Основы вероучения ислама кратко

16.12.2018 0 Автор admin

Возникновение ислама. Вероучение ислама

Возникновение ислама. Вероучение ислама.

Широкое распро­странение ислама связано с жизнью и учением пророка Мухамма­да. Родился Мухаммад Ахмад ибн Абдаллах около 570 г. в аравий­ском городе Мекке, в семье, принадлежавшей к курайшйтам (курейшитам) — наиболее влиятельному племени в этом городе.

Когда Мухаммаду было 40 лет, в его жизни произошло знамена­тельное событие. Согласно преданию, он услышал голос ангела Джабрайла, который повелел ему:«Читай! Во имя Бога, который сотворил человека из сгустка крови».Три раза Мухаммад признавался, что не умеет читать, и каждый раз следовал тот же приказ. Наконец Мухаммад произнес слова, ко­торые потом стали пятью первыми стихами 96-й суры Корана.

Вначале Мухаммад рассказал о произошедшем только жене и сво­ему ближайшему окружению. Но вскоре число его последователей стало расти.

Многие родственники и соплеменники пророка всячески противо­действовали распространению новой религии. Приверженцы языче­ства пытались убить Мухаммада, а когда это не удалось — подку­пить. Но Мухаммад был непреклонен. Положение Мухаммада в Мекке резко ухудшилось. Ранней весной 622 г. Мухаммаду стало известно о заговоре с целью убить его. Вместе со своим ближайшим сторонником Абу Бакром ас-Сиддйком пророк принял решение покинуть Мекку.

Это и была Хиджра — событие, с которого начинается мусульман­ское летоисчисление. Переселение пророка из Мекки в Ясриб (позд­нее он стал называться Мадинат-ан-Наби — Город пророка, или про­сто «город»— Медина) знаменовало собой начало новой эры в истории ислама.

Распространение ислама. Став фак­тически правителем Медины, Мухам­мад начал превращать ее в независимое теократическое исламское государство. Одновременно ему пришлось вести борьбу с противниками ислама. Мухам­мад заключал один за другим союзы с племенами, умножая свои силы. Уже через несколько лет полторы тысячи его последователей могли на перегово­рах с курейшитами выставить требова­ние доступа к Каабе для совершения паломничества.

Это стало наиболее заметной вехой в истории ислама. Прежние враги Му­хаммада должны были считаться с ним как с полноправным руководителем и военачальником. В 629 г. (по другим данным, в 630 г.) Мухаммад вступил в Мекку. Он разрушил идолы, находившиеся в Каабе, и навсегда поло­жил конец языческим обычаям.

В итоге военных и дипломатических усилий Мухаммада возникло сильное мусульманское государство, простиравшееся от Красного моря до Персид­ского залива и от южных границ Палестины до границ Омана и Йемена. Власть Мухаммада опиралась как на его религиозный авторитет, так и на соз­данный им аппарат управления. В подчиненные области он назначал намест­ников, судей и сборщиков сгщакй — взносов и пожертвований на благотвори­тельные цели. Им была установлена система религиозно-этических норм, обязательных для верующих.

8 июня 632 г. пророк Мухаммад умер в присутствии ухаживав­шей за ним жены Айши. Его могила находится в Медине и являет­ся одним из мест паломничества мусульман. Государство, образо­ванное арабами после смерти Мухаммада, получило название Арабского халифата.

Ислам (от араб, «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространенных религий мира. Человек, при­нявший ислам, называется преданным (муслим), отсюда второе наз­вание этой религии — мусульманство. В прошлом ее называли так­же магометанством по имени пророка Мухаммада (Мухаммеда, Магомета).

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединя­ют более 1 млрд человек. В 35 странах мусульмане составляют большин­ство населения, а в 29 странах ислам исповедует значительная часть жи­телей. В 28 странах ислам признан государственной, или официальной, религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Сау­довская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман проживает в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. В настоящее время на территории Российской Федерации численность мусульман составляет 15—20 млн человек.

Коран — Священное Писание мусульман. Сунна. Священной книгой мусульман явля­ется Коран (от араб, «аль Кур’ан» — «то, что читают вслух, наизусть»). Согласно учению ислама, Коран — божественное откровение, Слово Аллаха, переданное людям через про­рока Мухаммада.

Как считают мусульмане, текст Корана был ниспослан Всевышним пророку Мухам­меду постепенно — с 610 г. до конца жизни — до 632 г. Вначале откровения передавались по памяти и заучивались наизусть. Вскоре после смерти Мухаммада его ближайшими спо­движниками были сделаны первые система­тизированные записи полного текста священ­ной книги. В период правления преемника Мухаммада, халифа (от араб, «халифа» — «преемник», «заместитель» — верховный "лава исламской общины, осуществляющий духовное и светское ру­ководство) Абу Бакра (Абу Бекра; 632—634), началось составление единого текста Корана.

В 651 г. при халифе Усмане (Османе) после изучения и отбора различных вариантов был составлен текст, объявленный единственно верным. С тех пор он фактически не изменялся.

Коран делится на 114 сур, а каждая сура — на «знак», «доказательство»).

Для удобства запоминания и публичного чтения весь Коран был поделенна 30 разделов — джузов и 60 полуразделов — хизбов.

Мусульмане считают, что Коран нельзя перевести дословно на другие языки, поэтому для чтения и понимания смысла священной книги исовершения молитв изучение арабского языка является необходимым. Конечно, смысловой перевод Корана доступен читателям на многих языках, в том числе на русском, но с точки зрения мусульман подобные варианты его текста считаются скорее толкованиями, нежели перево­дом — ведь арабский язык необычайно лаконичен и символичен.

Наряду с Кораном большое значение имеет Cунна (от араб, «по­ведение»), представляющая собой совокупность хадйсов (от араб. «сообщение», «рассказ») — преданий о жизни и делах пророка Мухаммада. Первыми составителями хадисов в VIIв. были спо­движники Мухаммада. В хадисах мусульмане находят ценные сведения о том, какое поведение угодно Аллаху.

На основе Корана и Сунны в VIII в. начало оформляться исламское законодательство — шариат, включавший нормы, регу­лирующие государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман.

Основы мусульманского вероучения. Основными положениями мусульманского вероучения являются: вера в Аллаха — Творца и Правителя Вселенной, в ангелов, в Свя­щенные Писания — книги Аллаха (пророков), в посланников Аллаха, в Судный день, в божественное предопре­деление.

Вера в Аллаха. Каждый мусульма­нин убежден, что существует единый и единственный Бог — Аллах, Творец всего сущего. Он вечен, всемогущ и все­знающ, бессмертен, «не родил и не был рожден». Он воздает людям как за их добрые, так и греховные поступки. Вместе с тем по отношению к людям Аллах милостив, милосерден и всепро­щающ, совершенен и лишен любых недостатков.

Вера в ангелов. В исламе ангелы — бестелесные существа, создан­ные из света, которые беспрекословно выполняют поручения Аллаха. Их общее количество известно только Богу.

Мусульмане признают также существование демонов (ангелов, вышедших из подчинения Аллаху) и их главы Шайтана (Иблиса) — дьявола, низвергнутого с небес за непослушание Аллаху и искуша­ющего людей. Мусульманские молитвы часто начинаются заклина­нием против Шайтана.

Вера в Священные Писания. Мусульмане верят, что Аллах через посланников дал людям божественные книги, в которых разъяснены повеления и запреты. Откровения Аллаха запечатлены в ста свитках и четырех книгах: Тора (ат-Таура), которая была ниспослана Мусе (Мои­сею), Псалтирь (аз-Забур) — Дауду (Давиду), Евангелие (аль-Инжиль) — Исе (Иисусу) и Коран — Мухаммеду. Ислам учит, что Коран — книга — нерукотворная, существующая вечно. Ее оригинал, записанный на «Хранимой Скрижали», находится на небесах.

Вера в посланников Аллаха (пророков). Пророки — это люди, че­рез которых вещает Аллах. Согласно учению ислама, они были по­сланы людям для проповедей, разъяснений, увещеваний и предосте­режений.

Точное число пророков, посланных человечеству, неизвестно. По одной из версий изречения пророка Мухаммеда, их было около 124 тыс. Имена 25 из них упомянуты в Коране (варианты написания имен могут незначитель­но различаться в соответствии с особенностями арабского произношения): Адам, Идрис, Нух (библейский Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Луг (Лот), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айюуб (Иов), Шуайб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кйфль, Дауд (Давид), Сулей-ман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Ясаа (Елисей), Йунус (Иона), Закарийя (Захария), Яхъя (Иоанн Креститель), Иса (Иисус) и Мухаммед.

В исламе Мухаммад считается «Печатью Пророков», то есть последним пророком, обратившимся с проповедью к человечеству. Пророки Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса и Мухаммад провозгласили народу повеления Бога, но­вые законы и изменения в вере. Для правоверного мусульманина все преды­дущие монотеистические вероучения являются лишь ступенями на пути че­ловечества к учению ислама.

Вера в Судный день. Согласно вероучению ислама, в определен­ное Аллахом время наступит Судный день: тогда все люди пред­станут перед Всевышним, который начнет спрашивать у них обо всем совершенном при жизни. Каждый пойдет по мосту Сират, протянутому над адом в рай. Мост этот широк для праведников, а для грешников острее лезвия меча, тоньше волоска и горячее пла­мени. Нечестивые упадут с него в ад, а рая достигнут лишь пра­ведные.

Вера в предопределение. Это один из важнейших принципов исла­ма, согласно которому не существует ничего, что не зависит от волиАллаха. Как добро, так и зло обусловлены волей Всевышнего. Одна­ко в Коране имеются аяты, провозглашающие ответственность чело­века за свои действия. Согласно учению ислама, Аллах посылает лю­дям испытания, словно предлагая им выбрать тот или инойпоступок.

«Пять столпов» ислама. Основой мусульманского культа являются «пять столпов веры» — важнейшие обязанности мусульман: исповедание единобожия (шахада), обязательная ежедневная пятикратная молитва (са­лят, намаз), религиозный налог (закят), пост (саум, ураза) и паломниче­ство в Мекку (хадж).

Первый столп — исповедание еди­нобожия. Преданность исламу под­тверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Божий», ко­торая звучит по-арабски: «Ля илаха илля Аллах; Мухаммад расу л Аллах» (или «Ля илаха илля л-Лаху ва Мухам -мадун расулу л-Лахи»). Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ри­туала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения).

Вторым столпом ислама является обязательная ежедневная пя­тикратная молитва. Мусульмане должны молиться утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца и перед сном.

Мусульмане всегда должны молиться, повернувшись лицом в сторону Каабы — главной святыни мусульман. Можно молиться индивидуально и коллективно, дома или в мечети, однако присутствие на пятничной молитве в мечети для взрослых мужчин-мусульман обязательно.

Третий столп ислама — религиозный налог занят, обязательное религиозное пожертвование.

Четвертый столп ислама — соблюдение поста в Рамадан, девя­тый месяц по мусульманскому лунному календарю. Пост длится 29—30 дней, на протяжении которых от рассвета до захода солнца мусульманам запрещено есть и пить. Они должны также удержи­ваться от удовольствий, развлечений и всего порицаемого. Те, кто не в состоянии соблюдать пост, например, по состоянию здоровья, могут предварительно раздать нуждающимся милостыню.

Пятым столпом ислама является хадж — паломничество в Мекку (в наши дни — на территории Саудовской Аравии).

Таковы основные обязанности мусуль­ман — «пять столпов» ислама.

Для мусульман наряду с «пятью стол­пами» веры имеют немалое значение и не­которые обряды. Один из них — обряд об­резания крайней плоти (суннат), который совершается над мальчиками 7—15 лет, а также над взрослыми мужчинами, при­нимающими ислам. Несмотря на то что о суннате ничего не говорится в Коране, в шариате он узаконен.

Много внимания в исламе уделяется брачно-семейным отношениям. В мусульманских странах брак считается по-настоящему дей­ствительным, когда он освящен именем Аллаха. Религиозный свадебный обряд называется никах. Коран разрешает мужчине иметь не больше че­тырех законных жен, к которым он обязан относиться справедливо и выделять каждой при заключении брака особое имущество — махр.

У мусульман есть свой обряд погребения, который совершается в день смерти или на следующий день. В различных регионах мусуль­манские обряды имеют свои особенности, связанные с традициями и обычаями местного населения.

Течения в исламе. В исламе существует два основных течения: сун­ниты и шииты — некогда разделившиеся во взглядах на то, кто дол­жен считаться первым халифом — преемником пророка Мухаммеда. По убеждению суннитов, имамат, то есть неразделяемая духовная и светская власть, которой обладал пророк, должна передаваться путем избрания всей мусульманской общиной. Шииты же считали, что правом на власть в мусульманской общине обладают только те, кто состоит в кровном родстве с Мухаммедом. В настоящее время сунниты составля­ют 80 % всех мусульман и расходятся с ши­итами во взглядах на многие вопросы, поми­мо разногласий о преемнике Мухаммеда, например, в том, что следует считать Писа­нием. Сунниты подчеркивают авторитет не только Корана, но и Сунны (отсюда название «сунниты»).

Возникновение ислама, основы вероучения

Кроме того, они руководству­ются принципами, совместно разработанны­ми в течение нескольких столетий старей­шинами, или богословами (улёмами), которые основывали свои решения на Кора­не, Сунне и более поздних источниках.

Суфизм — это мистическое течение ислама. Его последователям были свой­ственны равнодушие к богатству и лише­ниям, отказ от социальной активности. Конечной целью суфии считали прямое со­единение с божественной Истиной (хакк).

Кроме того, существует еще несколько мусульманских групп, по­явившихся позже в разных странах.

Мусульманский календарь. Календарь, которым пользуются на­роды, исповедующие ислам, — лунный. Началом летоисчисления считается год хиджры, соответствующий 622 г. н. э. Он состоит из 12 месяцев:

1 — мухаррам; 2 — сафар; 3 — раби I; 4 — раби II; 5 — джумада I; 6 — джумада II; 7 — раджаб; 8 — шаабан; 9 — Рамадан (Рамазан); 10 — шавваль; 11 — зу-ль-каада; 12 — зу-ль-хиджа.

Начало мусульманского года, как и другие даты мусульманско­го календаря, приходится на разные дни солнечного года и пере­двигается по различным датам юлианского и григорианского ка­лендарей вне зависимости от сезона. Мусульманский календарь официально принят в Саудовской Аравии и ряде других стран исламского мира.

Памятные даты мусульманского года. Главными памятными да­тами мусульманского года являются (в хронологическом порядке): Но­вый год (День Хиджры; 1 мухаррама), Ашура (10 мухаррама) этот день имеет очень большое значение для мусульман-шиитов, Рожде­ние пророка Мухаммада (12 раби I), Вознесение пророка Мухаммада на седьмое небо (в ночь на 27 раджаба), Ночь прощения (Ночь середи­ны месяца шаабан), Ночь могущества (в ночь на 27 Рамадана), Празд­ник разговения (1 шавваля) и Праздник жертвоприношения (10 зу-ль-хиджа). Праздники разговения и жертвоприношения самые главные в исламе.

Различные мусульманские направления и толки также имеют особые торжества. Кроме того, у мусульманских народов имеются национальные традиции и праздники, связанные с солнечным ка­лендарем. Самым крупным из них является Навруз, иранский Но­вый год, совпадающий с началом весны 21 марта. Навруз празднуют азербайджанцы, турки, персы, среднеазиатские и другие народы, традиционно исповедующие ислам.

Из дней недели самым благословенным считается пятница (аль-джум’а, «день собрания»). Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммад, совершавший в этот день коллективную молитву. Предание гласит также, что день Страшного суда придется на пятницу, что Мухаммад и его зять Али родились в пятницу и что «свет ислама» начал распространяться именно в пятницу. Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у иудеев суббота, а у христиан — воскресенье. Во многих мусульман­ских странах пятница — официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения коллективной праздничной мо­литвы, перед которой произносится проповедь (хутба).

Похожие документы:

  1. I/ Возникновение буддизма Буддийское вероучение и культ. Z/ Особенности региональных форм буддизма чанъ-буддизм и ламаизм

    Документ

    Буддизм — самая древняя мировая религия. Он возник в VI в^до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распростране­нию в страны Южной, юго-восточной, Центральной

  2. Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

    Документ

    Данная работа представляет собой систематический обзор истории Древней Церкви, Поместных Православных Церквей, «нехалкидонских» Церквей, Римо-Католической Церкви и основных протестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого

  3. Пособие уфа 2009 ббк удк м. Т. Якупов. Границы дозволенного в исламе (вопросы морально-этического содержания мусульманского вероучения). Уфа

    Учебное пособие

    Учебное пособие содержит научное исследование морально-этических вопросов религиозного мировоззрения: сущность проблемы границ морально-этического поведения личности в исламе и ее содержания.

  4. Вероучение имамов прошлого в совокупном изложении

    Документ

    За исключением величайшего многобожия, никакой грех, даже если он совершен в результате сознательного противоречия истине, не может служить основанием к тому,

  5. Рабочая программа учебной дисциплины религиоведение и конфессиональный фактор в политике (название дисциплины)

    Рабочая программа

    Рабочая программа включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план изучения дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины и

Другие похожие документы..

Кратко об исламе

Основы вероучения Ислама

Основные источники вероучения ислама

ажнейшим источником шариата считается Коран(от араб. «аль-Куръан» – «чтение вслух», «назидание») – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока, а также из обычаев доисламской Аравии.

Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из этой священной книги ислама, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале.

ОСНОВЫ ИСЛАМСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ.

Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

Первые пророческие откровения передавались в общине устно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.

Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда. Канонизирование содержания Корана (Мусхаф) и составление окончательной редакции произошло при халифе Османе. Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6204-6236 (по разным подсчетам) стихов (аятов). Арабское слово «аят» означает «знамение», «чудо», «знак». Отсюда происходит титул духовных лиц шиитов «аятолла» – знамение Аллаха.

Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Суры размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю­чением первой суры, фатихи. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам.

В Коране совсем не заметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии – это совершенно сырые, необработанные тексты. Под каждой главой имеется отметка – мекканская или мединская, т.е. по тому месту, где она была получена пророком Мухаммедом – в Мекке или Медине.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («Священное Предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Таких рассказов, сообщений насчитывается десятки тысяч. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе.

Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран – это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует извечно. Коран ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Хадисы же есть высказывания пророка (т.е. человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое «начало».

Хадисы дополняют и разъясняют коранические установления. Так, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как молиться? Как это должно осуществляться на практике? Ответ дают хадисы. Пророк Мухаммед говорит: «Молитесь так, как я молился», а его сподвижники рассказывают и показывают, как молился пророк. Этому образцу и следуют мусульмане. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступком пророка.

В то же время во всех случаях хадис нельзя смешивать со словом Аллаха. Хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран же есть фундамент, основа веры.

Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны) – свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Цель Сунны – дать верующим пример практического применения норм, установленных Кораном. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии «Шариат» – свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Другими словами, шариат – это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой – определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).

Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

обязательные;

желательные;

дозволенные;

нежелательные, но не влекущие за собой применения наказания;

запрещенные и подлежащие наказанию.

Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми». Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас».

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность.

Вместе с представлением о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.

Немаловажную роль в закреплении за шариатом функции основного законодательства сыграл тот факт, что длительный период мечеть служила местом решения как религиозных, так и светских дел, в том числе судебных. В мусульманском мире законоведами признавались только известные богословы. Единственным источником законодательства исламская догматика считает божественную волю.

Как конфессиональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление – шиизм.