Призыв к исламу

05.04.2018 0 Автор admin

Ислам, актуальные статьи — islam-start.narod.ru

Ростовщичество

из книги "Столпы ислама и веры"

Мухаммад ибн Джамиль Зину

1408 г.х.

 

Ростовщичество и его виды

Ростовщичество, или риба, — это взимание того или иного процента с капитала.

Всевышний Аллах сказал:

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что остаётся вам от лихвы, если вы верующие.

Если вы не сделаете этого, то будет вам объявлена война Аллахом и Его посланником; если же вы покаетесь, то получите вложенный вами капитал. Тем самым вы не обидите и не будете обижены.

Сура «Корова», аяты 278-279

Ростовщичество запрещено всеми небесными религиями: иудаизмом, христианством и Исламом. Однако иудеи не считают грехом брать проценты с неиудеев. Всевышний Аллах сказал:

…они брали лихву, хотя это было им запрещено…

Сура «Женщины», аят 161

Ростовщичество упоминается в Коране в нескольких местах, и аяты об этом были ниспосланы в разное время.

1. В мекканский период Всевышний Аллах ниспослал следующее:

То, что вы отдаёте в рост, дабы приумножилось это в богатстве людском, не приумножается в глазах Аллаха.

Сура «Римляне», аят 39

2. В мединскую эпоху Всевышний Аллах ниспослал аяты о запрете на лихву в предельно ясной форме:

О те, которые уверовали, не пожирайте роста многократно умноженного!

Сура «Семейство Имрана», аят 130

Последнее высказывание Аллаха, ниспосланное о лихве, гласит:

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что остаётся вам от лихвы, если вы верующие.

Если вы не сделаете этого, то будет вам объявлена война Аллахом и Его посланником; если же вы покаетесь, то получите вложенный вами капитал. Тем самым вы не обидите и не будете обижены.

Сура «Корова», аяты 278-279

Этот аят содержит в себе недвусмысленный и категорический ответ тем, кто говорит, что запрещается брать только многократно умноженную лихву, ибо Аллах позволил брать назад только отданную сумму без каких-либо процентов.

3. Ростовщичество является тяжким грехом. Посланник Аллаха сказал: «Избегайте семи губительных грехов!» Его спросили: «Что же это за грехи, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «Это — приобщение сотоварищей к Аллаху, колдовство, убийство, которое запретил Аллах, иначе как по праву, пожирание лихвы, пожирание имущества сироты, бегство в день наступления, опорочивание целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о грехе».

Хадис согласован

4. Посланник Аллаха проклял тех, кто пожирает лихву и кто выплачивает её, кто заключает подобные сделки и кто выступает в качестве свидетеля, и сказал: «Они равны в этом (то есть в тяжести совершаемого греха — Ред.)».

Муслим

Мудрость запрета на лихоимство. Причина запрета заключается в том, что ростовщичество наносит большой экономический, социальный и нравственный вред.

1. Ростовщичество возбуждает вражду между людьми и губит существующий между ними дух взаимопомощи и сотрудничества.

2. Оно ведёт к появлению паразитирующей богатой прослойки населения, которая обогащается без всякого труда. Такие люди подобны сорнякам и паразитам, живущим за счёт других.

3. Ростовщичество — это средство распространения колониализма. Недаром говорят, что колонизатор идёт вслед за купцом и священником. Мы прекрасно знаем о вреде ростовщичества и его тяжких последствиях на примере ряда колонизированных стран.

4. По своей сути ростовщичество означает изымание у людей их достояния без всякой компенсации, что является грехом. Посланник Аллаха сказал: «Поистине, ваша кровь и ваше имущество — священны…»

Муслим

Существуют две разновидности ростовщичества:

а) рост на отсрочке выплаты, риба ан-насиа;

б) рост на наценке на товар, риба аль-фадль.

Рост на отсрочке выплаты — это заранее оговоренная сумма, которую кредитор получает от должника сверх выданного им кредита. Эта сумма может увеличиваться по мере отсрочки выплаты долга. Это запрещено Кораном, Сунной и единодушным мнением мусульманских имамов.

Рост на наценке на товар — это обмен денег или продуктов с надбавкой. Этот вид лихвы процент запрещён Сунной пророка и единодушным мнением мусульманских имамов, так как в конечном итоге приводит к первому виду.

1. Посланник Аллаха сказал: «Не продавайте дирхам за два дирхама, так как я боюсь, что вы впадёте в лихоимство».

Ахмад; Ахмад Шакир признал хадис достоверным

в книге «аль-Муснад»,11019

2. Посланник Аллаха сказал: «Золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, всякое подобное на подобное меняйте в равном количестве из рук в руки. Если же эти виды товаров различаются, то продавайте, как вам угодно, при обоюдном согласии».

Муслим

В другой ривайе говорится: «Если же кто-нибудь набавит или потребует надбавки, то это будет лихоимством. Берущий и дающий в этом равны».

Муслим

Этот хадис запрещает лихоимство при обмене золота, серебра, пшеницы, ячменя, сухих фиников, соли.

Причина запрета. Товары, упомянутые в хадисе, являются товарами первой необходимости.

1. Золото и серебро являются основой денежной системы и регулируют финансовые взаимоотношения.

2. Пшеница, ячмень, финики и соль являются основными пищевыми продуктами, обеспечивающими жизнь.

3. Ростовщичество в торговле этими товарами приносит вред людям и распространяет великий порок в коммерции. Поэтому из милосердия к людям законодатель запретил это.

Подобные правила распространяется не только на золото и серебро, но и на все виды денежных знаков, если имеет место опасность, о которой речь шла выше. Это также относится ко всем видам продуктов, которые не были перечислены. В подобных случаях товар следует обменивать в равных количествах из рук в руки, так как «пророк запретил обмен продуктами питания в неравных количествах».

Муслим

Условия торговли деньгами и пищевыми продуктами. Торговая сделка об обмене одинаковыми товарами будет правильной при выполнении следующих условий:

1. Количество товара должно быть одинаковым независимо от его сорта и качества. Свидетельством этого являются следующие хадисы:

Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал: «Однажды к посланнику Аллаха пришёл Биляль с сухими финиками. Пророк спросил его: “Откуда они у тебя?” Биляль ответил: “У нас были плохие финики, и я продал их, обменяв два са‘ на один”. Пророк воскликнул: «Да это же лихоимство! Самое настоящее лихоимство!

Исламские статьи

Больше так не поступай. Если хочешь купить, то продай финики за что-нибудь другое, а затем покупай на это».

Хадис согласован

Посланник Аллаха также сказал: «Золото на золото — весом на вес».

Муслим

2. При обмене товаром не должно быть задержки, и его следует производить немедленно, так как посланник Аллаха сказал: «…из рук в руки».

Посланник Аллаха также сказал: «Продавайте золото за золото только в равном количестве и не продавайте меньшее за большее. Продавайте серебро за серебро только в равном количестве и не продавайте меньшее за большее и не продавайте отсутствующий товар за имеющийся в наличии».

Хадис согласован

Запрет на всё, что может привести к ростовщичеству

Любой запрет в Исламе характеризуется явной мудростью и несёт в себе пользу для всех людей. Наряду с запрещением самого греха Ислам также запрещает всё, что может привести к его совершению.

Например, запрещена продажа какого-либо товара покупателю за определённую цену на некоторое время с тем условием, что по истечении установленного срока продавец выкупит свой товар у покупателя за меньшую стоимость, присваивая себе разницу между первоначальной и вторичной ценой.

Такого рода сделки запрещены, так как посланник Аллаха сказал: «Если вы станете продавать товары на время, выкупая их обратно с выгодой для себя, и оставите борьбу на пути Аллаха, довольствовавшись скотоводством и земледелием, то Аллах обратит вас в унижение и не отнимет его, пока вы не вернётесь в вашу религию».

Ахмад и другие; достоверный хадис

Изложено по статье шейха Абдуллаха аль-Хаййата, опубликованной в журнале «Исламские исследования»

Банковские операции

Банковское кредитование под обусловленный кредит (например, 2%) запрещается шариатом и является одним из видов ростовщичества.

Шейх Хасан Абдуллах Амин в своей книге «Финансовые банковские вклады и получение с них доходов в Исламе» на стр. 280 пишет: «Банковский процент, перечисляемый на текущие вклады, является не чем иным, как ростом, оговоренном при внесении срочного вклада в интересах вкладчика, ибо в мусульманском праве и шариате подобное рассматривается как долг. Вместе с тем банк также имеет в этом свои интересы, так как предоставляет временный кредит другим лицам. Таким образом, проценты, перечисляемые банком на лицевой счёт вкладчика либо взимаемые банком при выдаче кредитов как из средств уставного фонда, так и из средств вкладчиков, являются самой настоящей лихвой. Подобное ростовщичество непременно относится к одному из двух видов лихоимства, распространённых во времена невежества. Всевышний Аллах категорически запретил это и сказал:

А Аллах разрешил торговлю и запретил лихоимство.

Сура «Корова», аят 275

Изложено по статье шейха Абдуллаха аль-Хаййата, опубликованной в журнале «Исламские исследования»

Запрет на потребительское и производственное ростовщичество

Некоторые западные экономисты усматривают разницу в запрете на потребительское и производственное ростовщичество. Они заявляют, что ростовщичество необходимо было запретить в прошлом, также как его необходимо разрешить в наше время, так как в прошлом взятые в долг деньги тратились на потребление, а сейчас они расходуются на производство. Это заявление не выдерживает критики. Потребительское ростовщичество предполагает ссуду средств для удовлетворения людьми их нужд, и не разрешается наживаться на лихве с подобного долга, обременяя должника. Поэтому он должен при возможности вернуть только взятую взаймы сумму.

Что же касается производственного ростовщичества, то должник получает доход со своего труда, а не с заимствованных денег, ибо богатство может принести доход только при затрате труда.

См. книгу «Рух ад-Дин аль-Ислами», стр. 280

Запрет на ссудный процент при выделении кредита на покупку жилья

Некоторые мусульмане становятся соучастниками ростовщичества, когда берут в банке ссуду под процент для покупки жилья. Они опираются на мнение некоторых уступчивых учёных и считают, что подобная ссуда разрешена тем, у кого нет жилья. Основанием для такого решения стало правило вынужденной необходимости — по аналогии с ситуацией, когда разрешается употреблять в пищу мертвечину тем, кому грозит голодная смерть.

Однако не следует смешивать две различные ситуации. В одном случае голодный позволяет себе употреблять в пищу мертвечину, опасаясь смерти. В другом случае человек, не имеющий жилья, не боится смерти, так как он может поселиться в сельской местности, приюте, палатке и т.п. Это для него лучше, чем стать соучастником ростовщичества, вступая тем самым в войну, объявленную Аллахом и Его посланником. Впоследствии должник может оказаться не в состоянии выплатить долг с процентами и в результате этого попадёт в долговую кабалу, станет нищим. Возможно, ему придётся продать свой дом или заложить его в банке под проценты.

Сподвижники посланника Аллаха лицом к лицу сталкивались с бедностью и нехваткой жилья, однако они никогда не брали деньги под проценты. О обманутый человек, просящий деньги взаймы! Бойся Аллаха и не бери деньги в долг под проценты.

Средства ликвидации ростовщичества

Одним из преимуществ исламской религии является то, что, запрещая что-нибудь, она непременно предоставляет людям законную альтернативу запрещённому. Например, Аллах запретил вино и разрешил мусульманам пить все виды фруктовых соков: апельсиновый, виноградный, лимонный и другие.

Запретив ростовщичество, Ислам разрешил торговлю и коммерцию на справедливых условиях, а также различные виды беспроцентных ссуд. Это позволяет мусульманам избегать трудностей и решать свои финансовые проблемы. Существует ряд законных средств, исключающих ростовщичество, из которых назовем следующие:

1. Льготный кредит. Вместо процентной ссуды, которая губит человека, Ислам поощряет льготный кредит и обещает за него щедрое вознаграждение. Всевышний Аллах сказал:

Кто даст Аллаху прекрасный заём, чтобы Он умножил его многократно?

Сура «Корова», аят 245

2. Отсрочка выплаты долга человеку, который находится в затруднительном положении, или прощение ему этого долга. Всевышний Аллах сказал:

Если находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока положение его не улучшится. А если вы простите , то вам же будет лучше, если бы вы только знали.

Сура «Корова», аят 280

3. Всемерное сотрудничество и взаимопомощь. Сюда входит сотрудничество в области социальной жизни, промышленности и сельского хозяйства, в частности, социальное обеспечение людей и финансирование фермеров и промышленников. Это помогает предпринимателям окрепнуть и увеличить производство, что в свою очередь оборачивается добром для всех членов общества. Открываются школы, строятся больницы и дома престарелых. Подобная деятельность охватывает всё, о чём говорится в следующем аяте:

И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности…

Сура «Трапеза», аят 2

В условиях подобного всестороннего сотрудничества общество будет жить счастливой жизнью, в которой нет места ростовщичеству.

4. Не следует забывать о сборе закята и распределении его средств среди нуждающихся. Это также способствует ликвидации ростовщичества.

Изложено по статье шейха Абдуллаха аль-Хаййата, опубликованной в журнале «Исламские исследования»

Заключение. Остерегайся, мой состоятельный брат-мусульманин, помещать свои деньги в банк даже без всякого процента, ибо банк непременно ссудит твои деньги под проценты другим. Таким образом, ты своим поступком можешь способствовать процветанию ростовщичества. А ты, мой бедный брат, остерегайся брать деньги из банка под проценты, чтобы не оказаться среди потерпевших убыток как в мирской, так и в будущей жизни.

Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал эту книгу полезной для мусульман и поместил её на чашу наших праведных дел! И да благословит Аллах Своего раба и посланника Мухаммада, его род и всех сподвижников!

Мухаммад ибн Джамиль Зину

1408 г.х.

Ибн аль-Кайим сообщил о допустимости продажи драгоценностей за золото или серебро, вес которого больше веса украшения. При этом излишек берётся за работу ювелира.

См. книгу «Фикх ас-Сунна», 3/130

goodbasis.com — хорошая основа

kvere.com — к вере

eduru.net — образовательная русскоязычная сеть

info-edu.org — образовательная информация

Спортивное ориентирование

rusio.net — программирование и компьютерные технологии

В стадии проектирования и разработки

rusul.net — посланники

arbru.net — арабско-русская сеть

umsk.org — умный город или город умных мыслей

Слава Богу !

Очерки

Живой рунет

Русский язык

База знаний

Недвижимость

Невский регион

jordan-info.com — информация об Иордании на английском языке

uzory.com — узоры

arbru.com — изучающим арабский язык

К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ ИСЛАМ

А. А.

Ислам в современном мире

МАВДУДИ

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

ОТ АВТОРА

Данное исследование было написано автором по просьбе Европейского Исламского Совета, чтобы выступить с ним на международной исламской конференции, проводившейся Советом в первой декаде апреля 1976 года в Лондоне. К сожалению, автор не смог присутствовать на этой конференции по состоянию здоровья. Однако данный доклад был прочитан 4-го апреля на одном из заседаний Совета, которое проходило в зале Королевского Общества Содружества в Лондоне. Автор предлагает уважаемому читателю русский перевод этого доклада, сделанный при Издательском Доме «БАДР». В данном исследовании автор рассмотрел три основных догмата Ислама, поскольку данный труд обращен главным образом к не мусульманам. Именно поэтому автор постарался уделить главное внимание именно этим трем главным догматам в Исламе: вере в Аллаха, вере в миссию посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вере в Будущую жизнь. Тот, кто в принципе уверует в эти догматы, несомненно затем уверует и во все остальные, имеющиеся в Исламе, такие как вера в ангелов и вера в предопределение.

Автор попытался изложить Западу истинную суть Ислама в доходчивой форме через призму этих трех догматов, и он сделал это для того, чтобы каждый желающий понять Ислам в его верном виде, смог сравнить исламские представления о Боге, пророках, нашем мире и Будущей жизни, предлагаемые человеку, с различными теориями, созданными самими людьми по этим вопросам, в других религиях.

К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ ИСЛАМ?

Со времен Адама Ислам является религией всего человечества.

1. В начале беседы необходимо разъяснить, что в соответствии с нашими вероубеждениями Ислам не является наименованием религии, первым носителем которой был Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, что бы на основании этого иметь оправдание охарактеризовать его как основателя Ислама. Это не так. Коран совершенно недвусмысленно и однозначно провозглашает, что на протяжении всей истории человечества Всевышний Аллах ниспослал людям только одну религию – Ислам, что означает покорность человека установлениям Аллаха. Все пророки, которых Аллах послал в различные страны Земли и к различным народам мира, не были создателями этих религий, то есть мы не можем назвать их религии религией Ноя, религией Авраама, религией Моисея или религией Христа. Каждый пророк, пришедший от Всевышнего Аллаха, призывал к той же самой одной религии, к которой призывали все пророки, которые были посланы до Пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует.

123Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-07-03; просмотров: 234; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также: