Основы учения ислама

08.04.2018 0 Автор admin

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В.Даля

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО РЕЛИГИЕВЕДЕНИЮ

На тему: Ислам: история, учения, течение

Ислам (ар. Предание себя богу, покорность) – третья и самая молодая мировая религия. Он относится к числу наиболее распространенных религий на планете. Ислам исповедуют более миллиарда человек. Мусульманские общины имеются в более чем 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких, как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак и др. ислам объявлен государственным вероисповеданием. Численность приверженцев ислама увеличивается не только за счет прироста населения, но и за счет обретения новых последователей. В историческом плане Ислам явился результатом развития аравийского общества в период перехода от древности к Средневековью, от общинно-родового строя к классовым отношениям. В религиозном отношении его возникновение тесно связано с эволюцией религиозного сознания обитателей Аравии.

Основная часть Аравийского полуострова до появления пророка Мухаммеда была царством язычества. Аравитяне поклонялись духам предков, исповедовали астральные культы. В Аравии широко процветал фетишизм. Всепроникающий характер носило идолопоклонничество.

В религиозной жизни Аравии значительное место занимали провидцы, или прорицатели – кахины, через которых божество передавало свои решения и знамения.

В течение первых веков новой эры в религиозной ситуации в Аравии все явственнее стали прослеживаться тенденции постепенного перехода от политеизма к единобожию. Одним их важнейших показателей процесса перехода единобожию стало сооружение святилищ, имеющих не только узко территориальное значение. Особое место занимал мекканский храм Кааба. Усиление Мекки относится к ΙΙΙ в. Это было священное заповедное место, где нельзя было убивать или оскорблять, кого бы то ни было, здесь укрывались даже от кровной мести, преследований. Ежегодно в определенный месяц по лунному календарю мусульмане совершали паломничество (хадж) в Мекку.

Основатель ислама Мухаммед родился в 570г. в Мекке. Еще в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определялись основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первое место следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного бога и признание пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной молитвы Мухаммед предложил пятикратную которую можно совершать в любом чистом месте. Постепенно к этим обязательствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Мухаммед порицал скупость, но и не приветствовал излишнюю щедрость, поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.

Что касается земли, она согласно проповеди Мухаммеда принадлежала Богу, а он давал ее кому хочет. Значительное внимание он уделял проблеме повиновения. Важное место в своих проповедях Мухаммед уделял семейным отношениям. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя разрешена была полигамия. Все заботы по содержанию жены и детей лежали на муже, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кровосмесительные браки до третьего поколения кровного родства и до второго поколения молочного родства.

Положение Мекки как крупного торгового центра и занятие коммерцией большинства населения предопределило пристальное внимание пророка к коммерческой деятельности он провозгласил моральные принципы торговли, которым должны были придерживаться верующие при совершении сделок. Торговлю он объявил разрешенным и поощряемым занятием. Он призывал не обманывать, не обвешивать и торговать честно.

Одним из важнейших обычаев для арабов была кровная месть.

Ислам: основные принципы и сущность

Мухаммед осудил кровную месть и самым приемлемым в этой ситуации считал выкуп. Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского закона – шариата.

Мухаммед скончался не оставив завещания о приемнике. На место руководителя общины претендовали сподвижники Пророка. В конечном итоге первым халифом был избран Абу Бакр (632-634) дальний родственник Мухаммеда. Он первый уверовал в Пророка, за что был назван Сиддиком (правдивейшим). Абу Бакр завещал власть близкому сподвижнику Мухаммеда Омару ибн аль Хаттабу (634-644). Третий халиф Осман ибн Аффан (644-656) был избран специальным советом (ахль аш-шура). Четвертым халифом был избран Али ибн Аби Талиб, кровный родственник Мухаммеда и муж его дочери Фатимы(656-661). Мусульманская традиция называет всех четырех халифов «праведными».

Коран – это мусульманское Писание, то есть Священное Писание последователей Ислама. Коран определённо упоминает, что Мухаммад был посланником ко всему человечеству, и что он является последним посланником, который будет послан. Таким образом, Коран – заключительное сообщение, которое отчасти заменяет, отчасти подтверждает основные положения религии Господа, предопределённой для иудеев и христиан, так же как мусульман. Для всех мусульманских общин, независимо от того, на каком языке они говорят и где они живут, Коран – их Священное Писание.

В Коране зафиксированы проповеди Мухаммеда, произнесенные в форме «божественных откровений». Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой «слово Божье», копию первокниги, хранимой на небесных скрижалях. Его ниспослание Мухаммеду осуществлялось посредством архангела Гавриила (Джибрила). При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно устно. Хотя имелись записи отдельных откровений. После смерти Мухаммеда, а также из-за гибели многих его сподвижников, которые хранили в памяти пространные обрывки его проповедей, стала задача оформления разрозненных текстов в единую книгу. Первые версии Корана появились вскоре после кончины основателя ислама. Процесс канонизации Корана продолжался до 10 столетия. В течение первых двух веков ислама шло интенсивное уточнение сакрального текста, устранялись разночтения, разрабатывались традиции его рецитации.

Истинная сила Корана остаётся в устной декламации, поскольку он предназначен, чтобы читаться вслух и мелодично, но, тем не менее, аяты были записаны на доступных материалах в помощь запоминанию и сохранению, и они были собраны и упорядочены в книжной форме частно, а в более поздний период институционально. Коран не был предназначен для хронологического пересказа истории, и таким образом, Коран не должен рассматриваться как последовательный рассказ подобно книге Бытия. Арабская книга, называемая Кораном, приблизительно объёмом с Новый Завет. В большинстве изданий в нём около 600 страниц.

В отличие от иудейской Библии и Нового Завета, Коран вышел из уст одного человека, пересказавшим то, о чём его известил архангел Гавриил. С другой стороны, и иудейский, и христианский завет – собрания многих книг, которые были написаны большим количеством людей, и мнения относительно их статуса как откровения сильно отличаются.

Коран состоит из 114 глав неодинаковой длинны. Каждая глава называется сура по-арабски, а каждое предложение Корана называется аятом, литературно означающего «знамение». Подобно Библии, Коран разделен на отдельные единицы, именующиеся стихами по-русски. Эти стихи не стандартны в длине, и где каждый из них начинается, а другой заканчивается, было решено не людьми, но продиктовано Богом. Каждый из них – определённый акт выражения закрытого значения, или «знамения», обозначаемого словом аят в арабском языке. Самая короткая сура имеет десять слов, а самая длинная включает 6100 слов. Первая сура, Фатиха («Открывающая»), относительно короткая (двадцать пять слов). Начиная со второй суры, длина сур постепенно уменьшается, хотя это и не твёрдое правило. Последние шестьдесят сур занимают столько же места, сколько вторая. Некоторые из длинных аятов намного длиннее, чем самая короткая сура. Все суры, кроме одной, начинаются с бисмилляхи ар-рахман ар-рахим, «От имени Бога, Самого Милостивого, Самого Милосердного». Каждая сура имеет название, которое обычно упоминает ключевое слово внутри неё. Например, самая длинная сура, аль-Бакара, или «Корова», названа в честь истории Моисея, приказывающего иудеям заклать корову. История эта начинается словами: «А когда Муса (Моисей) сказал: «Аллах приказывает вам заколоть корову»…» (Коран 2:67)

Так как различные главы имеют различные длины, Коран был разделён учеными первого столетия после смерти Пророка на тридцать приблизительно равных частей, каждую часть называют джуз по-арабски. Это разделение Корана было сделано для людей, для запоминания или чтения его более организованным способом, и это не имеет никакого влияния на первоначальную структуру, поскольку это – простые марки сбоку страниц, обозначающих часть. В мусульманском месяце поста, рамадане, один джуз обычно читается каждую ночь, и чтение полного Корана заквершается за тридцать дней месяца.

Существует различие между Кораном и его переводом. На взгляд христиан, Библия всегда Библия, независимо от того, на каком языке она может читаться. Но перевод Корана – не слово Бога, поскольку Коран – точные арабские слова, произнесённые Богом, низведённые пророку Мухаммаду Гавриилом. Слово Бога – только арабский Коран, поскольку Бог говорит:

«Поистине, Коран Мы ниспослали на арабском языке» (Коран 12:2).

Перевод – просто объяснение значений Корана. Именно поэтому на современных русских переводах пишется: «Перевод смыслов и комментарии», ибо они стремятся только как можно ближе передать значение, как любой перевод, без воспроизведения формы Священной Книги. Переведенный текст теряет неподражаемое качество оригинала, в большой степени отличаясь от него. По этой причине, всё, что расценивается как «декламация» Корана, должно быть на арабском языке, как, например, декламации Корана в пяти ежедневных молитвах мусульман.

Смысл жизни и суть религии Ислам.

Таким образом, как было сказано выше, Аллах создал нас для двух целей:

Первая: для того, чтобы мы знали о Нем, о том, что Он обладает высочайшими божественными качествами и далек от всяких недостатков. Сказал Всевышний Аллах: «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель, (Его) повеление нисходит между ними; чтобы вы знали, что Аллах может абсолютно все и что Аллах объемлет знанием всякую вещь». .

Вторая: для того, чтобы мы поклонялись и покорялись только Аллаху – Обладателю всестороннего совершенства, возвеличивали и обожествляли только Его, преклонялись только перед Ним, совершали только ради Него все самые лучшие благие деяния. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». .

Поклонение – это широкое понятие, которое включает в себя все то, что любит Аллах и чем он доволен, будь это слова или дела. Абсолютная любовь, совмещенная с абсолютной униженностью, страх наказания, возлагание надежд, упование в делах, возвеличивание, богопочетание, раболепство, смирение, мольбы о помощи, – все это является поклонением. Также поклонением являются такие деяния, как слова правды, благочестие к родителям, поддержание родственных связей, побуждение к одобряемому, запрещение порицаемого, обучение полезным знаниям и прочее.

Эти две неразрывно связанные цели (знание об Аллахе и поклонение Ему одному) и есть суть религии Ислам – религии Единобожия, ради которого был создан этот мир и человек.

Ислам – это арабское слово, означающее «подчинение, покорность». Всевышний Господь Бог назвал Свою религию так, потому что ее суть заключается в том, чтобы человек покорился своему Господу в Единобожии (т.е. в поклонении Ему одному), для которого он был создан, подчинился Его велениям и запретам и отстранился от многобожия (т.е. поклонения кому-либо или чему-либо помимо Аллаха) и многобожников.

Все веления и запреты, снизошедшие от Милостивого и Мудрого Господа, являются совершенными, мудрыми и преисполнены абсолютной милостью к людям. Сказал Всевышний Аллах: «Это – аяты (т.е. откровения) мудрого Писания (т.е. Корана), верное руководство и милость для творящих добро». .

Милостивый и Мудрый Аллах не учредил религиозные законы для того, чтобы усложнить жизнь людей, напротив, Он сделал это для того, чтобы облегчить её. Он повелел нам только то, в чем для нас благо, и запретил только то, в чем для нас вред, ведь истинно знает о том, что нам вредит и что является для нас пользой, только Аллах, потому что Он нас создал.

Самым великим благом, которое повелел нам наш Господь, является поклонение одному Ему. Всевышний Аллах сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который создал вас и тех, кто жил до вас (т.е. ваших предков), — может быть, вы станете богобо­язненны. (Поклоняйтесь Господу) Который сделал землю ложем вашим, а небо — кровом вашим, Который низвел с неба воду и взрастил на земле плоды для вашего пропита­ния. Не придавайте Аллаху равных (т.е. не приравнивайте лживые божества к Аллаху, поклоняясь им), заведомо зная (что только Он вас создал)». .

Только через поклонение Аллаху и следование Его предписаниям люди могут обрести успокоение сердец и почувствовать истинную радость жизни. Всевышний Аллах сказал: «Они уверовали (в то, что поклонения достоин только Аллах), и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?».

Если самым великим повелением Аллаха является поклонение Ему одному (т.е. единобожие), то, в противовес этому, самым великим злом, которое запретил нам наш Господь, является поклонение кому-либо или чему-либо помимо Него (т.е. многобожие). Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей (т.е. не поклоняйтесь никаким лживым божествам наряду с Аллахом)». .

Большой ошибкой является мнение, что Ислам – религия только Мухаммада, арабов, а также тюркских или кавказских народов. Однако Ислам (т.е. подчинение и покорность единственному Богу в поклонении Ему одному) – это религия и убеждение всех пророков и посланников, таких, как Ной, Авраам, Иаков, Иосиф, Исаак, Моисей, Иисус (мир им всем). Все они были покорными рабами своего Господа и поклонялись только Ему одному. Об этом нам сообщил Аллах Всевышний, сказав: «Неужели вы скажете, что Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков) и колена (двенадцать сыновей Иакова) были иудеями или христианами? (Они не являлись ни иудеями, ни христианами, так как жили до Моисея и Иисуса). Скажи: “Вы лучше знаете или же Аллах”». .

Также Всевышний Аллах сказал: «Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров». Ибрахим (Авраам) и Йакуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям. Йакуб (Иаков) сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами (т.е. покорившимися)». Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу (Иакову)? Он сказал своим сыновьям: “Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима (Авраама), Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака), Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся”». .

(Примечание): слово «мусульманин» в оригинале на арабском языке звучит как «муслим». Это слово образовано от однокоренного с ним слова «Ислам», что значит «подчинение, покорность». Таким образом, слово «мусульманин» означает «покорившийся единственному Богу в поклонении Ему одному().

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Иакова), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними (т.е. мы следуем всем Божьим посланникам и веруем в каждого из них), и Ему одному мы покоряемся».

Таким образом, основой религии всех пророков и посланников Аллаха являлся Ислам, т.е. подчинение и покорность единственному Богу в поклонении Ему одному, однако религиозные законы посланников, связанные с обрядами и формами поклонения, отличались в зависимости от времени их посланнической миссии и обстоятельств, в которых они жили. Всевышний Аллах сказал: «Каждому из вас (т.е. из посланников Божьих) Мы установили закон (чтобы вы руководствовались им в своих делах) и путь (следуя по которому вы обретете счастье и духовное совершенство)». .

По этой причине отличаются религиозные обряды поклонения иудеев, христиан и мусульман.

Именно для провозглашения Единобожия на земле был ниспослан Великий Коран. Именно для этого были ниспосланы предыдущие Божественные Писания, среди которых Тора и Евангелие, которые были искажены руками нечестивцев, после чего люди перестали видеть разницу между Истинным Богом и лживыми фальшивыми божествами. А ведь иудеям и христианам было повелено поклоняться только одному Аллаху. Об этом нам сообщил наш Господь Бог, сказав: «Они (т.е. христиане) признали господами (т.е. сделали своими объектами поклонения и почитания) помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию (Иисуса), сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества, достойного поклонения. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи! (т.е. Аллах превыше лживых божеств, которым они поклоняются наряду с Ним)».

Именно для утверждения на земле Единобожия Аллах направил Своих посланников, среди которых были такие, как Ной, Авраам, Моисей, Иисус (мир им всем). Последним из них был пророк Мухаммад (мир ему). Посланническая миссия всех посланников Аллаха заключалась в том, чтобы напомнить людям об Аллахе, призвать их к поклонению Ему одному и отказу от поклонения ложным, вымышленным богам. Всевышний Аллах сказал об этом в Коране так: «Мы отправили к каждому народу посланника, (чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте поклонения ложным богам». .

Аллах также сказал: «Мы не посылали до тебя (Мухаммад) ни одного посланника, не внушив ему: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Меня (т.е. Аллаха). Так поклоняйтесь же Мне». .

Каждый из божьих посланников начинал свою миссию с призыва к поклонению одному Аллаху и отказу от поклонения кому-либо или чему-либо помимо Него. С этим призывом обратился к своему народу посланник и пророк Аллаха Ной (по-арабски «Нух»). Всевышний Аллах сказал:«Воистину, Мы направили Нуха (Ноя) к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества (достойного поклонения), кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?». Также Ной говорил: «Не поклоняйтесь наряду с Аллахом другим божествам. Воистину, я являюсь для вас предостерегающим и разъясняющим увещевателем от Него». .

К этому призывал любимый пророк и посланник Аллаха Авраам (по-арабски «Ибрахим»), обращаясь к своему народу: «О мой народ! Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь наряду с Аллахом. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не отношусь к многобожникам!». .

К этому призывал своих товарищей по темнице пророк Иосиф (по-арабски «Йусуф»), говоря:«Воистину, я отрекся от религии людей (т.е. религии идолопоклонников), которые не веруют в Аллаха (т.е. в то, что только Он один достоин поклонения) и не признают Последнюю жизнь. Я последовал за религией моих отцов: Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йа’куба (Иакова). Нам не следует поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к моему народу и ко всем людям, но большинство людей неблаго­дарно. О мои товарищи по темнице! Кто лучше: множество различных (слабых и немощных) богов или Единственный и Могущественный Аллах? Все, чему вы поклоняетесь помимо Него, всего лишь имена, которые придумали вы и ваши отцы (т.е. все эти выдуманные божества не обладают и долей божественных качеств)». .

К этому призывал свой народ пророк Илия (по-арабски «Ильяс»). Аллах сказал: «Ильяс (Илия) также был одним из посланников. Он сказал своему народу: «Неужели вы не устрашитесь? Неужели вы взываете к Балу (идолу) и оставляете Самого прекрасного из творцов – Аллаха, Господа вашего и Господа ваших отцов?». .

К этому призывал свой народ благородный пророк и посланник Аллаха Иисус, сын Марии (по-арабски «Иса бин Марьям»). Всевышний Аллах в Коране поведал нам о его словах, сказав: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О сыны Исраила (т.е. потомки Иакова)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей (т.е. поклоняется наряду с Аллахом другим божествам), тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников». .

Также Всевышний Аллах сказал: «Иса (Иисус) сказал: “Воистину, Аллах – мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь”». .

Также Всевышний Аллах сказал: «Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни, и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым, и станет одним из праведников». Она (Мария) сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он (т.е. архангел Гавриил) сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” – как это сбывается.

Основы религии

Он (т.е. Аллах) научит его Писанию и мудрости (т.е. тонкостям закона Божьего), Таурату (Торе) и Инджилю (Евангелию). Он (т.е. Аллах) сделает его посланником к сынам Исраила (т.е. к сынам Израиля — потомкам Иакова) : “Я принес вам знамение от вашего Господа (указывающее на Его единство в поклонении). Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей, с позволения Аллаха. Я исцелю слепого и прокаженного и оживлю мертвых, с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах (т.е. поведаю вам о скрытом знании: о том, что вы припасаете в своих домах из еды, скрывая от детей). Воистину, в этом есть знамение для вас (т.е. знамения для вас от Аллаха), если только вы являетесь верующими. Я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено (т.е. отменить часть запретов, имевших место в Торе). Я принес вам знамение от вашего Господа. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Воистину, Аллах – мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему, ибо таков прямой путь!”». .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: