Распространение ислама в дагестане

09.04.2018 0 Автор admin

Распространение ислама в Дагестане.

VII — Х вв. прошли под знаком арабо-хазарских войн с участием горцев Северо Восточного Кавказа. Начало мусульманского периода в истории региона положил поход 642–643 гг. Сураки ибн Амра на Дербент, предпринятый по приказу второго “праведного халифа” Омара (Умар, прав. в 634–644 гг.). Вскоре после этого другой арабский полководец, Салман ибн Рабиа, совершил поход из Закавказья против хазар и горцев Южного Дагестана. В первой половине VIII в. арабы завоевали Дербент и оттеснили хазар на север.

Используя город как свой опорный пункт, они продолжали бороться с хазарами, обращая в ислам жителей Дагестана и облагая их данью (джизья, харадж). Вдоль Горной стены были построены “исламские центры” – крепости, населенные гази – бойцами за веру, происходившими из городских низов. С VIII в. на территорию Дагестана началось переселение арабов из Сирии и Ирака, основавших тут ряд селений, некоторые из которых (ал Мухаммадия/Гемейди, Баб Вак/Дарваг и др.) сохранились до XX в.

Наибольших успехов добились Маслама, сын халифа Абд ал Малика (из династии Омейядов (661–750), прав, в 685–714 гг), и халиф Мерван (Марван, жил в 688750 гг, прав. с 745 г.). Маслама завоевал в 707–708 гг. Юждаг, совершил в 713–714 гг. поход под Семендер, а в 728–729 гг и 733–735 гг. нанес ряд поражений хазарам. Будущий халиф Мерван, выступив в 737 г. из Сирии, разбил войска Серира и Гумика, глубоко проник в земли Хазарии и в 739 г. вышел к Дону, где захватил в плен 20 тыс. славян. Разбитый им хакан обязался принять ислам, но так и не выполнил своего обещания.

Арабские завоевания на Кавказе прекратились при халифе ал Мансуре (прав. в 754–755 гг.).

В IX Х вв. Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств.

Арабы и принятие ислама на Северном Кавказе

Хазарский каганат оказался долговечнее своего противника. Он просуществовал до второй половины XI в. и перестал функционировать как политическая единица после поражения от хорезмийских войск.

Эпоха арабских завоеваний и арабо хазарских войн на Северо Восточном Кавказе составляет важный рубеж, с которого средневековые мусульманские авторы начинали историю Кавказа. “История Дагестана” (Тарих Дагистан, XIV в.) Мухаммед Рафи, Хроника Махмуда Хиналугского (1456), “История Абу Муслима” (Тарих Аби Муслим, не ранее XVI в.), “Дербент наме” (Дарбанд нама, XVIII в.) и другие дагестанские хроники утверждают, что все коренные народы Северо Восточного Кавказа добровольно приняли ислам при арабах. Исламизация Дагестана (а порой и Чечни) приписывается в них известному политическому и религиозному деятелю Абу Муслиму (Абд ар Рахман ибн Муслим (уб. в 755 г.). Это один из любимых народных героев мусульман Кавказа, Ирана и Средней Азии. Восстание, поднятое им в Иране в 748 г, помогло свергнуть династию Омейядов и посадить на престол Аббасидов (750 1258 гг), прямых потомков ал Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. Аббасиды же и убили Абу Муслима, увидев в нем своего соперника.

Ученые XX в. развенчали легенду об исламизации Северного Кавказа Абу Муслимом.

Известно, что он никогда не был на Кавказе. К тому же, ему приписывают религиозные войны, которые велись без малого 500 лет, с конца VII до середины XIII вв. Большую часть походов на Дагестан, приписанных ему, на самом деле совершил его старший современник Маслама. В хрониках же имена их слились. Из перса Абу Муслим превратился в араба из рода Пророка. В то же время нельзя утверждать, что никакого Абу Муслима на Кавказе не существовало. В средневековом Дагестане это имя носили несколько миссионеров. Один из них проповедовал в X в в Дербенте, другой (родом из Аравии) был похоронен в XI в в Хунзахе, где сохранился его мавзолей. Скорее всего, сегодня под именем Абу Муслима скрывается обобщенный образ героя исламизатора, возникший благодаря слиянию биографий нескольких исламских миссионеров арабского, иранского и местного происхождения, действовавших на Северо Восточном Кавказе в VIII–XVI вв.

Изыскания дореволюционных и современных российских историков показали, что в действительности исламизация края затянулась почти на тысячелетие. К X в. ислам утвердился только в Юждаге (вокруг Дербента). На втором этапе (конец X–XVI вв.) ислам распространяли местные миссионеры. К XIII–XIV вв. мусульманами стали большинство горцев Дагестана. Ислам утвердился на всей территории региона, вытеснив прежние религиозные верования, включая христианство и иудаизм.

Предки андо-цезских народов и чеченцы были обращены в ислам только в XV–XVI вв.

Но только на третьем этапе (XVII – начало XIX вв.) все современные мусульманские народы региона постепенно отошли от домусульманских обычаев. Еще в 1-й половине XIX в. Шамиль долго боролся с противоречащими шариату правовыми нормами и обычаями (адат).

Арабское вторжение в Дагестан

Религия в древнем и средневековом Дагестане