Похороны в исламе

10.07.2018 0 Автор admin

Предпогребальные и погребальные обряды, связанные с обмыванием, обряжением покойного, рытьем могилы и требования к поведению живых в данной ситуации детально расписаны в Шариате. Здесь также изложены правила поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Поэтому эти обряды едины. Они проводятся под руководством знающих людей, которые по своему желанию (убеждению) получали эти знания, а главное — навыки от людей старшего поколения.

Действия, совершаемые после смерти
Из под умершего убирается мягкая постель. Его укладывают головой в сторону Мекки (юга-запад), руки укладывают вдоль тела. Чтобы не открывался рот, подбородок подвязывают платком, тело покрывают простыней, а голову, чаще всего, — полотенцем. На живот кладут что-нибудь из металла, например, ножницы (во избежание вздутия). Возле покойника не принято причитать, громко разговаривать.
Похороны стараются провести как можно быстрее, как правило, на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для откладывания похорон. В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти. Это не осуждается (хотя и не желательно).
Покойного одного не оставляют. Около тела постоянно находятся люди. Те, кто постарше, приходят с четками и сидят возле усопшего, произнося молитву. В наши дни на ночное бдение собираются пожилые, причем не обязательно родные люди.
Совершается обряд омовения, в котором участвуют не менее четырех человек. Обряд производится с соблюдением правил, предписанных Шариатом. Мужчин обмывают мужчины, женщин — женщины. Это специально приглашенные, знающие порядок обмывания, люди. Во время обмывания в комнате остаются только те, кто занят, их функции четко распределены: один обмывает, другой помогает поворачивать тело, третий готовит кумганы с водой, четвертый поливает. В последний кумган, водой которого проводится общее омовение, добавляют настой душицы.
Родные и близкие прощаются с телом усопшего до обряда омовения. После обряда омовения тело усопшего соответствующим образом облачают в погребальные одежды (кэфенлек). Тело укладывают в табут (мусульманский ящик для захоронения).

Погребальные обряды мусульман
Захоронение умерших мусульман осуществляется на мусульманских участках кладбищ. При кладбище существует смотритель участка, который показывает, где копать могилу, оконтуривает ее. Это — кабер башлаучы — начинающий могилу, т.к. строго придерживаются ориентации могилы на юго-запад. Он же показывает, как сделать боковую нишу — лэхет. Могила копается по размеру покойника, глубиной в его рост, лэхет — с правой стороны
Выкопанную могилу пустой не оставляют, либо возле нее находится человек, либо в нее опускают что-нибудь железное — лом, топор, лопату.
Выносят покойного ногами вперед, во дворе разворачивают — несут усопшего на кладбище головой вперед на специальных носилках. Перед тем как внести на кладбище, носилки ставят на специальное возвышение.

Обряды похорон в Исламе, в соответствии с Кораном и Сунной

Все присутствующие мужчины совершают особый памаз — погребальную молитву (женаза). Хоронят усопшего без гроба. Если хоронят в гробу (в городах) то, как правило, крышку гроба не забивают гвоздями, либо она вообще отсутствует.
Для того чтобы покойного положить в нишу, в могилу спускается три самых близких родственника. Опускают усопшего на трех полотенцах, которые затем передаются тем, кто находится в могиле — лэхеткэ салучылар. Они выходят из могилы, опоясанные этими полотенцами (как правило сейчас это вафельное полотенце длиной в 2.5 м.). Отверстие ниши раньше закладывали камышом и необожженным кирпичом. Сейчас обкладывают обыкновенным кирпичом. После того ка могила засыпана, мулла читает суру из Корана. Родственники покойного раздают садака. Кстати, для раздачи садака готовят заранее деньги, вещи. Один из родственников несет с собой эти вещи на кладбище, ему объясняют, кому и что должно быть передано. Большую сумму и более значимые вещи получает показывающий могилу, а также опускающие в могилу и читающий Коран.
При захоронении мусульман нельзя использовать искусственные венки и цветы и прочую ритуальную атрибутику (покрывало, подушки, гирлянды, траурные ленты и т.п.).
Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок. Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки. Первые включают в себя поминки в третий день после похорон, на седьмой, сороковой дни и через один год. Следует отметить, что особых поминальных блюд нет, то есть в качестве угощения подаются те же блюда, что и во время любого другого обеда.

Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина.

Похоронный обряд и все связанные с этим ритуалы очень подробно расписаны в Шариате, который является сводом правил поведения и жизни мусульманина. Именно поэтому все мусульманские обряды едины. Они должны проводиться под руководством сведущих людей, которые получили свои навыки и знания от людей старшего поколения.

Обряд мусульманских похорон сильно отличается от обрядов других религий своей скромностьюв данном ритуале.Похороны по традициям мусульман должны быть совершены в самые короткие сроки, лучше если в течение 24 или 48 часов. Самые необходимые атрибуты мусульманских похорон – кафан (ткань, в которую обертывают тело), тобут (носилки на которых омывают, а в последствии выносят умершего), ткань покрываемая на тобут, временная деревянная доска с табличкой на могилу (но если в скором времени планируется установление памятника, то можно обойтись без нее) и транспорт для перевозки до кладбища. Законы Шариата предлагают свод правил связанных с переселением мусульманина в загробный мир, поэтому над находящимся при смерти мусульманином совершают определенные Шариатом ритуалы.

Последние минуты

Очень важно умирающего уложить на спину так, чтобы ступни его были направлены в сторону Мекки (ориентир: юго-запад). Если при этом возникают какие-либо трудности, то допускается повернуть умирающего на левый или правый бок, чтобы его лицо направлялось в сторону Каабы (Мекка). После этого присаживаются рядом с умирающим и читают ему «Калима-и шахадат». Вероятно, необходимо будет утолить жажду умирающего, поэтому нужно подготовить холодную воду, а лучше всего давать по маленьким каплям священную воду «Зам-Зам» или сок граната. В последние минуты жизни умирающему читают суру Йа Син и суру Гром, они облегчат смертельные мучения.

После смерти

Около умирающего запрещено слишком громко разговаривать или плакать.Когда человек скончался, в первую очередь покойному закрывают глаза, подвязывают повязкой челюсть, снимают всю одежду, но покрывают скрытые места (аврат) и связывают между собой большие пальцы ног. Смягчают суставы рук и ног сжатием и разжатием их, кладут на живот что-нибудь тяжелое и ставят рядом благовония. Затем выполняют малое омовение (малый тахарат). Очень важно знать, что женщин могут омывать только женщины, а мужчин только мужчины. Допускается омовение мужа женой, но муж жену омывать не должен.

Малое омовение — малый тахарат

Перед началом малого омовения, совершающий данный обряд должен сам очиститься и его помыслы и намерения (нийат) должны быть чисты, затем необходимо сказать: "Би-сми-ллях! " – «С именем Аллаха!», и можно приступать. Налить в чистую посуду чистую воду, ткань намочить в этой воде и левой рукой подмыть умершего. Следом за этим нужно взять чистую ткань, пропитать в чистой воде и правой рукой умыть ею лицо покойного сверху вниз, от корней волос до подбородка. Затем вымыть сначала правую, а потом и левую руку до локтя. Ту же процедуру нужно провести и с ногами, начать с правой, а закончить левой ногой. Двигаться нужно от пальцев до щиколоток, при этом нужно старательно протереть между пальцами.

Незнающие, могут совершать омовение без молитв, но обязательно после омовения нужно произнести «Калима-и шахадат». После завершения малого омовения, умершего накрывают чистой тканью.

Процессом омовения, а затем и обертывания, как и всеми последующими действиями на похоронах должен руководитьприглашенный имам.

Омовение — гусуль

Перед началом похорон (дафн) нужно совершить полное омовение (гусль, гусуль). Для этого необходимы: вода, тобут или широкая скамья, ведра, кувшины, мыло, ножницы, вата, благовония и полотенце. Тело укладывают на тобут (или скамью) и начинают обливать теплой чистой водой (можно в воду добавить листья лотоса). Ноздри, уши и рот закрывают ватой, чтобы вода туда не попала. Моют волосы и бороду, а после этого укладывают умершего на левый бок, и начинают мыть с правой стороны до тех пор, пока вода не дойдет до левого бока. После этого покойного переворачивают на правый бок и совершают те же действия. Затем покойного приподнимают до сидячего положения, упирая его на руку, слегка надавливают на живот, чтобы освободить его. Все хорошенько смывают, а следом за этим умершего опять укладывают на левый бок и обливают водой. Всего насчитывается три омовения. В первое омовение моют чистой теплой водой, во второе омовение в воде должны присутствовать очищающие средства, в третье омовение в воде должна быть камфара. В каждом из 3-х омовений воду нужно лить по 3 раза, либо любое другое нечетное количество раз.

После завершения гусля покойного нужно тщательно вытереть и вынуть вату. Голову и бороду пропитывают благовониями из различных ароматных трав. Волосы не расчесывают и ногти не стригут. Те части тела, которые соприкасались с землей во время земного поклона (лоб, нос, ладони, колени и носки стоп), натирают камфарой.

Затем умершего заворачивают в кафан (саван) – одежда для умершего, он изготавливается из белого полотна или ситца.

Кафан для мужчин

Состоит из трех частей: изара, камиса и лифафы. Изар – простыня для укрывания от головы до пят. Камис – длинная простыня, ее нужно согнуть пополам и вырезать отверстие, для того чтобы одеть ее через голову как рубашку. Ни карманов ни швов быть не должно. Лифафа – кусок ткани, который будет идти от головы, и спускаться ниже ног.

Кафан для женщин

Состоит из пяти частей: изара, химара (орни — вуаль), камиса, лифафы и синабанда (хирка) — кусок ткани для поддержания груди. Рекомендуется, чтобы синабанд закрывал тело от груди до бедер.В общей сложности для мужчины требуется 20 метров, а для женщины 25 метров ткани. Как правильно надевать кафан:

Мужчине:

1. нужно развернуть лифафа на полу, сверху положить изар, а на него часть камиса, оставшуюся его часть сворачивают у изголовья.

2. теперь можно положить тело и покрыть его свернутой частью камиса до самых голеней.

3. убрать материю, которой прикрывались аврат

4.

Порядок омовения умершего и его захоронения

завернуть сначала левую часть изара, а затем правую сверху нее и покрывая камис

5. так же заворачивается и лифафа. Важно помнить, что правая часть всегда должна быть верхней

6. связать концы лифафа у изголовья, ног полосками материи.

Женщине:

1. развернуть лифафа, затем синабанд, на него изар, а потом камис, точно так же как и мужчине

2. уложить тело и накрыть его до голеней верхней частью камиса

3. убрать материю, которой прикрывались аврат

4. волосы разделить на 2 части и уложить на грудь поверх камиса

5. укрыть голову и волосы вуалью

6. затем, заворачивая изар не забывать, что сначала укрывается левая сторона, а затем поверх нее правая, камис и орни (вуаль) попадают под изар

7. закрыть лифафа: левую, а потом правую сторону

8. связать концы лифафа у изголовья, ног полосками материи.

Намаз джаназа

После этого над завернутым телом (джаназа) читают намаз — джаназа. Молитву читает имам или человек заменяющий его. Отличием этой молитвы от других является отсутствие коленопреклонения (Рукна) и падения ниц (Сажд). Намаз-джаназа содержит в себе 4 такбира, приветствие вправо и приветствие влево, а также обращение к Аллаху с просьбой о милости Его к покойному и прощению ему грехов. К началу молитвы имам всех приглашает словами: «Ас-Салат!», а затем спрашивает у собравшихся и у родственников о наличии за усопшим невыплаченных долгов, либо долгов по отношению к нему. И если таковые имелись, то просит простить или во втором случае рассчитаться с родственниками покойного.Тело в кафане укладывают на тобут. Родственники и друзья должны пронести покойного не менее 40 шагов и только тогда поставить его в катафалк.

Могила

Кабр (могила) – сооружается в зависимости от рельефа местности. 1) Лахад – это айван и келья внутри. Айван делают 1,5 х 2,5м. и глубиной в 1,5м. в нижней части айвана делают круглый вход 80 см.(в келью).2) Ярма – это айван и шика (внутренняя полка). Ярма размер должен быть больше размера покойного на 50см. с обеих сторон. Шикка равна размеру длины тела, либо ширине ярмы (высота и ширина по 70см.).Могила укрепляется: ярма – досками, а лахад обожженным кирпичом. На кладбище джаназа ставят подле могилы в сторону направленную к Мекке. Люди, которые будут опускать покойного в могилу должны стоять лицом в ту же сторону. Когда опускают умершую женщину, то следует держать развернутую ткань над ее телом. Покойного в могиле укладывают на правый бок, чтобы он был обращен лицом к Каабе. Тело опускают ногами вниз. Полоски материи, которыми был перевязан кафан теперь можно развязать. Затем каждый по горсти земли бросает в могилу, при этом произносят айят (2:156) из Корана. По всем правилам могила должна быть выше земли на 4 пальца. После этого могилу поливают водой, 7 раз бросают по горсти земли и читают Коран (айят 20:57).

На этом мусульманские похороны считаются завершенными, напоследок следует прочесть первый руку суры «Корова» сначала у изголовья, а затем последний руку суры «Корова» около нижней стороны могилы.Важно помнить, что на мусульманских кладбищах все памятники и могилы направлены в сторону киблы (Кааба, г.Мекка). Запрещается на немусульманском кладбище хоронить мусульманина и наоборот. После похорон для того, чтобы отдать последнюю дань покойному необходимо читать айяты из Корана. В молитвах необходимо просить у Бога прощения покойного, т.к. по преданиям в ночь похорон в могилу приходят 2 ангела Мункар и Накир, они будут вести допрос покойного, а наши молитвы помогут и облегчат положение покойного перед таким судом. Законы шариата не одобряют установление на могиле мавзолеев, богатых склепов, т.к. это унижает бедных мусульман, а иногда и вызывает зависть. На могильном камне лучше всего написать: "Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены", и этого вполне достаточно.

По требованиям Шариата могила не должна становиться местом для молитвы и поэтому не должна быть похожа на мечеть. Ислам не запрещает плакать по умершему, но лучше вместо этого помолиться. Шариат предусматривает траур по покойному в первые после смерти дни (3 дня).

Традиции мусульманских похорон

Борзах продолжается до Судного дня, когда Аллах окончательно решит судьбы всех людей. В этот день вся прежняя жизнь будет уничтожена, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда.

Когда хоронить

Умершего следует предать земле как можно раньше. Если смерть мусульманина произошла утром, то это нужно сделать до захода солнца того же дня. Если смерть наступила ночью или в днем, тело предают земле на следующий день.

Подготовка к смерти

Шахада

Умирающему предписывается читать шахаду – символ веры, которая в русской транскрипции звучит так: Ашх̱аду алля́ илях̱а илля Лла́х̱у ва ашх̱аду анна Мух̣аммадан расу́лю Лла́х̱. Если он не может совершить это сам, то слова молитвы произносят шепотом, наклонившись к покойному.

Умирающий должен лежать на спине таким образом, чтобы ступни его ног были обращены к Мекке. Если это невозможно, то умирающего кладут на правый или левый бок.

Когда мусульманин при смерти, друзьям и близким надо быть рядом и помогать его семье. Это богоугодно.

Сразу после смерти

Кибла. Танашир

Усопшему смыкают глаза, челюсть подвязывают к голове, а руки покойного помещают ему на грудь. Тело помещают на ложе (танашир) по направление к Мекке (кибла).

Омовение. Гусль

После уложения тело на танашир, его нужно омыть. Этот ритуал называется гусль (гусул). Омовением руководит гассал – ближайший родственник, хорошо разбирающийся в обрядах. Ему помогают еще три человека. Если среди родственников гассал не находится, то провести гусль приглашают кого-то со стороны.

Женщин омывают женщины, мужчин мужчины. Исключение составляют супруги; жене/мужу дозволено омывать своего усопшего супруга/супругу. Гусль совершают от одного до трех раз, чаще три. Жилище окуривают благовониями.

В первую очередь омываются срамные места умершего (аврат), затем кладут на них накидку. Смотреть на аврат запрещается. После этого совершают гусль над головой и  лицом, затем над руками и ногами. Закончив, переворачивают покойного на левый бок и обмывают правую часть его тела. После первых двух омовений тело (кроме аврата) обтирают мыльной водой, а на третий в неё добавляют камфару. Затем покойного перекладывают на правую сторону и производят процедуру вновь.

Класть усопшего ниц не разрешается, поэтому для омовения спины, нужно приподнять тело. Когда гусль закончен на лоб, ноздри, руки и ноги покойного наносят благовония.

Женщинам не разрешено оплакивать умершего громко.

Тела шахидов не омывают и предают погребению в том одеянии, в котором наступила смерть.

Облачение в кафан

Фикх предписывает не предавать тело правоверного земле в обычной земной одежде. После окончания омовения усопшего оборачивают в погребальные одежды – саван (кафан). Предпочтительно использовать нечетное число покрывал. Цвет их может быть белым, зелёным, чёрным, чаще используют белый. Нельзя использовать синий цвет.

Кафан шьют из плотной не вязанной хлопчатобумажной ткани, например, ситца. В состав кафана для мужчин входят три элемента. Это камис (кафани) – рубаха, покрывающая аврат усопшего, изар (или изор), которым оборачивают тело с головы до пят, и лифафа (чадар) – внешняя и самая длинная часть погребального одеяния.

Иногда кафан для мужчин делают без камиса, а голову покрывают чалмой.  В состав женского кафана помимо вышеперечисленного входят головной платок химар (орни) и кирка (синабанд) – ткань, которой оборачивают тело от подмышек до бёдер.

Детей покрывают только одним или двумя кусками ткани.

Стричь и причёсывать волосы и бороду, а также подстригать ногти усопшему после облачения в кафан нельзя.

Согласно правилам каждый мусульманин ещё при жизни должен позаботиться о том, чтобы у него был кафан, в который его оденут после его смерти.

Погребальные носилки. Табут

После джаназа-намаза облаченное в камис тело кладут в табут (тобут) – погребальные носилки без верхней крышки. Их делают из мягкого дерева, обивка зелёного, может быть эмблема в форме полумесяца. Положение в табут совершается теми, кто совершал омовение. Руки покойного кладутся вдоль тела ладонями вверх или скрещиваются на груди.

В табуте раскладывают пропитанную благовониями лифафу, а сверху кладут изар. Затем усопшего покрывают изаром (слева направо), и прикрывают частями лифафы, выступающими сбоку.

Покойной, перед тем как завернуть её в изар и лифафу, волосы расчесывают на две части, раскладывают их на груди, покрывают химаром и затем киркой. После оборочивания тело в лифафу, его концы и середину связывают в узлы плотной хлопчатобумажной тканью (бязью). Перед опусканием тела в могилу узлы развязываются.

Погребальная молитва. Джаназа-намаз

Затем читают погребальную молитву – джаназа-намаз. Это делает имам или лицо, которое его заменяет. Джаназа-намаз состоит из трех частей: ният (намерение выполненить религиозное предписание), такбир (возвеличивание Аллаха) и киям (стояние). Ритуал происходит стоя, поклоны отдавать не разрешается. Во время совершения джаназа-намаза молящиеся от начала до конца стоят прямо и читают молитвы. Больным людям, которые не в состоянии подолгу стоять в намазе разрешается совершать киям сидя или лёжа.

Во время молитвы ближе всех к табуту стоит имам, за ним выстраиваются все остальные мусульмане. До начала джаназа-намаза имам три раза произносит «Ас-Салат!» («приходите на молитву!»). По окончании молитвы, похороны признаются совершенными.

Погребальная процессия

После прочтения джаназа-намаз тело на носилках несут на мусульманское кладбище.

Исламский взгляд на поминки: нельзя превращать похороны в разорительные пиршества

Двигаться такая процессия должна быстро, а те кто несет табут, должны не останавливаясь, передавать носилки другим.

Могила

Погребение обычно производят на ближайшем мусульманском кладбище.

По мусульманскому обряду тело предают земле без гроба в могильный нише на правом боку лицом, повернутым в сторону Мекки. Если тело было положено в табут, перед погребением его вынимают.

Цветы и венки не запрещены, но традиционно обходятся без них. Могилу выкапывают глубокой и широкой, а стенки укрепляют камнями или жженым кирпичом. Могильные ямы бывают двух видов: с углублением на дне (шакк) или с боковой нишей, которая обращена к кибле (ляхад, лахад).

Тело кладут в могилу на правый бок, головой к Мекке. Прощаясь с покойным, каждый присутствующий бросает в могилу горсть земли со словами «Инна лиляхи ва инна иляйхи раджиун» («Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся»).

Во все время погребения читаются суры Корана и касиды аль-Бурда. Могила засыпается на четыре пальца выше уровня земли, после чего её еще раз кропят водой. Заканчивается погребение тем, что семь раз бросают по горстке земли и читают молитву: «Аллах вырастил вас из земли, потом Он вернет вас туда и вновь выведет вас оттуда». После этого у изголовья могилы остаётся один человек, который читает талкин.

Захоронение предписывется совершать днем.

Надмогильные памятники

Надмогильные памятники ставить на могилу не предписывается, поскольку закон считает такие постройки расточительством. Но всё же многие мусульмане их ставят.
Могильные надписи содержат цитаты из Корана, имя покойного, даты рождения и смерти. Фотографии запрещены.

Мусульманские кладбища

Могилы на мусульманских кладбищах смотрят фасадами к кибле. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Корана. Хоронить мусульманина разрешено только на мусульманском кладбище.

Соболезнования. Тазия

Соболезнование семье умершего – тазия – выражают в первые три дня после смерти, желательно делать это не более одного раза. Соболезнования можно принести и в более поздний срок, если весть о смерти пришла позже, или человек физически не мог это сделать.

Тазию нужна для того, сказать семье покойного слова утешения и напомнить им о том, что всё в воле Аллаха и необходимо терпение (сабр). Слова тазии следующие: «А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака ва гафара лимай-йитика», то есть «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату. Да простит грехи покойного».

Женщине предписывается носить траур по покойному не более трех дней. Если же умирает муж, то траур по нему следует носить четыре месяца и десять дней.

Поминовения обычно происходит на 3-й, 7-й и 40-й день после смерти усопшего.

Бальзамирование

Бальзамирование разрешено только в особых случаях, в частности при вывозе покойного из страны и перевозке на дальнее расстояние.

Кремация

Кремация у мусульман запрещена, но в России после принятия закона о погребении и похоронном деле в 1996 году мусульмане все чаще выбирают кремацию.