Работа в исламе

18.04.2018 0 Автор admin

Значение труда в Исламе как средства воспитания

Ключ для понимания истории человечества и развития общества мы видим и в роли труда. Поэтому для познания истории Ислама, как части истории общественно-этической мысли, необходимо определить место и значение труда в учении Ислама.

Проведя анализ мусульманских источниках, мы пришли к выводу о том, что в Исламе категория «труд» считается основополагающей. Труд это способ удовлетворения потребностей общества, основа его богатства. По Исламу труд — творец общества, и, если Бог сотворил человека, то развитие человека на основе труда считалось продолжением творения Бога. Труд является средством воспитания самого человека, который только с помощью труда становится мыслящим человеком. А когда человек мыслит, он может отличить добро от зла, пользу от вреда. Тем самым он может найти свой путь к самосовершенствованию. Таким образом, труд занимает центральное место в учении и практике Ислама. В ходе исследования мы выявили, что в Исламе проповедуется идея приобщения человека к активному созиданию жизни. Общество, как известно, немыслимо без труда и без производства материальных благ, так как «кроме молитвы люди должны заниматься трудом, ибо жить за счёт чужого труда грешно».

Как мусульманки в Москве ищут работу

«Тот, кто не трудится, — не встречается с трудностями, не встретившись с трудностями, — он забывает Бога». Поэтому такой человек сбивается с пути (тариката). Следовательно, богоугодные деяния также связаны с трудом.

Пророк Мухаммад говорил, что «творящий — любимец Аллаха». Отсюда видно, что в основе учения Ислама лежит именно учение о труде, о созидательном и сознательном труде. По Исламу, для занятия честным трудом необходимо соблюдать следующие правила:

— «твоё ремесло не должно основываться на базе похищенного (нечестно присвоенного, чужого) имущества;

— ремеслом надо заниматься для удовлетворения своих потребностей, а не для обогащения;

— ремесло считать источником своих доходов (благ), а благо происходит от Бога;

— с тем, кто нечестным трудом приобретает богатство, не вступать в деловые отношения;

— в процессе своей трудовой деятельности (не допускать) не совершать грехов.

По Исламу воспитание в труде — это, прежде всего «воспитание любви к труду», при этом в проводится сравнение, что это то же самое, что поддержка любви к учению, к знанию, воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому, сущему, прекрасному, ведь если не поработать во благо людей, красоты, то, как же их можно полюбить. Труд — это и развитие склонностей, воспитание характера, нравственности, убеждений — все педагогические задачи и цели сводятся к одному — к труду. Одна из главных целей Ислама — привитие человеку любви к труду. Как известно, труд входит в духовную жизнь человека, и первым шагом в исламском воспитании является предельное сближение умственного и физического труда. Ведь, общеизвестно, что умственный труд имеет такое же значение для воспитания, как и физический. В Священной книге мусульман Коране есть высказывание о том, что «нужно сочетать оба вида труда, развивать как (раас) голову, так и (аядин) руки». Согласно Исламу человеку нужно привить любовь к «будничной работе». И эта подготовка, т.е. подготовка к труду, сказано в Коране, должна проводиться по всем линиям воспитательной работы, а важнейшей из них является сознание, мысль, духовная жизнь. Человек должен понимать, что и для чего он делает. Труд перестаёт быть обыденным, банальным, скучным, он начинается с замысла, с мысли, с мечты и заканчивается появлением чувства удовлетворения и гордости. Человек должен научиться переживать радость труда, понимать его значение. Ведь, там, где труд, там и слово Бога воспитателя, там размышление о величии труда, там его осмысление. Трудовое воспитание — это отличительная черта Ислама.

В Исламе труд имеет две стороны — личную, индивидуальную и общественную. Вполне естественно, говорят исламские источники, что труд должен приносить удовольствие, через создание каких-то ценностей, чего-то такого, чем можно пользоваться. В меру своих возможностей человек создаёт себе комфортные условия, накапливает материальные богатства. Но в обществе люди, как известно, разные по своим возможностям как физическим, так и умственным. Поэтому Исламом предусмотрено следующее, на наш взгляд очень важное положение. Часть произведенного или накопленного посредством своего труда, человек обязан жертвовать ради общества, в пользу этого общества, в его благо. Это, прежде всего забота о настоящем человеческом счастье, то есть о жизни.

Согласно Исламу без труда, во всей его сложности и многогранности, человека очень сложно воспитать, так как отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. При этом любовь к труду, то есть трудолюбие, как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности. Воспитательная роль труда, по Исламу, зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу. Ведь, как известно, соединение умственного труда с физическим — это не увеличение физической нагрузки рядом с умственной, а постоянное применение интеллектуальных усилий в физическом труде.

Трудолюбие — это, прежде всего сфера эмоциональной жизни людей. Человек стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Радость труда — сильная воспитательная сила, благодаря которой человек осознаёт себя членом общества.

Однако радость труда, несравнима ни с какими другими занятиями, приносящими радость. Эта радость невообразима без ощущения, переживания прекрасного, красоты, но здесь прекрасное — не только то, что получает человек, но, скорее всего то, что он создаёт. Радость труда — это красота человеческого бытия, в процессе изучения которой, человек переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. А важная воспитательная задача, согласно Исламу, заключается в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости, каждого человека основывалась на трудовом успехе. И по Исламу педагогическая мудрость воспитания посредством труда заключается в том, чтобы утвердить в сердце человека отношение к труду. Ведь труд — это не только жизненная необходимость, без которой немыслимо человеческое существование, но и сфера проявления духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрываются богатства человеческих отношений.

По Исламу, труд мобилизует человека, является дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания. Ведь чем сильнее человек понимает возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле. Труд является и возможностью совершенствоваться, в нём открываются возможности двигаться вперёд, развиваться. Однако следует помнить, по Исламу, воспитательным является тот труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы. Хотя, конечно надо воспитывать готовность сознательно выполнять всякую работу, необходимую для общества. Но это моральное качество само является о результатом воспитания. Итак, человек, может, сознательно трудиться и будет готов выполнять всякую работу, только после того, как он научится осознавать необходимость выполнять самые неприметные трудовые операции, а этого можно достигнуть только в целенаправленном воспитательном труде.

Мы сосредоточили наше внимание на прояснении содержания многогранного нравственного потенциала «исламской педагогики» и ее системного представления. Провели историко-педагогический анализ становления этической системы Ислама от истоков до настоящего времени, изучили его социально-педагогические позиций в современном мире.

АВТОР: Гильмутдинов Б.Р.

ХАДИСЫ О ПРАВИЛЬНОМ ВЕДЕНИИ БИЗНЕСА

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:«В Судный день честный, правдивый торговец будет вместе с Пророками, праведными, а также шахидами». (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Был один торговец, дававший деньги людям в долг. И если его должники оказывались в затруднительном положении, он говорил своим служащим: «Простите им их долги, чтобы Аллах мог простить нас». И так Аллах простил его». (Аль-Бухари)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: 
«Продавец и покупатель имеют право удержать или вернуть товар до тех пор, пока они не разошлись или не разойдутся; и если обе стороны говорили правду и раскрывали недостатки и качества (товара), то тогда они будут благословлены в своей сделке, а если они лгали или что-то скрыли, то блага этой сделки будут утеряны».
(Аль-Бухари)

ХАДИСЫ О ПРАВДИВОСТИ

Хузайфа рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поведал нам два рассказа, претворение в жизнь одного из которых я уже увидел, и теперь нахожусь в ожидании второго. Он рассказывал, что честность сохранилась в глубинах сердец людей, потом они стали изучать ее из Корана, а потом из Сунны Пророка (мир ему и благословение).

Он также рассказал нам об исчезновении честности, сказав:
«Человек ляжет спать, а в это время честность будет отнята из его сердца, и останется от нее только след, похожий на след огня. Он будет спать, а в это время (из его сердца) будут удалены остатки честности, а след от нее будет похож на волдырь, который выходит на поверхность кожи, когда уголек касается ноги, но внутри волдыря на самом деле ничего нет. Так, наступит день, когда люди будут иметь друг с другом дело, но не найдется среди них практически ни одного человека, заслуживающего доверия. Потом скажут, что в таком-то племени проживает такой-то человек, который честен, и человеком будут восхищаться за его ум, хорошие манеры и силу, хотя на самом деле в его сердце не будет имана и с горчичное зерно».

Рассказчик добавил: «Я застал такое время, когда меня ничто не удерживало иметь дело с кем бы то ни было из вас, потому что, если он был мусульманином, его религия удержала бы его от обмана; если же он был христианином, то тогда его мусульманский правитель удержал бы его от надувательства; но сегодня я уже не могу вести дел, кроме как с тем-то и тем-то».

Работа по Исламу: важные советы тем, кто работает и зарабатывает деньги

(Аль-Бухари)

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Правдивость ведет к праведности, а праведность ведет к Раю. Человек, говорящий правду, запишется как правдивый человек. Лживость ведет к порочности, а порочность ведет к огню. Человек продолжает лгать, пока не будет записан как лжец перед Аллахом». (Аль-Бухари)

Имам Малик (рахимахуллах) передал, что слышал, как кто-то спросил Лукмана Мудрого : «Что привело тебя к тому высокому статусу, которому мы свидетели?». Лукман ответил: «Правдивая речь, оправдание доверия и оставление того,что меня не касается». («Муватта» имама Малика)