Развод в исламе

24.05.2018 0 Автор admin

ТАЛАК (развод) в мусульманском браке

Вся Хвала Аллаху.
Этот вопрос часто возникает у многих мусульманок, и в отдельных темах он тут кажется уже несколько раз поднимался еще давно.
Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара 2: 236).

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См. “аль-Мугъни” 8/235.

Однако ученые Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа ученых говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/227.

Но ученые, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.

Что же касается развода без причины, то среди ученых были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады ‘Ийяда. См. “аль-Мугъни” 8/235.

Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком! Имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/228.

Что касается указаний на то, что несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без причины, то доводы на это следующие:

Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163. Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.

Во-вторых, шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055.

Может ли женщина сама развестись с мужем ?

Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.
И если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы за такое женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.

Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102).

В-пятых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе! Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему — сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “да, ты!" (или: "Ты хорош!”)» Муслим 2813.

‘Къады Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому! Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349.

Также с дозволения Аллаха приведу слова некоторых известных ученых, выбравших упоминаемое мнение:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основа в разводе – порицание! Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нем. Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему, сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил его до тех пор не разлучил между ним и его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Ты хорош!”» Муслим 2813. И Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 33/81.
Также шейхуль-Ислам говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/89.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод!» Этот хадис не достоверный, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или например, женщина имеет большой недостаток в религии или в ее целомудрии, и не возможности на нее повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись!» Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55.

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.

‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар развелся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?!» Он сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Так почему же ты развелся с целомудренной мусульманкой?!» и после этого он вернул ее”. Са’ид ибн Мансур 1099. Иснад достоверный.

источник

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

comments powered by

Талак

— Под этим именем известен в мусульманском праве самый распространенный вид развода, заключающийся в том, что муж освобождает жену от всех дальнейших обязанностей и отсылает ее к родителям с сохранением ею своего мегра (калыма, кебина, вена). Т. можно дать жене без всякого повода с ее стороны.

Как относится церковь к разводу: считается ли это грехом?

Для его законности, кроме совершеннолетия, наличности разума, здоровья души и тела, требуется отсутствие принуждения, внутреннее убеждение в необходимости развода. Поэтому нельзя объявлять Т. от имени пьяных, находящихся в тяжких болезнях, приговоренных к смерти, а также без разрешения опекунов — от имени слабоумных и сумасшедших. Самый Т. совершается через произнесение сигге — словесного согласия на Т. После этого, по Корану, для вступления Т. в законную силу, требуется истечение особого срока — иддета, который равняется 3 куру, если женщина не беременна, а в противном случае простирается до разрешения от бремени. О значении куру существует разногласие между школами Шафии и Абу-Ханифы: первая понимает куру в значении одной менструации, а вторая — в значении времени от одной менструации до другой. Во время иддета жена находится в полной нравственной зависимости от мужа, который, по Корану, должен давать ей содержание и не имеет права прогнать ее из дому; брак существует и потому как жене нельзя выходить замуж, так и мужу не дозволяется брать в дом новую жену, если разводимая была четвертой. В течение иддета за женой сохраняется и право наследования. Срок этот дается для того, чтобы муж мог обдумать свой поступок и изменить свое решение; поэтому если муж во время иддета изъявит на словах свое согласие соединиться вновь или же известными действиями, как то: объятьями, поцелуем и т. п. выскажет свое расположение, то Т. уничтожается и жена вступает вновь в свои законные права. Если муж в течение иддета не помирится, то наступает так называемый Т. реджий, не препятствующий прежним супругам вступить впоследствии друг с другом в новый брак. Если кто-либо отпустит одну и ту же жену три раза, то наступает развод окончательный, так называемый Т. боин, после которого новый брак не дозволяется, разве если жена выйдет замуж за другого и получит от него развод. На Т. основывается в Дагестане особенно интересный вид присяги — так назыв. хатун-талак или кебин-талак: присягающий клянется, что если он скажет неправду, то брак его незаконен. Если у присягателя несколько жен, то он обязан предварительно указать, на которую из них он присягает. В случае ложной присяги жена обязана уйти от мужа, получив все ей следующее, как при добровольном разводе. Ср. Хидая, "Комментарии мус. права" (пер. Гродекова, Ташк., 1893); Фан-ден-Берг, "Основные начала мусульман, права согласно учению имамов Абу-Ханифы и Шафии" (пер. Гиргас, СПб., 1882); бар. Торнау, "Мусульман. право"; А. В. Комаров, "Адаты и судопроизводство по ним"; М. Ковалевский, "Закон и обычай на Кавказе" (Москва, 1889); Keijser, "Introduction au pr écis d’Abou Chodjâ"; A. v. Kremer, "Culturgeschichte des Orients" (Вена, 1875—79, т. II); W. Lane, "The Modern Egyptians" (Лонд., 1860); Dueau, "Droit musulman"; Baillie, "A Digest of the Moohummu Lan Law" (Лонд., 1875).

П. Гидулянов.

Развод в Исламе

Условия развода

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.
Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием кула.
Развод — это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.
Суть развода заключается в том, что он порицаем, так как из-за него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями. Если мужчина не любит жену и не может продолжать супружеские отношения с ней, то он вправе дать ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:
1.Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в период, когда у нее менструации, то он нарушает запрет. Развод в этом случае признается недействительным, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.
2.Если муж вступал с женой интимные отношения после завершения цикла, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится: забеременела она или нет.
Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в интимные отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет. Сказал Всевышний Аллах:
О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок…(Сура Развод, 65:1)
Сказал Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими): "Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо когда вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте развод, когда у нее менструации завершатся".
Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза. Например говорить: "Ты — разведена два раза", или: "Ты — разведена три раза", или: "Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена". Повторять трижды "Ты — разведена" запрещено в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал о человеке, объявившем развод трижды: "Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас".
Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их. Всевышний Аллах сказал: "Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя". (Сура "Развод", 65:1)
Он также сказал: "А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный". (Сура "Корова", 2:229)

Порядок развода

Поскольку развод — это разрыв связей с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, из которых укажем на следующие:
1.Необходимость соблюдения периода идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.
Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в интимные отношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак. Это соответствует следующим словам Всевышнего:
О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы. (Сура Сонмы, 33:49)
Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж:

три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации;

три месяца, если она не имеет менструаций;

время до рождения ребенка, если она беременна.

Запретность жены для мужа (т.е. запрет на вступление с нею в брак) в том случае, если он до этого давал ей развод дважды. Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется по какой-либо дозволенной причине. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего: Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. Сура "Корова", 2:229
Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим. Сура "Корова", 2:230
Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.
Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: "Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой".
"Как это?" — спросила жена.
"Я дам тебе развод, — ответил муж, — а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока". Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Аллах Всевышний ниспослал следующее: "Развод — двукратен…", ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.
Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами даже кинтар золота, то не забирайте ничего из этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" (Коран, 4:20).
Если инициатива развода исходит со стороны жены, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного , если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод . Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, — нечестивцы" (Коран, 2:229).

Однажды женщина пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: "Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?" И она сказала: "Да". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).
В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но вынуждена требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.
Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

Нежелательность развода

Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: "Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего" (Абу Дауд).
Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее:
"Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое" (Коран, 4:19).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) давал такие указания: "Верующему не дозволено относится недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго" (Муслим).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто — лучший для своих жен. "Уверовавшие наилучшим образом проявляющие свою веру те, кто у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам" (Тирмизи).
Однако Ислам — это практическая религия и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно.
Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах:
"Мужья — попечители жен , поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья из имущества своего. Преданы женщины добродетельные , и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте , избегайте их на ложе супружеском и побивайте их. Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик.

Бракоразводный процесс в исламе

Если опасаетесь вы развода между супругами, то назначьте по представителю справедливому со стороны его семьи и ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах" (Коран, 4:34-35).
Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям. Следует заметить, что в свете вышеприведенных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать "искать пути против" жены, что и выражено ясно в этом аяте. Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее.

175080: Он трижды развел свою жену в состоянии сильного гнева

Я принял Ислам и женился недавно, поэтому для меня всё кажется новым.
Между мной и моей женой произошла сильная ссора, во время которой я в состоянии гнева сказал ей: «Ты трижды разведена!» После этого я сильно сожалел об этом, просил Аллаха о прощении. До сих пор я очень страдаю, плачу и не могу спать. Аллах знает, как я сожалею об этом.
Откровенно говоря, я не знаю, было ли у меня в тот момент намерение развести или нет. Как я понял, развод без присутствия свидетелей и в гневе не принимается. Однако я признаюсь, что я не должен был делать этого. Существует много мнений, что произнесение троекратного развода считается как один, а другие говорят, что это считается троекратным разводом.
Во время чтения Корана я не нашел упоминания о том, что развод происходит немедленно. Однако я обнаружил дискуссии по поводу хадисов: что развод в гневе не действителен.
На этом сайте я прочел статью: (http://www.docstoc.com/docs/38572068/when-talaq—divorce-is-not-valid-in-islam
У меня есть несколько вопросов по этому поводу. Я считаю, что я обнаружил на них ответ в этой статье, но хочу убедиться в этом.
Я не знаю, что мне делать. Я не хотел разводить ее, и Аллах – Свидетель моим словам.
В соответствии с мазхабом Абу Ханифы, которого придерживаются в моей стране, троекратное одновременное произнесение слова «развод» считается троекратным разводом. После чего немедленно происходит расставание. Я не знаю, что мне делать. Эта ситуация очень давит на меня и мою жену, так как непонимание друг друга или гнев стали причинами этого.
Я прочел, что при разводе необходимо присутствие свидетелей, необходимо выждать временной срок, и что развод не осуществляется, пока супругам не будет дан шанс для примирения. Касаются ли все эти моменты моей ситуации?
Также я прочел статьи со следующего сайта: http://naqshbandia.info/Married%20Nikah%20Talaq/NIKAH_TALAQ.htm
Они не согласны, что (в моей ситуации) произошел троекратный развод, и видят, что это – нововведение.
Также есть сайт: http://www.ourbeacon.com/cgi-bin/bbs60x/webbbs_config.pl/md/read/id/314123119153005
Здесь говорят, что развод в состоянии «игляк», то есть что развод под принуждением, при неожиданности или в гневе недействителен.
Можете ли вы помочь мне, приведя серьезные доказательства?

10 правил развода в исламе

Если вернуться к мазхабу Абу Ханифы, то три слова о разводе означают троекратный развод, и немедленное расставание с женой. Но мне кажется, что они единодушны с остальными учеными в том, что во время сильного гнева развод не имеет законной силы. Я не знаю, что мне делать, и прошу Аллаха помочь мне. Мне сказали, что три значит три, и мне необходимо расстаться со своей женой.
Я прочел на вашем сайте следующее:
http://islamqa.com/en/ref/45174 , http://islamqa.com/en/ref/96194 .
Также существуют другие сайты, которые заявляют, что три означают троекратный развод.
Прошу вас помочь мне, так как это для меня имеет большое значение.

Published Date: 2013-03-11

       Хвала Аллаху.

       Во-первых.

       Для осуществления развода наличие свидетелей не является условием. Развод имеет законную силу без свидетелей.

       Во-вторых.

       В отношении разводов по причине гнева: некоторые из них имеют законную силу, а другие – нет. Гнев, который препятствует установлению развода, — это сильный гнев, такой, что затмевает разум и мысли человека, то есть человек говорит о разводе, не имея намерения и желания разводить свою жену. Подробности смотрите в ответе на вопрос № 45174.

       В-третьих.

       Одновременный троекратный развод, в соответствии с более достоверным мнением, считается однократным.

       Обратитесь к ответу на вопрос № 170606 и просмотрите ссылки в этом вопросе.

       В-четвертых.

       Если мужчина произнес слово, очевидно и ясно указывающее на развод, то развод считается произошедшим, несмотря на наличие или отсутствие намерения мужа разводить свою жену. Так как при очевидном разводе намерение условием не является, если только мужчина не развел свою жену под принуждением, или был в состоянии сильного гнева. В этих случаях развод законной силы не имеет.

       Смотрите ответ на вопрос № 174341.

       Если Вы попросили вынести решение (фетву) по Вашему вопросу у ученого, чьему знанию Вы доверяете, то Вам необходимо поступать в соответствии с ним и не смотреть на слова других.

       А Аллаху ведомо лучше.

Никах в Кул-Шарифе сейчас не проводится

Первые годы после открытия мечети Кул-Шариф в ней проводились прекрасные никахи и о том как это было рассказано в этом разделе сайта. Но сейчас никахи в мечети Кул-Шариф не проводятся, будут ли проводиться в будущем — информации нет

Что нужно знать о никахе

Никах — исламское бракосочетание, брачный союз по шариату. Согласно Священному Корану, брачный союз между мужчиной и женщиной является одним из важных предписаний религии. Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) сказал "Кто женился, тот выполнил половину веры", то есть создание праведной семьи, живущий по исламу, является по значимости половиной религиозной практики мусульманина.


Рустем Зиннуров читает никах в Кул Шарифе
Никах в мечети Кул-Шариф
Мечеть Кул Шариф

Без никаха не допускается чтобы мужчина и женщина разговаривали друг с другом кроме разговора по поводу покупки, учёбы, работы (то есть вынужденные диалоги). Также запрещено смотреться и прикасаться друг к другу неродственникам. Никах снимает все эти запреты и делает пару супружеской. Именно никах предостерегает их от блуда и скверны и возлагает на них большую ответственность по правильным отношениям между собой. Это не только получения права на общение, страсть и совместный быт, но и взятие обязательств по обереганию личности, обеспечению, сохранению семейного уюта, воспитанию детей. Никах — это договор о взаимных обязательствах перед Аллахом и отвечать за исполнение этого договора предстоит тоже перед Аллахом, который не забывает ни одного договора.

Развод (талак) по причинам типа "Не сошлись характерами, прошла любовь, надоели, возникла другая любовь" невозможен, это запретно (харам) и влечёт очень большую ответственность в Судный день. Никах — крайне прочный пожизненный союз со строгой ответственностью и большими правами друг на друга, знайте это заранее.

Знайте же какой именно договор вы заключаете в момент никаха. Никах не предусматривает развода (талака) по другим причинам, кроме описанных в шариате. Развод является самым ненавистным перед Аллахом действием из разрешенных. Развод (талак) может быть дан либо мужем, либо утверждён казыем (шариатским судьёй) в исключительных случаях, например:

неисполнение мужем обязанности материального обеспечения семьи
шариатом установлен минимум по питанию и одежде

шариатом установлен минимум по питанию и одежде

угроза религиозному мировоззрению со стороны одного из супругов

если один из супругов убеждает, либо неуважительно относится, либо своими действиями способствует выходу второго супруга из Ислама, либо совершения им грехов

незаконное избиение мужем жены

шариатом предусмотрены случаи когда муж может образумить жену физической силой. Также установлены и строгие рамки этого, выход за которые делает применение силы незаконным

постоянные упрёки одного супруга другому супругу чем-то, чего у него нет

например, в сунне известен случай, когда пророк Мухаммед, мире ему, развёл одного из своих сподвижников с его женой после того, как тот сообщил, что она, будучи богаче своего мужа, постоянно попрекала его небогатым положением

Развод (талак) длится несколько месяцев, состоит из трех процедур-этапов, после развода (талака) больше нельзя заключить никах между теми же людьми (кроме как если женщина побывает замужем за другим и разведется с ним тоже).

ТАЛАК (развод) в мусульманском браке

Порядок проведения никаха в Кул Шарифе

Сейчас никахи в Кул-Шарифе не проводятся

Для проведения никаха в мечети "Кул-Шариф" нужны были следующие условия:

личное присутствие жениха и невесты, родителей, свидетелей

согласие жениха, невесты и одобрение их родителей (если родителей нет в живых, то опекунов)

понимание женихом и невестой сути брака и никаха, сознание ими, что сейчас между ними будет прочитан именно никах (они должны иметь намерение на никах и ни на что другое)

свидетели: совершеннолетние мужчины-мусульмане

исповедание женихом ислама, а невестой — либо ислама, либо христианства, либо иудаизма

угощение для гостей

махр (обязательный свадебный дар) жениха невесте, который её устроит и который останется с ней в случае развода для пропитания

Как это было

Все участники никаха должны прийти в строгой, чистой, нарядной одежде, покрывающей аурат (участки тела, которые требуется скрывать от неродственников). Мужчинам следует также воспользоваться благовониями (духами), а женщинам не стоит этого делать. Никах в мечети Кул Шариф может проводиться на русском или на татарском языке.

Никах должен заключаться не ради расчета, не ради моды, культуры или традиций, не ради безудержной эмоциональной любви, а только ради довольства Аллаха тем, что создается новая крепкая мусульманская семья. Никах — это один из обрядов религиозного поклонения.

Во время никаха сторонам будут разъяснены их права и обязанности в браке, затем будет спрошено об их жалении вступить в брак друг с другом, будет спрошено у родителей об их одобрении, будет спрошено у свидетелей запоминают ли они происходящее. Будет спрошено у жениха и невесты являются ли они мусульманами, во что они верят. Будет спрошено о том, какой махр предлагает жених невесте, а у неё будет спрошено принимает ли она такой махр. Затем будет прочитана небольшая часть Корана и никах будет заключен. С этого момента возникнет новая семья, возникнут все их права друг на друга и обязанности друг перед другом, будет заключен договор перед Аллахом, за неисполнение которого будет строжайший спрос в Судный день.

Свадьба после никаха

Сейчас никахи в Кул-Шарифе не проводятся

Затем может начаться свадьба, то есть празднество и застолье по случаю никаха, а за общением молодой семьи больше никто не может следить (как должны следить за общением жениха и невесты), так как теперь они муж и жены и дозволены друг другу. Свадьба может быть пышной или скромной по усмотрению самой семьи. Если на свадьбе присутствуют немусульмане, следует проследить чтобы застолье оставалось строго халяльным. На свадьбе людям следует веселиться, грустная свадьба не будет богоугодной. Должны присутствовать родственники и друзья, запрещено звать только богатых знакомых и не звать бедных знакомых из расчета получить дорогие подарки.

Во время свадьбы разрешается выполнять местные свадебные традиции при условии, что они не противоречат шариату.


Видео с никаха в Кул-Шарифе

Чаепитие после никаха в Кул Шарифе

Сейчас никахи в Кул-Шарифе не проводятся

Сразу после никаха в мечети "Кул-Шариф" можно было провести свадебное чаепитие. Для этого требовалось:

питьевая вода из расчёта 5 литров на 10 человек

салфетки бумажные

заварку в пакетиках

к чаю пироги, торты (без алкоголя), фрукты, соки можно

чистящее средство для мытья посуды.

полотенца, салфетки для рук.

всему женскому полу платки, шарфы

для невесты желательно букет цветов, резинку для волос, иголки, булавки для закрепления платка, шарфа.

на ноги носки или вторую обувь

наличие количества людей максимум 22 человека.

тюбетейки мужскому полу желательно.

за полчаса до начала никяха подойти в приёмную тем, кто будет накрывать на стол.

после никяха привести столы в порядок, всё убрать за собой.

Мечеть "Кул-Шариф" не брала никакой платы за проведение никаха, стоимость, цена никаха в Кул Шарифе была равна 0. Оплачиваться могли услуги фотографа, это по желанию.


Никах в мечети "Кул-Шариф", слайдшоу

Рассказать друзьям