Происхождение древних тюрков

08.09.2018 0 Автор admin

Древние тюрки исторический труд.

Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники — номады — не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.

Первыми кочевниками Евразии были индоевропейские племена. Именно они оставили после себя в степях от Днепра до Алтая первые курганы — захоронения своих вождей.

Из тех индоевропейцев, что остались в причерноморских степях, позже сложились новые кочевые союзы — ираноязычные племена киммерийцев, скифов, саков, савроматов. Об этих номадах, повторивших в I тысячелетии до н.э. маршруты своих предшественников, много сведений содержат письменные источники древних греков, персов, ассирийцев.

Восточнее индоевропейцев, в Центральной Азии, возникла другая крупная языковая общность — алтайская. Большинство племен здесь составили тюрки, монголы и тунгусо-маньчжуры.

Возникновение номадизма — новая веха в экономической истории древности. Это было первое крупное общественное разделение труда -отделение пастушеских племен от оседлых земледельцев. Быстрее стал развиваться обмен продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла.

Взаимоотношения номадов и оседлых жителей не всегда были мирными. Кочевое скотоводство очень производительно на единицу затраченного труда, но мало производительно на единицу используемой площади, при расширенном воспроизводстве оно требует освоения все новых и новых территорий. Покрывая в поисках пастбищ огромные расстояния, кочевники часто заходили и на земли оседлых жителей, вступая с ними в конфликт.

Но кочевники совершали и набеги, вели завоевательные войны против оседлых народов. У племен номадов, в силу внутренней социальной динамики, появлялась своя элита — разбогатевшие вожди, родовая аристократия. Эта родоплеменная верхушка, возглавляя крупные союзы племен, превращалась в кочевую знать, еще больше богатела и укрепляла свою власть над рядовыми кочевниками. Она-то и направляла племена на захват и грабеж земледельческих территорий. Вторгаясь в страны с оседлым населением, кочевники облагали его данью в пользу своей знати, подчиняли целые государства власти своих вождей. При этих завоеваниях возникали гигантские державы кочевников — скифов, гуннов, тюрков, татаро-монголов и другие. Правда, все они были не слишком долговечны. Как подметил еще советник Чингис-хана Елюй Чуцай, можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно.

Ударной силой ранних кочевников Евразии, например, арийских племен, были боевые колесницы. Индоевропейцам принадлежит приоритет не только доместикации кона, но и создания быстрой и маневренной боевой колесницы, основной особенностью которой были легкие колеса, имевшие втулку со спицами. (Прежде, например в Шумере IV тысячелетия до н.э., боевые повозки имели тяжелые колеса — сплошные деревянные диски, вращавшиеся вместе с осью, на которую были насажены, а запрягали в них ослов или волов.) Легкая конная колесница начала свое триумфальное шествие с III тысячелетия до н.э. Во II тысячелетии она получила широкое распространение у хеттов, индоариев, греков, в Египет ее занесли гиксосы. На колеснице обычно помещались возница и стрелок из лука, но были и совсем небольшие повозки, на которых возница являлся одновременно и лучником.

С I тысячелетия до н.э. основным и, пожалуй, даже единственным родом войск кочевников стала конница, применявшая в сражениях конно-стрелковую тактику массированного удара: на врага неслась конная лава, извергавшая тучи стрел и дротиков. Впервые ее широко применили киммерийцы и скифы, они же создали и первую кавалерию.

С детства номады были отличными наездниками, натренированными для долгих переходов, хорошо владели оружием и приемами ] кавалерийского боя. Более слабое развитие у кочевых племен по сравнению с оседлым населением классовых отношений — и в эпоху рабовладения, и в эпоху феодализма — вело к долгому сохранению патриархальных и родоплеменных связей. Эти связи маскировали социальные : противоречия, тем более, что наиболее жесткие формы эксплуатации — грабеж, набеги, сбор дани — были направлены вовне кочевого общества , на оседлое население. Все эти факторы сплачивали племя крепкой военной дисциплиной, что еще больше повышало боевые качества племенного войска.

С передвижениями кочевников в Азии связано распространение многих языков — индоевропейских (главным образом иранских), арабского, тюркских и монгольских. При оседании на землю и смешении с местным населением номады, как правило, ассимилировали его по языку, но заимствовали основные черты хозяйства и материальной культуры. Эта историческая закономерность наблюдалась не только в Азии, но и в Африке (арабизация Северной Африки — Магриба), и в Европе (мадьяризация области Среднего Дуная — Паннонии).

Сходный процесс произошел и в Анатолии, а также частично на Балканах, после переселения сюда тюркских племен в эпоху господства Сельджукидов и Османидов в областях, составивших впоследствии территорию современного турецкого государства — Турецкой Республики.

От речи тюркских племен ведет свое происхождение турецкий язык, от их общего имени — название турецкой нации (по-турецки "тюрк", по-русски "турок"). Ученые различают значения слов "тюрк" . и "турок". При этом тюрками называют все народы, говорящие натюркских языках: это азербайджанцы, алтайцы (алтай-кижи), афшары, балкарцы.

А в Азии в VI-VII вв. тюрки создали державу, которой дали свое имя — Тюркский каганат. Каган, хакан, или хан — так назывался у тюрков (а затем и у монголов) верховный правитель, "царь". Как и держава азиатских хуннов, каганат раскинулся на громадной территории — от Хуанхэ до Каспия, от Тибета до Приуралья…

Тюрки внесли важное усовершенствование в технику верховой езды: изобрели жесткое седло и стремена. Экипировка коня "под верх", какой мы знаем ее и теперь, была закончена. Это был новый этап в развитии транспорта и военного дела. Модернизировалось и оружие: тюрки широко применяли сложно-составной лук, изобретенный еще в хунское время, кривая сабля-шашка заменила прямой тяжелый меч.

Другое важное достижение древних тюрков способствовало повышению мобильности номадов: в середине I тысячелетия н.э. они создали разборную (решетчатую)юрту. Китайский поэт Бо Цзюйи так описал решетчатую юрту:

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

Юрту вихрь не может покачнуть.

От дождя ее твердеет грудь.

Нет в ней ни засте.нков, ни углов.

Но внутри уютно и тепло…

Войлок против инея — стена.

Не страшна и снега пелена.

(Перевод Л.Н.Гумилева).

Тюркские племена вели обширную меновую торговлю с Китаем, о чем также есть сведения в китайских летописях.

Несмотря на сильную имущественную и социальную дифференциацию, общество древних тюрков имело родоплеменную структуру, характерную для номадов: семьи объединялись в роды и племена (ок, огуш), а те — в племенной союз (эль). Во главе эля стоял хан (каган).

Историческая судьба Тюркского каганата сходна с державой хуннов: в начале VII в. он разделился на западный, или среднеазиатский, и восточный, центральноазиатский. Первый просуществовал до 740 г., второй — до 745 г.

Вообще в раннее средневековье, после Великого переселения народов, многие прежние племенные объединения распадаются, а из их бывших составных элементов образуются зародыши будущих народностей.В это время происходят не только большие этнические перемены, но и революционные социальные сдвиги. Феодализм, новая социально-экономическая формация, оттесняет прежние родоплеменные отношения у "варварских" народов и наносит сокрушительный удар по рабовладельческому обществу в государствах древней цивилизации. Рим, оплот рабовладения, падает под двойным натиском — "варваров" и восставших рабов. На Западе лишь Византия, а на Востоке — Китай смогли устоять перед наплывом новых народов. Но и они становятся феодальными империями.

В VII в. основным ареалом азиатских тюрков стала обширная область в Средней Азии, получившая в иранских языках название "Туркестан" (Тюркский стан, Страна тюрков). Однако уже в VIII в. большую часть Туркестана завоевали арабы, создавшие новую гигантскую державу средневековья — Арабский халифат. Среднеазиатские тюрки признали власть халифа, стали его союзниками, среди них начала распространяться религия завоевателей — ислам.

Среднеазиатские тюрки не долго терпели господство арабов. Уже в IX в. они создают свою державу во главе с ханом Огузом, вождем огузских племен. Огузы вытесняют из Средней Азии своих соперников — печенегов, другое тюркское племя. Печенеги уходят в русские степи, но там встречают отпор Киевской Руси, перекочевывают на Балканы и попадают под власть Византии. Приняв христианство, они оседают на землю, служат в войсках византийцев.

Границы огузского государства доходят до приволжских степей. Тут оно сталкивается с соперничеством Хазарского каганата и Волжской Булгарии. В борьбе с ними огузы находят мощного союзника -Киевскую Русь, находящуюся в расцвете своих сил. В 965 г. князь Святослав заключает с огузами-торками военный

договор. Под ударами русов и торков падает каганат "неразумных хазар". В 985 г. князь Владимир в союзе с торками двинулся в поход по Волге против булгар. Княжеская дружина плыла в ладьях, а торки-всадники ехали берегом. Волжская Булгария потерпела поражение.

Но уже начинается кризис огузской державы. На юге ее владений усиливается род Сельджуков, многочисленный клан огузского племени. Он собирает вокруг себя племена, недовольные властью хана. А в середине XI в. в Туркестан врываются новые тюркские пришельцы из Центральной Азии — кыпчаки. Часть огузов под их натиском уходит к границам Киевской Руси и дальше, на Балканы, в Византию. Русские князья селят своих бывших союзников в пограничных укреплениях. Огузы-торки основывают здесь на берегу Стугны свой город — Торческ и постепенно сливаются с русами. Византийцы также расселяют в своих владениях бежавших огузов. Другая часть огузов спаслась от кыпчаков, уйдя на самый юг Средней Азии и дальше в Хорасан, северо-восточную область Ирана. Здесь они приняли покровительство усилившегося клана Сельджуков. И вскоре на арену истории выходит новое этническое образование — туркмены, или, точнее, тюркмены. А юг Средней Азии получает название "Тюркменистан" — Туркмения.

О туркменах нужно рассказать подробнее. Ведь многие туркменские племена (и часть еще не слившихся с ними огузов) переселились позже в Закавказье и Малую Азию, положив начало формированию азербайджанского и турецкого народов. Туркмены XI в. отличались от других тюрков Средней Азии тем, что больше смешались с местным ираноязычным населением — кочевым и оседлым. Они поглотили остатки саков и аланов, вобрали часть согдийцев и хорезмийцев. Этот дотюркский пласт, или, по этнографической терминологии, субстрат (подслой) оказал сильнейшее воздействие на туркмен. В их внешнем облике почти исчезли монголоидные черты, присущие древним тюркам. Иначе говоря, туркмены антропологически, то есть по расе, стали европеоидами. Культура туркмен обогатилась достижениями местных оседлых народов: земледелие, строительство постоянных жилищ были новым делом для кочевников-скотоводов. Ряд туркменских племен перешел к полной или частичной оседлости (полуоседлости).

Сильнее, чем у других тюрков Средней Азии, распространился у туркмен и ислам, который уже сравнительно давно — со времени арабского завоевания — исповедовали местные оседлые жители. Под влиянием ислама в туркменский язык проникли и арабские слова.

К концу XI в. туркменские и огузские племена вплотную приблизились к Малой Азии. Они словно заняли исходные позиции, чтобы под предводительством вождей из рода Сельджуков пуститься в дальнейший путь на запад, в ту страну, которая позже получит название Турция.

  • древние тюрки исторический труд

древние тюрки исторический труд

Откуда пошли тюрки?

Гунны под предводительство Атиллы вторгаются в Италию . Vвек н .э.

Вопрос не простой. Похоже, что тюрки считают себя народом, потерявшим свои корни.

Древние тюрки исторический труд.

Ататюрк (отец тюрков), первый президент Турции, собрал представительную научную комиссию и поставил перед ней задачу: найти происхождение тюрков. Комиссия долго и упорно работала, обнаружила огромное количество фактов из истории тюрков, но ясности в вопросе так и не наступило.

Большой вклад в изучение истории тюрков внес наш соотечественник Л. Н. Гумилев. Целый ряд его серьезных трудов (“Древние тюрки”, “Тысячелетие вокруг Каспия”) посвящен именно тюркоязычным народам. Можно даже утверждать, что его труды заложили фундамент научной этнологии.

Однако уважаемый ученый делает одну совершенно трагичную ошибку. Он демонстративно отказывается анализировать этнонимы и вообще, утверждает, что на формирование этноса язык не имеет никакого влияния. Это более чем странное утверждение делает ученого совершенно беспомощным в самых простейших ситуациях. Покажем это на примере.

Рассказывая о кимаках. древней тюркской народности, образовавшей на грани первого и второго тысячелетий где-то в районе современного Казахстана сильное государство, просуществовавшее около трехсот лет, он не может не высказать удивления по поводу его внезапного и полного исчезновения. В поисках исчезнувшего этноса ученый документально обыскал все окрестности. Следов его не оказалось и в шегере казахских племен.

Возможно, предполагает ученый, кимаки ассимилировались с завоевавшими их народами или рассеялись по степи. Нет, этноним мы исследовать не будем. Это все равно ничего не даст, – утверждает Лев Николаевич. А напрасно.

Кимаки – это чуть-чуть искаженное русское слово хомяки. Если читать это слово в обратную сторону, получится арабское قماحкамма :х “пшеничник”. Связь понятная и не требует пояснений. Теперь сравним ходячее выражение “Ташкент – город хлебный”. И тушканчиков не мы с вами придумали. Что касается названия города Ташкента, то оно состоит из части кент "город" и арабского корня, который мы можем наблюдать в слове عطشجيъаташджи "истопник". Не затопишь печь, не выпечешь хлеба. Некоторые переводят название города как "каменный город". Но если он хлебный город, надо переводить его название как город истопников, пекарей.

В очертаниях границ современного Узбекистана мы без труда увидим любителя пшеницы.

Вот его фотография и рисунок в жизни

Комментариев пока нет!

Предисловие.

С интересом и пристальным вниманием наблюдаю последние несколько лет за исследованием этногенеза алтайских тюрков, которое проводит В.К. Шатобалов. Неискушенного читателя может удивить то обстоятельство, что вдруг не профессиональный историк, не тюрколог взялся разрабатывать столь большую тему, хорошо распаханную, но все еще не вполне возделанную целину … . Автор очерка не историк, а врач по образованию и призванию. Трудится и живет много лет в г. Новокузнецке, известном всем окрестным коренным народам как Аба-Тура, т.е. город на реке Аба.

Основавшие острог казаки из Том-Туры(Томска) пришли не на пустующую землю, а давно обжитую абинцами(абаларами), которые славились кузнечным мастерством. Вполне закономерным было и название острога — Кузнецкий, так как он был заложен на земле металлургов и кузнецов. Но абинцы(абалары) были не только металлургами. Известно, что воины из племени Аба под командованием хана Далобяня (внука Бумын — кагана) принимали активное участие в боевых действиях в период Великого Тюркского каганата.

Да, не боги горшки обжигают и в науку, и к творчеству люди приходят разными путями и при разных обстоятельствах. В силу даровитости, способностям и талантам своим и благодаря прилежанию и усердию, усидчивости, системным навыкам, которые приобретались, не в последнюю очередь, в рамках прежней профессии. Так что сфера медицины, врачебное дело как раз и располагают к такого рода деятельности.

Автор внимательно изучил труды своих предшественников, посвященных теме происхождения древних алтайских тюрков — создателей Великого Тюркского каганата на просторах Великой степи.

Новизна данного труда заключается в том, что автор вводит новые данные на основе собственно алтайской топонимии и воссоздает, реконструирует время появления алтайских родов, племен, которые составляли основу, организационное ядро в каганате.

Нужно отметить, что за последние десятилетия в трудах солидных авторов тюрки периода каганата почти перестали упоминаться именно как алтайские тюрки, а превращались в некоих абстрактных древних тюрков без чёткого этнического опознавания. Несомненным лукавством с их стороны было и нежелание замечать настоящих, живых и здравствующих в самом Алтае и его окрестностях потомков древних тукю и теле в лице тёёлёсов, тардушей(тодошей), куманов(куманлу), тонгов, мундусов, кыпчаков, абаларов и других родов — племен.

Кем же по происхождению и изначальному местожительству могли быть тюрки как не уроженцами Алтая — Хангая. Уводить их далее на юго-восток в Восточную Монголию или Южную Маньчжурию вопреки всем письменным историческим данным являлось явной натяжкой.

Поэтому автор исторического очерка на конкретных примерах и даже корректировкой династийных таблиц ставит вещи на свои места. И в этом не просто смелость утверждений, но и новаторский подход в исправлении и пересмотре устаревших концепций происхождения и последующего этногенеза изначальных тюрков. Тех тюрков, которые первыми назвали себя тюрками, а никак иначе, в окружении многих сильных соседей — сородичей.

… У подножия горы Солу на берегу реки Лебедь, месяц Малрй Жары, 2018 год хр. эры.

Б.Я. Бедюров, народный писатель Алтая, востоковед — алтаист, академик
российской Словесности, сопредседатель Союза писателей России.

Тюркские … роды могли входить в различные
союзы,  целиком  и  частями,  но  должны  были
верно  сохранять  свои  исконные  имена.
Н.А. Аристов

Тюрки "за славу считают умереть
на войне, за стыд – кончить жизнь
от болезни".
Н.Я. Бичурин (о. Иакинф )

Введение

Великий Тюркский каганат. Кто его создатели? Вопрос остается открытым. Основной материал по этногенезу древних тюрок–китайские исторические хроники. Со второй половины 19 века и до 1958 г. российские, советские историки придерживались «алтайской версии» создания Тюркского каганата, согласно которой первоначальное объединение и усиление алтайских племен связывалось с представителями из кумандинского рода со (солу), выходцами из «владения Со», располагавшегося на территории Северного Алтая. Данное мнение основывалось на материале китайских исторических хроник в переводе Н.Я. Бичурина и их блестящей интерпретации Н.А. Аристовым.

В 1958 г. вышел перевод тех же исторических хроник в изложении китайского филолога Лю Мао цзая под названием «Тюрки и Китай», в котором, по мнению автора, создание Тюркского каганата связывалось с сяньбийским родом со (солу) из «одноименного владения Со» на территории Восточной Монголии. После публикации книги часть известных отечественных историков стала разделять и обосновывать точку зрения Лю Мао цзая. В очерке будет представлен перевод Н.Я. Бичурина, а также работы Н.А. Аристова, С.В. Киселева, А.Н. Бернштама, Р. Гроссе, сторонников алтайского происхождения каганата, а также работы Л.Н. Гумилева, С.Г. Кляшторного, Л.П. Потапова, сторонников Лю Мао цзая, т.е. сяньбинского происхождения каганата.

Чтобы определиться в правильности той или иной гипотезы по этногенезу древних тюрок, необходимо было выяснить родовой состав Тюркского каганата. Для этого автором очерка на основании литературного материала было уточнено значение смысла слов толис и тардуш. Удалось выяснить, что обозначают они, прежде всего, названия родов и в меньшей степени их преимущественное географическое расположение. В этой связи была уточнена и дополнена ономастическая таблица Л.Н. Гумилева, что позволило наглядно показать, к каким родам относились ханы, шады, тегины каганата.

Оказалось, что восточное крыло каганата управлялось ханами рода тёёлёс (толис), выходцами из Восточного Алтая. Западное крыло каганата управлялось ханами двух родов: тардуш (тодош) из Центрального Алтая и кумандинского рода тон (тонг) из Северного Алтая.

Удалось также выяснить, что представители рода ашины в создании как Первого, так и Второго Тюркского каганата участия не принимали. Двенадцать представителей рода ашины (из 69 ханов Тюркского каганата) упомянуты в исторических хрониках в период вассалитета – время подчинения древних тюрок китайцам. В подавляющем большинстве случаев представители данного рода усердно служили китайцам, а не Тюркскому каганату.

В очерке представлены этно, топо и гидронимы, подтверждающие существование «владения Со» на Северном Алтае, которые ранее никем небыли описаны. Это – гора Солу (со второй половины 20 века гора называется Солог или Салопский кряж) близ Турочака и речка Солу, на территории бывшей Солунской волости.

Древние тюрки исторический труд. Древние тюрки исторический труд

Название самого древнего кумандинского рода со (солу) связано с названием их священной родовой горы Солу. Название рода тон (тонг) произошло от гидронима – названия речки Тондош (Тондошка), впадающей в Бию (в 10 км вверх по ее течению от Турочака). В 70км от горы Солу, вниз по течению Бии, находится село Солтон, расположенное в Солтонском районе. Этимология слова связана с соединением названий двух кумандинских родов – со (солу) и тон (тонг).

Подобные этно, топо, гидронимы на территории Монголии никем не описаны потому, что их там, надо полагать, никогда и не было.

Автором очерка представлена реконструкция событий на Алтае, определено время рождения вождей, шадов, ябгу в дотюркский и ранний тюркский периоды, что позволило уточнить время возникновения «владения Со», а также родов и племен.

Представленный в очерке материал подтверждает правоту гипотезы Н.А. Аристова и ошибочность версии Лю Мао цзая.

В трех достаточно обширных примечаниях дается информация по трем историческим периодам: скифскому, предтюркскому на Северном Алтае (глава первая) и кумано-кипчакскому (глава четвертая), что позволяет лучше исследовать этногенез древних тюрок.

Основной принцип, которым руководствовался автор очерка в выборе и подаче материала, – это знакомство читателя с основными работами по ранней истории древних тюрок без их сокращения, чтобы исключить их искажение. Авторский комментарий выделен курсивом и жирным шрифтом. При необходимости авторский комментарий заключен в кавычки с сокращенным обозначением (–а.к.).

Дальше

Где начинается история тюрков?

Выше говорилось, что уйгурская конфедерация племен состояла из господствующего, вернее, руководящего племени токуз-огузов, в которое были инкорпорированы басмалы и восточные карлуки, шесть телеских племен (бугухунь, байырку, тонгра, сыге и киби), считавшихся юридически равноправными, а также нескольких покоренных племен, о которых речь впереди. Покоренные племена облагались данью в пользу ханской фамилии Яглакар, происходившей из племени токуз-огузов. Это племя находилось в привилегированном положении не только по сравнению с союзными племенами, но даже относительно басмалов и карлуков, которые «в сражениях всегда шли впереди» , потому что их меньше жалели и берегли.

Самый важный вопрос – взаимоотношения уйгуров с племенами, не входившими в конфедерацию, – проясняется лишь благодаря тибетскому географическому документу VIII в., уже неоднократно цитированному нами .

Согласно этому памятнику, кидани, жившие по берегам Нонни (северо-восточнее Уйгурии), сохраняли известную самостоятельность. Их вожди начали титуловаться хаганами и иногда ссорились с уйгурами, но чаще держались союза с ними из-за застарелой вражды к китайцам. Также вели себя татабы и кара-киби , т. е. та часть племени киби, которая не вошла в Уйгурскую конфедерацию. Севернее этих племен, на Амуре, жили татары, в те времена еще занимавшиеся преимущественно ловлей рыбы, а в Забайкалье – скотоводческое племя долемань (название, не поддающееся интерпретации ). На северной границе Уйгурии находилось Кыргызское ханство, платившее уйгурам дань соболями. Кыргызы, по-видимому после разгрома в 711 г., распались на несколько племен , что и облегчило уйгурам установление отношений с ними. Но кроме кыргызов в Южной Сибири обитало несколько крупных племен , которые находились в постоянной войне с уйгурами.

Война эта изнуряла Уйгурию и не позволяла уйгурским ханам сосредоточить внимание на других участках границы, где положение было столь же напряженным. О размерах угрозы со стороны Сибири дают представление фантастические рассказы о быконогих людоедах, живущих на севере, о бессмертном великане и о страшных зверях, нападающих на людей. Общий смысл этих рассказов только один: указать на опасность, грозящую с севера, и в этом уйгуры были недалеки от истины .

На Алтае и южнее его тибетский географ помещает два народа.

Один находится в стране столь закрытой, что карлуки не могут в нее проникнуть. Он подчинен вождю с титулом Ики иль кур эркин , т. е. вождь двух племенных объединений. Несомненно, это остатки тюрок, укрывшихся в горах Южного Алтая и учредивших там привычную для них систему «толис-тардуш», отражением которой стали кости толис и тодош, живших около Телецкого озера и в долине Чуй .

Второй народ – ибилькур, происходивший от тюрок Кюлюг-кюльчура , – это чумугунь, единственное из чуйских племен, сохранившее в середине VIII в. самостоятельность, несмотря на то, что оно находилось между карлуками и тюргешами .

Древние тюрки. Тюркский каганат

Владения этого племени располагались по западную сторону Тарбага-тая . В Джунгарии кроме хорошо известных басмалов и карлуков жили байырку – по-видимому, какая-то часть этого многочисленного племени, сражавшаяся в 747 г. против уйгуров на стороне басмалов и поселившаяся вместе со своими друзьями . Второе племя – ограк, жившее восточнее тюргешей, – одно из исконных племен Джунгарии, известное еще в I в. до н. э. под названием уге . Тюргеши, вернее, осколок этого народа, также были верными союзниками уйгуров, сохраняя накопившуюся вражду к арабам, господствовавшим в оазисах Средней Азии. Западнее располагались племена, враждебные уйгурам: печенеги и «черные всадники» , под которыми, думается, надо понимать «черных» тюргешей, точнее, тех тюргешей, которые не подчинились добровольно уйгурам.

Везде – на востоке, севере и западе – в VIII в. племена раскалывались, дробились и объединялись в новых комбинациях, потому что культура, вторгшаяся в степь через Иран, ставила новые задачи и выдвигала иной принцип для объединения людей. Этим принципом оказалось вероисповедание.