Почему женщинам нельзя ходить на мусульманское кладбище

18.03.2018 0 Автор admin

Почему на мусульманское кладбище нельзя ходить женщинам

Почему женщинам мусульманкам нельзя ходить на кладбище?

28.06.2016

Православная религия относится к посещению могил родных и близких положительно, причем различий между мужчинами и женщинами в этом случае никаких не делается: совершенно беспрепятственно можно посещать кладбища, как первым, так и последним. В мусульманстве же взгляд на этот вопрос несколько иной. Если представители сильной половины человечества могут в любое время навестить могилу близкого, то на женщин накладываются определенные ограничения. Некоторые мусульманки понимают запрет как абсолютный, и совсем не посещают мест вечного успокоения. С чем связан такой запрет и так ли уж все фатально? Можно ли женщинам мусульманкам посещать кладбище?

Традиция эта – ограничение на посещение кладбищ мусульманскими женщинами – идет из очень далеких времен и связана с особым положением прекрасных дам в обществе согласно нормам шариата. Они вообще много чего делать не имеют права: показываться на людях в недостаточно закрытой одежде, совершать прогулки без сопровождения родственников-мужчин, работать на определенных должностях. Что касается кладбищ, то, согласно старинным преданиям, сподвижник пророка Мухаммеда Абу Хурейра записал однажды для потомков одно из высказываний пророка, которое звучало так: «Пусть будут прокляты женщины, часто посещающие кладбища».

В качестве обоснования проклятия были выдвинуты следующие аргументы. Представительницы слабой половины человечества ранимы и чутки, они будут громко стенать и плакать у родных могил. Предаваясь печали без всякой меры, женщины становятся менее чувствительны к нормам морали и предписанного им поведения, а потому способны невольно впасть в грех. Ученик и сподвижник пророка, озабоченный возможностью нарушения дамами норм шариата, указывает далее, что женщины, собираясь на кладбище, могут позволить себе принарядиться для посторонних.

Кроме того, существует опасность встречи с чужими мужчинами. А некоторые женщины, по всей видимости, настолько морально неустойчивы, что на кладбищах заводят беседы на всякие бытовые и отвлеченные темы и даже (о, ужас!) могут назначить свидание возлюбленному у какой-нибудь досточтимой могилы. Впрочем, если подумать, мнение это отчасти не лишено оснований. Если женщинам запрещено все, то куда же они еще могут надеть свои лучшие наряды, где могут свободно пообщаться, а также краешком глаза взглянуть на постороннего мужчину, если не на кладбище?

Здесь хотя бы есть благовидный предлог для прикрытия всех этих «страшных грехов»: посещение родных могил. Последователи Мухаммеда, обдумав все это, вероятно, пришли в итоге к выводу: все-таки ходить на могилы умерших женщинам можно. Но при соблюдении жестких условий, а именно: делать это не слишком часто, предварительно заручиться дозволением мужа, взять в сопровождающие кого-нибудь из родственников мужского пола. Кроме того, посещать можно лишь могилы известных ученых-богословов, пророков, а также близких родственников.

Полного запрета на посещение кладбищ для мусульманок нет. Но, как видим, шариат предписывает строго соблюдать при этом своеобразный «моральный кодекс». Нелегко приходится прекрасным дамам в странах Востока. Хотя, кто знает, возможно, они воспринимают это как норму и нашего удивления попросту не поймут. В чужой монастырь со своим уставом идти не стоит!

Рейтинг статьи: 5512 просмотров

Автор: Ирина Бурдакова

Разрешается ли женщинам посещение кладбищ?

«Воистину мёртвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных»

Некогда жил человек, который хоронил покойных. И однажды ночью он уснул на кладбище. Ночью же, проснувшись, обнаружил, что одного молодого человека мучают в могиле. И этот парень, обращаясь к нему, сказал: «Я прошу тебя именем Аллаха: отправляйся к моей матери и расскажи ей об увиденном тобой моём состоянии. И скажи ей, что это наказание меня постигло из-за её плача. Пусть она, если в её сердце есть хоть немного чувства сострадания, милосердия, перестанет плакать!»

Человек отправился к женщине и рассказал ей обо всём случившемся. Она перестала плакать, сняла траурную одежду и в качестве милостыни за душу своего сына отдала ему тысячу серебряных монет.

В следующую ночь, когда он опять отправился на кладбище, появился тот же самый юноша в прекраснейшем состоянии, который сказал ему: «Да воздаст тебе Аллах благом! Передай моей матери от меня приветствие и расскажи ей о нынешнем моём состоянии». И человек рассказал об увиденном во второй раз матери юноши, а она выразила благодарность Всевышнему.

Как известно, накануне праздника Ураза-байрам и утром этого дня желательно посетить могилы близких людей, поэтому к этому времени увеличивается наплыв людей, посещающих своих покойных близких, друзей, знакомых, – они дают садака за их души и читают Коран. Но не редкость, когда с этой благой сунной Пророка (мир ему и благословение) некоторые измышляют от себя действия, противоречащие исламскому законодательству. Это и рыдания с громким плачем, разрывание на себе одежды, хотя в хадисе Пророка(мир ему и благословение) говорится: «Воистину мёртвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных» (Бухари, 1292; Муслим, 927), появление на кладбище в открытой одежде и другие запретные действия, приводящие этот благой поступок в грех. Поэтому хотелось бы привести ответ досточтимого шейха Саида-афанди на этот проблемный вопрос.

Посещать кладбище мужчинам не запрещено, напротив, им желательно делать это. Наилучшим и наиболее вознаграждаемым временем для посещения кладбищ (аз-зияра) является время после совершения предвечерней молитвы аль-аср в четверг, вечер в пятницу, весь пятничный день и утро субботнего дня. Некоторые учёные считают, что вечер с воскресенья на понедельник тоже является хорошим временем для посещения могил усопших.

Что касается женщин, то им разрешается посещать кладбище самостоятельно, если оно находится в пределах населённого пункта. Если же оно находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины и при условии, что это посещение совершается к могилам пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в этот перечень, является нежелательным (караха) даже в пределах данного населённого пункта.

Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам запрещается.

Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать, по возможности, Коран и вспомнить о грядущей смерти.

Если женщинам дозволяется посещать кладбища, только соблюдая эти условия, то как же быть с теми из них, кто в одиночку разъезжают по всему миру с целью торговли?! Да поможет Всевышний женщинам довольствоваться тем, чем их обеспечивают мужчины, и оставаться дома!

Почему женщинам мусульманкам нельзя ходить на кладбище?

Любому, кто посетит в пятницу могилы родителей и прочтёт для них суру «Ясин», прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре. Если кто-то при жизни досаждал родителям, а после их смерти раскаялся и просил Всевышнего простить им грехи, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни.

Если кто-либо прочтёт аят «Аль-Курси» и попросит Аллаха дать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил входит сорок сияний (нур) и могилы расширяются. Также, если кто-то прочтёт суру «Ясин» и передаст вознаграждение за неё усопшим, то всем им будут облегчены муки, а прочитавшему её запишется столько вознаграждений, сколько похоронено людей на этом кладбище».

Может, не совсем к теме, но вполне уместно, думаю, упомянуть и о трауре женщины. Нередко встречаешь в праздничный день Уразы на кладбище женщин, которые годами не снимают траур. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

Дорогие сёстры по вере! Не делайте этот праздничный день увеселением шайтана, следуйте требованиям Ислама, на могилах не рыдайте, одевайтесь согласно нормам Ислама. Для вас будет лучше, если вы станете следовать указанному Пророком(мир ему и благословение) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

Могут ли женщины посещать кладбище (совершать зиярат)?

Посещать кладбище для мужчин вовсе не запретно, напротив, им желательно это делать. Лучшее и самое вознаграждаемое время для зиярата — это полдень четверга, ночь на пятницу, весь пятничный день и утро в субботу. Некоторые богословы считают, что с воскресенья на понедельник тоже хороший вечер для совершения зияратов к могилам. Женщинам же можно посещать кладбище самостоятельно в том случае, если кладбище находится в пределах села (города, того населенного пункта, где они живут). Если же оно находится за пределами села (путь к нему превышает расстояние дозволенного для женщины путешествия — 70-80 км), тогда совершение зиярата разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины и при условии, что это зиярат к могиле Пророков, Богословов, авлия, а также близких родственников. Совершение женщинами зиярата к могилам тех, кто не входит в этот перечень, является нежелательным (карахат).

Помимо этого есть определенные условия для женщин, готовящихся посетить могилы: иметь разрешение мужа или опекуна, в дороге быть одетой только в дозволенные Шариатом одежды, на кладбище не вести мирские разговоры, не рыдать, не смешиваться друг с другом. При несоблюдении перечисленных условий женщине является запретным совершение зияратов. Тех женщин, которые нарушают эти условия и все-таки посещают кладбище, ждет проклятие, об этом свидетельствует священный хадис Пророка (мир ему и благословение).

Говоря кратко, цель совершения зияратов заключается в том, чтобы обратиться к Всевышнему с мольбой для покойных мусульман, прочитать по возможности Коран, вспомнить о смерти. Как же быть с тем, что женщины, которым лишь при соблюдении стольких условий допустимо ходить на кладбище, ездят по всему миру в коммерческих целях.

Да поможет Всевышний женщинам довольствоваться тем, что приносят им мужчины и сидеть дома!

Кто бы ни был тот, кто в пятницу посещает могилы родителей и читает им “Ясин”, ему прощается столько грехов, сколько слов и букв в “Ясин”. Если при жизни кто-то досаждал родителям, а после смерти раскаялся и просил Всевышнего простить грехи родителям, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни (просить у Бога простить неверующих нельзя). Если кто прочитает “Аят аль Курсий” и попросит Аллаха отдать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил войдет сорок сияний (нур) и могилы расширятся. Также если кто прочитает “Ясин” для умерших, то всем им будут облегчены муки, а тому, кто читал, запишется столько вознаграждения, сколько людей похоронено на этом кладбище.

 Айна Гамзатова

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Можно ли мусульманкам ходить на кладбище?

Посещать кладбище для мужчин вовсе не запретно, напротив, им желательно это делать. Лучшее и самое вознаграждаемое время для зиярата — это полдень четверга, ночь на пятницу, весь пятничный день и утро в субботу. Некоторые богословы считают, что с воскресенья на понедельник тоже хороший вечер для совершения зияратов к могилам. Женщинам же можно посещать кладбище самостоятельно в том случае, если кладбище находится в пределах села (города, того населенного пункта, где они живут). Если же оно находится за пределами села (путь к нему превышает расстояние дозволенного для женщины путешествия — 70-80 км), тогда совершение зиярата разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины и при условии, что это зиярат к могиле Пророков, Богословов, авлия, а также близких родственников. Совершение женщинами зиярата к могилам тех, кто не входит в этот перечень, является нежелательным (карахат).

Помимо этого есть определенные условия для женщин, готовящихся посетить могилы: иметь разрешение мужа или опекуна, в дороге быть одетой только в дозволенные Шариатом одежды, на кладбище не вести мирские разговоры, не рыдать, не смешиваться друг с другом. При несоблюдении перечисленных условий женщине является запретным совершение зияратов. Тех женщин, которые нарушают эти условия и все-таки посещают кладбище, ждет проклятие, об этом свидетельствует священный хадис Пророка (мир ему и благословение).

Говоря кратко, цель совершения зияратов заключается в том, чтобы обратиться к Всевышнему с мольбой для покойных мусульман, прочитать по возможности Коран, вспомнить о смерти. Как же быть с тем, что женщины, которым лишь при соблюдении стольких условий допустимо ходить на кладбище, ездят по всему миру в коммерческих целях.

Да поможет Всевышний женщинам довольствоваться тем, что приносят им мужчины и сидеть дома!

Кто бы ни был тот, кто в пятницу посещает могилы родителей и читает им “Ясин”, ему прощается столько грехов, сколько слов и букв в “Ясин”. Если при жизни кто-то досаждал родителям, а после смерти раскаялся и просил Всевышнего простить грехи родителям, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни (просить у Бога простить неверующих нельзя). Если кто прочитает “Аят аль Курсий” и попросит Аллаха отдать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил войдет сорок сияний (нур) и могилы расширятся. Также если кто прочитает “Ясин” для умерших, то всем им будут облегчены муки, а тому, кто читал, запишется столько вознаграждения, сколько людей похоронено на этом кладбище.

После смерти родного человека, хочется чаще посещать кладбище для того, чтобы не разрывать ту тонкую ниточку, которая всё ещё связывает вас. Но жизнь требует своего: понемногу посещение кладбища сокращается и в какой-то момент приходится констатировать факт, что последнее посещение было очень давно. И появляется эта мысль, облив с ног до головы «холодным душем». В этом нет вашей вины. Это жизнь, которая понемногу притупляет боль, вовлекает в водоворот событий и череду проходящих мимо дней. Именно тогда, появляются вполне резонные вопросы: когда следует посещать кладбище, как часто это следует делать. И есть ли традиции и обычаи, при которых необходимо посещать кладбище.

Обязательное посещение могилы умершего

Для родных и близких усопшего существуют дни, когда необходимо посещать могилу. Это третий, девятый, а также сороковой день после смерти человека, также необходимо обязательно посетить могилу на годовщину смерти человека. В такие дни принято заказывать в церкви панихиду по усопшему, а затем отправиться на кладбище для посещения его могилы. Там люди вспоминают его, «разговаривают с ним» и молятся об его душе.

Однако есть день, когда все люди, потерявшие своих родных и остро чувствующих их отсутствие, обязательно посещают кладбище. Такой день называется Радоница или Родительский День, который следует через неделю от Пасхи и отмечается в понедельник или вторник. В эти дни поминают усопших, а также поздравляют их с Воскресением Господним. На Пасху посещение могил не рекомендуется, за исключением тех случаев, когда с этим днём совпадает годовщина, третий, девятый или сороковой день.

Церковь имеет свои рекомендации по посещению могил усопших. Делать это следует в день ангела усопшего, а также Дмитриевскую и Троицкую родительские субботы. Это рекомендации к посещению. А вот ограничений для посещения могил – нет. Каждый человек самостоятельно решает, как, когда и сколько раз посещать могилу родного человека, сколько там находиться, когда приходить и уходить. Такое посещение могилы – это особенная связь с усопшим и возможность для «общения» с ним.

Очень важно помнить о том, что посещение могилы также должно быть с целью наведения порядка на ней, её очистки от ненужных растений, листьев, посадки деревьев, а также реставрации надгробия или возвращения ему чистоты с помощью влажной тряпочки или обновления краски. Чтить память родных необходимо именно такой заботой об их могилах, и даже самый роскошный букет в годовщину смерти не сделает могилу краше и опрятней, чем это сделает самый обычный уход за ней. Если возможности часто посещать кладбище — нет, можно заказать услугу уход за могилами от специализированных агентств.

Поминальные обеды: особенность проведения

Очень важной особенностью поминальных дней является проведение поминальных обедов. Причём в последнее время для многих людей стало важным высказать своё отношению к этому. Есть люди, которые поминают усопших прямо на кладбище, а есть категория людей, которая должна им указать на то, что они «делает неправильно и намеренно оскорбляет их». Необходимо быть терпимей к другим людям и их традициям. Все равны на кладбище и если в их правилах или по их обычаям люди привыкли поминать прямо на кладбище, просто пройдите мимо, не косясь недобрым взглядом и не цедя сквозь зубы свои проклятья.

Некоторые предпочитают оставлять на кладбище стакан с водкой или пивом, накрывать его кусочком хлеба, добавлять рядом сладости, а в Пасхальную неделю – крашенки. Это не запрещено церковью, но и не поощряется ею. Очень важно исключить приём алкоголя на кладбище, потому что пьяные посетители кладбища помешают другим достойно помянуть усопших, и просто будут мешать окружающим. Так цивилизованные православные люди не делают. Это не поминки, а глумление над памятью усопшего, что порочит и выпившего человека и память об усопшем.

Посещать могилу следует для молитв о душе усопшего, «общения» с ним, а также приведения могилы в порядок.

Почему у мусульман женщины на кладбище не ходят

Остальное можно сделать и дома.

Наше ритуальное агентство предоставляет услуги по уходу за могилой на кладбище. Мы ухаживаем за могилой, приводим в порядок её после зимы, удаляем ненужную растительность, красим оградки и столики с лавками, а также можем к определённым датам приносить свежие цветы. Выполнение заказанных работ подтверждается детальным фотоотчётоми при необходимости.

Ритуальный дом "Покой" оказывает комплексные ритуальные услуги Киев и область круглосуточно без выходных.

Заказав организацию и проведение похорон в нашем похоронном бюро в Киеве, Вы избавите себя от множества хлопот в столь нелегкой ситуации. Связаться с ритуальным агентом, чтобы уточнить цены на похороны и особенности оказания ритуальных услуг, можно круглосуточно по горячей линии: (044) 539 00 57.

Почему на мусульманское кладбище нельзя ходить женщинам

Разрешается ли женщинам посещение кладбищ?

28.06.2016

Православная религия относится к посещению могил родных и близких положительно, причем различий между мужчинами и женщинами в этом случае никаких не делается: совершенно беспрепятственно можно посещать кладбища, как первым, так и последним. В мусульманстве же взгляд на этот вопрос несколько иной. Если представители сильной половины человечества могут в любое время навестить могилу близкого, то на женщин накладываются определенные ограничения. Некоторые мусульманки понимают запрет как абсолютный, и совсем не посещают мест вечного успокоения. С чем связан такой запрет и так ли уж все фатально? Можно ли женщинам мусульманкам посещать кладбище?

Традиция эта – ограничение на посещение кладбищ мусульманскими женщинами – идет из очень далеких времен и связана с особым положением прекрасных дам в обществе согласно нормам шариата. Они вообще много чего делать не имеют права: показываться на людях в недостаточно закрытой одежде, совершать прогулки без сопровождения родственников-мужчин, работать на определенных должностях. Что касается кладбищ, то, согласно старинным преданиям, сподвижник пророка Мухаммеда Абу Хурейра записал однажды для потомков одно из высказываний пророка, которое звучало так: «Пусть будут прокляты женщины, часто посещающие кладбища».

В качестве обоснования проклятия были выдвинуты следующие аргументы. Представительницы слабой половины человечества ранимы и чутки, они будут громко стенать и плакать у родных могил. Предаваясь печали без всякой меры, женщины становятся менее чувствительны к нормам морали и предписанного им поведения, а потому способны невольно впасть в грех. Ученик и сподвижник пророка, озабоченный возможностью нарушения дамами норм шариата, указывает далее, что женщины, собираясь на кладбище, могут позволить себе принарядиться для посторонних.

Кроме того, существует опасность встречи с чужими мужчинами. А некоторые женщины, по всей видимости, настолько морально неустойчивы, что на кладбищах заводят беседы на всякие бытовые и отвлеченные темы и даже (о, ужас!) могут назначить свидание возлюбленному у какой-нибудь досточтимой могилы. Впрочем, если подумать, мнение это отчасти не лишено оснований. Если женщинам запрещено все, то куда же они еще могут надеть свои лучшие наряды, где могут свободно пообщаться, а также краешком глаза взглянуть на постороннего мужчину, если не на кладбище?

Здесь хотя бы есть благовидный предлог для прикрытия всех этих «страшных грехов»: посещение родных могил. Последователи Мухаммеда, обдумав все это, вероятно, пришли в итоге к выводу: все-таки ходить на могилы умерших женщинам можно. Но при соблюдении жестких условий, а именно: делать это не слишком часто, предварительно заручиться дозволением мужа, взять в сопровождающие кого-нибудь из родственников мужского пола. Кроме того, посещать можно лишь могилы известных ученых-богословов, пророков, а также близких родственников.

Полного запрета на посещение кладбищ для мусульманок нет. Но, как видим, шариат предписывает строго соблюдать при этом своеобразный «моральный кодекс». Нелегко приходится прекрасным дамам в странах Востока. Хотя, кто знает, возможно, они воспринимают это как норму и нашего удивления попросту не поймут. В чужой монастырь со своим уставом идти не стоит!

Рейтинг статьи: 10312 просмотров

Автор: Ирина Бурдакова

Мусульманское кладбище

Практически любой уфимец объяснит вам, где находится мусульманское кладбище, – у телецентра, на крутом берегу Белой. А сколько ему лет? В протоколе заседания Уфимского губернского управления от 13 мая 1892 хода говорится «о создании комиссии по вопросу переноса магометанского и раскольнического кладбища в связи с близостью к жилым строениям» (на склоне горы над Нижегородкой то время находилось ещё и старообрядческое кладбище). 7 июня 1894 года появился заключительный доклад комиссии: «Магометанское кладбище находится позади городских боен за салотопенным заводом Степанова (Зорина), расположено на возвышенной местности, граничащей к створу р.

Могут ли женщины посещать кладбище (совершать зиярат)?

Белой к Восточной слободе «Нижегородка» и салотопенным заводом Степанова к Югу, местом, занятой бойней и р. Белой, к Западу – р. Белой. Пространство, занятое кладбищем, составляет 5816 кв. сажен. Грунты земли глинистые, отчасти каменистые. Местность имеет склоны с юго-запада на северо-восток. Кругом кладбища имеется неглубокая канава. Ближайшее расстояние от кладбища до жилья угловой постройки на салотопенном заводе равняется 73 саженям, в других направлениях – ближайшее жилье отстоит от кладбища значительно более ста сажен. Точных сведений о времени отвода кладбища не имеется, по словам старожилов, оно существует более 60 лет. Ежегодно на кладбище хоронится средним числом около 200 покойников. Местность, окружающая кладбище, состоящая из косогоров и низины, не представляет удобств для городского заселения. Предлагается салотопенный завод перенести в другое место. Раскольническое, старообрядческое кладбище перенести в Новиковку, а магометанское оставить».

На карте Уфы 1883 года ни магометанского, ни раскольнического кладбищ не обозначено – они тогда находились за границами города.

Кладбище оставалось действующим и со временем потребовало расширения площадей. В журналах Уфимской городской думы, датированных 9 января 1907 года, содержатся сведения о ходатайстве магометанского собрания на предмет прирезки земли к магометанскому кладбищу, «потому что не остается уже свободной земли для погребения».

В 1867 году Руф Игнатьев близ магометанского кладбища обнаружил 18 курганов, большинство из которых было раскопано кладоискателями. Некоторые уфимцы, интересующиеся краеведением, утверждают, что здесь хоронили еще стрельцов. По их мнению, этому кладбищу более 400 лет.

В республиканском архиве хранится «Дело о порядке погребения магометан после их смерти» (начато: 5 авг. ., окончено: 22 апр. .). В переписке между Оренбургским духовным управлением мусульман и уфимскими властями речь идет о настоятельной просьбе мусульманского духовенства хоронить тела умерших в день их смерти. При этом верующие ссылаются на свою священную книгу Коран и свободно дарованный им 7 июня 1734 года манифест. «Когда один из вас умирает, то не держите его, как в тюрьме, поспешите его предать могиле. Не надо отлагать молитву о покойнике. Если человек умер утром – утром же его следует предать земле, если вечером – вечером же его предать земле, если ночью – рано утром…»

Но так как имели место факты, когда по ошибке хоронили живых людей, дума приняла специальный закон о погребении мусульман. В нем говорилось, что погребение откладывается после смерти до третьего дня и производится только после медицинского освидетельствования. Было даже в связи с этим принято решение о подготовке врачей для осмотра мусульман из их же числа.

31 марта 1905 года мусульмане Уфы обратились к властям за разрешением построить мечеть на территории мусульманского кладбища.

Чертеж на постройку деревянной мечети был утвержден 2 марта 1906 года, а само строительство завершилось 21 мая 1909 года. Имамом был назначен Хазиахмед Валеев. Кладбищенская мечеть, ставшая пятой соборной мечетью в Уфе, долгие годы играла важную роль в духовной жизни мусульман.

Но 23 марта 1960 года внутри мечети возник пожар. Нижний этаж и фундамент не пострадали, но в разгар хрущёвских гонений на религию Уфимский горсовет вынужден был отклонить просьбу мусульман о восстановлении храма. К июлю 1960 года кладбищенская мечеть была полностью разрушена. И только в наши дни, в начале 1990-х, на спонсорские деньги началось строительство новой кладбищенской мечети.

Карта кладбища:

28.06.2016

Православная религия относится к посещению могил родных и близких положительно, причем различий между мужчинами и женщинами в этом случае никаких не делается: совершенно беспрепятственно можно посещать кладбища, как первым, так и последним. В мусульманстве же взгляд на этот вопрос несколько иной. Если представители сильной половины человечества могут в любое время навестить могилу близкого, то на женщин накладываются определенные ограничения. Некоторые мусульманки понимают запрет как абсолютный, и совсем не посещают мест вечного успокоения. С чем связан такой запрет и так ли уж все фатально? Можно ли женщинам мусульманкам посещать кладбище?

Традиция эта – ограничение на посещение кладбищ мусульманскими женщинами – идет из очень далеких времен и связана с особым положением прекрасных дам в обществе согласно нормам шариата. Они вообще много чего делать не имеют права: показываться на людях в недостаточно закрытой одежде, совершать прогулки без сопровождения родственников-мужчин, работать на определенных должностях. Что касается кладбищ, то, согласно старинным преданиям, сподвижник пророка Мухаммеда Абу Хурейра записал однажды для потомков одно из высказываний пророка, которое звучало так: «Пусть будут прокляты женщины, часто посещающие кладбища».

В качестве обоснования проклятия были выдвинуты следующие аргументы. Представительницы слабой половины человечества ранимы и чутки, они будут громко стенать и плакать у родных могил. Предаваясь печали без всякой меры, женщины становятся менее чувствительны к нормам морали и предписанного им поведения, а потому способны невольно впасть в грех. Ученик и сподвижник пророка, озабоченный возможностью нарушения дамами норм шариата, указывает далее, что женщины, собираясь на кладбище, могут позволить себе принарядиться для посторонних.

Кроме того, существует опасность встречи с чужими мужчинами. А некоторые женщины, по всей видимости, настолько морально неустойчивы, что на кладбищах заводят беседы на всякие бытовые и отвлеченные темы и даже (о, ужас!) могут назначить свидание возлюбленному у какой-нибудь досточтимой могилы.  Впрочем, если подумать, мнение это отчасти не лишено оснований. Если женщинам запрещено все, то куда же они еще могут надеть свои лучшие наряды, где могут свободно пообщаться, а также краешком глаза взглянуть на постороннего мужчину, если не на кладбище?

Здесь хотя бы есть благовидный предлог для прикрытия всех этих «страшных грехов»: посещение родных могил. Последователи Мухаммеда, обдумав все это, вероятно, пришли в итоге к выводу: все-таки ходить на могилы умерших женщинам можно. Но при соблюдении жестких условий, а именно: делать это не слишком часто, предварительно заручиться дозволением мужа, взять в сопровождающие кого-нибудь из родственников мужского пола. Кроме того, посещать можно лишь могилы известных ученых-богословов, пророков, а также близких родственников.

Полного запрета на посещение кладбищ для мусульманок нет.

Разрешается ли женщинам посещение кладбищ?

Но, как видим, шариат предписывает строго соблюдать при этом своеобразный «моральный кодекс». Нелегко приходится прекрасным дамам в странах Востока. Хотя, кто знает, возможно, они воспринимают это как норму и нашего удивления попросту не поймут. В чужой монастырь со своим уставом идти не стоит!

Рейтинг статьи: 10311 просмотров

Автор: Ирина Бурдакова