План дворца халифа

08.08.2018 0 Автор admin

Творческий проект дворец халифа

Ответы:

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley». Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском.

Вопрос: Творческий проект дворец халифа

На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.). Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени. Одно несомненно — Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.Главное здание дворцового комплекса — Большой Зал, — бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира. Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен. «Древо жизни» — так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Багдадский дворец Аббасидов является культурно-историческим памятником конца XII, начала XIII века. Это яркий образец культуры арабской Месопотамии средних веков.

Презентация на тему "Дворец Халифа Шихама"

Дворец принадлежал династии арабских халифов, берущих свое начало от пророка Мухаммеда и правящих халифатом на протяжении 5 веков.

Багдад (в переводе с иранского «Богом данный») был связующим звеном между Востоком и Западом, благодаря выгодному географическому положению, и крепко удерживал репутацию главного центра арабо-персидского мира. В самом центре Багдада и был воздвигнут дворец Аббасидов.Существует версия, что первоначально он возник как медресе(школа). При посещении этого удивительного дворца Вы невольно ощущаете себя персонажем сказок «Тысячи и одной ночи».Все вокруг говорит о непомерной роскоши и расточительности. «Золотой век» багдадского искусства здесь ярко представлен мозаикой из разноцветного мрамора с использованием стекла и зеркал ажурными кирпичными орнаментами с узорными деталями из золоченной бронзы уникальной орнаментальной резьбой по мрамору, дереву и гипсу. Бытует легенда о дереве из золота и серебра, увешанного алмазами. И до сегодняшнего дня Багдад остается притягивающим и манящим центром арабской культуры.Дворец Абассидов в Багдаде отличается роскошью фасада и садов на его территории.Согласно легендам, здесь было построено дерево, ствол которого был выполнен из золота, а множество листьев из чистейшего серебра, также на ветвях этого дерева было множество серебряных птиц.К сожалению, до наших дней, это уникальное дерево не сохранилось, а о некогда былой роскоши свидетельствуют внушительных размеров древние каменные стены с орнаментом XII века.Дворец Абассидов в Багдаде является архитектурным шедевром, на стенах которого можно увидеть рисунки и лепнину, которую до сих пор изучают специалисты.Внутри Дворца чувствуется особое спокойствие и так и хочется сказать, что в Багдаде все спокойно. Но так было не всегда и проведение множества войн на территории столицы Ирака, заметно сказались на большинстве исторических памятников, однако вся архитектура дворца чудесным образом сохранилась практически в нетронутом виде.Ссылка на источник: http://www.openarium.ru/%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BA/%D0%91%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%B4/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B/

В результате масштабной битвы 637 года Сасанидская империя падает под нашествием арабов-мусульман. В результате этого события Ирак полностью переходит под владение Арабского халифата. Долгое время столицей халифата выступал Дамаск, пока Абу-Джафар Ал-Мансур не перенес ее в Багдад, на то время еще являющейся небольшим селением. Тогда еще можно было догадываться, что город приобретет легендарную мировую славу.

Недалеко от Багдада сейчас находятся развалины старой крепости Ухайдир. Дорога туда проходит через пустыню, и создается впечатление, что очертания огромных стен всплывают будто мираж.

История крепости

В течение длительного времени у исследователей даже не было версий истории этого дворца-крепости. Не было найдено ничего, что могло развеять эту загадку. Приблизительное время постройки дворца — VII-VIIIвек. Англичанин Крессвел предположил, что владельцем и строителем Ухайдира мог быть Иса ибн Муса, являющийся племянником ас-Саффаха. Последний отдал право быть халифом своему брату ал-Мансуру, при условии, что его наследником выступит Иса ибн Муса. Первые годы для Исы сложились удачно, его назначили губернатором Куфы и построили дворец.

Дворец мусульманского правителя: самая большая загадка Иерихона (ФОТО)

Но вскоре ал-Мансуру захотелось передать трон своему сыну, и он начал искать пути устранения Исы.

Иса посылался в самые горячие военные передряги, но выходил оттуда живым. Его пытались отравить, но и тут он отделался выпадением усов и бороды. Последним испытанием для Исы стала попытка на его глазах задушить родного сына, после чего он добровольно отказался от притязаний на трон. Но за ним осталось право перехватить власть, если ему удастся пережить сына халифа.

Новая волна репрессий Исы начинается после смерти халифа в 775 году. Новый халиф желает поставить в наследники опять же своего сына ал-Хади, поэтому необходимо устранить притязателя. Иса лишается губернаторства, и в 778 году уходит в изоляцию, вероятно, как раз во дворец Ухайдир. К этому времени Ухайдир, скорее всего, уже выступал как загородная резиденция губернатора Куфы.

Описание дворца

В этом дворце Иса и проводил почти безвыездно все свои дни. Дворец имеет размеры 175 на 169 метров. Внешне он окружен стеной высотой 17 метров. Стена отлично укреплена для возможного штурма — здесь есть и угловые круглые башни, и полубашни с бойницами, а в прошлом была крытая галерея. Интересно и наличие навесных бойниц для обстрела противника, подошедшего прямо к стене. Европа начала возводить подобное сооружение лишь в XIVвеке.

Попасть внутрь можно лишь через единственные ворота. Справа можно заметить руины старой мечети. В северном углу находится сам дворец.

Во дворце три этажа. Множество комнат и коридоров объединены в сложносплетающуюся сеть. Здесь же предусмотрены помещения под хранения запасов и оружия. Судя по всему, владелец дворца серьезно заботился о собственной безопасности. Причем все комнаты не соединены друг с другом, для этих целей выделен коридор. Но до нашего времени не сохранилось все внутреннее убранство помещений, и лишь местами попадается кирпичная кладка.

Дворец Ухайдир принадлежит к ранней эпохе правления Аббасидов. Именно здесь зародилось множество будущих архитектурных решений арабского мира.

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Арабо-мусульманское государство, просуществовавшее с 749 по 945.

Основатель — халиф Абу аль-Аббас ас-Саффах («проливающий кровь», так как по его приказу были истреблены практически все Омейяды), пришедший к власти благодаря восстанию Абу Муслима. Преемником ас-Саффаха стал его брат Абу Джафар аль-Мансур («победоносный»), который построил в 762–763 на месте персидской деревни Багдад новую столицу Халифата Мадинат ас-Салям («Город мира»). Но новое название не прижилось, и главный город А. х. стали называть Багдадом. Отсюда берет начало другое название халифата — Багдадский. Учитывая негативный политический опыт династии Омейядов, опиравшейся лишь на часть арабских родов, знати и населения Сирии, сменившие их Аббасиды сделали попытку опереться на аристократию всех стран, входивших в состав Арабского халифата на тот момент (Иран, Сирия, Египет, Марокко, Ирак, Мавераннахр, Аравия, Палестина, Азербайджан, значительная часть Иберийского п-ова). А. х. в конце VIII–IX в. превратился в мощное централизованное феодально-бюрократическое государство. Самыми большими земельными угодьями владел халиф, за ним шли потомки бывших феодальных правителей Ирана и Средней Азии, но их уже активно теснили высшие сановники, обогатившиеся во многом благодаря значительным злоупотреблениям. Главной доходной статьей А. х. были поступления от поземельного налога двух видов: ушр и харадж. Ушр («10-я часть») теоретически составлял 1/10 от произведенной земледельческой продукции и с точки зрения мусульманских правоведов являлся не государственным налогом, а благотворительным сбором (закатом). Взимался с земельных владений в Аравии, а также с вновь освоенных или дарованных халифом земель.

Харадж был основным видом земельного налога, собиравшимся с подавляющего большинства земель в завоеванных странах. Его размер зависел от способа ведения хозяйства. Так, при самотечном орошении участка он составлял от 1/3 до 2/5 урожая или его стоимости. При использовании же водоподъемных устройств сумма налога уменьшалась в соответствии со степенью трудоемкости применяемого способа ирригации. С неполивных земель обычно платили 1/10 урожая, но ставка могла повышаться в случае большого урожая. Государство, постоянно испытывая нужду в финансах, очень часто прибегало к услугам откупщиков, которыми, как правило, становились высшие должностные лица из ближайшего окружения халифа. Система откупов (даман или кабала) была наиболее тяжела для налогоплательщиков. Конец VIII — начало IX в. — время наивысшего расцвета А. х., а Багдад стал одним из крупнейших городов мира. Колоссальной концентрации финансовых и материальных средств внутри халифата способствовало развитие производства предметов роскоши, прогресс строительных технологий, внедрение новых с.-х. культур. Политико-экономическое объединение в рамках А. х. ряда стран привело к бурному росту городов в Хорасане, Средней Азии и Закавказье. В это время активно развивались и торговые связи с Дальним Востоком и Индией, Сев. Европой и Тропической Африкой. Однако границы А. х. за это время не увеличились, так как основные силы уходили на включение в состав арабо-мусульманского государства отдельных труднодоступных областей, прежде находившихся лишь в номинально зависимом положении (Табаристан, Усрушана, Кабулистан). В конце IX в. появились первые признаки распада А. х.: из-под власти Багдада вышла территории нынешнего Марокко, а также провинции Ифрикийя (Африка). Начавшийся процесс развала А. х. протекал путем превращения несменяемых наместников в основателей вассальных династий. Государство стали сотрясать внутренние войны, шедшие в том числе и за халифский престол. В условиях лавинообразного нарастания процессов дезинтеграции неизбежно стали снижаться доходы А. х., при этом уровень расходов на пышный двор и значительно разросшуюся гвардию не снижался. Прямым следствием этого стало сужение территории, непосредственно контролируемой халифами: к концу IX в. она включала лишь Ирак и Юго-Зап. Иран. В то же время халифы оставались духовными сюзеренами всего суннитского мира, законными мусульманскими властителями считались только получившие инвеституру от халифа. К середине 940-х от некогда обширного А. х. не осталось и следа, теперь его территория легко умещалась в пределах Багдада и его округи. В 945 Багдад был взят штурмом войсками горцев-дейлемитов под руководством шиитской династии Буидов (945–1056): светской власти халифов пришел конец, как и самому А. х.

Автор статьи: С. Ю. Серегичев.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература

  • История Востока. В 6 т. Т. 2.

    Творческий проект дворец халифа

    Восток в Средние века. М., 1999.

  • Климович Л. И. Ислам. М., 1965.
  • Ланда Р. Г. История арабских стран. М., 2005.