Пророк даниил в исламе

16.05.2018 0 Автор admin

СВЯТОЕ МЕСТО

Фото © Фергана.Ру

Среди ученых до сих пор нет единого мнения, когда именно и каким образом в Самарканде появился Мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом представителями трех мировых религий — ислама, иудаизма и христианства. Согласно Библии, в 605 году до нашей эры Даниил с соплеменниками был уведен из Израиля в плен царем Вавилона Навуходоносором, при дворе которого обрел славу за набожность, пророческий дар и способность творить чудеса. Легендарный пророк дожил до освобождения еврейских пленников персидским царем Киром, но из-за преклонного возраста уже не мог вернуться на родину, и был с почестями похоронен в городе Сузы, вблизи нынешнего Мосула в Ираке.

Легенда гласит, что во время похода в Месопотамию и Малую Азию в 1397-1404 Амир Темур, вопреки обыкновению выдающегося полководца, не смог взять Сузы штурмом. От богословов завоеватель узнал, что город защищают мощи пророка. Тогда Темур будто бы договорился с осажденными, что не будет подвергать их имущество разорению, казнить непокорных и уводить пленников в рабство, если ему позволят увезти в Самарканд часть священных мощей, а именно правую руку, чтобы она так же охраняла столицу его Империи от любых бед.

Но эта легенда противоречит исламской традиции, не одобряющей поклонения могилам святых, и тем более считающей недопустимым как-либо тревожить останки умерших людей. И хотя в истории эпохи Темура и Темуридов в общем-то было немало отступлений от этих строгих канонов, многим кажется более вероятным, что завоеватель Азии скорее привез в Самарканд горсть земли из Суз, а Мавзолей приказал воздвигнуть, в ряду прочих, построенных по его приказу, как памятник в честь успешной военной кампании.

Знаток истории Самарканда Артур Самари замечает, что в трудах биографов Темура нет никаких свидетельств об этом эпизоде. Также он обращает внимание на то, что персидский историк Истархи, побывавший в Мавароуннахре за четыре века до рождения Темура, свидетельствовал, что Мавзолей Даниила был в городе уже в то время.

Некоторым исследователям кажется куда более убедительной версия, что мощи Даниила могли быть привезены в Самарканд общиной иудеев еще во времена до ислама, и местные огнепоклонники, терпимо относившиеся к иноверцам, разрешили им возвести храм за стенами города.

Подтверждением тому, по мнению Самари, может быть то, что остатки материальной культуры в непосредственных окрестностях Мавзолея датируются археологами не менее чем VI веком до нашей эры, то есть тем самым временем, когда, по Библии, жил и умер пророк Даниил.

Мощи пророка могли привезти в Самарканд и христиане, поскольку известно, что при Византийском Императоре Зеноне какая-то часть праха Даниила была перемещена из Мосула в Константинополь, и с тех пор еще один мавзолей Даниила сохранился до наших дней в современном Стамбуле.

И, наконец, существует мнение, что в Мавзолее в действительности находятся остатки Даниёра — сподвижника Кусама ибн Абасса, двоюродного брата Пророка Мухаммада, который утверждал ислам в Самарканде, и чьему чудесному спасению от язычников в подземной пещере посвящен другой замечательный памятник — Мавзолей Шох-и-Зинда («Живой Царь»), расположенный неподалеку.

Так или иначе, но эта святыня существует очень давно и продолжает привлекать к себе массу паломников, а в наши дни и туристов. Находится мавзолей Даниила хоть и несколько в стороне от остальных исторических достопримечательностей Самарканда, зато в удивительном по красоте и уникальном по природным свойствам месте.

В 1996 году Мавзолей Даниила посетил Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, благословивший и освятивший «сии места», сказав, что определенно чувствует здесь присутствие святости.

Корреспонденты агентства «Фергана.Ру» решили пройти к святыне не по асфальтированной автомобильной дороге, по которой возят иностранных туристов и многочисленных именитых гостей, а через пустынные холмы Афросиаба, поскольку именно этой тропой, согласно легенде, мог следовать из Месопотамии верблюд с мощами, на месте случайной остановки которого Темур повелел возвести Мавзолей.

От средневековой мечети Хазрат Хызр, возвышающейся над архитектурным ансамблем Шох-и-Зинда, тропа уползает еще выше над городом по совершенно дикой на вид и заросшей степными колючками местности. Местные здесь ходят редко, чтя покой предков. Ведь эти призрачные курганы на самом деле не что иное, как, стертые временем остатки исполинского городища. Анализ некоторых находок на Афросиабе свидетельствует, что развитая культура существовала здесь более чем 2700 лет назад, то есть в VII-VIII веках до Рождества Христова. Но, как и совсем недавно, строили здесь в основном из глины, поэтому стены и улицы уплотнились в холмы и овраги, над которыми земляной горой выступает лишь главная Цитадель, вся изрытая гротами и пещерами. С ее вершины — бывшей крепостной стены — весь Самарканд виден как на ладони, а выше только уже находящаяся за чертой города Чупан-Ата, по преданию некогда перелетевшая из Сирии, чтобы раздавить и погрести под собой целое полчище иноземных завоевателей.

Между холмами и глиняными башнями в середине лета порывы пустынного ветра гонят настоящие пыльные смерчи, попав под один из которых, путешественник сразу забудет, что он находится в паре километров от цивилизации и своей эпохи. Но неожиданно впереди возникает крутой обрыв, с отвесного края которого открывается вид на речную долину, заросшую свежей зеленью и покоящуюся в глубокой тени.

Даниил (пророк)

Это Сиабский район Самарканда, сохранивший не древнюю, но совершенно традиционную архитектуру глинобитных домов с внутренними дворами. Неширокая, но полноводная река называется Сиаб, от чего и берет название легендарное городище. Афросиаб — значит «рядом с Сиабом».

Левый берег плотно застроен и полон садов, а на правом узкая полоса под обрывом и рощица тополей, в кронах которой на небольшой земляной площадке скрывается Мавзолей Даниила, точнее — нынешнее его здание, последний раз перестроенное в начале XX века. Внутри невысокого сооружения стоит укрытый материей, десятиметровый «саркофаг» с мощами.

Говорят, после того как рука пророка Даниила была привезена из Мосула, она стала расти по нескольку сантиметров за год, отчего Мавзолей приходилось регулярно перестраивать на пожертвования паломников. Будто бы, администрация Самарканда времен Российской Империи однажды даже пригрозили служителям, что разнесет по камням всю постройку, если «чудо» не прекратится. С тех пор рост волшебной руки зафиксировался на 10 метрах, не прирастая, разумеется, в годы советской власти, и, увы, за 13 лет независимости Узбекистана. Хотя есть и версия, что сделать «саркофаг» столь большим повелел еще сам Темур, пожелав таким способом то ли возвеличить значение Мавзолея, то ли оберечь на будущее его содержимое от похитителей. Это еще одна тайна, связанная с местом, временем и персоной легенды.

И еще одна тайна, случайно открывшаяся корреспондентам «Фергана.Ру», до посещения этой святыни уже несколько «поднаторевшим» в наблюдениях за природными артефактами и уникальными уголками Центральной Азии, состоит в том, что пространство здесь на самом деле обладает неким исключительным свойством. Экстрасенсы сказали бы, что «присутствует мощный источник позитивной энергии». Проще же говоря, при спокойном сидении минут пятнадцать возле мощей, само собой, даже без молитв и праведных мыслей, возникает чувство необыкновенной легкости на душе, да и в теле тоже, словно мгновения невесомости и счастливого забытья.

Андрей Кудряшов, Валерия Саидова (Ташкент-Самарканд)

  • 2500 и еще 200 ступеней преодолевают паломники на пути к пещере Царя Давида в горах под Самаркандом, 26.07.2005

  • На юге Джизакской области Узбекистана сохранилась первозданная природа горных лесов, 11.07.2005

  • Народные мастера Самарканда возродили средневековую технологию изготовления бумаги из коры тутового дерева, 29.06.2005

  • Время уединения, молитв и раздумий. В Узбекистане началась чилля, 27.06.2005

  • В Джизакской области Узбекистана строится радиоастрономическая обсерватория международного значения, 17.06.2005

  • Из всех городов Узбекистана Нурата — самый экзотический, 03.06.2005

  • Взгляд современного путешественника на Фергану: чинары, бараны, Интернет…, 28.05.2004

  • Шахрисабз: один день на родине Темура, 22.01.2004

  • Самаркандская арт-галерея "Альфия" проводит выставку в Новосибирске, 21.07.2003

  • Древние пирамиды найдены в Узбекистане, 14.06.2002

  • арабское — др.- евр.

    Значение имени Даниль

    1. подарок Бога, близкий к Богу человек; 2. Бог мой судья.

    Нумерология имени

    Число Души: 1.
    Те, кому родители подарили имя с таким числом, всегда занимают активную жизненную позицию и всегда четко знают, чего хотят от жизни, к каким целям они движутся и чего хотят добиться. Они прекрасно ориентируются в очень сложных и даже экстремальных ситуациях, их практически невозможно смутить и застать в расплох резко изменившимися обстоятельствами или сложностями. Но долгосрочные проекты не являются их коньком – они быстро теряют интерес к делу и пускают все на самотек, что автоматически вычеркивает их из числа деловых людей. Конек «единиц» — исполнение делегированных заданий, причем, чем сложнее задача, тем более велика вероятность, что именно эти люди решат ее быстрее и лучше всех. Мужчины и женщины «единицы» смелы и уверенны в себе и своих силах, умеют заработать деньги, но и легко их тратят. Склонны к принятию необдуманных и импульсивных решений. Обычно являются надежными друзьями и душой компании.

    Независимые, с неутолимой жаждой стать лидером в своей сфере деятельности. Стремятся полностью контролировать свою судьбу.

    Число Судьбы: 4.

    У обладателей этого числа большой управленческий потенциал.

    Пророк Даниэль

    Они способны брать на себя большую ответственность. Их семейная жизнь может быть не такой гладкой, как хотелось бы, из за этого они могут быть беспокойными и нетерпеливыми.

    Число Личности: 3.

    Представители этого числа обычно очень привлекательны, прекрасно разбираются в одежде и аксессуарах. Они обладают талантом находить новые возможности во всем. Весьма творческие личности, иногда слишком увлеченные, этот аспект их личности им необходимо держать под контролем.

    Знаки

    Планета: Солнце.
    Стихия: Огонь, тепло.
    Зодиак: Лев.
    Цвет: Золотой, ярко красный, желтый.
    День: Воскресенье.
    Минерал: Алмаз, гелиотроп, карбункул, хризолит.
    Металл: Золото.
    Растения: Гелиотроп, имбирь, кедр, лавр, лимон, омела, пион, дикая роза, олива, миндаль, дуб.
    Звери: Орел, сокол, скарабей, лев.

    Считается, что буквы, из которых состоит имя ребенка, обладают определенным смыслом.

    Имя Даниль интерпретируется как:

    Д — размышление, обдумывание перед началом дела, ориентация на семью, готовность помочь, иногда капризность. Часто — способности экстрасенса.
    А — символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта
    Н — знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критический ум, интерес к здоровью. Усердный работник, но не переносит «мартышкиного труда».
    И — тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
    Л — тонкое восприятие красоты, артистические (художественные) таланты, стремление поделиться знаниями и ощущениями с партнером. Предупреждение своему владельцу не тратить жизнь впустую, найти свое истинное назначение.
    Ь — способность классифицировать, разделять, раскладывать по полочкам.

    Между холмами городища Афросиаб в современном Самарканде, на берегу у небольшого притока Зерафшана — Сиёбча, есть удивительное место, благословенность которого ощущается почти физически, а царящий покой, казалось, оберегают даже птицы.

    Хранители Мавзолея и местные жители расскажут Вам о том, что здесь захоронены мощи Даниила — ветхозаветного библейского пророка. Другие скажут, что здесь лежит Даниял — сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса. Третьи предложат версию о том, что Даниёр — местный святой, заслуживший себе особое уважение среди горожан, но и те, и другие, и третьи сходятся в одном — здесь лежит святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.

    Патриарх Алексий II, посетивший Самарканд в 1996 году во время празднования 125-летия Ташкентской Православной Епархии, отметил необычность этого места и даже позволил себе задержаться в нём больше времени, отведённого на Мавзолей Святого Даниила по протоколу. "Очень благостное место" повторял православный владыка, отмеривая шагами древнюю святыню.

    Считается, что дух захороненного здесь Святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Самаркандцы и не только — множество приезжающих сюда людей верят, что молебен у Мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесёт удачу.

    Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия Мавзолея. Сладковатая минерализованная вода не только вкусна, но и полезна. Ею напиваются, умываются и забирают с собой в пластиковых бутылках — добавлять в питьё, воду для купания и стирки. Исторически воспитанные в духе толерантности и практичные самаркандцы отдают дань уважения всем своим святыням и пользуются их благами.

    Меж тем, историки, исследователи и туристы вспоминают о том, что в мире существует несколько Мавзолее Святого Даниила, претендующих на официальность (в Израиле, в Иране, в Ираке, в Турции) и вновь задаются вопросом — так кто же захоронен в самаркандском мавзолее?

    Версия Первая — Мощи Святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Тимуром

    Легенда гласит, что на рубеже XIV и XV столетий, Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, в ходе которой был осаждён один из маленьких городов в Иране — Сузы. Город, однако, не сдавался. Это было невероятно — профессиональная армия великого полководца пыталась, но не могла сломить сопротивление небольшого городка. Анализируя ситуацию, Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниэля, ветхозаветного еврейского пророка.

    Тимур объявил о прекращении осады, продолжает легенда, и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению Святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил властей предать их земле (как того требуют религии Единого Бога), а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы Святого.

    Согласно другой легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и знак был понят.

    Пророк Даниил – пророк толкователь и пророк предсказатель

    Здесь прах Святого был предан земле, а на его месте воздвигнут Мавзолей.

    Иногда можно услышать версию, что под прахом должна пониматься часть мощей Святого, что вряд ли… Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших и требует их немедленного захоронения. Прекрасно об этом зная, Тимур мог выслать в Самарканд землю (тоже именуемую "прахом") с захоронения Святого.

    Именно этим обстоятельством может объясняться длина надгробия (она составляет более 10 метров) — логика строивших Мавзолей могла опираться на то, что прах из Суз, смешанный с самаркандской землёй, уже не сможет быть изъят или украден.

    Однако, ряд византийских источников утверждает, что на момент похода Тимура в Малую Азию, мощи Святого Даниила уже были вывезены в Константинополь (хотя Мавзолей в Сузах остался). Историки также констатируют, что исследованные источники пока не смогли дать однозначную ссылку на события, описанные в этой легенде.

    Есть также версия, что прах с могилы Святого Даниила привезли в Самарканд ещё в V-VI вв. переселенцы из Мосула (современного Ирака), где находится одно из официальных мест захоронения пророка Даниила. Теоретически, они могли это сделать, но снова — этому нет подтверждений в известных исторических источниках.

    Версия Вторая — библейский Пророк Даниил… жил и умер в Самарканде

    Приверженцы этой версии отмечают, что пророк Даниил, переживший всех вавилонских царей, мог служить у персов, которые освободили иудеев из вавилонского плена. Версия гласит, что Великий Дарий мог пойти на исключение и назначить Даниила своим сатрапом в Согдиане, столицей которой был Самарканд. Однако, данная версия также не подкреплена историческими источниками.

    Версия Третья — в Мавзолее лежат останки пророка Табба

    Эта версия упоминается в "Кандии Малой" (литературно-историческом произведении XVII века), которое ссылается на слова самаркандского шейха Ходжи Абду-Даруна о том, что "… пророк Божий перешел реку Джейхун (Амударья) и достиг Самарканда. Он был искусный гадальщик. Население города оказывало ему уважение. Он поселился здесь и умер в Самарканде. По-арабски его называли Табба наби (пророк Табба). Пророк сказал: "Я Мухаммад, сын Абдуллы, совершенство познания мира сокровенного обрел у его могилы". И каждый, кто желает сделаться одаренным откровением, тому следует каждую пятницу, после пятничного намаза прислуживать на мазаре того пророка…"

    Интересно, что Ходжи Абду-Дарун проживал в Самарканде в IX веке. Если цитирующие его не ошибаются, то Мавзолей Святого появился на берегу самаркандской речушки за 4-5 веков до Тимура.

    Версия Четвёртая — в Мавзолее лежат останки Даниёла, сподвижника Кусама ибн Аббаса

    О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении "Самария" (конец XIX века). Он пишет, что многие путают Даниила с арабским праведником Ходжа Даниёлом, прибывшим в Самарканд для распространения ислама вместе с самим Кусам ибн Аббасом, двоюродным братом пророка Мухаммеда. Согласно этой версии, Ходжа Даниёл пользовался особым уважением у самаркандцев.

    Эти и другие версии отрабатываются историками и археологами и, возможно, вскоре мир познает историю загадочного Мавзолея. Но пока самаркандская земля хранит свои тайны, у Мавзолея звучат мусульманские, иудейские и христианские молитвы людей, прибывших в Самарканд наполнить свои сердца и души светом святости.

    См. также:

    Раздел Достопримечательности ::: Мавзолей Пророка Даниила

    Раздел Достопримечательности ::: Краткое Жизнеописание Пророка Даниила

    Статью"Мавзолей пророка Даниила — тайна в истории Самарканда"

    Раздел Новости Региона ::: В Самарканде написана книга о библейском пророке Данииле

    Назад к Легендам?

    Интернет-Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Легенды и Тайны"

    А. И. Покровский *

    Пророк Даниил

    Даниил пророк — последний из четырех великих еврейских пророков, живший в эпоху вавилонского плена, происходил из колена Иудина (Дан. I, 6) и был знатной фамилии (5 ст.), состоял даже, если верить И. Флавию, в родстве с царским домом (Древн. 10, 10, 1). После одного из нашествий на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, бывшего в третий год правления Иоакима, царя иудейского, т. е. около 605—607 г. до P. X:, Даниил, в числе прочих заложников, был отведен в вавилонский плен (I, 1 — 3). Там он, в качестве юноши знатного рода, был взят к царскому дворцу и получил блестящее воспитание в духе тогдашней вавилонской мудрости, не забыл в то же время и своих отеческих преданий. Вместе с Даниилом ту же школу прошли и три его друга, причем все они получили и новые халдейские имена; в частности Дан. был переименован, в Валтасара (6—7 ст.). Все эти подробности первого, раннего периода жизни пророка Даниила подтверждаются, так или иначе, и свидетельством вавилонских памятников. Из них мы, прежде всего, узнаем, что обычай брать ко двору мальчиков из высших аристократических семей покоренных народов и воспитывать их в халдейско-национальном духе был в широком употреблении у дальновидных вавилонских правителей. Аналогичный этому пример имеем мы в одной из надписей Сеннахирима, где говорится о том, как ниневийский царь Саргон взял в свой дворец одного юного халдеянина, дал ему блестящее воспитание и впоследствии сделал даже наместником Вавилона. Что, вообще, вавилонские дворцы, начиная с эпохи Саргонидов (с VII в. до P. X.), служили центрами всей тогдашней образованности, за это говорят современные раскопки их, вскрывшие целый, доселе неведомый мир ученой и учебной литературы той эпохи.

    Самое указание Библии на характер школьного обучения в Вавилоне точно также как нельзя лучше выражает сущность халдейской науки, которая состояла, именно, из знакомства с древним суммерийско-аккадийским наречием, на котором были написаны священные гимны ассиро-вавилонян («книги»), и из изучения живого, разговорного языка страны (язык халдейский). Обычай давать иностранцам в случае их возвышения, новые имена настолько хорошо известен нам, как из Библии, так и из свидетельств монументов, что нет надобности это и доказывать: довольно указать только хотя бы на подобный же пример из истории Иосифа (Быт. 41, 45).

    Второй период жизни пророка Дан. был временем его постепенного возвышения до роли одного из первых по влиянию царедворцев. Впервые Дан. особенно сильно выдвинулся после того, как напомнил Навуходоносору виденный, но забытый им и сильно его мучивший сон, — а также и дал его истолкование, история чего подробно излагается во второй главе его книги. Различные частности этого повествования точно также подтверждаются свидетельствами клинообразных памятников.

    О том, как сильна была вера в сновидения у всей восточной древности, нечего и говорить, так как этот факт общеизвестный. В своих снах древние думали читать волю богов и потому истолкование их естественно перешло в руки жрецов. Библия разделяет этих жрецов на несколько классов, соответственно их специальности: «хартумим», «хакамим», «асафим», «касдим» и «гацрим». Такое деление вполне оправдывается и клинообразной литературой. В магических книгах Ассурбанипаловой библиотеки именем kasdim называются астрономы, а gazrim  — предсказатели; hartumim и hakamim — были врачи, a asafim — теософы.

    Из числа всех мудрецов священный текст называет одного по имени — Ариоха, выделяя его в качестве «архимагира»; т. е. начальника магов. В евр. подлиннике эта должность обозначена термином —  rab-tab-bahayya, что В буквальном переводе значит: «начальник распростертым»». В клинообразных текстах мы не находим еще подобного термина, но встречаемся с его синонимом — rab-daiki что значит «начальник мертвых». Что же касается самого имени этого начальника — Ариох, то оно употребляется довольно, нередко в клинописных документах.

    Дальнейшим эпизодом из жизни пророка Даниила, отмеченным в его книге, является отказ Дан. и трех его друзей поклоняться статуе, со всеми его последствиями: ввержением в огненную пещь и чудесным спасением в ней (IV гл.). Рассказ об этом, несмотря на его очевидную чудесность, полон исторической правды в изображении различных деталей. Основываясь отчасти на раскопках, а еще больше на описаниях клинообразных текстов, мы знаем, что колоссальные статуи, подобные изображаемой в данной книге, несомненно существовали у вавилонян; таковы, между прочим, были три статуи, описанные Диодором Сицилийским: они заключали в себе массу золота в 5,850 талантов, весили 143,559 килограммов и стоили 430,677 франков. В Британском музее в настоящее время можно видеть поразительные по своим размерам обломки подобных статуй и по ним судить о колоссальной величине целого. Недаром такой авторитетный ориенталист, как Ленорман, заметил о статуе Навуходоносора, что библейское описание ее весьма достоверно, так как оно носит печать своего времени.

    Укоренившееся у нас мнение, что поставленная Навуходоносором статуя была его собственным изображением, составляет плод недоразумения: но крайней мере сама Библия хотя и не называет определенно этой статуи, но достаточно ясно разграничивает царя от воздвигнутой им статуи. Ученые же думают, что это была статуя Бел-Меродаха, патрона царя Навуходоносора.

    В клинообразной литературе можно видеть указание и на то самое «поле Деир», где, по замечанию Библии, была воздвигнута эта статуя.

    Мавзолей Ходжи Данияра

    В них оно называется равниной «Dura» и указывается по соседству с современными развалинами Вавилона; существующий в настоящее время здесь маленький городок и доселе носит древнее название своей долины.

    Поклонение новопоставленной статуе сопровождалось, по Библии, торжественной музыкой на различных инструментах. Черта чисто вавилонская и, именно, этой эпохи. На многих ассиро-вавилонских барельефах из эпохи Ассурбанипала, Сеннахериба и Ассаргадона мы можем видеть изображения подобных музыкантов и всех тех музыкальных инструментов, которые перечисляются в Библии (3, 5). Вообще, опираясь на исследования Ленормана, мы должны сказать, что инструментальная музыка, едва известная при первых ассирийских царях, становится, начиная с VII в. до P. X., главным элементом всех религиозных празднеств в Ассирии и Вавилоне. Точно также вполне отвечают современной им действительности и все те классы должностных лиц, которые были назначены состоять при этой религиозно-патриотической церемонии, как это обстоятельно доказал напр. Pusey в своем ученом комментарии на книгу пророка Даниила и не раз уже упомянутый Ленорман в его специальной монографий.

    Что касается того жестокого наказания, которому подвергли Дан. и трех его друзей за преслушание царского повеления, то и оно было совершенно в духе страны и эпохи; для этой цели, по свидетельству известного исследователя вавилонской древности — г. Смита, пользовались огромными плавильными печами, допускавшими возможность самой высокой температуры 4). Но Бог чудесно сохранил Дан. и трех отроков невредимыми; и это так сильно поразило Навуходоносора, что он прославил их Бога, а самих отроков назначил на высокие должности (3, 96—97).

    Из событий последующей жизни Дан. обращают на себя внимание еще два, отчасти напоминающие собою два вышеуказанных. Это, во-первых, новое истолкование Дан. сна Навуходоносору, отличающееся от раннего тем, что здесь дано было лишь одно истолкование сна, без его напоминания. На основании последнего сна, Дан. предсказал Навуходоносору страшную болезнь, которая, по повествованию Библии, вскоре его действительно и посетила. В открытых доселе клинописных документах мы не встречаем ясных указаний на ужасную болезнь, постигшую Навуходоносора («ликантропию» на современном медицинском языке); но некоторую глухую ссылку на нее, по-видимому, имеем, — это, именно, в тех вавилонских документах, где преемником Навуходоносора называется Нериглиссор, опущенный в официальных списках ассиро-вавилонских царей. Отыскивая причины такого загадочного пропуска, ученые и полагают, что Нериглиссор был не самостоятельным царем, а лишь временным правителем, именно в течение болезни Навуходоносора.

    Более ясное указание на последнюю сохранилось у Абидена, который упоминает о том, как Навуходоносор во время одной из своих прогулок, упал с высоты и сделался болен.

    Другим эпизодом жизни пророка Даниила, несколько аналогичным с ввержением в огненную печь, было заключение его в львиный ров, по наветам его врагов случившееся в царствование Дария Мидянина (Дан. 6). Все детали этого библейского рассказа стоят в согласии со свидетельствами монументов. Достоверно известно, прежде всего, что такой способ казни, как бросание зверям, действительно, практиковался у вавилонян. На одном из охотничьих барельефов эпохи Ассурбанипала мы имеем даже рисунок подобного львиного загона: он представляет из себя довольно вместительную клетку, на верху которой стоит человек и приподнимает дверцу, а из самой клетки наполовину высунулся уже лев, по-видимому, устремляющийся на несчастную жертву.

    Пророк Дан. и на этот раз, как и прежде, был чудесно спасен среди опасности, чем прославил не только Бога но и возвысил себя (23—27). С тех пор положение Дан. окончательно упрочилось и он оставался влиятельным сановником не только при дворе самого Дария, но также и преемника его Кира. Когда Кир, вероятно, не без влияния Дан., возвратил иудеев из плена, то пророк Даниил уже не пошел на родину, отчасти, быть может, по преклонности своих лет, а главное — наверное, потому, что он был еще нужен здесь для тех из числа своих соотечественников, которые, подобно ему, должны были остаться на реках Вавилона.

    Пророк Дан. жил очень долго и действовал при целом ряде вавилонских царей: при Навуходоносоре, Валтасаре, Дарии Мидянине и Кире. При них он изрек несколько замечательных пророчеств, относящихся к будущей судьбе языческих царств, а также и к истории мессианского царства («Седьмины Даниловы»).

    Пр. Даниил скончался в глубокой старости (свыше 90 лет), в начале полновластного правления Кира, после завоевания им Вавилона (Решение хронологич. затруднений см. в статье «Дарий Мидянин»). О смерти и погребении пр. Дан. сложилось несколько легенд: Вавилон, Экбатана и Сузы оспариваюсь друг у друга место его погребения, каждый указывая гробницу пророка, служащую предметом благоговейного почитания не только у иудейских, но и у мусульманских поклонников.

    Делая общее заключение о личности пророка Даниила и его миссии, мы должны сказать, что это была одна из самых крупных ветхозаветных личностей последнего периода. По тому значению, какое имел Дан. в вавилонском плену для своих соотечественников, его справедливо сравниваюсь с Иосифом, а по его миссионерской роли в центре тогдашнего языческого мира его не без основания сближают с новозаветным апостолом языков.

    Литература: Knabenbauer «Commentarius in Danielem prophetam». Paris, 1890. Pusey,» Daniel the Prophet». New-York 1886. A. Kamphausen «Das Buch Daniel und die neuste Geschichtsforschung». Leipzig 1892. Vigouroux «La Bible el les decouvertes modernes» t. IV. Lenormant «La divination chez les Chaldeens». Paris, 1875. Hunter «Тhe story of  Daniel. His Life and Times». Edinburg 1885».

    * Покровский Александр Иванович,
    магистр богословия, преподаватель
    Московской духовной семинарии.

    Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, столб. 896. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г.

    :mobiepubfb2pdfОригинал: djvu

    С. Песоцкий
    Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность

    Часть первая (вводная). Личность св. пророка Даниила и характер его богодухновенной книги Глава первая. Историческое существование пророка Даниила, и именно в эпоху вавилонского плена (разбор отрицательных взглядов и положительное обоснование этой истины) Глава вторая. Исторический характер книги Данииловой, как источника для жизнеописания сего пророка Часть вторая. Исторические условия, при которых проходила деятельность св. пророка Даниила Часть третья. Жизнь и деятельность св. пророка Даниила в плену вавилонском Глава первая. Пророк Даниил при Навуходоносоре Глава вторая. Пророк Даниил при преемниках Навуходоносора до падения вавилонской монархии Глава третья. Пророк Даниил при царях мидо-персидской династии

    «Во время плена вавилонского, как оригинально выразился один библиолог, народ иудейский совершенно не имел своей истории: на время она окончательно прервалась»1. Действительно, живя в Вавилоне, в плену, народ богоизбранный остается как-то в тени и ничем не заявляет своего политического существования. И если бы не было св. Даниила, великого пророка вавилонского плена, тогда и непродолжительное сравнительно по числу лет, но богатое по внутреннему содержанию своему время этого плена было бы для нас довольно бесцветным и неопределенным2. И те западные, протестантские экзегеты-историки, которые, как увидим впереди, совершенно отрицают историческое существование св. пророка Даниила или переносят этого праведника в другую эпоху библейской истории, раннейшую или позднейшую вавилонского плена, как-то слишком бледно отзываются и вообще о времени этого плена, – всю историю которого даже в самых обширных и обстоятельных руководствах своих помещают на 2–3 страницах. Между тем плен вавилонский по существу имеет весьма важное значение в исторической жизни иудейского народа: это – эпоха его перерождения, наказание за прошлое, но вместе и возрождение для будущего. История пророка Даниила особенно рельефно выдвигает на вид внешнюю по преимуществу сторону вавилонского плена: она значительно окрашивает её и придает ей гораздо больший интерес и значение. Излишне, поэтому, и прибавлять, насколько важна и интересна для богослова-библеиста история жизни и деятельности св. пророка Даниила: светлая личность его настолько заметно выделяется в виду истории богоизбранного народа, что привлекает к себе особенное внимание.
    Библейско-исторический очерк жизни и деятельности этого великого пророка в связи с тою историческою и бытовою обстановкой, какою окружена была высокая личность его, – вот что составляет задачу нашего исследования. Приступая к решению этой положительной намеченной нами задачи, мы встречаемся с существующими в западной литературе и науке гипотезами, или совершенно отрицающими историческое существование св. пророка Даниила, или относящими жизнь и деятельность его не к периоду плена вавилонского, а к иному времени – более раннему или позднему, – а равно и со столь же своеобразными взглядами на подлинность и историческую достоверность богодухновенной книги Данииловой. Вот почему мы сочли необходимым, в качестве пробного камня нашей работы, первую (вводную) часть исследования посвятить (разбору отрицательных теорий касательно исторического существованияи времени жизни св. пророка, а равно и защите, против возражений, подлинности и достоверности книги его, – с целью расчистить почву для себя, обосновать с возможною обстоятельностью, что пророк Даниил жил в то именно время, в тех исторических условиях и в той бытовой обстановке, в каких он является в известной с его именем богодухновенной книге. Затем, во второй части настоящего сочинения, мы скажем об исторических условиях, среди которых проходила деятельность пророка: коснемся в общих чертах истории иудейского царства за последние годы его существования, преимущественно, конечно, тех царствований и периодов, на которые падают важнейшие моменты жизни пророка – его рождение и воспитание, и отведение в плен вавилонский; а далее рассмотрим обстоятельства жизни иудеев в Вавилоне. Третья глава нашего исследования посвящена будет историческому очерку жизни и деятельности св.

    История о захоронении пророка Данияла сподвижниками

    пророка Даниила; разделение её на три главы обусловливается тремя периодами в жизни самого пророка в Вавилоне: возвышением его на поприще административной государственной службы при Навуходоносоре, сравнительным понижением и удалением его от двора при преемниках этого государя и, наконец, вторичным возвышением и авторитетным влиянием его при дворе мидо-персидских государей. Параллельно с историей жизни и деятельности пророка Даниила мы по необходимости затронем внутреннюю жизнь ассиро-вавилонского и мидо-персидского народов и даже некоторые факты из внешней истории их, – но, конечно, в такой только мере, в какой это нужно для прояснения или обрисовки тех или иных обстоятельств из жизни св. пророка: организация различных классов вавилонского населения, безумие Навуходоносора, история преемников его на вавилонском престоле, падение самого Вавилона и т. п. – все это такие историко-бытовые явления, такие факты и исторические моменты, которые или служат подкладкой или значительно оттеняют те блестящие страницы из жизни пророка, о каких говорит нам его богодухновенная книга. Так как, притом, судьба св. Даниила (особенно в первую половину его жизни) тесно связана с судьбой трех друзей его, поставленных с ним в одни и те же бытовые условия в Вавилоне и подвизавшихся на одной и той же исторической почве, то мы не вправе оставить без внимания и этих трех сподвижников великого пророка.

    * * *

    1Caspari. Zur Einführung in das Buch Daniel. Leipzig. 1869. S 107 – 108

    2Несколько аналогичный этому пример мы видим в истории ассирийского (израильского) плена: половина потомков Авраама как-то бесследно стушевалась и исчезла с исторического горизонта, хотя политически и не погибла (ср. 1Езд. 2:27–29).

    Значение имени Даниил (Данил). Толкование имени.

    Значение имени Данил нужно искать в его истории. На историческую сцену это имя выходит в пятом веке до нашей эры и связанно оно с именем ветхозаветного пророка Даниила. Это почитаемый в авраамических религиях пророк, потомок знатного иудейского рода. На древнееврейском языке имя звучит как "Даниэль", а пишется как דניאל. Как же оно переводится? В переводе с древнееврейского имя Даниил означает "судья мой Бог" или "Бог мой судья". Само имя двусоставное, с чем и связано большое количество значений. Имя состоит из корней Дан — судья и Эль — Бог.

    В России имя Даниил чаще имеет краткую форму — Данил. Такая ситуация свойственна многим именам и их кратким формам.

    Значение имени Даниил для ребенка

    Маленький Даня спокойный и ласковый ребенок. Он хорошо слушает родителей и легко общается с другими детьми. Он улыбчивый и спокойный малыш. Мальчик растет активным, подвижным и жизнерадостным. Его отличают особая честность и неприятие лжи, что несвойственно детям. В юношеском возрасте склонен к сильным подростковым переживаниям, чем нередко волнует близких.

    Учеба Даниилу дается легко. Он ответственно подходит к обучению с самого детства, но некоторые предметы ему даются с трудом. Тут его нужно поддержать, а лучше найти педагога, который сможет зажечь в нем любовь к предмету.

    Здоровье Дани радует родителей. Он редко болеет, но здоровье его богатырским назвать сложно. Часто Данил в подростковом возрасте имеет проблемы с весом. Причем это как недостаток, так и избыток веса. Спорт и правильное питание исправят ситуацию, хоть и потребуют много сил.

    Сокращенное имя Даниил

    Данил, Данила, Данилка, Даня, Данька.

    Уменьшительно ласкательные имена

    Данильчик, Данилушка, Данечка, Данюшка, Даню́ша, Даню́ся.

    Отчество детей

    Даниилович и Данииловна. Есть народная форма, Данилыч и Даниловна.

    Имя Даниил на английском языке

    В английском как и в русском языке имя Даниил имеет несколько форм. Полная форма имени Даниил на английском языке — Daniel, а краткие — Dan и Danny.

    Имя Даниил для загранпаспорта Даниил — DANIIL и Данил — DANIL.

    Перевод имени Даниил на другие языки

    на азербайджанском — Daniel
    на арабском — دانيال‎‎
    на армянском — Դանիել (Даниэ́л)
    на белорусском — Данііл
    на болгарском — Даниел
    на венгерском — Dániel и Dános
    на греческом — Δανιήλ
    на иврите — דניאל‎
    на испанском — Daniel
    на итальянском — Daniele и Daniello
    на китайском — 丹尼爾
    на корейском — 다니엘
    на латыни — Daniel
    на немецком — Daniel
    на польском — Daniel
    на румынском — Daniel
    на украинском — Данило
    на финском — Daniel
    на французском — Daniel и Dani
    на хорватском — Daniel
    на чешском — Daniel, Dan
    на эстонском — Tanel
    на японском — ダニエル (Danieru)

    Имя Даниил (Данил) по церковному (в православной вере и других христианских конфессиях) — Даниил.

    Пророк Даниил, в Исламе о нем что нибудь говориться?

    Какую бы вы форму имени Даниил не приняли, она будет именно Даниил.

    Характеристика имени Даниил

    Даниила можно характеризовать как человека взвешенных решений. Он не любит спешки и когда его торопят. Чем важнее решение, тем тщательней к решению подходит Даниил. Однако приняв решение, он становится решительным и настойчивым. Если же его поторопить, то даже приступив к задаче, он всячески будет саботировать продвижение к цели. Это касается всего в его жизни. Работы, учебы, отношений с противоположным полом. В основном он уравновешен и спокоен в большинстве ситуаций, но изредка может вспылить. Чаще, даже при жизненных сложностях, продолжает улыбаться.

    Работать он любит, но если работать приходится, то это его тяготит. Склонен, как большинство спокойных уравновешенных людей, к монотонной и однотипной работе. Он с трудом перестраивается на новые задачи и это встречает его сопротивление. Если у руководителей есть возможность не менять его работы, то лучше так и сделать.

    В отношениях к женщинам Даниил может казаться застенчивым. Но на самом деле он очень темпераментный и чуткий мужчина.

    Правда что бы узнать его понастоящему, нужно попасть в круг его близких. Даниил семьянин, он тратит много энергии и средств на обеспечение домашнего уюта и благополучия.

    Тайна имени Даниил

    Тайной Даниила можно назвать его аналогичный ум. Многие, не видев какой бывает Даниил когда увлечен чем либо, думают что аналитика не его сильная сторона. Однако если Даниилу что-то стало интересно, то тут просыпается его ум. Это для многих оказывается открытием.

    Обидчивость и ранимость Даниила в связи с его замкнутостью можно назвать его тайной. Он редко если обиделся, об этом говорит, но запомнит надолго. А его ранимость делает его обиды постоянными. Однако злопамятным его не назовешь, скорее настороженным в отношениях к обидчику.

    Планета — Меркурий.

    Знак зодиака — Близнецы.

    Тотемное животное — Белка.

    Цвет имени — Серо-голубой.

    Дерево — Ясень.

    Растение — Лютик.

    Камень — Синяя яшма.