Призыв к исламу

05.01.2019 0 Автор admin

Сегодня во время пятничной проповеди в Соборной мечети г.Саратова сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов выразил соболезнования по погибшим полицейским и пожелал скорейшего выздоровления раненным в ходе теракта в Париже. Он считает, что расстрел сотрудников сатирического журнала не является решением проблемы распространения карикатур на пророка Ислама (мир ему) и осудил такие методы.

Напомним, 7 января в столице Франции подверглась нападению редакция журнала «Шарли Эбдо», известного своими публикациями карикатур на пророка Мухаммада (мир ему).

К чему призывает ислам?

В результате теракта погибли 12 человек, более полутора десятков получили ранения.

«Мне искренне жаль тех, кто погиб в ходе этого «расстрела без суда». Среди погибших были и мусульмане», — заявил Мукаддас-хазрат Бибарсов.

Муфтий подчеркнул, что после трагических событий во Франции жизнь мусульманской общины изменится не в лучшую сторону. «Уже были нападения на мечети, наверняка ужесточатся меры в отношении простых верующих», — сказал он.

Мукаддас-хазрат считает, что мусульмане должны научиться договариваться с обществом, где живут, так, как это делал пророк Мухаммад (мир ему). При этом сопредседатель Совета муфтиев России отметил факт того, что сегодня усиливаются голоса секуляристов, для которых религиозные принципы кажутся враждебными. «Они не понимают, почему, например, женщина ходит покрытой, а не «практически обнаженной», — подчеркнул он. — Сегодня Европа упала до низшего состояния: разрешены однополые браки, которые здравомыслящим человеком не могут нормально восприниматься».

Глава саратовских мусульман призвал каждого помнить о том, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему), – посредством знаний показать величие Ислама. Кроме этого, он обратился к верующим научиться жить в рамках правового поля, прекратить распри между собой и быть по-настоящему братьями.

«Давайте оставим споры, наполним свою внутреннюю пустоту верой и добрыми делами, подумаем о будущем наших детей. Для этого необходимо работать, созидать и улучшать свой нрав», — подытожил свое выступление муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов.

Пресс-служба

Опубликовано: 09.01.2015, рубрики: Новости.

 Согласно Священного Корана, супружеский союз между мужчиной и женщиной является одной из важных заповедей Божьих, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении достойного рода человеческого, где человек является наивысшим божественным творением, для выполнения наместнической роли на земле.

   По воле Всевышнего Творца всего сущего заключению брачного союза было предопределено стать одним из самых значимых социальных институтов на протяжении всей человеческой истории. Свидетельством того, что от самого начала творения Всевышний Бог замыслил особую роль брачного союза, стал пример благословенного супружества первочеловека, Пророка Адама (мир ему), и Евы (Хавы).

   Именно этот – первый в истории пример супружеской четы имел особую благодать Господа, ибо, по предопределению Всевышнего Создателя, Адам (мир ему) и Ева стали прародителями всего человечества. Согласно священным писаниям, которые были ниспосланы всему человечеству, говорится, что семья изначально была создана в Раю. Наш праотец Адам (мир ему), наслаждаясь благодатью и милостью Всевышнего, находясь среди Райских садов, не находил утешенье и успокоенье, желая иметь супругу. Всевышний Творец исполнил его желание и сотворил из его левого ребра Еву.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его призыв к Исламу

И основополагающим моментом этого творения является то, что Адам в это время находился в дремотном состоянии. Если бы он был в крепком сне, то он не понял бы, откуда взялась Ева. А если бы вообще не спал, то ощутил бы боль при сотворении из его ребра Евы и не проявил бы любовь к ней. Этот момент творения показывает нам всем, что Адам знал, откуда она взялась, то есть из его части тела, и он её полюбил. После этого Адам хотел дотронуться до Евы, но по велению Всевышнего Адаму было сказано, что этого нельзя делать. В ответ Адам сказал: «Не для меня ли она сотворена?» В ответ он услышал: «Да! Для тебя, но прежде чем быть вместе с ней, между вами должен быть супружеский союз и заключён обряд никах — бракосочетание». И этот священный обряд никах был заключён и освещён ангелом Джабраилем (алейхи салям) в Райских садах. И согласно Священного Корана говорится:

«Он из вас самих создал вам жён, чтоб вы находили в них успокоенье, и породил любовь и милость между вами. Поистине, в этом знамение для тех, кто размышляет»

(Св. Коран 30:21)

   Исламское право, основывающееся на Божественном Откровении Священного Корана и Сунне Пророка Мухаммада (мир Ему), определяет обряд никах или заключение брачного союза, как духовную ценность и особый договор, заповеданные Творцом, именем Всевышнего Аллаха освящается супружеский союз между мужчиной и женщиной, их совместный жизненный путь.

«И Аллах создал для вас супруг из вас самих и даровал вам от них детей, внуков, и наделил вас благими»

 (Св. Коран, 16:72)

   Обряд никах или заключение брачного союза — является наиболее древней из человеческих социальных институтов. Брак родился с созданием первых мужчины и женщины — Адама и Евы. Всех пророков с тех пор посылали как примеры для их общин, и каждый пророк, от первого до последнего, поддерживал институт брачного союза как божественно-санкционированное выражение любви и семейно-брачных отношений. Даже сегодня, всё ещё считается более правильным и надлежащим, чтобы представляли друг друга как «моя жена» или «мой муж», а не «мой любовник» или «мой партнёр». Поскольку именно через заключение брачного союза мужчина и женщина выполняют божественную миссию в проявлении искренней любви и супружеских отношений, являясь опорой друг другу.

«…Они – вам одеянье, а вы – им одеянье…»

(Коран 2:187)

    На протяжении времён некоторые сообщества имели чрезвычайные верования о различии полов. Женщины, в частности, воспринимались злом многими религиозными мужами, полагавшими, что контакт с ними должен быть сведён до минимума. Таким образом, монашество, со всей его жизнью воздержания и безбрачия, было изобретено теми, кто хотел, как они полагали, иметь набожную альтернативу браку и стремился к более благочестивой жизни. Священный Коран, определяя единобрачие, как основу супружеского союза, в то же время допускает возможность повторных браков, оговаривая это соответствующими условиями и строго ограничивая количество браков до четырех. Ислам не призывает к многоженству, но, учитывая возможные объективные и субъективные обстоятельства, предлагает гибкий механизм урегулирования этой проблемы. Пророк Мухаммад (мир Ему) своей собственной жизнью ясно дал почувствать, что никах — заключение брачного союза – это субстанция, приближающая к Богу.

   Однажды один человек явился, ища Пророка (мир ему), чтобы поклясться перед ним, что он не будет иметь никаких отношений с женщинами, то есть никогда не жениться. Пророк (мир ему) отвечал, серьёзно заявив:

«Клянусь Аллахом! Я – наиболее богобоязненный из вас! И я женат! Тот, кто не держится моей сунны (пути), тот не из нас (то есть не истинно верующий)». «Скажи: «Коль вы Аллаха возлюбили, то следуйте за мною – Аллах возлюбит вас и вам простит ваши грехи, ведь Аллах Прощающий и Милосердный»

(Св. Коран 3:31)

   Следуя священному писанию Ислама и Сунны Пророка (мир ему), в Исламе нет монашества, а создание семьи является богоугодным делом. В самом деле, будучи далёкими от рассмотрения создания семьи, как чего-то дурного для веры, мусульманское вероучение считает никах — заключение брачного союза, является неотъемлемой частью их религиозной преданности. Как упомянуто в изречениях Пророка Мухаммада (мир ему), что если мужчина женится на праведной жене, то Всевышний дал ему половину религии (Ислама), а другую половину религии пусть ищет сам. Другими словами, пожалуй, половина всех исламских достоинств, как преданность, целомудрие, милосердие, великодушие, терпимость, мягкость, устремления, терпение, любовь, сочувствие, сострадание, забота, изучение, обучение, надёжность, храбрость, милосердие, воздержанность, прощение, и т.д., находит своё естественное выражение через супружескую жизнь. Следовательно, предполагается, что в Исламе богобоязненность и хороший характер являются принципиальными критериями, которые супруги ищут в предполагаемом партнёре для заключения брачного союза — никаха. Досточтимый Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«На женщине женятся из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её знатности, из-за её красоты и из-за религии. Ищи же ту, которая придерживается (заповедей) религии, и да сопутствует тебе удача» 

(Сахих Бухари) 

   Возлюбленная жена Пророка (мир ему) Аиша, оценивая свободу, которую предоставляло ей обращение её мужа, сказала:

«Он всегда участвовал в работе по дому, штопал свою одежду, чинил обувь и подметал полы. Он привязывал, кормил и доил животных и выполнял все хозяйственные работы».

(Сахих Бухари)

   «Был вам в Посланнике Аллаха пример хороший для тех, кто возложил надежды на Аллаха и на Последний День, и много поминающих Аллаха».

(Коран 33:21)

   Отец – хозяин (пастух) своего семейства, защищает его, обеспечивает и стремится быть образцом для подражания и руководителем в его роли главы домашнего хозяйства. Мать – хозяйка (пастушка) по дому, охраняет его и порождает в нём здоровую окружающую среду любви, являющуюся необходимой для счастливой и здоровой жизни семейства. Она также прежде всего ответственна за воспитание и образование детей. Вполне логично, что тот, кто естественно физически и эмоционально более силен из этих двух родителей, сделан главой домашнего хозяйства, это – мужчина:

   «…Им (женщинам) – те же права, что у мужчин над ними, как принято, но у мужчин (тех прав из-за ответственности) на степень больше …»

(Коран 2:228)

   Что касается детей, плодов любви родителей, Ислам устанавливает всестороннюю мораль, предписывающую родительскую ответственность и взаимную сознательность ребёнка по отношению к родителям. В то время как ребёнок обязан оказывать повиновение обоим родителям, Ислам выбирает мать, как заслуживающую львиную долю любви, благодарности и доброты. Когда Пророка Мухаммада (мир ему) спросили: «O, Посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин того, чтоб я к ним хорошо относился?», он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Пророк (мир ему) сказал: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?». Пророк повторил: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?». Пророк, наконец, сказал: «Твой отец». Правильные взаимоотношения родителей и детей в семье, воспитание детей в духе богобоязненности, религиозной морали и нравственности являются одними из важнейших исламских принципов семейной жизни.

«И те, которые говорят: «Господь наш! Даруй нам в женах и детях наших утешение очам нашим и сделай нас образцом праведности». Такие получат в награду высшее место в Раю, ибо они были терпеливы, и будут они приняты с приветствием и миром»

(Св. Коран, 25:74, 75)

«Рай находится под ногами ваших матерей», – говорил Пророк Мухаммад (мир ему)

(хадис от Анаса; св. х. аль-Хатыба) 

«Господь твой повелел, чтобы не поклонялись вы никому, кроме Него, и были добры к родителям. Если один из них или оба достигнут преклонных лет, не смей говорить им «уф!», , не повышай на них голоса, а обратись к ним с добрым словом. И склони пред ними обоими крыло смирения из доброты и молви:

«Господь мой, окажи им милость так же, как они воспитали меня , когда я был ребенком»

(Св. Коран, 17:23, 24)

   Таким образом, узаконив добровольный, ненасильственный, основанный на взаимном согласии и любви, осознанный и свободный брачный союз между мужчиной и женщиной, Мудрый и Справедливый Аллах, Дарующий благо, заповедал супругам основополагающие принципы семейной жизни – веру в Бога, покорность Всевышнему и упование на Него, любовь и согласие между собой, уважение к родителям, воспитание благородного потомства. Именно на таком фундаменте должен зиждиться мусульманский семейный очаг.

Важно, чтобы все мы осознавали значение призыва к Исламу (давата). Особенно это касается мусульман, живущих на Западе. Они должны понимать динамику давата и быть активными участниками этого процесса. Каждый мусульманин обязан объяснять, что такое Ислам, и предлагать людям осознать, какое определяющее значение в их жизни имеет тот мир, который они могут обрести, подчинившись священному порядку.

Дават не означает обращение людей в Ислам, но он означает, что мы должны передавать послание о следовании по истинному пути различными средствами, наиболее важное из которых – личный пример. Участие в процессе давата может иметь различные уровни.

Каждый из нас должен свидетельствовать об истине перед всем человечеством, как говорит Всевышний Аллах в Священном Коране: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас» (2:143).

В условиях быстро распространяющегося влияния глобализации, люди часто забывают значение веры и религиозной практики и редко думают и говорят о Боге. Следуя примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мы должны начать с нашей семьи и родственников. «И увещевай твою ближайшую родню» (26:214), — говорит Аллах в Коране.

Это означает, что каждый из нас, мужчина или женщина, брат или сестра, должен, в первую очередь, уделять вниманию тому, что происходит в его или ее собственной семье и среди его или ее ближайших родственников. Бесполезно говорить об Исламе окружающим, в то время как наши собственные дети остаются вне веры, брошенные и потерянные. Мы должны сконцентрировать внимание на основных принципах и методах давата, подразумевающего в первую очередь напоминание самим себе и следование принципам Ислама в своей повседневной жизни.

Призывая людей к Исламу, нам нельзя забывать следующее. Во-первых, говорить об Аллахе Всемогущем, об Исламе, его вероучении, внутренних аспектах веры и истине – это не значит говорить о чем-то новом, даже в том случае, если мы разговариваем с людьми других вероисповеданий, которые могут знать мало или же вообще ничего не знать об Исламе.

Каким был Пророк Мухаммад

Они могут не иметь представления о том, что такое исламский образ жизни, но глубоко в их сердце сокрыто знание о Творце и внутреннее ощущение таухида (Единобожия), свойственное каждому человеку, о котором они иногда и не догадываются.

Вот что сказано в Священном Коране: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Господь ваш Я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем…» Чтобы вы не сказали в день воскресения: «Мы были небрежны к этому»» (7:172).

Поэтому говорить об Аллахе, создании и предопределении – это не значит рассказывать что-то новое, напротив, это значит пробуждать дремлющие в человеке чувства и давать им новую жизнь. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет. И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем и что к Нему вы будете собраны!» (8:24).

Наш призыв не может добавить ничего нового к человеческой природе, он может лишь пробудить в человеческих сердцах то, что люди часто забывают. Это соображение должно определять то, как мы говорим и обращаемся с людьми, поскольку мы пытаемся вернуть их к истокам, а не привести к чему-то новому. В Исламе призыв означает напоминание.

Во-вторых, мы не должны забывать, что все люди связаны узами братства. Мы имеем общие корни, и Аллах Всемогущий говорит в Коране: «О человек!», обращаясь ко всем людям – «сынам Адама». Поэтому мы должны лелеять в своем сердце симпатию ко всем людям, независимо от их вероисповедания. Каждый человек – знамение, проявление величия Аллаха. Наша искренность должна проявляться в нашем способе общения. Мы должны не судить людей свысока, а искренне призывать их к правде и справедливости.

Хорошо известный хадис, который приводят Муслим и Бухари, гласит: «Никто из вас не совершенен в своей вере (не является правоверным), если он не желает своему брату того же, чего он желает себе».

Мы часто сужаем область применения этого хадиса, считая братьями лишь своих единоверцев. Но наши пожелания, и особенно тех из нас, кто живет на Западе, должны касаться всех наших братьев – людей, и мы должны желать им найти правильный путь. Призывать к Исламу на Западе – значит избегать ненужных конфликтов с окружающими для того, чтобы преподнести им Ислам как напоминание, послание, призывающее к братству, любви и надежде. Это – не простые слова, а искреннее проявление состояния ума и сердца.

Наша методология базируется на этих принципах и состоит из трех важных элементов. Наша религия учит нас, что знание таухида написано в сердце и душе каждого человека, но некоторые забывают эту истину. Роль пророков (мир им) и тех, кто следует их примеру – напоминать людям, распространяя знание и понимание Ислама.

В Судный День люди будут спрошены: «…»Разве к вам не приходил увещатель?» Они говорят: «Да, приходил к нам увещатель, но мы объявили его лжецом и сказали: «Ничего Аллах не посылает, вы только в великом заблуждении»»» (67:8-9).

Первый аспект нашей методологии – распространение знаний, и в первую очередь в западных обществах, где проживает много мусульман. Как мусульмане мы знаем, что следует избегать двух вещей: невежества и забывчивости. Сегодня мы стали свидетелями величайшего обмана: люди вообще и молодежь в частности думают, что они свободны в своем выборе, и очень часто не знают ничего о религии. Но свобода не может быть основана на невежестве, поскольку это – взаимоисключающие понятия. Невежество по отношению к вере и религии в наших обществах является своего рода принуждением. Этот факт позволяет увидеть в новом свете хорошо известный аят: «Нет принуждения в религии» (2:256). Тем не менее, в современном обществе такое принуждение существует, и наиболее вредным его видом является невежество – средство обмануть людей и сбить их с пути. Как мусульмане мы должны распространять все виды знания, чтобы люди имели возможность осознанного выбора.

Во-вторых, хотя объяснять основы Ислама очень важно, но не менее важно жить так, чтобы люди видели, как наша вера преображает нас и помогает быть искренними, заслуживающими доверия и уверенными в себе. Призывать к Исламу – это значит служить примером, каким был Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Правильные слова, книги и теории не изменяют людей и никуда их не ведут, люди руководствуются личным примером. Свидетельствовать об истине – значит самому жить по ней и при этом исчезает необходимость говорить слишком много. «Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху, и творит благое, и говорит: «Я, поистине, предавшийся!»» (41:33).

С этой целью мы должны жить среди людей, общаться с ними и не изолироваться от общества, в котором мы живем. Есть важный аят, дающий нам напутствие относительно того, как вести себя по отношению к людям. Он гласит: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Аллах любит справедливых!» (60:8).

Аллах Милосердный даровал нам два ключа: доброту и справедливость. Доброта связана с нашим сердцем, с нашими чувствами. Ее проявление в повседневной жизни – средство, помогающее людям понять внутренний смысл нашей религии, основанной на вере, мире и братстве. Вот – язык сердца, который проявляется в этом аяте. Но мы находим также язык разума и действий: одно из величайших предписаний нашей религии – устанавливать и защищать справедливость при любых обстоятельствах. Это и должно быть нашей отличительной чертой — быть справедливыми в социальном и финансовом смысле. Быть мусульманином значит уважать как сердце, так и разум наших братьев-людей, быть добрым и справедливым, как по отношению к мусульманам, так и по отношению к немусульманам. Наше послание – любовь, наше послание – справедливость, проявляющиеся не только на словах, но и в нашей повседневной жизни.

Быть верующим – это дар Аллаха Милосердного, и мы не можем по своей воле направить прямым путем тех, кого мы любим. Мы должны осознавать ограниченность наших возможностей. Однако нести и передавать послание Аллаха обществу, в котором мы живем, — очень важно, и мы будем призваны к ответу за то, насколько хорошо мы выполняли эту обязанность.

Когда ученого спросили о судьбе тех, кто ничего не знал об Исламе, он ответил: «Я боюсь, что Аллах призовет нас к отчету за то, что мы не передали то сообщение, которое должны были передать». Каждый из нас должен призывать к Исламу – религии истины и справедливости и служить примером для своей семьи, друзей, соседей и для всего человечества.

// Из книги Тарика Рамадана «Призыв к Исламу на Западе»