ссылаетесь». Братья вспомнили, что они клялись отцу беречь одного из них и обратились к Йусуфу:

— О великий господин! У него есть престарелый отец, посему возьми одного из нас вместо него, ибо видим мы, что ты один из творящих добро.

Он ответил:

— Сохрани Аллаh нас взять кого-либо, кроме того, у кого мы нашли принадлежащее нам, ибо иначе были бы мы несправедливы.

Когда попытка взять брата оказалась безуспешной, братья отошли посоветоваться, и старший из них сказал:

— Мы поклялись беречь его! Я не могу вернуться к отцу без Бинйамина.

— Что же делать?

— Я останусь здесь, пока не выручу брата, или же пока отец не разрешит мне вернуться.

— А нам что делать?

— Возвращайтесь к отцу и скажите: «О отец наш, сын твой украл».

Они вернулись к отцу, и когда он спросил о Бинйамине, они рассказали ему случившееся.

Однако отец не поверил им:

— Мой сын не крадет!

— Тогда спроси людей, которые были с нами. Они все хорошо знают.

На это отец сказал:

— Вы сделали с ним то же, что и с Йусуфом. Быть может, Аллаh приведет их всех ко мне. Опечалившись за судьбу Бинйамина, Йакуб вновь загрустил о Йусуфе. Он так разрыдался, что ослеп. Дети увидели, сколь велико горе отца и сказали ему:

— Ты будешь вспоминать Йусуфа и оплакивать его, пока не одряхлеешь или умрешь. Тебе лучше не рыдать.

Йакуб сказал им:

— Я не жалуюсь вам, ни кому-либо еще из людей. Я жалуюсь Аллаhу. Я знаю, что Аллаh смилостивится надо мной и избавит меня от горя. О мой любимый сын! Идите и ищите Йусуфа и брата его. И не огорчайте в милости Аллаhа, ибо никто не отчаивается в милости Аллаhа, кроме неверующих.

Братья Йусуфа вернулись в Египет, прося господина быть великодушным и простить их брата. Войдя к нему, они сказали:

— О великий господин, мы оказались в очень сложном положении, и у нас только плохой товар. Дай нам что-нибудь и прояви великодушие, освободив брата нашего.

Йусуф сказал им:

— Знаете ли вы, что вы сделали с Йусуфом и с братом его?

Братья пристально посмотрели на него, а затем сказали:

— Ты ли Йусуф?

— Да, я Йусуф, а это брат мой. Истинно, был Аллаh милостив к нам.

Братья сказали:

— Истинно, предпочел Аллаh тебя над нами. Прости нас за то,что мы с тобой сделали, брат наш.

— Не бойтесь, — ответил Йусуф, — я не собираюсь наказывать вас за то, что было. Да простит вас Аллаh! Он Самый Милосердный изо всех, оказывающих милость.

Затем Йусуф спросил их об отце. Они сказали:

— От непрерывного оплакивания тебя он ослеп. Тогда Йусуф снял с себя рубашку и отдал тому брату, который сказал остальным, чтобы они не убивали Йусуфа, а бросили его в колодец. Он сказал ему: «Ступай с моей рубашкой и положи ее перед отцом; он узнает. И приведите ко мне все семейство ваше, чтобы они жили здесь в Египте в большом достатке». Йакуб стоял, ожидая возвращения сыновей. Когда они приблизились, он с силой вдохнул воздух и сказал окружающим:

— Истинно, я чувствую запах Йусуфа.

Люди переглянулись и сказали:

— Ты впадаешь в прежнее заблуждение. Йусуф умер, и его сожрал волк много лет назад.

Приблизившись, сыновья Йакуба положили перед ним рубашку Йусуфа, и у Йакуба наступило просветление. Он сказал детям:

— А что я говорил вам? Я знал, что Аллаh соберет всех вместе с Йусуфом.

Они сказали:

— О отец наш, моли Аллаhа простить нас.

Йакуб ответил:

— Я буду молить Владыку моего о прощении за вас. Истинно, Он Всепрощающ, Милосерден. Йакуб собрал свое семейство и отправился в Египет. Еще до прибытия туда Йусуф встретил всех в пути. Он с почтением приветствовал отца, и они все вместе вступили в Египет. Тогда Йусуф сказал:

— Войдите в Египет с миром, если то угодно Аллаhу. Йусуф взошел на трон, а отец, мать и братья с почтением склонились перед ним. Йусуф сказал отцу: «О отец мой, ныне исполнился прежний сон мой. Владыка мой осуществил его. Он сделал меня правителем и вывел из темницы. Он вывел вас из пустыни после того, как Шайтан посеял вражду между мною и моими братьями. Если моему Владыке угодно что-либо, то Он знает пути осуществить это».

Загрузка…